Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на магистральные и маневровые тепловозы.

Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами (ОГ) и дымности ОГ новых (после постройки), а также находящихся в эксплуатации тепловозов на установившихся режимах их работы

код ОКС откорректирован в соответствии с указателем стандартов 2007 г.; Данные о замене ГОСТ Р 50953-96 опубликованы в ИУС № 08-2008

Действие завершено 01.01.2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ

5 Методы определения

6 Требования безопасности

Приложение А Условия отбора проб, требования к газообразному зонду, газоанализаторам и дымомеру

Приложение Б Диаграмма зависимости коэффициента атмосферных условий от давления и температуры окружающего воздуха

Приложение В Протокол испытаний тепловоза по измерению содержаний ВВ в ОГ

Приложение Г Протокол испытаний тепловоза по измерению дымности ОГ

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 50953-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Издание официальное

БЗ 4-96/160


ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р 50953-96

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации М ГК 236 «Тепловозы и путевые машины»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 19% г. № 5X4

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

£> И ПК Издательство стандартов. 19%

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России н

Страница 3

ГОСТ Р 50953-96

Содержание

1    Область применения................................ 1

2    Нормативные ссылки............................... 1

3    Определения...................................... 2

4    Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ......... 2

5    Методы определения................................ 4

5.1    Периодичность контроля и подготовка к измерениям...... 4

5.2    Определяемые параметры........................... 5

5.3    Условия проведения измерений...................... 5

5.4    Методы и средства измерений........................ 7

5.5    Проведение измерений............................. 7

5.6    Оформление результатов измерений................... 8

6    Требования безопасности............................ 9

Приложение А Условия отбора проб. Требования к газоотборному зонду, газоанализаторам и дымомеру.....10

Приложение Б Диаграмма зависимости коэффициента атмосферных условий F, определяемого по формуле (2), от давления Рл и температуры Та окружающего воздуха................................12

Приложение В Протока! испытаний тепловоза по измерению

содержаний В В в ОГ.....................13

Приложение Г Протокол испытаний тепловоза по измерению

дымности ОГ...........................15

ш

Страница 4

ГОСТ Р 50953-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

Нормы и метилы определения

Emission оГ the exhaust gas pollutants by «he main-line and shunting diesel locomotives. Norms and determination methods

Лага nte iemia 1997-07-01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее — тепловозы).

Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) и дымности ОГ новых (после постройки), а также находящихся в эксплуатации тепловозов на установившихся режимах их работы.

Требования стандарта являются обязательными.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003— 83 ССБТ. Шум. Обшие требования безопасности ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Обшие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ. Средства индивидуальной зашиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний

И мание официальное

I

Страница 5

ГОСТ Р 50953-96

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствуют ими on ределе ния.ми:

3.1.1    содержание окислов азота CNOj,: Объемная доля или массовая концентрация окислов азота в сухих ОГ;

3.1.2    содержание окиси углерода Ссо: Объемная доля или массовая концентрация окиси углерода в сухих ОГ;

3.1.3    содержание углеводородов Ц. н : Объемная доля или массовая концентрация углеводородов в сухих ОГ:

3.1.4    коэффициент ослабления снегового потока Л' (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера;

3.1.5    предельно допустимое содержание: Значения объемных долей или массовых концентраций ВВ в ОГ, при превышении которых тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта;

3.1.6    предельное значение дымности: Значение коэффициента ослабления спетового потока, при превышении которого тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта.

4    НОМЕНКЛАТУРА И НОРМЫ ВЫБРОС ОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

4.1    Устанаативается следующая номенклатура нормируемых параметров выбросов ВВ с ОГ тепловозов:

—    содержание окислов азота Счо (объемная доля, %\ массовая концентрация, г/нм'):

—    содержание окиси углерода ССо (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н м*);

—    содержание углеводородов Q (объемная доля, %; массовая концентрация, г/и м1).

4.2    Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабтения светового потока Лг, %.

4.3    Нормы предельно допустимых концентраций ВВ в ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах по 5.5.1 испытаний приведены в таблице 1.

Страница 6

Таблица I

Вредные

•CMtX'Tfcl

llpc.ic.iuio лолустимос солсржин»*: С ш режимах 1—3

Примечание

Оои-чк.и доля, Ч

Мккхош доиисшрлшя. //Si m

Магистра! мше тепловом

Минс»ра*ыс

ТС ПЛОЮ JU

Мамсгрильмыс

тепловозы

Маневрокыс тепло юзы

Рс

КИМ

1

Рсжп

мы

2 — 4

Ре

жим

5

Рс

КИМ

1

Рсжи

мы

2-4

Рс

ЖИМ

5

Рс

ЖИМ

1

Рсж»

мы

2-4

Рс

КИМ

5

Рс

жим

I

Режи

мы

2—4

Рс

жим

5

Окислы «юта NO,

0.06S

о.зю

0,290

о.ово

Д.

0.275

ял теп; 0,2*0

ОКНО!

1.П

с эле* 6,36

тропе*

W

сдаче й 1.23

S.65

5.33

Пересчет по NO:

Окись углерода СО

0.050

0.210

0.19S

0.015

0.170

0.160

0.63

2.63

2.44

0.56

2.13

2.ОЭ

Углеводороды

сЛн„

Окислы азота NO,

0.0»

0.039

0.036

0.053

X

1-Ы пм

0.55

[ДОВО10

0.77 вс гид

0.71

ponepv

оочей

1.13

Пересчет по

с*н*

Пересчет по NO:

Окись углерода СО

-

-

-

0.050

-

-

-

-

-

0.63

-

-

Примечание — В 1рафе •Примечание» указаны ВВ (компонент ы>. по которым про и годики пересчет содержании ВВ и 1 объемных долей Сшш <%> п массовые концентрации С»и (f/и м > по формуле

С*«»| - xC*io * (1)

ix Сшо — содержания В В < компонента) в ОГ;

M«t — молекулярная масса ВВ «компонент* mno. * 4*. м<-<> - 28. ис, нв = 44-

Страница 7

ГОСТ Р 50953-96

4.4 Нормы дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 2.

Т а б л и и а 2

Предельное шичемие коэффициента ослабления светового потока Ч.

для мм петрил mi и v теп-ioixixm

а.и маиеиропик теилоиоп»

с хтектроасрелачсЛ

с электропередачей

с гмяропередлчей

режима

1

ре *.н ми» 2-4

режима

5

режима

1

режимов

2—4

режим*

5

режим*

1

рея» мои

2-4

режима

5

IS

45

40

20

so

45

25

4.5    Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, нормы содержаний ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ. указанные в таблицах 1 и 2, увеличивают при пробегах, соответствующих:

-    первому TPI на 20 % (при измерении по 5.1.2);

-    первому ТР2 на 30 %;

-    второму ТР1 на 35 % (при измерении по 5.1.2).

4.6    Нормы выбросов ВВ и дымности ОГ для тепловозов с пробегами, соответствующими первому ТРЗ, последующим TP, КР1 и более, до установления их в настоящем стандарте должны соответствовать нормативным документам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

4.7    Тепловоз соответствует требованиям настоящего стандарта, если измеренные на режимах испытаний по 5.5.1 содержания ВВ и дымности ОГ не превышают норм, указанных в 4.3 — 4.5.

5 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5.1    Периодичность контроля и подготовка к измерениям

5.1.1    Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при приемочных, типовых (при изменении конструкции, материалов и технологического процесса, влияющих на выбросы ВВ и дымность ОГ), квалификационных, сертификационных и периодических испытаниях.

5.1.2    Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует проводить после текущих ремонтов и после каждого ремонта (в том числе аварийного) агрегатов, узлов и систем тепловозов, влияющих на содержание ВВ и дымности ОГ.

4

Страница 8

ГОСТ Р 50953-96

При ТР1 измерения проводят при изменениях технологического регламента TPI, связанных с заменой деталей цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, топливного насоса высокого давления и регулятора дизеля.

5.1.3    Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на конкретные типы тепловозов или по согласованию с природоохранными органами, но не реже одного раза в год.

5.1.4    Тепловозы, предназначенные для испытаний, должны находиться в полной технической исправности.

5.1.5    При испытаниях тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.

5.1.6    Испытания проводят с соблюдением регулировок узлов дизеля и систем тепловоза, указанных в нормативной документации на тепловозы конкретных типов и на их дизели.

5.1.7    Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов, систем и деталей тепловоза должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, ухода и ремонта, указанных в руководствах по эксплуатации и ремонту.

5.2 Определяемые параметры

5.2.1    Определяемыми в процессе испытаний параметрами являются содержание ВВ и дымность ОГ. указанные в 4.1 и 4.2.

5.2.2    Предельно допустимая погрешность измерений содержаний ВВ и дымности ОГ±5 % (кроме погрешности измерений содержаний окислов азота, которая составляет ±10 %).

Точность измерений дана как наименьшая точность всех используемых методов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ.

5.3 Условия проведения измерений

5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим основным требованиям:

-    газоанализаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50759;

-    дымомер должен работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и иметь линейную измерительную шкалу коэффициента ослабления светового потока Л'. %\

-    газоотбориый зонд и устройства пробоподготовки. подлежащие самостоятельной поставке, должны соответствовал» требованиям ТУ на устройства конкретных типов или требованиям других утвержденных в установленном порядке НД для конкретных выбросов.

Страница 9

ГОСТ Р 50953-96

П р и м с ч а и и е — Допускается применение других и смертельных приборов, о&еспсчииаюших проведение измерений с указанной и 5.2.2 погрешностью и соогвет стпии с инструкциями по эксплуатации.

Условия отбора проб, газоотборный зонд, газоанализаторы и лымомер также должны соответствовать требованиям, указанным в приложении А.

Мри применении других измерительных приборов обеспечивают, если это необходимо, измерение температуры, давления и скорости потока О Г в месте отбора пробы.

5.3.2    Выхлопная система тепловоза на участке от дизеля до места установки газоотборного зонда должна исключать утечку газов.

5.3.3    Испытательный тепловозный стенд (реостат), при необходимости, должен быть дополнительно оборудован электро- и трубопроводами, обеспечивающими подвод электроэнергии, сжатого воздуха и воды к средствам измерений по 5.3.1 для их правильного функционирования.

5.3.4    Атмосферные условия при испытаниях тепловозов по определению дымности ОГ оценивают коэффициентом атмосферных условий F, определяемым по формуле

где /а — температура окружающего воздуха во время проведения испытаний. “С;

ра — атмосферное давление во время проведения испытаний, кПа.

5.3.5    Если во время измерений значение коэффициента F, определяемого по формуле, выходит за пределы диапазона 0,98 й F< 1.02. то измеренные значения дымности ОГ должны быть приведены к атмосферным условиям рл = 760 мм рт.ст. (/>„ = 101,3 кПа) и /, = 20 *С (Тл = 293 К) по формуле

Кр** ш Кш*А,    (3)

где ЛГприв и Л„ IV, — соответственно приведенные и измеренные значения дымности ОГ;

А — коэффициент приведения, вычисляемый по ({юр-муле

(А = -22,94 + 48,97 х F - 25,02 х /*).    (4)

5.3.6    Диаграмма зависимости коэффициента F от давления ра и температуры 7j окружающего воздуха, а также таблица значений коэффициента приведения А в зависимости от коэффициента Fданы в приложении Б.

Страница 10

ГОСТ Р 50953-96

5.4 Методы и средства измерений

5.4.1    Для измерения содержании окислов азота NOv(NO+N()2) в ОГ тепловозов используют метод, основанный на преобразовании интенсивности люминесцентного излучения, значение которого связано с концентрацией анализируемого вещества. Излучение возникает в результате реакции окиси азота с озоном. Избирательность метода измерения достигается за счет использования озона в качестве газа реагента в выделенном спектральном диапазоне излучения.

Для измерения содержания окислов азота в ОГ тепловозов также используют методы, основанные на определении количества NO или его окисчении до NO> с последующей калориметрией или на применении ультрафиолетового излучения, а также другие калориметрические методы.

5.4.2    Для измерения содержаний окиси углерода СО в ОГ тепловозов используют метод, основанный на измерении поглощения энергии в инфракрасной области спектра, что дает возможность проведения избирательного анализа газов, т.к. каждый газ. молекулы которого состоят как минимум из двух одноэлементных атомов, поглощает инфракрасное ипучение в определенной свойственной ему области спектра.

5.4.3    Дтя измерения содержаний углеводородов СЛНЛ (по пропану С,НХ) в ОГ тепловозов используют метод оптико-абсорбци-онного анализа газов, основанный на измерении поглощения инфракрасной энергии излучения, степень поглощения которой зависит от концентрации анализируемого компонента в газовой смеси. Это обусловливает возможность проведения избирательного анализа газов.

5.4.4    Дчя измерения дымности ОГ тепловозов используют метод, основанный на поглощении луча света при пропускании его через часть потока газов (коэффициент ослабления светового потока Л').

5.4.5    Допускается использование других методов измерений выбросов ВВ и дымности ОГ, позволяющих проводить измерения с указанной в 5.2.2 точностью.

5.4.6    Средства измерений, используемые при проведении испытаний, должны иметь свидетельства о Государственной поверке и обеспечивать точность, указанную в 5.2.2.

5.5 Проведение измерений

5.5.1 Режимы испытаний тепловозов при измерениях содержаний ВВ и дымности ОГ при работе их дизелей на установившихся режимах по тепловозным характеристикам приведены в таблице 3.

7

Страница 11

ГОСТ Р 50953-96

Т а 6 л и и а 3

Режим

испытаний

ПММОПОЮк

Геплоаозы с 16 uoiuuHouuuu контроллером

Геплопоам с У-пожиноиыии контроллером

Haipyxeunc

Мишина

Нагружение

По шипя

1

2

3

4

5

1

Нулевое

(холостой

ход)

0

Нулевое

(холостой

ход)

0

2

Частичное

IV

Частичное

II

3

VIII

-

IV

4

*

XII

»

VI

S

Полное

XV

Полное

XIII

Примечания

1    Привязка позиций контроллера к режимам частичною иатруженим при других шм: контроллеров — но технической документации, утвержденной и установленном парилке

2    Дли тепловозов с 16-пажиионмым контроллером и усыновленными на шп ли гелями ЧН26/26 (тина Д49) вводится дополнительный режим испытаний 2а : частичным нагружением на VI позиции контроллера.

3    Дли тепловозов с гидропередачей измерения содержаний ВВ и дымности О проводят только па режиме I (холостой ход)

5.5.2    Перед началом измерений содержаний ВВ и дымности ОГ проводят обязательный контроль соответствия частоты вращения коленчатого вала дизеля и мощности (для тепловозов с электропередачей) тепловоза требованиям ТУ на тепловозы конкретных типов на режиме 5 (полное нагружение) и на одном из режимов частичного нагружения.

5.5.3    Перед началом измерений газоанализаторы следует прогреть и проверить по образцовым газовым смесям в соответствии с инструкциями предприятий — изготовителей газоанализаторов; дымо-мер следует прогреть и провести тарировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя.

5.5.4    Отсчет показаний газоанализаторов и дымомера следует проводить на каждом режиме не менее трех раз с интервалами в I мин, причем первый отсчет следует проводить не ранее чем через 2 мин после установления температурного состояния дизеля на режиме испытаний.

5.5.5    Результаты трех отсчетов не должны отличаться друг от друга более чем на И) %. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение трех отсчетов.

5.6 Оформление результатов измерений

5.6.1 Результаты измерений содержаний ВВ и дымности ОГ заносят в протоколы испытаний, которые следует прилагать к инструкциям завода — изготовителя тепловозов и эксплуатирующих организаций. Образцы протоколов испытаний по определению содержаний ВВ и дымности ОГ приведены в приложениях В. Г.

я

Страница 12

ГОСТ Р 50953-96

5.6.2    Кроме результатов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ тепловозов на каждом режиме, в протоколы испытаний могут быть занесены:

-    тип и номер тепловоза;

-    модель и номер дизеля или дизель-генератора;

-    дата испытаний;

-    вид испытаний;

-    тип и марка газоанализаторов и дымомера;

-    содержание определяемых компонентов в образцовых газовых смесях;

-    отметка о проверке газоанализаторов по образцовым газовым смесям;

-    отметка о тарировке дымомера;

-    частота вращения коленчатого вала /г дизеля и мошность тепловоза Ре (для тепловозов с электропередачей) на каждом режиме испытаний;

-    расход газов Qor:

-    атмосферные условия (температура, давление, влажность);

-    другие измеренные или рассчитанные параметры ВВ. дизеля, тепловоза;

-    должность, фамилия, имя, отчество, подпись проводившего испытания.

5.6.3    Дополнительные параметры (я, Ре, Qol) определяют и заносят в протоколы испытаний при необходимости расчета удельных или валовых выбросов.

6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1    Оборудование тепловозного стенда (реостата) и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.

6.2    На каждом тепловозном стенде, оборудованном газоанализаторами и дымомером, должна находиться инструкция по технике безопасности. утвержденная в установленном порядке, с которой персонал, обслуживающий тепловозный стенд (реостат), должен быть ознакомлен.

6.3    Воздух рабочей зоны при испытаниях должен соответствовать ГОСТ 12.1.005.

6.4    Уровни шума и вибрации на рабочих местах стендового помещения должны отвечать требованиям соответственно ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.

6.5    Персонал, обслуживающий тепловозный стенд (реостат), должен быть обеспечен средствами индивидуальной зашиты органов слуха по ГОСТ 12.4.051.

6.6    Не допускается сброс ОГ после прохождения ими газоанализаторов и дымомера в воздух рабочей зоны стендового помещения.

9

Страница 13

ГОСТ Р 50953-96

ПРИЛОЖЕНИЕ А ({>6я зотсльнм)

УСЛОВИЯ ОТБОРА ПРОБ. ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗООТБОРНОМУ ЗОНДУ.

ГАЗОАНАЛИЗАТОРАМ И ДЫМОМЕРУ

A.I Условия отбора проб ОГ должны соответствовать требованиям, предусматри влсмым используемым и методами измерений и изложенным и инструкциях по обс.зу живанию и эксплуатации применяемых средств измерений.

А.2 Система отбора и подготовки проб raja должна обеспечивать нормальную работу газоанализаторов и дымомера в течение всею срока измерений. Запаздывали показаний газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора. не должно прс ВЫ III а ть 60 с.

А.З Газоотборный зонд следует располагать по оси ныпускной 1рубы тепловоза на расстоянии не менее 300 мм до ее среза перец выходом ОГ н атмосферу. Проходные сечения газоотборною хонда и га золоднодяш ей трубки газоанализаторов и дымомар должны быть достаточными для обеспечения нормальной их работы на .тюбом режиме испытаний.

А.4 Газоотбориый юид должен быть установлен в неразделенном потоке ОГ выхлопной трубы или дополнительного патрубка тепловоз. При невозможности такой установки зонда разрешается устанавливать его по очереди в каждую разделенную часть потока ОГ с последующим определением среднеарифметического значения экологического параметра (содержания В В или дымности ОГ).

А.5 В случае невозможности установки конца газоотборного зонда по оси выхлоп ного патрубка тепловоза достаточная раиномерность газового потока в точке усташмн конца зонда должна быть подтверждена непревышением допускаемой в 5.2.2 точности измерений при смешении конца зонда от оси выхлопной трубы (патрубка) в пределах */>се радиуса. Это подтверждение должно быть зафиксировано в протоколе испытаний тепловоза.

А.6 Коиструкиия. материал и температурный режим газоотборного зонда и гаю подводяшей трубки должны быть такими, чтобы исключить изменение химического состаиа отбираемого таза в процессе пробоотбора из-за газообразования, коидепашн или подсоса иоздуха. Гаюподволишаи трубка должна иметь длину не более 5 м и бы ть герметичной.

Использование га нэп од вод я щей трубки длиной более 5 м устанавливается по согласованию с природоохранными органами и ра тработчнком настоящего стандарта

А.7 Газоанализаторы должны иметь в своем составе самопишущие или показы ваюшие устройства, шкалы которых должны быть градуированы н обьемных долях ) или массовых концентрациях <г/нм*) измеряемого ВВ (компонента).

А.8 И змернемьЕМ компонентом газоанхти затора окислов азота должна быть сумма всех окислов азота, кроме закиси >40, выраженная через зквивалентную обьемную долю или массовую концентрацию окислов вида NQ.

А.9 Газоанализаторы и дымомер должны обеспечивать измерение концентраций компонентов и параметра дымности ОГ при значениях по 4.3 — 4.5.

Страница 14

ГОСТ Р 50953-96

А.10 Гакмиализаторы должны бы ть снабжены комплектом технической докумен тации с запасом образцовых газовых смесей. В комплект технической документации каждого газоанализатора должны входить: паспорт: действующее свидетельство о метрологической аттестации: паспорта образцовых газовых смесей. Дымомер должен быть снабжен технической документацией и действующим свидетельством об амссш

НИИ.

А.II Количество образцовых газовых смесей должно быть не менее одной для каждого поддиапазона измерении. Они должны содержать намеряемый компонент с содержанием, соответствующим (95t5) % от каждого конечного предела измерений и с предельно допустимой погрешностью не болс€±2,0 %.

А. 12 Допускаемые температуры пробы ОГ тепловозов в месте отбора должны находиться в пределах (100—200) 'С.

II

Страница 15

ГОСТ Р 50953-96

ПРИЛОЖЕНИЕ С (справочное)

Диаграмма ивиснмостн коэффициента атмосферных условий F, определяемою во формуле (2). от давления Рж и температуры Т„ окружающею воиуха.

рамПвк

FQ6S ass

Ю5--DOBS SO ■ ■

BS

so - •

H-1-1-1-1-1-1-►

2S0    27)    230    Ж    300    ЭЮ    320    TS.K

Таблица шачсиим коэффициента приведения Л, определяемого по формуле (4), в эдвисимоста от ко >ффи11неи га атмосферных условии F

F

0.88

0.89

0.91

0.92

0.94

0.%

0.97

0.9S

1.00

А

0.78

0.82

0.90

0.94

0.98

1.01

1.02

F

1.02

1.03

1.0S

1.07

1.09

1.11

1.13

1.15

1.17

А

0.96

0.S9

0.SI

0.71

0.S9

0.45

0,29

0.11

12

Страница 16

ГОСТ Р 50953-96

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое/

ПРОТОКОЛ .Vi испытаний Iсилой!) и по измерению содержаний В В в ОГ

Дата испытаний___________

Тип испытаний_____________

Тип и номер тепловоза_________________

Модель и номер дикля________

Тип и марка газоанализатора____

Подтверждение равномерности

потока га юн_______________

Расстояние oi конца зонда до конца трубы (патрубка) Результаты тарировок по образцовым смесим

газоанализаторов на: NO,_____

СО________

С„Н----------

Таблица B.I

Номер

реж И VI 4

Хардктершлики режима работы

Ре 1улыаты ишсреииД

Срелиеарифие тическое шичеиие

Приме

чание

Нош-ii ия контроллер*

Часто-тд жра-ШСИ и*. и. мим 1

МОЩ

НОСТЬ

А*,. кВт

Ска; т/и и1 <'т. об)

^■со* 1/М м1

!•*. оО»

С г.*..

Т/И м*

<*. оС>

1/НМ1

1*. с*|

cto.

т/и м*

с

г/им1 l<*. oGi

1

2

3

4

5

6

7

К

9

10

11

1

2

3

13

Страница 17

ГОСТ Р 50953-96

Окончание таблииы В. /

Номер реж или

Характеристики режима работы

Рс1ульы1ы ишсремиА

С'релиеарифме тмчес&ое шичеиме

Приме

чание

Ниш-

11 И* KOII-ТрОД*

дерд

Частота жра-ШСИ и*. и. мим 1

Мош-

UlKlb

A*,. kBi

СМ!.. r/и и1 <'т. об)

Сс«и

1/ММ1

• ME. о0»

CW

r/и м* <*. оС>

C*«V

1/НМ1

с*|

ссо-г/и м*

сГА.

г/им1 1<*. 0*1

1

2

3

4

5

6

7

н

9

II)

II

4

5

Предельно допустимое содержание

Испытании пропел______________

М1ХИ1К1Ь iniui пишись. р&си иi9iа исимкс*

14

Страница 18

ГОСТ Р 50953-96

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое/

ПРОТОКОЛ .Vi испытаний тепловсма по измерению дымное !■ ОГ

Дата испытаний___________

Тип испытаний_____________

Тип и номер тепловоза_________________

Модель и номер ли геля________

Тип и чарка дымомера_______

Подтверждение равномерности

потока га юн_______________

Расстояние от конца юнда до конца трубы (патрубка) Результат тарировки дымомера________

Таблица Г. I

Номер режим 1

Характеристики режима рлГюш

Значение параметра дымности

Условия проведения испытании

Понс*

ния

кон

трол

лера

Частота ара-сиси ИЯ 0. мим*1

Расход с ах»и

°г

и /ч

И ше-рсмиое

UC44C-

мме

И»ме-

рсниос

CJ4MHC-

»фмф-

мети-

ческое

диачс-

иие

Нрнае-аси ное срсдмс-

ариф-мети-ческос ныче -мие

Атмосферное даиле-н не /'д. мм

рТХ1

Темпе

ратура

окру

жаю

щего

кглгуъд

9С

Значение *о-

|фф*С-

ЦИСНТД

/•

Значение ко-*фи-ссиснта ириие-деина А

\ш- *

%*■

Sc

1

2

3

4

ь

6

7

И

9

II)

II

1

2

15

Страница 19

ГОСТ Р 50953-96

Окончание таблицы Г. /

Номер

|чж.-м i

Характеристика режима рлГюш

Значение параметра димиостн

У с л от я прожелени'л испытании

Лож» имя ком-f роллер*

Частота ара-

UICUIDI п. мим 1

*'*1 код

1JKIB

°г

иг

Наме

ренное

шаче-

НИС

Ним* ре иное сред не -

ариф

мети

ческое

тече

ние

Приве

денное

срелне-

лрмф-

мет-

ческое

шаче-

ние

Атмосферное давление Рш, им

pTCI

Темпе

ратура

окру-

А1Ю-

uiero

&ОХХУЛ*

с. -с

Значение коэффициента

F

Значение ко-*+и-инеита приведения А

.Д*

.V

1

1

3

4

5

6

7

Н

9

II)

II

3

4

5

Предельно допустимо* жачеине

Испытании пропел_______________

аоахмости ичми вмниа, pitumi^iui ваииса

16

Страница 20

ГОСТ Р 50953-96

УДК 629.424:006.354 ОКС 45.020 Д 50 ОКСТУ 0004

Ключевые слова: тепловозы. выбросы, вредные вещества, отработавшие газы, дымность, объемная доля, концентрация, газоанализатор, дымомер

Редактор Р. Г. I'oatpdoncna*

Технический редактор В.II. Ирусакона Корректор B.C. Черпая Компьютерная нерсткай.Я. Гришенко

Изл. лип. >i-021007 or IO.OS.95. Сдано и набор 29.10.96. Подписано п печать 14.12.96. Уел. печ. л. 1.16. Уч.-иад. л. 1.10. Тираж 345 экз. С/Д 1219. Зак. 61.

ИПК Ищательстно стандартов 107076. .Москва. КодолезныЙ пер.. 14.

Набрано в И шательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. "Московский печатник*

Мое к на. Лялин пер.. 6.