Стр. 1
 

16 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на кресла-коляски, относящие к классификационной группировке 12.21 по ИСО 9999 и предназначенные для передвижения внутри и вне помещения людей, масса которых не превышает максимальную массу испытательного манекена по ИСО 7176-11.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для определения статической устойчивости кресел-колясок, включая скутеры

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Принцип

5 Оборудование для испытаний и средства измерений

6 Подготовка кресла-коляски к испытаниям

7 Регулировка кресла-коляски

8 Размещение испытательнго манекена в кресле-коляске

9 Испытание на переднюю статическую устойчивость

10 Испытание на заднюю статическую устойчивость

11 Испытание на заднюю статическую устойчивость кресла-коляски при наличии устройств против опрокидывания назад

12 Испытание на боковую статическую устойчивость

13 Протокол испытаний

14 Сообщение о результатах испытаний

Приложение А Методы предотвращения скольжения колес на испытательной плоскости

Приложение В Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Показать даты введения Admin

Страница 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р исо 7176-1 — 2005


КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Ч а с т ь 1

Определение статической устойчивости

ISO 7176-1:1999 Wheelchairs —

Part 1: Determination of static stability (IDT)

Издание официальное

3

8

1

m

2


Стжужрпмфор*

Страница 2

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные попожения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП «ВНИИстацдарт»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2005 г. N9 207-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-1:1999 «Кресла-коляски — Часть 1: Определение статической устойчивости» (ISO 7176-1:1999 «Wheelchairs — Part 1: Determination of static stability»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых представлены в дополнительном приложении В

5    Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N9 36

6    ВЗАМЕН ГОСТ Р 50604-93

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваомом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведо/лление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

© Стандартинформ. 2005

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Страница 3

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Содержание

1    Область применения............................................................... 1

2    Нормативные ссылки............................................................... 1

3    Термины и определения............................................................. 1

4    Принцип.......................................................................... 2

5    Оборудование для испытаний    и средства измерений..................................... 2

6    Подготовка кресла-коляски к испытаниям.............................................. 2

7    Регулировка кресла-коляски......................................................... 3

8    Размещение испытательного манекена в кресле-коляске................................. 3

9    Испытание на переднюю статическую устойчивость...................................... 3

10    Испытание на заднюю статическую устойчивость....................................... 5

11    Испытание на заднюю статическую устойчивость кресла-коляски при наличии устройств против

опрокидывания назад.............................................................. 8

12    Испытание на боковую статическую устойчивость....................................... 8

13    Протокол испытаний...............................................................10

14    Сообщение о результатах испытаний.................................................10

Приложение А (справочное) Методы предотвращения скольжения колес на испытательной

плоскости..............................................................11

Приложение В (обязательное) Сведения о соответствии национальных стандартов

Российской Федерации ссылочным международным стандартам................12

Страница 4

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО (ISO)] является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией [МЭК (IEC)) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Руководства ИСО/МЭК. Часть 3.

Проекты международных стандартов, одобренные техническим комитетом, направляют на согласование членам этого комитета. Для публикации международных стандартов требуется оформление одобрения не менее 75 % проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, имеющих патентные права. ИСО не несет ответственности за патентную чистоту.

Международный стандарт ИСО 7176-1 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические системы и средства помощи для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности», подкомитетом ПК 1 «Кресла-коляски».

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком «Кресла-коляски»:

-    Часть 1: Определение статической устойчивости.

• Часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом.

-    Часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы.

-    Часть 4: Определение запаса хода кресеп-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии.

-    Часть 5: Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота.

-    Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом.

-    Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски.

-    Часть 8. Определение статической, ударной и усталостной прочности.

-    Часть 9: Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом.

-    Часть 10: Определение возможности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия.

-    Часть 11: Испытательные манекены.

-    Часть 13: Определение коэффициента трения испытательных поверхностей.

-    Часть 14: Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний.

-    Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке.

-    Часть 16: Сопротивление возгоранию частей с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний.

-    Часть 22. Правила установки.

Кроме того, следующие части также включены в рабочую программу ИСО/ТК 173.

-    Часть 17: Средства управления серийным интерфейсом кресла-коляски с электроприводом.

-    Часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья.

-    Часть 20: Определение эксплуатационных характеристик кресел-колясок стоячего типа.

-    Часть 21: Электромагнитная совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний.

IV

Страница 5

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 1

Определение статической устойчивости

Wheelchairs. Part 1. Determination of static stability

Дата введения — 2006—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски, относящиеся к классификационной группировке 12.21 по ИСО 9999 и предназначенные для передвижения внутри и вне помещения людей, масса которых не превышает максимальную массу испытательного манекена по ИСО 7176-11.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для определения статической устойчивости кресел-колясок, включая скутеры.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты (при этом стороны, заключающие соглашения на основе настоящего стандарта, допжны применять самые последние издания нижеприведенных стандартов):

ИСО 6440: 1985 Кресла-коляски —Номенклатура. Термины и определения

ИСО 7176-7:1996 Кресла-коляски — Часть 7: Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски

ИСО 7176-11:1992 Кресла-коляски — Часть 11: Испытательные манекены

ИСО 7176-15:1996 Кресла-коляски — Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке

ИСО 7176-22:2000 Кресла-коляски — Часть 22: Правила установки

ИСО 9999:1992 Технические средства помощи для инвапидов — Классификация

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6440, а также спедующие термины с соответствующими определениями:

3.1    блокируемые колеса: Копеса. оборудованные стояночными тормозами, или колеса, блокировка которых осуществляется средствами приведения креспа-коляски в движение (например, руками, рычагами, двигатепями).

3.2    предельный угол наклона: Угоп наклона испытательной плоскости, при котором сила давления колес кресла-коляски, находящихся вверху на плоскости, становится равной нулю.

Примечание—Для определения момента, когда вышеупомянутая сила давления становится равной нулю, существует ряд методов, например протягивание листа бумаги под колесами, визуальная фиксация момента отрыва колес от испытательной плоскости или использование средств измерений силы.

3.3    устройство против опрокидывания: Элемент кресла-коляски, до определенной степени препятствующий опрокидыванию.

Издание официальное

1

Страница 6

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

3.4 предельный угол наклона для устройства против опрокидывания назад: Угол наклона испытательной плоскости, при котором сипа давпения задних копес креспа-копяски на плоскость становится равной нулю.

4 Принцип

В зависимости от направпения наклона кресло-копяска может опрокидываться относитепьно оси. проходящей через точки контакта копес с землей (если вращение колес относительно рамы заблокировано). ипи относитепьно оси копес (еспи копеса не забпокированы). Угон наклона, при котором кресло-копяска опрокидывается относительно оси, соответствующей направпению наименьшей устойчивости, опредепяют на испытательной плоскости с регулируемым наклоном, увеличивая его до тех пор. пока не будет достигнут предельный угол наклона.

5    Оборудование для испытаний и средства измерений

5.1    Испытатепьная ппоскость. представпяющая собой ровную жесткую поверхность достаточного размера дпя установки креспа-копяски: в процессе испытаний прогиб ислытатепьной ппоскости не допжен превышать 5 мм.

Примечание 1 — Прогиб испытательной плоскости контролируют с помощью воображаемых параллельных плоскостей.

Примечание 2 — Кресло-коляску устанавливают по линиям, параллельным и перпендикулярным оси наклона испытательной плоскости.

5.2    Приспособления для регулировки наклона ислытатепьной плоскости.

Примечание — При плавном увеличении наклона испытательной плоскости скорость изменения наклона не должна превышать Г/с при приближении к углу опрокидывания. При шаговом увеличении наклона испытательной плоскости размер шага не должен влиять не достоверность полученного значения предепьного угла наклона.

5.3    Приспособления, препятствующие вращению колес кресла-коляски или роликов устройств против опрокидывания, но не препятствующие свободному наклону кресла-коляски относительно выбранной для испытания оси опрокидывания.

5.4    Приспособпения, предотвращающие скопьжение копес или устройств против опрокидывания, но не препятствующие свободному наклону кресла-коляски относительно точек контакта с испытатепь-ной плоскостью.

Примечание 1 — Примеры приведены в приложении А.

Примечание 2 — Применение упоров перед заблокированными колесами, находящимися внизу на плоскости. неприемлемо, так как в этом случае изменяется положение оси вращения при опрокидывании.

5.5    Ограничитель наклона, предотвращающий падение кресла-коляски на испытатепьную ппоскость. но не впияющий на устойчивость креспа-копяски и не ограничивающий возможные деформации ипи свободный наклон кресла-коляски.

5.6    Средства измерений угла наклона ислытатепьной ппоскости с точностью не менее ± 0.2°.

5.7    Испытатепьный манекен по ИСО 7176-11.

6    Подготовка кресла-коляски к испытаниям

6.1    При подготовке к испытанию:

a)    оснащают кресло-копяску оборудованием, указанным изготовителем, или

b)    если оборудование не указано, оснащают кресло-коляску для нормального использования, включая подлокотники, подножки и опоры стоп.

6.2    Дпя креспа-копяски с пневматическими шинами:

a)    накачивают их так. чтобы давпение соответствовапо инструкции изготовитепя. ипи

b)    еспи предусмотрен диапазон давпения. выбирают максимапьное давпение.

6.3    Регупируют стояночные тормоза согпасно инструкции изготовитепя.

6.4    Удапяют незакрепленные подушки креспа-копяски.

2

Страница 7

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

6.5 Если есть опасность вытекания жидкости из батарей, то заменяют их предметом той же массы и центра тяжести.

7 Регулировка кресла-коляски

Испытания (кроме испытания устройства против опрокидывания, в соответствии с разделом 11) проводят в наибопее и наименее устойчивых конфигурациях, определяемых положением регулируемых элементов кресла-коляски, указанных в таблицах 1—3. Может возникнуть необходимость провести эксперименты для определения наиболее и наименее устойчивых конфигураций применитепьно к другим элементам. Если не указано иное, данные регулировки должны соответствовать ИСО 7176-22 и не противоречить условиям нормальной эксппуатации, определенным изготовителем.

Примечание — Испытания могут быть проведены и для других положений регулируемых элементов (например, для конфигурации средней устойчивости).

8 Размещение испытательного манекена в кресле-коляске

8.1    Выбирают один из испытательных манекенов по ИСО 7176-11, максммапьная масса которого соответствует указанной в инструкции изготовителя. Если манекен такой массы отсутствует, выбирают манекен большей массы следующей градации.

8.2    Определяют угол наклона спинки кресла-коляски по ИСО 7176-7.

8.3    Проверяют, чтобы шарнир между спинной и тазобедренной секциями был свободен при размещении испытательного манекена в кресле-коляске.

8.4    Помещают испытатепьный манекен по центру сиденья кресла-коляски.

8.5    Регулируют продольное положение испытательного манекена так. чтобы угол наклона спинной секции совпал с углом наклона спинки креспа-копяски по 8.2.

8.6    Закрепляют испытательный манекен в креспе-коляске так. чтобы в процессе испытаний была полностью исключена возможность его перемещения (если иное не указано) и чтобы углы между элементами испытательного манекена не изменялись. Средства крепления испытательного манекена в кресле-коляске (например, болты, ремни, крепеж для соединения стыков испытательного манекена) не должны деформировать элементы кресла-коляски и не должны влиять на его устойчивость.

9 Испытание на переднюю статическую устойчивость

9.1    Общие положения

Для кресла-коляски с двумя передними колесами предельный угол наклона определяют следующим образом:

a)    для кресла-коляски с меблокируемыми передними колесами — только по 9.2 и 9.4 ипи

b)    для кресла-коляски с блокируемыми передними колесами (3.1) — по 9.3 и 9.5.

Примечание 1 — Для кресла-коляски с одним передним колесом или двумя передними колесами, расположенными очень близко друг к другу, испытания на устойчивость проводят в соответствии с требованиями раздела 12.

Примечание 2 — Испытания, установленные в разделах 9—12. могут быть проведены в любой последовательности.

Предупреждение: Испытания могут быть опасны. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

9.2    Колеса не заблокированы и кресло-коляска в наименее устойчивой конфигурации

9.2.1 Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наименее устойчивой конфигурации по табпице 1.

3

Страница 8

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Таблица 1 — Передняя устойчивость

Регулируемый элемент кресла-коляски

Наименее

устойчивое

положение

Наиболее

устойчивое

положение

Положение заднего колеса продольное

Вперед

Назад

Положение самоориентирующегося колеса относительно рамы продольное

Назад

Вперед

Положение сиденья продольное

Вперед

Назад

Положение сиденья по вертикали

Верхнее

Нижнее

Положение спинки продольное

Вперед

Назад

Положение откидывающейся назад спинки

Поднятое

Опущенное

Положение сиденья наклонное

Поднятое

Опущенное

Положение поднимающейся подножки

Вверх

Вниз

9.2.2    Помещают кресло-коляску на горизонтальную испытательную плоскость так. чтобы направление движения вперед совпадало с направлением последующего наклона плоскости, при этом линия осей передних колес и ось наклона испытательной плоскости допжны быть параллельны между собой с допустимым отклонением ± 3°.

9.2.3    Устанавливают самоорментирующиеся или ведущие колеса в положение, соответствующее движению на спуск, как показано на рисунках 1—5.

9.2.4    Устанавпивают приспособления, препятствующие вращению копес кресла-коляски на испытательной плоскости (5.3 и рисунок 1).

1 — испытательная плоскость. 2 — вертикаль: 3 — ограничитель дальнейшего опрокидывания; 4 — испытательный манекен:

5 — приспособление, препятствующее вращению колес: б — ось опрокидывания. Р— точна отрыва кресла-коляски от испытательной плоскости

Рисунок 1 — Передняя устойчивость кресла-коляски, передние колеса не заблокированы

9.2.5 Увеличивают наклон испытательной плоскости до тех пор. пока не будет достигнут предельный угол наклона по 3.2 (см. рисунок 1).

Примечание — Если увеличение наклона слишком быстрое или резкое, полученный угол опрокидывания гложет отличаться от истинного предельного угла наклона.

Необходимо исключить непреднамеренный контакт кресла-коляски с испытательным оборудованием. который может повлиять на результат испытаний.

4

Страница 9

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

9.2.6    Проверяют еще раз положения испытательного манекена и кресла-коляски, чтобы убедиться в отсутствии их непреднамеренного смещения. Если во время испытания произошли обратимые либо необратимые изменения конфигурации кресла-коляски (например, слетела покрышка с обода колеса или кресло-коляска частично сложилось):

a)    описывают характер этого явления и указывают угол испытательной плоскости, при котором это явление произошло, в разделе замечаний протокола испытаний [раздел 13, перечисление j)] и

b)    завершают испытание.

9.2.7    Значение измеренного предельного угла наклона округляют до 1°.

9.2.8    Опускают испытательную плоскость в горизонтальное положение.

9.3 Колоса заблокированы и кресло-коляска в наименее устойчивой конфигурации

9.3.1    Выполняют процедуры по 9.2.1—9.2.3.

9.3.2    Блокируют колеса, находящиеся внизу на плоскости.

9.3.3    Устанавливают приспособления для предотвращения скольжения кресла-коляски на испытательной плоскости (5.4 и рисунок 2).

1 — испытательная плоскость: 2 — вертикаль: 3 — ограничитель дальнейшего опрокидывания: 4 — испытательный камексм:

5 — гибкая система удерживания: б — ось опрокидывания: Р — точка отрыва кресла-коляски от испытательной плоскости

Рисунок 2 — Передняя устойчивость кресла-коляски, передние колеса заблокированы

9.3.4    Выполняют процедуры по 9.2.5—9.2.8.

9.4    Колоса но заблокированы и кресло-коляска в наиболее устойчивой конфигурации

9.4.1    Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наиболее устойчивой конфигурации по таблице 1.

9.4.2    Выполняют процедуры по 9.2.2—9.2.8.

9.5    Колеса заблокированы и кресло-коляска в наиболее устойчивой конфигурации

Выполняют процедуры по 9.4.1. 9.2.2, 9.2.3, 9.3.2, 9.3.3. 9.2.5—9.2.8.

10 Испытание на заднюю статическую устойчивость

10.1 Общие положения

Для кресла-коляски с двумя задними колесами измерение предельного угла наклона проводят следующим образом:

a)    для кресла-коляски с неблокируемыми задними колесами — по 10.2 и 10.4 или

b)    для кресла-коляски с блокируемыми задними колесами (3.1) — по 10.3 и 10.5.

5

Страница 10

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Примечание — Для кресла-коляски с одним задним колесом или двумя задними колесами, расположенными очень близко друг к другу, ось опрокидывания будет проходить по линии, соединяющей оси заднего и переднего колес. В этом случае испытания на устойчивость проводят по правилам раздела 12-

Предупреждение: Испытания могут быть опасны. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности. 10.2 Колеса не заблокированы и кресло-коляска в наименее устойчивой конфигурации

10.2.1 Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наименьшей устойчивости по таблице 2.

Таблица 2 — Задняя устойчивость

Регулируемый элемент кресла-коляски

Наименее

устойчивое

положение

Наиболее

устойчивое

положение

Положение заднего колеса продольное

Вперед

Назад

Положение самоорквитирующегося колеса относительно рамы продольное

Назад

Вперед

Положение сиденья продольное

Назад

Вперед

Положение сиденья по вертикали

Верхнее

Нижнее

Положение откидывающейся назад слинкм

Опущенное

Поднятое

Положение сиденья наклонное

Опущенное

Поднятое

Положение спинки продольное

Назад

Вперед

10.2.2    Следуют процедуре по 9.2.2. но попожение кресла-копяски должно соответствовать направлению движения назад в сторону наклона плоскости.

Примечание — Можно использовать клинья впереди задних колес, чтобы предотвратить качение колес вперед, если центр тяжести смещается за ось опрокидывания.

10.2.3    Следуют процедурам по 9.2.3—9.2.8 (кроме спучая. изображенного на рисунке 3).

f — испытательная плоскость. 2 — испытательный манекен; 3 — вертикаль. 4 —• ограничитель дальнейшего опрокидывания; 5 — ось опрокидывания: в — упор: 7 — клик; Р — точка отрыва от испытательной плоскости

Рисунок 3 — Задняя устойчивость кресла-коляски, задние колеса не заблокированы

б

Страница 11

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

10.3 Колеса заблокированы и кресло-коляска в наименее устойчивой конфигурации

Выполняют процедуры по 10.2.1. 10.2.2, 9.2.3. 9.3.2. 9.3.3. 9.2.5—9.2.8 (кроме случая, изображенного на рисунке 4).

I — испытательная плоскость: 2 — испытательный манекен; Э — вертикаль; 4 — ограничитель дальнейшею опрокидывания:

5 — гибкая система удерживания, б — ось опрокидывания. Р — точи отрыва от испытательной плоскости

Рисунок 4 — Задняя устойчивость кресла-коляски, задние колеса заблокированы

10.4    Колеса не заблокированы и кресло-коляска в наиболее устойчивой конфигурации

10.4.1    Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наиболее устойчивой конфигурации по таблице 2.

10.4.2    Выполняют процедуры по 10.2.2. 9.2.3—9.2.8 (кроме случая, изображенного на рисунке 3).

10.5    Колеса заблокированы и кресло-коляска в наиболее устойчивой конфигурации

Выполняют процедуры по 10.4.1.10.2.2, 9.2.3, 9.3.2. 9.3.3, 9.2.5—9.2.8 (кроме случая, изображенного на рисунке 5).

J — испытательная плоскость; 2 — испытательный манекен; 3— вертикаль; 4— ограничитель дальнейшего опрокидывания: 5 — гибкая система удерживания: б — устройство против опрокидывания назад; 7 — ось опрокидывания; Р — точка отрыва от

испытательной плоскости

Рисунок 5 — Задняя устойчивость при наличии устройства против опрокидывания назад

7

Страница 12

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

11    Испытание на заднюю статическую устойчивость кресла-коляски при наличии устройств против опрокидывания назад

11.1    Общие положения

Испытание проводят с целью определить заднюю устойчивость кресла-копяски, снабженного устройствами против опрокидывания назад. При этом кресло-коляску наклоняют назад так. чтобы устройства против опрокидывания назад вошли в контакт с испытательной ппоскостью.

Предупреждение: Это испытание может быть опасно. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

11.2    Устройство против опрокидывания назад в наименее устойчивой конфигурации

11.2.1    Задние колеса переставляют назад в крайнее положение в диапазоне регулировок, указанном изготовителем.

Примечание — В большинстве образцов устройство против опрокидывания назад присоединено к раме кресла-копяски. Если заднее колесо отодвинуто назад, то устройство против опрокидывания выступает за пределы заднего колеса на меньшую длину и может быть менее эффективным.

11.2.2    Устанавливают все другие регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наименее устойчивой конфигурации, в диапазоне регулировок, указанном изготовителем. Таблица 2 иллюстрирует влияние типичных регулировок.

11.2.3    Устанавливают устройства против опрокидывания назад в положение наименьшей устойчивости. указанное изготовителем.

Многие устройства против опрокидывания назад могут быть установлены в положение, в котором они являются преднамеренно неэффективными (например, для преодоления бордюра). В этом случае испытание с устройствами против опрокидывания назад по 11.2 проводить не следует.

11.2.4    Выполняют процедуры по 10.2.2 и 9.2.3. Кресло-коляска с одним устройством против опрокидывания назад или двумя устройствами, расположенными очень близко друг к другу, будет опрокидываться относительно оси, проходящей через одно заднее колесо и одно устройство против опрокидывания. В таких случаях процедуру по 10.2.2 не проводят, а следуют процедуре по 12.1.2.

11.2.5    Устанавпивают приспособления для предотвращения скольжения кресла-коляски на испытательной плоскости (5.4 и рисунок 5).

11.2.6    Выполняют процедуру по 9.2.5.

11.2.7    Плавно наклоняют кресло-коляску назад, пока устройство(а) против опрокидывания назад не [войдет (войдут) в контакт с испытательной плоскостью] упрется в испытательную плоскость. Если устройство против опрокидывания не будет удерживать кресло-коляску в данном положении вследствие того, что угол наклона, задаваемый устройством против опрокидывания назад, меньше, чем предепьный угол наклона кресла-коляски с заблокированными колесами, опускают испытательную плоскость до горизонтального попожения и приподнимают поворотные колеса (например, применяя прокладки) до такого уровня, пока устройства против опрокидывания назад твердо не войдут в контакт с ислытатепьной плоскостью.

11.2.8    Увеличивают наклон испытател ьной плоскости до тех пор. пока не будет достигнут предел fa-ный угол наклона для устройства против опрокидывания назад (3.4).

11.2.9    Выполняют процедуры по 9.2.6—9.2.8.

11.3 Устройство против опрокидывания назад в наиболее устойчивой конфигурации

11.3.1    Выполняют процедуры по 11.2.1 и 11.2.2.

11.3.2    Устанавливают устройство против опрокидывания назад в положение наибольшей устойчивости. указанное изготовителем.

11.3.3    Выполняют процедуры по 11.2.4—11.2.9.

12    Испытание на боковую статическую устойчивость

Испытания проводят для левой и правой сторон кресла-коляски.

Предупреждение: Это испытание может быть опасно. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

12.1    Кресло-коляска в наименее устойчивой конфигурации

12.1.1    Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в попожение, соответствующее наименее устойчивой конфигурации по табпице 3.

8

Страница 13

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Если сиденье может иметь несколько положений вокруг вертикальной оси (например, у скутера), все испытания должны быть проведены при условии, что сиденье повернуто вперед.

Таблица 3 — Боковая устойчивость

Регулируемый элемент кресла-коляски

Наименее устойчивое положение

Наиболее устойчивое положение

Положение заднего колеса, развал

Самая узкая колея

Самая широкая колея

Положение самоориентирующихся колес относительно рамы продольное

Назад

Вперед

Положение поворотного колеса относительно рамы внутрь — наружу

Внутрь

Наружу

Положение сиденья продольное

Вперед

Назад

Положение сиденья по вертикали

Верхнее

Вниз

Положение сиденья наклонное

Поднятое

Опушенное

Положение откидывающейся назал спинки

Поднятое

Опущенное

12.1.2    Располагают кресло-коляску поперек испытательной плоскости так. чтобы ось опрокидывания кресла-коляски была параллельна оси испытательной плоскости с допустимым отклонением ± 3°. Если самоориентирующееся колесо заблокировано (3.1), ось опрокидывания будет на линии, соединяющей точки контакта переднего и заднего колес, находящихся внизу на плоскости. Если самоориентирующееся колесо не заблокировано, ось опрокидывания будет на линии, которая проходит через точку контакта ведущего копеса с испытательной плоскостью и ось самоориентирующегося колеса (12.1.3).

12.1.3    Располагают находящееся внизу на плоскости самоориентирующееся колесо или управляемое колесо так. чтобы оно было направлено для движения вверх по плоскости и чтобы линия, проходящая через ось этого самоориентирующегося колеса, была параллельна оси вращения испытательной плоскости. Если возможно, располагают находящееся вверху на плоскости самоориентирующееся колесо или управляемое колесо так. чтобы оно было направлено для движения вниз и чтобы линия, проходящая через ось этого самоориентирующегося колеса, была параллельна оси вращения испытательной плоскости.

12.1.4    Блокируют все блокируемые колеса (3.1).

12.1.5    Устанавливают приспособления, предотвращающие скольжение или рыскание кресла-коляски на испытательной плоскости, так чтобы они не препятствовали опрокидыванию кресла-коляски (5.3, 5.4 и рисунок 6).

J — испытательная плоскость; 2 — вертикаль; 3 — ось опрокидывания: 4 — приспособление. предотвращающее вращение колеса; 5 — ограничитель дальнейшего опрокидыоа*«1я; б — гибкая система удерживания; Р — точка отрыва от испытательной плоскости

Рисунок 6 — Боковая устойчивость

9

Страница 14

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

12.1.6 Выполняют процедуры по 9.2.5—9.2.8.

12.2 Кресло-коляска в наиболее устойчивой конфигурации

12.2.1    Устанавливают регулируемые элементы кресла-коляски в положение, соответствующее наиболее устойчивой конфигурации по таблице 3.

12.2.2    Выполняют процедуры по 12.1.2—12.1.6.

13 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен содержать по меньшей мере следующую информацию:

a)    наименование и адрес учреждения, которое проводило испытания;

b)    наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;

c)    тип кресла-коляски, номер серии и партии;

d)    описание всего оборудования, установленного на кресле-коляске;

e)    параметры регупируемых элементов кресла-коляски;

f)    размер испытательного манекена; д) результаты испытаний (таблица 4);

h)    дата испытания;

i)    заявление о том, что методы испытаний соответствуют настоящему стандарту; j) любые замечания или наблюдения.

Таблица 4 — Результаты определения статической устойчивости

Устойчивость

Предельный угол наклона

Наименьшая

устойчивость

Наибольшая

устойчивость

Передняя

Передние колеса заблокированы

Передние колеса не заблокированы

Задняя

Задние колеса заблокированы

Задние колеса не заблокированы

Устройства против опрокидывания1>

Боковая

Левая сторона

Правая сторона

11 Для противонаклонных устройств при определении наименьшей и наибольшей устойчивости следует руководствоваться 11.2.3 и 11.3.2.

14 Сообщение о результатах испытаний

Изготовитель в листах спецификаций, выполненных по ИСО 7176-15, должен указать предельные углы наклона в наиболее и наименее устойчивом положении для следующих случаев:

a)    задняя устойчивость (движение «в гору») (для заблокированных колес по 10.3, незаблокирован-ных —по 10.2);

b)    передняя устойчивость (движения «с горы») (для заблокированных колес по 9.3, незаблокиро-ванных — по 9.2);

c)    боковая устойчивость — по 12.1 и 12.2 для левой и правой сторон, если разница составляет больше чем 1е;

d)    устойчивость при наличии устройства против опрокидывания назад.

10

Страница 15

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Приложение А (справочное)

Методы предотвращения скольжения колес на испытательной плоскости

А.1 Общее положение

Методы, указанные в А.2 и А.З. применяют для предотвращения скопьжения колес кресла-коляски на наклонной испытательной плоскости, как того требует 5.4.

А.2 Поверхность с большим коэффициентом трения

Используют поверхность с высоким коэффициентом трения, достаточным для того, чтобы наклон кресла-ко-ляски происходил раньше, чем его скольжение на испытательной плоскости. Если скольжение кресла-коляски начинается раньше, чем его опрокидывание, или если тормоза проскальзывают, этот метод неприменим.

А.З Гибкие средства

Прикрепляют гибкие, но неупругие средства (например, мембрану, ремни или канаты) к испытательной плоскости и к раме кресла-коляски, как показано на рисунках 2, 4, 5 и 6. Гибкие средства не должны влиять на характеристики устойчивости кресла-коляски.

А.4 Пояснения к рисункам

В качестве примера на рисунках изображено кресло-коляска с задними ведущими колесами и с ручным приводом, но методы определения статической устойчивости, установленные настоящим стандартом, применимы и к креслам-коляскам других типов, включая скутеры.

На рисунках 1—6 приведены примеры применения методов, позвопяющих не допускать скопьжения или вращения колес кресел-колясок на испытательной плоскости и падения кресла-коляски при опрокидывании во время испытаний. Колеса кресла-коляски, находящиеся вверху на испытательной плоскости, случается, начинают отрываться от нее в момент, когда центр тяжести достигает точки, расположенной на вертикали, проходящей через ось опрокидывания.

a)    Рисунок 1 — Передняя устойчивость с передними незаблокированными колесами.

b)    Рисунок 2 — Передняя устойчивость с передними заблокированными колесами. Гибкую систему удерживания крепят к испытательной плоскости в верхней ее части, пропускают под передними колесами и присоединяют к раме кресла-копяски для предотвращения скольжения передних колес.

c)    Рисунок 3 — Задняя устойчивость с задними незаблокированными колесами.

d)    Рисунок 4 — Задняя устойчивость с задними заблокированными колесами.

e)    Рисунок 5 — Устойчивость при наличии устройства против опрокидывания назад.

Гибкую систему удерживания пропускают вокруг задних ведущих копес кресла-коляски, но не колес устройств против опрокидывания. В этом примере ось опрокидывания находится на пинии, соединяющей оси колес устройства против опрокидывания. Если гибкую систему удерживания пропускают под копесами устройства против опрокидывания (блокировка их), ось опрокидывания находится на линии, соединяющей точки контакта колес устройства против опрокидывания с испытатепьной плоскостью.

f)    Рисунок 6 — Боковая устойчивость.

В этом примере показаны приспособпение, препятствующее вращению нижнего самоориентирующегося колеса, и гибкая система удерживания нижнего заднего ведущего колеса от скольжения.

Следует обратить внимание на небольшой наклон кресла-коляски, который часто необходим для того, чтобы обеспечить параллельность оси опрокидывания кресла-коляски и оси испытательной плоскости. Для упрощения испытательный манекен, подножки и опора стоп на рисунке не показаны, но при испытаниях их установка обяза-тепьна.

11

Страница 16

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005

Приложение В (обязательное)

Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Таблица В.1

Обозначение ссылочного международною стандарта

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 6440:1985

ГОСТ 30475-96 (ИСО 6440—85УГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) Кресла-коляски. Термины и определения

ИСО 7176-7:1996

ГОСТ Р 51082-97 (ИСО 7176-7—96)

Кресла-коляски. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса

ИСО 7176-11:1992

ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены.

ИСО 7176-15:1996

*

ИСО 7176-22:2000

ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки

ИСО 9999:1992

ГОСТ Р 51079-97 (ИСО 9999—92)

Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта или гармонизированный с ним национальный (государственный) стандарт страны, на территории которой применяется настоящий стандарт. Информация о наличии перевода данного международного стандарта в национальном фонде стандартов или в ином месте, а также информация о действии на территории страны соответствующего национального (государственного) стандарта может быть приведена в национальных информационных данных, дополняющих настоящий стандарт.

УДК 615.478.3.001.4:006.354    ОКС    11.180    Р23

Ключевые слова: кресла-коляски, испытания, статическая устойчивость

Редактор Л. В. Афанасенко Технический редактор В.Н. Прусакоаа Корректор Т.И. Кононенхо Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 15.08.2005. Подписано в печать 26.08.2005. Формат 60x84'/в.    Бумага офсетная    Гарнитура Ариап

Печать офсетная. Усп.печ.л. 1.86. Уч.-изд.л. 1,50. Тираж 170 экз. Зак. 645. С 1804.

ФГУП «Стаидартинформс. 123995 Москва, Гранатный пер.. 4. www.gostinfo.ruinfo@gosbnfo.ru Набрано оо ФГУП «Стаидартимфоры» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «Стамдартииформ» — тип. «Московский печатни*», 105062 Москва. Лялин пер . 6.

Заменяет ГОСТ Р 50604-93