Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

39 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51081-97 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на кресла-коляски с ручным и электроприводом и скутера, обеспечивающие передвижение пользователя массой не более 100 кг внутри и вне помещений со скоростью не более 15 км/ч.

  Скачать PDF

Действие завершено 01.01.2017

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Технические требования

5. Методы испытаний

5.1 Общие положения

5.2 Испытательное оборудование и средства измерения

5.3 Порядок подготовки кресла-коляски для испытаний

5.4 Выбор и размещение испытательных манекенов

5.5 Испытания на статическую прочность

5.6 Испытания на ударную прочность

5.7 Испытания кресел-колясок на усталостную прочность

6. Оценка результатов испытаний

Показать даты введения Admin

ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8-96)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ, УДАРНУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ

БЗ 1-96/51


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р 51081-97

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России и государственным научно-производственным предприятием (ГНПП) “Медоборудование” по федеральной комплексной программе “Социальная поддержка инвалидов”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 59

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 “Технические средства для инвалидов”

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июля 1997 г. № 262

4    Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7176-8—96 “Кресла-коляски. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность”, за исключением раздела 3 и пункта 5.2

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

ГОСТ Р 51081-97

/ — винтовой стержень; 2 — прокладка 0 (50±10) мм; 3 — шар, наполненный свинцовой дробью диаметром (3,5±1) мм, с покрытием из пенопласта со следующими характеристиками: плотность (75±15) кг/м3, твердость (325±60) Н, сферичность ±20 мм.

Общая масса шара (25±0,5) кг

Примечание — Допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.

Рисунок 3 — Маятник для испытания спинки кресла-коляски

на ударную прочность


1 — стальная труба; 2 — стальной блок; 3 — центр удара

Рисунок 4 — Маятник для испытания ручного обода на ударную прочность


9


5.2.8    Испытательные манекены по ГОСТ Р ИСО 7176-11 со следующими изменениями:

Голеностопную секцию манекена массой 100, 75, 50 кг заменяют двумя секциями, конструкция которых позволяет быстро прикрепить их к опорам стопы кресла-коляски. Характеристики секции:

а)    масса — (3,5 ± 0,5) кг;

б)    высота центра тяжести над опорой стопы кресла-коляски — (20 ± 2) мм.

Примечание — Могут быть использованы два стальных блока с размерами каждого 75 х 150 х 40 мм.

5.2.9    Стенд для испытаний на усталостную прочность (двухвалковый испытательный стенд).

Стенд состоит из двух вращающихся цилиндрических барабанов диаметром (250 ± 25) мм, на которых укрепляют по две стандартные планки (рисунок 5).

Допускается использование барабанов другого диаметра, значение которого может отличаться не более чем на 30%, при условии сохранения линейной скорости поверхности вращения барабана.

Планки изготовляют из металла или другого прочного материала длиной, обеспечивающей контакт с одним колесом кресла-коляски.

Планки закрепляют на поверхности барабана параллельно его оси и монтируют так, чтобы угол между планками составлял 180° (рисунок 5).

Барабаны должны быть расположены так, чтобы их оси были параллельны в горизонтальной плоскости и разделены между собой расстоянием, равным базе колес испытываемого кресла-коляски.

Скорости барабанов должны быть отрегулированы так, чтобы линейная скорость поверхности вращения переднего барабана на (2—7)% превосходила линейную скорость поверхности вращения заднего барабана, значение которой должно составлять (1,0 ± 0,1) м/с .

5.2.10    Устройство для испытания кресла-коляски на прочность при его падении.

Устройство должно обеспечить падение кресла-коляски с высоты (50 ± 5) мм на жесткую горизонтальную плоскость. При этом колеса кресла-коляски должны вращаться так, чтобы нагрузка приходилась на различные сегменты колес, а кресло-коляска должно находиться в неподвижном состоянии перед каждым падением.

5.2.11    Устройство, удерживающее кресло-коляску от опрокидывания.

Кресло-коляску удерживают от опрокидывания размещением специальных стержней поперек тазобедренной секции манекена или сиденья кресла-коляски (рисунок 6). Стержни должны только слегка

10


] — барабан; 2 — планка

Рисунок 5 — Двухвалковый испытательный стенд


11




а) — кресло-коляска с испытательным    б) — кресло-коляска без испытательно-

манекеном    го    манекена

Рисунок 6 — Устройство, удерживающее кресло-коляску от опрокидывания

касаться манекена или сиденья и не создавать усилий (допускаются другие виды крепления).

Другие виды крепления (ленты, тканевый материал и т.п.) накладывают вместо стержней; приложение каких-либо дополнительных усилий и складывание кресла-коляски не допускаются.

5.2.12    Устройство закрепления кресла-коляски, исключающее движение кресла-коляски вперед и назад в процессе проведения испытаний на статическую и ударную прочность, не допуская при этом приложение каких-либо дополнительных усилий к колесам кресла-коляски.

5.2.13    Угломер с нониусом по ГОСТ 5378.

5.3 Порядок подготовки кресла-коляски для испытаний

5.3.1    Кресло-коляска должно быть оснащено подлокотниками и подножкой с опорами стопы, кроме съемных ремней и подушек на сиденье.

Примечание — Аккумуляторные батареи могут быть заменены другим предметом аналогичной массы с допуском ±1 кг.

5.3.2    Если кресло-коляска оснащено пневматическими шинами, то давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.

12

ГОСТ Р 51081-97

Если установлен диапазон давлений, то следует выбирать максимальное значение.

5.3.3 Кресло-коляску устанавливают в рабочее положение в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя.

Если такие рекомендации предприятием-изготовителем не установлены, то кресло-коляску устанавливают в последовательности по

5.2 ГОСТ Р 51082.

5.4Выбор и размещение испытательных манекенов

5.4.1    Выбор и размещение испытательных манекенов проводят следующим образом:

а)    определяют угол наклона спинки кресла-коляски по ГОСТ Р 51082;

б)    выбирают испытательный манекен в зависимости от массы пользователя креслом-коляской (таблица 1);

в)    устанавливают манекен по центру сиденья кресла-коляски так, чтобы угол наклона спинной секции манекена совпал с углом наклона спинки кресла-коляски с допуском ± 3°;

г)    для кресла-коляски с составной опорой стопы голеностопные секции манекена располагают по центру каждой опоры.

Для кресла-коляски со сплошной опорой стопы голеностопные секции манекена располагают рядом по центру опоры стопы.

Примечание — В манекене массой, значение которой составляет 25 кг, отсутствуют голеностопные секции;

д)    голеностопные секции манекена крепят к опоре стопы кресла-коляски.

5.5 Испытания на статическую прочность

5.5.1    Испытания проводят на статическую нагрузку, указанную в таблице 1. При отсутствии в документации на кресло-коляску специальных указаний, испытание проводят однократным приложением испытательной нагрузки в течение 5—10 с.

5.5.2    Для нагружения плоской или вогнутой поверхности деталей кресла-коляски шириной более 20 мм используют выпуклую пластину, а для нагружения выпуклой или плоской поверхности деталей кресла-коляски шириной менее 20 мм используют вогнутую пластину (рисунок 1).

5.5.3    Испытание подлокотников кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной сверху вниз.

5.5.3.1    Испытание имитирует действия пользователя при вставании.

5.5.3.2    Испытания проводят одновременным приложением к каждому подлокотнику испытательной нагрузки Ft (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 7. Допускается изменение угла наклона линии нагрузки F{ при сохранении действующей горизонтальной составляющей силы

1 — точка приложения испытательной нагрузки

Рисунок 7 — Точки приложения испытательной нагрузки к подлокотникам

кресла-коляски, направленной вниз

5.5.4 Испытание опоры стопы кресла-коляски и скутера статической нагрузкой, приложенной сверху вниз

5.5.4.1    Испытание имитирует действие пользователя при вставании.

5.5.4.2    Испытание проводят приложением испытательной нагрузки Fi (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 8.

5.5.4.3    Для плоских опор стопы и опор стопы, имеющих две или более шины для нагружения используют выпуклую пластину, а для опор стопы, имеющих одну шину, — вогнутую пластину (рисунок 1).

5.5.4.4    Для шитых опор стопы или конструкций, не имеющих плоскую поверхность для опоры стопы, прилагают нагрузку под углом 15° ± 3 % по направлению к сиденью от вертикали (рисунок 8).






Типй

Тип Ж

Рисунок 8 — Точки приложения испытательной нагрузки к различным типам опоры стопы кресла-коляски, направленной вниз


типе


15


5.5.4.5    Для составных опор стопы нагрузку прилагают к каждой опоре стопы поочередно.


Рисунок 9 — Точки приложения испытательной нагрузки на площадку

опоры стопы скутера


5.5.4.6    К скутерам нагрузку прилагают поочередно на всей поверхности, обозначенной на рисунке 9.

5.5.5    Испытание рычагов наклона кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной сверху вниз

5.5.5.1    Испытание имитирует действия сопровождающего лица при нажиме ногой на рычаг для наклона кресла-коляски с пользователем в нем, либо при нажиме ногой на любой выступ на задней части кресла-коляски, используемый как рычаг, наклоняющий кресло-коляску назад на задние колеса.

5.5.5.2    Испытание проводят последовательным приложением к каждому рычагу наклона (выступу на задней части кресла-коляски) испытательной нагрузки (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 10.

5.5.6    Испытание ручек спинки кресла-коляски статической нагрузкой, направленной вдоль оси ручек (стягивающее усилие)

Примечание — Испытание не проводят для кресла-коляски с ручкой-перекладиной.

5.5.6.1 Испытание имитирует явление соскальзывания (стягивания) с ручек для толкания кресла-коляски, когда сопровождающее

16

ГОСТ Р 51081-97

Рисунок 10 — Точка приложения испытательной нагрузки к рычагам наклона кресла-коляски

лицо перемещает кресло-коляску с пользователем в нем вниз по спуску (лестнице).

5.5.6.2 Испытание проводят одновременным приложением к каждой ручке отдельно испытательной нагрузки F4 (таблица 1), направленной вдоль ручки, как показано на рисунке 11. При этом соскальзывание (стягивание) ручек не допускается.

В процессе проведения испытания не должно возникать радиальной, сжимающей и закручивающей нагрузки, действующей на ручку, для чего необходимо установить ограничитель, обеспечивающий поддержку ручки (рисунок 11).

5.5.7 Испытание подлокотников кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной снизу вверх

17

ГОСТ Р 51081-97

Содержание

1    Область применения................................ 1

2    Нормативные ссылки................................ 1

3    Определения...................................... 2

4    Технические требования............................. 2

5    Методы испытаний................................. 2

5.1    Общие положения............................... 2

5.2    Испытательное оборудование и средства измерения..... 5

5.3    Порядок подготовки кресла-коляски для испытаний .... 12

5.4    Выбор и размещение испытательных манекенов....... 13

5.5    Испытания на статическую прочность............... 13

5.6    Испытания на ударную прочность.................. 19

5.7    Испытания кресел-колясок на усталостную прочность . . 31

6    Оценка результатов испытаний....................... 35

III



а) и б) — варианты исполнения устройств к ручкам кресла-коляски для приложения испытательной нагрузки

1 — ограничитель; 2 — шина; 3 — ребристая стропа

Рисунок 11 — Точки приложения испытательной нагрузки

к ручкам кресла-коляски

18


ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8-96)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность

Wheelchairs.

Technical requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths

Дата введения 1998-01-01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным и электроприводом и скутера, обеспечивающие передвижение пользователя массой не более 100 кг внутри и вне помещений со скоростью не более 15 км/ч.

Настоящий стандарт не распространяется на кресла-коляски, колеса которых располагаются на более чем двух осях (например, при “ромбовидной” конфигурации).

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5378-88 Угломеры с нониусом. Технические условия

ГОСТ Р 50653-94 Кресла-коляски. Термины и определения

ГОСТ Р 50732-95 Кресла-коляски с электроприводом. Методы определения максимальной скорости, ускорения и торможения

ГОСТ Р 50924-96 Кресла-коляски с электроприводом. Методы испытаний для определения потребляемой электрической энергии

ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены.

ГОСТ Р 51082-97 Кресла-коляски. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса

Издание официальное

ГОСТ Р 51081-97

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 50653.

4    ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1    Кресло-коляска (скутер) должно быть исправным в процессе и после воздействия ударных нагрузок, связанных с резкой посадкой или падением пользователя на сиденье, столкновением кресла-коляски с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде выемок и выступов, и статических нагрузок, указанных в таблице 1, и отвечать следующим требованиям:

а)    кресло-коляска (скутер), его составные части и детали не должны обнаруживать какой-либо остаточной деформации, могущей ухудшить эксплуатационные свойства кресла-коляски (скутера) или механизма (механизмов) регулирования, значения параметров которых должны соответствовать требованиям, установленным предпри-ятием-изготовителем;

б)    в резьбовых соединениях, стопорных штифтах не должно изменяться усилие затяжки, установленное предприятием-изготовителем;

в)    в подвижных соединениях не должно быть заеданий;

г)    все регулируемые составные части и детали кресла-коляски не должны требовать регулирования или переустановки, кроме опор стопы, для которых допускается регулирование;

д)    все съемные, складывающиеся и (или) регулируемые составные части, а также электрооборудование (при его наличии) кресла-коляски должны функционировать в соответствии с требованиями, установленными предприятием-изготовителем;

е)    все электрические разъемы должны обеспечивать надежный контакт.

5    МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1    Общие положения

5.1.1    Испытания кресла-коляски (скутера) на статическую, ударную и усталостную прочность проводят в процессе приемочных, квалификационных, типовых, периодических и сертификационных испытаний.

5.1.2    Испытания проводят в следующей последовательности:

1)    Испытания на статическую прочность.

2)    Испытания на ударную прочность (проводят в любом порядке).

2


Таблица


3



Окончание таблицы 1


4


ГОСТ Р 51081-97

3)    Испытания на усталостную прочность на двухвалковом испытательном стенде.

4)    Испытание на усталостную прочность при падении кресла-коляски.

5.1.3    Испытания на статическую прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях статической нагрузки.

5.1.4    Испытания на ударную прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях ударных нагрузок, возникающих при откидывании сидящего в нем пользователя назад, столкновением кресла-коляски (скутера) с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде резких выемок и выступов.

5.1.5    Кресло-коляска (скутер) должно быть проверено непосредственно перед и после каждого вида испытания.

При обнаружении в процессе проверки любого видимого повреждения испытание прерывают для выяснения причин повреждения и его устранения.

Обнаруженное повреждение регистрируют. Допускается исправление повреждения, но при этом в журнале испытаний делают отметку с указанием этапа проводимого испытания, а при усталостных испытаниях указывают число циклов, завершенных к моменту появления повреждения.

5.1.6    После проведения испытаний проверяют функционирование кресла-коляски, для чего определяют:

а)    усилие, необходимое для перемещения кресла-коляски;

б)    возможность кресла-коляски складываться;

в)    возможность снятия и установки сменных элементов;

г)    возможность регулирования элементов.

5.1.7    Запись измерений и наблюдений проводят после каждого испытания.

5.1.8    При проведении испытаний на нескольких креслах-колясках одного типа результаты испытаний должны быть усреднены.

5.2 Испытательное оборудование и средства измерения

5.2.1    Нагружающее устройство, обеспечивающее нагрузки, значения которых составляют от 15 до 2000 Н±3%.

5.2.2    Вогнутая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).

5.2.3    Выпуклая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).

5


50±3

1 — вогнутая пластина; 2 — выпуклая пластина; 3 — нагружающая поверхность Рисунок 1 — Нагружающие пластины


5.2.4    Твердая горизонтальная испытательная площадка соответствующего размера; во время проведения испытаний прогиб площадки не должен быть более 5 мм.

5.2.5    Маятник для испытания спинки кресла-коляски на ударную прочность (рисунок 2 или 3).

5.2.6    Маятник для испытания ручного приводного обода кресла-коляски на ударную прочность (рисунок 4).

Система подвески маятника должна обеспечить его поворот на 90°.

5.2.7    Маятник для испытания поворотных колес и опор стопы кресла-коляски на ударную прочность со следующими характеристиками:

а)    общая масса (10 ± 0,25 ) кг;

б)    расстояние от оси вращения до центра удара (1000 ± 2) мм;

+ Lg ,

в)    расстояние от оси вращения до центра удара определяют по формуле

(1)

где d — расстояние от оси вращения до центра удара, м;

I — инерция маятника вокруг оси вращения, кг/м2;

Lg — расстояние от оси вращения до центра тяжести, м;

т — масса маятника, кг.

Примечание — Для данного вида испытаний может быть использован маятник для испытания ручного приводного обода на ударную прочность (5.2.6); допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.

6


1 — полиуретан (плотность 1150 кг/м3, твердость 80 единиц Шора, упругость 20%), 2 — сталь


Примечание — Допускается до 50% изменение длины стержня И массы маятника при сохранении момента количества движения.


Рисунок 2 — Маятник для испытания спинки кресла-коляски

на ударную прочность


1