Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

Устанавливает требования к статической, ударной и усталостной прочности инвалидных колясок, в том числе скутеров. Он также устанавливает требования для обнародования результатов испытаний.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Идентичен ISO 7176-8:2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования

     4.1 Требования прочности

     4.2 Требования к документации изготовителя

5 Оборудование для испытаний

6 Подготовка кресла-коляски для испытаний

     6.1 Установка и регулировка кресла-коляски

     6.2 Испытательные манекены

     6.3 Подготовка кресла-коляски

     6.4 Регистрация

     6.5 Техника безопасности во время испытания

7 Порядок проведения испытаний

8 Методы испытаний на статическую прочность

     8.1 Принцип

     8.2 Подготовка кресла-коляски

     8.3 Выбор нагружающей пластины

     8.4 Подлокотники: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз

     8.5 Опора стопы: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз

     8.6 Рычаги наклона

     8.7 Ручки кресла-коляски

     8.8 Подлокотники: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх

     8.9 Опоры стопы: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх

     8.10 Ручки кресла-коляски: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх

     8.11 Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам, приложенным по направлению вперед

     8.12 Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам, приложенным по направлению назад

     8.13. Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам, приложенным сверху вниз

     8.14. Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам, приложенным снизу вверх

9 Методы испытания на ударную прочность

     9.1 Принцип

     9.2 Подготовка кресла-коляски

     9.3 Спинка сиденья: сопротивляемость на ударное воздействие

     9.4 Обод ручного привода: сопротивляемость на ударное воздействие

     9.5 Самоориентирующиеся колеса: сопротивляемость на ударное воздействие

     9.6 Опоры стопы: сопротивляемость на ударное воздействие

     9.7 Ударные воздействия на противоопрокидывающие устройства

10 Испытания на усталостную прочность

     10.1 Принцип

     10.2 Подготовка испытуемого кресла-коляски для испытания на усталостную прочность

     10.3 Испытание на многовалковом стенде

     10.4 Испытание на прочность при падении

     10.5 Испытание на усталостную прочность ручных парковочных тормозов

11 Оценка результатов испытаний

     11.1 Оценка и регистрация индивидуальных испытаний

     11.2 Оценка в конце испытаний

12 Отчет об испытаниях

Приложение А (справочное) Принципы, применяемые для определения статических испытательных нагрузок

Приложение В (справочное) Конструктивные особенности

Приложение С (справочное) Определение угла отклонения испытательного маятника при испытаниях на ударную прочность самоориентирующихся колес и опоры стопы

Приложение D (справочное) Определение центра удара маятника

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

58 страниц

Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.10.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2173-ст
ИзданСтандартинформ2016 г.
РазработанФГУП СТАНДАРТИНФОРМ

Wheelchairs. Part 8. Requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р исо

7176-8—

2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 8

Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность

(ISO 7176-8:2014, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. № 2173-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-8:2014 «Кресла-коляски. Часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность» (ISO 7176-8:2014 «Wheelchairs — Part 8: Requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths, IDT»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8—96)

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

1 — стержень с резьбой; 2 — шайба Рисунок 4 — Альтернативный маятник для испытания спинки кресла


Футбольный мяч размером 5 по нормам футбольной ассоциации, наполненный свинцовой дробью диаметром 3,5 ± 1 мм с заполнением ячеек высокоплотным пенопластом с плотностью 75 ± 15 кг/м3 (ISO 845) и твердостью 325 Н ± 60 Н (ISO 2439).

5.6 Маятник для испытания обода ручного привода кресла-коляски на ударную прочность и маятник для испытания на ударную прочность самоориентирующегося колеса и опоры стопы, должен:

a)    иметь общую массу 10 ± 0,20 кг и

b)    отвечать требованиям, как показано на рисунке 5.

Стальной блок должен разворачиваться вокруг продольной оси, выполненной из стальной трубки.

Начальный размер и положение стального блока на трубке должны быть отрегулированы так, чтобы расстояние (cf^ от точки качания до положения центра удара было равно 1000 ± 1 мм при расчете по формуле (1)

MR’

где d1 — расстояние отточки качания до положения центра удара, м;

/    —    момент инерции маятника относительно его точки качания, кг/м2;

М — масса маятника, кг;

R — расстояние отточки качания до положения центра масс, м.

<*1=7О)

5

Примечания

1    Тот же маятник для испытания на ударную прочность, как на рисунке 5, может быть использован для испытания на ударную прочность обода ручного привода кресла-коляски, самоориентирующегося колеса и опоры стопы, хотя для того, чтобы приспособиться к малым самоориентирующимся колесам, могут потребоваться другие формы и ориентация.

2    См. приложение А по применению формулы (1).

1 — стальная трубка; 2 — стальной блок; 3 — центр удара на плоской грани (вид спереди);

4 — центр удара боковой грани (вид сбоку); 5 — регулировка исходного размера, чтобы дать ± 2 % от общей массы

Рисунок 5 — Пример маятника для испытания на ударную прочность обода ручного привода кресла-коляски и маятника для испытания на ударную прочность самоориентирующегося колеса и опоры стопы

6

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

5.7    В качестве испытательного манекена должен быть использован манекен по ГОСТ Р ИСО 7176-11.

5.8    Мультибарабанный испытательный стенд, который включает в себя

a)    Инструкцию по применению барабана

1)    Металлические горизонтальные параллельные цилиндрические барабаны диаметром 250 ± 25 мм, один из которых является «базовым барабаном». Все барабаны должны быть параллельны базовому барабану для выравнивания со всеми несущими нагрузку колесами или саморегулирующимися роликами. Верхняя поверхность всех барабанов перед установкой планок должна быть в той же горизонтальной плоскости.

2)    Расстояние между барабанами должно иметь возможность быть отрегулированным на то же расстояние, как колесная база испытываемого кресла-коляски. Если должна испытываться колесная база кресла-коляски меньше, чем может размещаться на установленных барабанах (в пункте 1 выше), тогда могут использоваться барабаны с меньшим диаметром. Когда используются барабаны с меньшим диаметром, эти барабаны должны работать с линейной скоростью поверхности вращения, аналогичной базовому барабану. Меньшие барабаны могут, таким образом, работать с более высокой скоростью (частотой) вращения, что приводит к большему числу ударных циклов на этом экземпляре кресла-коляски.

3)    Каждое колесо, которое нормально работает на поверхности при перемещении кресла-коляски с постоянной скоростью на уровне поверхности (рабочее колесо) должны опираться на барабан.

4)    Каждый барабан должен иметь достаточно планок для каждого колеса, чтобы оно столкнулось с планкой хотя бы один раз при каждом обороте барабана. Многочисленные планки на том же барабане должны располагаться на равных интервалах вокруг барабана. В случае двух планок они должны размещаться, как показано на рисунке 6. Размеры планок должны быть такими, как определено на рисунке 6.

5)    Оборудование для приведения во вращение барабанов таким образом, чтобы средняя линейная скорость поверхности вращения «базового барабана» составляла 1,0 м/с ± 0,1 м/с в течение любого из 10 полных оборотов.

6)    Все барабаны на мультибарабанном испытательном стенде должны иметь различные частоты столкновения, чтобы изменять синхронизацию удара о планки. Различие в частоте столкновения на различных барабанах должно составлять по крайней мере 2 % и не больше, чем на 7 % выше, чем на «базовом барабане». Столкновение с планками должно быть сделано случайным так, чтобы частота столкновения изменялась от одной оси до другой оси кресла-коляски.

Примечание — Это достигается наличием барабанов равного диаметра, вращающихся на различных скоростях, и/или слегка меняя размер барабана. Могут использоваться шкивы или колеса различных диаметров, чтобы поддерживать различные скорости между барабанами.

b)    Масса и жесткость мультибарабанного испытательного стенда

Масса, жесткость и крепление мультибарабанного испытательного стенда (и его компонентов) должны быть достаточны, чтобы они не влияли на достоверность испытаний, проводимых в соответствие с этой частью ИСО 7176.

Примечание — Использование барабанов, выполненных из стали или алюминия, точность подшипников для монтирования барабанов и закрепление стенда к бетонному полу обычно соответствуют требованиям этого подраздела.

c)    Установка кресла-коляски

Должно быть средство для монтажа кресла-коляски с его приводными колесами, или, в случае кресел-колясок с ручным приводом, с его маневровыми колесами, или, если колеса одинакового диаметра, сего задними колесами на «базовый барабан» и его другими колесами на второй барабан (и дальнейшие барабаны для кресел с дополнительными колесами).

Подходящие установочные структуры или системы с минимальной продольной жесткостью 100 Н/мм должны использоваться для удержания кресла-коляски, как требуется по 10.3.1, перечисление с).

d)    Скорость, мониторинг и управление креслом-коляской должны отвечать следующим требованиям:

1)    Должно быть средство для измерения скорости «базового барабана», чтобы иметь возможность рассчитать линейную скорость на поверхности вращения барабана с точностью ± 0,05 м/с.

2)    Должно быть средство для подсчета числа оборотов «базового барабана».

3)    Должно быть средство для кресла-коляски с электроприводом, чтобы приводить в движение базовый барабан, используя его собственную систему привода, когда приводные колеса имеют общую ось вращения, и средство для привода другого барабана (других барабанов) с подходящей скоростью, как определено выше. Дополнительная энергия, использующая зарядные устройства батареи,

7

или внешний источник питания могут быть предоставлены, чтобы приводить в движение кресло-коляску. Если предоставляется дополнительная энергия, она должна быть подсоединена к клеммам батареи так, чтобы весь электрический ток от батареи установил потоки через соответствующие разъемы кресла-коляски как при нормальном использовании.

Примечание — Входное управляющее устройство наиболее часто закрепляется в передней позиции и осуществляется регулировка скорости с целью достижения требуемой величины скорости. Для скутеров рукоятка может закрепляться с помощью эластичных запоров, чтобы поддерживать направление вперед.

4) Должно быть средство для регулировки сопротивления вращению барабанов таким образом, чтобы ток, потребляемый моторами кресла-коляски (при применении таковых), мог поддерживаться на установленной величине с окружной скоростью, поддерживаемой в пределах указанных выше границ.

Примечание — Обычно необходимо приводить в движение барабаны, чтобы получать правильную величину тока, потребляемого от набора батарей кресла-коляски (см. 10.3.3).

1 — планка; 2 — барабан

h — 6 мм — для диаметров колес до и включая 75 мм; 9 мм — для диаметров колес более чем 75 мм, менее и включая 100 мм; 12 мм —для всех других диаметров колес более чем 100 мм. Допуск ± 8 %

Рисунок 6 — Мультибарабанный испытательный стенд

8

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

5.9    Стенд для испытания кресла-коляски на прочность при его падении: способность поднимать и ронять кресло-коляску с высоты 50 ± 5 мм на жесткую горизонтальную испытательную плоскость. Пример показан на рисунке 31.

Примечание — Поверхность считается достаточно жесткой, если ее смещение при ударе креслом-коляской меньше или равно 0,1 мм. Приемлем усиленный бетон.

5.10    Устройство, удерживающее кресло-коляску от опрокидывания во время статических испытаний должны обеспечивать возможность:

a)    не прикладывать усилия к креслу-коляске в ненагруженном состоянии и

b)    прикладывать какие-либо сдерживающие усилия к:

1)    области бедра испытательного манекена, когда манекен находится на своем месте;

2)    поверхности сиденья кресла-коляски или конструкции опоры сиденья, когда испытательный манекен не загружен.

///////////



Пример — Рисунок 7 показывает использование горизонтальных брусьев, которые размещаются, чтобы касаться, но без приложения усилий к испытательному манекену или поверхности сиденья кресла-коляски.

а) с испытательным манекеном Ь) без испытательного манекена Рисунок 7 — Метод предохранения кресла-коляски от опрокидывания

5.11    Устройство, предотвращающее движение кресла-коляски вперед и назад в процессе проведения испытаний на статическую и ударную прочность:

a)    не допускается при этом приложения усилий к незагруженному креслу-коляске и

b)    допускается приложение усилий к окружностям колес (например, к шинам).

Пример — Остановка осуществляется касанием, но без приложения усилий к колесам незагруженного кресла-коляски.

5.12    Средство для измерения углов продольных осей маятников относительно вертикали перед испытанием на ударную прочность с точностью ± 2°.

5.13    Средства, гарантирующие, что испытательный манекен будет безопасен в процессе проведения испытаний без деформации кресла-коляски (см. 10.3).

5.14    Средства измерения мощности, поставляемой батареями, к которым обычно относится ваттметр, который показывает в реальном времени мощность, потребляемую креслом-коляской от встроенной батареи / источника питания. Альтернативно может использоваться вольтметр, показывающий фактически действующее напряжение, соединенный соответствующим образом с амперметром, показывающим фактически действующий ток. Измерение мощности должно выполняться с точностью ± 10 %.

Примечание — ИСО 7176-4 предоставляет уточнения нового метода.

5.15    Система повторно действующих тормозов для функционирования парковочных тормозов из состояния выключения тормоза в состояние включенного тормоза и обратно в состояние выключения тормоза 60 000 раз при частоте, не превышающей 0,5 Гц так, что устройство не прикладывает силу, превышающую в 1,5 раза силу, требуемую для работы тормозов.

9

Система должна быть способной приложить испытательную силу:

-    тангенциально к средней точке траектории точки приложения силы (обозначенной цифрой 6 на рисунке 8);

-    скошено сбоку при угле скоса между 15,0° и 22,5° в средней точке;

-    не прикладывать никаких скручивающих или сжимающих сил к рукоятке.

Пример 1 — Шаровое шарнирное соединение или аналогичное устройство соединения будет приемлемым решением.

Примечание — Концевые точки относительно направления сил, прикладываемых оператором. Для идентификации точек приложения сил см. рисунок 8. Устройство для перемещения тормозного рычага (такое, как пневматический или гидравлический цилиндр) должно иметь минимальную длину 1 м.

1 — ось тормозного рычага; 2 — обычно сферическая рукоятка; 3 — конический рычаг; 4 — параллельный рычаг; 5 — захватываемый пальцами одной руки; 6 — дуга типового приложения силы

Рисунок 8 — Идентификация точек приложения силы


Пример 2 — На рисунке 9 приведен пример системы испытания, которая отвечает этим требованиям.

1    — кресло-коляска (вид вдоль оси тормозного рычага);

2    — ближняя концевая точка траектории точки приложения

силы;

3    — удаленная концевая точка траектории точки приложе

ния силы;

4    — линия соединения между концевыми точками;

5    — плоскость, параллельная оси тормозного рычага и со

держащая концевые точки;

6    — ось тормозного рычага;

7    — угол смещения приложения силы;

8    — удлиненный исполнительный механизм (силовой при-

вод);

9    — сжатый исполнительный механизм (силовой привод)

Рисунок 9 — Иллюстративная настройка системы повторяющегося действия тормоза

10

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

6 Подготовка кресла-коляски для испытаний

6.1 Установка и регулировка кресла-коляски

Устанавливают кресло-коляску и принадлежности для испытания, как определено в ИСО 7176-22.

На кресле-коляске с механизмом наклона сиденья наклоняют систему сиденья/спинки так, чтобы механизм нес нагрузку системы сиденья, но угол наклона не должен быть больше чем 50°. Если кресло-коляска с электроприводом не приводится в движение в этом положении, уменьшают угол наклона до величины, когда оно сможет сделать это.

Примечание — Это требование имеет целью обеспечить, чтобы механизм наклона сиденья был нагружен во время испытания без оказания противоположного действия на центр положения массы кресла-коляски.

Регулируют парковочные тормоза, функционирующие вручную, в соответствии с инструкцией изготовителя без превышения максимальных рабочих сил, заявленных в таблице 1.

Таблица 1. Максимальные рабочие силы

Силы, Н

Функционирование одним пальцем

5

Рычаг, захватываемый больше чем одним пальцем

13,5

Функционирование всей кистью

60

Совместное функционирование кистью и рукой

60

Функционирование ступней, толкающее направление

100

Функционирование ступней,тянущее направление

60

6.2    Испытательные манекены

Выбирают испытательный манекен массой, равной максимальной массе пользователя, которая определена изготовителем.

Устанавливают и закрепляют испытательный манекен в кресле-коляске, как определено в ИСО 7176-22.

6.3    Подготовка кресла-коляски

Непосредственно перед испытанием приводят кресло-коляску в нужное состояние, удерживая его при температуре (20 ± 5)°С в течение не менее восьми часов.

6.4    Регистрация

Регистрируют детали (особенности) кресла-коляски, как требуется по ИСО 7176-22.

6.5    Техника безопасности во время испытания

Данный стандарт предусматривает использование процедур, которые могут быть вредными для здоровья, если не предпринять адекватных мер предосторожности. Это относится только к технической приспособленности и не освобождает изготовителя или фирму, проводящую испытание, от юридических обязательств, касающихся здоровья и безопасности на любой стадии.

Центры, выполняющие эти испытания, должны предусматривать соответствующее использование оборудования, процедур и системы для организации работ, сопряженных с опасностями. Это может включать защитные корпуса или барьеры, системы остановки испытания при поломках или при аварийных ситуациях и личное защитное оборудование.

7 Порядок проведения испытаний

Испытания проводятся в следующей последовательности:

a)    испытания на статическую прочность (раздел 8), которые могут выполняться в любом порядке;

b)    испытания на ударную прочность (раздел 9), которые могут выполняться в любом порядке;

c)    испытания на многовалковом стенде (10.3);

d)    испытания при падении (10.4);

e)    испытания на усталостную прочность парковочныхтормозов, функционирующих вручную (10.5).

11

8 Методы испытаний на статическую прочность

8.1 Принцип

Кресло-коляску располагают на горизонтальной испытательной площадке и оснащают в соответствии с представленными требованиями, относящимися к различным ее элементам. Если изготовитель заявляет, что кресло-коляска превышает все минимальные требования, то загрузка должна быть увеличена, чтобы удовлетворить заявку.

Примечание — Усилия, прилагаемые пользователем к различным элементам кресла-коляски, должны быть вычислены и затем умножены на коэффициент безопасности, чтобы выявить минимальные требования прочности. Подробности изложены в приложении А.

8.2 Подготовка кресла-коляски

Перед каждым испытанием проверяют регулировку кресла-коляски и расположение испытательного манекена в соответствии с указаниями, данными в разделе 6, и при необходимости осуществляют корректировки.

8.3 Выбор нагружающей пластины

Если при проведении нижеследующих испытаний необходимо использовать нагружающую пластину в месте приложения испытательной нагрузки, то выбирают и, если необходимо, модифицируют одну из нагружающих пластин, приведенных в 5.2 и 5.3, руководствуясь при этом нижеследующим:

-    для нагружения плоской или вогнутой поверхности деталей кресла-коляски шириной более 20 мм используют выпуклую нагружающую пластину (см. 5.3);

-    для нагружения выпуклой или плоской поверхности деталей кресла-коляски шириной менее 20 мм используют вогнутую нагружающую пластину (см. 5.2);

-    если доступность нагружающей пластины к какой-либо детали кресла-коляски затруднена из-за ограниченного пространства окружающего эту деталь, то удаляют наименьшую секцию пластины, чтобы обеспечить зазор с окружающими элементами конструкции кресла-коляски.

Усилие можно прикладывать к нагружающей пластине как сжатие от исполнительного механизма или натяжение, используя ремень.

8.4 Подлокотники: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз

Для этих испытаний манекен не используют.

Силы, прикладываемые сверху вниз к подлокотникам, основываются на максимальной массе пользователя. Для максимальной массы пользователя больше чем 125 кг для расчета сил должны использоваться 125 кг.

Рассчитывают силу, направленную сверху вниз, используя формулу (2):

Md-S-g 2 cos 15°’

где F1 — прикладываемая сила, Н;

Md — максимальная масса пользователя, до 125 кг;

S — коэффициент безопасности, равный 1,5; д — гравитационная константа, равная 9,807 м/с2.

Примечания

1    Для примеров см. расчеты в приложении А.

2    Если изготовитель заявляет, что кресло-коляска превышает соответствующие минимальные требования, определенные по формуле, прикладывают заявленную силу с допуском 0 % ... +3 %.

К креслу-коляске, стоящему на горизонтальной испытательной плоскости, прикладывают нагрузку так, чтобы ее линия действия пересекла опорную поверхность опоры подлокотника, как показано на рисунке 10, используя нагружающую пластину, выбранную, в соответствии с указаниями в 8.3.

Примечание — На рисунке 10 показана конфигурация нагружающего устройства в начале испытания. Эта конфигурация будет изменяться, т. к. кресло-коляска деформируется в процессе испытаний.

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

Перед началом испытания устанавливают средства, предохраняющие кресло-коляску от опрокидывания, и средства, предохраняющие его от перемещения вперед или назад (см. 5.10 и 5.11).

Нагрузка может прикладываться к обоим подлокотникам одновременно (если имеются две нагружающие пластины) или по очереди.

Медленно увеличивают нагрузку, пока сила F1 не достигнет величины, определенной по формуле 2, или большей величины, определенной изготовителем. Удерживают нагрузку в течение периода между 5 и 10 с.

Снимают нагрузку.

1 — подлокотник(и) для приложения нагрузки Рисунок 10 — Силы, направленные сверху вниз, и подлокотники

8.5 Опора стопы: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз

Испытательный манекен для этого испытания не используют.

Силы, прикладываемые сверху вниз, основываются на максимальной массе пользователя. Для максимальной массы пользователя больше чем 125 кг для расчета сил должны использоваться 125 кг, кроме испытания скутера.

Рассчитывают силу, направленную сверху вниз, используя формулу (3):

F2=Mdg,    (3)

где F2 — сила, которая будет применяться, Н;

Md — максимальная масса пользователя, кг; д — гравитационная константа, равная 9,807 м/с2.

Примечания

1    Для примеров см. расчеты в приложении А.

2    Если изготовитель заявляет, что кресло-коляска превышает соответствующие минимальные требования, определенные по формуле (3), прикладывают заявленную силу с допуском ± 3 %.

К креслу-коляске, стоящему на горизонтальной испытательной плоскости, прикрепляют устройства для приложения силы, определенной по формуле (3), или любой большей силы, определенной изготовителем, в подходящих местах на опоре стопы, показанных на рисунках 11 и 12.

13

В точке приложения нагрузки используют выпуклую нагружающую пластину (см. 5.3) на плоской опоре стопы и опоре стопы, состоящей из двух или более трубок, и используют вогнутую цилиндрическую нагружающую пластину (см. 5.2) на опоре стопы, состоящей из одиночной трубки. В некоторых случаях, где это можно сделать без ослабления опоры стопы, может быть необходимо просверлить отверстие в пластине стопы для закрепления нагружающего исполнительного механизма.

Если есть риск, что опоры стопы настолько гибки, что они могут коснуться испытательной плоскости во время испытания, следует обеспечить, чтобы был достаточный зазор для опоры стопы, чтобы деформироваться без касания испытательной плоскости, т. е. поднять кресло-коляску, помещая твердые блоки равной высоты между каждым колесом и испытательной плоскостью.

Если используются трубчатые опоры стопы или другие конструкции, которые не имеют плоской поверхности опоры стопы, прикладывают силу под углом (15 ± 3)° относительно вертикали, наклоненную к сиденью, как показано на рисунке 11 (тип G). Для всех других опор ступни прикладывают силу под углом (90 ± 5)° к поверхности опоры стопы.



Рисунок 11 — Места нагружения опор стопы для различных типов опор стопы


Если опоры стопы имеют открытую конструкцию такую, что стандартная нагружающая пластина не может передать нагрузку к конструкции (как на рисунке 11, тип Е), приспосабливают подходящую жесткую пластину к опоре стопы так, чтобы нагрузку несли части опоры стопы, наиближайшие к точке нагружения.

Примечание — На рисунке 11а) показаны положение сил, которые прикладываются по очереди к каждой стороне.

Если используются какие-либо другие формы опоры стопы, выбирают нагружающую пластину, как определено в 8.3.

Если используются две отдельные опоры стопы, прикладывают нагрузку к каждой опоре стопы по очереди.

14

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Требования..........................................................................2

4.1    Требования прочности.............................................................2

4.2    Требования к документации изготовителя.............................................3

5    Оборудование для испытаний..........................................................3

6    Подготовка кресла-коляски для испытаний...............................................11

6.1    Установка и регулировка кресла-коляски.............................................11

6.2    Испытательные манекены.........................................................11

6.3    Подготовка кресла-коляски........................................................11

6.4    Регистрация....................................................................11

6.5    Техника безопасности во время испытания...........................................11

7    Порядок проведения испытаний........................................................11

8    Методы испытаний на статическую прочность............................................12

8.1    Принцип........................................................................12

8.2    Подготовка кресла-коляски........................................................12

8.3    Выбор нагружающей пластины.....................................................12

8.4    Подлокотники: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз.......................12

8.5    Опора стопы: прочность под нагрузкой, приложенной сверху вниз........................13

8.6    Рычаги наклона..................................................................15

8.7    Ручки кресла-коляски.............................................................16

8.8    Подлокотники: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх.......................17

8.9    Опоры стопы: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх........................19

8.10    Ручки кресла-коляски: прочность под нагрузкой, приложенной снизу вверх................20

8.11    Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам,

приложенным по направлению вперед..............................................22

8.12    Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам,

приложенным по направлению назад...............................................23

8.13.    Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам,

приложенным сверху вниз.......................................................23

8.14.    Рукоятки управления скутером: сопротивляемость силам,

приложенным снизу вверх.......................................................25

9    Методы испытания на ударную прочность...............................................25

9.1    Принцип........................................................................25

9.2    Подготовка кресла-коляски........................................................25

9.3    Спинка сиденья: сопротивляемость на ударное воздействие............................25

9.4    Обод ручного привода: сопротивляемость на ударное воздействие.......................26

9.5    Самоориентирующиеся колеса: сопротивляемость на ударное воздействие...............27

9.6    Опоры стопы: сопротивляемость на ударное воздействие..............................29

9.7    Ударные воздействия на противоопрокидывающие устройства..........................30

10    Испытания на усталостную прочность..................................................33

10.1    Принцип.......................................................................33

10.2    Подготовка испытуемого кресла-коляски для испытания на усталостную прочность........33

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

Для скутеров прикладывают нагрузку по очереди как можно ближе к каждому месту, показанному на рисунке 12.

Рисунок 12 — Точки приложения испытательной нагрузки на площадку опоры-стопы скутера



Перед проведением испытания принимают меры по предотвращению опрокидывания креспа-ко-ляски и по предотвращению движения кресла-коляски вперед-назад (см. 5.11 и 5.12).

Постепенно увеличивают нагрузку до тех пор, пока сила Р2не достигнет значений, приведенных в таблице 3, или больших значений, установленных изготовителем. Испытание проводят однократным приложением нагрузки в течение 5 и 10 с.

После этого нагрузку снимают.

8.6 Рычаги наклона

Для этого испытания используют испытательный манекен, см. 6.2.

Это испытание применимо для устройств и частей, которые предназначены для использования в качестве рычагов наклона.

Если кресло-коляска оснащена рычагами наклона или если какой-либо элемент кресла-коляски может быть использован для наклона кресла-коляски, то испытывают каждый рычаг наклона или упомянутый элемент кресла-коляски в следующем порядке.

Примечание — Рычаг наклона позволяет сопровождающему использовать по крайней мере одну ступню на верху (конце) устройства, чтобы наклонить кресло-коляску вокруг задних колес.

Если противоопрокидывающее устройство предназначено для использования в качестве рычага наклона, его устанавливают в наиболее удаленной и наиболее высокой позиции в соответствии с инструкциями изготовителя для пользователя. Если обе эти установки не могут быть достигнуты одновременно, предпочтение отдают наиболее высокой позиции.

Выбирают нагружающую пластину, как определено в 8.3. Нагрузка может также быть приложена, если тянуть вниз рычаг наклона.

Рассчитывают силу, прикладываемую к рычагам наклона, используя формулу (4),

Fз =1,33-(Md +Mwyg    (4)

до предела 1000 Н,

где F3 _ прикладываемая сила, Н;

Md _ масса манекена, кг;

Mw _ масса кресла-коляски, кг; д — гравитационная константа, равная 9,807 м/с2.

Примечание — Для примеров см. приложение А.

15

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

10.3    Испытание на многовалковом стенде...............................................34

10.4    Испытание на прочность при падении..............................................35

10.5 Испытание на усталостную прочность ручных парковочных тормозов....................37

11    Оценка результатов испытаний.......................................................37

11.1    Оценка и регистрация индивидуальных испытаний...................................37

11.2    Оценка в конце испытаний........................................................38

12    Отчет об испытаниях................................................................38

Приложение А (справочное) Принципы, применяемые для определения

статических испытательных нагрузок.........................................39

Приложение В (справочное) Конструктивные особенности...................................45

Приложение С (справочное) Определение угла отклонения

испытательного маятника при испытаниях на ударную прочность

самоориентирующихся колес и опоры стопы..................................46

Приложение D (справочное) Определение центра удара маятника............................48

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных

международных стандартов национальным стандартам

Российской Федерации..................................................49

Библиография........................................................................50

IV

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

Предисловие к ИСО 7176-8:2014

ИСО (Международная организация по стандартизации) является Всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят Технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представителем в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки этого документа и тех, которые предназначены для его дальнейшей эксплуатации, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Этот документ был подготовлен в соответствии с рекомендуемыми правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www. iso.org/directives).

Сведения о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки документа, будут отражены во введении и/или в списке патентных заявлений ИСО. Любое торговое наименование, используемое в данном документе, информация, предоставленная для удобства пользователей, не является одобрением. Для объяснения значений специфических терминов и выражений ИСО, связанных с оценкой соответствия, а также информацию о соблюдении ИСО принципов ВТО и технических барьерах в торговле (ТБТ), обращаться к следующей URL: Предисловие — дополнительная информация (см. www.iso.org/patents).

Некоторые из элементов этого документа могут быть объектом патентных прав ИСО.

Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

Настоящее второе издание отменяет и заменяет первое издание (ИСО 7176-8:1998), которое было технически пересмотрено.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:

-    часть 1. Определение статической устойчивости;

-    часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы;

-    часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;

-    часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования;

-    часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса;

-    часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

-    часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

-    частью. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия;

-    часть 11. Испытательные манекены;

-    часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;

-    часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний;

-    частью. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

-    часть 16. Стойкость к возгоранию элементов кресла-коляски с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний;

-    часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в качестве сиденья в автомобилях;

-    часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;

-    часть 22. Правила установки;

-    часть 25. Требования и методы испытаний аккумуляторов и зарядных устройств кресел-колясок с электроприводом и скутеров;

-    часть 26. Словарь;

-    часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.

Технический доклад (ИСО/TR 13570-1) является также полезным, дающим упрощенное разъяснение этих частей ИСО 7176.

V

Введение

Настоящий стандарт является важной составляющей частью требований по испытанию на прочность кресел-колясок с момента их публикации в 1998 году. Он содержит методы испытания и наборы минимальных требований на статическую, ударную и усталостную прочность как для кресла-коляски в целом, так и для отдельных напряженных компонентов.

Некоторые части этого стандарта были пересмотрены. В частности:

-    элементы усталостных испытаний, включая скорость и размер планок двухвалкового испытательного стенда, а также пересмотрено и утверждено число испытательных циклов на основе эмпирических испытаний как для испытания на двухвалковом стенде, так и для испытания на прочность при падении;

-    были классифицированы критерии повреждений и более четко определены допустимые регулировки и ремонты для минимизации вариаций между лабораториями;

-    более точно определены установленные процедуры для базовой конфигурации регулируемых кресел-колясок, как представлено в ИСО 7176-22;

-    были пересмотрены процедуры испытаний на статическую, ударную и повторяющуюся нагрузку для постуральных поддерживающих устройств и содержащихся в ИСО 16840-3.

Все части этого стандарта должны совершенствоваться и будущие пересмотры смогут включать результаты проведенных работ в следующих областях:

-    рассмотрение, должны ли быть пересмотрены требования к усталостным испытаниям для кресел-колясок, предназначенных для использования в менее ресурсных настройках;

-    пересмотр методов испытания и оборудования для упрощенных испытаний с меньшими ресурсными настройками;

-    дальнейшая разработка испытательных макетов, чтобы улучшить способ, которым они нагружают спинки испытательных кресел-колясок, и в особенности, чтобы улучшить их пригодность для использования с креслами-колясками с низкими спинками сидений.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 8

Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность

Wheelchairs. Part 8.Requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths

Дата введения — 2017—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к статической, ударной и усталостной прочности инвалидных колясок, в том числе скутеров. Он также устанавливает требования для обнародования результатов испытаний.

Методы испытаний могут быть также использованы для удостоверения иска (заявки) производителя, что его продукция превышает минимальные требования настоящего стандарта.

Настоящий стандарт применяется для кресел-колясок с ручным приводом, приводимых в движение пользователем и сопровождающим лицом, кресел-колясок с электроприводом, предназначенных для передвижения людей с ограничениями жизнедеятельности внутри и вне помещений

Примечания

1    Исходя из цели и назначения настоящего стандарта, в дальнейшем для кресел-колясок (кресла-коляски) с ручным приводом или кресел-колясок (кресла-коляски) с электроприводом, включая скутеры (скутер), на которые распространяются требования и методы испытаний настоящего стандарта, в качестве аббревиатуры применяют термин «кресла-коляски» («кресло-коляска»),

2    Пункты настоящего стандарта могут быть использованы в качестве основы для создания (разработки) требований и методов испытаний кресел-колясок, не охваченных настоящим стандартом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют издание, на которое дана ссылка. Для недатированных ссылок применяют самое последнее издание документа, на который дана ссылка.

ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs— Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)

ИСО 7176-7 Кресла-коляски. Часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса (ISO 7176-7, Wheelchairs — Part 7: Measurement of seating and wheel dimensions)

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11: Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs — Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15: Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling)

Издание официальное

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22: Правила установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26: Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs — Part 26: Vocabulary).

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-7, ИСО 7176-11 и ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    разрушение (fracture): Непреднамеренное разделение (компонентов) на две или более частей.

3.2    устройство, регулируемое оператором (operator adjustable): Устройство, предназначенное для регулировки, перемещения или настройки оператором без помощи инструмента или с помощью инструмента, если этот инструмент поставляется с креслом-коляской.

3.3    видимая трещина (visible crack): Трещина без полного разделения на части, видимая невооруженным глазом, и которая обнаружена во время испытания.

4    Требования

4.1 Требования прочности

Если испытания проведены в соответствии с разделами 8, 9 и 10, то по завершении испытаний кресло-коляска должно соответствовать следующим требованиям.

a)    Компоненты кресла-коляски не должны иметь повреждений или видимых трещин со следующими исключениями:

1)    Разрешается поднастройка поддержания положения тела после каждого испытания по разделу 8 и 9.

2)    Подтяжка, поднастройка или подгонка компонентов, которые определены в руководстве оператора как компоненты, регулируемые оператором, допустима с 25 % интервалами во время каждой многократной процедуры испытания с барабаном, падением груза и испытания на усталость ручного тормоза (раздел 10). Компоненты, регулируемые оператором, как определено в руководстве оператора, не могут регулироваться с использованием инструмента, если только этот инструмент не поставляется с креслом-коляской. Если имеются компоненты, регулируемые оператором, оборудование испытания на усталость может быть остановлено на 25 % интервале, плюс или минус 5 %, для определения, требуется ли подтяжка, поднастройка или подгонка компонентов, регулируемых оператором. Подтяжка, поднастройка или подгонка должна быть затем выполнена, следуя процедурам, описанным в руководстве оператора. После подтяжки, поднастройки или подгонки выполняется повторный запуск оборудования.

3)    Подтяжка, поднастройка или подгонка любых других компонентов недопустима.

4)    Во время усталостных испытаний (раздел 10) некоторые изнашиваемые объекты, если они определены в руководстве оператора, могут быть заменены, но не более чем дважды на объект: шины (включая твердые шины), внутренние трубки, приводные ремни, резина самоориентирующегося колеса. В случае самоориентирующегося колеса, которое является единой интегральной частью, замена допускается только из-за износа или повреждения рабочей поверхности, а не повреждения структуры колеса или других элементов (например, подшипников). Никакие другие изношенные объекты не могут заменяться.

5)    Трещины на отделочной поверхности, как например окраска, которые не оказывают отрицательного влияния на структуру материала изделия, не считаются дефектом.

b)    Никакие внешне видимые электрические кабели не должны быть перерезанными, истертыми или поломанными. Никакие внешне видимые электрические разъемы не должны быть поломанными или разъединенными;

c)    Все части, предназначенные для перемещения, вращения или для того, чтобы быть заменяемыми, складываемыми или регулируемыми, должны работать, как предписано производителем;

d)    Все системы, работающие от электроэнергии, должны функционировать, как предписано изготовителем;

2

ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015

e)    Рукоятки не должны быть смещены;

f)    Никакие компоненты или узлы деталей не должны проявлять видимую пластическую деформацию, свободный ход или разрегулировку, которые отрицательно действуют на функционирование кресла-коляски;

д) Тормозной механизм не должен смещаться от предварительно установленной позиции.

4.2 Требования к документации изготовителя

Изготовители должны отразить в паспорте изделия, как это установлено в ИСО 7176-15, отвечает ли кресло-коляска прочностным требованиям настоящего стандарта.

5 Оборудование для испытаний

5.1    Нагружающее устройство, способное обеспечить прилагаемую силу (сжимающую или растягивающую) к креслу-коляске в диапазоне от 15 Н до 2000 Н ± 3 %.


5.2    Вогнутая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины, как показано на рисунке 1. Может быть использована вогнутая нагружающая пластина, определенная в ИСО 16840-3, как показано на рисунке 1.

1 — нагружающая поверхность

Рисунок 1 — Вогнутая нагружающая пластина

1 — нагружающая поверхность


Примечание — Нагружающая поверхность может быть покрыта нескользким материалом до 3 мм толщиной, например пенопластом.

5.3 Выпуклая нагружающая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины, как показано на рисунке 2.

Примечание — Нагружающая поверхность может быть покрыта нескользким материалом до 3 мм толщиной, например пенопластом.

Рисунок 2 — Выпуклая нагружающая пластина

5.4    Горизонтальная испытательная плоскость должна быть использована, как определено в ИСО 7176-22.

5.5    Маятник для испытания спинки кресла-коляски на ударную прочность, как показано на рисунке 3 или 4, или достигать эквивалентную инерцию.

Общая масса шара/сферы должна быть равной 25 ± 0,5 кг.

з

1 — полиуретановая сфера со следующими характеристиками: плотность 1150 кг/м3; твердость 80 единиц по Шору А; эластичность 20 %; 2 — сталь

Рисунок 3 — Маятник для испытания спинки кресла-коляски