Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на рельсы широкой колеи, предназначенные для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий

Действие завершено 30.06.2015

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 51045-97 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПОВ РП50, РП65 И РП75 ДЛЯ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Издание официальное

БЗ 9- 96/343


ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р 51045-97

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Уральским институтом металлов (УИМ), Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (Промтрансннипроект), Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 «Чугун, прокат и металлоизделия*

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 апреля 1997 г. № 120

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© И ПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р 51045-97

Содержание

1    Область применения.................................I

2    Нормативные ссылки................................I

3    Определения.......................................2

4    Классификация, основные параметры и размеры...........2

5    Общие технические требования........................7

6    Правила приемки..................................10

7    Методы контроля..................................12

8    Транспортирование и хранение........................14

Приложение Л Расчетные параметры конструкции рельсов .... 15 Приложение Б Схема и примеры условного обозначения

рельсов...............................16

III

Страница 4

ГОСТ Р 51045-97

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЛЦШ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПОВ PI150. РГ165 И РП75 ДЛЯ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОГкинс технические условия

Steel rails of РП50, РП65 and РП75 types for industrial tracks.

General specifications

Лата введения 1998—01—01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на рельсы широкой колеи, предназначенные для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для химического состава

ГОСТ 7566-81 Прокат и изделия дальнейшего передела. Правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения

ГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по Бри-неллю

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 12365-84 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения циркония

ГОСТ 18895-81 Стань. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

М ианне официальное I

Страница 5

ГОСТ Р 51045-97

ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Метод определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Метод определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегнрованный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегнрованный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана

ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующий термин с соответствующим определением:

Рельсы промышленные — рельсы, имеющие потребительские качества, удовлетворяющие условиям эксплуатации на железнодорожных технологических путях предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

4    КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

4.1    Рельсы промышленные подразделяют по типам:

-    РП50, РП65, РП75; по упрочнению:

-    термоупрочненные (Т),

-    нетермоупрочнениые (Н);

по наличию болтовых отверстий:

-    с болтовыми отверстиями на обоих концах,

-    без болтовых отверстий; по длине:

-    мерные.

-    немерные.

4.2    Форма поперечного сечения, размеры и предельные отклонения по размерам рельсов должны соответствовать указанным на рисунках 1—3.

2

Страница 6

ГОСТ P 51045-97

1Stg

3

Страница 7

Страница 8

ГОСТ Р 51045-97

Рисунок 3 — Поперечное сечение рсльса тина РП75

Размеры для справок

Страница 9

ГОСТ Р 51045-97

Размеры на рисунках, не имеющие предельных отклонений, даны для построения калибров и на готовых рельсах контролю не подлежат.

Допускается изготовлять рельсы других модификаций по согласованным чертежам.

4.3 Форма, расположение и размеры болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать указанным на рисунке 4 и в таблице 1.

Рисунок 4 — Расположение болтовых отверстий на концах рельсов

Таблица I

В миллиметрах

Тин рсльса

d

±2

Г

11

Ь

±2

f

х2

1

±2

РП50

34

68,5

66

216

356

РП65

36

78,5

96

316

446

РП75

36

80,4

96

316

446

П р и х! с ч а н и я

1    Допуск на размер Г уетаноапен для настройки сверлильных агрегатов и в готовых рельсах контролю не подлежит.

2    Рельсы с болтовыми отверстиями на одном коние изготовляют по согласованию сторон.

6

Страница 10

ГОСТ Р 51045-97

4.4    Предельные отклонения по выпуклости головки рельса — атюс 1.5 мм и минус 0,2 мм.

Выпуклость подошвы не должна превышать плюс 1,0 мм, вогнутость подошвы — минус 0,2 мм.

4.5    Отклонение от симметричности профиля рельсов, определяемое смешением подошвы относительно головки, не должно превышать ±2,1 мм.

Допускается определять отклонение от симметричности рельсов по смешению элементов профиля:

-    головки — не более 0.6 мм,

-    подошвы — не более 1,5 мм.

4.6    Мерные рельсы изготовляют длиной 12.5 и 25 м с предельными отклонениями ±30 мм. Но согласованию сторон изготовляют мерные рельсы другой длины.

Немерные рельсы изготовляют длиной от 6 до 25 мм.

Рельсы для сварки изготовляют длиной не менее 3 м. Количество рельсов для сварки длиной от 3 до 6 м в партии устана&тивают по согласованию сторон.

4.7    Расчетные параметры конструкции рельсов приведены в приложении А.

4.8    Условные обозначения рельсов, применяемые при заказе потребителем, должны соответствовать указанным в приложении Ь. При их отсутствии в заказе исполнение рельсов выбирает предприятие-изготовитель.

5 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1    Рельсы для железнодорожных путей промышленных предприятий должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Промышленные специальные рельсы, эксплуатируемые в особых условиях (повышенные осевые нагрузки, малые радиусы кривизны, агрессивные среды, повышенные температуры и др.), изготовляют по техническим условиям, разработанным в дополнение к настоящему стандарту.

5.2    Рельсы изготовляют из углеродистой стали марки 76 и углеродистой микролегированной стали марок 76Ф. 76Т и 76Ц.

Химический состав стали по плавочному анализу ковшевой пробы должен соответствовать нормам, указанным в таблице 2.

7

Страница 11

ГОСТ Р 51045-97

Таблица 2

Мирка

стали

Массоиаи доля элементов, %

Углерод

Марга

Крем*

Ванадий

Тигдн

Цирко

Сера

Фосфор

нец

ний

нии

не более

76

76Ф

0.71-

0.75-

0.18-

6,55

0,03-

0,10

-

-

0.045

0,035

76Т

0.84

1,25

0.004-

0.025

76Ц

-

0,001-

0,01

Примечание — В стали марки 76Ф массовая доля углерода допуск» ется до 0,87 %

5.3    В готовых рельсах, по сравнению с нормами платочного анализа, допускаются следующие отклонения по массовой доле элементов:

по углероду......................±0.03    %

но марганцу.......................±0,20    %

но кремнию.......................±0,05    %

по фос<}юру....................±0.005    %

по сере...........................±0.005 %

по ванадию........................±0,005 %

по титану.........................±0,005 %

5.4    Механические свойства рельсов должны соответствовать нормам, установленным в таблице 3.

Таблица 3

Рельсы

Временное сопротивление о«. Н/мм* (кге/мм*)

Относи тельное удлинение 5 . *

Ударная вяжость KCU. Д*/см-\

(КГС'М/СМ)

не менее

Т epvioyi 1 роч пенные

1080 (ПО)

5

15(1,5)

Нетермоупрочненныс

780 (80)

3

8

Страница 12

ГОСТ Р 51045-97

5.5    Твердость на поверхности катания головок термоупрочненных рельсов должна быть 311...420 НВ и по длине одного рельса не должна отличаться более чем на 50 НВ.

5.6    При закалке концов нетермоупрочненных рельсов твердость на поверхности закаленного слоя должна быть 302...420 НВ, глубина закаленного слоя — не менее 50 мм.

В закаленном слое термоупрочненных рельсов и закаленных концов нетермоупрочненных рельсов не допускаются участки мартенсита и закалочные трещины.

5.7    Пробный отрезок рельса должен выдерживать без излома и признаков разрушения копровые испытания на ударную прочность.

5.8    В термоупрочненных рельсах не допускаются остаточные напряжения, приводящие к расхождению паза на торне пробного отрезка более 3.7 мм.

5.9    Равномерная кривизна рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях не должна превышать 1/1250 длины рельсов.

Кривизна концов рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях не должна превышать 2 мм на базовой длине 1 м.

Местная кривизна (прогиб) не должна превышать 1,5 мм на базовой длине 1 м.

5.10    Скручивание рельсов относительно продольной оси не должно превышать:

3 мм — при длине 12,5 м;

5 мм — при длине 25 м.

При других длинах рельсов допуск на скручивание определяется расчетом.

5.11    Косина торцов рельсов не должна превышать 2 мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление рельсов с косиной торцов до 4 мм.

5.12    Для рельсов из углеродистой микролегнрованной стали не допускаются вытянутые вдоль направления прокатки строчки неметаллических включений глинозема, карбидов и нитридов титана, оксидов циркония и строчки этих включений, сцементированные силикатами, длиной более 4 мм; для рельсов из углеродистой стати — более 12 мм.

5.13    В рельсах не должно быть флокенов, остатков усадочной раковины и расслоений.

Для выявления внутренних дефектов рельсы по согласованию сторон подвергают ультразвуковому контролю.

5.14    Дефекты поверхности рельсов допускаются глубиной не более 4 мм. а в средней трети подошвы — не более 1 мм.

На шейке рельсов вне поверхности ее сопряжения с накладками допускаются отпечатки высотой до 5 мм.

9

Страница 13

ГОСТ Р 51045-97

Морщимы на поверхности рельсов длиной более 4 м не допускаются.

5.15    На кромках болтовых отверстий и на нижних кромках головки термоупрочненных рельсов с болтовыми отверстиями должна быть снята фаска размером от I до 3 мм.

По контуру торцов рельсов допускается зачистка дефектов снятием фаски размером не более 5 мм.

5.16    Маркировка

5.16.1    В горячем состоянии на шейку рельсов наносят следующую маркировку:

-    обозначение предприятия-изготовителя;

-    месяц (римскими цифрами) и две последние цифры года изготовления рельсов;

-    тип рельса (кроме буквы «П»);

-    номер плавки или шифр;

-    стрелку, указывающую на расположение головного конца рельса.

5.16.2    Термоупрочненные рельсы дополнительно клеймят в горячем состоянии условным знаком (кольцом с наружным диаметром 15—20 мм). Знак наносят в средней части шейки на расстоянии 1—3 м от торца рельса. Глубина клеймения — до 1,5 мм.

Рельсы с закаленными концами клеймят буквой «К» на торце рельса.

5.16.3    В торие на головку каждого принятого рельса в холодном состоянии наносят приемочные клейма.

5.16.4    На расстоянии 0,7—1.0 м от торна на шейку термоупроч-ненных рельсов наносят поперечную полосу шириной около 20 мм фисташковой (светло-зеленой) масляной краской.

5.16.5    Головку и шейку (до подошвы) на торце рельсов закрашивают синей краской.

5.16.6    Допускается нанесение дополнительных знаков маркировки и отсутствие в маркировке отдельных рельсов номера плавки или шифра.

6 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

6.1 Обшие правила приемки — по ГОСТ 7566.

Приемо-сдаточные испытания рельсов производят партиями. Партией считают рельсы одного типа, одной марки стали и одного вида упрочнения в количестве не более 300 шт.

В документе о качестве, сопровождающем партию, дополнительно указывают:

-    тип рельсов;

10

Страница 14

ГОСТ Р 51045-97

-    количество рельсов с указанием их длины;

-    информацию о соответствии рельсов требованиям настоящего стандарта.

Г1о требованию потребителя ему должна быть предоставлена дополнительная информация о результатах испытаний рельсов.

6.2    При проверке соответствия рельсов требованиям настоящего стандарта контролируют следующие показатели:

-    длину (4.6);

-    размеры и форму поперечного сечения (4.2, 4.4, 4.5);

-    расположение и размеры болтовых отверстий (4.3):

-    равномерную кривизну (5.9);

-    кривизну концов и местную кривизну (5.9);

-    скручивание (5.10);

-    косину торцов (5.11);

-    химический состав стали (5.2, 5.3);

-    механические свойства (5.4);

-    твердость (5.5, 5.6);

-    ударную прочность при копровых испытаниях (5.7);

-    остаточное напряжение (5.8);

-    загрязненность строчечными неметаллическими включениями (5.12);

-    наличие внутренних дефектов и макроструктуру (5.13);

-    качество поверхности (5.14. 5.15);

-    качество маркировки (5.16).

6.3    Контроль показателей проводят по следую-щей выборке

6.3.1    Длину, размеры и форму поперечного сечения, равномерную кривизну, кривизну концов, местную кривизну, скручивание, косину торцов, расположение и размеры болтовых отверстий, качество поверхности и маркировки контролируют на каждом рельсе.

6.3.2    Химический состав стали (5.2) определяют по ковшевой пробе каждой плавки.

Химический состав стали в готовых рельсах (5.2, 5.3) определяют при необходимости по ГОСТ 7565.

6.3.3    Механические свойства при испытании на растяжение определяют на одном рельсе каждой двадцатой партии.

6.3.4    Ударную вязкость определяют на одном рельсе каждой пятой партии.

6.3.5    Твердость термоупрочненных рельсов и закаленных концов нетермоупрочненных рельсов контролируют на трех рельсах каждой двадцатой партии.

II

Страница 15

ГОСТ Р 51045-97

6.3.6    Копровые испытания на ударную прочность проводят на одном рельсе каждой партии.

6.3.7    Контроль остаточных напряжений термоупрочненных рельсов проводят на одном рельсе каждой тридцатой партии.

6.3.8    Контроль макрострукту ры проводят на одном рельсе каждой десятой партии.

6.3.9    Загрязненность рельсов строчечными неметаллическими включениями определяют на одном рельсе каждой тридцатой партии.

6.3.10    Ультразвуковому контролю на внутренние дефекты подвергают каждый рельс проверяемой партии.

7 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

7.1    Длину рельсов контролируют с помощью рулеток по ГОСТ 7502 или другими методами, обеспечивающими требуемую точность измерений.

7.2    Форму и размеры поперечного сечения, кривизну рельсов, косину торцов, расположение и размеры болтовых отверстий проверяют стандартизованными средствами измерений и (или) шаблонами, аттестованными в установленном порядке.

Скручивание определяют по зазору между краем подошвы и горизонтальной поверхностью стеллажа.

7.3    Контроль качества поверхности и маркировки рельсов проводят внешним осмотром.

В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений в торцах проверяют пробной вырубкой или другим способом, обеспечивающим правильность определения. Расслоение или раздвоение стружки при вырубке свидетельствует о наличии трещины.

7.4    Отбор проб для определения химического состава стали проводят по ГОСТ 7565, ГОСТ 12365.

Массовую долю элементов в стали определяют по ГОСТ 22536.0 - ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.!!. ГОСТ 22536.12, ГОСТ 18895 или другими аттестованными методами.

7.5    Оценку загрязненности рельсов строчечными неметаллическими включениями, контроль макроструктуры и внутренних дефектов рельсов проводят по методикам предпрнятий-нзгото-вителей.

7.6    Механические свойства при испытании на растяжение определяют по ГОСТ 1497 на цилиндрическом образце диаметром 6 мм с начальной рабочей длиной 30 мм, который вырезают вдоль направ-

12

Страница 16

ГОСТ Р 51045-97

ления прокатки возможно ближе к поверхности из верхнего угла головки рельса.

7.7    Ударную вязкость определяют на двух образцах типа I по ГОСТ 9454. Образцы вырезают вдоль направления прокатки возможно ближе к поверхности из верхних углов головки рельса. Надрезы наносят со стороны поверхности катания рельса. За результат определения принимают меньшее значение ударной вязкости.

7.8    Твердость на поверхности катания термоупрочненных рельсов и закаленных концов нетермоупрочненных рельсов определяют по ГОСТ 9012.

Твердость термоупрочненных рельсов определяют на расстоянии не более I м от торцов и в средней части рельсов.

Твердость закаленных концов нетермоупрочненных рельсов определяют на расстоянии не менее 20 мм or торнов рельсов.

Допускается определение твердости рельсов неразрушающим методом.

7.9    Прочность рельсов при копровых испытаниях определяют однократным ударом груза массой 1000\> кг, падающего с высоты, указанной в таблице 4, на полнопрофильную пробу рельса длиной 1300* ц" мм, установленную горизонтально на две опоры, расстояние между которыми 1000* J мм.

Температура пробы при испытании термоупрочненных рельсов должна быть минус 60 V 'С, при испытании нетермоупрочненных рельсов — от 0 до 40 ‘С.

Таблица 4

В м с т р а х

Тип рельса

Высот полъеиа груш для рельсов

герма у и роч пс н и ы х

меиермоуирочпснных

РП50

3.0

6.1

РП65

4.2

7.3

РП75

4,5

8.2

7.10 Остаточные напряжения контролируют на пробе длиной не менее 600 мм, вырезанной на расстоянии не менее 1,5 м от торна рельса.

Пробу надрезают по нейтральной оси рельса на длину 400 ’03 мм

13

Страница 17

ГОСТ Р 51045-97

путем строжки, фрезерования или резки абразивным кругом. Ширина паза должна быть не более 7 мм.

За величину расхождения паза принимают изменение высоты рельса по торцу после нанесения надреза.

8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1    Рельсы транспортируют железнодорожным, речным и морским транспортом в соответствии с правилами перевозок, действующими на каждом виде транспорта.

8.2    Погрузка и крепление рельсов на железнодорожные транспортные средства производятся в соогветствни с техническими условиями погрузки и крепления грузов.

8.3    Изготовитель и потребитель хранят рельсы на открытых площадках на стеллажах, в штабелях, на подкладках в условиях, исключающих деформацию рельсов.

14

Страница 18

ГОСТ Р 51045-97

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНСТРУКЦИИ РЕЛЬСОВ

Табл и на А1

Параметр

Тип рельса

РП50

pries

РП75

Площадь поперечного сечения рельса, см2

65.99

82,65

95.04

Расстояние от центра тяжести, см: до низа полошвы

7,05

8.13

8,82

ло верха головки

8.15

9,87

10.33

Момент инерции, см*:

относительно горизонтальной оси

201!

3540

4491

относительно вертикальной оси

375

564

665

Момент сопротивления, см5: по низу подошвы

285

435

509

но верху головки

247

358

432

но боковой грани полошвы

55

75

89

Масса отрезка рельса длиной один метр, кг (плотность стали 7,85 г/см*)

51,80

64,88

74.60

Плошадь элементов сечения рельса, %. от обшей площади: головки

38.12

34.11

37.42

шейки

24.46

28,52

26.54

полошвы

37.42

37,37

36.04

15

Страница 19

ГОСТ Р 51045-97

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)

СХЕМА И ПРИМЕРЫ УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ РЕЛЬСОВ

-Гии рельса

- Длина рельса

- Болтовые отверстия

2 — на двух концах рельса,

0 — без отверстий

- Упрочнение рельсов:

Т — термоупрочненные,

Н — нстсрмоунрочнснные

|- Марка стали

X- Х-Х- Х-Х-Х - Обозначение стандарта

Пример условного обозначения рельса типа РП65, длиной 25 м, с болтовыми отверстиями на двух концах (2). термоупрочненного (Т), из стали марки 76Ф:

Рельс РП65—25—2— Т— 76Ф ГОСТ Р 51045-97

То же, рельса типа РП50. длиной 12,5 м, без болтовых отверстий (0), нетермоупрочненного (Н). из стали марки 76:

Рельс РП50—12,5—О—Н— 76 ГОСТ Р S104S-97

16

Страница 20

ГОСТ Р 51045-97

УДК 625.143:006.354 ОКС 45.080    В42 ОКП 09 2100

Ключевые слона: железнодорожные рельсы, пути промышленного железнодорожного транспорта, стрелочные переводы промышленных предприятий

Редпкюр Н.11 Конли»л Тех н и чески II редактор Н.Н .Приакми Корректор U И Кануркина Компьютернав перс i ка Л. Н ?а ютарглчб

И-ij. лиц. Hi 021007 от 10.08.95. Сдано п набор 21.04.97. Подписано ■ печать 16.05.97. Уел.печ.л. 1.16 У Ч.-ИМ.Л.0,97. Тираж 316 лсч. С/Д 2JS9. 1чк. 357.

ИПК И 1датсльс1>о стаидарюв 107076. Москва. Колодемшй пер.. 14.

Набрано ■ И-|,и!слкстие на ПЭВМ Филиал ИПК Мэдатсльооо стандартов гип. 'Московский печашнк'* Москва. Л алии пер.. 6