Определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенных для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч.
Идентичен ISO 7176-3:2012
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Принцип
5 Оборудование для испытания
6 Подготовка кресла-коляски к испытанию
7 Работа тормозов
8 Отчет об испытаниях
9 Раскрытие информации
Приложение А (обязательное)Тормозные рычаги. Определение прикладываемого усилия
Приложение В (справочное) Ручные рабочие тормоза. Определение эффективности
Приложение С (справочное) Рабочие тормоза. Альтернативный метод испытания
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
16 страниц
Дата введения | 01.01.2017 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
28.10.2015 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 2170-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ | ||
Разработан | РОИ Центр гуманитарных программ | ||
Издан | Стандартинформ | 2016 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Часть 3
(ISO 7176-3:2012, ЮТ)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2016 |
1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» (РОИ «Центр гуманитарных программ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. № 2170-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-3:2012 «Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы» (ISO 7176-3:2012 «Wheelchairs — Part 3: Determination of effectiveness of brakes», IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2016
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
Приложение А (обязательное)
А.1 Метод испытания
a) Выбор части рычага, к которой прикладывают усилие в следующих вариантах (см. рисунок А.1) с приоритетом для выбора, данным ранее в последовательности, представленной ниже:
1) если рычаг имеет обычную сферическую головку, прикладывают усилие к центру головки;
2) если рычаг конусной формы, прикладывают усилие в точке, в которой наибольшее поперечное сечение пересекает ось рычага;
3) если форма рычага такая, что рычаг захватывают всей рукой, прикладывают усилие к оси рычага на расстоянии 15 мм от его конца;
4) если тормоз включают толканием или натяжением стержня или колодки, прикладывают усилие к центру тяжести стержня или колодки;
5) если рычаг параллельный или какой-либо другой формы, отличной от указанных выше форм, прикладывают усилие в точке на оси рычага на расстоянии 15 мм ниже его верхнего торца;
6) если рычаг телескопический или снабжен удлиненной ручкой, прикладывают усилие в точке на расстоянии 15 мм от конца полностью удлиненного рычага.
b) Устанавливают средства для включения тормоза, прикладывая усилие через устройство измерения силы, указанное в 5.6 и выровненное, как показано на рисунке А.1.
c) Полностью прикладывают усилие к тормозу через устройство измерения силы и регистрируют максимальное приложенное усилие. Усилие должно быть приложено под прямым углом ± 5° к рычагу в точке, где тормоза начинают действовать. Хотя угол рычага может изменяться из-за его движения, направление усилия должно быть постоянным.
d) Выполняют процедуру по перечислению с) три раза, поворачивая соответствующее колесо между приложениями усилий, и рассчитывают с достаточной точностью, Н, среднее арифметическое значение измеренных сил.
1 — точка поворота рычага; 2 — рычаг со сферической головкой; 3 — конусообразный рычаг;
4 — параллельный рычаг; 5 — рычаг типа велосипедного тормоза; 6 — траектория точки приложения силы
Рисунок А.1 —Приложение усилия к тормозам, управляемым вручную
7
Приложение В (справочное)
В.1 Общие положения
Предупреждение — Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.
Это испытание применяют ко всем креслам-коляскам, оснащенным ручными рабочими тормозами.
Примечание — Этот метод испытания находится еще в стадии разработки и, следовательно, включен в стандарт как справочное приложение.
В.2 Рекомендации
Когда испытывают, как определено в В.З, рабочие тормоза кресла-коляски должны быть способны остановить кресло-коляску без какого-либо нестандартного поведения, такого как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или разворот в одну сторону.
В.З Метод испытания
a) Подготавливают кресло-коляску, как определено в разделе 6.
b) Устанавливают кресло-коляску так, чтобы оно могло быть приведено в действие.
c) Обеспечивают рабочую температуру тормозной системы.
Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
d) Выполняют процедуру по перечислениям е) — i) в пределах 5 мин по завершении процедуры по перечислению с).
e) Выполняют одно из следующих испытаний:
1) Если кресло-коляска с электроприводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости на максимальной скорости. Измеряют и регистрируют максимальное достигнутое значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 2 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
2) Если кресло-коляска с ручным приводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости, измеряя скорость в соответствии с ИСО 7176-6. Когда скорость превысит 7 км/ч, прекращают приводить в движение кресло-коляску и дают креслу-коляске возможность замедлить движение естественным образом. Переходят к процедуре по перечислению f), когда скорость достигнет значения (6 ± 0,5) км/ч.
f) Останавливают кресло-коляску, воздействуя на рабочие тормоза так быстро, как практически возможно, прикладывая усилия, не превышающие значений, указанных в таблице 1, определенных согласно приложению А.
д) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов до окончательной его остановки.
h) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормоза или поворот в одну сторону.
i) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений.
j) Повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и 10° к горизонтали, исключая, что в перечислении е) 2), прекращают приводить в движение кресло-коляску перед тем, как оно достигнет скорости (6 ± 0,5) км/ч, и дают креслу-коляске возможность ускоряться и замедляться естественным образом.
k) Если необходимы результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя указанные углы наклона.
В.4 Отчет об испытаниях
Результаты испытания должны быть представлены в отчете об испытаниях, как указано в таблице 2 для нормальной работы.
В.5 Раскрытие информации
Результаты должны быть раскрыты, как определено в 9, перечисление Ь), для нормальной работы. Если кресло-коляска имеет ручной привод, вместо слов «нормальная работа» используют слова «нормальная работа
(от 6 км/ч)».
8
Приложение С (справочное)
Большинство испытательных наклонных поверхностей, используемых сегодня, имеют длину приблизительно 10 м и могут быть установлены на угол 10°. Если кресло-коляска имеет номинальную скорость более 10 км/ч, то маловероятно, что кресло-коляска способно ускориться до максимальной скорости и остановиться на такой испытательной наклонной поверхности.
Кресло-коляска с номинальной скоростью 15 км/ч на наклонных поверхностях с углом наклона 10° обычно достигает скорости, приблизительно равной 19 км/ч. Чтобы испытать такое кресло-коляску, испытательная наклонная поверхность должна быть, по крайней мере, длиной 15 м. Наклонная поверхность такого размера не осуществима для большинства испытательных средств.
Испытание рабочих тормозов кресла-коляски на наклонной поверхности, которая не имеет указанного коэффициента трения или которая не является объектом с указанными условиями окружающей среды, предпочтительно вообще не проводить.
Метод испытания, определенный в настоящем приложении, дает информацию о том, сможет ли кресло-коляска безопасно остановиться, но не дает сопоставимые измерения тормозного пути. Метод также предусматривает испытание на наклонных поверхностях с углом наклона более 10° в соответствии с требованиями, заявленными изготовителем.
С.2 Метод испытания
Данный метод испытания применим только к креслам-коляскам с электроприводом.
a) Проводят испытание на наклонном испытательном пандусе, который может находиться внутри или снаружи помещения. Испытательный пандус должен иметь область, наклоняемую к горизонтали на требуемые углы наклона с точностью ± 1 °, и достаточной длины, чтобы кресло-коляска, перемещающееся вниз по склону на максимальной скорости, могло остановиться в пределах этой области. Термин «зона измерения» используют относительно этой области. Коэффициент трения испытательного пандуса может не соответствовать ИСО 7176-13, но пандус должен быть сухим, необледенелым, свободным от посторонних материалов (таких, как гравий) и достаточно ровным.
Пример 1 — Наклонная асфальтовая тропинка.
b) Включают систему привода мотора.
c) Обеспечивают, чтобы любая силовая установка и любая тормозная система имели рабочую температуру.
Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
d) Выполняют процедуру по перечислениям е) — h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению с).
e) Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вниз по наклонному испытательному пандусу к «зоне измерения». Измеряют и регистрируют максимальное значение скорости, достигнутой в пределах этой «зоны измерения», как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 2 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
f) Останавливают кресло-коляску в пределах этой зоны измерения, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.
Примечание 3 — В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, работающих вручную, см. приложение В.
д) Определяют и регистрируют, остановилось ли кресло-коляска безопасным способом.
h) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.
i) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) при движении кресла-коляски по команде на реверс вниз по наклонному испытательному пандусу.
j) Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — i), используя указанные углы наклона.
Пример 2 — Если изготовитель заявляет максимальный рабочий угол наклона более 10 ° проводят испытание при требуемом угле наклона.
Примечание 4 — Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.
С.З Рабочие тормоза, работа при команде на реверс
Повторяют процедуры по разделу С.2, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.
С.4 Рабочие тормоза, аварийный режим
Повторяют процедуры по разделу С.2, останавливая кресло-коляску, используя способ, указанный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлена инструкция, выключая кресло-коляску.
10
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1 | ||||||||||||||||||||||||
|
11
[1] ISO 7176-1, Wheelchairs — Part 1: Determination of static stability
[2] ISO 9355-3, Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators — Part 3: Control actuators
УДК 615.478.3.001.4:006.354 OKC 11.180.10 P23 ОКП94 5150
Ключевые слова: кресла-коляски, эффективность действия тормозной системы, методы испытаний
Редактор А.К. Давыдова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Е.И. Мосур
Подписано в печать 08.02.2016. Формат 60х841/в.
Уел. печ. л. 1,86. Тираж 31 экз. Зак. 377.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75 % проголосовавших членов комитета.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
Международный стандарт ИСО 7176-3 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».
Настоящее третье издание аннулирует и заменяет второе издание (ИСО 7176-3:2003), все разделы которого были технически пересмотрены.
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:
- часть 1. Определение статической устойчивости:
- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом:
- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;
- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;
- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;
- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;
- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;
- часть 11. Испытательные манекены;
- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;
- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;
- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;
- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидений в автомобилях;
- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;
- часть 22. Правила установки;
- часть 25 Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;
- часть 26. Словарь;
- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.
Ill
Работа тормозной системы кресла-коляски может быть критична для безопасности. Испытания, определенные в настоящем стандарте, определяют способность кресла-коляски останавливаться безопасным способом на уровне земли и на склоне и определяют способность кресла-коляски оставаться неподвижным при парковке на склоне.
IV
Определение эффективности действия тормозной системы
Wheelchairs. Part 3. Determination of effectiveness of brakes
Дата введения — 2017—01—01
Настоящий стандарт определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенных для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч. Стандарт также определяет требования к раскрытию информации изготовителем.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).
ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs — Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)
ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs — Part 11: Test dummies)
ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs — Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)
ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к информационному описанию, документации и маркировке (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labeling)
ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Процедуры установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)
ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs — Part 26: Vocabulary)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 опрокидывание (tipping): Поворотное движение кресла-коляски, которое происходит, когда вертикальная проекция центра массы кресла-коляски с пользователем смещается наружу многоугольника, соединяющего точки контакта с землей всех работающих колес.
Примечание 1 — Момент, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться, достигается, когда силы под всеми поднятыми рабочими колесами становятся равны нулю (т.е. имеется сила, проходящая только через одну сторону многоугольника). Для уточнения см. [1].
3.2 скольжение (sliding): Движение кресла-коляски по испытательной поверхности, когда есть разница в скорости между испытательной поверхностью и поверхностью качения тормозных колес.
Выполняют ряд операций торможения кресла-коляски и измеряют и наблюдают результирующие реакции кресла-коляски.
5.1 Жесткие, ровные испытательные плоскости и пандус.
5.1.1 Все испытательные плоскости, определенные в этом разделе, должны быть жесткими с коэффициентом трения поверхности, определенным в ИСО 7176-13, и достаточного размера, чтобы
Издание официальное
проводить испытания. Поверхность должна быть ровной, так что любые две точки на расстоянии 1 м на плоскости должны находиться между двумя воображаемыми горизонтальными плоскостями, разнесенными на расстоянии 5 мм, как показатель плоскостности. Соответствие этому требованию может быть оценено, используя поверочную линейку длиной 1 м.
Примечание — Воображаемые плоскости предназначены для предоставления средства измерения плоскостности испытательной поверхности.
Плоскости и пандусы по 5.1.2—5.1.4 могут быть объединены в один или два блока, гарантируя, что требования ровной/накпонной поверхности для каждого применяемого типа ровной/наклонной поверхности удовлетворены.
5.1.2 Жесткая, ровная, горизонтальная испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и иметь в процессе испытания отклонение от горизонтали не более 0,5 °в наклоне или поперечном уклоне.
5.1.3 Жесткая, ровная, регулируемая испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания стояночного тормоза, имеющая регулируемый угол наклона относительно единственной оси наклона по горизонтали.
Если наклон испытательной плоскости увеличивается непрерывно, скорость его увеличения не должна превышать 1 °/с при приближении к углу опрокидывания.
Если наклон испытательной плоскости увеличивается пошагово, размер шага не должен превышать 0,5 ° и движение между шагами должно быть достаточно гладким, чтобы не оказывать влияния на результаты испытания.
Примечание — Диапазон наклона от горизонтали до 25° обычно является достаточным для большинства кресел-колясок.
5.1.4 Жесткий, ровный, наклонный испытательный пандус, который должен отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания рабочего тормоза, который может быть установлен под определенным углом наклона с допуском
( +q5)° или который фиксируют при этом угле наклона. Соответствие требуемому углу наклона может быть оценено, используя угломер, определенный в 5.5.
Примечание 1 — Если угол фиксированный, следует использовать несколько различных испытательных пандусов.
Примечание 2 — Рекомендуемый минимальный размер равен 5 х 1,5 м, но размер 10 х 1,5 м часто будет необходим.
5.2 Испытательный манекен, как определено в ИСО 7176-11, с соответствующим закреплением, или пользователь в качестве испытателя.
Примечание 1 — Если используют манекен, может быть использовано устройство дистанционного управления для управления креслом-коляской.
Примечание 2 — Пользователь в качестве испытателя должен быть внимательным, чтобы минимизировать любое перемещение во время испытания, так как это может оказать влияние на результат.
5.3 Дополнительные грузы с соответствующим закреплением для добавления к испытателю, для получения массы и распределения массы, эквивалентной применяемому манекену.
5.4 Средства измерения тормозного пути, чтобы измерять тормозной путь кресла-коляски с точностью ± 50 мм.
5.5 Угломер для измерения угла наклона испытательной плоскости относительно горизонтали с точностью ± 0,2
5.6 Средства измерения силы, чтобы измерять силу с точностью 5 % в диапазоне от 10 до 250 Н.
6 Подготовка кресла-коляски к испытанию
Перед началом последовательности испытаний подготавливают испытуемое кресло-коляску следующим образом.
a) Устанавливают кресло-коляску, как определено в ИСО 7176-22. Если используют испытательный манекен, выбирают и устанавливают манекен, как определено в ИСО 7176-22, и добавляют крепления, чтобы минимизировать перемещение манекена. Если используют пользователя в качестве испытателя, размещают и закрепляют дополнительные грузы (см. 5.3), чтобы придать в основном аналогичное распределение массы, как у испытательного манекена, когда пользователь в качестве испытателя сидит в кресле-коляске.
b) Регулируют тормоза таким образом, что:
- когда инструкции изготовителя по применению определяют способ регулирования тормозов, тормоза регулируют в соответствии с этими инструкциями;
- если нет спецификаций, тормоза регулируют так, чтобы прикладываемые усилия находились в пределах диапазонов, определенных в таблице 1;
- где тормоза не могут быть отрегулированы так, чтобы получать прикладываемые усилия, как определено в таблице 1, тормоза регулируют так, чтобы значения прикладываемых усилий находились как можно ближе к значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Прикладываемые усилия | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Если прикладываемое усилие превышает значение, определенное в таблице 1, прикладываемое усилие должно быть описано, как определено в разделе 9. |
c) Непосредственно перед испытанием состояние кресла-коляски должно быть таким, как после содержания его при окружающей температуре 20 °С ± 10 °С в течение, по крайней мере, 3 часов.
d) Если используют пользователя в качестве испытателя, сажают в кресло-коляску пользователя.
Предупреждение — Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.
Проводят испытания, определенные в 7.2—7.5, в любом порядке.
Это испытание применимо к стояночным тормозам, если имеются, для всех типов кресел-колясок. Если кресло-коляска оснащено более чем одной системой стояночного тормоза, где каждая система может работать независимо, обе системы должны оцениваться отдельно.
Пример — Кресло-коляска с электроприводом с автоматическим стояночным тормозом, который является частью силовой установки, и ручным стояночным тормозом, который действует непосредственно на колеса, следует рассматривать как имеющее отдельные независимые стояночные тормоза.
a) Устанавливают регулируемую испытательную плоскость на угол наклона менее 2 °.
b) Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.
Примечание 1 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
c) Выполняют процедуру по перечислениям d) — h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению Ь).
d) Размещают кресло-коляску, повернутое для спуска, на регулируемой испытательной плоскости с любыми самоориентирующимися колесами в положении смещения. Для выравнивания кресла-коляски выбирают пару колес, которые перпендикулярны направлению движения и находятся на одной и той же оси. Выравнивают кресло-коляску таким образом, чтобы общая ось пары колес была параллельна оси наклона плоскости с допуском ±3°.
Примечание 2 — Предпочтительно для выравнивания использовать пару, колес наиболее удаленных от спуска.
e) Выключают любые контроллеры.
f) Полностью включают один стояночный тормоз и отключают все другие стояночные тормоза, которые могут работать независимо.
3
Примечание 3 — Если предполагается использовать два или более стояночных тормоза параллельно, согласно инструкции изготовителя, включают их одновременно; примером могут служить ручные тормоза на левое и правое колеса.
д) Увеличивают угол наклона плоскости до тех пор, пока кресло не начнет перемещаться вниз по склону. Если кресло-коляска начнет наклоняться (см. 3.1) прежде, чем начнет скользить (см. 3.2) или перекатываться вниз по склону, прикладывают минимальную силу, необходимую для предотвращения наклона кресла-коляски. Прикладывают силу к верхним по склону колесам в направлении, перпендикулярном испытательной плоскости. Убеждаются, что силу прикладывают таким способом, при котором оказывается минимальное влияние на скольжение или перекатывание.
h) Измеряют и регистрируют с наибольшей точностью угол наклона плоскости в момент начала перемещения и вид перемещения.
Примечание 4 — Обычными видами перемещения являются вращение колес, скольжения колес и сползание покрышек с обода колеса.
i) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) с креслом-коляской, повернутым вверх по склону, когда плоскость наклонена.
j) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) для каждого стояночного тормоза, который может работать независимо.
7.3 Рабочие тормоза, нормальный режим
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Примечание 1 — В приложении В представлен рекомендуемый метод испытания для определения эффективности действия ручных рабочих тормозов, установленных на креслах-колясках.
Примечание 2 — Если полный испытательный цикл не может быть выполнен на наклонном пандусе, см.приложение С.
a) Включают систему привода мотора.
b) Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.
Примечание 3 — Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
c) Выполняют процедуру по перечислениям d) — g) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению Ь).
d) Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вдоль горизонтальной испытательной плоскости. Измеряют и регистрируют достигнутое максимальное значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 4 — Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
е) Останавливают кресло-коляску, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.
Примечание 5 — В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, управляемых вручную, см. приложение В.
f) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов по перечислению е) до окончательной его остановки.
д) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см. 3.1), скольжение (см. 3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.
h) Повторяют процедуру по перечислениям а) — д) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений. Регистрируют это значение в отчете об испытаниях, как определено в таблице 2.
i) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h) при движении кресла-коляски по команде на реверс на горизонтальной испытательной поверхности.
j) Повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя наклонный испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и затем 10° относительно горизонтали, с креслом-коляской, перемещающимся вперед вниз и затем вниз по команде на реверс. Если изготовитель определяет максимальный уклон, при котором кресло-коляску следует использовать, испытание при угле наклона круче, чем определенный изготовителем угол, не проводят, но повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя указанный изготовителем угол наклона.
k) Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по перечислениям а) — h), используя указанные углы наклона.
Примечание 6 — Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.
7.4 Рабочие тормоза, команда на реверс
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Повторяют испытания по 7.3, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.
7.5 Рабочие тормоза, аварийный режим
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Повторяют испытания по 7.3, останавливая кресло-коляску, используя способ, установленный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлены инструкции, выключая кресло-коляску.
Отчет об испытании должен содержать следующую информацию:
a) ссылку на это издание настоящего стандарта, используемого при испытании;
b) наименование и адрес организации, проводившей испытания;
c) наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;
d) дату составления отчета об испытаниях;
e) тип кресла-коляски и номер серии и партии;
f) массу используемого манекена или, если используют пользователя в качестве испытателя, массу испытателя и дополнительных грузов;
д) подробности установки кресла-коляски, как определено в ИСО 7176-22, включая оборудование и регулировки;
h) фотографию кресла-коляски в комплектации для проведения испытания;
i) описание испытанного(ых) стояночного(ых) тормоза(ов), включая способ воздействия, такой как пальцем/рукой/стопой, управление ручное, электрическое, автоматическое, и направление приложения;
j) если подготовка кресла-коляски требует измерения предварительно отрегулированной прикладываемой к тормозу силы, как определено в разделе 6, перечисление Ь), указывают силу Н, требуемую для работы тормозов во время этих испытаний.
Примечание 1 —Это может включать исполнительный механизм;
k) результаты испытания стояночного тормоза, полученные по 7.2;
l) результаты испытания рабочих тормозов, полученные по 7.3 — 7.5, включая каждое среднее значение минимального тормозного пути для каждой взаимосвязанной максимальной испытательной скорости.
Примечание 2 — В таблице 2 показано, как эти результаты могут быть представлены;
т) любое замеченное нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, как определено в 7.3, перечисление д);
п) перечень оборудования, использованного при испытании;
о) была ли приложена сила для предотвращения опрокидывания.
Следующие результаты должны быть представлены в листах спецификации изготовителя в формате, определенном в ИСО 7176-15:
a) стояночные тормоза, если установлены:
- максимальный наклон при подъеме;
- максимальный наклон при спуске;
- усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в таблице 1;
b) рабочие тормоза, если установлены, минимальный тормозной путь при максимальной скорости движения вперед на горизонтальной поверхности:
- при нормальном режиме;
- по команде на реверс;
- при аварийном режиме;
- усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в таблице 1.
5
Таблица 2 — Результаты испытания рабочих тормозов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кресло-коляска должно быть остановлено безопасным способом согласно приложению С, если испытания не могут быть выполнены, как указано выше. |
6