ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
|
СТАНДАРТ |
9000- |
\ 7) |
РОССИЙСКОЙ |
2015 |
|
ФЕДЕРАЦИИ |
|
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основные положения и словарь ISO 9000:2015
Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (IDT)
Издание официальное
Москва Стандартинфо рм 2015
ГОСТ РИС О 9000 - 3015
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4. Перевод выполнен рабочей группой в составе представителей ОАО «ВНИИС», ООО «Интерсер-тифика - ТЮФ», ЗАО «Центр Приоритет», Ассоциации по сертификации «Русский регистр», ООО «ТЮФ Интернациональ» «РУС», ООО «Би-Эс-Ай Эм-Эс-Си-Ай-Эс», «АЕ Conformity Pty Ltd», Международной ассоциации по сертификации персонала
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК076 «Системы менеджмента»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2015 «Quality management systems - Fundamentals and vocabulary», IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0 - 2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wvws.gost.m)
© Стандартинформ, 2015
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТРИСО9000 -2015
Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон. Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют значительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются Организации определяют какие результаты необходимо получить для этих соответствующих заинтересованных сторон, чтобы снизить такой риск.
Организации привлекают, удерживают и сохраняют поддержку соответствующих заинтересованных сторон, от которых зависит их успех.
2.2.5 Поддержка
2.2.5.1 Общие положения
Поддержка высшего руководства системы менеджмента качества и взаимодействие работников позволяет:
- обеспечивать достаточное количество человеческих и других ресурсов,
- проводить мониторинг процессов и результатов,
- определять и оценивать риски и возможности;
- предпринимать соответствующие действия.
Приобретение ответственности, развертывание, поддержание, увеличение и распределение ресурсов помогает организации в достижении ее целей.
2.2.5.2 Человеческие ресурсы
Работники - важнейший ресурс организации Результаты деятельности организации зависят от того, как люди ведут себя в рамках системы, в которой они работают.
5
Содержание
ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015
1 Область применения ............................................................................................
2 Основные понятия и принципы менеджмента качества ..................................
2.1 Общие положения .........................................................................................
2.2 Основные понятия .........................................................................................
2.2.1 Качество ................................................................................................
2.2.2 Система менеджмента качеств а ..........................................................
2.2.3 Сред а организ ации ...............................................................................
2.2.4 Заинтересованные стороны ............................................................
2.2.5 Поддержка .............................................................................................
2.3 Принципы менеджмента качества ...............................................................
2.3.1 Ориентация на потребителей ..............................................................
2.3.2 Лидерство ..............................................................................................
2.3.3 Взаимодействие работников ...............................................................
2.3.4 Процессный подход .............................................................................
2.3.5 Улучшение ............................................................................................
2.3.6 Принятие решений, основанное на свидетельствах .........................
2.3.7 Менеджмент взаимоотношений .........................................................
2.4 Разработка системы менеджмента качества с использованием основных
понятий и принципов ....................................................................................
2.4.1 Модель системы менеджмента качества ...........................................
2.4.2 Разработка системы менеджмента качества ......................................
2.4.3 Стандарты на системы менеджмента качества, другие системы
менеджмента и модели совершенства ..............................................
3 Термины и определения ................................................................................
3.1 Термины, относящиеся к лицам или людям ..........................................
3.2 Термины, относящиеся к организации .......................................................
3.3 Термины, относящиеся к деятельности ......................................................
III
ГОСТ РИС О 9000 - 2015
3.4 Термины, относящиеся к процессу ..................................................
3.5 Термины, относящиеся к системе ....................................................
3.6 Термины, относящиеся к требованиям ............................................
3.7 Термины, относящиеся к результатам .............................................
3.8 Термины, относящиеся к данным, инф ормации и документам
3.9 Термины, относящиеся к потребителям ..........................................
3.10 Термины, относящиеся к характеристикам ...................................
3.11 Термины, относящиеся к определению .........................................
3.12 Термины, относящиеся к действиям ..............................................
3.13 Термины, относящиеся к аудиту ....................................................
Приложение А (справочное) Связи между понятиями и их графическое
представление ...................................................................
Алф авитный указатель терминов на русском языке ................................
Алфавитный указатель терминов на английском языке ..........................
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных
международных стандартов национальным стандартам
Российской Федерации .....................................................
Библиография ................................................................................................
IV
ГОСТ РИСО 9000-2015
Введение
Настоящий стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК), а также основу для других стандартов на системы менеджмента качества. Настоящий стандарт призван помочь в понимании основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для того, чтобы более результативно и эффективно внедрить систему менеджмента качества, а также получить ценность от других стандартов на системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей. Стандарт применим ко всем организациям, независимо от размера, сложности или бизнес-модели Цель настоящего стандарта направлена на повышение осведомленности организации об ее обязательствах и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, а также достижению удовлетворенности ее продукцией и услугами
В настоящем стандарте изложены семь принципов менеджмента качества, опирающихся на основные понятия, описанные в 2.2. В 2.3 для каждого принципа менеджмента качества приведены «Формулировка», описывающее принцип, «Обоснование», объясняющее почему организация должна придерживаться прин-
V
ГОСТ РИС О 9000 - 2015
ципа, «Основные преимущества», относящиеся к принципу, и «Возможные действия», которые организация может предпринять при применении принципа
В настоящем стандарте изложены термины и определения, которые применяются во всех стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, разработанные техническим комитетом ИСО/ТК 176, а также в других отраслевых стандартах на системы менеджмента качества на основе стандартов на СМК на момент публикации. Термины и определения расположены в концептуальном порядке, а также приведены в алфавитном указателе в конце настоящего стандарта. Приложение А включает комплекс диаграмм систем понятий, который их упорядочивает.
Примечание — Указание на некоторые дополнительные часто используемые слова в стандартах на системы менедлачента качества, разработанные ИСО/ГК 176 и имеющие значение, определенное в словаре, приводятся в глоссарии, доступном по адресу: http ://ww .1 so. oi gA so/terminol ogy_use d_in_iso_9 000 _f amily.p df.
VI
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества Основные положения н словарь
Quality management systems. Fundamentals and vocabulary
Дата введения - 2015-11-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия и принципы менеджмента качества, которые могут использоваться:
- организациями, стремящимися к устойчивому успеху посредством внедрения системы менеджмента качества,
- потребителями, которые хотят быть уверенными в способности организации постоянно поставлять продукцию и услуги, соответствующие их требованиям,
- организациями, которые хотят быть уверенными в своей цепочке поставок, и в том, что их требования к продукции и услугам будут выполнены поставщиками,
- организациями и заинтересованными сторонами, которые стремятся улучшать взаимодействие через общее понимание терминологии, используемой в менеджменте качества,
- организациями, проводящими оценку соответствия требованиям ИСО 9001,
Издание официальное
ГОСТ РИС О 9000 - 2015
- поставщиками, которые проводят обучение, оценку или консультирование в области менеджмента качества;
- разработчиками соответствующих стандартов.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения, применяемые во всех стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, разработанные техническим комитетом ИСО/ТК 176
2 Основные понятия и принципы менеджмента качества
2.1 Общие положения
Понятия и принципы менеджмента качества, описанные в настоящем стандарте, предоставляют возможность организации отвечать сегодня на вызовы окружающей среды, сильно отличающиеся от тех, что были в последние десятилетия. Среда, в которой сегодня работает организация, характеризуется ускоренными изменениями, глобализацией рынков и появлением знаний в качестве основного ресурса Влияние качества выходит за рамки удовлетворенности потребителя: оно может также иметь непосредственное влияние на репутацию организации.
Общество становится более образованным и требовательным, повышая влияние заинтересованных сторон. Настоящий стандарт позволяет воспринимать организацию в более широком смысле, предоставляя для этого основные понятия и принципы, которые должны быть использованы при разработке системы менеджмента качества (СМК).
ГОСТРИСО9000 -2015
Все понятия, принципы и их взаимосвязи должны рассматриваться в целом, а не в отрыве друг от друга. Ни одно понятие или принцип не является более важным, чем другое. В любое время важно достижение правильного баланса при их применении.
2.2 Основные понятия
2.2.1 Качество
Организация, ориентированная на качество, поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
2.2.2 Система менеджмента качества
Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые
3
для достижения желаемых результатов
ГОСТ РИС О 9000 - 2015
Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.
Система менеджмента качества предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
2.2.3 Среда организации
Понимание среды организации - это процесс. В рамках этого процесса определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутренние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются также такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия.
Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели
2.2.4 3 аинтер всованные стор оны
Понимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребителя Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны
4