Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

24 страницы

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на:

- устройства тепловой защиты двигателей, входящие в область распространения ГОСТ Р МЭК 730-1, предназначенные для использования в или на оборудовании (или вместе с ним) бытового и аналогичного назначения, включая устройства для нагрева, кондиционирования воздуха и т.п.;

- защитные устройства для приборов, входящих в область распространения серии ГОСТ 27570.0;

- защитные устройства, используемые с электродвигателями, номинальное напряжение которых не более 660 В и номинальная мощность не более 11 кВт.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- ручные устройства для размыкания цепей;

- защитные устройства герметичных или полугерметичных мотор-компрессоров

Действие завершено 01.01.2012

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р МЭК 730—2—2—94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

автоматические электрические УПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА БЫТОВОГО И АНАЛОГИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ

Издание официальное


БЗ 7-93/617


ГОССТАНДАРТ РОССИЯ Моек к

Страница 2

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации бытовых электроприборов (ТК 19)

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением

Госстандарта России от 02.03.94 № 42

3    Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 730—2—2—90 «Автоматические электрические управляющие устройства бытового и аналогичного назначения. Часть 2. Частные требования к устройствам тепловой защиты двигателей»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

<g) Издательство стандартов, 1994

Настоощмй стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России И

Страница 3

ГОСТ Р МЭК 730-2-2

СОДЕРЖАНИЕ

1    Область применения    .............1

2    Определения .’    .    .    -.................2

3    Общие требования...............2

4    Общие положения,    относящиеся к испытаниям .    .....2

6    Классификация .    ........................Э

7    Информация.................3

8    Зашита от поражения электрическим током........4

9    Заземление.................♦ .

10    Зажимы и соединения........................    и

11    Требования к конструкции.....■ ,    .....    5

12    Влагостойкость.................5

13    Электрическая прочность и сопротивление изоляции.....5

16 Климатические воздействия .    ..................6

18    Механическая прочность....................    6

19    Резьбовые части и соединения...........6

20    Пути утечки тока, воздушные зазоры н расстояния по изоляции .    6

21    Теплостойкость, огнестойкость и стойкость к образованию токоведущих

мостиков .    .................7

22    Стойкость к хоррозни    .    ...........7

23    Подавление радиопомех.............

24    Комплектующие изделия .    .    ...........    7

Приложение А Стойкость маркировки к истиранию..........8

Приложение В Измерение путей утечки тока и воздушных зазоров .    .    8

Приложение F Категории тепло- и огнестойкости.......8

Приложение G Испытание на теплое и огнестойкость ......8

Приложение J Требования к управляющим устройствам с терморезисто-

рами...............8

Приложение АА .    ..............9

Приложение ВВ Общие замечания, касающиеся защитных устройств, поз-толякхшм использовать сокращенную процедуру испытания ..............L8

' III

Страница 4

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27570.0-87 Безопасность бытовых -и аналогичных электрических приборов Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 27888-88 Машины электрические вращающиеся. Встроенная температурная защита. Правила защиты

ГОСТ Р .МЭК 730—1—94 Автоматические электрические управляющие устройства бытового и аналогичного назначения. Общие требования и методы испытаний

Страница 5

ГОСТ Р МЗК 730-2-2-94 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ♦ЕДЕРАЦИИ

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА БЫТОВОГО И АНАЛОГИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Дополнительные требования к устройствам тепловой защиты двигателей и методы испытаний

Automatic electrical controls for household and similar use. Particular requirements for thermal motor protectors and test methods

Дата введения 1995—01—0»

Настоящий стандарт содержит нормы, правила и методы испытаний, которые дополняют, изменяют или исключают соответствуй ющие нормы, правила и методы испытаний, изложенные в разделах н (или) пунктах ГОСТ Р МЭК 730-1.

Номера пунктов настоящего стандарта, которые дополняют пункты ГОСТ Р МЭК 730—I, начинаются с цифры 101, а приложения обозначаются буквами АА, ВВ.

Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р МЭК 730-1, кроме разделов 5, 14, 15, 17. 25, 26, 27, приложений С, Е, Н.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Требования к методам испытаний выделены курсивом.

I ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ '

1.1 Замена пункта

Настоящий стандарт распространяется на устройства тепловой защиты двигателей (далее — защитные устройства), входящие в область распространения ГОСТ Р МЭК 730-1, предназначенные для использования в или на оборудовании (или вместе с ним) бытового и аналогичного назначения, включая устройства для нагрева. кондиционирования воздуха н т. п.

Примечания

1    Устройство тепловой зашиты двигателя представляет собой встроенное регулирующее устройство, работа которого зависит от правильного монтажа и крепления его э или на двигателе и которое может быть полностью испытано только совместно с соответствующим двигателем.

2    Требования, касающиеся испытаний двигатели с защитным устройством, приведены в приложении АА для информации.

Издание официальное

1

Страница 6

ГОСТ Р МЭК 7JO-2-2-M

1.1.1    Замена пункта

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к защитным устройствам, требования к их рабочим значениям, рабочему времени и последовательности срабатывания, а также рассматривает методы испытаний защитных устройств, используемых в или на бытовом и аналогичном оборудовании.

Настоящий стандарт распространяется также на защитные устройства для прнбороз. входящих в область распространения серии ГОСТ 27570.0.

Примечание — В настоящем стандарте термин «оборудование» относится как к оборудованию, так и к приборам.

1.1.2    Замена пункта

Настоящий стандарт не распространяется на другие средства защиты двигателя.

1.1.3    Замена пункта"

Настоящий стандарт не распространяется на ручные устройства для размыкания цепи.

1.1.4    Замена пункта

Настоящий стандарт не распространяется на защитные устройства герметичных или полугерметичных мотор-компрессоров.

1.2 Замена пункта •

Настоящий стандарт распространяется на защитные устройства, используемые с электродвигателями, номинальное напряжение которых не более 660 В н номинальная мощность не более 11 кВт.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определения — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующим дополнением.

2.6 Дополнение к пункт)'

2.6.101 Действие типа 3 — автоматическое действие, для которого стабильность рабочих характеристик может быть оценена только в процессе измерений, проведенных на защищенном двигателе.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Общие требования — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИСПЫТАНИЯМ

Общие положения, относящиеся к испытаниям, — по ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме 4.3.1.1; 4.3.1.2; 4.3.2.    ....    г

2

Страница 7

ГОСТ Р МЭК 730-2-2—$4

6 КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация — по ГОСТ Р МЭК 730-1, кроме 6.4.1; 6.7; 6.10—6.12; 6.14; 6.16, со следующими изменениями.

6.4    В соответствии с особенностями автоматического действия

6.4.2    Замена пункта

Действие типа 3.

6.4.3    Замена пункта

Действие тина 3 классифицируют в соответствии с одной или несколькими конструктивными или функциональными особенностями.

Примечания

1    Эту дополнительную классификацию прнхеияют только тогда, когда есть соответствующие указания и все соответствующие испытания закончены.

2    Действие, предусматривающее более одной особенности, может быть обозначено комбинацией цифры и соответствующих буке, например действие типа 3CL. «

3    Ручное действие не классифицируют согласно настоящему пункту.

6.4.3.1    В стадии разработки.

6.4.3.2    Микроотключение при работе (действие типа ЗВ).

6.4    3.3 Микропрерывание при работе (действие типа ЗС).

6.4    3 4 В стадии разработки.

6.4.3    5. В стадии разработки.

6.4.3.6    В стадии разработки.

6.4.3.? В стадии разработки

6.4.3.8 Механизм свободного выключения, в котором не создается препятствие размыканию контактов и который может быть автоматически возвращен в положение «замкнуто» после того, как восстановлены условия безопасности, если включающее устройство удерживается н положении «возврат в исходное положение» (действие типа ЗН).

7 ИНФОРМАЦИЯ

Информация — по ГОСТ Р МЭК 730-1 со следующим изменением.

7.2.6    Замена пункта

Для защитных устройств информация должна содержать сведения в соответствии с таблицей 7.2.

3

Страница 8

ГОСТ Р МЭК 7М-2-2-М

Таблица 7.2 Замша

МкОДжйци*

Pijxc.i или пункт настоящего С1Я»Я«р1в

Me год оодичм МИфОрМИЦИЦ

J Наименование изготовителя или товарный эиак*>

С

2 Описание типичного представите

с

ля (код типа)

3 Цель регулирования :Ю Контрольный индекс трехинго-стойкости материалов, исполня

4 3.5; 6.3

• д

емых для изоляции 31 Способ монтажа устройства ре

6.13

X

гулирования

11.6

д

43 Характеристики позврата в исходное положение для действия вы-

4

ключемия*»

64

д

49 Контроль условий загрязнения 51 Категории тепло ■ и огнестой

6S.3

д

кости

11)1 Месторасположение изготовите

21

X

ля"»»

102 Особенности автоматическою

с

действия1 №> Замена сноски 3:

64

X

*1 Изготовителем может быть указана болсс инзквя температура окружающей среды, чем дана в 11.4.102 Дополнительные сноски:

,01> Эта маркировка не требуется, если защитные устройства изготовляет

только одно предприятие, в одном месте

Только для защитных устройств, классифицированных как устройства с действием типа ЗВН или ЗС

8. ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

Защита от поражения электрическим током — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

9 ЗАЗЕМЛЕНИЕ

Заземление — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

10 ЗАЖИМЫ И СОЕДИНЕНИЯ

Зажимы и соединения — по ГОСТ Р МЭК 730-1 со следующим дополнением.

‘    4

Страница 9

ГОСТ Р МЭК 730-2-2—М

Ю.1 Дополнить примечанием:

Примечание — В настоящем стандарте внутренние провода считают неотъемлемой чЛтью устройства.

II ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

Требования к конструкции — по ГОСТ Р МЭК 730-1 со следующим дополнением.

11.3.4    Дополнить примечанием:

Примечание — Использование заливочных хасс, блокирующих гаек н г п считают приемлемым для *тих целей способом.

11.4    Действия

11.4.101    Действие типа ЗВН должно быть выполнено так, чтобы была обеспечена требуемая электрическая прочность для мнк-роотключепия.

Соответствие проверяют испытанием по разделу 13 и по соответствующим требованиям раздела 20.

11.4.102    Действие типа ЗВН

Действие тина ЗВН должно быть предусмотрено таким образом, чтобы не создавались препятствия размыканию контактов н чтобы автоматическое возвращение контактов в замкнутое положение могло осуществляться, если средство возврата удерживается в положении, соответствующем возврату в исходное положение. Когда средство возврата находится в своем нормальном свободном положении, регулирующее устройство не должно автоматически возвращаться в исходное положение при температуре окружающей среды выше минус 5СС.

Соответствие проверяют осмотром и.' при необходимости, испытаниями без приложения силы к органу управления.

11.4.103    Действие типа ЗС должно быть осуществлено путем прерывания цепи посредством микровыключения.

Соответствие проверяют по требованиям раздела 20.

12 влагостойкость

Влагостойкость — по ГОСТ Р .МЭК 730—1.

13 ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ

Электрическая прочность и сопротивление изоляции — по ГОСТ Р МЭК 730-1 со следующим дополнением.

Необходимость испытаний защитных устройств по разделу 13 может «висеть от н.х способ* установки в оборудовании. Если ре-

Ь

Страница 10

ГОСТ Р МЭК 730-2-2

зультаты испытаний этих устройств по разделу !3 вне оборудования окажутся недостоверными, то их следует испытывать после установки в оборудовании.

16 КЛИМАТИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Климатические воздействия — по ГОСТ Р МЭК 730-1, кроме 16.3; 16 4.

18 МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ

Механическая прочность — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

19 РЕЗЬБОВЫЕ ЧАСТИ И СОЕДИНЕНИЯ

>

Резьбовые части и соединения — по ГОСТ Р МЭК 730—I-

20 ПУТИ УТЕЧКИ ТОКА. ВОЗДУШНЫЕ ЗАЗОРЫ И РАССТОЯНИЯ ПО ИЗОЛЯЦИИ

Пути утечки тока, воздушные зазоры и расстояния по изоляции — по ГО£т Р МЭК 730—1 со следующим изменением.

20.3 Замена пункта

Таблица 20-3,1)01 — Пути утечки тока (П) и воздушны? зазоры (В) для защитного устройств*, смопгироваиного внутри кожуха условного двигателя

PHiMtpw, MU

<©о>ьи£т»>ющые рабочему *тпраж*и>1к>. В

.4

О-IM

100-000

жи-ьоо

Рассгоя*и* по иммяцмя

11

в

п

в

п

в

Диаметр двигателя 180 мм и мскес Функциональная изолиния

2.4

2.4

2,4

2.4

6.4

6.4

Основная изоляция

2,4

2,4

2,4

2.4

6.4

6.4

Диаметр двигателя более 180 мм Функциональная изоляция

64

Э3

6.4

3.2

9.5

9.5

Основная изоляция

6,4

эа

6.4

3.2

9.5

9,3

Примечания

1 Эти значения не лрнмсняюг к герметичным холодильным мотор-компрес-сорам    .    .    .    4. \.

Страница 11

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

2    Указанные расстояния также применяют между токоведущими частями

и корпусом

3    Лиэчстр двигателя *.змсряют в плоскости обмоток; принимают во внимание окружность, ограничивающую корпус статора <без выступов. ре<кр. коровок и т. п. используемых для монтажа двигатели, его охлаждения, сборки или подключения)

4    Пути утечкн тока и воздушные зазоры межлу зажимами проводки и между зажимами и другими неизолированными металлическими частями одинаковой или противоположной полярности внутри корпуса двигателя должны быть: от 0 до 250 В— 6.4 мм; от 251 до 600 В — 9.5 мм

5    Изолированная прокладка или перегородка из вулканизированного волокна или аналогичною материала, примененная в месте, размер которого меньше минимально приемлемого, не- должна быть тоньше 0.8 мм и должка быть так расположена или изготовлена из такого материала, чтобы на нес не оказывала неблагоприятного воздействия дуга. Перегородка или прокладка из вулканизированного волокна толщиной не менее 0.4 мм может быть использована, если воздушный зазор ие менее 50 % минимально применяемого зазора. Изоляционные материалы толщиной менег указанной могут быть использова-им, «ли исследованиями доказана их применяемость для конкретного случая

20.101 Пути утечки тока н воздушные зазоры не определяют ни между однополярными токовеяушими частями защитного устройства (включая последовательно соединенные нагреватели, если их используют), которые могут быть размешены на противоположных сторонах контактных точек, ни между контактными промежутками.

Примечание — Это положение не применяют к воздушным зазорам и путям угечки от токоведущих частей к земле или к доступным частям.

21 теплостойкость, огнестойкость и стойкость к

ОБРАЗОВАНИЮ ТОКОВЕДУЩИХ МОСТИКОВ

Теплостойкость, огнестойкость н стойкость к образованию то-коведущих мостиков — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

22 СТОЙКОСТЬ К КОРРОЗИИ

Стойкость к коррозии — по ГОСТ Р МЭК 730—I.

23 ПОДАВЛЕНИЕ РАДИОПОМЕХ

Подавление радиопомех — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

24 КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ

Комплектующие изделия — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

7

Страница 12

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)

Стойкость маркировки к истиранию — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательно*)

Измерение путей утечки тока и воздушных зазоров — по ГОСТ Р МЭК 730

ПРИЛОЖЕНИЕ F (справочное)

Категории тепло- и огнестойкости — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное)

Испытание на тепло- и огнестойкость — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ J (обязательное)

Требования к управляющим устройствам с терморезисторами — по ГОСТ Р МЭК 730-1.

§


Страница 13

ГОСТ Р МЭК 730-2-2

ПРИЛОЖЕНИЕ А А (справочное)

Настоящее приложение включает в себя требования, взятые из ГОСТ 27888, касающиеся испытаний защитных устройств в комбинации с двигателем, с которым они используются.

Настоящее приложение является дополнением к требованиям настоящего стандарта.

AAI Область распространение

Настоящее приложение применяют при испытаниях зашитых устройств, которые могут быть проведены только й комбинации с двигателем, для которого они предназначены.

Примечание — Настоящее приложение не применяют к самому двигателю.

АЛ4 Общие замечания по испытаниям

АА4 2 Требуемые образцы

АА4.2.10! Для защитных устройств с допускаемым отклонением на калибровки не бо.\ее *.50С о ля температуры размыкания и не более ± 15 °С для температуры замыкания защитных устройств с самовозвратом испытания по настоящему приложению проводят на одном эталонном образце, являющемся комбинацией защитного устройства и двигателя. Защитны* устройства, у которых тем- " пературы размыкания и ж мыкания нахс/дятся в допустимых пределах, считают эталонными образцами.

АА4.2.102 Для защитных устройств с допускаемым отклонением на калибровку более ±5°С для температуры размыкания или более ±/5°С для температуры замыкания защитных устройств С самовоивратом испытания по наг то я-щему приложению проводят с целью проверите, имеет ли защитное устройство с более широким диана.юяом отклонений приемлемый срок службы при заклинивании ротора.

Это испытание проводят на одном образце защитного устройства, калиброванного на. максимальную допустимую температуру размыкания, а для защитных устройств с самовозвратом — на дополнительном образце, калиброванном на минимальную допустимую температуру размыкания

Для зтих испытаний температуры нахврата в исходное состояние испытательных образцов могут быть любыми внутри допустимого диапазона отклонений

АА4.3 2.6 Замена пункта

Если двигатель с защитным устройством имеет приспособление для изменения диапазона или настройки рабочих условий, например переключатель напряжений или скоростей, необходимо провести испытания на двигателе, настроенном на каждых2 из возможных режимов, с целью определить, что защитное устройство будет выполнять слои функции независимо от настройки двигателя или его подсоединения.

АЛ6 Классификация

Дополнительные пункты:

АА6101 В соответствии с допуском температуры размыкания защитного устройства

AA6.I02 В соответствии с ограничением по току, напряжению, размеру пре-дохраннгеля н специальными требованиями к предохранителю, при необходимости, при коротком замыкании

9

Страница 14

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-М

Примечания

1    Для уточнения деталей нспьманий при наличии требований для режима короткого замыкания — см. AAl7.2i.5.

2    Не всякое оборудование способно выдержать или прервать tox короткого замыкания б<з Возникновения опасности подгорания

Очевидно, что короткое замыкание в незащищенном двигателе само По себе не обязательно Приведет к возгоранию, так как цепь разорвется путем размыкания сетевого сверхтокового устройства. Но если в иенн тока замыкания имеется защитное устройство, огонь может возникнуть з результате дуги, когда это защитное устройство попытается устранить замыкание. Такое искрение может произойти прежде, чем для сетевого сверхтокового устройства возникнут условия для размыкания Испытания по AAI7 2I.5 и служат для того, чтобы оценить работу защитного устройства в этих условиях

АА7 Информация

ЛА? 2 i Когда защитное устройство испытывают в сочетании с защищенным двигателем, информацию получают осмотром и измерениями испытуемого уз, >0 с учетом требований таблицы А А 7 2

Таблица ЛД7 2

Информации

Pfuaa.t настоящим) Оэиарта

М«тоа под*чн информации

7 Тип нагрузки, контролируемой

14. 17.62

д

каждой иепью

[03 Температура размыкания (для

АЛ4.2.1

д

защитных устройств е самовоэ*

AA6.10I

вратом) н допуск

А А 6.102

104 Предельная способность выдер

д

живать короткое замыкание

АЛ 17.211.5

АА15 Допуски на изготовление и дрейф характеристик защитных устройств опре<)еллют, испытывая устройство в комбинации с двигателем по разделу AAI7.

АЛ17 Износостойкость

AAI7.17 Испытание иа износостойкость комбинации двигателя и защитного устройства

Защитное устройство с действием, типа 3 в защищенном двигателе должно работать так, чтобы любой дрейф характеристик не нарушил пределы температуры обмотки двигателя, установленные в А А 17.21.1 и АА 17.21 2.

ЛЛ17.1Я Электрические условия испытаний

Для защитных устройств испытания по АА 17.21 проводят при напряжении, рапном 10S % номинального напряжения двигателя.

AAJ7.J9 Температурные условия испытаний

Вели иное не ука:мно, испытания можно проводить при температире окружающей среды от 10 до 40 °С.

ЛА 17.20 Механические условия испытаний

|£>?    испытапиЛ    на    перегрузку    и    с    заблокированным    ротором    по

AAI7.2I I и АА 17.21.2 двигатель, не имеющий постоянно прикрепленного жесткого основания и инструкции по монтажу, маркированной на двигателе, или таких конструктивных особенностей, как отверстие для масла, указывающее по-

10

Страница 15

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-04

.южеяир для монтажа, монтируют вместе с защитным устройством в максимально допустимом нижнем положении.

Двигатель, имеющий одну из otoGewtoclti. указанных выше. может быть испытан с защитным устройством в максимально допустимом нижнем положении, если >то согласуется с условиями его монтажа.

AA17 2I Защитное устройство должно предохранить изоляцию обколок двигателя от перегреве при перегрузке и нарушениях пуска (блокировании рото-

Соответствие проверяют испытаниями по ЛА17.21.1—ЛЛ17 21.5, которые проводят следующим образом.

Защитное устройство с автоматическим действием типа 3 испытывают установленным в двигателе, для которого оно п/#дназиичено.

В процессе испытания части двигателя, не являющиеся неотъемлемыми vat-7ями. такие как лопасти, соединители, подставки и т. п.. необходимо удалить.

Двигатель вместе с его неотъемлемыми частями, такими как монтажные кронштейны, приводные узлы или основание, при их наличии, устанавливают на деревянном или другом относительно малотеплопроводном, материале'.

Двигатель, предназначенный для размещения в воздушном потоке и непосредственно подсоединяемый к лопастному вентилятору, следует испытывать на защиту от перегрузки со свободно вращающимся валом без нагрузки в необду-паемых условиях.

Если защитное устройство срабатывает и выполняет цикл в процессе испытаний. то используют значения температуры по таб.шце АЛ 17.21.1.

Если защитное устройство не срабатывает в процессе испытания, максимальные температуры, фиксируемые при длительной работе, не должны превышать 150 °С для изоляции класса А. 165 °С для изоляции класса Е и 175 “С для : изоляции класса В. г. е средних арифметических значений по таблице AAI7 21 2.

Таблица AA17.2I.1 — Максимально допустимые температуры при эксплуатационных нагрузках

К.11СС нюляпми

М*ксима*ъигя течпературв толяции обмотки дкигателя. *С

А

140

Е

!55

в

166

Многофазный двигатель должен работать только в многофазном режиме.

Предельные температуры, указанные для обмоток двигателей в А А 1731.1 и А А17 21 2, измеряют термопарами или методом сопротивлении

Термопары необходимо прикладывать к основному проводящему материалу обмоток двигателей, отделив их от зтого материала не более чем на толщину изоляции на проводе.

Примечание — Измерение температуры провозят термопарой с использованием железной и Константиновой проволок сеченном 0.05 мм* и прибора типа потенциометр.

ЛА17.21.1 Зашита от перегрузки при длительной работе

Защитное устройство должно ограничивать температуру обмоток двигателя от превышения сверх значений, указанных в таблице AA1/21.I, когда защитное

Страница 16

I ОСТ P МЭК 730-2-2-М

устройств работает при максимальной установившейся нагрузке, которая не приводит к его срабатыванию.

Зашитиог устройство дилжно •обеспечивать работу двигателя с номинальной выходной мощностью и при всех номинальных условиях питайся- без срабатывания.

Примечание — При отсутствии маркировки номинального режима двигатель считают предназначенным для непрерывной работы.

Соответчик требованиям проверяют испытаниями по AAI7JIJ.

AA17.2M.I Двигатели, предназначенные согласно номинальным данным для кратковременного или периодического режима работы, включают на непрерывную работу с номина.1ьной нагрузкой при напряжении, указанном в А А17 !8. Защитное устройство срабатывает, когда время работы двигателя превышает номинальное значение. Если защитное устройство срабатывает раньше, двигатель необходимо включить в работу при уменьшенной нагрузке на такое же время, как он проработал непрерывно, и при зтом создать максимальную возможную нагружу. При необходимости нагружу на двигатель можно уменьшить до нуля. но если по не приведет к достижению заданного условия, следует понизить напряжение.

Если защитное устройство не срабатывает, испытания должны быть продолжены при увеличенной нагрузке, чтобы определить самую высокую нагрузку, которую может выдержать двигатель при непрерывной работе без срабатывания .■защитного устройства.

Когда двигатель работает непрерывно и выдерживает максимальную возможную нагрузки без срабатывания защитного устройства, температура изоляции обмотки не должна превышать соответствующих значений, указанных в таблице АА 17.21.1.

АА17 21 1.2 Защитные устройства, используемые с трехфазным двигателем, подвергают испытанию на перегрузку в условиях как трехфазного, так и однофазного питания.

Испытан:/)’ о условиях однофазного питания проводят, сначала включив сfeu-гateль на номинальный ток при гшпряжении по АЛ 17.18. После того как температура двигателя достигнет при зтой нагрузке нормального рабочего значения, один питающий провод отключают,

Ротор двигателя может при зтом немедленно заблокироваться, или двигатель может продолжать функционировать в течение короткого периода времени, прежде чем сработает защитное устройство.

Функционирование считают удовлетворяющим требованиям настоящего стандарта, если значение максимальной температуры, измеренное после срабатывания защитного устройства, не превышает соответствующих значений по таблице АА 17 212 для условий с блокированным ротором.

Для защитных устройств без самовозврата предельные значения соответствуют тем. которые указаны. Для защитных устройств с самовоувратом указанные предельные значения применяют после одного чаш испытания.

Вели двигатель продолжает вращаться после отсоединения провода, испытание должно быть продолжено при повышении значения нагрузки до самого вы-кого значения, которое,-однако, не приводит к срабатыванию защитного устройства При 1том режиме значение максимальной температуры не должно превышать соответствующего значения, указанного в таблице AA17.2I.I для функционирования с перегрузкой.

ДА 17.21,2 Зашита двигателя при заблокированном роторе

Защитное устройств» должно ограничивать температуру обмотки двигателя от превышения ее значений сверх указанных в таблше АА 17.212 при заблокированном роторе.    '

• 12

Страница 17

ГОСТ Р МЭК 780-2-2—М

• Двигатель испытывают с заблокированным ротором при напряжении по AAI7.18.

Таблица ЛА17J21-.2 — Максимальные допустимые температуры для условий работы двигателя с «блокированным ритором

Тип

ящнгмого

устройства

Л*игател*

>’С.1С«»и*

Т«мг«р»т>и «•*о.’вц"и. *с. для класс»

Л

Е

в

С само-

В тсченне первого часа

B0i*pat0M

— максимальное .значение

200

2!1б

255

После второго часа

— максимальное значение

175

190

201)

— среднее арифметическое

значение.

150

165

175

Без само-

Максимальное значение

200

21.5

225

возврата

Температуру регистрирует через определенные интервалы в течение первых 3 су? работы двигателей, оснащенных защитным устройством с самое ом ра том. и а течение первых 10 циклов работы двигателей с защитным устройством без самовозврата.

Во время испытания защитное устройство вручную возвращают в исходное состояние как можю быстрее, после того кал оно разомкнет цепь.

Для защитных устройств, испо,и>зуемых на трехфазных двигателях, дополнительно к нормальному трехфазному соединению проводят испытание в условиях однофазного питания. Испытание в условиях однофазного питания проводят по методике настоящего пункта, но при этом отсоединяют один питающий провод. Для защитных устройств без 1амовозврата значение максимальной температуры после срабатывания не должно превышать соответствующих значений, ука-юкных а таблице AAt7.2I.2- Для защитных устройств с самовозара-том продолжительность испытания составляет 2 ч, а значение температуры не должно превышать соответствующих значений по таблице А А 17.21.2.

У дингателей с защитным устройством е самовоавратом средняя температура должна находиться в установленных пределах как в течение 2-го, так и 72-го часа испытаний.

Примечания

1    Более короткий период может быть установлен в стандартах на конкретные изделия, если эти изделия оснашены средствами для самостоятельного автоматического отключения от цепи питания, такими кок таймер, который ограничивает продолжительность работы.

2    Средняя температура обмотки представляет собой среднее арифметическое значение максимальной температуры и температуры обмотки при во1врате а исходное состояние.

АА17.21 -3 Испытание на электрическую прочность

Сразу по завершении испытаний по Ал 17.212 двигатель с защитным устройством должен выдержать испытание на электрическую прочность изоляции по рачдел/ IS.

13

Страница 18

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

Примечание — Перед испытанием на электрическую прочность влажную обработку по 12.2 не проводят.

АЛ17 21 4 Износостойкость при заблокированном роторе

Двигатели с защитным устройством с самовозвратом должны быть подвергнуты дополнительным испытаниям в течение 15 сут функционирования с заблокированным ротором о условиях, указанных в АА 17.21.2.

Двигатели с защитным устройством без самовозврата должны быть подвергнуты дополнительно 50 циклам работы с заблокированным ротором в условиях, указанных в АА 1721.2.

В процессе этого испытания корпус двигателя должен быть заземлен через 30-амперный плавкий предохранитель мгновенного действия с номинальным напряжением. соответствующим номинальному напряжению двигателя.

Это испытание не проводят на трехфазном двигателе, работающем в условиях однофазного питания,

Для двигателей номинальной мощностью свыше 0А кВт. оснащенных защитным устройством с самовозвратом, испытании проводят следующим образом

Если комбинация защитного устройства с самовозвратом и двигателя номинальной мощностью свыше 0.8 кВт спроектирована так, что в течение 18 сут (72 ч-t-/5 сут) не произойдет полных 2000 циклов срабатывания защитного устройства, то проводят дополнительные испытания. Эти дополнительные испытания могут быть проведены путем продления испытания оборудования или следующим образом.

Если предварительно установлено, что температура изоляции двигателя при заблокированном роторе равна номинальной температуре или превышает ее, защитное устройство может быть отдельно исследовано на износостойкость с заблокированным ротором (не менее 2000 циклов) с использованием искусственной нагрузки при условии, что скорость цикла (время включения — выключения) будет такой же. как и при использовании двигателя. Однако с согласия изготовителя защитного устройства и изготовителя оборудования скорость может быть увеличена, а ток должен быть равным току или больше тока при заблокированном роторе при коэффициенте мощности о,т 0.4 до 0.5.

Г терии повреждения двигателя.

конца испытания образец защитного устройства без самчвозврата должен выполнить 60 выключений, а образец защитного устройства с самовозвра-том должен быть подвергнут циклической работе в течение 18 сут. Не должно быть никаких повреждений двигателя, которые бы привили к опасности, такой как чрезмерное повреждение изоляции. Признаки чрезмерного повреждения изоляции следующие:

—    очевидное расплавление предохранителя в испытательной цепи повредило заземление корпуса двигателя:

—    изоляция расслаивается, стам хрупкой или обуглилась:

—    сильное или продолжительное выделение дыма или горение;

—    электрическое или механическое повреждение любого соединенного с двигателем комплектующего изделия, например конденсатора или пускового реле, если такое повреждение может привести к опасности

Примечания

1    Легкое обесцвечивание толяции не считают серьезных повреждением, но

появление хрупкости или обугливание в таком размере, что изоляция расслаивается или материал крошится, если обмотку потереть пальцем, считают значительным повреждением.    .    .    •

2    Сокращение продолжительности испытании о стандарте иа коикрггное изделие допускается предусмотреть, если изделие оснащено средствами свмосгоя*-

Страница 19

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-М

тельного автоматического отключения от цени питания, такими как таймер, который ограничивает продолжительность работы.

3 Для двигателей, испытываемых как часть изделия. для которого они предназначены, продолжительность испытания может быть сокращена, если з условиях нормального использовании цикл работы двигателя ограничивается таймером.

Испытание заканчиваю? пск.ле достижения максимального времени, (/стонов* лемного для таймера.

Примечание — Постоянное нахождение защитного устройства с само-возвратом в разомкнутом состоянии само по себе не считают отклонением, если:

I > ок специально настроек таким образом; •

2) испытание rpt-x образцов показывает, что защитное устройство постоянно и надежно находится в таком состоянии без заземления корпуса двигателя, повреждения двигателя или любого очевидного риска возгорание.

АЛ17.21.5. Способность защитных устройств выдерживать ограниченное короткое замыкание

Защитное устройство, установленное в двигателе, не должно возгораться, когда через устройство пропускают ток. соответствуют»й току в цепи короткого замыкания двигателя согласно значениям, установленным в таблице АА 17.21.5.

В трехфазном двигателе защитное устройство, соединенное с общей точкой подключения типа «звезда*, не испытывают на ограниченное короткое замыкание. поскольку ток в защитном устройстве ограничивается внутренним сопротивлением двигателя

Таблица ЛЛ17.21.5— Показатели, характеризующие способность защитного

устройства выдерживать ограниченное короткое замыкание

Наыяиолътл вмхалмгя иоедооъ маделня. р. хВт

Номинально* напряжение jiaifiritoro устровсгя». В

Ток*. А

Ж0.4

0.4<Р<0,8

0,8</><2,2

2.2</><5,6

5,б</>

Р<0,8

0.8<Р

* Симметричный сннусо подключенного защитного у

<250

<250

<250

<250

<250

>250

>250

идадьный ток. который бу

стройетаа при козффиаисн

200

1000

2000

3500

50(Ю

1000

500У

ает протекать в цепи без

те мощности от 0,9 до 1

Соответствие проверяют следующими испытаниями

АА 17.21.5.1 Для двигателя, используемого в цепи с предохранителем, имеющим характеристики * время — ток», установленные в таблице ЛА7.2. требование 104

Предполагают, что двигатель, используемый в цепи, до.гжен быть защищен указанным предохранителем. Грм образце зацганмх устройств подвергают воздействию тока после включения двигателя в цепь с характеристиками ограниченного короткого замыкания по таблице АЛ 17.21.5.

Страница 20

ГОСТ Р МЭК 730-2-2-94

Разрешающую способность цепи определяют без подключения защитного устройства, и коэффициент ее мощнос ти должен быт» от 0S до I.'

Устройство тепловой защиты может быть смонтировано на двигателе, вместе с которым его применяют, или может быть испытано отдельно при условии, что испытательная установки имеет лквнва.хентный или более слабый кожух, чем двигатель.

Кожух защитного устройства, который может быть и кожухом двигателя, должен быть обернут абсорбирующей хирургической ватой

Защитное устройство должно быть последовательно соединено с предох/м-нителем. имеющим номинальные характеристики не ниже, чем четырехкратные значения номинального тока изделия при полной нагрузке, но в любом случае не менее 20 А для защитного устройства номинальным напряжением менее ISO В и не менее I$ А для защитного устройства номинальным напряжением от ISO до 660 В

Одно из испытаний трех образцов защитного устройства без самовозврата должно быть проведено при короткоммкнутом защитном устройстве.

В случае применения защитного устройства без самовояврата приемлемым при испытании считают, если вата не загорается, а испытание продолжается до тех пор. пока защитное устройство постоянно размыкает цепь или пока не сгорит предохранитель Оплавление контакта или распад защитного устройства допускается.

Не должно бытл возгорания ваты, обернутой вокруг двигателя, в котором установлено защитное устройство, и создающей кожух защитному устройству или доступным частям механизма включения защитного устройства без само-возврата.

Примечание — По соглашению с изготовителе* допускается проведение испытаний при более высоком напряжении к с применением плавкого предохранителя большего размера, чец указано выше. Результаты таких испытаний та*-же распространяются на более низкие значения напряжения к тока.

АА17.21.5.2 Для двигателей, используемых в групповых установках

Защитные устройства могут быть использованы в двигателях, которые применяют в установках с несколькими двигателями и комбинированным нагрузочным оборудованием в цепях с предохранителями больших размеров, чем указано в АА/7\2lS.l.

Если изготовитель указывает, что оборудование предназначено для встраивания а установку с групповым предохранителем, должны быть проведены следующие дополнительные, испытания

Защитное устройство должно быть соединено последовательно с указанным предохранителем, имеющим более высокие номинальные характеристики, чем те, которые использованы при испытаниях по AAI7.2IJ5.I.

Испытания следует проводить по АА 17.21.5.1, за исключением того, что наружный кожух защитного устройства вместо хирургической ваты оборачивают слоем отбеленного хлопчатобумажного марлевого материала. Марля должна иметь племцадл ка единицу массы от 26 до 2# м*!кг и насчитывать 13 или 11 нитей на 1 см* (.можно использовать ближайшую по характеристикам серийно выпускаемую ткань).

Для установок с групповыми предохранителями характеристики испытатель-ной цепи плохо подходят. Частично компенсировать это можно, использовав в качестве индикатора наружного пламени марлю вместо абсорбирующей ваты.

В качестве предварительного условия для групповых предохранителей считают то, что защитное устройство первоначально было одобрено для применения при нормальных условиях предохранения (с использованием абсорбирующей ваты).

16

Страница 21

ГОСТ Р МЭК 739-2-2—М

Примечания

1    Установки с групповыми предохранителями обычно имеют э своем составе несколько двигателей и комбинацию нагрузочного оборудовании, создающих кожух, который может выдержать воздействие открытым пламенен н расплавленный материалом, тогда как при проведении указанного испытании двшате.чь используют как единственный кож^х.

2    Средства группового предохранения обычно объединены с относительно небольшими двигателями, такими как используемые с *емтилятораии и воздуходувкам». Эти двигатели имеют внутреннюю обмотку вз проводов небольшого сечения, которые могут снижать значения тока короткого замыкания по сравнению с экстремальными значениями при максимальной мощности, потребляемой при испытании. Таким образом, испытания установки с групповым предохранением проэодят при более высокой мощности и с предохранителем, имеющим бол«* высокий номинальный параметр, чем не пользуется ари экстремальных условиях, которые воспроизводятся для целей испытаний. Когда такие экстремальные условия сочетаются с использованием марли как индикатора пламени, это становится приемлемым компромиссом по отношению к проведению нескольких испытаний во всем диапазоне мощности цепи.

Страница 22

ГОСТ Р МЭК 730-2-2

ПРИЛОЖЕНИЕ ВВ (обязательно«)

Общие замечании, касающиеся защитных устройств, позволяющие использовать сокращенную процедуру испытания

ВВ1 Область распространения

В настоящем приложении .рассмотрены параметры, позволяющие сократить объем испытаний группы двигателей аналогичной конструкции с защитными устройствами, имеющими одинаковые характеристики Процедура, обеспечивающая выбор и применение защитных устройств с соответствующими характеристиками. должна быть разработана и согласована между изготовителем и испытательным органом.

В82 Общие положения '

Защитные устройства являются физически и технически неотъемлемой частью двигателей, для зашиты которых они предназначены, составляя вместе с Двигателями термодинамическую систему. Функции двигателя как нагревателя со своей термической характеристикой воздействуют на скорость нагревания и охлаждения защитною устройства Надежность и рабочие характеристики защитного устройства определяют по результатам испытаний защитного устройства, установленного в двигателе.

Требования настоящего стандарта распространяются,на защитные устройства. используемые как а отдельных, так и з групповых двигателях.

' Сначала необходимо определить, какое защитное устройство применено: с самонозврвтом или без самово.1 врата. Обычно защитное устройство с самовоз-аратом применяют в тех случаях, когда неожиданное повторное включение двигателя не может привести к опасности для потребителя или «то травме.

Примерами двигателей, которые обычно требуют. использования защитных устройств без самоэозврага, являются двигатели горелок для жидкого топлива, измельчителей пищевых отходов, конвейерных лент и т. п.

Примерами двигателей, которые обычно требуют использования защитных устройств с самовозлратом, являются устройства охлаждения, автоматические стиральные машины, электросушилки для белья, вентиляторы, насосы и т. п.

Там. где необходимо применить защитное устройство с самовозвратом при оценке рабочих характеристик, но существует потенциальная опасность для потребителя при неожиданном запуске двигателя, следует использовать дополнительные механические средства защиты, такие как ограждение или кожух вокруг лопастей вентилятора, или дверной блокирующий выключатель в электросушилке для белья. Желательно также на двигателе прикрепить ярлык с указанием о том, 'по п данном случае использовано защитное устройство с автоматическим повторным включением

ВВЗ Параметры    „    .

При разработке процедуры изготовления двигателей с защитным устройством может появиться необходимость учесть следующие характеристики:

1) номинальные характеристики проектируемого двигателя;

2> класс изоляции, примененной в двигателе:

3)    способ установки и размещения защитного устройства в двигателе;

4)    ограничения температуры обмотки двигателя при жеплуатацвонной нагрузке;

5)    ограничения температуры обмотки двигателя при блокировании ротора;

6)    электрическую прочность;

7)    путн утечки тока и воздушные зазоры;

18 •

Страница 23

ГОСТ Р МЭК 730-2-2

8)    износостойкость;

9)    способность выдерживать короткие замыкании;

10)    выбор нормальной рабочей температуры защитного устройства и ее отклонений;

11)    конструкцию и материалы, используемые в защитном устройстве.

12)    маркировку, необходимую для защитного устройства и двигателя

Перед тем как кспольэовать сокращенную процедуру испытаний, ее необходимо вмести в процедуру, предусмотренную изготовителем двигателя, которая определяет применение рабочей серии лащнтного устройства на соответствующей серии двигателя.

19

Страница 24

ГбСТ Р М*К 790-1-2-W

УДК 621.3.002.5-2:006.354    Е75

Ключевые слова: устройства управляющие электрические для бытовых приборов; требования безопасности; методы испытаний

ОКП 42 1800

Редактор А. В. Афанасенко Технический редактор Л. А. Кузнецова Корректор В. И. Кануркина

Слано » я*в- 25.03.94. Пода, а п«ч. >3.05.94. Уел. о**, я. 1.40. Уел. кр.-отт. 1.40. Уч.-и»д. л. 1.40. Тира* 333 ю. С 1»?

Ордена «Знак Понта* Ииятельство стандартов. 10Т®?в. Москва. КолодезиыЯ пер. 14. Калужская тмаогрвфня стаадаргм, ул. Моско»<кая. 3**. 717

20 '