Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

69 страниц

Устанавливает методы определения размеров и массы кресел-колясок, включая специальные методы определения внешних размеров кресла-коляски вместе с эталонным пользователем и необходимой площади для маневрирования. Стандарт устанавливает требования к предоставлению информации о размерах и массе. Стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом и электроприводом (включая скутеры).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классы кресел-колясок и группы пользователей в зависимости от их массы тела

     4.1 Общие положения

     4.2 Классы кресел-колясок с электроприводом

     4.3 Группы пользователей в зависимости от их массы тела

5 Испытательное оборудование

6 Отбор кресла-коляски для испытаний

7 Подготовка кресла-коляски

     7.1 Общие положения

     7.2 Оснащение кресла-коляски

     7.3 Регулировка кресла-коляски

     7.4 Заключительная проверка

     7.5 Расположение

     7.6 Загрузка кресла-коляски

     7.7 Регистрация результатов

     7.8 Использование имитаторов рук и имитаторов стоп

     7.9 Оборот колеса

     7.10 Асимметричная конструкция испытываемого кресла-коляски

8 Обязательные измерения

     8.1 Общие положения

     8.2 Полная габаритная длина

     8.3 Габаритная ширина

     8.4 Высота рукоятки

     8.5 Длина в сложенном состоянии

     8.6 Ширина в сложенном состоянии

     8.7 Высота в сложенном состоянии

     8.8 Высота подъема

     8.9 Общая масса

     8.10 Масса самой тяжелой части

     8.11 Ширина вращения

     8.12 Ширина разворота

     8.13 диаметр вращения

     8.14 Клиренс

     8.15 Необходимая ширина углового коридора

     8.16 Необходимая глубина дверного проема

     8.17 Необходимая ширина коридора для бокового прохода

9 Представление информации

     9.1 Общие положения

     9.2 Кресла-коляски с ободами ручного привода

     9.3 Кресла-коляски без ободов ручного привода

10 Отчет об испытаниях

     10.1 Требования

     10.2 Рекомендации

Приложение А (справочное) Технические размеры

Приложение В (справочное) Ширина вращения и ширина разворота

Приложение С (справочное) диаметр вращения

Приложение D (справочное) Продольная ось кресла-коляски и центральная точка кресла-коляски.

Приложение Е (справочное) Указания и рекомендации по конструированию и эксплуатации кресел-колясок

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 7176-5—

2010


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 5

Определение размеров, массы и площади для маневрирования

ISO 7176-5:2008 Wheelchairs — Part 5: Determination of dimensions, mass and maneuvering space (IDT)

Издание официальное

Москва

Стандаргинформ

2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. № 246-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-5:2008 «Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования» (ISO 7176-5:2008 «Wheelchairs — Part 5: Determination of dimensions, mass and maneuvering space»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р 50605-93

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования— на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

©Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 — область контакта колеса с землей; 2 — передний щуп; 3 — задний щуп; 4 — правый щуп; 5 — левый щуп; б — точка контакта с землей

Рисунок 6 — Определение точки контакта с землей


3.9 контрольная точка рукоятки (handgrip reference point): Самая дальняя боковая точка посередине рукоятки. См. рисунок 7.



1 — контрольная точка рукоятки Рисунок 7 — Контрольная точка рукоятки


6


ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

3.10    боковое отклонение обода ручного привода (ateral handrim deviation): Отклонение обода ручного привода от плоскости, которая перпендикулярна к оси колеса.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А .7 приложения А.

Примечание 2 — Боковое отклонение обода ручного привода выражают как разность между положениями самой внутренней и самой внешней точек сплошной плоскости обода ручного привода, измеренную в направлении оси колеса. Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещение.

3.11    боковое отклонение колеса (lateral wheel deviation): Отклонение обода колеса от плоскости, которая перпендикулярна коси колеса. См. рисунок8.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.5 приложения А.

Примечание 2 — Боковое отклонение колеса выражают как разность между положениями самой внутренней и самой внешней точек сплошной плоскости обода колеса, измеренную в направлении оси колеса. Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещение.

3.12    масса самой тяжелой части (mass of heaviest part): Масса самой тяжелой части (или комплекта частей) кресла-коляски в разобранном для транспортирования состоянии.

Примечание — Измерения — в соответствии с 8.10.

3.13    подвижное колесо (movable wheel): Колесо, которое может менять ориентацию оси относительно кресла-коляски во время движения.

Рисунок 8 — Некоторые боковые отклонения колес


Пример—Вращающееся колесо, вращающееся приводное колесо или самоориентирующееся колесо.

а) Колесо со смещенной Ь) Колесо с боковой с) Искривленное осью    «грыжей»    колесо

3.14    высота в загруженном состоянии (occupied height): Вертикальное расстояние от испытательной плоскости до самой верхней точки головы эталонного пользователя. См. рисунок 3.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.11 приложения А.

Примечание 2 — При измерении высоты в загруженном состоянии принимают во внимание наличие подушки сиденья.

3.15    ширина в загруженном состоянии (occupied width): Горизонтальное расстояние поперек кресла-коляски с учетом эталонного пользователя. См. рисунок 3.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А. 10 приложения А.

Примечание 2 — Ширина в загруженном состоянии включает в себя руки пользователя, если кресло-коляска имеет обод ручного привода.

7

3.16 ширина вращения (pivot width): Минимальное расстояние между двумя вертикальными и параллельными стенами, между которыми кресло-коляска с полностью дифференциальным рулевым управлением может развернуться на 180°, используя один простой маневр во время плавного разворота. См. рисунок 9 и В.2 приложения В.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.11.

Рисунок 9 — Ширина вращения

3.17 радиальное отклонение обода ручного привода (radial handrim deviation): Отклонение обода ручного привода от правильного круга, концентричного оси.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.6 приложения А.

Примечание 2 — Радиальное отклонение обода ручного привода выражают как разность между наибольшим и наименьшим радиусами каждого обода ручного привода. Значение, отличное от нуля, указывает на наличие асимметрии.

8


3.18 радиальное отклонение колеса (radial wheel deviation): Отклонение внешней окружности колеса от правильного круга, концентричного оси. См. рисунок 10.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.4 приложения А.

Примечание 2 — Радиальное отклонение колеса выражают как разность между наибольшим и наименьшим радиусами колеса. Значение, отличное от нуля, указывает на наличие асимметрии.



а) Эксцентричное колесо





d) Эллиптическое колесо


Рисунок 10 — Некоторые радиальные отклонения колеса


3.19 угол изменения наклона (ramp transition angle): Угол между наклонной и горизонтальной частями пути, который можно преодолеть, не соприкасаясь со скатом или ровной поверхностью никакой частью, кроме колес. См. рисунок 11.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.12 приложения А.

Примечание 2 — Под углом изменения наклона понимают наименьший угол из трех возникающих при преодолении наклонной и ровной частей пути:

a)    с передней частью у нижнего перехода;

b)    с задней частью у нижнего перехода;

c)    с той частью, которая расположена между колесами в верхней точке изменения наклона.

Угол изменения наклона выражают в градусах.

Примечание 3 — Так как архитекторы выражают углы наклона в процентах, угол изменения наклона может быть также выражен в процентах. Перевод угла изменения наклона из градусов в проценты задают следующим соотношением:


P = jD,

где Р — угол, %, D — угол, °, (для углов менее 10° ошибка менее 1 % и для углов менее 20° ошибка менее 4 %).





а) Передняя часть    Ь) Задняя часть

у нижнего перехода    у    нижнего    перехода


с) Часть, располагающаяся между колесами в верхней точке изменения наклона


Рисунок 11 — Угол изменения наклона


9


3.20 колея задних колес (rear wheel track): Расстояние между точками контакта задних колес с землей. См. рисунок 12.

Примечание1 — Измерение — в соответствии с А.14 приложения А.

Примечание2 — На рисунке представлен вид сзади.

1 — колея задних колес

Рисунок 12 — Колея задних колес (пример)

3.21    уменьшенная длина в загруженном состоянии (reduced occupied length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски без нижних элементов опоры для ног, но включая эталонного пользователя. См. рисунок3.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.9 приложения А.

Примечание 2 — Это определение применимо, если кресло-коляска поставляется без опор для ног и/или опор стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные и они сняты.

3.22    уменьшенная габаритная длина (reduced overall length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски, собранного и подготовленного к использованию без нижних элементов опоры для ног. См. рисунок 4.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.2 приложения А.

Примечание 2 — Это определение применимо, если кресло-коляска поставляется без опор для ног и/или опор стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные и они сняты.

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

3.23 необходимая ширина коридора для бокового прохода (required corridor width for side opening): Минимальная ширина коридора, которая позволяет креслу-коляске въехать в коридор или выехать из коридора через свободный проход определенной ширины в одной из стен. См. рисунок 13.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.17.

1 — 800 мм ширина бокового прохода; 2 — необходимая ширина коридора для бокового прохода при выходе; 3 — необходимая ширина коридора для бокового прохода при входе

Рисунок 13 — Необходимая ширина коридора для бокового прохода

11

3.24 необходимая глубина дверного проема (required doorway entry depth): Минимальное расстояние от стены с дверью до самой удаленной точки кресла-коляски приоткрывающейся двери шириной 800 мм, находящейся в 600 мм от боковой стены. См. рисунок 14.


Примечание — Измерение — в соответствии с 8.16.

1 — открывающаяся дверь шириной 800 мм; 2 — расстояние до стены 600 мм; 3 — необходимая глубина дверного проема

Рисунок 14 — Необходимая глубина дверного проема


12


ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

3.25 необходимая ширина углового коридора (required width of angled corridor): Минимальная ширина коридора с правым углом поворота, в котором кресло-коляска может двигаться в обоих направлениях как вперед, так и назад. См. рисунок 15.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.15.

1 — необходимая ширина углового коридора Рисунок 15 — Необходимая ширина углового коридора

13

3.26 ширина разворота (reversing width): Минимальное расстояние между двумя вертикальными и параллельными стенами, между которыми кресло-коляска с прямым рулевым управлением или ограниченным дифференциальным рулевым управлением может развернуться на 180°, используя в начале одно движение вперед, затем одно движение назад и одно завершающее движение вперед (т. е. разворот в три этапа). См. рисунок 16 и В.З приложения В.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.12.

1 — ширина разворота Рисунок 16 — Ширина разворота (пример со скутером)

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

3.27 высота подъема (rising): Расстояние между землей и самой нижней точкой передних колес в положении, когда антиопрокидыватель упирается в землю. См. рисунок 17.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.8.

Рисунок 17 — Высота подъема

3.28 смещение (skew): Относительное положение пары фиксированных колес, если одно колесо находится перед другим. См. рисунок 18.

Примечание 1 — Размеры — в соответствии с А. 18 приложения А.

Примечание 2 — Значение, отличное от нуля, обычно указывает на смещения. Значение положительно, если левое колесо расположено перед правым, равно нулю при нейтральном положении, и отрицательно, если правое колесо находится перед левым.

1 — смещение Рисунок 18 — Смещение (утрировано)

15

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

Содержание

1    Область применения....................................... 1

2    Нормативные ссылки........................................ 1

3    Термины и определения...................................... 2

4    Классы кресел-колясок и группы пользователей в зависимости от их массы тела......... 18

4.1    Общие положения....................................... 18

4.2    Классы кресел-колясок с электроприводом.......................... 18

4.3    Группы пользователей в зависимости от их массы тела..................... 18

5    Испытательное оборудование................................... 18

6    Отбор кресла-коляски для испытаний............................... 22

7    Подготовка кресла-коляски.................................... 22

7.1    Общие положения....................................... 22

7.2    Оснащение кресла-коляски.................................. 23

7.3    Регулировка кресла-коляски.................................. 23

7.4    Заключительная проверка................................... 28

7.5    Расположение......................................... 28

7.6    Загрузка кресла-коляски.................................... 28

7.7    Регистрация резльтатов.................................... 30

7.8    Использование имитаторов рук и имитаторов стоп....................... 30

7.9    Оборот колеса......................................... 30

7.10    Асимметричная конструкция испытываемого кресла-коляски................. 31

8    Обязательные измерения..................................... 31

8.1    Общие положения....................................... 31

8.2    Полная габаритная длина................................... 31

8.3    Габаритная ширина...................................... 32

8.4    Высота рукоятки........................................ 32

8.5    Длина в сложенном состоянии................................. 32

8.6    Ширина в сложенном состоянии................................ 32

8.7    Высота в сложенном состоянии................................ 32

8.8    Высота подъема........................................ 32

8.9    Общая масса......................................... 32

8.10    Масса самой тяжелой части................................. 33

8.11    Ширина вращения...................................... 33

8.12    Ширина разворота....................................... 33

8.13    Диаметр вращения...................................... 33

8.14    Клиренс........................................... 34

8.15    Необходимая ширина углового коридора........................... 34

8.16    Необходимая глубина дверного проема ........................... 34

8.17    Необходимая ширина коридора для бокового прохода.................... 34

9    Представление информации.................................... 35

9.1    Общие положения....................................... 35

9.2    Кресла-коляски с ободами ручного привода.......................... 35

9.3    Кресла-коляски без ободов ручного привода.......................... 36

10    Отчет об испытаниях....................................... 36

10.1    Требования .......................................... 36

10.2    Рекомендации........................................ 37

Приложение А (справочное) Технические размеры.......................... 38

Приложение В (справочное) Ширина вращения и ширина разворота.................. 48

Приложение С (справочное) Диаметр вращения........................... 54

Приложение D (справочное) Продольная ось кресла-коляски и центральная точка кресла-коляски ...    57

Приложение Е (справочное) Указания и рекомендации по конструированию и эксплуатации кресел-

колясок ........................................ 58

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации..................... 61

Библиография............................................ 62

3.29 средняя линия колеса (wheel median line): Воображаемая окружность, имеющая такой же диаметр, как и колесо, проходящая через точку контакта колеса с землей при вращении колеса. См. рисунок 19.

Примечание — Если колесо выпуклое, средняя линия колеса — его наибольший диаметр. Если колесо цилиндрическое, средняя линия колеса расположена на середине его поверхности. В случае двойного колеса средняя линия колеса расположена посередине двух колес (на той же втулке).


Рисунок 19 — Средняя линия колеса


а) Средняя линия выпуклого колеса


Ь) Средняя линия цилиндрического колеса


с) Средняя линия двойного колеса


3.30 колесная база (wheelbase): Продольное расстояние между точками контакта с землей переднего и заднего колес с любым из рулевых колес, развернутых в сторону движения. См. рисунок 20.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.13 приложения А.

Примечание 2 — На рисунке представлен вид сбоку.


1 — колесная база

Рисунок 20 — Колесная база


Предисловие к ИСО 7176-5:2008

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов—членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Главной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническими комитетами, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75 % членов комитета, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

ИСО 7176-5 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК173 «Средства помощи для людей с ограничениями жизнедеятельности», подкомитетом ПК 1 «Кресла-коляски».

Это второе издание отменяет и заменяет первое издание (ИСО 7176-5:1986), являясь его технической переработкой.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:

-    часть 1. Определение статической устойчивости;

-    часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы;

-часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;

-часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования;

-часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса;

-    часть 8. Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

-часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 10. Методы испытаний для определения возможности преодолевать препятствия;

-часть 11. Испытательные манекены;

-    часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;

-    часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний;

-часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

-    часть 16. Стойкость к возгоранию элементов кресла-коляски с мягкой обивкой. Требования и методы испытания;

-    часть 19. Колесные мобильные устройства для применения в качестве сидения в автомобилях;

-    часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 22. Правила установки;

-    часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом;

-часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем;

-    часть 26. Словарь.

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010

Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные понятия технических характеристик кресел-колясок, а также описание соответствующих процедур для измерения размеров и массы кресел-колясок с ручным приводом и с электроприводом, включая скутеры, которые могут быть использованы для оценки их совместимости с условиями окружающей среды.

При этом используется новый подход к предварительному выбору основных размеров из всего набора моделей кресел-колясок за счет учета основных параметров предполагаемого пользователя. Такой подход гарантирует сопоставимость и воспроизводимость полученных результатов испытаний.

Настоящий стандарт предназначен для трех основных групп потребителей:

-    потенциальные и настоящие пользователи кресла-коляски;

-    проектировщики и специалисты по благоустройству;

-    изготовители и поставщики кресла-коляски, сотрудники клинических и испытательных лабораторий.

Те особенности, которые важны для пользователей кресел-колясок и для проектировщиков и специалистов по благоустройству, а именно, габаритные размеры и оценка площади, необходимой для маневрирования, содержатся в разделе 8. Значения характеристик кресел-колясок приводятся в паспорте на кресло-коляску и могут быть использованы для определения перед покупкой пригодности кресла-коляски применительно к конкретным требованиям и потребностям.

Те технические особенности кресел-колясок, которые важны для изготовителей, поставщиков кресел-колясок, сотрудников клинических и испытательных лабораторий, то есть то, что требует учета при изготовлении, установке, регулировании, ремонте или испытании кресел-колясок, включено в приложение А.

В настоящее время действует Технический отчет ИСО/ТО 13570-1 [1], предоставляя упрощенное объяснение различных частей ИСО 7176.

Технический отчет ИСО/TR13570-2 [2] находится в стадии разработки.

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 5

Определение размеров, массы и площади для маневрирования

Wheelchairs. Part 5. Determination of dimensions, mass and maneuvering space

Дата введения — 2011 —10 — 01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы определения размеров и массы кресел-колясок, включая специальные методы определения внешних размеров кресла-коляски вместе с эталонным пользователем и необходимой площади для маневрирования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к предоставлению информации о размерах и массе и содержит пять справочных приложений.

Приложение А определяет методы определения технических размеров, которые могут быть важны для функционирования кресла-коляски.

Приложение В содержит подробную информацию о ширине вращения и ширине разворота.

Приложение С содержит подробную информацию о диаметре вращения.

Приложение D содержит подробную информацию по определению продольной оси и центральной точки кресла-коляски.

Приложение Е содержит техническое руководство и рекомендации для многих измерений, указанные в интересах содействия улучшению понимания, проектирования и изготовления кресел-колясок.

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом и электроприводом (включая скутеры).

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только издание, на которое сделана ссылка. Для недатированных ссылок применяют самое последнее издание документа, на который ссылаются (включая любые изменения).

ИСО 7176-7 Кресла-коляски. Часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса (ISO 7176-7, Wheelchairs — Part 7: Measurement of seating and wheel dimensions)

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs — Part 11: TestduMMies)

ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs — Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования кдокументации и маркировке для обеспечения доступности информации (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling)

Издание официальное

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки (ISO 7176-22:2000, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски — Часть 26: Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs — Part 26: Vocabulary)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 смещение самоориентирующегося колеса (castor wheel misalignment): Поперечное расстояние между точкой контакта самоориентирующегося колеса с землей и точкой, где ось шарнира самоориентирующегося колеса пересекается с землей. См. рисунок 1.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.22 приложения А.

Примечание 2 — Значение, отличное от нуля, обычно указывает на наличие смещения. Полученное значение положительно, если точка контакта самоориентирующегося колеса с землей смещена внутрь относительно точки пересечения оси шарнира с землей, равно нулю, если занимает нужное нейтральное положение, отрицательно, если точка контакта с землей самоориентирующегося колеса смещена наружу от точки пересечения шарнира самоориентирующегося колеса с землей.

Примечание 3 — Рисунки 1а), 1Ь) и 1с) — вид спереди, рисунок Id) — вид сверху.





d) Косая ось


1 — смещение самоориентирующегося колеса


Рисунок 1 — Смещение самоориентирующегося колеса (утрировано)


3.2 фиксированное колесо (fixed wheel): Колесо, которое не может менять ориентацию своей оси относительно кресла-коляски во время движения.

Пример — Приводное колесо, поворотное колесо или рулевое колесо.


2


ГОСТ РИСО 7176-5—2010

3.3 колея передних колес (front wheel track): Расстояние между точками контакта передних колес с землей. См. рисунок 2.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А. 15 приложения А.

Примечание 2 — Вид спереди.

3.4 полная длина загруженного кресла-коляски (full occupied length): Расстояние между передней и задней точками кресла-коляски, включая нижние элементы опоры ног и эталонного пользователя. См. рисунок 3.

Примечание 1 — Измерение — в соответствии с А.8 приложения А.

Примечание 2 — Это измерение применимо, если креспо-коляска имеет фиксированные опоры для ног и/или опоры стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп являются съемными, но не сняты.

3

7_полная длина в загруженном состоянии; 2 — уменьшенная длина в загруженном состоянии;

3 — ширина в загруженном состоянии; 4 — высота в загруженном состоянии

Рисунок 3 — Размеры кресла-коляски в загруженном состоянии

3.5 полная габаритная длина (full overall length): Расстояние между самой передней и самой задней точками кресла-коляски, когда оно собрано и готово к использованию, при этом на нем смонтированы опоры для ног, опоры стоп и антиопрокидыватель. См. рисунок4.

Примечание 1 — Измерения — в соответствии с 8.2.

Примечание 2 — Эти измерения применимы, если кресло-коляска имеет фиксированные опоры для ног и/или опоры стоп или если опоры для ног и/или опоры стоп съемные, но не сняты.

1 — полная габаритная длина; 2 — уменьшенная габаритная длина; 3 — габаритная ширина;

4 — габаритная высота

Рисунок 4 — Габаритные размеры кресла-коляски

4

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010
3.6 клиренс (ground clearance): Минимальное расстояние между загруженным креслом-коляской и землей. См. рисунок 5.

Примечание — Измерения — в соответствии с 8.14.

1 — типичные критические точки; 2 — клиренс

а Колеса, регулируемые опоры ног/стоп и антиопрокидыватель во внимание не принимают.

Рисунок 5 — Клиренс (пример)

3.7    точка контакта с землей (ground contact point): Средняя точка области соприкосновения колеса с землей. См. рисунок 6.

Примечание 1 — Один из способов определения точки контакта с землей заключается в том, что четыре тонких щупа равной толщины и, по крайней мере, с одним ровным краем помещают на испытательную плоскость [примером тонкого щупа может служить кусок жести или другого жесткого материала толщиной (0,5 ± 0,2) мм]. Проталкивают два из них спереди и сзади колеса так, чтобы их ровные стороны были горизонтальны и перпендикулярны к продольной оси кресла-коляски, а затем проталкивают два других щупа с двух боковых сторон под колеса так, чтобы их ровные края были расположены параллельно продольной оси кресла-коляски. Толкают все щупы до тех пор, пока они не упрутся в колесо. Точка контакта с землей находится посередине прямоугольника, образованного ровными краями четырех щупов.

Примечание 2 — Рисунок 6 а) — вид сбоку, 6Ь) — вид спереди, 6с) — вид с 3/4 оборота колеса.

3.8    высота рукоятки (handgrip height): Вертикальное расстояние от земли до контрольной точки рукоятки кресла-коляски.

Примечание — Измерение — в соответствии с 8.4.

5