Купить ГОСТ Р 41.75-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 75 (далее - Правила). Правила распространяются на новые шины для мопедов и мотоциклов (категории L1, L2, L3 и L4) и их модификации (категории L5), предназначенные для использования на автомобильных дорогах.
1. Область применения
2. Определения
3. Маркировка
4. Заявка на официальное утверждение
5. Официальное утверждение
6. Требования
7. Модификация типа шины и распространение официального утверждения
8. Соответствие производства
9. Санкции, налагаемые за несоответствие производства
10. Окончательное прекращение производства
11. Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, испытательных лабораторий и административных органов
Приложение 1. Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства типа шины для мотоциклов и мопедов на основании Правил ЕЭК ООН №75
Приложение 2. Схема знака официального утверждения
Приложение 3. Образец маркировки шины - Параметры маркировки, которая должна наноситься на типы шин, поступившие на рынок после вступления в силу настоящих Правил
Приложение 4. Соотношение между нагрузкой и массой
Приложение 5. Обозначение размеров шин и габариты
Приложение 6. Метод измерения шин
Приложение 7. Порядок проведения испытаний на нагрузку/скорость
Приложение 8. Изменение несущей способности шины в зависимости от скорости
Приложение 9. Порядок проведения испытания шин на динамическое расширение
Дата введения | 01.07.2000 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.09.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
26.05.1999 | Утвержден | Госстандарт России | 184 |
---|---|---|---|
Разработан | ВНИИНМАШ | ||
Издан | ИПК Издательство стандартов | 2001 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТ Р 41.75-99 (Правила ЕЭК ООН № 75)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ И МОПЕДОВ
БЗ 8-99
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 75, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 75, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.74/Rev.l, дата вступления в силу 23.02.97) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для мотоциклов и мопедов» и включает в себя:
- Пересмотр 1 — Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.74/Rev.l/ Amend. 1, дата вступления в силу 07.05.98)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 2001
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
II
6.2.3 Наружный диаметр шины, измеренный не раньше, чем через 6 ч после испытания на нагрузку/скорость, не должен отличаться более чем на ±3,5 % от наружного диаметра, измеренного до испытания.
6.2.4 Габаритная ширина шины, измеренная в конце испытания на нагрузку/скорость, не должна превышать значения, указанного в 6.1.4.2.
6.3 Динамическое расширение шин
Шины, указанные в 1.1 приложения 9, которые успешно выдержали испытания на нагрузку/скорость, указанные в 6.2, подвергаются испытанию на динамическое расширение в соответствии с порядком проведения испытания, изложенным в указанном приложении.
7.1 Любая модификация типа шины доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу шины. Этот орган может:
7.1.1 либо прийти к заключению, что проведенная модификация не будет иметь значительного отрицательного воздействия и что в любом случае шина по-прежнему соответствует предписаниям;
7.1.2 либо потребовать нового протокола технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.
7.1.3 Модификация рисунка протектора шины не требует проведения повторного испытания, указанного в 6.2.
7.1.4 Для целей сертификации в отношении других максимальных скоростей и/или нагрузок допускаются распространения официального утверждения для шин, пригодных для скоростей свыше 240 км/ч и обозначенных буквенным кодом «V» (или 270 км/ч для шин, обозначенных буквенным кодом «Z»), при условии, что технической службой, ответственной за проведение испытаний, представляется отчет о новых испытаниях при новой максимальной скорости и нагрузке.
Такие новые максимальные нагрузки/скорости должны быть указаны в 5.5 приложения 1.
7.2 Подтверждение официального утверждения с указанием модификации или сообщение об отказе в официальном утверждении направляется сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, указанной в 5.3.
7.3 Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает каждой карточке сообщения, составленной в связи с таким распространением, соответствующий порядковый номер.
8.1 Каждая шина, имеющая знак официального утверждения, установленный настоящими Правилами, изготавливается таким образом, чтобы она соответствовала официально утвержденному типу и отвечала требованиям, указанным в разделе 6.
8.2 Для проверки соответствия требованиям 8.1 проводятся необходимые контрольные проверки производства. В данном случае необходимые контрольные проверки означают проверку габаритов изготавливаемой продукции, а также наличие процедур эффективного контроля качества продукции.
8.3 Владелец официального утверждения должен, в частности:
8.3.1 иметь доступ к контрольному оборудованию, необходимому для проверки соответствия каждого официально утвержденного типа,
8.3.2 обеспечить регистрацию результатов испытаний и наличие прилагаемых документов на период, определяемый по согласованию с административной службой,
8.3.3 проанализировать результаты каждого вида испытаний для проверки и обеспечения стабильности характеристик продукции с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства.
8.4 Компетентный орган, предоставивший официальное утверждение по типу конструкции, может в любое время проверить соответствие методов контроля в отношении каждой производственной единицы.
8.5 В обычных условиях компетентный орган разрешает проводить одну проверку в год. В случае получения в ходе одной из таких проверок отрицательных результатов компетентный орган обеспечивает принятие всех необходимых мер для скорейшего восстановления соответствия производства.
8
9.1 Официальное утверждение типа шины, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования 8.1 или если шины серийного производства не выдержали проверок, предусмотренных в этом пункте.
9.2 Если какая-либо сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 3.
Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство типа шины, официально утвержденной на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. По получении этого сообщения компетентный орган уведомляет об этом другие стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
11.1 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают в Секретариат Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также лабораторий и административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
11.2 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, могут использовать лаборатории предприятий—изготовителей шин и указывать в качестве лабораторий, уполномоченных проводить испытания, испытательные лаборатории из числа тех, которые расположены на их территории или на территории любой стороны Соглашения, при условии предварительного согласия со стороны компетентного административного органа последней.
11.3 В том случае, если какая-либо сторона Соглашения применяет положения 11.2, она может, если пожелает, направить на испытания одного или нескольких представителей по своему выбору.
9
ДОПОЛНЕНИЕ 1
Пояснительный рисунок
(см. раздел 2)
Протектор Канавки протектора | |
Наружный диаметр (D) |
10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)
Сообщение [максимальный формат: А4 (210 х 297 мм)]
направленное_
наименование административного органа
касающееся1 2^: ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
типа шины для мотоциклов и мопедов на основании Правил ЕЭК ООН № 75
Официальное утверждение №_ Распространение №_
1 Наименование изготовителя и торговая(ые) марка(и) на типе шины_
2 Обозначение типа шины предприятием-изготовителем_
3 Наименование и адрес предприятия-изготовителя__
4 Фамилия и адрес представителя предприятия-изготовителя (в соответствующих случаях)
5 Резюмированное описание:
5.1 Обозначение размеров шины_
5.2 Категория использования: обычная/зимняя/специальная/для мопедов2)
5.3 Конструкция: диагональная/диагонально-переплетенная/радиальная2)
5.4 Обозначение категории скорости:_
5.5 Индекс несущей способности_
6 Техническая служба и, в соответствующих случаях, лаборатория, уполномоченная проводить испытания
для официального утверждения или проверять соответствие__
7 Дата протокола, выданного этой службой_
8 Номер протокола, выданного этой службой_
9 Причина (причины) распространения (в случае необходимости)_
10 Возможные замечания_
11 Место_
12 Дата__
13 Подпись_
14 К настоящему сообщению прилагается перечень документов из досье официального утверждения, которые сданы на хранение в административные службы и которые могут быть получены по запросу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное)
Схема знака официального утверждения
а|г\ | |
а= 9 мм, не менее
Рисунок 2.1
Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на шине, указывает, что данный тип шины для мотоциклов и мопедов официально утвержден в Нидерландах (Е4) на основании Правил ЕЭК ООН № 75 под номером официального утверждения 002439. Первые две цифры номера официального утверждения означают, что официальное утверждение было выдано в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 75 в их первоначальном варианте.
Примечание — Номер официального утверждения должен проставляться вблизи круга и располагаться либо над или под буквой «Е», либо слева или справа от нее. Цифры номера официального утверждения должны располагаться с той же стороны по отношению к букве «Е» и ориентированы в том же направлении. Следует избегать использования римских цифр для обозначения номеров официального утверждения, чтобы не перепутать их с другими обозначениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное)
Образец маркировки шины
Примеры маркировки, которая должна наноситься на типы шин, поступившие на рынок после вступления в силу
настоящих Правил
b = 4 мм, не менее
Маркировка наносится на шину: имеющую номинальную ширину профиля 100;
имеющую номинальное отношение высоты профиля к его ширине 80; имеющую диагонально-переплетенную конструкцию;
имеющую номинальный диаметр обода 457 мм, соответствующий обозначению 18; имеющую несущую способность 206 кг, соответствующую индексу нагрузки 53, приведенному в приложении 4;
относящуюся к категории скорости S (максимальная скорость 180 км/ч);
подлежащую установке без камеры («tubeless»),
изготовленную в течение 25-ой недели 2003 г
Размещение и порядок маркировки, составляющей обозначение шины, должны быть следующими
a) обозначение размеров, включающее номинальную ширину профиля, номинальное отношение высоты профиля к его ширине, обозначение типа конструкции (в соответствующих случаях) и номинальный диаметр обода, должны группироваться, как указано в приведенном выше примере 100/80В18,
b) индекс несущей способности и обозначение категории скорости должны указываться вместе около обозначения размеров Они могут проставляться либо после, либо над, либо под этим обозначением,
c) обозначения «TUBELESS», «REINFORCED» или «REINF» и «М + S», а также «MTS» и/или «MOPED» (или «CYCLOMOTEUR», или «CICLOMOTORE») могут проставляться отдельно от обозначения размера,
d) в случае шин, пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, перед обозначением конструкции шины должны быть нанесены в соответствующих случаях буквенные коды «V» или «Z» (например, 140/60ZR18) В соответствующих случаях в скобках должны быть указаны справочный индекс несущей способности и обозначение категории скорости (см 3 1 12)
Индекс несущей способности 2' Соответствующая максимальная масса в кг
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)
Соотношение между нагрузкой и массой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
13
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное)
Обозначение размеров шин и габариты
Таблица 5 Л — Шины для мотоциклов. Размеры для ободьев диаметром не более 12 условных единиц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Таблица 5.1а — Шины для мопедов. Размеры для ободьев диаметром не более 12 условных единиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•) Для обычных дорожных шин. |
Таблица 5.2 — Шины для мотоциклов. Шины обычного профиля | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Окончание таблицы 5.2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
') Для обычных дорожных шин.
2) Для специальных и зимних шин.
Таблица 5.3 — Шины для мотоциклов Шины обычного профиля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Окончание таблицы 5.3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
*) Для обычных дорожных шин.
2) Для специальных и зимних шин.
3) Для обычных дорожных шин, относящихся к категории скорости вплоть до Р включительно.
4) Для обычных дорожных шин, относящихся к категории выше Р, и зимних шин.
5) Для специальных шин.
17
Содержание
1 Область применения....................................................... 1
2 Определения............................................................. 1
3 Маркировка............................................................. 4
4 Заявка на официальное утверждение........................................... 5
5 Официальное утверждение.................................................. 6
6 Требования.............................................................. 6
7 Модификация типа шины и распространение официального утверждения.............. 8
8 Соответствие производства.................................................. 8
9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства.............................. 9
10 Окончательное прекращение производства...................................... 9
11 Наименование и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для
официального утверждения, и административных органов.......................... 9
Приложение 1 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства типа шины для мотоциклов и мопедов на основании Правил ЕЭК ООН № 75.................11
Приложение 2 Схема знака официального утверждения...............................12
Приложение 3 Образец маркировки шины — Примеры маркировки, которая должна наноситься на типы шин, поступившие на рынок после вступления в силу настоящих Правил . . 12
Приложение 4 Соотношение между нагрузкой и массой..............................13
Приложение 5 Обозначение размеров шин и габариты................................14
Приложение 6 Метод измерения шин............................................19
Приложение 7 Порядок проведения испытаний на нагрузку/скорость....................20
Приложение 8 Изменение несущей способности шины в зависимости от скорости..........21
Приложение 9 Порядок проведения испытания шин на динамическое расширение..........22
III
Таблица 5.4 — Шины для мотоциклов. Шины обычного профиля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для обычных дорожных шин.
2) Для специальных и зимних шин.
3) Для обычных дорожных шин, относящихся к категории скорости вплоть до Р включительно.
4) Для обычных дорожных шин, относящихся к категории выше Р, и зимних шин.
» С даты вступления в силу дополнения 8 к настоящим правилам новые официальные утверждения для этих шин не должны выдаваться на основании Правил ЕЭК ООН № 75. Эти размеры шин включены в настоящее время в Правила ЕЭК ООН № 54, приложение 5, часть 1, таблица А.
5) Для специальных шин.
Таблица 5.5 — Шины для модификаций мотоциклов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 5.6 — Шины для мотоциклов. Размеры шин низкого давления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН
ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ И МОПЕДОВ
Uniform provisions concerning the approval of pneumatic tyres for motor cycles and mopeds
Дата введения 2000—07—01
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 75 (далее — Правила).
Настоящие Правила распространяются на новые шины для мопедов и мотоциклов (категории Lj, L2, L3 и L4)1) и их модификации (категория L5)1), предназначенные для использования на автомобильных дорогах.
В настоящее время в продаже имеется большое число мопедных и мотоциклетных шин самых различных типов с одинаковыми номинальными габаритами, но с различными конструктивными характеристиками и особенно с различными рисунками протектора. В этой связи было бы целесообразно, по соображениям безопасности, предусмотреть такую конструкцию транспортных средств, которая позволяла бы использовать шины различных типов, имеющихся в продаже.
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип шины: Категория шин, не имеющих между собой существенных различий в отношении:
2.1.1 фабричной или торговой марки;
2.1.2 обозначения размера шины;
2.1.3 категории использования (обычная: для обычного дорожного использования; специальная: для специального использования, например в условиях бездорожья; зимняя, мопедная);
2.1.4 конструкции (диагональная или с перекрещивающимися слоями корда, диагональнопереплетная, радиальная);
2.1.5 категории скорости;
2.1.6 индекса несущей способности и
2.1.7 поперечного сечения шины.
2.2 конструкция шины: Технические характеристики каркаса шины. В частности, различаются следующие типы конструкции шин:
2.2.1 шина диагональной конструкции или шина с перекрещивающимися слоями корда: Шина, нити корда которой достигают борта и располагаются таким образом, что образуют чередующиеся углы, значительно меньше 90 °, относительно осевой линии протектора2);
2.2.2 шина диагонально-переплетенной конструкции: Шина диагональной конструкции (с перекрещивающимися слоями корда), каркас которой стягивается поясом, состоящим из двух или более слоев практически нерастяжимого корда, образующего почти такие же чередующиеся углы, что и в каркасе;
*) В соответствии с определением, содержащимся в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З) (документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).
2) Применяется также в случае Правил ЕЭК ООН № 54.
Издание официальное
2.2.3 шина радиальной конструкции: Шина, нити корда которой достигают борта и располагаются под углами, близкими к 90 °, по отношению к средней линии протектора и каркас которой укрепляется по окружности при помощи практически нерастяжимого пояса1);
2.2.4 усиленная шина: Шина, каркас которой является более прочным, чем каркас соответствующей нормальной шины.
2.3 борт: Элемент шины, форма и конструкция которого позволяет ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину2).
2.4 корд: Нити, образующие ткань слоев в шине2).
2.5 слой: Зона, образованная прорезиненным кордом, слои которого расположены параллельно друг другу2).
2.6 каркас: Часть шины, которая не является протектором и резиной боковины и которая при накачанной шине воспринимает нагрузку2).
2.7 протектор: Часть шины, соприкасающаяся с грунтом; эта часть защищает каркас от механических повреждений и способствует обеспечению сцепления колеса с грунтом2).
2.8 боковина: Часть шины, расположенная между протектором и частью, покрываемой бортом обода2).
2.9 канавка протектора: Пространство между двумя соседними выступами или грунтозацепами протектора2).
2.10 основные канавки протектора: Широкие канавки, расположенные в центральной части протектора.
2.11 ширина профиля (S): Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, за исключением выступов, образуемых надписями (маркировкой), украшениями, швами или защитным рифлением2).
2.12 габаритная ширина: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, включая надписи (маркировку), украшения, швы и защитные рифления2); в том случае, если ширина протектора шины превышает ширину профиля, габаритная ширина соответствует ширине протектора.
2.13 высота профиля (//): Расстояние, равное половине разницы между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода2).
2.14 номинальное отношение высоты профиля к его ширине (Ra)\ Частное от деления высоты профиля (Н) на номинальную ширину профиля (5)), умноженное на сто; причем обе величины выражаются в одинаковых единицах.
2.15 наружный диаметр (D): Габаритный диаметр новой накачанной шины2).
2.16 обозначение размера шины: Обозначение, включающее:
2.16.1 номинальную ширину профиля (5;), которая должна быть выражена в миллиметрах, за исключением тех типов шин, размеры которых приводятся в таблицах приложения 5;
2.16.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине, за исключением некоторых типов шин, размеры которых приводятся в таблицах приложения 5;
2.16.3 условное число d, характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру, выраженному либо в условных единицах (число меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100);
2.16.3.1 Значения d в миллиметрах с указанием условных единиц приведены в таблице 1.
Таблица 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О Применяется также в случае Правил ЕЭК ООН № 54. 21 См. пояснительный рисунок, приведенный в дополнении 1. |
2.17 номинальный диаметр (</): Диаметр обода, на котором должна монтироваться шина1'.
2.18 обод: Основание для покрышки с камерой или для бескамерной шины, на которое опираются борта шины1).
2.19 теоретический обод: Обод, ширина которого в х раз больше номинальной ширины профиля шины. Значение х определяется предприятием-изготовителем шины.
2.20 измерительный обод: Обод, на котором должна монтироваться шина для проведения измерений.
2.21 испытательный обод: Обод, на котором должна монтироваться шина для проведения испытаний.
2.22 отрыв: Отделение кусков резины протектора.
2.23 отслоение корда: Отделение корда от окружающего его резинового покрытия.
2.24 отслоение слоев: Отделение соседних слоев друг от друга.
2.25 отслоение протектора: Отделение протектора от каркаса.
2.26 индекс несущей способности: Число, указывающее максимальную нагрузку, которую может выдержать шина при скорости, определенной в обозначении и соответствующей эксплуатационным условиям, изложенным предприятием-изготовителем шины. Перечень этих индексов и соответствующих максимальных нагрузок приведен в приложении 4.
2.27 таблица изменения несущей способности шины в зависимости от скорости: Таблица, которая приведена в приложении 8 и в которой в зависимости от индекса несущей способности и категории номинальной скорости указывается изменение нагрузки шины при скоростях, отличающихся от скоростей, указанных в индексе категории ее номинальной скорости.
2.28 категория скорости:
2.28.1 скорость, выраженная обозначением категории скорости.
2.28.2 Категории скорости указаны в таблице 2.
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.28.3 Шины, пригодные для максимальных скоростей, превышающих 240 км/ч, обозначаются буквенными кодами «V» или «Z» (см. 2.33.3), которые проставляются в ряду обозначения размеров шины перед указаниями конструкции (см. 3.1.3).
2.29 зимняя шина: Шина, рисунок протектора и конструкция которой разработаны таким образом, чтобы обеспечить в условиях грязи и свежевыпавшего снега лучшие эксплуатационные качества, чем у обычной шины (дорожного типа). Рисунок протектора зимней шины характеризуется, как правило, большим удалением друг от друга канавок и/или массивных выступов, чем у обычных шин дорожного типа.
2.30 универсальная шина (MST): Шина, предназначенная для движения как по дороге, так и по бездорожью.
2.31 шина для мопедов: Шина, предназначенная для установки на мопедах (категорий Lj и L2).
2.32 мотоциклетная шина: Шина, предназначенная главным образом для установки на мотоциклах (категорий L3, L4 и L5). Однако она может также устанавливаться на мопедах (категорий Lt и L2) и легких прицепах (категории Ot).
2.33 допустимая нагрузка: Максимальная масса, на которую рассчитана шина.
2.33.1 Для скоростей, меньших или равных 130 км/ч, допустимая нагрузка не должна превышать процентной величины, соответствующей индексу несущей способности шины, как это указано в приложении 8 с учетом обозначения категории скорости шины и максимальной скорости транспортного средства, на которое устанавливается данная шина. 3 4
2.33.2 Для скоростей свыше 130 км/ч, но не превышающих 210 км/ч, допустимая нагрузка не должна превышать величины массы, соответствующей индексу несущей способности шины.
2.33.3 Для скоростей свыше 210 км/ч, но не превышающих 270 км/ч, допустимая нагрузка не должна превышать показанного в таблице 3 процента от массы, соответствующей индексу несущей способности шины, с учетом обозначения категории скорости шины и максимальной расчетной скорости транспортного средства, на которое устанавливается данная шина.
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
* Для промежуточных скоростей допускается линейное интерполирование допустимой нагрузки. ** Применимы также к шинам, обозначенным в ряду обозначения размеров шины буквенным кодом Z. *** Применимы только к шинам, обозначенным в ряду обозначения размеров шины буквенным кодом «V» и используемым в пределах максимальной скорости, указанной предприятием—изготовителем шины. |
2.33.4 Для скоростей свыше 270 км/ч допустимая нагрузка не должна превышать массы, указанной предприятием—изготовителем шины и соответствующей максимальной скорости, которую может выдержать данная шина. Для промежуточных скоростей в диапазоне между 270 км/ч и максимальной скоростью, разрешенной предприятием—изготовителем шины, применяется линейное интерполирование допустимой нагрузки.
3.1 На представляемых для официального утверждения шинах должны быть нанесены, по крайней мере, на одной боковине:
3.1.1 фабричная или торговая марка;
3.1.2 обозначение размера шины, как оно определено в 2.16;
3.1.3 указание конструкции:
3.1.3.1 на шинах диагональной конструкции (с перекрещивающимися слоями корда) указание или не приводится, или проставляется буква «D»;
3.1.3.2 на шинах диагонально-переплетенной конструкции ставится буква «В» перед указанием диаметра обода и, кроме того, могут быть включены слова «BIAS-BELTED»;
3.1.3.3 на шинах радиальной конструкции ставится буква «R» перед указанием диаметра обода и, кроме того, может быть Приведено слово «RADIAL»;
3.1.4 указание категории скорости, к которой относится шина, путем проставления обозначения, указанного в 2.28.2;
3.1.5 индекс несущей способности в соответствии с определением, приведенным в 2.26;
3.1.6 слово «TUBELESS», если речь идет о шине, предназначенной для использования без камеры;
3.1.7 слово «REINFORCED» или «REINE» в случае усиленной шины;
3.1.8 дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а последние — год изготовления. Однако эта надпись, которая может проставляться только на одной боковине, требуется для каждой шины, представленной на официальное утверждение, лишь по истечении двухлетнего срока со дня вступления в силу настоящих Правил1).
3.1.9 надписи «М + S», «M.S» или «M&S» для зимних шин; 5 6
3.1.10 надпись «MST» для универсальных шин;
3.1.11 надпись «MOPED» (или «CYCLOMOTEUR» либо «CICLOMOTORE») в случае шин для мопедов;
3.1.12 обозначение шины, соответствующей конфигурации обода, если она отличается от стандартной конфигурации;
3.1.13 на шинах, пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, в соответствующих случаях (см. 2.33.3) перед указанием конструкции (см. 3.1.3) должны быть нанесены надлежащие буквенные коды «V» или «Z»;
3.1.14 на шинах, пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, (или 270 км/ч, соответственно), в круглых скобках должны быть нанесены индекс несущей способности шины (см. 3.1.5), применимый к скорости 210 км/ч (или 240 км/ч, соответственно), и обозначение категории скорости шины (см. 3.1.4):
«V» — для шин, обозначенных буквенным кодом «V»;
«W» — для шин, обозначенных буквенным кодом «Z».
3.2 На шинах должно быть достаточно места для нанесения знака официального утверждения, приведенного в приложении 2.
3.3 В приложении 3 в качестве примера приведена маркировка шины.
3.4 Указанная в 3.1 маркировка и предусмотренный в 5.4 знак официального утверждения должны быть рельефными или должны выдавливаться, быть четкими и удобочитаемыми.
4.1 Заявка на официальное утверждение типа шины представляется владельцем фабричной или торговой марки либо его уполномоченным представителем. В заявке указываются:
4.1.1 обозначение размера шины в соответствии с определением, содержащимся в 2.16;
4.1.2 фабричная или торговая марка;
4.1.3 категория использования шины (нормальная, специальная, зимняя или для мопедов);
4.1.4 конструкция: диагональная (с перекрещивающимися слоями корда), диагонально-переплетенная или радиальная;
4.1.5 категория скорости;
4.1.6 индекс несущей способности шины;
4.1.7 предназначены ли шины для использования с камерой или без нее;
4.1.8 является ли шина «нормальной» или «усиленной»;
4.1.9 для модификации мотоциклов — норма слойности шин (см. таблицу 5.5 приложения 5);
4.1.10 габаритные размеры: габаритная ширина профиля, наружный диаметр;
4.1.11 ободья, на которых возможен монтаж шины;
4.1.12 измерительный и испытательный обод;
4.1.13 испытательное и измерительное давление;
4.1.14 коэффициент X, указанный в 2.19;
4.1.15 максимальная скорость, разрешенная предприятием—изготовителем шины, и несущая способность, допустимая в пределах этой максимальной скорости для шин, обозначенных буквенным кодом «V» и пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, или для шин, обозначенных буквенным кодом «Z» и пригодных для скоростей свыше 270 км/ч.
4.2 К заявке на официальное утверждение должны быть приложены в трех экземплярах схематический чертеж или фотография образца шины с указанием характеристик ее протектора и схематический чертеж борта накачанной шины, смонтированной на измерительном ободе, с обозначением соответствующих габаритов (см. 6.1.1 и 6.1.2) типа, представленного на официальное утверждение. К нему, по усмотрению компетентного органа, должны прилагаться также протокол испытаний, составленный лабораторией, уполномоченной проводить испытания, либо один или два образца типа шины. После налаживания производства, не позднее чем через один год после даты официального утверждения типа, должны представляться чертежи или фотографии боковой стенки и протектора шины.
4.3 Если то или иное предприятие—изготовитель шин подает заявку на официальное утверждение типа какой-либо категории шин, то нет необходимости проводить испытания каждого типа шины этой категории на нагрузку—скорость. По усмотрению органа, предоставляющего официальное утверждение, могут быть выбраны шины с наихудшими характеристиками.
5
5.1 Если шина, представленная на официальное утверждение на основании настоящих Правил, соответствует требованиям раздела 6, то данный тип шины считается официально утвержденным.
5.2 Каждому официально утвержденному типу шины присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время «00» для Правил в их первоначальном варианте) указывают номер серии поправок, соответствующих последним наиболее значительным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу шины.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения, об отказе в официальном утверждении или об отмене официального утверждения типа шины на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
5.3.1 Для шин, пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, максимальная разрешенная скорость и соответствующая нагрузка указаны в 5.4 и 5.5 приложения 1.
5.4 На каждой шине, соответствующей типу шины, официально утвержденному на основании настоящих Правил, на месте, указанном в 3.2, в дополнение к маркировке, предусмотренной в 3.1, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение
5.4.2 номера настоящих Правил, за которым следует буква «R», тире и тип номера официального утверждения.
5.5 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
5.6 В приложении 2 изображена в качестве примера схема знака официального утверждения.
6.1 Габариты шин
6.1.1 Ширина профиля шины
6.1.1.1 Ширина профиля рассчитывается по следующей формуле:
^ ^ + К{А - i4j),
где S— «ширина профиля», измеренная на измерительном ободе, мм;
Si — «номинальная ширина профиля», указанная на боковине шины в ее обозначении в соответствии с предписаниями, мм;
А — ширина измерительного обода, указанная предприятием-изготовителем в техническом описании, мм; и А1 — ширина теоретического обода, мм.
Для Ах принимается значение Jj, умноженное на коэффициент X, указанный предприятием-изготовителем; а для К — значение 0,4.
6.1.1.2 Однако для типов шин, обозначение размеров которых указывается в таблицах приложения 5, допускается ширина профиля, соответствующая типу шины в этих таблицах.
О 1 — Германия, 2— Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чешская Республика, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11 — Соединенное Королевство, 12 — Австрия, 13 — Люксембург, 14 — Швейцария, 15 — не присвоен, 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18 —Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция, 24 — Ирландия, 25 — Хорватия, 26 —Словения, 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 30 —не присвоен, 31 —Босния и Герцеговина, 32 — Латвия, 33—36 — не присвоены, 37 — Турция, 38—39 — не присвоены, 40 — бывшая югославская Республика Македония, 41 — не присвоен, 42 — Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 — Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
6
6.1.2 Наружный диаметр шины
6.1.2.1 Наружный диаметр шины рассчитывается по следующей формуле:
D = d + 2Н,
где D — наружный диаметр, мм;
d — условное число, мм, указанное в 2.16.3;
Н— номинальная высота профиля, мм, рассчитываемая по формуле
Н = Sx ■ 0,01Ла,
где *5) — номинальная ширина профиля, мм;
Ra — номинальное отношение высоты профиля к его ширине.
Все эти величины должны соответствовать величинам, приведенным на боковине шины в ее обозначении в соответствии с требованиями 3.4.
6.1.2.2 Однако для типов шин, обозначение размеров которых дается в первой колонке таблиц, приведенных в приложении 5, допускается значение наружного диаметра, соответствующее типу шины в этих таблицах.
6.1.3 Метод измерения шин
Измерение шин производится методом, описанным в приложении 6.
6.1.4 Спецификации, касающиеся ширины профиля шины
6.1.4.1 Габаритная ширина может быть меньше ширины профиля S, определенной в соответствии с 6.1.1.
6.1.4.2 Она может превышать это значение, но не должна превышать значения, указанного в приложении 5; для размеров, не указанных в приложении 5, она может превышать:
6.1.4.2.1 в случае обычных и зимних шин:
на 10 % для диаметра обода не менее 13 условных единиц;
на 8 % для диаметра обода до 12 условных единиц включительно;
6.1.4.2.2 в случае специальных шин с ограниченным использованием на дорогах, имеющих маркировку «MST» — на 25 %.
6.1.5 Спецификации, касающиеся наружного диаметра шин
6.1.5.1 Наружный диаметр шины не должен выходить за пределы Dmin или Лтах, указанных в приложении 5.
6.1.5.2 Для размеров, не указанных в приложении 5, наружный диаметр шины не должен выходить за пределы Dirun или Ьтах, полученных по следующим формулам:
Anin ~ d + (2ffa);
Апах = d + (2 НЬ),
6.1.5.2.1 для нормальных шин дорожного типа и зимних шин а:
диаметр обода не менее 13 условных единиц............................0,97
диаметр обода до 12 условных единиц включительно......................0,93
для специальных шин.............................................1,00
6.1.5.2.2 для нормальных шин дорожного типа b:
диаметр обода не менее 13 условных единиц............................1,07
диаметр обода до 12 условных единиц включительно......................1,10
для зимних и специальных шин.....................................1,12.
6.2 Испытание на нагрузку/скорость
где Ни d соответствуют величинам, определенным в 6.1.2.1, а значения аиЬ — ъ 6.1.5.2.1 и 6.1.5.2.2;
6.2.1 Шина должна испытываться на нагрузку/скорость при помощи метода, указанного в приложении 7.
6.2.1.1 В случае применения шин, обозначенных буквенным кодом «V» и пригодных для скоростей свыше 240 км/ч, или шин, обозначенных буквенным кодом «Z» и пригодных для скоростей свыше 270 км/ч (см. 4.1.15), вышеупомянутое испытание на нагрузку/скорость проводится на одной шине при таких значениях нагрузки и скорости, которые указаны в круглых скобках на этой шине (см. 3.1.12). Еще одно испытание на нагрузку/скорость должно быть проведено на второй шине такого же типа при таких значениях нагрузки и скорости, если они нанесены на шину, которые указаны изготовителем шины как максимальные( см. 4.1.15).
6.2.2 Считается, что шина выдержала испытание на нагрузку/скорость, если после испытания на ней не наблюдается отслоения протектора, слоев корда, а также отрыва протектора или разрывов корда.
7
1
D Отличительный номер страны, которая предоставила (распространила), отменила официальное утверждение или отказала в официальном утверждении (см. положения Правил, касающиеся официального утверждения).
2
) Ненужное зачеркнуть.
11
3
11 См. пояснительный рисунок, приведенный в дополнении 1.
4
5
11 До 1 января 2000 г. дата изготовления указана тремя цифрами, из которых первые две обозначают неделю, а третья — год изготовления.
6