Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Распространяется на кресла-коляски и устанавливает методы определения эффективности действия тормозной системы (тормозов) кресел-колясок с различными видами привода (ручным, электрическим и т.д.).

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Средства испытаний

5 Порядок подготовки к проведению испытаний

6 Порядок проведения испытаний

7 Правила оформления результатов испытаний

 

11 страниц

Дата введения01.07.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.2009
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

А также в:

Организации:

16.07.1996УтвержденГосстандарт России455
РазработанВсероссийский научно-исследовательский институт стандартизации
РазработанГосударственное научно-производственное предприятие Медоборудование
ИзданИПК Издательство стандартов1996 г.

Wheelchairs. Methods of control for determination of efficiency of braking system

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ТОРМОЗНОЙ

СИСТЕМЫ

БЗ 1-96/48


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Государственным научно-производственным предприятием «Медоборудование» и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1996 г. № 455

3    Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7176—3—88 «Кресла-коляски. Определение эффективности действия тормозного устройства»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1996

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Редактор Р Г Говердовская Технический редактор Н С Гришанова Корректор Т А Васильева Компьютерная верстка Т В Александрова

Изд лиц Ks 021007 от 10 08 95 Сдано в набор 15 08 96 Подписано в печать 17 09 96 Уел печ л 0,70 Уч -изд л 0,43 Тираж 204 экз С 3803 Зак 1229

ИПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер 14 Набрано в Калужской типографии стандартов на ПЭВМ Калужская типография стандартов, ул Московская 256 ПЛР N5 040138

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

Содержание

1    Область применения     1

2    Нормативные ссылки ........1

3    Определения     1

4    Средства испытаний     2

5    Порядок подготовки к проведению испытаний .... 2

6    Порядок проведения испытаний.......3

7    Правила оформления результатов испытаний.....6

2-1229    П1

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Методы испытаний для определения эффективности действия тормозной системы

Wheelchairs. Methods of tests for determination of efficiency of braking system

Дата введения 1997—07—01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски и устанавливает методы определения эффективности действия тормозной системы (тормозов) кресел-колясок с различными видами привода (ручным, электрическим и т. д.).

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены

ГОСТ Р ИСО 7176-13-96 Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательных поверхностей

ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида

ГОСТ Р 50653-94 Кресла-коляски. Термины и определения

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют термины ГОСТ Р 50653.

Издание официальное

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

4 СРЕДСТВА ИСПЫТАНИЙ

4.1    Определение эффективности действия тормозов кресел-колясок с различными видами привода следует осуществлять путем проведения ряда испытаний в условиях, воспроизводящих естественные условия эксплуатации кресел-колясок.

4.2    Испытания следует проводить на ровной и твердой испытательной площадке. Для испытаний стояночного тормоза угол наклона испытательной площадки должен быть регулируемым. Поверхность испытательной площадки должна иметь коэффициент трения в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7176-13.

4.3    Используемый при проведении испытаний кресел-колясок испытательный манекен должен соответствовать ГОСТ Р ИСО 7176-11.

4.4.    Для проведения испытаний кресел-колясок с рычажной системой тормозов следует применять устройство для измерения усилия на органе управления.

4.5.    Для проведения испытаний рабочего тормоза кресла-коляски следует применять датчик момента нажатия на рычаг органа управления.

5 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИИ

5.1    Кресло-коляска должно быть полностью оснащено для нормального использования—подлокотниками и подножками с опорами стопы, за исключением подушек на сиденье.

5.2    Если кресло-коляска оснащено пневматическими шинами, то давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя. Если установлен диапазон давлений, то следует выбирать максимальное значение.

5.3    Для испытаний кресла-коляски используют испытательный манекен соответствующих размеров, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 7176-11, или человека соответствующей массы.

Манекен должен быть расположен как можно глубже в кресле-коляске, на одинаковом расстоянии от его боковых сторон и должен быть надежно закреплен, чтобы исключить его перемещение во время испытаний.

2

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

Если вместо манекена используется человек, то перемещения его корпуса по сравнению со статическим положением манекена во время испытаний должны быть сведены к минимуму.

5.4    Система закрепления корпуса, если она регулируема, должна зафиксировать манекен в положении, соответствующем естественному положению сидящего человека и обеспечивающем наибольшую устойчивость кресла-коляски.

Нижняя часть подножки/ опоры стопы должна находиться на расстоянии (50±3) мм над испытательной площадкой, а сиденье должно быть установлено на высоте, соответствующей нормальной высоте при сидении.

Наклон сиденья по отношению к горизонтальной плоскости должен составлять, по возможности, 4° с понижением к тыльной стороне кресла-коляски.

Наклон спинки сиденья при откинутом назад положении по отношению к вертикали должен, по возможности, составлять 10°.

Угол между сиденьем и подножкой должен, по возможности, составлять 90°.

5.5    Аккумуляторные батареи (аккумуляторы) кресел-колясок с электроприводом должны иметь емкость не менее 75 % номинальной емкости в начале испытаний.

5.6    Тормоза кресла-коляски должны быть отрегулированы в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя.

Если такие требования предприятием-изготовителем не установлены, то кресло-коляску испытывают с тем состоянием тормозов, которое обеспечено предприятием-изготовителем.

6 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

6.1    Испытание стояночного тормоза

6.1.1    На креслах-колясках с электроприводом энергетическая система должна быть отключена.

6.1.2    После регулирования тормозов и полного их включения кресло-коляску устанавливают на испытательную площадку таким образом, чтобы при наклоне площадки кресло-коляска было обращено передней частью вниз по склону площадки, а его поворотные колеса находились в заднем положении.

Увеличивают наклон площадки относительно горизонтальной плоскости до тех пор, пока не произойдет следующее:

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

а)    кресло-коляска начнет скатываться вниз по площадке (тормоз или тормоза не в состоянии удержать кресло-коляску);

б)    кресло-коляска начнет скользить вниз по площадке (недостаточное трение между шинами кресла-коляски и поверхностью испытательной площадки);

в)    кресло-коляска теряет устойчивость (одно или более его колес отрываются от поверхности испытательной площадки).

6.1.3    Повторяют испытания в соответствии с 6.1.2, но при этом кресло-коляску следует располагать на испытательной площадке таким образом, чтобы при наклоне площадки кресло-коляска было обращено передней частью вверх по склону площадки, а его поворотные колеса находились в заднем положении.

6.1.4    При проведении каждого из этих испытаний заносят в протокол испытаний максимальный угол наклона испытательной площадки (с точностью ±Г), при котором испытания были завершены, с одновременным указанием в этом же протоколе причины завершения этих испытаний:

а)    отказ тормозов (проворачивание колес);

б)    отсутствие трения между шинами кресла-коляски и поверхностью испытательной площадки (скольжение);

в)    неустойчивость кресла-коляски (боковые наклонения).

В протоколе испытаний отражают также любые другие замечания, относящиеся к испытаниям.

6.1.5    Для кресел-колясок с рычажной системой тормозов измеряют усилие, необходимое для создания и обеспечения тормозного эффекта, приложенное к центру рукоятки управления тормозом и перпендикулярно к плечу рычага.

6.2 Испытание рабочего тормоза

Примечание — Эти испытания проводят только для кресел-колясок с силовым энергетическим приводом. Испытания кресел-колясок, оборудованных автоматическими тормозами, проводят по 6.2.3.

6.2.1 Испытания осуществляют путем торможения рабочим тормозом кресла-коляски, движущегося по испытательной площадке на максимальной скорости, в три этапа:

а)    при движении кресла-коляски вперед по горизонтальной площадке;

б)    при движении кресла-коляски назад по горизонтальной площадке;

в)    при движении кресла-коляски вперед и вниз по наклонной площадке с углом наклона 5°.

4

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

Во время этих испытаний приводят в действие рабочий тормоз (тормоза) так, чтобы его (их) эффективность была максимальной, и поддерживают его (их) в рабочем состоянии до полной остановки кресла-коляски.

Каждый этап этих испытаний осуществляют не менее трех раз.

Заносят в протокол испытаний средний тормозной путь и максимальную скорость на каждом этапе испытаний вместе с другими данными, относящимися к испытаниям, такими как режим движения, устойчивость, отсутствие трения между шинами колес кресла-коляски и поверхностью испытательной площадки, отказ тормозов.

Тормозной путь следует определять как расстояние, проходимое креслом-коляской с начала торможения, т. е. момента времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение, до полной остановки кресла-коляски. Тормозной путь должен измеряться с точностью ±100 мм.

6.2.2    Испытание для проверки влияния повышения температуры, вызванного длительной работой тормозного устройства на эффективность торможения кресел-колясок с силовым энергетическим приводом, осуществляют на горизонтальной площадке следующим образом.

Кресло-коляску разгоняют с максимальным ускорением до максимальной скорости и затем резко (без удара) останавливают. Эту операцию повторяют десять раз за максимально короткий промежуток времени. После этого сразу же проводят испытание эффективности действия тормозного устройства в соответствии с 6.2.1, этап а.

6.2.3    Испытания для определения тормозного пути при автоматическом торможении осуществляют следующим образом.

Кресло-коляску разгоняют до его максимальной скорости, после чего отпускают механизм управления.

Испытания осуществляют в два этапа:

а)    при движении кресла-коляски вперед по горизонтальной площадке;

б)    при движении кресла-коляски вперед и вниз по наклонной площадке с углом наклона 5°.

Каждый этап испытаний следует проводить не менее трех раз.

В протокол испытаний заносят средний тормозной путь на каждом этапе испытаний, а также другие данные, относящиеся к испытаниям, например, режим движения.

5

ГОСТ Р ИСО 7176-3-96

7 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

Результаты испытаний по определению эффективности тормозной системы оформляют протоколом.

Протокол испытаний должен содержать:

а)    ссылку на настоящий стандарт;

б)    тип изделия и обозначение по ГОСТ Р 50603;

в)    наименование и адрес предприятия-изготовителя кресла-коляски;

г)    фотоснимок кресла-коляски, подготовленного для проведения испытаний;

д)    наименование и адрес предприятия, проводившего испытания;

е)    результаты испытаний, проведенных в соответствии с 6.1 и 6.2;

ж)    усилие, в ньютонах, на органе управления тормозами во время испытаний;

з)    технические данные испытательной нагрузки, используемой при проведении испытаний.

6