Стр. 1
 

23 страницы

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Настоящие Правила применяются к:

Часть I. ППЗУ, предназначенным для установки на транспортные средства категорий N3 и N3;

Часть II. Установке на транспортных средствах категорий N3 и Нз ППЗУ официально

утвержденного типа на основании части I настоящих Правил;

Часть III. Транспортным средствам категорий N2 и N3 в отношении их передней

противоподкатной защиты (ППЗ), оснащенным ППЗУ, которые не были официально утверждены отдельно на основании части I настоящих Правил или которые были сконструированы и/или установлены таким образом, что их составные элементы могут рассматриваться как выполняющие функции ППЗУ.

Транспортные средства категории N2 максимальной массой не более 7,5 т должны соот-

ветствовать только предписанию в отношении установленного в настоящих Правилах дорожного просвета, который должен составлять 400 мм.

Настоящие Правила не применяются к:

транспортным средствам повышенной проходимости категорий N2G и NзG;

транспортным средствам, для которых установка передней противоподкатной защиты не совместима с их назначением

Введен впервые

Оглавление

1 Область применения

2 Цель

3 Определения

4 Заявка на официальное утверждение

Часть I. Официальное утверждение передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ)

5 Официальное утверждение ППЗУ

6 Предписания, касающиеся ППЗУ

Часть II. Официальное утверждение транспортного средства в отношении установки ППЗУ официального утвержденного типа

7 Официальное утверждение установки ППЗУ официально утвержденнного типа

8 Предписания, касающиеся установки ППЗУ официально утвержденного типа

Часть III. Официальное утверждение транспортного средства в отношении егопередней противоподкатной защиты (ППЗ)

9 Официальное утверждение транспортного средства, оборудованного ППЗ

10 Предписания, касающиеся транспортного средства, оборудованного ППЗ

Приложение 1 Сообщение, каасющееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства типа переднего противоподкатного защитного устройства (ППЗУ) на основании настоящих Правил (часть I)

Приложение 2 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства типа транспортного средства в отношении установки переднего противоподкатного защитного устройства (ППЗУ) официально утвержденного типа на основании настоящих Правил (часть II)

Приложение 3 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства транспортного средства в отношении его передней защиты (ППЗ) на основании настоящих Правил (часть III)

Приложение 4 Схемы знаков официального утверждения

Приложение 5 Условия и процедуры испытаний

Приложение 6 Соответствие производства и другие административные процедуры

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 41.93-99 (Правила ЕЭК ООН № 93)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ:

I.    ПЕРЕДНИХ ПРОТИВОПОДКАТНЫХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ (ППЗУ);

II.    ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ ППЗУ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА;

III.    ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В ОТНОШЕНИИ ИХ ПЕРЕДНЕЙ ПРОТИВОПОДКАТНОЙ ЗАЩИТЫ (ППЗ)

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р 41.93-99

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 93, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ НЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184

3    Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 93, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.I/Add.92, дата вступления в силу 27.02.94) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I.    Передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ);

II.    Транспортных средств в отношении установки ППЗУ официально утвержденного типа;

III.    Транспортных средств в отношении их передней противополкатной защиты (П113)»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2001

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р 41.93-99

Содержание

1    Область применения............................................................................................................1

2    Цель.................................................................. I

3    Определения........................................................................................................................2

4    Заявка на официальное утверждение.......................................... 2

Часть I. Официальное утверждение передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ) 3

5    Официальное утверждение ППЗУ............«..............................................................3

6    Предписания, касающиеся ППЗУ............................................ 3

Часть 11. Официальное утверждение транспортного средства в отношении установки ППЗУ

официально утвержденного типа................................................................................4

7    Официальное утверждение установки ППЗУ официально утвержденного типа....................4

8    Предписания, касающиеся установки ППЗУ официально утвержденного типа....................4

Часть III. Официальное утверждение транспортного средства в отношении его передней про-

тивоподкатной зашиты (ППЗ)..................................................................................5

9    Официальное утверждение транспортного средства, оборудованного ППЗ..........................5

10    Предписания, касающиеся транспортного средства, оборудованного ППЗ............................5

Приложение I Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства типа переднего про-тивоподкатиого защитного устройства (ППЗУ) на основании настоящих Правил

(часть I)..............................................................................................................8

Приложение 2 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства типа транспортного средства в отношении установки переднего противоподкатного защитного устройства (ППЗУ) официально утвержденного типа на основании настоящих Правил

(часть II)...................................................... 10

Приложение 3 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства транспортного средства в отношении его передней противоподкатной зашиты (ППЗ) на основании

настоящих Правил (часть 111)...................................... 12

Приложение 4 Схемы знаков официального утверждения............................ 14

Приложение 5 Условия и процедуры испытаний ................................... 16

Приложение 6 Соответствие производства и другие административные процедуры......... 17

III

Страница 4

ГОСТ Р 41.93-99 (Правила ЕЭК ООН № 93)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИ Й С К О Й ФЕДЕ Р А Ц И И

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ. КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ: 1. ПЕРЕДНИХ ПРОТИВОИОДКАТНЫХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ (НПЗУ);

И. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ ППЗУ ОФИЦИАЛЬНО

УТВЕРЖДЕНHOIX) ТИПА;

III. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ИХ ПЕРЕДНЕЙ ПРОТИВОПОДКАТНОЙ ЗАЩИТЫ (ПИЗ)

Uniform provisions conccming the approval of:

I.    Front underrun protective devices (FUPDs);

II.    Vehicles with regard to the installation of an FUPD of an approved type;

III.    Vehicles with regard to their front underrun protection (Flip)

Дата введения

для вновь проектируемых и чодернншруечых транспортных средств — 2000—07—01

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 93 (далее — Правила).

Стандарт распространяется на транспортные средства категорий N, и Nv предназначенные для международных и междугородних перевозок.

1    Область применения

1.1    Настоящие Правила применяются к:

1.1.1    Часть I. ПГ13У. предназначенным для установки на транспортные средства категорий N2

и .\у>;

1.1.2    Часть II. Установке на транспортных средствах категорий N2 и N3*> 11 ПЗУ официально утвержденного типа на основании части I настоящих Правил;

1.1.3    Часть III. Транспортным средствам категорий N2 и N-, в отношении их передней противоподкатной защиты (ППЗ), оснащенным ППЗУ, которые не были официально утверждены отдельно на основании части 1 настоящих Правил или которые были сконструированы и/или установлены таким образом, что их составные элементы могут рассматриваться как выполняющие функции ППЗУ.

1.2    Транспортные средства категории N, максимальной массой не более 7,5 т должны соответствовать только предписанию в отношении установленного в настоящих Правилах дорожного просвета, который должен составлять 400 мм.

1.3    Настоящие Правила не применяются к:

1.3.1    транспортным средствам повышенной проходимости категорий N2G и N^G1*;

1.3.2    транспортным средствам, для которых установка передней противоподкатной защиты не совместима с их назначением.

2    Цель

Целью настоящих Правил является обеспечение эффективной защиты транспортных средств категории М, или N,1» от их попадания под транспортные средства, упомянутые в разделе 1 настоящих Правил, в случае лобового столкновения.

'* См. Сводную резолюцию по конструкции транспортных средств (СР.З, приложение 7) (TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).

Издание официальное

I

Страница 5

ГОСТ Р 41.93-99

3    Определения

3.1    В настоящих Правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    максимальная масса транспортного средства. Максимальная технически допустимая масса транспортного средства, объявленная заводом-изготовителем (эта масса может быть больше «допустимой максимальной массы», установленной национальным административным органом);

3.1.2    максимальный вес транспортного средства: Вертикальная сила (в ньютонах), уравновешивающая это же транспортное средство, нагруженное до его максимальной массы;

3.1.3    порожнее транспортное средство: Транспортное средство в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и груза, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами, а также комплектом инструментов и запасным колесом (если последние поставляются заводом-из-готовителем в качестве комплектного оборудования);

3.1.4    официальное утверждение ППЗУ: Официальное утверждение типа ППЗУ на основании предписаний, изложенных ниже в разделе 7;

3.1.5    тип ППЗУ: ППЗУ, не имеющие различий в отношении основных характеристик, таких как форма, размеры, крепления, материалы и маркировка, указанные ниже в 4.2;

3.1.6    передняя противополкатная защита (IHI3): Наличие спереди транспортного средства:

3.1.6.1    либо специального устройства (ППЗУ);

3.1.6.2    либо элементов кузова, частей шасси или других компонентов, форма и характеристики которых позволяют рассматривать их как устройства, выполняющие функцию ППЗУ;

3.1.7    официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства:

по части II настоящих Правил — в отношении установки ППЗУ официально утвержденного типа на основании части I настоящих Правил или по части III настоящих Правил — в отношении его ППЗ;

3.1.8    тин транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении таких основных характеристик, как:

длина передней оси. измеренная по крайним точкам шины без учета вздутий шины у грунта;

конструкция, размеры, форма и материалы передней части транспортного средства в той степени, в какой они оказывают влияние на соблюдение предписаний соответствующей части настоящих Правил;

официально утвержденные ППЗУ, установленные на транспортное средство в тех случаях, когда заявка представлена по части II настоящих Правил; максимальная масса данного типа транс портного средства.

4    Заявка на официальное утверждение

4.1    Заявка на официальное утверждение в соответствии с той или иной частью настоящих Правил представляется заводом-изготовителем типа (транспортного средства/ППЗУ) или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

4.2    К заявке по каждому типу прилагаются:

4.2.1    документация в трех экземплярах с описанием технических характеристик данного типа (транспортного средства/ППЗУ): его размеров, конфигурации и составных материалов в той степени, в какой это требуется для целей настоящих Правил:

4.2.2    в случае П ПЗУ — образец типа: образец должен иметь четкую и нестираемую маркировку на всех его основных элементах, относящихся к передней протипоподкатной защите, с указанием фирменного названия или товарного знака заявителя и наименования типа;

4.2.3    технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, представляется на каждое испытание по одному устройству или транспортному средству, представляющему тип, подлежащий официальному утверждению;

4.2.4    в случае заявок на официальное утверждение по части II или III настоящих Правил может

2

Страница 6

ГОСТ Р 41.93-99

быть примято на испытание транспортное средство, не имеющее всех элементов, свойственных данному типу, при условии, что они не оказывают отрицательного влияния на эффективность передней противоподкатной защиты;

4.2.5 указание положений точек /*,. Л и Р3. определенных в приложении 5. В случае заявки на официальное утверждение по части I настоящих Правил эти положения должны определяться с учетом предписаний части II.

4.3    К заявке на официальное утверждение по части II настоящих Правил прилагается:

4.3.1    перечень 11 ПЗУ, предназначенных для установки на данный тип транспортного средства:

4.3.2    по просьбе компетентного органа представляется также карточка сообщения об официальном утверждении типа каждого ППЗУ, соответствующая образцу, приведенному в приложении I.

4.4    К заявке на официальное утверждение по части II и части III настоящих Правил прилагается информация по данному типу транспортного средства, указанная в 3.1.8.

4.5    Административный орган придерживается следующих административных процедур, указанных в приложении 6 и касающихся:

4.5.1    проверки наличия должных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи официального утверждения;

4.5.2    санкций за несоответствие производства;

4.5.3    изменения типа или распространения официального утверждения;

4.5.4    окончательного прекращения производства.

Часть I. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ПЕРЕДНИХ ИРОТИВОИОДКАТНЫХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ (ППЗУ)

5    Официальное утверждение ППЗУ

5.1    Ести ППЗУ, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет предписаниям нижеприведенного раздела 6, то данный тип ППЗУ официально утверждается в порядке, указанном в приложении 4.

5.2    Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального угверждения или отказе в официальном утверждении типа ППЗУ на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении I.

6    Предписания, касающиеся ППЗУ

6.1    ППЗУ должно обладать достаточной прочностью в отношении нагрузок, прилагаемых параллельно продольной оси транспортного средства, а также удовлетворять определенным требованиям. предъявляемым к размерам. Эти требования проверяются в соответствии с процедурой и условиями испытаний, указанными в приложении 5.

6.2    Высота поперечного сечения ППЗУ должна быть не менее 100 мм для транспортных средств категории N2 и 120 мм—для транспортных средств категории N3. Концы поперечного элемента не должны загибаться вперед или иметь острых выступов; это условие считается выполненным, если концы поперечного элемента закруглены с внешней стороны и радиус закругления состаатяет не менее 2,5 мм.

6.3    Устройство может быть сконструировано таким образом, чтобы оно могло устанавливаться спереди транспортного средства в разных положениях. В этом случае должен быть предусмотрен надежный метод его блокировки в рабочем положении, для того чтобы исключить любое случайное перемещение в другое положение. Усилие, необходимое для установки устройства в другое положение. не должно превышать 40 даН.

6.4    Внешние поверхности каждого элемента крепления переднего защитного устройства должны быть в основном ровными или иметь горизонтальное безопасное рифление, за исключением закругленных головок болтов или заклепок, которые могут выступать по отношению к поверхности не более чем на 10 мм.

3

Страница 7

ГОСТ Р 41.93-99

Часть II. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ ПИЗУ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА

7    Официальное утверждение установки ППЗУ официально утвержденного типа

7.1    Если транспортное средство, представленное па официальное утверждение на основании данной части настоящих Правил, оборудовано ППЗУ официально утвержденного типа и удовлетворяет предписаниям нижеприведенного раздела 8, данный тип транспортного средства официально утверждается в порядке, указанном в приложении 4.

7.2    Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.

8    Предписания, касающиеся установки ППЗУ официально утвержденного типа

8.1    Максимальная масса типа транспортного средства, в отношении которого испрашивается официальное утверждение, не должна превышать значения, указанного в карточке сообщения об официальном утверждении типа каждого официально утвержденного ППЗУ, предназначенного для установки на данном транспортном средстве.

8.2    Транспортное средство с установленным ППЗУ должно удоалетворять некоторым требованиям, предъявляемым к размерам, указанным в приложении 5, с учетом условий испытания и информации, указанных в карточке сообщения, приведенной в приложении 1 и выданной в отношении данного ППЗУ.

8.3    ППЗУ устанавливается таким образом, чтобы расстояние, измеренное по горизонтали в заднем направлении от наиболее выступающей передней части транспортного средства до передней части ППЗУ, не превышало 400 мм; это расстояние может быть уменьшено на зарегистрированное значение деформации (пункт 9 приложения I), измеренное в любой точке приложения испытательных нагрузок в ходе официального утверждения типа ППЗУ в соответствии с положениями части I настоящих Правил и указанное в карточке сообщения об официальном утверждении типа (см. рисунки 1 и 2).

8.4    При измерении этих расстояний любая часть транспортного средства, расположенная на высоте более 2 м над уровнем грунта, не учитывается.

8.5    Максимальный дорожный просвет до нижней части ППЗУ не должен превышать, как указано в разделе 2 приложения 5, 400 мм между двумя точками /*, при установленном устройстве. В наружную сторону от каждой точки Рх эта высота может превышать 400 мм при условии, что нижняя часть расположена не выше плоскости, проходящей через нижнюю часть ППЗУ непосредственно под точкой /’, и образующей угол 15* над горизонтальной плоскостью (см. рисунок 3).

8.6    Высота расположения над уровнем грунта точек приложения к ППЗУ испытательных нагрузок в соответствии с частью I настоящих Правил и указанных в карточке сообщения об официальном утверждении типа (пункт 8 приложения 1) не должна превышать 445 мм. как указано в разделе 2 приложения 5.

8.7    В соответствии с частью I максимальный дорожный просвет до нижней части ППЗУ между двумя точками /’, не должен превышать 450 мм с учетом их перемещения в ходе приложения испытательных нагрузок.

8.8    Ширина ППЗУ ни в одной точке не должна превышать ширину брызговиков, закрывающих колеса передней оси, в то же время она не должна быть более чем на 100 мм короче с каждой стороны передней оси. измеренной по наружным точкам шины без учета вздутия шины у грунта (см. рисунок 1). либо на 200 мм короче с каждой стороны этой оси, измеренной по наружным точкам подножек кабины водителя.

4

Страница 8

ГОСТ Р 41.93-99

Часть III. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ОТНОШЕНИИ ЕГО ПЕРЕДНЕЙ ИРОТИВОПОДКАТНОЙ ЗАЩИТЫ (НИЗ)

9    Официальное утверждение транспортного средства, оборудованного ППЗ

9.1    Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, оборудовано ППЗ, которая удовлетворяет требованиям нижеприведенного раздела 10, то данный тип транспортного средства официально утверждается в порядке, указанном в приложении 4.

9.2    Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 3.

10    Предписания, касающиеся транспортного средства, оборудованного ППЗ

10.1    Считается, что любое транспортное средство, относящееся к категории N, или N3, удовлетворяет требованиям, изложенным в разделе 2, если оно оборудовано ППЗУ, которое не было отдельно официально утверждено на основании части 1 настоящих Правил или которое сконструировано и/или установлено на передней части таким образом, что в силу своей формы и характеристик его составные части могут рассматриваться как заменяющие устройство передней противо-подкатноП защиты. Компоненты, которые в целом удовлетворяют следующим предписаниям, рассматриваются как переднее противоподкатное защитное устройство.

10.2    ППЗ должна обладать достаточной механической прочностью в отношении нагрузок, прилагаемых параллельно продольной оси транспортного средства. ППЗ должна также удовлетворять определенным требованиям, предъявляемым к размерам. Эти требования проверяются в соответствии с процедурой и условиями испытаний, указанными в приложении 5.

10.3    В случае заявки на официальное утверждение по части III настоящих Правил высота сечения поперечного элемента ППЗУ (которое не было отдельно официально утверждено на основании части I) должна быть не менее 100 мм для транспортных средств категории N, и 120 мм — для транспортных средств категории N3.

10.4    Устройство может быть сконструировано таким образом, чтобы оно могло устанавливаться спереди транспортного средства в разных положениях. В этом случае должен быть предусмотрен надежный метод его блокировки в рабочем положении, для того чтобы исключить любое случайное перемещение в другое положение. Усилие, необходимое для установки устройства в другое положение, не должно превышать 40 даН.

10.5    ППЗ должна обладать достаточной прочностью, с тем чтобы расстояние, измеренное по горизонтали в заднем направлении между наиболее выступающей передней частью транспортного средства после приложения испытательных нагрузок и ударной поверхностью испытательного устройства, не превышало 400 мм.

10.6    При измерении этого расстояния любая часть транспортного средства, расположенная на высоте более 2 м над уровнем грунта, не учитывается.

10.7    Максимальный дорожный просвет до нижней части ППЗ не должен превышать, как указано в разделе 2 приложения 5, 400 мм между двумя точками Рх. В наружную сторону от каждой точки /', эта высота может превышать 400 мм при условии, что нижняя часть расположена не выше плоскости, проходящей через нижнюю часть ППЗ непосредственно под точкой /’, и образующей угол 15 * над горизонтальной плоскостью (см. рисунок 3).

10.8    Максимальный дорожный просвет до нижней части ППЗ между двумя точками Я, не должен превышать 450 мм с учетом их перемещения в ходе приложения испытательных нагрузок.

10.9    Ширина ППЗ ни волной точке не должна превышать ширину брызговиков, закрывающих колеса передней оси, в то же время она не должна быть более чем на 100 мм короче с каждой стороны передней оси, измеренной по наружным точкам шипы без учета вздутия шины у грунта (см. рисунок 1). либо на 200 мм короче с каждой стороны этой оси, измеренной по наружным точкам подножек кабины водителя.

5

Страница 9

ГОСТ Р 41.93-99

Помары »ииим*пш

Пирвднни «жтъ тршклортнога цщлм

ППЗ обычно состоит из поперечного элемента и крепится к рамс или к другому элементу- конструкции П р и м с ч а н и с — На рисунке I приведена лишь примерная форма ППЗУ.

Рисунок 2


Рисунок 1

miiiifiH ■ ынпгаишрпг

6

Страница 10


■яре*# грвя*л

МШПфМ

шмбш


Рисунок 3


Перадня* чеотъ грукжго ыгоновит у


ТЬнва Р,


7

Страница 11

ГОСТ Р 41.93-99

ПРИЛОЖЕНИЕ I (обязательное)

СООБЩЕНИЕ,

[Максимальный формат: А4 (210x297 мм)|

направленное:_

наименование административного органа

касающееся*»:    ОФИЦИАЛЬНОГО    УТВЕРЖДЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

типа переднего противоподкатного защитного устройства (ППЗУ) на основании настоящих Правил (чаегь 1) Официальное утверждение Ко _ Распространение № _

1    Фирменное наименование устройства или товарный знак_

2    В случае необходимости, тип транспортного средства (транспортных средств) и категория, для которой оно

предназначено _

3 Максимальная масса транспортного средства (транспортных срелсгв). на котором устанавливается данное ППЗУ _

4 Наименование и адрес завода-изгоговитсля

5 Фамилия и адрес уполномоченного представителя завода-изготовителя (в соответствующих случаях)

6 Характеристики устройства

7    Ограничения на использование и установку (в соответствующих случаях)_

8    Местоположение на устройстве точек приложения испытательных нагрузок

9 Максимальное отклонение по горизонтали и вертикали в ходе и после приложения испытательных нагрузок в любой испытательной точке_

10 Устройство представлено на испытания для официального утверждения (дата)

" Отличительный номер страны, которая предоставила/распространила/отменила официальное утверждение или отказала в официальном утверждении (см. положения настоящих Правил, касающиеся официального утверждения).

21 Ненужное зачеркнуть.

Страница 12

ГОСТ Р 41.93-99

11 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения устройств_

12 Дата протокола испытаний, выданного технической службой

13    Номер протокола испытаний, выданною технической службой_

14    Официальное утверждение предоставлено/в официальном утверждении отказано/официальное утверждение распространено/официальное утверждение отменено1 >

15    Причина (причины) распространения соответствующего официального утверждения_

16    Место проставления знака официального утверждения

17    Место_

18    Дата_

19    Подпись_

Фамилия_

20    Перечень документов официального утверждения, переданных административному органу, который предоставил официальное утверждение, прилагается и может быть получен по запросу.

21    Замечания (в соответствующих случаях)_

9

Страница 13

ГОСТ Р 41.93-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное)

СООБЩЕНИЕ, (Максимальный формат: А4 (210x297 мм)|

направленное:_

наименование ад министрам' иного органа

касающееся1»:    ОФИЦИАЛЬНОГО    УТВЕРЖДЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ 01 МЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

типа транспортного средства в отношении установки переднего противоподкатного защитного устройства (ППЗУ) официально утвержденного типа на основании настоящих Правил (часть II)

Официальное утверждение № _Распространение № _

1 Фирменное наименование транспортного средства или товарный знак_

2 Тип и категория транспортного средства (транспортных средств)

3 Максимальная масса транспортного средства (транспортных средств)

4 Наименование и адрес завода-изготовитсля

5 Фамилия и адрес уполномоченного представителя завода-изготовигеля (в соответствующих случаях)

6 Краткое описание типа транспортного средства в отношении его размеров и конфигурации

7 Фирменное наименование или товарный знак ППЗУ и номер (номера) его/их официального утверждения

8 Транспортное средство представлено на испы тания для официального утверждения (дата)

9 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения транспортных средств _

1

Ненужное зачеркнуть.

Страница 14

ГОСТ Р 41.93-99

10 Дата протокола испытаний, выданного технической службой

11 Номер протокола испытаний, выданного технической службой

12    Официальное утверждение предоставлено/в официальном утверждении отказано/официальное утверждение распространено/официальное утверждение отменено1 *

13    Причина (причины) распространения соответствующего официального утверждения_

14 Место проставления знака официального утверждения на транспортном средстве

15 Место

16    Дата_

17    Подпись_

Фамилия_

18    Перечень документов официального утверждения, переданных административному органу, который предоставил официальное утверждение, прилагается и может быть получен но запросу.

19    Замечания (в соответствующих случаях)_

II

Страница 15

ГОСТ Р 41.93-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(обязательное)

СООБЩЕНИЕ,

(Максимальный формат: А4 (210x297 мм)|

направленное:_

иаиыеиопанне административного органа

касающееся21:    ОФИЦИАЛЬНОГО    УТВЕРЖДЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

транспортного средства в отношении его передней ирогивополкатной защиты (ППЗ) на основании настоящих Правил (часть 111)

Официальное утверждение № _Распространение № _

1 Фирменное наименование транспортного средства или товарный знак_

2 Тип и категория транспортного средства (транспортных средств)

3 Максимальная масса транспортного средства (транспортных средств)

4 Наименование и адрес за вода-изготовителя

5 Фамилия и адрес уполномоченного представителя завода-изготовителя (в соответствующих случаях)

6 Характеристики частей, обеспечивающих переднюю защиту

7 Транспортное средство представлено на испытания для официального утверждения (дата)

8 Местоположение на ППЗ точек приложения испытательных нагрузок

9 Максимальное отклонение по вертикали и горизонтали в ходе и после приложения испытательных нагрузок в любой испытательной точке_

10 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения транспортных средств _

11 Дата протокола испытаний, выданного технической стужбой

" Отличительный номер страны, которая предоставила/распространила/отменила официальное утверждение или отказала в официальном утверждении (см. положения настоящих Правил, касающиеся официального утверждения).

2> Ненужное зачеркнуть.

Страница 16

ГОСТ Р 41.93-99

12 Номер протокола испытаний, вы лап него технической службой

13    Официальное утверждение предоставлено/в официальном утверждении отказано/ официальное утверждение распространено/официальное утверждение отменено"

14    Причина (причины) распространения соответствующего официального утверждения_

15    Место проставления знака официального утверждения на транспортном средстве_

16    Место_

17    Дата_

18    Подпись_

Фамилия_

19    Перечень документов официального утверждения, переданных административному органу, который предоставил официальное утверждение, прилагается и может быть получен по запросу.

20    Замечания (в соответствующих случаях)_

13

Страница 17

ГОСТ Р 41.93-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)

Схемы знаков официального утверждения

1 Номер официального утверждения

1.1    Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которою (в настоящее время 00) указывают на серию поправок, включающих последние основные технические изменения, внесенные в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу.

1.2    Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцам, приведенным в приложениях 1, 2 или 3 настоящих Правил.

1.3    На каждой серии, соответствующей типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном, а в случае установленного технического устройства — легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

1.3.1    круга, в котором проставлена буква *Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение

1.3.2    номера настоящих Правил, за которым следует буква «R*. тире и номер официального утверждения, проставляемые справа от круга, указанного выше в 1.3.1:

1.3.3    дополнительного обозначения, отделенного or номера настоящих Правил вертикальной чертой и состоящего из римской цифры (римских цифр), обозначающей часть (I. II или 111) настоящих Правил, на основании которой было официально утверждено данное устройство или транспортное средство.

1.4    Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании одних или более права;!, прилагаемых к Соглашению, в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначение, предписанное в 1.3.1 настоящего приложения, можно не проставлять; в лаком случае номера правил и официальных утверждений, а также дополнительные обозначения всех правил, на основании которых было предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, проставляются в колонках справа от обозначения, предписанного в 1.3.1 настоящего приложения.

1.5    Знак официального утверждения должен бьггь четким и нестираемым.

11 1 — Германия, 2— Франция. 3 — Италия. 4 — Нидерланды. 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чешская Республика. 9 — Испания. 10 — Югославия. И — Соединенное Королевство. 12 — Австрия. 13 — Люксембург, 14 — Швейцария. 15 — не присвоен. 16 — Норвегия. 17 — Финляндия. 18 — Дании. 19 — Румыния. 20 — Польша. 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция. 24 — Ирландия. 25 — Хорватия, 26 — Словения. 27 — Словакия. 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 30 — не присвоен. 31 — Босния и Герцеговина. 32 — Латвия. 33—36 — не присвоены. 37 — Турция, 38—39 — не присвоены и 40 — бывшая югославская Республика Македония. 41 — не присвоен. 42 — Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК). 43 — Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, н об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

14

Страница 18

ГОСТ Р 41.93-99

2 Схемы ишков официального утверждения

2.1 Образец А

93|П R - 002439=|

а=внмгяема№ё

2.1.1 Приведенный выше знак (инициального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что лот тип транспортного средства официально утвержден в Соединенном Королевстве (Ell) в отношении передней прогивоподкатной зашиты в случае столкновения на основании части II настоящих Правил (установка переднего нротнвоиодкатного защитного устройства (ППЗУ') официально утвержденного типа) под номером официального утверждения 002439. Первые две цифры номера официального утверждения Означают, что официальное утверждение было представлено в соответствии с требованиями части II настоящих Правил в их первоначальном варианте.

2.2 Образец В

5

93|И

002439;

3

31

02162&

ч

а»Вмм,ийшм

2.2.1 Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что ЭТОТ тип транспортного средства официально утвержден в Соединенном Королевстве (El I) на основании части II настоящих Правил и Правил ЕЭК ООН № 31". Номера официального утверждения указывают на то, что к моменту предоставлении соответствующих официальных утверждений Правила ЕЭК ООН № 93 были в своем первоначальном варианте, а в Правила ЕЭК ООН 31 были внесены поправки серии 02.

I) Последний номер приведен в качестве примера.

15

Страница 19

ГОСТ Р 41.93-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(обязательное)

Условия и процедуры испытаний

1    Условия испытаний ППЗУ

1.1    По просьбе завода-изготовителя испытания могут проводиться:

1.1.1    либо на транспортном средстве того типа, для которого предназначается ППЗУ; в данном случае должны соблюдаться положения раздела 2 настоящих Правил;

1.1.2    либо на одном из элементов шасси типа транспортного средства, для которого предназначается ППЗУ: данная часть должна быть репрезентативной для рассматриваемого типа (типов) транспортного средства;

1.1.3    либо на испытательном стенде.

1.2    В случаях, предусмотренных в вышеприведенных пунктах 1.1.2 и 1.1.3, элементы, используемые для крепления ППЗУ к элементу шасси транспортного средства или к испытательному «ленду, должны соответствовать тем элементам, которые применяются для установки ППЗУ на транспортом средстве.

1.3    По просьбе завода-изготовитсля и с согласия технической службы процедура испытания, описанная в нижеприведенном разделе 3, может заменяться расчетами или иным методом протерки при условии обоснования его равноценности.

2    Условия испытаний транспортных средств

2.1    При необходимости для достижения испытательных нагрузок, предписанных в нижеприведенном пункте 3.1, транспортное средство можег быть закреплено на месте при помоши любого метода; метод крепления указывается заводом—изготовителем транспортного средства.

2.2    Измерения проводят на транспортном средстве, находящемся в следующем состоянии:

2.2.1    транспорт нос средство не нагружено;

2.2.2    транспортное средство устанавливается на горизонтальной ровной твердой и гладкой поверхности;

2.2.3    передние колеса устанавливаются в положение для движения вперед;

2.2.4    шины накачиваются до давления, рекомендуемого заводом — изготовителем транспортного средства;

2.2.5    транспортные средства, оборудованные гидропневматнчсской, гидравлической или пневматической подвеской или устройством для автоматической установки в горизонтальное положение в зависимости от нагрузки, должны быть в обычном снаряженном состоянии, указанном заводом-изготовителем.

3    Процедура испытаний

3.1    Точки Я, располагаются на высоте не более 200 мм над продольной плоскостью, касательной к крайним точкам шин передней оси без учета вздутий шины у грунта. Точки Р2 расположены симметрично к средней продольной плоскости транспортного средства на расстоянии от 700 до 1200 мм включительно друг от друга. Точное мес тоположение указывается заводом-изготовителем.

3.2    Высота расположения точек Рх и Р2 над уровнем фунта определяется заводом-изготовителем в пределах линий, ограничивающих переднюю поверхность устройства. Вместе с тем высота не должна превышать 445 мм на порожнем транспортом средстве. Точка Р, расположена в вертикальной продольной средней плоскости транспортного средства (см. рисунок 1 настоящих Правил).

3.3    Испытательные нагрузки, указанные ниже, прикладываются в каждой из испытательных точек в ходе отдельных испытаний на одном и том же транспортном средстве или устройстве или. по требованию завода-изготовителя/сго представителя, на различных транспоргных средствах или образцах устройств.

3.3.1    Если конструкция и конструктивные элементы транспортного средства, имеющие отношение к передней противоиодкатной защите, расположены в основном симметрично по отношению к продольной средней плоскости, то испытания в точках Р{ и Р2 проводятся только на одной стороне.

3.3.2    В ходе испытаний нагрузки прилагаются как можно более быстро, при этом устройство или транспортное средство должно выдерживать нагрузки, указанные в пунктах, приведенных ниже, в течение не менее 0.2 с.

3.3.3    Горизонтальная нагрузка, составляющая 50 % максимального веса данного транспортного средства или предполагаемого типа (типов) транспортных средств, но не превышающая 80 х 10’ Н, прилагается последовательно в обеих точках Рх.

3.3.4    Горизонтальная нагрузка, составляющая 100% максимального веса данного транспортного средства или предполагаемого типа (типов) транспортных средств, но не превышающая 160 х 10-’ Н, прилагается последовательно в обеих точках Р:. Если устройство не сплошное и его площадь поперечного сечения между двумя точками Р, уменьшена, то проводят дополнительные испытания с приложением горизонтальной нагрузки в точке Р$, которая по величине соответствует нагрузке, прилагаемой в точках Pt.

16

Страница 20

ГОСТ Р 41.93-99

3.4    Максимальное смешение каждой испытательной тонки но горизонтали и по вертикали в ходе приложения вышеуказанных нагрузок регистрируется, при этом в карточку сообщения заносят наибольшие значения.

3.5    В случае проведения практическою испытания для проверки соответствия вышеупомянутым предписаниям должны выполняться следующие условия:

3.5.1    в случае заявки на официальное утверждение по части 111 настоящих Правил ППЗУ (которое не было отдельно официально утверждено на основании части I) крепится к боковым элементам шасси транспортного средства, к любым заменяющим их элементам или к какой-либо конструкции с равноценными техническими характеристиками;

3.5.2    конкретные нагрузки прилагаются с помошью должным образом сочлененных (например с помощью универсальных шарниров) ударных элементов параллельно средней продольной плоскости транспортного средства через контактную поверхность высотой не более 250 мм (точная высота и ширина указываются заводом-изготовителем) и шириной не более 4(Х) мм; радиус закругления вертикальных граней должен составлять (5±1) мм: центр контактной поверхности перемешается последовательно в точки Pr Р, и Я,.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное)

1 Соответствие производства и другие административные процедуры

1.1    ППЗУ и транспортные средства, официально утвержденные на основании настоящих Правил, изготавливаются таким образом, чтобы они соответствовали официально утвержденному типу в отношении предписаний, изложенных в настоящих Правилах.

1.2    Для проверки соответствия предписаниям вышеприведенного пункта 1.1 проводится надлежащий контроль за производством.

1.3    Владелец официального утверждения должен, в частности:

1.3.1    обеспечивать наличие процедур эффективного контроля качества транспортного средства или устройства;

1.3.2    иметь доступ к контрольному оборудованию, необходимому для проверки соответствия изделий каждому официально утвержденному типу:

1.3.3    обеспечивать регистрацию данных результатов испытаний и хранение прилагаемых документов в течение периода времени, определяемого по согласованию с административной службой;

1.3.4    анализировать результаты каждого типа испытаний для проверки и обеспечения стабильности характеристик транспортного средства или устройства с учетом отклонений, допускаемых в промышленном производстве;

1.3.5    обеспечивать проведение для каждого типа транспортного средства или устройства достаточного количества проверок и испытаний в отношении размеров, используемых материалов и характеристик элементов, выполняющих функции ППЗУ и используемых для установки на транспортном средстве;

1.3.6    обеспечивать в случае несоответствия любого набора образцов или испытываемых деталей, выявленного в ходе предусмотренною типа испытания, проведение повторною отбора образцов и проведение повторного испытания. В этой связи должны быть приняты необходимые меры для восстановления соответствия производства.

1.4 Административный орган, предоставивший официальное утверждение типа, может в любое время проверить методы контроля за соответствием производства, применяемые в каждой производственной единице.

1.4.1    В ходе каждой проверки инспектору предъявляются протоколы испытаний и производственные журналы технического контроля.

1.4.2    Инспектор может произвести произвольную выборку образцов для их испытания в лаборатории завода-изготовителя. Минимальное количество образцов может быть определено в зависимости от результатов проверок, проведенных самим заводом-изготовителем.

1.4.3    Если качество является неудовлетворительным или возникает необходимость проверки правильности испытаний, проведенных в порядке, указанном в 1.4.2 настоящего приложения, инспектор может произвести выборку для направления ее технической службе, которая проводила испытания для официального утверждения данного типа.

1.4.4    Административный орган может проводить любое испытание, предписываемое настоящими Правилами.

1.4.5    Обычно административный орган разрешает проводить проверку один раз в два года. В случае получения в ходе одной из этих проверок отрицательных результатов компетентный орган обеспечивает принятие необходимых мер для скорейшего восстаноатения соответствия производства.

17

Страница 21

ГОСТ Р 41.93-99

2    Санкции, налагаемые за несоответствие нроизводства

2.1    Официальное утверждение типа Г1ГГЗУ или транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быгь отменено, если не соблюдаются изложенные выше требования или если защитное устройство не проходит испытаний, предписанных в настоящих Правилах.

2.2    Если какая-либо Договаривающаяся сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно сообщает об этом другим Договаривающимся сторонах!, применяющим настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложениях 1, 2 или 3 настоящих Правит.

3    Модификация и распространение официального утверждения

3.1    Любая модификация типа ППЗУ или транспортного средства доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу. В этом случае этот орган может:

3.1.1    либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь ощутимых отри нагельных последствий и что в любом случае данное ППЗУ или транспортное средство no-прежнему удовлетворяет предписаниям.

3.1.2    либо потребовать новый протокол испытаний у технической службы, уполномоченной проводить испытания.

3.2    Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении направляется вместе с перечнем изменений сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, посредством карточки. соответствующей образцу, приведенному в приложениях 1, 2 или 3 настоящих Правил.

3.3    Административный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает такому распространению серийный номер и уведомляет об этом другие стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложениях 1, 2 или 3 настоящих Правил.

4    Окончательное прекращение производства

Если атаделеи официального утверждения полностью прекращает производство какого-либо типа ППЗУ или транспортного средства с ППЗ, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он информирует об этом компетентный орган, предоставивший официальное утверждение. Посте получения соответствующего сообщения этот компетентный орган уведомляет об этом другие стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложениях 1, 2 или 3 настоящих Правил.

5    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания •XIя официальною утверждения, а также административных органов, которые нрсдосгаатяют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.

18

Страница 22

ГОСТ Р 41.93-99

УДК 629.114-788:006.354    О    КС    43.040.60    Д25    ОКП    45    1000

Ключевые слова: транспортные средства, противоподкатные защитные устройства, установка, испытания

19

Страница 23

Редактор Г. С. Шско Технический редактор В.И. Прусакоша Корректор Н.Л. Шнайдер Компью г с р лае верстка Л. А. Круговой

И ад. лиц. N.' 02354 от 14.07.2WJ0. Слано в набор 03.01.2001.    Полни само в печать 23.01.2001    Уел.    печ.    л.    2.79.

_Уч.-иад. я. 1.80. Тираж 203 >ki С 149. Зак. 69._

ИПК И шлтельс!по стандартов. 107076. Москва. Колодезный пер.. 14.

Набрано и Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК И иательство стандартов — тип. "Московский печатник**. 103062. Москва. Лялин пер.* 6.

Плр >к 080102