Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

30 страниц

623.00 ₽

Купить ГОСТ Р 43.0.13-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие, основные положения, относящиеся к обучающей технологии направленной подготовки специалистов для технической деятельности с использованием информации, созданной с применением ноон-технологии.

 Скачать PDF

Переиздание. Октябрь 2018 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Основные положения

Приложение А (справочное) дидактическая система обучающей технологии направленной подготовки специалистов

Приложение Б (справочное) Информационные потоки в информационно-обменных процессах при проведении обучения технической деятельности с применением аватаризированной учебной информации на бумажных носителях с пассивным умственным управлением сведениями, содержащимися в учебной информации

Приложение В (справочное) Информационно-обменные процессы при проведении обучения технической деятельности с применением аватаризированной учебной информации с активным машинным управлением сведениями, содержащимися в учебной информации

Приложение Г (справочное) Информационные потоки в информационно-обменных процессах при проведении обучения технической деятельности с применением аватаризизированной учебной информации с умственным, активным, интерактивным компьютеризированным ее управлением

Приложение Д (справочное) Структура знаков ЯзОД для пикториального представления технических сведений, применяемых в обучающей технологии направленной подготовки специалистов

Приложение Е (справочное) Структура основных видов мышления обучающихся с проведением умозрительной мыслительной деятельности, речемыслительной деятельности при обучении с применением обучающей технологии направленной подготовки специалистов

 
Дата введения01.06.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

27.07.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии759-ст
ИзданСтандартинформ2018 г.
ИзданСтандартинформ2017 г.
РазработанОУ Центр НООН

Informational ensuring of equipment and operational activity Preparation of specialist with turn of mind

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

43.0.13-

2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности

НАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Издание официальное

Москва Стандарт* нформ 2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр «НООН» исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр «НООН»)

2    ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2017 г№ 759-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ, 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ P 43.0.13—2017

-    создавать соответствующие условия для приобретения обучающимися необходимых знаний, навыков, умений, которые могут обеспечить проведение мышлением обучающихся клиаративно-креа-тивной интеллектуальной МД как при практическом обращении с техникой, так и при умственном решении возникающих технических задач.

5.16    Аватаризированная учебная информация для НПС в профессионально-техническом образовании оптимизирует при необходимости с корректированием корреляционных взаимодействий между учебной информацией, преподавателем и обучающимися.

Оптимизация с необходимым корректированием корреляционных взаимодействий между учебной информацией, преподавателем и обучающимся с использованием аватаризированной учебной информации может обеспечиваться:

-    повышенной усвояемостью обучающимися сведений из учебной информации;

-    созданием необходимых условий в подготовке обучающегося, преподавателя к проведению соответствующего учебного процесса.

5.17    Информационные потоки в ИОГ1 при обучении с применением учебной информации на бумажных носителях с умственным пассивным управлением этой информацией приведены на рисунке Б.1 приложения Б.

5.18    Информационные потоки при обучении с применением учебной информации с активным машинным, в том числе компьютеризированным управлением, приведены на рисунке В. 1 приложения В.

5.19    Информационные потоки при обучении с применением учебной информации с умственным, активным, интерактивным умственно-машинным (компьютеризированным) управлением приведены на рисунке Г.1 приложения Г.

5.20    НПС с необходимой адаптацией обучающегося к восприятию соответствующей дидактической информации основывается на интеллектуальных способностях обучающегося в максимальном использовании возможностей учебного процесса независимо от формы организации.

5.21    Учебный процесс в НПС может осуществляться с использованием:

-    естественных интеллектуальных возможностей обучающегося;

-    МАИ;

-    компьютерно-интерактивизированной, активизированной информации:

-    информации, представленной с использованием ИКИ МД;

-    АИС;

-    машинно-информационных средств, позволяющих проводить интеллектуализацию мышления обучающегося направленно-установленным, направленно-корректирующим способом в процессе ЕИЧИВ, ГИЧИВ. ИИЧИВ с учебными сообщениями.

5.22    Обучение в НПС — деятельность, направленная на формирование у обучаемых определенной системы знаний, умений, навыков и осуществляемая совместно следующими участниками:

-    разработчиками информации в организациях, создавших изучаемые образцы техники;

-    обучаемыми в состоянии самоподготовки, административно-организованной подготовки;

-    обучающими, обеспечивающими административную организацию и проведение обучения.

5.23    В создании и применении НПС можно выделить следующие виды деятельности:

-    творческую деятельность разработчиков (на предприятии-проектировщике создаваемого(ых) образца (цов) техники) по разработке информации повышенной клиаративности, симуляторов, стимуляторов, учебных реконструктивных сообщений для освоения разрабатываемого(ых) образца(ов) техники;

-    познавательную деятельность обучаемых по приобретению необходимых знаний, относящихся к изучаемым образцам техники, интеллектуальных умений, навыков по теоретическому применению полученных знаний;

-    учебную деятельность обучаемых по приобретению необходимых умений, навыков по практическому обращению с изучаемыми образцами техники информационными методами;

-    деятельность обучающих по обеспечению оптимальной административной организации и проведению обучения с использованием информации от ее разработчиков в организациях, создавших изучаемые образцы техники.

5.24    В НПС с применением высокоэффективных информационных обучающих воздействий, используемых самими обучающимися, могут быть созданы необходимые условия для того, чтобы при организации процесса обучения с помощью преподавателя ему предназначалось бы в процессе обучения восновном проводить контроль, анализ, оценку и корректировку учебной деятельности обучающего, с сведением к минимуму его участия в передаче имеющихся у него знаний обучающимся, выработке у них необходимых умений, навыков.

7

5.25    Структура учебного процесса, проводимого с использованием ПСНВ. применяемыми в НПС, приведена на рисунке 1.

Применение в НПС ПСНВ является средством, обеспечивающим клиаратизацию мыслительной деятельности обучаемых в учебном процессе, способствующее ускоренному приобретению обучающимся необходимых знаний, навыков, умений.

5.26    В НПС с применением концепции КДПС с использованием СЭС метода обучения, ПСНВ обучающимися могут быть приобретены необходимые знания, понимаемые ими. выработанные на основе этих знаний навыки, умения по проведению соответствующей деятельности, и приобретены способности к проведению КДМ необходимого назначения.

С возникновением у обучающихся способности к КДМ достигается результат применения концепции КДПС.

5.27    Управление обучением в НПС — это управление процессом обучения самим обучающимся при проведении самоподготовки или обучающим в порядке, установленном административной организацией подготовки обучающихся.

Структура учебного процесса с применением ПСНВ

5.28    Цель обучения в НПС — это подготовка на основе применения информации повышенной клиаративности высококвалифицированных специалистов по обращению с изучаемым(и) и образ-цом(ами) техники.

5.29    Дидактические задачи, решаемые в НПС. должны обеспечивать использование эмпирических мыслительных способностей обучающихся для передачи им необходимых эргатических. эвристических знаний, выработки у обучающихся соответствующих эргатических умений, навыков в проведении как умственной, таки практической деятельности.

5.30    СодержаниеобучениявНПС — это содержание обучения, заключающееся в его дидактической (обучающей) доступности, клиаративности. достоверности.

Доступность обучения в НПС достигается облегченным получением информации, содержащейся в документации, поставляемой с образцами техники, для использования при обучении.

Клиаративность об учения в НПС достигается клиаративным исполнениемс применением пиктори-ально-фраземизированного изложения сведений в информации, содержащейся в документации, поставляемой с образцами техники и используемой при обучении.

Достоверность обучения в НПС достигается нормативным регулированием создания информации, содержащейся в документации, поставляемой с образцами техники и используемой при обучении, с обеспечением соответствия создаваемой информации конструкции этих образцов техники.

5.31    В качестве ТСО в НПС могут применяться:

-    кино, видео, телевизионная техника, обеспечивающие представление обучающимся активно управляемую по предъявлению и семантике учебную информацию:

-    компьютерная техника, обеспечивающая представление обучающимся интерактивно, активно управляемую по предъявлению и семантике учебную информацию.

5.32    Дидактический процесс в НПС — это основной компонент, обеспечивающий учебную деятельность обучающихся, с управлением процессом обучения как самими обучающимися при проведении самоподготовки, так и обучающим в порядке подготовки обучающихся, установленном административной организацией.

Дидактический процесс в НПС формируется на основе определения цели, задач обучения при осуществлении самоподготовки или административно-организованной подготовки, с достижением этого на основе информации, которую обучающиеся получают от ее разработчиков.

5.33    При обучении с применением НПС могут изучаться:

-    предметная техническая среда:

ГОСТ P 43.0.13—2017

-    процессы в предметной технической среде;

-    управление предметной технической средой и процессами в ней:

-    умственная деятельность специалистов (операторов) при проектировании управления и осуществлении управления предметной технической средой и процессами в ней.

5.34    Информация для НПС. с целью ее применения в процессе обучения технической деятельности. по своему прямому назначению может использоваться из информации, разрабатываемой при создании ИОТОД с учетом ее назначения для специалистов, привлекаемых к обращению с техникой, труд которых соответствует труду определенного типа оператора:

-    оператора-руководителя;

-    оператора-технолога;

-    оператора-исследователя;

-    оператора-манипулятора;

-    оператора-наблюдателя.

5.35    Обучение каждого типа оператора с применением НПС осуществляется с учетом особенностей его мышления при проведении ИИД в труде, которым ему придется заниматься.

5.36    Оператор-руководитель принимает ответственные организационные, управляющие решения в СМИ. СЧМ при их возникновении на основе имеющихся у него знаний, опыта.

Подготовка оператора-руководителя должна проводиться с учетом выработки в его мышлении качеств для осуществления необходимой ИИД, например: критичности мышления, способности к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями.

Для такой подготовки оператора-руководителя информация из ИОТОД. которую можно применять при его обучении с использованием НПС, должна обеспечивать клиаративное восприятие и усвоение, например, следующих сведений, относящихся к:

-    возможностям соответствующих образцов техники при их применении;

-    особенностям применения образцов техники в зависимости от метеоусловий, времени года и суток;

-    общей организации проведения эксплуатации, техобслуживания образцов техники;

-    обеспечению образцов техники расходными материапами;

-    кадровому обеспечению процессов эксплуатации образцов техники.

5.37    Оператор-технолог, непосредственно являющийся частью технологического процесса в СЧИ. СЧМ, работает в режиме немедленного его обслуживания.

Оператор-технолог обеспечивает функционирование СЧИ. СЧМ при их возникновении и применении их в каких-либо технологических процессах.

Подготовка оператора-технолога должна проводиться с учетом выработки в его мышлении, для осуществления необходимой ИИД. например: высокой помехоустойчивости при визуально-аудиальном восприятии информации, способности к аналитическому мышлению, умению принимать решения в изменяющихся ситуациях.

Для такой подготовки оператора-технолога информация из ИОТОД, которую можно применять при его обучении с использованием НПС. должна обеспечивать клиаративное восприятие и усвоение, например следующих сведений, относящихся к:

-    технологии проведения эксплуатации, техобслуживания образцов техники;

-    поддержке в постоянной готовности для применения по назначению образцов техники.

5.38    Оператор-исследователь обеспечивает функционирование СЧИ. СЧМ при их возникновении в процессе проведения исследовательской деятельности.

Подготовка оператора-исследователя должна проводиться с учетом выработки в его мышпении. для осуществления необходимой ИИД. например: способностей к понятийному мышлению, принятию прогностических решений, умению проводить сравнительный анализ.

Для такой подготовки оператора-исследователя информация из ИОТОД, которую можно применять при его обучении с использованием НПС, должна обеспечивать клиаративное восприятие и усвоение, например следующих сведений, относящихся:

-    к устройству и функционированию образцов техники:

-    физическим основам работы соответствующих составных частей образцов техники.

5.39    Оператор-манипулятор обеспечивает управление СЧИ. СЧМ при их возникновении с помощью органов управления.

Подготовка оператора-манипулятора должна проводиться с учетом выработки в его мышлении способностей к проведению необходимой ИИД, обеспечивающей приобретение оператором-манипулятором соответствующих психофизиологических качеств, например: способности к устойчивой моторной

9

работе, в том числе в максимальном темпе, высокой мышечно-суставной чувствительности, способности к сенсомоторной координации.

Для такой подготовки оператора-исследователя информация из ИОТОД, которую можно применять при его обучении с использованием НПС, должна обеспечивать клиаративное восприятие и усвоение, например следующих сведений, относящихся:

-    к устройству и принципу действия образцов техники, которой ему предстоит управлять после обучения;

-    правилам (алгоритмам) использования органов управления (в том числе во взаимосвязи с органами контроля, индикации) в изучаемых образцах техники.

5.40    Оператор-наблюдатель (контролер) обеспечивает контроль за СЧИ, СЧМ при их возникновении с помощью органов контроля, индикации, оповещения, регулирования.

Подготовка оператора-наблюдателя должна проводиться с учетом выработки в его мышлении способностей к проведению необходимой ИИД, обеспечивающей приобретение оператором-наблюда-телем соответствующих психофизиологических качеств, например: высокой сенсорной чувствительности. способности к работе в режиме отсроченного обслуживания, быстрой реакции в принятии решений при восприятии информации.

Для такой подготовки оператора-наблюдателя информация из ИОТОД. которую можно применять при его обучении с использованием НПС, должна обеспечивать клиаративное восприятие и усвоение, например следующих сведений, относящихся:

-    к устройству и принципу действия образцов техники, которой ему предстоит управлять после обучения;

-    правилам (алгоритмам) восприятия органов контроля, индикации, оповещения участвующих в обеспечении функционирования изучаемых образцов техники;

5.41    Контроль обучения в НПС может осуществляться:

-    при проведении обучения с применением информации, изложенной разработчиком на бумажных ее носителях, с использованием приложения к учебной информации, в который входит перечень вопросов, необходимых для проверки обучающегося, а также отдельный перечень ответов на эти вопросы:

-    при проведении обучения с применением представленной разработчиком информации в электронном интерактивно, активно компьютерно-управляемом виде с использованием раздела «Экзамен», с помощью которого в интерактивном режиме осуществляется сдача экзамена по программе подготовленной разработчиком информации.

5.42    Для проведения обучения в НПС может применяться пассивно, активно, интерактивно управляемая сеттлизированная по РПП параметрам импрувизирующая (улучшающая) мышление информация.

Сеттлинг импрувизирующей информации по РПП параметрам может создать необходимые условия для управляемого использования импрувизирующей информации для формирования в мышлении концептуальных моделей технических сущностей, необходимой семантики мышления с применением для нее:

-    пассивного умственного управления;

-    активного машинного управления;

-    интерактивного умственно-компьютеризированного управления.

5.43    Применение в НПС импрувизирующей мышление информации может обеспечить использование как директивного (не корректируемого), так и процедуризированного (корректируемого) управления МОП в организме обучающегося.

5.44    НПС для технической деятельности может осуществляться с использованием ситуационно-эмоционально-смыслового метода обучения (СЭС метода обучения), обеспечивающего дидактико-когнитивное (обучающе-познавательное) применение информации при проведении обучающимися соответствующих ЕИЧИВ. ГИЧИВ. ИИЧИВ с учебными сведениями, сообщениями из необходимого ИОТОД, созданного с применением ноон-технологии. положений ОИЛ.

С применением СЭС метода обучения в процессе ЕИЧИВ с пассивно мысленно управляемыми РПП параметрами сведений и в процессе ГИЧИВ. ИИЧИВ с пассивно, активно, интерактивно машинно-управляемыми РПП параметрами сведений в мышлении обучающихся могут формироваться:

-    устойчиво сохраняющиеся в памяти необходимые знания по устройству, работе и эксплуатации изучаемых образцов техники;

-    необходимые интеллектуальные, моторные навыки, умения по обращению с изучаемыми образцами техники, приобретаемые при взаимодействии с информацией.

Ю

ГОСТ P 43.0.13—2017

5.45    В НПС использование информации, разработанной с применением ноон-технологии, ОИЛ. может обеспечить организацию учебного процесса для обучающихся дистанционно, в том числе в рамках интернет-образования на расстоянии от центра управления обучением как в отсроченном, так и в текущем режиме времени обмена информацией.

5.46    Применение в НПС. в том числе проводимой дистанционно, сеттлизированной по РПП параметрам импрувизирующей мышление информации обеспечивает выработку у обучающегося практических навыков, умений по подготовке к применению и применению техники в реальной обстановке по данным, поступающим к оператору, управляющему техникой в текущем режиме времени в отсутствии непосредственного контакта с реальной ТПИС.

5.47    НПС может проводиться:

-    приосвоенииопределеннойтехникивиндивидуальномпорядкепособственной. рекомендуемой или предложенной программе;

-    обучении в соответствующих производственных структурах предприятий в организованном порядке с возможным проведением переподготовки и повышения квалификации необходимого имеющегося кадрового состава;

-    обучении в специализированных подразделениях соответствующих ведомств с возможным проведением переподготовки и повышения квалификации необходимого имеющегося кадрового состава;

-    обучении в образовательных учреждениях общей и специальной (профессионально-технической) подготовки.

5.48    НПС может быть индивидуальной или групповой, организационно проводимой в виде самоподготовки или специально-сформированного учебного процесса при необходимости с документально подтверждаемой экспертной оценкой получаемого уровня обучения.

5.49    Индивидуальная, групповая НПС может проводиться в виде самоподготовки с применением ИОТОД в бумажном или машинно-управляемом исполнении.

5.50    Индивидуальная, групповая НПС со специально сформированным учебным процессом (дистанционно-организованным регулированием обучения, функциями необходимого администрирования) может проводиться с применением:

-    компьютерных сетей соответствующего назначения;

-    необходимого ИОТОД в электроном виде, симуляторов, стимуляторов, реконструктивных сообщений. создаваемых с использованием ЯзОД, ноон-технологии. ОИЛ.

5.51    Достижению необходимого уровня обучения в НПС. при использовании в ней учебной информации. создаваемой на основе ноон-технологии, ОИЛ будет способствовать проведение НПС с применением соответствующих (корпоративных, общего применения) компьютерных сетей, которые позволят обеспечить для НПС следующие дополнительные возможности:

-    в поиске необходимой дополнительной учебной, технологической, технической информации (например, относящейся к проектированию, производству, эксплуатации, ремонту техники);

-    связи с соответствующими организациями, предприятиями для взаимодействия с ними по возникающим вопросам с оформлением необходимых запросов;

-    участии в дистанционно проводимых учебных процессах;

-    формировании необходимых для учебного процесса баз данных, знаний.

5.52    Компьютерные сети в НПС могут быть использованы для дистанционного формирования мыслительных способностей у обучающихся специалистов, приобретения ими необходимых знаний, выработки у них информационными методами необходимых интеллектуальных навыков, умений по различным аспектам обращения с изучаемой техникой с применением:

-    пассивно управляемой информации (например, в виде специальных ликториально-фраземизи-рованных слайдовых сообщений);

-    активно управляемой информации (например, в виде анимационных сообщений);

-    интерактивно управляемой информации (например, в виде сообщений с семантикой изменяемой пользователем этих сообщений).

При таком способе формирования мыслительных способностей у обучающихся в НПС с применением технических средств должны учитываться:

-    возможности мышления обучающихся в восприятии перцептивной (чувственно воспринимаемой) информации, быстродействии ее обработки в процессе МД, запоминании;

-    возможности мышления обучающихся в восприятии и обработке семантических компонентов воздействующей информации.

11

6 Основные положения

6.1    НПС — это обучающая технология для профессионально-технической самоподготовки обучающихся и организованной подготовки с применением персонифицированного управления их МД. для достижения направленной установлено-корректируемой. адаптированно корректируемой интеллектуализации мышления обучающихся в процессе обучения при взаимодействии с информацией.

Управляемое взаимодействие обучающихся с информацией осуществляется с применением представленных на бумажных, машинных носителях дискретных информационных массивов ФС различного пикториально-фраземированного восприятия, адекватно соответствующих мышлению обучающихся. информационно-обменным процессам (ИОП) в их мышлении.

Эти информационные массивы, разрабатываемые с учетом знаний опытных специалистов (экспертов) в соответствующей предметной области, могут осуществлять эффективное формирование в мышлении обучающегося необходимых концептуальных структурно-ситуационных и причинно-следственных представлений, имеющих важнейшее значение в процессах, связанных с обеспечением готовности к применению изучаемой техники и обращением с ней.

6.2    В НПС используется информация в виде субъектно-значимых знаний в различных процессах их применения (см. рисунок 1).

Субъектно-значимые знания могут при первом их восприятии обучающимися пониматься ими с учетом общего ситуативного контекста изучаемых в процессе обучения сведений.

Субъектно-значимые знания, обладающие повышенной клиаративностью для большинства индивидуумов. желающих получить необходимую для них специальность, создаются с учетом исследования представления информации для ИОТОД в социуме с соответствующим уровнем образовательной подготовки его субъектов, уровнем технической развитости быта, внешней технической инфраструктуры среды обитания.

6.3    Применение НПС определяется необходимостью решения задачи подготовки значительного количества специалистов к обращению с все более усложняющейся техникой в условиях ускоряющейся смены ее поколений.

6.4    В НПС за основу стратегии обучения взято изменение интеллектуальных возможностей обучающихся повышением их эффективности, направленной интенсификацией и корректировкой с помощью СЭС метода обучения для интегрирования обучающихся в информационную среду с возникновением у каждого обучающегося определенных систем «человек—информация» (СЧИ). в которых он выступает в качестве их основного компонента.

СЭС метод обучения обеспечивает создание необходимых условий в процессе обучения для применения:

-    знаковых информационных образований ЯзОД повышенной наглядности, клиаративности для представления сведений в учебной информации;

-    учебной информации в виде объединений знаковых информационных образований с необходимой грамматикой, морфологией и синтаксисом ее представления на языке ЯзОД с использованием моделинг-ноонинга, ноон-моделирования;

-    сведений, содержащихся в учебной информации в аттрактивизированном, аттракторизирован-ном виде;

-    учебной информации с образным восприятием управляемого контента, сенсента сведений, содержащихся в ней;

-    учебной информации с дискретизированным изложением сведений в виде нормативно-установленных по оформлению ФС;

-    сведений, содержащихся в учебной информации, представленных в образно-воспринимаемом ликториально-контекстном изложении на нормативно-установленных по оформлению ФС;

-    синестезированной учебной информации с применением сведений с различной модальностью их восприятия;

-    мысленно управляемых и машинно-управляемых, наглядно воспринимаемых, импрувизирую-щих мышление пикториально-представленных сведений в сообщениях, содержащихся в учебной информации;

-    аватаризированной учебной информации.

ГОСТ P 43.0.13—2017

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................1

4    Сокращения........................................................4

5    Общие положения....................................................5

6    Основные положения.................................................12

Приложение А (справочное) Дидактическая система обучающей технологии направленной

подготовки специалистов.......................................19

Приложение Б (справочное) Информационные потоки в информационно-обменных процессах при проведении обучения технической деятельности с применением аватаризированной учебной информации на бумажных носителях с пассивным умственным управлением

сведениями, содержащимися в учебной информации.....................20

Приложение В (справочное) Информационно-обменные процессы при проведении обучения

технической деятельности с применением аватаризированной учебной информации с активным машинным управлением сведениями, содержащимися в учебной

информации...............................................21

Приложение Г (справочное) Информационные потоки в информационно-обменных процессах при

проведении обучения технической деятельности с применением аватаризизированной учебной информации с умственным, активным, интерактивным компьютеризированным ее управлением..........................................22

Приложение Д (справочное) Структура знаков ЯзОД для пикториального представления технических сведений, применяемых в обучающей технологии направленной подготовки

специалистов..............................................23

Приложение Е (справочное) Структура основных видов мышления обучающихся с проведением умозрительной мыслительной деятельности, речемыслительной деятельности при обучении с применением обучающей технологии направленной подготовки специалистов..............................................24

III

Введение

Настоящий стандарт в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности ГОСТ Р 43.0.1 устанавливает общие, основные положения, относящиеся к направленной подготовке специалистов.

Стандарт состоит из двух основных разделов:

-    «Общие положения», в котором приведены общие сведения, относящиеся к обучающей технологии направленной подготовки специалистов;

-    «Основные положения», в котором приведены основные сведения, относящиеся к осуществлению направленной подготовки специалистов для проведения технической деятельности.

IV

ГОСТ P 43.0.13—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности

НАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Informational ensuring of equipment and operational activity.

Preparation of specialist with turn of mind

Дата введения — 2018—Об—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие, основные положения, относящиеся к обучающей технологии направленной подготовки специалистов для технической деятельности с использованием информации, созданной с применением ноон-технологии.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 43.0.1-2005 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.2-2006 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 43.0.3-2009 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.5-2009 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.2.1-2007 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационною указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без уче та данною изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    аватаризация: Придание учебной информации функций управления обучением.

3.2    аттрактивизированное представление информации: Представление информации в виде, обеспечивающем повышенную выразительность (привлекательность, эстетичность) ее восприятия мышлением оператора.

Издание официальное

3.3    аттракторивизированное представление информации: Представление информации в виде, обеспечивающем самоорганизующееся ее применение в каких-либо целях мышлением оператора.

3.4    аттракторизирующие информационные, интеллектуальные обратные связи: Информационные, интеллектуальные обратные связи, способствующие самоорганизации соответствующего информационного процесса.

3.5    ассоциативно наведенная деятельность: Деятельность, воспринимаемая мышлением оператора (специалиста) как осуществляемая им реально под ассоциативным влиянием воспринимаемой оператором (специалистом) деятельности, осуществляемой им в реальных или виртуальных ТПИС.

3.6    дидактический процесс: Целенаправленный процесс обучения.

3.7    дидактическая ситуация: Фрагмент дидактического процесса взаимодействия обучающегося с обучающим воздействием.

3.8    дидактическая рефлексизирующая ситуация: Дидактическая ситуация, позволяющая обучающемуся наблюдать как бы со стороны внешнего наблюдателя за своим участием в учебном процессе. обеспечиваемая активизацией соответствующими информационными средствами УМД обучающегося для достижения им, например, рефлексизирующего контекстного восприятия изучаемых сведений.

3.9    дидактическая семантическая операционно-операциональная ситуация: Дидактическая ситуация, в которой обучаемый взаимодействует с обучающим информационным воздействием соответствующего семантического операционно-операционального изложения, обеспечивающего представление обучаемому необходимых знаний, выработку у него соответствующих умений, навыков.

3.10    интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация): Информация в общем лингво-семантизированном трехуровневом грамматическом исполнении, создаваемая с применением общей интегральной лингвистики в импровизированном (улучшенном) семантическом представлении, адекватно соответствующем языковому функционированию мышления человека, с совместным гармонизированным использованием в различных сочетаниях фраземных, фонемных информационных образований в контекстно-формализованном. семантически изменяемом изложении с применением компьютеризированного интерактивно-активного управления.

3.11    интенсифицированная адаптированно-информационная деятельность мышления:

Интенсифицированная деятельность мышления при взаимодействии с информацией, адаптированной к процессам его функционирования.

3.12    информационно-дидактическая семантическая операционно-операциональная рефлексизирующая ситуация: Дидактическая ситуация рефлексизированного взаимодействия обучающегося с информационными семантическими операционно-операциональными обучающими воздействиями.

3.13    клиаративная деятельность мышления; КДМ: Деятельность мышления с применением в процессе этой деятельности информации с пониманием.

3.14    клиаративное восприятие информации: Восприятие информации пользователем с пониманием.

3.15    клиаратизирующие информационные воздействия; КИВ: Информационные воздействия (перцептивные, чувственно-семантически воспринимаемые), обеспечивающие проведение информационно-интеллектуальной деятельности (ИИД) оператором — пользователем информации с пониманием.

3.16    клиаратизация информации: Представление информации для оператора — пользователя информации в понимаемом для него виде с учетом его подготовленности к соответствующей деятельности (с представлением информации в виде субъект-значимых знаний).

3.17    клиаратизация мышления: Приведение мышления внешними информационными воздействиями (сигнальными, семантическими) или внутренней умственной деятельностью в состояние проведения необходимой информационно-интеллектуальной деятельности (ИИД) с пониманием.

3.18    когнитивное мышление: Психологический процесс познания, связанный с получением субъективно нового знания, с установлением связей и отношений между познаваемым сущим.

3.19    концепция: Основная идея (ведущий замысел).

3.20    концепция когнитивно-деятельностной подготовки специалистов (концепция КДПС):

Концепция подготовки специалистов к необходимой деятельности с применением метода обучения, обеспечивающим в процессе их когнитивного мышления познание, усвоение необходимой деятельности с использованием заданной системой понимаемых ими знаний (субъект-значимых знаний).

2

ГОСТ P 43.0.13—2017

3.21    метод: Способ достижения цели.

3.22    мыслительная деятельность мышления: Деятельность мышления с проведением умственных действий с использованием семантической информации.

Примечание — Различаются речемыслительмая. умозрительная мыслительная деятельность.

3.23    наглядно-действенное мышление практическое: Мышление с проведением УМД. в ходе которой осуществляется оперирование образами, воспринимаемыми из внешней среды при взаимодействии с ней.

3.24    наглядно-образное мышление практическое: Мышление с проведением УМД. в ходе которой осуществляется оперирование образами, воспринимаемыми из внешней среды без взаимодействия с ней.

3.25    направленные информационные персонифицированные воздействия: Информационные воздействия, направленные на конкретного пользователя информацией с адаптацией их к его мышлению, могут осуществляться извне разработчиками информации или самим пользователем информации при проведении им умственных действий.

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

(ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2, приложение А]


3.26

3.27    образное мышление теоретическое: Мышление с проведением УМД. в ходе которой осуществляется оперирование образами, имеющимися в мышлении (в долговременной памяти).

3.28    общая интегральная лингвистика: Область знаний о языковом функционировании мышления человека, осуществляемом при совместном гармонизированном проведении им умозрительной мыслительной, речемыслительной деятельности, с применением визуально, аудиально-воспринимае-мых буквенных, не буквенных обособленных информационных образований соответствующего исполнения и их объединений.

3.29    пассивное управление информацией: Умственное (воображаемое) управление воспринимаемой информацией без ее реального изменения в процессе естественной деятельности мышления с использованием изображений, позволяющих имитировать какие-либо изменения в воспринимаемой информации.

3.30    персонифицированное воздействие: Воздействие, осуществляемое на конкретного индивидуума.

3.31    пикториальные сведения направленного воздействия; (ПСНВ): Сведения, представленные в картинном образно-воспринимаемом виде, адаптированном к деятельности мышления оператора — пользователя информации.

3.32    понятийное мышление теоретическое: Мышление, осуществляемое оперированием понятиями, представленными в речевом виде при проведении мышлением РмД

3.33    самоорганизация: Свойство изменяться в целях самосовершенствования (например, в улучшении или сохранении стабильности параметров, характеризирующих определенный процесс).

симулятор: Техническое устройство, работа которого основана на управлении информацией с целью передачи человеку-оператору, пользующемуся этим устройством знаний, а также выработки у него интеллектуальных, моторных, интеллектуально-моторных навыков и умений.

(ГОСТ Р 43.0.2-2006. статья А Н. приложение А)


3.34

3.35    синестезированное представление информации: Представление сведений, содержащихся в информации в аудиовизуальном виде, обеспечивающем их взаимовлияющее по модальности восприятие.

3.36    ситуационно-эмоционально-смысловой метод обучения (СЭС метод обучения): Метод обучения с применением в дидактической ситуации (дидактическом процессе) клиаративно-восприни-маемых обучающих воздействий, способствующих возникновению у обучающегося положительных эмоциональных состояний, инициирующих появление и развитие у него мотивированной умственной

деятельности, направленной на смысловое восприятие, запоминание и применение учебной информации в необходимых целях.

социум-значимые знания:    Знания.    относящиеся    к    приобретенным    социумом.

[ГОСТ Р 43.0.3-2009. пункт 3.48]


3.37

субъектно-значимые знания: Знания, относящиеся к приобретенным соответствующим субъектом (человеком-оператором).

[ГОСТ Р 43.0.3-2009. статья 3.50]


3.38

техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека. общества.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006. статья А 4. приложение А]


3.39

3.40 умственная деятельность мышления: Деятельность мышления с проведением умственных действий без использования внешней информации.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АИС — атрактовизированные информационные средства;

ГИ — гибридный интеллект;

ГИЧИВ — гибридно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие; ДИПЯ —дифференциальное информационно-психическое явление;

ДПИЯ —дифференциальное психо-информационное явление;

ЕИЧИВ — естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие; ЕСЧИ —естественная система «человек—информация»;

ИЕСЧИ — интегрированная естественная система «человек—информация»;

ИИ — искусственный интеллект;

ИИД — информационно-интеллектуальная деятельность;

ИКИ МД — искусственная компъютерно-имитирующая мыслительная деятельность;

ИЛСИ — интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация);

ИОТОД — информационное обеспечение техники и операторской деятельности;

ИОП — информационно-обменный процесс;

ИС — информационная среда;

ИСЧИМ — интегрированная система «человек—информация—машина»;

ИИЧИВ — искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие: КДПС — когнитивно-деятельностная подготовка специалистов;

КДМ — клиаративная деятельность мышления;

КИИ — компонентный искусственный интеллект;

МАИ — машинно-активизированная информация;

МПИС — максимальное погружение в информационную среду;

МД — мыслительная деятельность;

НПО — направленная подготовка оператора;

НПСПД — направленная подготовка специалистов практической деятельности:

НПСТ — направленная подготовка специалистов теоретическая;

НПС — направленная подготовка специалистов;

ОИЛ — общая интегральная лингвистика;

ПСНВ — пикториальные сведения направленного воздействия;

ПП ИПЯ — процесс, представляющий интегральное психическое явление;

РмД — речемыслительная деятельность;

РПП параметры—рефлектизированные. пэсифицированные. процедуризированные параметры;

ГОСТ Р 43.0.13-2017

СЧИ —система «человек—информация»;

СЧИМ — система «человек—информация—машина»;

СЧМ — система «человек—машина»;

СЭС метод обучения — ситуационно-эмоционально-смысловой метод обучения;

ТПИС — техническая предметно-информационная среда;

ТСО — технические средства обучения;

УМД — умозрительная мыслительная деятельность;

ФС — формат сообщения;

ЦНС — центральная нервная система;

ЯзОД — язык операторской деятельности.

5 Общие положения

5.1    Направленная подготовка специалистов для технической деятельности — это обучающая технология ускоренной подготовки (ускоренного обучения) специалистов (операторов) с применением дидактической концепции когнитивно-деятельностной подготовки специалистов (концепции КДПС), в которой для обучения предусматривается использование:

-    ситуационно-эмоционально-смыслового метода обучения (СЭС метода обучения);

-    персонифицированных пикториальных сведений направленного воздействия (ПСНВ), содержащихся в учебной информации в виде, обеспечивающем интенсифицированную адаптированно-информационную деятельность мышления обучающихся.

5.2    НПС (в том числе НПСТ. НПСПД) может проводиться с применением в качестве учебной необходимой технической интегрально-лингвосемантизированной информации (ИЛСИ) направленного воздействия на деятельность мышления подготавливаемого специалиста при его обучении.

Техническая ИЛСИ, в том числе для учебных целей, может создаваться при разработке ИОТОД с применением ЯзОД. ноон-технологии. положений ОИЛ.

5.3    С применением обучающей технологии НПС может осуществляться подготовка специалистов (операторов) для всех видов технической деятельности эргатической направленности, относящихся к исследованиям, проектированию (в том числе программированию), производству, освоению, эксплуатации в технике.

5.4    Дидактическая концепция КДПС с использованием СЭС метода обучения, персонифицированных ПСНВ предназначена для обеспечения приобретения обучающимися КДМ.

5.5    Дидактическая система обучающей технологии НПС представлена в приложении А.

Дидактическая система НПС основывается на применении СЭС метода обучения с использованием информации из ИОТОД. симуляторов, стимуляторов, реконструктивных сообщений, созданных на основе ноон-технологии, в качестве средств, обеспечивающих обучающее воздействие на обучающихся.

5.6    СЭС метод обучения — метод приобретения знаний, умений, навыков, осуществляемый с применением информационных обучающих воздействий, используемых самим обучающимся или при участии обучающего, в процессе нахождения обучающегося в определенной информационно-дидактической семантической операционно-операциональной рефлексизирующей ситуации.

При этом для обучающегося может быть обеспечено клиаративное восприятие обучающих воздействий, способствующее:

-    нахождению обучающегося в положительном эмоциональном состоянии;

-    инициированию у обучающегося мотивированной умственной деятельности, направленной на смысловое восприятие и применение учебной информации в необходимых целях.

5.7    Обучающая технология НПС. в узком значении этого понятия, технология НПО. которая с учетом ее адаптивных возможностей в применении может быть использована как самостоятельная обучающая технология или каксоставнаячасть существующих и перспективных образовательных технологий.

5.8    Применение обучающей технологии НПС с наибольшей эффективностью может быть осуществлено в рамках профессионально-технического образования, как целостной технологии, функционирующей и развивающейся с учетом своих собственных потребностей, тесно связанной с проектными, производственными организациями в разработке и выпуске необходимого информационного обеспечения. ТСО и интегрированной в процессы профессионально-технической подготовки специалистов.

5.9    Обучающая технология НПС необходима в тех случаях, когда нужна информационная поддержка с облегченным усвоением для:

-    оперативного получения необходимых сведений при обращении с техникой;

-    получения необходимых сведений в процессе повышения квалификации, переподготовки;

5

-    использования в учебных процессах при получении какого-либо образования (профессионально-технического. среднего специального, высшего).

5.10    Информация для технической НПС берется из ИОТОД. разработка которого осуществляется в период создания образца техники и должна проводиться с учетом его дидактического изложения в соответствии с системой стандартов ГОСТ Р 43.0.1 с обеспечением ее повышенной клиаративности при применении.

5.11    Информация, разрабатываемая для ИОТОД и используемая в технологии НПС, может быть применена для:

-    создания учебных пособий, учебников:

-    разработки служебных (ведомственных) документов (например, наставлений, руководств, правил);

-    разработки компьютеризированных симуляторов, стимуляторов:

-    создания реконструктивных сообщений (ситуационных, событийных) в электронном исполнении.

5.12    Настоящий стандарт с учетом его взаимосвязи на нормативной основе со стандартами ИОТОД может быть использован для разработки соответствующих технических регламентов в целях осуществления необходимого технического регулирования.

Разработка соответствующих технических регламентов, в которых должны задаваться требования к продукции, определяющие необходимую безопасность ее применения, с использованием информации определенного качества, привлечением специалистов с необходимым уровнем подготовки, может проводиться с использованием нормативных положений настоящего стандарта, относящихся к НПС.

При этом должно учитываться то, что НПС может осуществляться в процессе дидактических ЕИЧИВ. ГИЧИВ, ИИЧИВ обучающихся с учебной информацией, созданной на основе ноон-технологии в образующихся при этом СЧИ определенного вида (ЕСЧИ. ИЕСЧИ. СЧИМ. ИСЧИМ).

5.13    НПС может быть использована для поддержки непрерывного технического образования с учетом следующих своих возможностей в создании необходимых условий для:

-    передачи обучающимся необходимых знаний как оперативно, так и в длительной перспективе в послеучебный период:

-    поддержки сохранности, с необходимой корректировкой, полученных знаний у обучающихся в длительной перспективе в послеучебный период;

-    выработки у обучающихся информационными методами соответствующих моторных, интеллектуальных навыков, умений по обращению с необходимой техникой как оперативно, так и в длительной перспективе;

-    поддержки сохранности, с необходимой корректировкой у обучающихся информационными методами приобретенных соответствующих моторных, интеллектуальных навыков, умений по обращению с необходимой техникой в длительной перспективе;

-    совместного использования, в том числе дистанционно осуществляемых, учебных технологических процессов по приобретению необходимых знаний, моторных, интеллектуальных навыков, умений по обращению с необходимой техникой;

-    применения в профессионально-технических образовательных технологиях как индивидуальной, так и коллективной направленности;

-    соответствия учебных процессов текущему конструктивному состоянию (с учетом изменений, внесенных в конструкцию) изучаемых образцов техники;

-    организации проведения установленных, самоустановленных когнитивных (познавательных) учебных процессов, поддерживающих полученные знания.

5.14    Эффективность технологии НПС обеспечивается применением в процессе обучения информации. разрабатываемой в нормативно-установленном порядке с использованием ноон-технологии ГОСТ Р 43.0.3, с помощью которой техническая информация, предназначенная для технологии НПС. разрабатывается в виде субъектно-значимых знаний, в максимальной степени соответствующих способам осуществления мышления, заложенным в обучающемся.

5.15    Информация, разрабатываемая для ИОТОД с учетом ее применения в технологии НПС. должна:

-    иметь сеттлизированное по РПП параметрам представление;

-    обладать направленным импрувизирующим влиянием на ИОП ГОСТ Р 43.0.5 в ЦНС обучающегося;

-    иметь аватаризированное представление: