Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования к снегоболотоходам и прицепам к ним, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды.

Стандарт не распространяется на снегоболотоходы грузоподъемностью (включая массу водителя) более 1000 кг

Данные о замене опубликованы в ИУС 7-2012

Действие завершено 31.08.2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Классификация

5 Требования безопасности

   5.1 Общие требования

   5.2 Органы управления и приборы

   5.3 Тормозные системы

   5.4 Требования к обзорности

   5.5 Безопасность эксплуатации

   5.6 Требования к прицепам

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 50943-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Издание официальное

1

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

2

Страница 2

ГОСТ Р 50943-96

Предисловие

! РАЗРАБОТАН Лабораторией по испытаниям снегоходной техники Акционерного общества «Рыбинские моторы», «Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении» и государственным предприятием «Буран*

ВНЕСЕМ АО «Рыбинские моторы»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 сентября 1996 г. № 566

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1996

Настоящий стандарт н$ может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официальною издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р 50943-96

Содержание

1    Область применения................................ 1

2    Нормативные ссылки............................ I

3    Определения.................

4    Классификация..............

5    Требования безопасности.......

5.1    Общие требования.........

5.2    Органы управления и приборы

5.3    Тормозные системы.......

5.4    Требования к обзорности........................ 12

5.5    Безопасность эксплуатации....................... 12

5.6    Требования к прицепам........................ 14

ill

Страница 4

ГОСТ Р 50943-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ

Гргбммшм бсмиасмоои

Snow boj» mobiles Safety icquircinculs

Дат» введения 1997 -01-01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к снег обо лотохолам и прицепам к ним. направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды.

Стандарт не распространяется на снегоболотоходы грузоподъемностью (включая массу водителя) более 1000 кг.

Требования стандарта являются обязательными

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты

ГОСТ 12.1 004—91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1 012—90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.049-80 Оборудование производственное. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 2023.1-88 Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам ГОСТ 3185-93 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отно-

Иилмиг официальиог

I

Страница 5

ГОСТ Р 50943-96

шеиии органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначении органов управления, контрольных приборов н индикаторов

ГОСТ 3544-75 Фары дальнего и ближнего света автомобилей Технические условия

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Обшие технические условия

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество. расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 10984-74 Приборы внешние световые сигнальные автомобилей. тракторов, прицепов и других транспортных средств. Световые и цветовые характеристики. Нормы и методы испытаний ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 12971-67 Таблички круглые для машин и Приборов. Размеры

ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17822-91 Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателям и внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний ГОСТ 20961-75 Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия

ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых. грузовых автомобилей и автобусов. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 21480-76 Система «Человек-машина». Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «Человек-машина* Рычаги управления Общие эргономические требования

ГОСТ 21829-76 Система «Человек-машина*. Кодирование зрительной информации. Общие технические требования

ГОСТ 24350-88 Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний

2

Страница 6

ГОСТ Р 50943-96

ГОСТ 28070-89 Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Обшис технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 28557-90 (Правила ЕЭК ООН N? 26) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении их наружных выступов

ОСТ 37.001.017—70 Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположения. Технические требования

ОСТ 37.001.051—86 Управляемость и устойчивость автомобилей. Термины и определения

ОСТ 37.001.439—86 Автомобили легковые. Технические требования и методы испытаний в части ударно-ирочносгных свойств кузова при опрокидывании

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Сисгоболотоходы — это механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов преимущественно по снежному и заболоченному беалорожью и характеризующиеся способностью преодолевать глубокий снежный покров с низкими несущими свойствами и переувлажненные (до жидкотекущего состояния) глины, суглинки, участки местности, покрытые слоем органической массы (торфа или ила) толщиной не менее 300 мм. а также естественные и искусственные уклоны, склоны, траншеи, отвалы,

3.2    Управляемость и устойчивость — по ОСТ 37.001.051.

3.3    Эластичная окантовка — элемент конструкции снегоболото-хода, закрывающий открытые торцы стекол.

4    КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация снегоболотоходов и прицепов к ним приведена в таблице I.

Таблица I

Каттчн4и

Наименование

транспортного сдекпа

Тип tjximc портного срелстиа

Тип лвижите«я

SBI

SB2

Снегобалотоход

Снегоболотохол на шинах ми «кого ла пленим

Лыжио-гуссничное (гусеничное) с двигателем

Колесное (лыжно-колесное) с лпигателем

Гусеничный

Колесный

3

Страница 7

ГОСТ Р 50943-%

Продолжение таблицы /

Накмсшжпшс


Тип транспортною

CpCrtCIM


Категория

SBJ

SB4


Tllll лвижшели


транспортного I pc.KTtu I    срсл

Лыжное


| Воздушно-пинтовой | Рогорно-винто-I вой

Каткопо-гусе-


ничный


SBOI

SB02

SBO)


Прийспы грузо-выс

Прицепы пасса -j жирскис

Прицепы слепи-| альные


Аэросани

Прочие снегоболотоходы


двигателем

Роторно* пинтовой i двигателем ’

Каткоао-гуссиич-1 ный с двигателем I Другой с двигателем | Другой

Лыжный (колесный) —

I без двигателя

Лыжный (колесный)! без двигателя

Лыжный (колесный) без двигателя


тесный) I —


5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1    Общие требования

5.1.1    Исполнение снегоболотоходов — УХЛ категории 1 — по ГОСТ 15150.

5.1.2    Снегоболотоходы должны изготовляться по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 12.2.049 и ГОСТ 3940.

5.1.3    Эргономические требования к конструкции снетоболоюхо-дов должны учитывать специфику эксплуатации в зимней одежде.

5.1.4    Напряженность ноля радиопомех не должны превышать значений, установленных ГОСТ 17822.

5.1.5    Не допускается изготовление снегоболотоходов категорий SB2 и SB3, имеющих три точки опоры (колеса, лыжи), из которых одна расположена впереди.

5.1.6    Снегоболотоходы, а также рама и двигатель должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем с указанием этих номеров в паспорте изделия.

Маркировку снегоболотоходов следует выполнять на табличках из металла по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971.

Маркировку рамы и двигателя следует выполнять на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение и подделку — литьем, ударным или другими способами.

5.1.7    Снегоболотоходы должны иметь предупреждающие надписи о недопустимости каких-либо действий, приводящих к опасности при эксплуатации, ремонте или техническом обслуживании.

4

Страница 8

ГОСТ Р 50943-%

Надписи должны быть четкими, нестираемыми и расположены на видных местах.

5.1.8    Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру выше 70 ‘С, в том числе выхлопная труба и глушитель, должны иметь защитные ограждения, если во время движения, посадки и высадки возможно касание о них водителя или пассажиров.

Вариаторы снеюболотоходов должны иметь дополнительные металлические ограждения со стороны водителя и пассажиров.

5.1.9    Движители снегоболотоходов категорий SBl, SB2 и SB4 должны иметь защитные ограждения, исключающие возможность касания водителя или пассажиров при движении.

При наличии кабины допускается ограждения не устанавливать, если кабина перекрывает не менее 80% ширины движителя и обеспечивает защиту водителя и пассажиров при движении.

5.1.10    На снегоболотоходах должны быть предусмотрены брызговики, крылья или иные элементы конструкции, защищающие водителя. пассажиров и груз.

5.1.11    Винт снегоболотоходов категории SB3 должен быть огражден со всех сторон: по периметру вращения винта — сплошное ограждение, спереди и сзади — решетчатое, исключающее проникновение руки через решетку.

5.1.12    Винт, применяемый для снегоболотоходов категории SB3, должен быть сертифицирован по требованиям безопасности.

5.1.13    Конструкция подножек снегоболотоходов должна препятствовать соскальзыванию ног.

5.1.14    Для доступа водителя и пассажиров в кабину снегоболото-ходы должны быть оборудованы подножками (лестницами) при обязательном наличии поручней, если расстояние по высоте от плоскости опорной поверхности подножки (порога дверного проема) до плоскости нижней поверхности движителя превышает 400 мм.

Допускается использовать в качестве промежуточных подножек конструктивные элементы снегоболотоходов.

5.1.15    Снегоболотоходы, предназначенные дня перевозки пассажиров, должны иметь спинки или уступы на сиденьях и рукоятки или ремни для поддержки пассажиров при движении.

5.1.16    Требования к наружным выступам снегоболотоходов — по ГОСТ 28557, разделы 5 и 6.

5.1-17 Снегоболотоходы должны быть оборудованы передним буфером и задним защитным устройством, предотвращающими повреждение элементов конструкции при прямом уларе со скоростью 4 км/ч.

5

Страница 9

ГОСТ Р 50943 %

5.1.18    Снсгоболотоходы должны иметь защитные ограждения (ветровые стекла, капот, панели) для зашиты водителя и пассажиров от встречного потока воздуха.

5.1.19    Ветровые стекла снегоболотоходов, не оборудованных кабиной. должны быть с эластичной окантовкой по периметру стекла.

Материал эластичных окантовок — по ГОСТ 14332. Допускается применять другие марки материала с аналогичными свойствами и назначением.

Стекла снегоболотоходов. оборудованных кабиной, должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 5727.

5.1.20    Кабины снегоболотоходов должны обеспечивать сохранение объема ограничения деформации (зоны безопасности) в случае опрокидывания.

Деформация должна быть не более 130 мм. Требования к условиям проведения испытаний — по ОСТ 37.001.439.

5.1.21    Габаритные размеры снегоболотоходов не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м по высоте.

Допускается увеличение ширины до 3,1 м. но с выполнением по окраске требований ГОСТ 12.4.026, а в технических условиях и в руководстве по эксплуатации должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность передвижения снегоболотоходов по дорогам.

5.1.22    Окраска снегоболотоходов должна быть контрастной по сравнению с фоном окружающей среды.

В сигнальные цвета, контрастные по отношению к окраске сне-гоболотохода, должны быть окрашены по ГОСТ 12 4.026:

а)    наружные поверхности открываемых и съемных без применения инструмента защитных ограждений и кожухов, вращающихся деталей, снимаемых с применением инструмента;

б)    нерабочие поверхности движущихся деталей машин или поверхности смежных с ними неподвижных деталей, расположенных непосредственно под съемными или открывающимися без применения инструмента ограждениями;

в)    средства пожаротушения, которыми комплектуются снсгоболотоходы.

Нерабочие поверхности деталей, вращающихся только в процессе движения снегоболотохода и не представляющих при этом опасности для водителя и пассажира, а также поверхности их ограждений окрашиваются в основной цвет снегоболотохода.

Ограждение воздушного винта снегоболотоходов категории SB3 должно быть окрашено в оранжевый или желтый цвет, контрастный по отношению к окраске снегоболотохода, с чередующимися черными полосами по ГОСТ 12.4.026.

6

Страница 10

ГОСТ Р 50943-96

Коииы винта должны быть окрашены люминссиируюшсй краской красного или оранжевого цвета.

5.1.23    Снегоболотоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления или расположения огнетушителя и аптечки первой медицинской помоши.

Расположение устройств крепления или расположение огнетушителя должно обеспечивать свободный доступ к нему в случае возникновения пожара.

5.1.24    Снегоболотоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления ремней безопасности по ГОСТ 21015.

5.1.25    Тягово-сцепные устройства снегоболотоходов должны:

а)    обеспечивать надежную сцепку, исключающую возможность саморасцсплсния поезда во время движения;

б)    иметь замок тягового крюка с не менее чем двумя предохранителями, действующими независимо друг от друга, и хотя бы один из которых не должен находиться под действием сил, появляющихся в тяговом крюке во время движения;

в)    обеспечивать возможность отклонения продольной оси дышла от оси тягового крюка в вертикальной и горизонтальной плоскостях на угол не менее 60 *.

5.1.26    Снегоболотоходы, предназначенные для работы в составе поезда, должны быть оборудованы устройствами для крепления предохранительных тросов (цепей).

Предохранительные тросы (цепи) не должны крепиться к тяговому крюку снегоболотохода или деталям его крепления.

5.1.27    Снегоболотоходы должны быть оснащены противоугонным устройством механического или электрического типа, действующим на одну или несколько нижеуказанных сборочных единиц;

а)    рулевое управление;

б)    коробку передач;

в)    устройство, предотвращающее пуск двигателя;

г)    устройство, предотвращающее вращение Движителя;

д)    систему зажигания;

е)    электрооборудование.

5.1.28    Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.

5.1.29    Аккумуляторные батареи должны быть размещены в отдельных отсеках или контейнерах, исключающих попадание на батареи токопроводящих и горючих материалов, а также паров электролита в кабину.

7

Страница 11

ГОСТ Р 50943- 96

5.1.30    Металлические поверхности сиегоболотохода, с которыми части тела человека находятся в постоянном контакте(подножки. полы, ручки руля, рычаг газа и т.д.). должны быть термоизолнрованы.

5.1.31    Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части сиегоболотохода, способные его воспламенить

5.1.32    Высота расположения заправочных горловин и аккумуляторных батарей должна быть не более 1400 мм от опорной поверхности.

5.1.33    Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать каплепадение топлива, масла и охлаждающей жидкости.

Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого емкости

5.1.34    Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу

Струя отработавших газов не должна быть направлена на водителя, пассажиров или горючие материалы.

В местах соединений прорыв газов и искр не допускается

5.1.35    Снегоболотоходы должны иметь устройства или места для зачаливания при подъеме. Места зачаливания маркируются на сне-гоболотоходе условными обозначениями или символами контраст-нот по отношению к окраске сиегоболотохода цвета.

Допускается места зачаливания не маркировать. При этом в эксплуатационной документации должна быть указана схема строповки.

Детали и сборочные единицы сиегоболотохода массой 50 кг и более, подлежащие перемещению в процессе сборки и разборки, должны быть приспособлены для строповки.

На деталях и сборочных единицах массой от 20 до 50 кг должны быть предусмотрены места, обеспечивающие удобство их перемещения.

5.2 Органы управления и приборы

5.2.1    Комплект и расположение органов управления для различных снегоболотоходов устанавливается в зависимости от их конструкции и принципа управления.

5.2.2    Расположение органов управления снегоболотоходов с рулем мотоциклетного типа (даме — руль) должно соответствовать приведенному на рисунке 1.

Допускается:

а)    переключатели света фар и кнопку останова двигателя размещать на приборном щитке;

б)    рычаг управления стояночным тормозом размещать на левой стороне руля, если он совмещен с рабочим тормозом;

8

Страница 12

ГОСТ Р S094J-96

I — uum мжигамйя. включении оспеикииа и мектростартсра. 2- рмчм переключения передач. спидометр; 4- рычат привода рабочего торном. 5- переключатель мльигго и (пидиего света фар. 6 •• рычаг управления топливным корректором; 7— звукопоН сигнал или кнопка тукового синила; $ — узел регулирования положения руд*; 9 — кнопка останово двигателя. 10 — устройство фиксаиии стояночного торною. // —рмчяг улраалепия стояночным тормозом. 17 — рычаг управления лроссеяем (рейкоя насоса); IJ — устройство 1U ака-ринного оста и ока двигателя со шнуром. 14 — подкачивающее устройство (пройиер).

М — рукоятка ручного стартера двигателя

Рисунок I

в) звуковой сигнал нажимного действия размешать на капоте, но обязательно слева от оси руля.

5.2.3    Расположение органов управления снсгоболотоходов с рулем, имеющих коробку передач и сцепление, — по ГОСТ 3185.

5.2.4    Органы управления, установленные на руле, должны быть удобны для использования в любом рабочем положении без отрыва рук водителя от рукояток руля.

5.2.5    Руль снегоболотоходов должен отвечать следующим требованиям:

а) ширина, мм................................. 550...800

б)    труба (наружный диаметр х толщину стенки), мм,

не менее......................................22 х 2

в)    угол наклона плоскости руля к вертикали, град...... 20 — 35

5.2.6    Снегоболотоходы должны иметь ограничители поворота руля (рулевого колеса).

5.2.7    Люфт руля (рулевого колеса) не должен превышать 15*.

9

Страница 13

ГОСТ Р 50943-96

5.2.8    Расположение органов управления снегоболотохолов. имеющих автомобильную компоновку, должно быть выполнено с учетом требований ГОСТ 24350, ОСТ 37.001.017 и нормативного документа 11|

5.2.9    Расположение органов управления снегоболотохолов. имеющих рычажное управление поворотом, должно быть выполнено с учетом требований ГОСТ 24350, ГОСТ 21753, ОСТ 37 001 017 и нормативного документа 11).

5.2.10    Форма и размеры приводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват их руками и предотвращать соскальзывание ног.

5.2.11    Построение мнемосхем — по ГОСТ 21480.

5.2.12    Органы управления и (или) их положение при необходимости должны обозначаться надписями или символами, расположенными на элементах конструкции в непосредственной близости от органа управления или на их приводных элементах.

5.2.13    Средства отображения информации следует обозначать символами и надписями в непосредственной близости от них или на них с учетом требований ГОСТ 21829.

5.2.14    Органы управления и приборы внутреннего оборудования, используемые или регулируемые в процессе управления снегоболото-ходом. должны быть расположены в «зоне удобного пользования*по ОСТ 37.001.017 и обеспечивать оптимальные условия управления для лиц 5-, 50- и 95%-ных уровней рспреэснтативостн по ГОСТ 12.2.049.

5.2.15    Травмобезопасность внутреннего оборудования должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.017.

5.2.16    Конструкция снегоболотохолов должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.

5.2.17    Конструкция приводов должна обеспечивать самовоэврат органов управления подачи топлива основных дозирующих систем.

Не допускается устанавливать на снегоболотоходах с рулем вращающуюся рукоятку управления подачи топлива основной дозирующей системы.

5.2.18    Усилия на органах управления не должны превышать значений, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Наименование нлрхметра

Значение >ч:илн«, Н

1 Усилие па педали тормози

500

2 Усилие на рычаге тормоза, приводимом п действие

рукой

400

3 Усилие на рычаге тормоза, приводимом в действие

кистью руки

.200 .

10

Страница 14

ГОСТ Р 50943-96

Продолжение таблицы 2

(Ьнчсиомнмг паромгтуи

Значение усилии. Н 200 200 200 120 400 200

40

100

__400__

4    Усилие на руле при движении

5    Усилие на рулевом колссс при движении

6    Усилие на рычагах управления трансмиссией

7    Усилие на рмчатс переключения передач

8    Усилие на педали сиспления

9    Усилие на рычаге сиспления

10    Усилие на рычаге управления дросселем (рейкой насоса)

11    Усилие на педали управлении проссслем (рейкой | насоса)

L I? Усилие на рукеипкеручного стартера___

5.2.19    Снегоболотохолы должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки двигателя при аварийных ситуациях.

Орган управления, которым осуществляется останов, должен быть красного цвета и иметь фиксацию.

5.2.20    Снеюболотоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива.

5.2.21    Снегоболотохолы должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769.

Требования к внешним световым приборам — по ГОСТ 3544, ГОСТ 2023.1. ГОСТ 20961 и ГОСТ 10984.

На снсгоболотоходах категории SB3 габаритные фонари (огни) должны располагаться на наружном ограждении винта.

На снсгоболотоходах, не оборудованных кабиной, допускается:

а)    не устанавливать указатели поворотов;

б)    не устанавливать стояночные огни при наличии боковых и передних световозвращателей;

в)    устанавливать одну фару и один задний фонарь при обеспечении размера 500 мм от наружного края габаритного огня до плоскости бокового габарита снегоболотохода.

5.2.22    Снегоболотохолы категории SB3 и снегоходы, габаритные размеры которых превышают установленные в 5.1.21, должны иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сишал оранжевого или желтого цвета.

5.2.23    Снегоболотохолы должны иметь звуковой сигнал. Уровень звука сигнала должен быть не менее чем на 8 дБ А выше уровня звука внешнего шума снегохода на расстоянии 1 м.

На снегоболотоходах категории SB1 допускается звуковой сигнал не устанавливать.

II

Страница 15

ГОСТ Р 50943-96

5.3 Тормозные системы

5.3.1    Снсгоболотоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

5.3.2    Рабочая тормозная система должна обеспечивать уменьшение скорости и останов снегоболотохода независимо от его скорости и нагрузки, при этом:

а)    тормозной путь So в метрах должен быть не более рассчитанного по формуле для холодных тормозов:

v'o +<jj|<    О)

где — скорость снегоболотохода в момент начала торможения, км/ч;

б)    непрямолинейность движения в процессе торможения не более I м;

в)    останов при движении с минимально возможной скоростью и удержание снегоболотохода на уклоне не мснес 15° — в течение 5 мин.

5.3.3    Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегоболотохода на уклоне не менее 15° в течение 5 мин.

5.3.4    Снсгоболотоходы категорий SBI, SB2, SB4 должны иметь стояночный тормоз фрикционного типа с механическим устройством фиксации и нсотключасмым приводом на движитель.

Снсгоболотоходы категории SB3 могут иметь стояночный тормоз иного типа.

Допускается совмещение стояночного тормоза с рабочим.

5.3.5    Все детали привода тормозных систем должны выдерживать статические нагрузки, возникающие от приложения к:

педали тормоза, — 1000 Н;

рычагу ручного привода тормо:и, приводимого в действие рукой. - 800 Н;

рычагу ручного привода тормоза, приводимого в действие кистью руки, — 400 Н.

5.4    Требования к обзорности

5.4.1    Требования к обзорности снегоболотоходов, оборудованных кабиной, — по ГОСТ 28070.

5.4.2    Снсгоболотоходы должны быть оборудованы зеркалом заднего вила с регулированием его положения и обеспечением надежного крепления и фиксации в выбранном положении.

На снеi-оболотоходах категории SBI допускается зеркало заднего вила не устанавливать.

5.5    Безопасность эксплуатации

5.5.1 Снсгоболотоходы должны иметь среднюю наработку на отказ не менее 600 км » пределах гарантийной наработки.

12

Страница 16

ГОСТ Р 50943-%

5.5.2    Предельная температура надежного пуска двигателя с применением средств облегчения запуска должна быть не выше минус 40 *С.

В эксплуатационной документации должны быть рекомендации по вспомогательным приемам и процедурам, облетающим пуск двигателя при низких температурах.

Система пуска двш-ателя должна приводиться н действие с места водителя (за исключением системы предпускового подогрева) и должна быть пожаробезопасной

Конструкция ручного пускового устройства должна исключать обратный улар.

Двигатели должны иметь систему аварийного пуска, обеспечивающую пуск при выходе из строя основной системы (основных систем).

5.5.3    Проходимость снегоболотоходов оценивают по следующим показателям:

а)    проходимость по глубокому снежному покрову с низкой несущей способностью;

б)    проходимость по переувлажненным глине, суглинку, участкам местности, покрытым слоем органической массы толщиной не менее 300 мм;

в)    трогание с места в глубоком снегу с низкой несущей способностью;

г)    трогание с места на переувлажненных глине, суглинке, участках местности, покрытых слоем органической массы толщиной не менее 300 мм;

д)    преодоление уклонов;

е)    преодоление склонов;

ж)    преодоление траншей;

з)    преодоление отвалов, порогов;

и)    преодоление брода, заполненного снежной шугой;

к) преодоление водных препятствий.

5.5.4    Управляемость и устойчивость снегоболотоходов оценивают по следующим показателям:

а)    легкость управления;

б)    минимальный радиус поворота;

в)    предельная скорость при движении по окружности, по синусоиде,по восьмерке и при переставке;

г)    устойчивость при движении по прямой, при рывке руля, при преодолении полосы препятствий, при движении по склону;

д)    статическая поперечная устойчивость;

е)    поворот руля.

13

Страница 17

ГОСТ F 50943-96

5.5.5    Полная масса прицепа, буксируемая снегоболотоходом конкретной модели, устанавливается заводом - изготовителем снсгобо-лотоходов с учетом тяговых свойств при условии, что проходимость, юрмозные свойства, управляемость и устойчивость снегоболотоход-ного поезда снижаются не более чем на 20% значений указанных параметров (характеристик) данной модели снегоболотохода,

5.5.6    Параметры плавности хода снетоболотоходов (вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на сиденьи) и вибрации на подножках (полах) и органах управления (руле, рулевом колесе, рычагах поворота) устанавливают в технических условиях на снегоболотоходы конкретных моделей.

5.5.7    Внешний уровень шума снсгоболотоходов не должен превышать 90 дБ А.

5.5.8    Внутренний уровень шума снсгоболотоходов. оборудованных кабиной, не должен превышать 86 дБ А.

5.5    9 Содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать 4,5% (в объемных долях).

5.5.10 Для снсгоболотоходов. оборудованных кабиной, содержание окиси углерода на месте водителя и пассажиров не должно превышать 20 мг/м3.

5.6    Требования к прицепам

5.6.1    Прицепы изготавливают в соответствии с требованиями 5.1.1. 5.1.2, 5.1.5. 5.1.16. 5.1.22, 5.5.1.

5.6.2    Прицепы должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем с указанием этих номеров в паспорте изделия.

Маркировка номеров должна быть выполнена на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение, подделку. — литьсм, ударным и друтми способами.

5.6.3    Тягово-сцепные устройства прицепов должны:

а)    соответствовать требованиям 5.1.25, подпункта;

б)    соответствовать требованиям 5.1.25, подпункт в;

в)    обеспечивать вращение сцепной петли вокруг своей продольной оси;

г)    сиепная петля должна иметь амортизационно-поглощающее устройство, действующее вдоль ее продольной оси.

5.6.4    Дышло прицепов должно составлять единую жесткую систему с платформой (кузовом и др.).

Допускается применять прицепы, имеющие дышла с шарнирным соединением в горизонтальной плоскости при наличии устройства, ограничивающего отклонение дышла вниз на угол более 75 \

14

Страница 18

I OCT Р 50943-96

Конструкция дышла, отклоненного вниз на угол 75 \ должна выдерживать нагрузку, равную 5g. при замедлении движения при иена

полной массы.

5.6.5    Прицепы должны быть оборудованы предохранительными тросами (цепями).

В случае аварийного обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства предохранительные тросы (цепи) не должны допускать касания сцепной петли дышла поверхности горизонтального участка дороги и обеспечивать управление прицепом.

5.6.6    Прицепы должны иметь заднее защитное устройство.

Допускается прицепы не оборудовать задним защитным устройством, если элементы их рамы или кузова выполняют функции этого устройства.

5.6.7    Прицепы, полная масса которых превышает 50% снаряженной массы снегоболотохода с водителем, для работы с которым они предназначены, должны быть оборудованы рабочей и стояночной тормозными системами.

Конструкция прицепа должна обеспечивать движение задним ходом.

5.6.8    Полную массу прицепа устанавливает завод-изготовитель прицепов в технических условиях на прицепы и указывает в эксплу-атаиионой документации.

5.6.9    Прицепы категории SBOl должны соответствовать следующим требованиям:

5.6.9.1    Платформа прицепа должна:

а)    иметь по периметру бортики или ограждения высотой не менее 50 мм;

б)    иметь устройства для крепления груза.

5.6.9.2    Прицепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов (бревен, тру<> и т.п.), должны иметь впереди устройство, защищающее снегоход от повреждений и водителя от травм из-за возможного смешения перевозимого груза.

5.6.9.3    Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели по ГОСТ 20961.

5.6.10    Прицепы категории SB02 должны соответствовать требованиям 5.1.3, 5.1.13, 5.1.14, 5.1.18, 5.1.19, 5.1.24, 5.1.29, 5.1.30, 5.5.8, 5.5 10. а также следующим требованиям:

5.6.10.1 Кабины прицепов (в том числе с открывающимся или съемным верхом) должны быть оборудованы системой ограждающих защитных элементов, включающей силовые конструктивные элементы (раму ветрового стекла, стойки, дуги безопасности и т.п.). is

Страница 19

ГОСТ Р 50943-96

Зашитныс элементы должны поддерживать крышу и служить ограничителями ее деформации при опрокидывании.

Деформация не должна быть более 130 мм. Требования к условиям проведения испытаний — по ОСТ 37.001.439.

5.6.10.2 Салоны прицепов должны быть оборудованы:

а)    сиденьями со спинками;

б)    упорами для ног пассажиров;

в)    рукоятками для каждого пассажира.

5.6.10 3 Внутреннее оборудование прицепа должно быть травмобезопасным по ОСТ 37.001.017.

5.6.10.4    Кузова прицепов должны иметь зону деформации в продольной оси не менее 300 мм, расположенную позади пассажирского салона,

Если зона деформации используется как багажное отделение, то перегородка между салоном и багажным отделением должна обладать такой прочностью, чтобы исключить возможность попадания багажа в салон.

5.6.10.5    Прицепы должны иметь подрессоренную подвеску ходовой части с демпфирующими устройствами, обеспечивающую плавность хода по ГОСТ 12.1.012.

5.6.10.6    Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели и сигналы торможения по ГОСТ 8769

5.6.10.7    Прицепы должны быть укомплектованы штепсельными розетками, кронштейнами для крепления розеток на снегоболотохо-де, комплектом проводов для подсоединения к электрооборудованию снегоболотохода и инструкцией о порядке выполнения этих работ.

16

Страница 20

ГОСТ Р 50943-%

ПРИЛОЖЕНИЕ А (Информационное)

Библиография

11) РД 37 001.039—86 Размещение органов ручного управления и средств отображения информации в легковых автомобилях. Эргономические требования

УДК 629.114 003:006.354 ОКС 43.100    Д21    ОКП    45    2200

Ключевые слова: снегоболотоходы, прицепы, безопасность, охрана окружающей среды, грузоподъемность

Редактор ТС. Шея и Технический редактор В.И. Пруткова Корректор ИЛ. ШнаЫер Компьютерная мрежа А. С Юфипи

Итд лиц 021007 от 10 0в 95 Сдано а набор 30.09 96 Поттса но в печать 16.10 96. Усл.печ л 1.16. Уч.-тдл 1.10. Тираж 226-мн. С J9J0 Так 504

ИГ1К Ищательство стандартов 107076. Москаа. Колодгжый пер . 14.

Набрано а Ииакльстае на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. "Московский печати»** ' Москва. Л алии пер . 6