ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗДЕЛИЯ ФРИКЦИОННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСТ Р 50507-93
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные теплоизоляционные материалы и изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 54
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© Издательство стандартов, 1993
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России
I!
ГОСТ Р 50507-93
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения..............1
2 Нормативные ссылки..............1
3 Определения ................. 2
4 Требования назначения .............. 2
5 Требования надежности.............3
6 Требования безопасности.............4
7 Требования маркировки, упаковки, транспортирования и хранения . 4
8 Конструктивные требования............4
9 Приложение А. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним 5
10 Приложение Б. Гамма процентный и средний ресурсы.....6
III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗДЕЛИЯ ФРИКЦИОННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ Общие технические требования
Fnction brake products General technical rcquucnicnts
Дата введения 1094—01—01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования назначения, надежности, безопасности, экологии, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения тормозных колодок, накладок, лент, фрикционных пластин, секторов, вкладышей (далее — изделий), применяемых в различных тормозных устройствах
Вид климатического исполнения изделий — 0 (V) по ГОСТ 15150
Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения н охраны окружающей среды, изложены в таблице 1 и разд. 6 и 8 настоящего стандарта
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4 79—87 СП КП Изделия фрикционные для тормозных механизмов Номенклатура показателей
ГОСТ 1198-78 Ленты асбестовые тормозные Технические условия.
ГОСТ Р ИСО 6310-93 Транспорт дорожный Накладки тормозные Метод определения сжимаемости
ГОСТ Р ИСО 6311-93 Транспорт дорожный Накладки тормозные Метод определения сопротивления срезу материала накладок
ГОСТ Р ИСО 6312-93 Транспорт дорожный Накладка с колодкой в сборе дисковых и барабанных тормозов. Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки
Й1данис официальное
ГОСТ Р 50507-93
ГОСТ Р ИСО 6313-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения влияния тепла на размеры и форму накладок дискового тормоза
ГОСТ Р ИСО 6314-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения водостойкости, стойкости к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости
ГОСТ Р ИСО 6315-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения прочности схватывания тормозной накладки с поверхностью металлического контртела в результате коррозии
ГОСТ 15150--69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 15853-70 Накладки асбестовые тормозные. Размеры ГОСТ 15960-79 Материалы асбестовые фрикционные эластичные и изделия из них. Технические условия
ГОСТ 27513-87 Изделия фрикционные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют термины, указанные в приложении А.
4 ТРЕБОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ
4.1 Изделия изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на конкретный ассортимент изделий по чертежам, согласованным изготовителем и потребителем, и технологическим регламентом, утвержденным в установленном порядке.
4.2 Основные показатели назначения приведены в таблице 1.
4.2.1 Значения показателей, установленные в НТД на тормозное изделие, должны соответствовать международным, государственным или отраслевым требованиям.
Если в международных, государственных или отраслевых НТД требования отсутствуют, то значения показателей устанавливают по согласованию между потребителем, изготовителем и базовой организацией по стандартизации по закрепленному виду продукции.
4.2.2 Периодичность контроля показателей устанавливают в НТД на тормозные изделия.
4.2.3 Для контроля продукции при се выпуске в НТД но согласованию изготовителя и потребителя могут устанавливаться дополнительные показатели качества в соответствии с ГОСТ 4.79, характеризующие физико-механические свойства тормозных изделий.
о
ГОСТ Р 50507-93
Таблица 1 |
Наименование
показателя |
Метод
испытания |
Область раснространения |
Обя ia юльность применения показа «еля- |
1. Фрикционные свойства |
— |
Тормозные фрикционные изделия |
ООиза1сльный |
2. Предел прочности соединения тормозной накладки с металлической колодкой |
ГОСТ Р ИСО 6312 |
Тормозные накладки дисковых тормозов автомобилей, тормозные накладки барабанных тормозов автомобилей (в случае их приклейки) |
|
3. Прочность схва- |
ГОСТ Р |
Тормозные наклад- |
Для тормозных |
тываним тормозной накладки с металлическим контртслом в результате коррозии |
ИСО 6315 |
ки барабанных и дисковых тормозов легковых автомобилей |
накладок барабанных тормозов переднеприводных автомобилей — обязательный; для остальных — рекомендуем ый |
4. Предел прочности при срезе образцов тормозных накладок |
ГОСТ Р ИСО 6311 |
То же |
То же |
5. Стойкость к воздействию жидкостей |
1'ОСТ Р ИСО 6314 |
» |
Рекомендуемый |
G Сжимаемость |
ГОСТ Р ИСО 6310 |
Тормозные накладки с колодками в сборе дисковых тор-мошв автомобилей |
То же |
7. Изменение линейных размеров накладки при нагреве |
ГОСТ Р ИСО 6313 |
То же |
» |
|
Примечания
1 Испытания по определению фрикционных свойств (показатель 1) изделия проводят по методам, установленным международными, государственными, отраслевыми или другими НТД по согласованию с потребителем.
2 Рекомендуемые показатели определяют по требованию потребителя. |
5 ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ
Гамма-процентиый ресурс (срок службы) изделий, применяемых в тормозных механизмах, устанавливают при необходимости в соответствующих НТД на тормозные изделия по согласованию с потребителем.
Справочные данные гамма-процентного ресурса тормозных накладок автомобилей, тормозных колодок и накладок тракторов приведены в приложении Б.
Средний ресурс в условиях рядовой эксплуатации тормозных колодок для железнодорожных вагонов установлен в приложении Б.
.3
6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1 Требованиями безопасности торможения изделий являют» ся показатели, приведенные в пп. 1—4 таблицы 1.
6.2 Дополнительные требования, направленные на обеспечение здоровья потребителей и охраны окружающей среды, должны быть отражены в НТД на конкретный ассортимент тормозных изделий, если они подвергаются механической обработке у заказчика.
7 ТРЕБОВАНИЯ МАРКИРОВКИ, УПАКОВКИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
И ХРАНЕНИЯ
7.1 Изделия маркируют, упаковывают, транспортируют и хранят по ГОСТ 27513.
Дополнительные требования к маркировке, упаковке, транспортированию и храпению указывают в НТД на тормозные изделия.
7 2 Гарантийный срок храпения и эксплуатации изделий устанавливают в НТД на тормозные изделия, согласованной с потребителем.
8 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
8.1 Конструктивные требования к равнотолщинным тормозным накладкам барабанных тормозов приведены:
в ГОСТ 15853 — для дорожных и сельскохозяйственных транспортных машин;
в ГОСТ 1198 — для тканых тормозных лент.
в ГОСТ 15960 — для вальцованных лент и накладок.
8.2 Конструктивные требования к разнотолщииным тормозным накладкам барабанного тормоза, колодкам, накладкам дискового тормоза, фрикционным вкладышам и секторам, не приведенные в НТД по 8.1, должны быть указаны в соответствующих чертежах и НТД, согласованных между изготовителем и потребителем.
ГОСТ Р 50507-93
ПРИЛОЖЕНИЕ: A (Справочное)
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Таблица А.1
Термин |
Определение |
1. Изменение линейных размеров тормозной накладки при нагревании
2. Предел прочности при срезе образцов тормозных накладок
3. Предел прочности соединения тормозной накладки с металлической колод-коп
4. Прочность схватывания тормозной накладки с металлическим контртелом в результате коррозии
5. Ресурс |
Соотношение линейных размеров тормозной накладки до и после нагрева ее до заданной температуры
Отношение силы, необходимой для разрушения образца при срезе, к его номинальной плошали среза
Отношение силы, необходимой для разрушении соединения тормозной накладки с металлической колодкой, к номинальной площади соединения
Сила или момент силы, необходимый для разрушения соединения тормозной накладки с металлическим контртелом в результате коррозии
Суммарная наработка тормозного изделия от начала его эксплуатации до перехода в предельное состояние |
0. Сжимаемость |
Уменьшение толщины накладки под действк- |
7. Стойкость к воздействию жидкостей
8. Требования безопасности |
ем заданной нагрузки Способность изделий сохранять свойства в заданных пределах после воздействия жидкостей Требования, установленные законодательными актами. ПТД. правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность лю- |
9. Фрикционные свойства |
дей н окружающей среды
Способность оказывать сопротивление относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательной к ним при определенных параметрах режима трения (скорости скольжения. давления, температуры и др.)
Фрикционные свойства при торможении могут выражаться тормозным путем (м), временем торможения (с), замедлением (м/с2), моментом трения (И м) или коэффициентом трения в зависимости от установленных требований |
ГОСТ Р 50507-93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Справочное)
гамма-процентный и средним ресурсы
1 Гамча-нроцснтныи ресурс тормозных накладок автомобилем в узлах заводской сборки, приведенный к первом каторни уевший эмилуат >цнм, указан \\ таблице В \
I .1 б л м ц а Б I |
Inn «ттомобтя |
rav4d-iipoutiiTm.ni (т ЧОК) pttype, !ы км. не менее л »я и * ч ши |
acGcctuui.ix |
lit «,Н<М i ТОПЫХ |
1 Легковые автомобили |
|
|
дисковые тормо 11 |
М) |
30 |
барабанные юрмоп |
(.0 |
80 |
2 Гручовыс авюмобн ч» |
|
|
ГАЗ. ЗИЛ |
100 |
100 |
КамАЗ. ЛИЗ. Урл.ЛЗ |
(.0 |
(>0 |
КрАЗ |
30 |
50 |
БелАЗ |
\0 |
Ю |
3 Автобусы |
(»{) |
ьо |
|
Примечании
1 Категории условии эксплуатации устанавливают в соотпсктвин с По н>-жением о техническом обслуживлини и ремонте подвижною сосывл автомобильного транспорта, утвержденным в установленном поря яко
2 Значения ресурса безасбестовых изделии дпя |р\зоиых авюмобилей и автобусов будут уючняться в ПТД на тормозные и мелим
2 Гамма-процснтныи ресурс юрмозных колодок и накладок д |я тракторов у нами в таблице Ь2
Та бл и ц а Б 2 |
A\d|>ud i|>dhiop.i |
1 jmm.1 ироцеи 1 и |
■hi |(с\]к ш менее мс и '1 |
МТЗ-80 |
80 |
(>000 |
Т 150 К |
50 |
0( 0(4» км |
1 150 |
50 |
2 КМ |
ЮМЗ (>КЛ |
80 |
I '"ЮР |
К 701 |
95 |
8000 |
Т 40 |
80 |
М< 1 |
Т 330 |
80 |
(,()•*.» |
Т 1 ЮМ |
80 |
0 '0 » ** 0 |
ДТ 75 |
80 |
1 ‘*»ч» |
ДТ 175 |
80 |
1 НК) |
|
ГОСТ Р 50507-93
тормозных накладок пассажирских 110—
3 Средний ресурс в условиях рядовой эксплуатации для грузовых железнодорожных вагонов 90—200, а для 150 тыс. км.