ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
50789-2012
|
Совместимость
технических средств
электромагнитная
СИСТЕМЫ
СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования
и методы испытаний
|
Москва
Стандартинформ
2013
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о
стандарте
1
РАЗРАБОТАН ЗАО «Научно-испытательный центр «САМТЭС» и Техническим комитетом по
стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств»
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная
совместимость технических средств»
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1796-ст
4
ВЗАМЕН ГОСТ
Р 50789-95
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в
ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
ГОСТ Р 50789-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость
технических средств электромагнитная
СИСТЕМЫ
СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования и методы испытаний
Electromagnetic
compatibility of technical equipment.
Alarm and anticreeping systems of vehicles. Requirements and test methods
|
Дата
введения - 2013-01-01
1 Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на сигнально-противоугонные системы автотранспортных
средств (далее - системы).
Настоящий
стандарт устанавливает требования электромагнитной совместимости (ЭМС) и методы
испытаний, применимые к системам, включающим в себя:
-
оборудование, предназначенное для установки и применения на транспортном
средстве с двигателем внутреннего сгорания, выполняющее функции тревожной
сигнализации и (или) иммобилайзера в соответствии с [1] - [3], включая
прием/передачу радиосигналов, получающее электропитание от бортовой сети
транспортного средства или автономной батареи (далее - оборудование
транспортного средства);
-
оборудование, носимое пользователем системы при его применении, относящееся к
техническим средствам радиосвязи в соответствии с ГОСТ
Р 52459.1, получающее электропитание от автономной батареи (далее -
оборудование пользователя).
При
этом предусматривается, что функционирование системы включает в себя
установление и поддержание линии передачи/приема радиосигналов между
оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя.
Настоящий
стандарт устанавливает требования ЭМС систем в части электромагнитных помех,
создаваемых оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя,
и устойчивости оборудования транспортного средства и оборудования пользователя
к воздействию внешних электромагнитных помех.
Требования
ЭМС и методы испытаний, установленные в настоящем стандарте, соответствуют:
- в
отношении оборудования транспортного средства - установленным в [1], [2], [3] и ГОСТ
Р 52459.1;
- в
отношении оборудования пользователя - установленным в ГОСТ
Р 52459.1, ГОСТ
Р 52459.3 и стандартах, распространяющихся на технические средства
радиосвязи конкретных видов.
Настоящий
стандарт не устанавливает требований, относящихся к использованию
радиочастотного спектра, включая рабочие частоты, допустимые уровни основных и
нежелательных излучений радиопередающих устройств, уровни чувствительности и
избирательности радиоприемных устройств, входящих в состав оборудования
транспортного средства и оборудования пользователя.
2 Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 41.97-99 (Правила ЕЭК ООН № 97) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств
(СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной
сигнализации (СТС)
ГОСТ
Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная.
Термины и определения
ГОСТ
Р 50607-2012 (ИСО 10605:2008) Совместимость технических средств
электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех
от электростатических разрядов
ГОСТ
Р 51317.4.2-2010 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств
электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и
методы испытаний
ГОСТ
Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств
электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю.
Требования и методы испытаний
ГОСТ
Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств
электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров
индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4.
Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и
помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний
на устойчивость к излучаемым радиопомехам
ГОСТ
Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств
электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с
двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех.
Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на
подвижных средствах
ГОСТ
Р 52459.1-2009 (ЕН 301 489-1-2008) Совместимость технических средств
электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 1. Общие технические
требования и методы испытаний
ГОСТ
Р 52459.3-2009 (ЕН 301 489-3-2002) Совместимость технических средств
электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 3. Частные требования
к устройствам малого радиуса действия, работающим на частотах от 9 кГц до 40
ГГц
ГОСТ Р 55055-2012
Радиопомехи индустриальные. Термины и определения
ГОСТ
28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость.
Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ
29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная.
Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых
цепях. Требования и методы испытаний
Примечание -
При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты»,
который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В
настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55055, ГОСТ
Р 50397, [1], [2], [3].
4 Нормы и требования
4.1
Общие положения
4.1.1
Оборудование транспортного средства должно соответствовать:
-
нормам напряжения индустриальных радиопомех (далее - радиопомехи) на выходе
кабеля антенны транспортного средства, установленным в 4.2.1, и нормам напряженности поля
радиопомех от оборудования, установленным в 4.2.2, - при питании
оборудования от автономного источника, гальванически не связанного с бортовой
сетью питания транспортного средства, и при отсутствии гальванической связи
оборудования с контрольными и сигнальными цепями транспортного средства;
-
нормам напряжения радиопомех на выходе кабеля антенны транспортного средства,
установленным в 4.2.1, нормам напряженности поля радиопомех от
оборудования, установленным в 4.2.2, нормам напряжения радиопомех в проводах
оборудования, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным
цепям транспортного средства, установленным в 4.2.3, нормам импульсных
помех, создаваемых оборудованием в проводах, подключаемых к бортовой сети
питания транспортного средства, установленным в 4.3, а также требованиям
устойчивости к импульсным помехам в бортовой сети питания и контрольных и
сигнальных цепях транспортного средства, установленным в 4.4, -
при питании
оборудования от бортовой сети транспортного средства или от автономного
источника, гальванически связанного с бортовой сетью, и при наличии
гальванической связи оборудования с контрольными и сигнальными цепями
транспортного средства.
4.1.2
Оборудование транспортного средства должно также соответствовать требованиям
устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в 4.5, и
требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в 4.6.
4.1.3
Оборудование пользователя должно соответствовать требованиям устойчивости к
радиочастотному электромагнитному полю, установленным в 4.5, и требованиям
устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в 4.6.
4.2. Нормы
радиопомех
4.2.1
Напряжение радиопомех на выходе кабеля антенны транспортного средства,
создаваемое оборудованием транспортного средства и иным электрооборудованием,
не должно превышать норм, установленных в подразделе 5.3 ГОСТ Р 51518.25.
4.2.2
Напряженность поля радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного
средства, не должна превышать норм, установленных в подразделе 6.4 ГОСТ Р 51318.25.
4.2.3
Напряжение радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного средства в
проводах, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным цепям
транспортного средства, не должно превышать норм, установленных в 6.2.3, 6.3.3 ГОСТ Р 51318.25.
4.3
Нормы импульсных помех
Уровни
импульсных помех, создаваемых оборудованием транспортного средства в проводах,
подключаемых к бортовой сети питания транспортного средства, не должны
превышать значений, установленных в подразделе 2.3 ГОСТ
28751, для собственных помех видов 1, 2, 3 при степени эмиссии помех 3.
4.4
Требования устойчивости к импульсным помехам
Оборудование
транспортного средства должно выдерживать воздействие испытательных импульсов
1, 2, 3a, 3b, 4 в бортовой
сети питания транспортного средства в соответствии с разделами 1, 2 ГОСТ
28751 и испытательных импульсов 1, 2, 3a, 3b в контрольных и
сигнальных бортовых цепях транспортного средства в соответствии с разделом 1 ГОСТ
29157, при степени жесткости III и функциональном классе «В».
4.5
Требования устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю
Оборудование
транспортного средства и оборудование пользователя должны нормально
функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при
воздействии радиочастотного электромагнитного поля напряженностью 10 В/м с
частотой, изменяющейся в полосе от 20 до 2000 МГц. Испытательное
электромагнитное поле должно быть создано при использовании синусоидального
сигнала, модулированного по амплитуде колебанием частотой 1 кГц при глубине
модуляции 50 %.
4.6
Требования устойчивости к электростатическим разрядам
4.6.1
Оборудование транспортного средства должно нормально функционировать в
соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии
электростатических разрядов по разделу 8,
приложению С ГОСТ
Р 50607.
4.6.2
Оборудование пользователя должно нормально функционировать в соответствии с
технической документацией изготовителя при воздействии электростатических
разрядов по разделам 5, 6 ГОСТ
Р 51317.4.2, при степенях жесткости испытаний 2 (контактный разряд) и 3
(воздушный разряд).
5 Методы испытаний
5.1
Общие положения
Для
оценки соответствия требованиям ЭМС, установленным в настоящем стандарте,
оборудование транспортного средства и оборудование пользователя подлежат
испытаниям.
5.2 Измерение
радиопомех
Аппаратура,
оборудование и методы измерений - по ГОСТ
Р 51318.25.
Испытания
в полубезэховой камере по ГОСТ
Р 51318.25 могут быть заменены испытаниями на измерительной площадке,
соответствующей требованиям ГОСТ
Р 51318.16.1.4.
Уровень
внешних радиопомех на каждой частоте измерений в отсутствие функционирования
оборудования транспортного средства должен соответствовать требованиям ГОСТ
Р 51318.25.
5.3 Измерение
импульсных помех
Аппаратура,
оборудование и методы измерений - по ГОСТ
28751.
5.4 Испытания на
устойчивость к импульсным помехам
Аппаратура,
оборудование и методы испытаний - по ГОСТ
28751, ГОСТ
29157.
5.5 Испытания на
устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю
Испытания
проводят в полубезэховой камере по ГОСТ
Р 51317.4.3 или используют другие виды оборудования, обеспечивающие создание
испытательного электромагнитного поля в соответствии с требованиями 4.5
настоящего стандарта. При этом неравномерность напряженности поля и погрешность
измерения напряженности поля должны быть не хуже значений, установленных в ГОСТ
Р 51317.4.3.
5.6 Испытания на
устойчивость к электростатическим разрядам
Аппаратура,
оборудование и методы испытаний - по ГОСТ
Р 50607, ГОСТ
Р 51317.4.2.
Библиография
[1]
|
Правила ЕЭК ООН № 10/02
|
Единообразные
предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в
отношении электромагнитной совместимости
|
[2]
|
Правила ЕЭК ООН № 116
|
Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в
отношении их защиты от угона
|
[3]
|
Правила ЕЭК ООН № 18/03
|
Единообразные
предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных
средств в отношении их защиты от несанкционированного использования
|
Ключевые
слова:
электромагнитная совместимость, системы тревожной сигнализации
автотранспортных средств, иммобилайзеры, электромагнитные помехи,
устойчивость к электромагнитным помехам, требования; методы испытаний
|