Стр. 1
 

14 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования настоящего стандарта распространяются на вновь проектируемые магистральные и маневровые тепловозы.

Вновь проектируемыми тепловозами считаются тепловозы, технические задания которых или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после 1 июля 1995 г.

На модернизируемые, изготавливаемые и эксплуатируемые тепловозы требования устанавливают по согласованию между изготовителем, потребителем и природоохранными органами

код ОКС откорректирован в соответствии с указателем стандартов 2007 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Измеряемые параметры

4 Допустимые уровни шума

5 Средства измерений

6 Виды испытаний

7 Подготовка к проведению измерений

   7.1 Условия измерений

   7.2 Характеристика измерительного участка железнодорожного пути при испытании тепловоза при движении

   7.3 Состояние испытуемого тепловоза при движении

   7.4 Режимы работы тепловоза при измерениях

   7.5 Точки измерения

8 Проведение измерений

9 Протокол испытаний

Приложение А Дополнительные измерения шума (звука) тепловоза

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 50951-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВНЕШНИЙ ШУМ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Издание официальное

БЗ 4-96/161


ГОССТАНДАРТ РОССИИ Мосш

Страница 2

ГОСТ Р 5095»-%

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом но стандартизации МТК 236 «Тепловозы и путевые машины*

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. № 582

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1996 *

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издании без разрешения Госстандарта России II

Страница 3

ГОСТ Р 50951-96

Содержание

1 Область применения........................................................I

2 Нормативные ссылки......................................................I

3    Измеряемые параметры...........................

4    Допустимые уровни шума.......................

5    Средства измерений.............................

6    Виды испытаний................................

7    Подготовка к проведению измерений................

7.1 Условия измерений...........................

7    2 Характеристика измерительного участка железнодорожно

го пути при испытании тепловоза при движении......

7.3    Состояние испытуемого тепловоза.............

7.4    Режимы работы тепловоза при измерениях...........

7.5    Точки измерения..............................

O' O' 1-Л

8    Проведение измерений .........................

9    Протокол испытаний...........................

Приложение А Дополнительные измерения шума (звука) тепловоза ....................................................7

III

Страница 4

ГОСТ Р 50951-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВНЕШНИЙ ШУМ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

Нормы и методы ючсрсний

OuimOc nortc entitled by iIk i»ain-1ii*e and vhiinimg diesel locomotive* Measuring rates aiul mctlxxK

Дата вмденкя 1997-07-01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Требования настоящего стандарта распространяются на вновь проектируемые магистральные и маневровые тепловозы (далее -тепловозы).

Вновь проектируемыми тепловозами считаются тепловозы, технические задания которых или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после I июля 1995 г.

На модернизируемые, изготавливаемые и эксплуатируемые тепловозы требования устанавливают по согласованию между изготовителем, потребителем и природоохранными органами.

Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума (звука) тепловозов и методы его измерения.

Требования стандарта являются обязательными.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.038— 94 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц—100 кГц

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и гретьоктав-ные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

Имям* официлиюг

I

Страница 5

ГОСТ Р 50951-96

3    измеряемые параметры

3.1    D качестве показателя устанавливается уровень шума (звука) в дБА, измеренный при временной характеристике шумомера /' (быстро) по ГОСТ 17187.

3.2    Нормируемыми шумовыми параметрами тепловоза являются:

-    максимальный уровень внешнего шума (звука)

-    уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500. 1000, 2000 Гц.

4    ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

4.1    Максимальный уровень внешнего шума (звука^ магистральных тепловозов не должен превышать:

87 дБ А — для вновь проектируемых (при движении со скоростью V) конструкционной и реализацией 2/} номинальной мощности);

норм для модернизируемых, изготавливаемых и эксплуатируемых тепловозов, устанавливаемых по согласованию между изготовителем, потребителем и природоохранным органом.

4.2    Максимальный уровень внешнего шума (звука) маневровых тепловозов не должен превышать 78 дБ/4.

4.3    С целью обеспечения слышимости разговорной речи при условиях по 7.4.3 уровни звукового давления не должны превышать нормировочную кривую 80 в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500, 1000, 2000 Гц.

5    СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИИ

5.1    При измерении внешнего шума (звука) применяют следующие приборы:

-    шумомер не ниже II класса по ГОСТ 17187;

-    прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения от 1 до 10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);

-    фильтры для измерения шумовых спектров по ГОСТ 17168.

5.2    Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума (звука) по ГОСТ 8.038 нспосрсдственно'до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на I дБ/1, то его необходимо снова калибровать и испытания повторить.

5.3    Все приборы, применяемые при измерении, должны иметь действующие свидетельства о Государственной поверке.

6    ВИДЫ ИСПЫТАНИИ

6.1 Измерения внешнего шума (звука) следует проводить при

2

Страница 6

ГОСТ Р 50951-%

сертификационных, приемочных, типовых и периодических испытаниях тепловозов, а также в эксплуатации и после капитального ремонта на соответствие требованиям настоящего стандарта.

6.2    Измерения внешнего шума (звука) в составе типовых испытаний проводят для тепловозов, прошедших модернизацию или подвергшихся конструктивным изменениям, которые могут повлиять на их внешние шумовые характеристики.

6.3    Периодические испытания проводят с периодичностью, устанавливаемой в технических условиях на тепловозы конкретных типов.

6.4    Для контроля эксплуатационной стабильности параметров внешнего шума (звука) на эксплуатируемых тепловозах и после капитального ремонта испытания проводят с периодичностью, указанной в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

7 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ

7.1 Условия измерений

7.1.! Место испытаний должно быть таким, чтобы его акустическая окружающая среда обеспечивала свободное распространение шума (звука) ±1 дБЛ, т.е. при удвоении расстояния от источника шума (звука) уровень шума (звука) уменьшается на 6 дБЛ.

7.1.2    Не допускается нахождение людей между микрофоном и источником шума.

7.1.3    Измерения не следует проводить во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с.

7.1.4    Измерительный микрофон должен быть оборудован специально предназначенным для этого ветрозащитным устройством.

7.1.5    Во время проведения испытаний уровень шума (звука), исходящий от других средств транспорта, зданий, ветра, помех, должен быть ниже уровня шума (звука) испытуемого тепловоза не менее чем на 10 дБА

7.2 Характеристи ка измерительного участка железнодорожного пути при испытании тепловоза при движении

7.2.1 Испытания следует проводить на пути с железобетонными или деревянными шпалами в количестве 1840 на I км. уложенными на балластный слой из щебня.

Техническое состояние пути должно соответствовать оценке не ниже «хорошо*, подтвержденной посредством проверки, выполненной специальными путеизмерительным вагоном или тележкой.

1

Страница 7

ГОСТ Р 50951-96

7.2.2    Рельсы измерительного участка пути должны быть бесстыковые (сварные) и не должны иметь волнообразного износа Масса рельса на единицу длины должна быть не менее 50 кг/м.

Допускается проведение испытаний на звеньевом участке пути, что лолжно быть отражено в протоколе испытаний.

7.2.3    Измерительный участок пути не должен прохолить через траншеи, лес. застроенные плошали, мосты, виадуки, туннели и не лолжен иметь стрелочных переводов.

7.2.4    Измерительный участок пути по возможности должен быть прямым, наименьший радиус имеющихся кривых участков должен быть не менее 1000 м.

7.2.5    Измерительный участок пути по возможности должен быть горизонтальным и не иметь уклонов и подъемов более 5%

7.2.6    Конструкция и техническое состояние измерительного участка пути должны быть такими, чтобы тепловоз мог двигаться по нему с конструкционной скоростью.

7.3    Состояние испытуемого тепловоза

7.3.1    Испытуемый тепловоз лолжен находиться в состоянии полной рабочей оснащенности и отвечать требованиям технических условий.

При испытаниях на ремонтном заводе тепловоз следует комплектовать в соответствии с ремонтной документацией

7.3.2    Колеса тепловоза, подвергаемого испытанию, не должны иметь дефектов: ползунов, наваров, выщербин.

7.3    3 Измерения проводят при закрытых наружных днерях, окнах, люках на кузове и при открытых жалюзи охлаждающих устройств и воздухозаборников.

7.3.4    Вспомогательное оборудование тепловоза, которое во время движения обычно эксплуатируется, должно работать, если оно влияет на уровень шума (звука) в месте установки микрофона. Исключением является такое вспомогательное оборудование, которое работает редко и кратковременно (менее I мин) и повышает уровень шума (звука) меньше чем на 5 дБ/1. Влияние этого оборудования на уровень шума (звука) допускается не учитывать.

7.4    Режимы работы тепловоза при измерениях

7 .4 .1 Измерения во время движения магистрального тепловоза

7.4.1.1 Ма измерительном участке пути тепловоз следует испытывать в режиме разгона до скорости */з конструкционной ±5 км/ч и при реализации 2/з номинальной мощности.

Допускается раздельная реализация скоростных (измерение уровней шума при движении тепловоза с различными скоростями с выключенным дизелем) и нафузочных (измерение уровней шума при

4

Страница 8

ГОСТ Р 50951-96

работе тепловоза с нагрузкой на реостат по тепловозной характеристике при различных позициях контроллера) режимов с последующим пересчетом.

7.4.1.2    Если номинальная мощность или /з ее не могут быть обеспечены, то измерения проводят при ближайшей большей достигаемой мощности.

7.4.2    Ихиерения во время движения маневрового тепювоза

7.4    2.1 На измерительном участке пути тепловоз следует испытывать при скорости (20±5) км/ч и реализации не менее /2 номинальной мощности.

7.4.2.2    Если мощность */2 номинальной не может быть обеспечена. то измерения проводят при ближайшей бблыией достигаемой мощности.

7.4.3 Измерения при работе тегиовоза на стоянке с целью обеспечения слышимости разговорной речи

7.4.3.1    Измерения при работе тепловоза на стоянке с целью обеспечении слышимости разговорной речи проводят при следующих условиях:

— двигатель должен работать на холостом ходу без нагрузки, вентилятор должен работать при наименьшем числе оборотов, вспомогательное оборудование — при наименьшей нагрузке, а компрессор должен быть выключен.

7.5    Т о ч к и измерения

7.5.1    Главная ось микрофона должна быть направлена перпендикулярно к участку пути, на котором проводят измерения.

7.5.2    Измерительный микрофон следует размещать по возможности с обеих сторон тепловоза на расстоянии 25 м от продольной оси пути.

7.5.3    Микрофон должен быть расположен на высоте 1.6 м от уровня головки рсльса. Если в верхней части испытуемого тепловоза имеются значительные источники шума (звука) (например мощное оборудование), то рекомендуется располагать дополнительный микрофон на высоте 3.5 м от уровня головки рельса.

7.5.4    При измерении шума (звука) тепловоза на стоянке дополнительный микрофон должен быть размешен на расстоянии 3.5 м от оси измерительного участка пути, на высоте 1,6 м от уровня головки рельса в плоскости, перпендикулярной к рельсам, проходящей через окна кабины машиниста. При таком измерении двигатель должен работать при наименьшем числе оборотов холостого хода, вспомогательное оборудование — в нормальном эксплуатационном режиме, компрессор не должен работать.

5

Страница 9

ГОСТ Р 50951-96

7.5.5    Если место испытаний не позволяет устанавливать микрофоны одновременно с двух сторон тепловом, то такие измерении проводят попеременносначала с одной стороны тепловом, затем — с другой.

7.5.6    Если уровни шума (звука), измеренные с двух сторон тепловоза. различаются, то за результат измерений принимаются значения. полученные на стороне с более высокими уровнями шума (звука).

8    ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

8.1    При измерении шума (звука) во время движения тепловоза измеряют и регистрируют наибольший уровень шума (звука) дБЛ.

8.2    При измерении шума (звука) на стоянке тепловоза отсчиты-нают среднее значение наблюдаемых колебаний уровня.

8.3    Во время испытаний при каждом расположении микрофона и каждом режиме работы проводят три измерения.

Если результаты трех измерений, проведенных при одинаковых условиях, отличаются более чем на 3 аВА, то измерения повторяют.

8.4    Сведения о дополнительных измерениях шума (звука) тепловоза приведены в приложении А.

9    ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ

Протокол испытаний должен содержать следующие данные:

-    вил и цель испытаний;

-    ссылку на настоящий стандарт;

-    наименование завода — изготовителя тепловоза и дату его выпуска;

-    обозначение типа тепловоза, заводской номер и пробег;

-    наименование заводов — изготовителей измерительных приборов, обозначение тина и заводской номер;

•    место и дату испытаний;

-    характеристику пути;

-    режим работы и скорость движения тепловоза;

-    уровень шума (звука) дБА;

-    уровень звукового давления;

-    опенку результатов и змерений;

•    название организации, выполняющей измерения, фамилию и должность лица, проводящего измерения;

-    дополнительные измерения;

-    дату составления протокола испытаний.

6

Страница 10

ГОСТ Р 50951-%

ПРИЛОЖЕНИЕ Л (рекомгндуг.иое)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА (ЗВУКА) ТЕПЛОВОЗА

А I При проведении дополнительных измерений внешнего шума тепловоза уровни муконого давления не нормируются

А 2 Для определения шума (звука) при прохождении тепловоза черезспециальные сооружсния (например туннели, мосты, стрелочные переводы, перекрытия, станции) допускается проводить дополнительные измерения

А 3 Для маневровых тепловозов измерения можно проводить при конструкционной скорости и номинальной мощности

А 4 Для магистральных тепловозов измерения можно проводить при скоростях — 120. 160 и 200 км/ч

AS Помимо испытаний при режимах роботы вспомогательного оборудования согласно 7 4.2 можно проводить дополнительные измерения при следующих режимах: • каждый агрегат вспомогательного оборудования я отдельности работает при наибольшей нагрузке;

-    каждый агрегат «спомогаiельного оборудования работает при средней или наименьшей нагрузке.

А 6 Измерения шума (звука) во время ускорения и торможения Тепловоз испытывают при

-    трогаиии тепловой с составом;

-    максимальных ускорениях и замедлениях:

-    эксплуатационном замедлении, т.е. нормальном торможении с наибольшей скорости до полной остановки (для маневровых тепловозов со скорости 20 км/ч до полной остановки)

А.7 Дополнительные измерения на стоянке А.7.1 Распыожение микрофона

А.7 I | Микрофон располагают на расстоянии 7.5 м от продольной оси пути. Полученное таким образом расстояние между боковой стенкой кузова (капота) тепловоза и микрофоном должно соблюдаться вокруг всего тепловоза в соответствии с рисунком А I Расстояние между микрофонами, расположенными параллельно боковой стенке кузова (капота тепловом), должно быть от 3 до 5 м Предусматривают на обеих сторонах по три положения для микрофона У единиц подвижного состава, длина которых превышает 20 м. параллельно боковым сгенкам кузова (капота) предусматривают более шести положений для микрофона

Среди положений микрофона должны быть такие, которые находятся в плоскостях. перпендикулярных к боку кузова тепловом и проходяших через кабину машиниста и через двигатель

Микрофоны располагают на высоте 1,6 м над уровнем головки рельса Дополнительное положение микрофона на высоте 3.5 м от уровня головки рельса рекомендуется в том случае, когда в верхней части испытуемого подвижного состава находятся значительные источники шума

Во всех положениях микрофон ориентируют по нормали к поверхности кузова тепкиюэп Для определения шума всасывания и выхлопа главного двигателя, а также установки вентиляции и кондиционирования воздуха рекомендуются следующие точки расположения микрофона на прямой, образующей угол 30' с направлением потока; на расстоянии I м от края всасывающего или выхлопного патрубка и как можно дальше от отражающих поверхностей (рисунок А.2)

7

Страница 11

Рисунок Л 1 — Положения измерительных точек по контуру транспортного средство на стоянке

Рисунок А.2 — Измерительные точки у выхлопной или всасываюшсй трубы


Ж    о    о



А 7.2 Режим роботы тт.чмгош

Режим работы дат жен соответствовать 7.4

Если двигатель внутреннею сгорания перед достижением сданного число оборотов разгоняется и при этом кратковременно излучает сильный шум. то уровень этого шума должен быть и (мерен отдельно

А8Дополнительные измерения при трога кии с места Измерительный микрофон располагают на расстоянии 7.S м сгт продольной оси пути. на высоте 1,6 м от уровня головки рельса таким образом, чтобы измерялись максимальное и характерное звуковое давление, а также частотный спектр шума А 9 Дополнительное измерение шума на станционных площадках и в местах

И

Страница 12

ГОСТ Р 509S1 -96

остановки ныиолниют XIи определения шума (тужа) на посадочных птмич с. Танин и и ОС!аноиок. созпаиасмот полм икающими и оп^шющим! поездами А 9 I Рапю.южгние микрофона

Микрс*>он располагают на посадочной площадке на расстоянии 3 ч от оси ближппшего пути, на кысотс 1.6 м от уровня плошал»,и я точках, глс необходимо определить уровенынума (звука) >ni точки обычно находятся посередине расстояния OI ПСрСЛИСП» ло МДНСГО KOtltlOtl HOC на. ПЛОТ1. боковой стороны

Мик|ч*|к>н ориентирую! перпендикулярно к пути Дальнейшие измерения можно щчнюдить также на соседних площадка*

Результатом измерения считают наибольшим измеренный уровень шума (щука)

дЬ<4

А 9 2 Режим работы подни.веноч’о октава

Измерения проводят при районе и торможении тепловой с нормированным ух.ко))еинсм Режим уиранления по к|>емя испытаний по мере возможности поддержи -мют на постоянном уровне

A.IO Дополнительные измерения на мостах и п туннелях Микрофон располагают на высоте 1.6 м от верхней поверхности пхювкн рельсов, на расстоянии 7.5 м от продольной оси путч на мостах, виадуках и. но возможности, на росстоянин 1м-« туннелях

При измерении шума на мостах рекомендуйся дополнительно располагать UIIK-ро«1юн на расстоянии 25 м. но желательно и на расстоянии 50 и 100 м от оси измерительного участка пути, на высоте 3.5 м от верхней поверхности рельсов Режимы работы — по 7 4

9

Страница 13

ГОСТ Р S0951-96

УДК 629 424:534 8 35 4 6 0 8 006 354 ОКС 45.020 Д50 ОКСТУ 0004

Ключевые слова: тепловозы, уровень шума, шумомср, звуковое давление, испытания, измерительный участок, измерительный микрофон

10

Страница 14

Редактор Р Г ГоФгрЛжка*

Технический редактор В Н Прусакова Корректор А С. Черноукма Компьютерная верстая С В Рябовой

лии. N? 021007 от 1008 95 Сдано в набор 20.10.%. Подписано в печать 26 11 Уел. печ л. 0.93 Уч -им л 0.70 Тираж 323 жх С4046 Зак 598.

ИПК Иаддгельегао стандартов 107076. Москва. Колозоный пер.. 14.

Набрано в Ишагелъствс на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип "Московский печатник" Москва, Лялин пер . 6