Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

39 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 27.606-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит руководство по выработке политики управления надежностью оборудования и систем с использованием методологии надежностно-ориентированного технического обслуживания и ремонта (RCM). Методология RCM применима для изделий типа средств и систем связи, наземных транспортных средств, судов, электростанций, летательных аппаратов и других систем, имеющих в своем составе технические средства. Как правило, технические средства состоят из многих электротехнических, механических, приборных и контрольных систем и подсистем, которые могут быть далее по мере необходимости последовательно разукрупнены на более мелкие составляющие.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область распространения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Основные положения

5 Инициирование и планирование RCM

6 Анализ функциональных отказов

7 Классификация последствий отказов и выбор задач ТО с использованием RCM

8 Внедрение

Приложение А (справочное) Анализ критичности отказов

Приложение Б (справочное) Периодичность работ по поиску и обнаружению отказов

Приложение В (справочное) Применение методологии построения RCM для структур

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

27.606-

2013

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Надежность в технике Управление надежностью Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность

IEC 60300-3-11: 2009 (NEQ)

Издание официальное



ГОСТ P 27.606—2013

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 119 «Надежность в технике»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2013 г. № 1077-ст

4    Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта IEC 60300-3-11:2009 Dependability in technics. Reliability centred maintenance (МЭК 60300-3-11:2009 «Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность»)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8) Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе •Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном формационном указателе •Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя •Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost ги)

©Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 27.606-2013

Содержание

1    Область распространения.............................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................1

3    Термины, определения и сокращения..............................................................................1

4    Основные положения....................................................................................................4

5    Инициирование и планирование RCM.............................................................................8

6    Анализ функциональных отказов..................................................................................12

7    Классификация последствий отказов и выбор задач ТО с

использованием RCM..................................................................................................................15

8    Внедрение..................................................................................................................20

Приложение А (справочное) Анализ критичности отказов...................................................25

Приложение Б (справочное) Периодичность работ по поиску и обнаружению отказов...........30

Приложение В (справочное) Применение методологии построения RCM для структур.........32

Библиография.................................................................................................................34

Введение

Надежностно-ориентированные техническое обслуживание (далее - RCM) представляет собой методологию выявления и выбора политики предупреждения и/или предупреждения отказов (далее -политика управления отказами), нацеленной на эффективное обеспечение требуемых безопасности, готовности и экономичной эксплуатации изделий. Политика управления отказами может включать в себя действия по техническому обслуживанию (ТО), изменения правил применения, конструктивные доработки и другие действия, нацеленные на ослабление последствий отказов.

Методология построения RCM была первоначально разработана в 1960-х годах для гражданской авиации и установлена в документе ATA-MGS-3 В настоящее время RCM представляет собой проверенную временем методологию, общепринятую во многих отраслях.

RCM представляет собой процесс выработки и принятия решений, направленных на выявление подходящих и эффективных требований к системе и операциям предупредительного ТО. отвечающих последствиям выявляемых отказов в части их влияния на безопасность, техническую эффективность и экономичность эксплуатации изделия и вызывающих указанные отказы механизмов его деградации. Конечным результатом применения RCM является определение необходимости тех или иных действий по предупредительному ТО. изменений конструкции изделия или иных действий по повышению его эффективности.

Основными этапами программы RCM являются:

а)    инициирование и планирование;

б)    анализ функциональных отказов;

в)    отбор задач;

г)    внедрение;

д)    непрерывное совершенствование.

Все задачи должны быть нацелены на обеспечение безопасности изделий для персонала и окружающей среды, а также на выполнение требований по эффективности и экономичности их эксплуатации. Вместе с тем следует отметить, что критерии отбора должны зависеть от природы изделий и их назначения. Например, производственные процессы должны быть экономически жизнеспособными и отвечать строгим требованиям по охране окружающей среды, в то время как изделия военного назначения должны полностью отвечать оперативным требованиям, но при этом к ним могут применяться не столь жесткие требования по безопасности, экономичности и экологичности.

Максимальную пользу приносит проведение RCM-анализа на стадии разработки изделий, когда его результаты могут непосредственно повлиять на их конструкцию. Вместе с тем RCM-анализ также полезен на этапах эксплуатации. ТО изделий, когда могут быть усовершенствованы содержание и методы ТО. проведены конструктивные и иные доработки.

Успешное применение RCM требует хорошего знания оборудования и систем, условий и контекста их применения, взаимосвязанных с ними систем, а также возможных отказов и их последствий. Наибольшая эффективность достигается в случаях, когда анализ нацелен на предупреждение и/или ослабление последствий отказов, имеющих серьезные последствия с точки зрения безопасности, влияния на окружающую среду, экономичности и эффективности применения изделий

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Надежность в технике Управление надежностью Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность

Dependability in technics Dependability management Reliability centred maintenance

Дата введения - 2014—06—01

1    Область распространения

Настоящий стандарт содержит руководство по выработке политики управления надежностью оборудования и систем с использованием методологии надежностно-ориентированного технического обслуживания и ремонта (RCM). Методология RCM применима для изделий типа средств и систем связи, наземных транспортных средств, судов, электростанций, летательных аппаратов и других систем, имеющих в своем составе технические средства. Как правило, технические средства состоят из многих электротехнических, механических, приборных и контрольных систем и подсистем, которые могут быть далее по мере необходимости последовательно разукрупнены на более мелкие составляющие.

Область распространения настоящего стандарта ограничена исключительно методами RCM и не включает в себя другие аспекты технического обслуживания (ТО).

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте использованы термины и определения по ГОСТ Р 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1.1    встроенный контроль: Приданная изделию способность автоматически выявлять и локализовывать неисправности.

3.1.2    средства встроенного контроля Аппаратные и/или программные средства, обеспечивающие встроенный контроль.

3.1.3    свободно продаваемые изделия: Комплектующие изделия, доступные для приобретения в открытой продаже.

3.1.4    критичность: Значение, придаваемое неисправности.

Примечание - Критичность выражается в уровнях Чем выше уровень критичности, тем более серьезных последствий можно ожидать от данной неисправности

3.1.5    глубина проверки: Установленный уровень, на котором должны выявляться неисправные составные части.

3.1.6    конструктивный уровень: Уровень структуры декомпозиции изделия, на котором находится тот или иной его элемент (составная часть).

Издание официальное

3.1.7    точность диагностирования Доля возможных неисправностей, которые могут быть точно выявлены в данных условиях.

3.1.8    техническое диагностирование Процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью.

3.1.9    ложная тревога Появление сигнала о наличии неисправности, которая, как выяснилось после проведения соответствующих операций по поиску отказов, на самом деле отсутствует.

3.1.10    интенсивность ложных тревог Процентная доля ложных тревог в общем числе сообщений об отказах.

3.1.11    время выявления отказа: Период времени между моментами проявления отказа и его обнаружением.

3.1.12    имитация неисправности: Введение неисправности посредством неразрушающего вмешательства в изделие и/или, при необходимости, имитация неисправности с помощью программных средств для проверки диагностических возможностей имеющихся методов и средств контроля технического состояния.

3.1.13    функция: Требуемое от изделия эксплуатационное качество.

Примечание - Функция всегда сопряжена с определенным элементом структуры декомпозиции изделия

3.1.14    функциональная модель: Концептуальное представление изделия, описывающее взаимосвязи и зависимости между воздействиями на него (входными сигналами) и сигналами, измеряемыми на выходе (терминале).

Примечание - Функциональная модель, возникающая в процессе разработки изделия, в принципе представляет собой блок-схему, описывающую функции изделия и дополненную цепями проверок, предусмотренными разработчиками

3.1.15    функциональная проверка (испытание): Проверка всех назначенных функций изделия в целях определения его функциональных возможностей.

3.1.16    аппаратный элемент: Конструктивный элемент изделия, предназначенный для выполнения некоторой функции или подфункции, который может включать в себя встроенное программное обеспечение.

3.1.17    элемент, заменяемый на месте Элемент аппаратных или программных средств, заменяемый непосредственно на месте эксплуатации изделия пользователем или специализированной организацией, осуществляющей поддержку его эксплуатации.

3.1.18    концепция ТО и ремонта: Описание взаимосвязей между конструктивными уровнями и уровнями обслуживания, принятыми для данного изделия.

3.1.19    политика ТО и ремонта Общий подход к проведению и поддержке ТО и ремонта изделия, основанный на целях и политике его владельцев, пользователей и заказчиков.

3.1.20    мониторинг: Автоматизированное наблюдение за функционированием изделия в определенном режиме эксплуатации, не влияющее его работу.

3.1.21    условия и режимы эксплуатации: Ожидаемые условия работы изделия.

3.1.22    параметр Физическая величина, характеризующая некоторую функцию изделия.

3.1.23    продукт (изделие): Определенные поставляемые товар или услуга.

Примечания

1    Применительно к надежности изделия могут быть простыми (например, отдельное устройство или алгоритм) или сложными (например, система или сеть, включающие в себя аппаратные и программные средства, эксплуатационный и обслуживающий персонал, средства поддержки и поддерживающие действия)

2    Каждый продукт имеет собственные этапы и стадии жизненного цикла

3    Продукт - аналог термина «изделие»

3.1.24    структура декомпозиции изделия:    Иерархическая    структура    в    виде    дерева,

иллюстрирующая физическое содержание изделия как совокупности взаимосвязанных составных частей и элементов.

3.1.25    элемент, заменяемый в заводских условиях: Заменяемый элемент аппаратных или программных средств, замена которого возможна только в ремонтной мастерской, имеющейся у пользователя, или в специализированной обслуживающей организации того же уровня, или непосредственно на предприятии-изготовителе.

3.1.26    сигнал: Изменение некоторой физической величины, несущее информацию о состоянии изделия.

Примечание - Сигнал может включать в себя изменения значений одного или нескольких параметров

2

ГОСТ P 27.606—2013

3.1.27    технические условия Детальное описание функций элемента, находящегося на определенном уровне структуры декомпозиции изделия.

Примечание - Технические условия на элементы вытекают из общих технических условий на систему и должны быть проверяемыми

3.1.28    декларация о работах Документ, устанавливающий перечень поставляемых товаров и услуг.

Примечание - Декларацию о работах составляет или утверждает заказчик, устанавливая в ней перечень работ, предусмотренных контрактом и подлежащих выполнению подрядчиком Таким образом, декларация о работах представляет собой основной технический документ, согласно которому соискатели контракта представляют свои предложения, подрядчики выполняют контрактные работы, а заказчик принимает заказанные товары и услуги

3.1.29    управляющее воздействие Входной сигнал. запускающий срабатывание исполнительных устройств.

3.1.30    подфункция: Элемент подразделения сложной функции на отдельные составляющие.

3.1.31    вывод (терминал): Обобщенный термин для обозначения физических точек выхода сигналов контролируемого изделия. Примерами выводов могут быть:

-    контакт;

-    коннектор;

-    разъем;

-    контрольная точка;

-    интерфейс;

-    порт.

Примечание - Терминал обычно имеет уникальное обозначение

3.1.32    диагностическая концепция:    Описание    результатов    анализа    требований по

контролируемости изделия и согласование способов их реализации.

3.1.33    полнота диагностирования: Отношение числа реально проверяемых функций в соответствии с техническими условиями к общему числу функций диагностируемого изделия.

3.1    34 диагностическое оборудование Аппаратные и программные средства, необходимые для диагностирования изделия.

Примечание-В зависимости от принятой технологии диагностирования различают встроенное и внешнее диагностическое оборудование

3.1.35    инструкция по диагностированию: Документ, устанавливающий способы проведения проверок, установленных в технических условиях.

3.1.36    цепь проверок Описание привязки аппаратных элементов к их терминалам, учитывающая требуемую последовательность проверок.

Примечание - Кроме того, цепь проверок должна устанавливать функциональные связи между входными и выходными сигналами

3.1.37    последовательность проверок Последовательность шагов при диагностировании.

3.1.38    технические условия на диагностирование Документ. устанавливающий последовательность проверок и проверяемые на кахздом шаге параметры и функции.

3.1.39    шаг проверки: Самая малая по объему проверка технического состояния элемента аппаратуры

3.1.40    задача диагностирования: Реализация совокупности проверок, необходимых для выполнения требований технических условий по поиску и локализации определенной неисправности.

3.1.41    контролируемость: Свойство изделия, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами, в течение которого не ожидается его отказов

3.2    Сокращения

FMEA - анализ видов и последствий отказов;

FMECA - анализ видов, последствий и критичности отказов;

ILS - комплексная логистическая поддержка;

LORA - анализ уровней замен;

NDI - неразрушающие проверки;

RCM - надежностно-ориентированное ТО.

3

4 Основные положения

4.1 Общие положения

Процесс RCM полностью описан в настоящем стандарте, содержащем информацию по всем перечисленным ниже его составляющим, а именно:

а)    инициирование и планирование RCM;

б)    анализ функциональных отказов;

в)    выбор задач ТО;

г)    внедрение надежностно-ориентированной системы ТО;

д)    ее непрерывное совершенствование.

На рисунке 1 показан полный процесс RCM с подразделением его на этапы. Как следует из представленной на рисунке блок-схемы. RCM представляет собой комплексную программу, включающую в себя не только процесс анализа, но и предварительные и последующие действия, необходимые для обеспечения требуемых результатов RCM. Процесс RCM может быть применен для систем всех видов. В приложении В приведено руководство по интерпретации этого процесса для структур, механизмы отказов которых и соответствующие задачи ТО определены более четко.

4

ГОСТ P 27.606—2013




Задачи ТО


Программа ТО


__

5 Непрерывное совершенствование

а)    мониторинг эффективности ТО;

б)    мониторинг достижения установленных требований по безопасности, эффективности и экономичности изделия;

в)    обследование технического состояния изделия


4


Эксплуатационные

данные


Рисунок 1 - Обзор процесса RCM


4.2 Цели

Целями эффективной программы предупредительных ТО как составной части общей политики ТО являются:

а)    поддержание функционирования изделия с требуемыми показателями надежности в заданных условиях эксплуатации;

б)    получение информации, необходимой для совершенствования конструкции изделия или введения дополнительного резервирования тех его составных частей, выявленный уровень безотказности которых оказался недостаточным;

в)    достижение указанных целей при минимальной суммарной стоимости жизненного цикла, включающей в себя затраты на ТО и ущерб от остаточных неисправностей;

5


г) получение информации, необходимой для пересмотра и совершенствования текущей программы ТО по сравнению с первоначально установленной посредством оценки эффективности достижения ранее установленных задач ТО. Важную роль в доработках программы играет мониторинг технического состояния критичных с точки зрения безопасности или дорогостоящих составных частей.

Из перечисленных выше целей следует, что программа ТО сама по себе не способна исправить конструктивные недостатки или повысить уровень безотказности оборудования и систем. Если выявлено, что первоначально заложенный в конструкцию изделия уровень безотказности оказался недостаточным, то для достижения заданной его эффективности могут потребоваться конструктивные доработки или изменения методов его эксплуатации, например реализация программы обучения персонала.

RCM повышает эффективность ТО и предусматривает механизм управления им с высокими уровнями контроля и квалификации. К числу потенциальных выгод применения RCM относятся:

1)    возможность повышения надежности системы за счет применения более инициализированных операций ТО;

2)    возможность снижения общих затрат на ТО посредством более эффективного их

планирования;

3)    выпуск полностью документированной аудиторской отчетности;

4)    возможность внедрения в будущем с относительно малыми усилиями процесса анализа и ревизии политики управления отказами;

5)    менеджеры, руководящие системой ТО, получают инструмент управления, обеспечивающий должный контроль и управление ею;

6)    персонал обслуживающих организаций лучше понимает стоящие перед ним цели, задачи и причины, по которым он обязан выполнять те или иные требуемые работы по ТО.

Программа ТО представляет собой полный перечень работ по ТО для системы, составленный применительно к заданным условиям ее эксплуатации. ТО и ремонта, включая те. необходимость выполнения которых вытекает из RCM Программа ТО обычно состоит из начального и текущего, корректирующего перечней работ На рисунке 2 показаны основные факторы, которые должны учитываться на стадии разработки до начала эксплуатации системы, а также те факторы, которые следует учитывать для доработки программы ТО на основе опыта эксплуатации и обслуживания системы.

Первоначальную программу ТО. зачастую представляющую результат совместных усилий поставщика и пользователя, составляют до начала эксплуатации изделий, и она может содержать работы, выбранные на основе использования методологии RCM. Текущая программа ТО. составляемая пользователем путем доработок первоначальной программы, должна быть запущена как можно скорее после начала эксплуатации системы. Она должна учитывать реальные данные о старении и отказах, изменении условий эксплуатации, современные достижения в области технологий, материалов, методов и средств ТО. Поддержка текущих программ ТО осуществляется с использованием методологии RCM. Первоначально составленную программу ТО дорабатывают и обновляют с учетом изменений, внесенных в процессе эксплуатации.

Первоначальная программа RCM может быть запущена после начала эксплуатации изделий в целях обновления и совершенствования существующей программы ТО. составленной на основании предыдущего опыта или рекомендаций изготовителя, но без использования стандартизованных подходов, таких как RCM

6