Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

18 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на открытые никель-кадмиевые и свинцово-кислотные авиационные батареи, комплектуемые из открытых элементов или из элементов с предохранительным клапаном или из моноблоков.

Батареи предназначаются для общих целей и специфического назначения

Данные о замене ГОСТ Р МЭК 952-1-93 в части опубликованы в ИУС № 03-2003

Оглавление

1 Основные положения

   1.1 Область распространения

   1.2 Объект стандартизации

   1.3 Определения

   1.4 Условия испытаний и измерительные приборы

2 Электрические параметры и методы испытаний

   2.1 Испытания на емкость режимом I1

   2.2 Ток номинальной мощности

   2.3 Емкость короткого разряда

   2.4 Сохранность заряда

   2.5 Хранение

   2.6 Стабильность заряда

   2.7 Ток короткого замыкания

   2.8 Принятие заряда

   2.9 Сопротивление изоляции

   2.10 Невыливаемость

   2.11 Параметры рабочего цикла

3 Требования к окружающим условиям

   3.1 Вибрация

   3.2 Ускорение

   3.3 Падение

   3.4 Взрывоопасность

   3.5 Принудительная вентиляция

4 Приемосдаточные испытания

   4.1 Типовые испытания

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р МЭК 952-1-93

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВИАЦИОННЫЕ БАТАРЕИ

Часть I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ И ЗНАЧЕНИЯМ ПАРАМЕТРОВ

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Мосиа

Страница 2

УДК 621 -13.044.7:006.354    Группа    Е52

государственный стандарт российской федерации

АВИАЦИОННЫЕ БАТАРЕИ

Часть I. Общие требования к испытаниям

и значениям параметров    ГОСТ    Р    МЭК

Aircraft batteries    952—1—93

Pari 1. General lest requirements and performance levels

OKU MfliOO -348200

т.»..—..

Дата введения 01-01 95

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения

Настоящий стандарт распространяется на открытые никель-кадмиевые и свинцово-кислотные авиационные батареи, комплектуемые из открытых элементов или из элементов с предохранительным клапаном или из моноблоков.

Батареи предназначаются для общих целен и специфического назначения. *

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Издание официальное

(g) Издательство стандартов, 1994

Настоящий стандарт ие может быть полностью или частично воспроизведем, тиражирован и распространен > качестве официального издания бет ратрешения

Госстандарта России

2 Ззк. 270

Страница 3

С 2 ГОСТ Р МЭК 952-1-93

1.2. Объект стандартизации

1.2.1.    Объектом стандартизации настоящего стандарта является установление методов испытаний для оценки, сравнения и квалификации батарей и установления минимальных значений параметров.

1.2.2.    Для частного применения могут потребоваться данные о специфических параметрах. Такие данные могут быть получены на основе методов испытаний, установленных в настоящем стандарте, но со специфическими параметрами, модифицированными до желаемых значений (п. 4.1.2).

1.3. Определения

В настоящем стандарте применяются следующие определения.

1.3.1.    Значение тока

Значения тока по всему тексту стандарта выражены в амперах (А).

1.3.2.    Режим /|

Ток, задаваемый изготовителем, представляет собой ток. который отдает батарея, чтобы обеспечить номинальную емкость С, за один час. Такой ток служит основой, по которой определяют токи всех режимов.

1.3.3.    Номинальная емкость С\

Емкость, выраженная в ампер-часах (А-ч), устанавливаемая изготовителем при разряде током /, до конечного напряжения батареи, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых и 1,67 В для свинцово-кислотных батарей при температуре окружающей среды (23±2) “С.

1.3.4.    Ток 1ея номинальной мощности

Ток разряда, который обеспечивает батарея в конце 15 с разряда. контролируемый так, чтобы поддерживать постоянное напряжение. значение которого составляет половину номинального напряжения (1,2 В на никель-кадмиевом аккумуляторе или 2.0 В на свинцово-кислотном аккумуляторе).

> 1.3.5. Заряженная батарея

Батарея, полностью заряженная в соответствии с инструкциями изготовителей батарей.

1.3.6.    Разряженная батарея    ч

Батарея, разряженная при температуре окружающей среды

(23±2) °С током /, до напряжения батареи, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей.

1.3.7.    Обслуживаемая батарея

Батарея, которая полностью подготовлена к обслуживанию к обслуживается в соответствии с инструкциями изготовителей. Ин-

Страница 4

ГОСТ Р МЭК 952-I-S3 С 3

струкции не должны включать замену каких-либо компонентов, кроме воды.

1.3.8. Задаваемое значение

Значение параметра, определяемое изготовителем для каждого типа батарей.

1.4. Условия испытаний и измерительные приборы

1.4.1.    Общие условия испытаний

Если для испытаний не требуются специфические условия, то испытания следует проводить в следующих общих условиях: давление воздуха —85—106 хПа (850—1060 мбар).

Если не задаются определенные допуски, то оклонення не должны быть более ±5% допускаемых значений измеряемых не-электрнческих величин.

1.4.2.    Измерительные приборы

Методы измерения, используемые при испытаниях, следует ны-'бнрать так, чтобы они были пригодны для измеряемых параметров. Измерительные приборы должны регулярно поверяться, они должны иметь класс точности, указанный ниже.

1.4.2.1.    Измерение напряжения

Для измерения напряжения следует применять вольтметры класса точности 0.5 или выше. Сопротивление вольтметров должно быть не менее 1000 Ом/В.

1.4.2.2.    Измерение тока

Для измерения тока следует применять амперметры класса точности 0,5 или выше. Такой же класс точности должен быть у комплекта, состоящего из амперметра, шунта и проводов.

1.4.2.3.    Измерение температуры

Приборы для измерения температуры должны иметь класс точности ±1 °С или выше.

1.4.2.4.    Измерение времени

Приборы для измерения времени должны иметь точность 0.5 % или выше.

2 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Испытания на емкость режимом /1

2.1.1.    Номинальная емкость С\

После выдержки в течение не менее 16 и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2) °С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена током I /( до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1.00 В для никелькадмиевых или 1.67 В для

Страница 5

С. 4 ГОСТ Р МЭК «52-1-93

свнниово-кислотнмх аккумуляторов при температуре окружающей срсды (23±2) *С в процессе разряда. Батарея должна отдавать емкость не менее 100 % (при продолжительности разряда | ч).

2.1.2.    Емкость при режиме I /(’и температуре минус 18*С

После выдержки не менее 16 и не более 24 ч при температуре

окружающей срсды минус (18±2)°С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена током | /, до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель кадмиевых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей, при температуре окружающей среды минус (18±2)°С в процессе разряда. Батареи должны отдавать емкость не менее 70 % С, для никель-кадмиевых и не менее 55 % С| для свинцово-кислотных батарей.

2.1.3.    Емкость при режиме I Л и температуре минус 30 ЭС

После выдержки в течение не менее 16 н не более 24 ч при температуре окружающей среды минус (30±2) °С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена током 1 /| до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1.00 В для никель-кадмневых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей, при температуре окружающей среды минус (30±2) °С в процессе разряда.

Батареи должны отдавать емкость не менее 65 % С, для ни-кель-кадмиевых и не менее 35 % С\ для свинцово-кислотных батарей.

2.1.4.    Емкость при режиме 1 Л и температуре 50 °С

После выдержки в течение не менее 16 н не более 24 ч при температуре окружающей среды (50Уг2)°С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена током 1 /1 до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых или 1.67 В для свинцово-кислотных батарей при температуре окружающей среды (50±2) °С.

Батарея должна обеспечивать емкость не менее 80 % Cf для никель-кадмиевых и не менее 100% С, для свинцово-кислотных батарей.

2.2. Ток номинальной мощности

2.2.1. Ток номинальной мощности при температуре 23°С

После выдержки в течение не менее 16 и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2) “С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена таким режимом, чтобы поддерживать постоянное напряжение на выводах батареи, соответствующее среднему напряжению на аккумулятор 0.60 В для никель-кадмиевых нлн 1.00 В для свинцово-кислотных

Страница 6

ГОСТ Р МЭК <«2-1-93 С. 5

батарей в течение не менее 15 с. Нагрузка осуществляется автоматически. В процессе всего испытания должна записываться кривая зависимости тока от времени. Ток на 15-й с должен обозначаться !рц, его значение не должно быть ниже значения, задаваемого изготовителем.

2.2.2.    Ток номинальной мощности при температуре минус 18°С

После выдержки в течение не менее 16 и не более 24 ч при

температуре окружающей среды минус (18±2) “С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена таким режимом, чЧобы поддержать постоянное напряжение на ее выводах соответствующее среднему напряжению на аккумулятор 0,60 В для никель-кадмиевых или 1,00 В для свинцово-кислотных батарей в течение не менее 15 с.    *

Нагрузка осуществляется автоматически. В процессе всего испытания должна записываться кривая зависимости тока от времени. Значение тока на 15-й с должно быть не ниже значения, задаваемого изготовителем.

2.2.3.    Ток номинальной мощности при температуре минус 30"С.

После выдержки в течение не менее 16 и не более 24 ч при

температуре окружающей среды минус (30±2) СС подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена таким образом, чтобы поддерживать постоянное напряжение на выводах ее. соответствующее среднему напряжению на аккумулятор 0.60 В для никель-кадмиевых или 1.00 В для снинцово-кислотных батарей в течение не менее 15 с. Нагрузка осуществляется автоматически. В процессе всего испытания должна записываться кривая зависимости тока от времени. Значение тока на 15-й с должно быть не менее значения, задаваемого изготовителем.

2.3.    F. мкость короткого разряда

2.3.1.    Емкость короткого разряда при температуре 23X

После выдержки в течение ие менее 16 и не более 24 ч при

температуре окружающей среды (23±2) °С подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена током 8 11 для никель-кадмиевых или 6 /| дкя свинцово-кислотных батарей до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 0,8 В для никель-кадмиевых или 1,33 В для свинцово-кислотных батарей прри температуре окружающей среды (23±2) °С в процессе разряда.

Батареи должны обеспечивать емкость не менее 50 % С,.

2.3.2.    Емкость короткого разряда при температуре минус 30°С

После выдержки в течение не менее 16 и не более 24 ч при температуре окружающей среды минус (30±2)°С подготовленная к испытаниям и запяженная батарея должна быть разряжена током

Страница 7

С в ГОСТ Р мэк W2-I-M

8 /1 для никель-кадмиевых или 6 /1 для свинцово-кислотных батарей до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 0.685 В для никель-кадмиевых или 1,33 В для свинцово-кислотных батарей при температуре окружающей среды минус (30±2) °С в процессе разряда.

Батареи должны обеспечивать емкость не менее 35 % С, для ннкель-кадмневых или 25 % С( для свинцово-кислотных батарей.

2.4.    Сохранность заряда

Подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть разряжена в соответствии с п. 2.1.1. Продолжительность разряда должна быть записана. Батарея должна быть вновь заряжена при накрытой крышке и затем оставлена при разомкнутой цепи на хранение в течение 28 сут.

Температуру хранения следует поддерживать в диапазоне от 18 до 28°С, средняя температура окружающей среды в течение 28 сут должна быть (23±2) С'С. Относительная влажность должна быть менее 70 %.

По окончании хранения батарея должка быть разряжена током 1 /, до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей при температуре окружающей среды (23±2) °С.

Батарея должна обеспечивать емкость не' менее 75 % емкости, полученной на предшествующем разряде (до хранения).

2.5.    Хранение

Свежеизготовленную батарею седует хранить при температуре (20± 15) °С и относительной влажности менее 70 % в течение 24—26 мес.

2.6.    Стабильность заряда

Подготовленная к испытаниям и заряженная батарея со всеми необходимыми контрольно-измерительными приборами должна быть помещена в климатическую камеру с температурой (50±2) °С и выдержана в ней в течение не менее 16 н не более 24 ч. Скорость потока воздуха через рабочую зону камеры должна быть (0,6± ±0.15) м/с.

Батарея должна быть разряжена током 6 1\ в течение 5 мин и затем немедленно после разряда должна быть заряжена при нахождении в камере при температуре (50±2) °С в течение 10 ч при постоянном напряжении, соответствующем среднему напряжению на аккумулятор (1,45±0,005) В для ннкель-кадмневых или (2,417±0,010) В для свинцово-кислотных батрей: ток заряда и температура должны быть записаны через интервалы в 10 мин.

ч

Страница 8

ГОСТ Р МЭК W2-I-93 С 7

После выдержки при разомкнутой цепи в течение I ч батарея до-i ж на быть разряжена током 1 /, до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых или 1.67 В для свинцово-кислотных батарей при прохождении воздуха, в процессе разряда.

Должна быть измерена температура межэлементных соединений в центральном аккумуляторе и записано напряжение в процессе заряда.

В конце испытания батарею проверяют на наличие физических повреждений. После того, как батарею пометают в камеру, не следует добавлять в нее воду.

В процессе заряда при постоянном напряжении ток не следует увеличивать от минимального значения более чем на 0,1 !\ в течение 10-часового периода; температура в центральном аккумуляторе не должна превышать 70 °С. В процессе разряда током 1 А батарея должна обеспечивать емкость не менее 75 % С\.

В конце испытания батарея после выдержки при температуре (23±2) °С в течение не менее 16 и не более 24 ч должна удовлетворять требованиям п. 2.1.1.

2.7.    Ток короткого замыкания

Подготовленная к испытаниям и заряженная батарея должна быть выдержана при температуре (23±2) °С в течение не менее 16 и не более 24 ч. Затем батарею включают в испытательную схему с соответствующим проводником на 60 с.

Общее сопротивление схемы, включаюшей соответствующий проводник, не должно превышать (l,5=fc0.5) мОм.

В процессе всего испытания должны быть измерены ток и. напряжение. После испытания не должно наблюдаться чрезмерной деформации батарейного корпуса или компонентов и не должны образовываться взрывоопасные газы.

После нормального обслуживания и повторного заряда батарея должна отдавать 90 % номинальной емкости (п. 2.1.1).

2.8.    Принятие заряда

Подготовленная и заряженная батарея должна быть разряжена в соответствии с п. 2.1.1. Продолжительность разряда должна быть записана. Затем батарея должна быть снова заряжена и разряжена током 1 /, в течение времени, соответствующем 50 % продолжительности предшествующего испытания.

Батарею выдерживают в течение не менее 16 н не более 24 ч при температуре (23±2) °С и затем заряжают в течение 0,5 ч при постоянноxi напряжении, соответствующем среднему напряжению на аккумулятор (1.425±0,005) В для никель-кадмиевых или

Страница 9

С. 8 ГОСТ Р МЭК 852—I—93

(2,375±0.01) 13 для свинцово-кислотных батарей. Записывают кривую зависимости тока от времени.

Немедленно после заряда батарею разряжают при температу ре окружающей среды (23±2) °С током 1 /, до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никел’ь-кадмневых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей.

Батарея должна обеспечивать емкость не менее 70 % емкости, полученной на первоначальном разряде.

2.9.    Сопротивление изоляции

Сопротивление изоляции следует измерять при напряжении 250 В постоянного тока между отрицательным наружным выводом и обычными точками сборки и расположения.

Измерение сопротивления изоляции следует проводить при относительной влажности не более 70 %.

Немедленно после таких испытаний, как испытания на невы-ливаемость (п. 2.10) и на рабочий цикл (п. 2.11), минимальное значение сопротивления изоляции должно быть 0,25 мОм, но после чистки и сушкн минимальное значение должно быть 10 мОм.

2.10.    Невыливаемость

2.10.1.    Батареи, используемые на неаэробатических самолетах

Батареи, предназначенные для использования на неаэробатических самолетах (самолетах, которые не выполняют фигур высшего пилотажа), следует испытывать в полностью заряженном состоянии при уровне электролита, откорректированном до уровня, рекомендуемого изготовителем. Затем батарея должна быть заряжена при постоянном напряжении, соответствующем среднему напряжению на аккумулятор (1,425±0,005) В для ннкель-кадми-евых или (2,375±0,01) В для свинцово-кислотных батарей в течение 2 ч до начала испытания. Заряд должен быть непрерывным во время испытаний; батарею медленно наклоняют из стороны в сторону 10 раз на угол 60е от вертикальной оси и в любом направлении от нее.

Время, необходимое для наклона из одного положения через вертикальную ось в другое положение, должно быть не более 20 с; батарею следует оставлять в каждом положении не менее 5 с.

Батареи, не заряжаемые на самолетах, следует оставлять при разомкнутой цепи в процессе испытания.

2.10.2.    Батареи, используемые на аэробатических самолетах

Батареи, предназначенные для использования на аэробатичес-

ки.х самолетах (самолетах, выполняющих фигуры высшего пилотажа), следует испытывать в полностью заряженном состоянии при

Страница 10

ГОСТ Р МЭК 952-1-93 С 9

уровне электролита, откорректированном до уровня, рекомендуемого изготовителем.

До испытания батарею заряжают при постоянном напряжении, сответствующем среднему напряжению на аккумулятор (!,425± ±0,005) В для никель-кадмиевых или (2,375±0,01) В для свинцово-кислотных батарей в течение 2 ч.

Заряд должен быть непрерывным в процессе испытания; батарею надежно закрепляют на платформе, способной к вращению, вокруг горизонтальной оси на дне батареи; батарея центрируется по ее длине и параллельно оси вращения.

Платформу подвергают вращению 10 раз с паузами в 30 с ка полпутн между первым и последним вращениями.

Скорость вращения должна быть эквивалентна одному вращению в 5 с. Испытание должно быть повторено на батарее, переставленной на платформе под углом 90° к горизонтали от ее первоначального положения.

Батареи, не заряжаемые на самолетах, следует оставлять при разомкнутой цепи в процессе испытания.

•2.10.3. Требования

Не должно быть утечки электролита н батарея должна удовлетворять требованиям п. 2.9.

2.11. Параметры рабочего цикла

2.11.1.    Метод испытания

. Подготовленная и заряженная батарея должна быть испытана в соответствии со следующим графиком испытаний при температуре окружающей среды (23±5) °С после выдержки при разомкнутой цепи в течение 14 сут.

2.11.1.1.    Батдрея должна быть разряжена током 0,5 1\ в течение (10±0,5) мин, затем немедленно разряжена на постоянное сопротивление в течение 20 с. После выдержки при разомкнутой цепи в течение 1 мин батарея должна быть вновь разряжена на сопротивление в течение 20 с. Значение сопротивления (в омах) должно быть равно полуторному номинальному напряжению батареи, деленному на значение номинального тока /?н (п. 2.2.1). Номинальное напряжение батареи определяют как произведение напряжения 1.2 В для никель-кадмневых или 2,0 В для свинцово-кислотных аккумуляторов на число аккумуляторов в батарее.

Сопротивление изоляции не должно изменяться более чем на ±5 % в процессе испытаний.

2.11.1.2.'    Далее батарея должна быть заряжена при постоянном напряжении, соответствующем среднему напряжению на аккумулятор (1,425±0,005) В для никель-кадмиевых или (2,375±0.01) В для свинцово-кислотных батарей в течение (60±2) мин; нагрузка

Страница 11

С 10 ГОСТ Р МЭК 952— I —99

должна обеспечивать номинальный ток по меньшей мере 8 /ь Затем батареи должна быть выдержана при разомкнутой цепи в течение не менее I и не более 2 ч.

Такой график испытаний следует повторять в течение 50 циклов.

2.М. 1.3. В конце этой серии циклов, проведенной в соответствии с пп. 2.11.1.1 и 2.11.1.2, батарея должна быть немедленно разряжена током 1 /, до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмисвых или 1.67 В для свинцово-кислотных батарей.

Батарея должна быть подвергнута обычному обслуживанию и разряду током 1 h в соответствии с п. 2.2.1.

Затем вышеуказанную процедуру повторяют.

2.11.2. Требования к испытанию

Батарея считается удовлетворяющей требованиям спецификации. если:

а)    минимальное напряжение на выводах батареи в процессе разряда согласно п. 2.11.1.1 составляет не менее значения, соответствующего среднему напряжению на аккумулятор 0,65 В для ни-кель-кадмиевых или 1,08 В для свинцово-кислотных батарей;

б)    температура в центре батареи не превышает 60 °С;

в)    в процессе заряда при постоянном напряжении ток падает ниже 0,2 /| и остается на этом уровне во время испытания;

г)    продолжительность разряда током 1 /, немедленно после циклировання составляет не менее 48 мин (80% С{);

д)    доливка воды в аккумуляторы в процессе обслуживания не превышает значений, рекомендуемых изготовителем;

е)    сопротивление изоляции’ между аккумуляторами и корпусом составляет не менее 0.25 мОм при напряжении 250 В постоянного тока;

ж)    после подготовки и заряда батареи продолжительность разряда током 1 /1 составляет не менее 54 мин (90 % С|);

з)    батарея не имеет никаких признаков физического повреждения.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ УСЛОВИЯМ

3.1.    Вибрация1

3.1.1.    Монтаж батареи

Батарея должна быть закреплена за основание в горизонтальной плоскости, независимо от оси вращения. Батарея надежно монтируется прямо на вибрационном столе обычным способом.

3.1.2.    Испытание на резонанс

Страница 12

ГОСТ Р МЭК #52—1—93 С. II

Начальное испытание на резонанс проводят с использованием синусоидальной вибрации со скоростью развертывания 0,5 октав в минуту при следующих условиях:

3—54 Гц (постоянное смещение амплитуды 0,5 мм);

54—2000 Гц (постоянное усреднение амплитуды 6 g).

Развертку следует снимать вдоль каждой из трех, взаимно перпендикулярных осей н при испытании частот, при которых должно быть отмечено любое отклонение оборудования или механический резонанс.

3.1.3. Испытание на вибрацию в процессе наработки Испытание на синусоидальную вибрацию в процессе наработки следует проводить при скорости развертывания менее одной октавы в минуту в следующих условиях:

5—54 Гц (постоянное смещение амплитуды 0.5 мм);

54 —2000 Г'ц (постоянное ускорение амплитуды 6 g).

Испытание следует проводить вдоль следующих осей:

3 ч для оси X 3 ч для оси Y 3 ч для оси Z

2 ч при частотах от 54 до 2000 Гц I ч при частотах от 5 до 54 Гц.

Если наблюдается резонанс в соответствии с п. 3.1.2, то батарею подвергают вибрации в течение 1 ч при каждой основной частоте в соответствующей плоскости. До испытания на воздействие вибрации в процессе наработки батарея должна быть полностью заряжена. В процессе всех испытаний батарею разряжают то-кфм 0,1 /, при непрерывной записи напряжения и тока, чтобы определить их колебания или перерывы. Не должно быть перерывов или неравномерных колебаний напряжения или тока. Временная характеристика контролирующих приборов должна быть не более 0.5 с.

По окончании испытания не должно быть повреждения батареи или утечки электролита.

3.2. Ускорение

Заряженная батарея должна быть надежно закреплена обычным способом в соответствующем приспособлении, которое в свою очередь должно быть надежно зафиксировано в центрифуге.

Неаэробатическая батарея при испытаниях может быть снабжена блокирующим вентиляционным 'клапаном (пробкой) для предотвращения ненужного выброса электролита.

Условия ускорения, указанные в табл. 1, должны воздействовать на каждой из осей в течение не менее 1 мин:

Страница 13

С. 12 ГОСТ Р М9К М2--93

Таблица 1

ЭДиинос

ускорение

Ось

и«а*ооФатп*«о(0с

у

ауиобличссьо*

Раэоушаихьсе

ускореи*»

Горизонтальная

(X и У)

*2.0 g

= 4.7 «

= 9.0 к

Вертикальная Z (вверх)

2.0 g

3.6 g

4.0 е

7. (вниз)

4.5 g

9.0 К

4.5 к

В процессе испытания батарея должна быть разряжена током 0.1 /, при непрерывной записи напряжения и тока батареи.

Не должно быть перерыва и аномального колебания напряжения или тока. По окончании испытания не должно быть видимых повреждений батареи или утечки электролита из батареи.

При испытании в условиях разрушающего ускорения по окончании испытания батарея может иметь повреждения, но не должно быть разбитого крепления для монтажа или воспламенения.

Изготовитель батарей может установить, чтобы испытание не разрушающее ускорение могло проводиться после окончания испытания на параметры рабочего цикла.

3.3.    Падение

Батарею располагают вертикально без закрепления на инерционной стальной плите толщиной 6—12 ям. которую жестко закрепляют на бетонном блоке. Общая масса крепящего устройства должна превышать массу батареи не менее чем в 4 раза.

Батарею затем поворачивают вокруг каждой из граней до тех пор, пока она не достигнет своей точки баланса или до тех пор, пока ее грань не поднимется над плитой на 350 мм, как бы ни было мало вращение, и затем позволяют батарее свободно падать.

Батарея не должна иметь повреждений в результате такого испытания.

3.4.    Взрыв об езопасность

Подготовленная к испытаниям и заряженная батарея, смонтированная обычным методом, без применения принудительной вентиляции должна быть подвергнута перезаряду током 0,5 h.

По истечении не менее 5 мин перезаряда указанным током газы внутри аккумулятора должны быть воспламенены подходящим способом. Все обломки или куски должны находиться внутри корпуса. не должно быть последующего возгорания батареи.

Примечание. При проведении этого испытания слслуст соблюдать эксг-р«ма4ьиыс меры пред&сто^жносги, чтобы предотвратить повреждения в случае взрыва.

Страница 14

ГОСТ Р МЭК 952-1-»3 С. 13

3.5. Принудительная вентиляция

Батареи, которые предназначаются для использования с принудительной вентиляцией, должны удовлетворять каждому из следующих условий испытания, если изготовитель не определяет альтернативных методов, которые будут определять задаваемый уровень.

;:) Вытяжка со скоростью 0,03 м5/мни±10% из выходного отверстия. Падение в батарее не должно превышать 3.5 кПа (35 мбар).

б) В вентиляционной камере со сниженным до 65 кПа даалени-•ем не должно быть временного или постоянного нарушения нормальной работы батареи.

4. ПРИЕМОСДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

4.1.    Типовые испытания

4.1.1.    Основные требования

Батареи, отбираемые для типовых испытаний, следует изготавливать на принятых оборудовании и оснастке. Батареи во всех •отношениях должны быть полноправными представителями обычного производственного качества. Испытуемое оборудование должно быть одобрено соответствующим отделом, отвечающим за гарантию его качества.

4.1.2.    Порядок испытаний

Для проведения приемочных испытаний выбирают 4 батареи. Порядок проведения испытаний должен быть таким, какой задан в табл. 2.

Таблица 2

Порядок проведения испытаний

Н«»м*моа*нме испытания

Пу«кт

■■«стовито

стыимата

HoMfo

в»т»ое«

1

2

3

«

Хранение

2.5

X

Номинальная емкость

&!il

X

X

X

X

Ток номинал иной мощности

2-2

X

Сохранность заряда

{2)4

X

X

Сопротивление изоляции

2-9

X

X

X

X

Опрокидывание (падение)

аз

X

X

Внбрзиия

за

X

Ускорение

3.21

X

Невылнваемость

зло

*

X

X

Емкость короткого наряда

i23.ii

X

X

Страница 15

С. 14 ГОСТ Р МЭК 952-1-93

Продолжение табл. 2

П \ ИНТ

Номер б.гареи

Н*иисмо»амн« испытания

1 1* ичт

ндетояито

crjHiapra

1

3

3

4

Низкотемпературный корот

кий разряд

•23-2

X

Емкость при различных

температурах

21.2—2.1.4

X

X

Принятие заряда

2.8

X

X

Сопротивление изоляции

2.Э

X

X

X

X

Параметры рабочего цикла

2.11

X

X

Сохранность заряда

2,4

X

Стабильность заряда

саб

X

Ток короткого замыкания

2x7

X

Взрыеобсэопасность

3.4

X

Примечание. Испытание на разрушающее ускорение следует лроводкп» после завершения испытания параметров рабочего цикла

Временное одобрение может бьгть дано соответствующим отделом после удовлетворительного завершения испытаний батарей .N? 1, 2, 3 до полного одобрения после удовлетворительного завершения испытания батареи М 4.

4.1.3.    Обеспечение приемки

После полученного одобрения изготовитель должен сообщить потребителю к одобряющему отделу о любых предполагаемых изменениях в изготовлении или конструкции батарей или изменении места изготовления.

Примечание. Одобряющий отдел может потребовать полное или частичное повторение испытаний для введения утих изменений

4.1.4.    Значения параметров

Изготовитель батарей должен обеспечивать значения параметров, устанавливаемых в табл. 3, если они выше минимальных значений, задаваемых в настоящем стандарте.

Таблица 3-

Ммйина^ьнм шачеию

П»р*мето

Обо»»»чс«не

Пужкт

Н»СТО*Ш«ГО

СТ«яи*0Г«

Никель-

маммгвыс

батареи

С»и«иок>

»нслот»ые

батараи

Емкость Номинальное значение

С,

2.1.1

100% с,

100% с,

Значение при —18 °С

2.J 2

70% С,

55% С,

Значение при — 30°С

2.1 Л

65 % С,

35 % С,

Значение при — 50 °С

2.1.4

80% С,

100% с,

Страница 16

ГОСТ Р МЭК 952-1-93 С 15

Продолжение табл. 3

Пундт

настигшего

стдялдпт*

Мимиийльно* зи«ч*я«е

Ляракего

Обо»н»че*ме

Никель

яахмиеииг

бвТДРСН

C»f№XOV<’

ЬИСЛОТ|.МС

багдр**

Ток номинальной cmkocih Номинальное значение Значение при — 18^ Значение при — 30 °С Другие *лекгрнческис параметры Емкость короткого разряди при:

4-23 *С

А»*

22-!

%22 • 2 2.3

2-3.1*

50 % С,

50% С,

—30 °с

2.3.2

35% С,

25 % С,

Стабильность заряда.

2L6

75% С,

75 % С,

Сохранность эяряла

2L4

75% С,

75% С,

Принятие заряда

28

70% С,

70% С,

Страница 17

С. 16 ГОСТ Р МЭК 952-1-93

ЙИФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

I. ПОДГОТОВЛЕН И УТВЕРЖДЕН Техническим комитетом ТК 44 «Аккумуляторы»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от-28.12.93 № 278

Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 952—1—88 «Авиационные батареи. Часть I. Обшне требования к испытаниям и значениям параметров»

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Страница 18

I

Редактор P. Г. Голердоеская Технический редактор В. Н. ПРусакова Корректор Н. И. Галрищук

Сдано в ма«. 7Я 01.94. Подп. в печ 03 О).94. Уел. о«ч. я 1.16. Уел. кр.-отт. 1.16. Уч.’ЮД. .1 1.08. __Тираж гбЗ »хд. С 106»_

ОМ*»» «Знак Почета» И>дагельство стандарта». 1070)4. Мос «»а, К ало дел вы» пер.. 14. Калужская типография стандартов, уд, Московская JS6. 3«*. 270