ГОСТ Р ИСО 6312-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКА
С КОЛОДКОЙ В СБОРЕ ДИСКОВЫХ
И БАРАБАННЫХ ТОРМОЗОВ
МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
СДВИГУ НАКЛАДКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КОЛОДКИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1
ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и
безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и
изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51
Настоящий
стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного
стандарта ИСО 6312-81 «Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Сопротивление
сдвигу накладки дискового и барабанного тормоза в сборе с колодкой. Методы
испытаний»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 область применения. 1
2 символы
и единицы измерения. 2
3 определение. 2
4 отбор и
подготовка образцов. 2
5 оборудование. 2
6 метод
испытания. 3
7 вычисление
прочности при сдвиге. 4
8 протокол испытания. 4
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ.
НАКЛАДКА С КОЛОДКОЙ В СБОРЕ
ДИСКОВЫХ И БАРАБАННЫХ ТОРМОЗОВ
Метод определения
сопротивления сдвигу накладки относительно колодки
Road vehicles. Brake linings. Shear strength of disc
brake pag
and drum brake shoe assemblies. Test procedure
Дата введения 1994-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
стандарт устанавливает метод определения сопротивления сдвигу накладки
относительно колодки и оценку адгезии между материалом тормозной накладки и
металлической колодкой.
Стандарт
распространяется на приформованные или приклеенные накладки с колодками в сборе
дисковых и барабанных тормозов для автотранспортных средств.
В стандарте
сопротивление сдвигу накладки относительно колодки характеризуется
напряжением, возникающим во время торможения на плоскости соединения
фрикционной накладки с металлической колодкой.
Указания по
средней скорости нагружения и рекомендации по мгновенной интенсивности
приложения нагрузки составлены с учетом практики и основаны на оценке
используемого оборудования.
2 СИМВОЛЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Обозначение
|
Символ
|
Единица измерения
|
Сила сдвига
|
F
|
Н
|
Площадь под напряжением
|
А
|
мм2
|
Сопротивление сдвигу
|
τ
|
МПа
|
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сопротивление
сдвигу - отношение нагрузки, вызывающей сдвиг, к площади, находящейся под
напряжением.
4 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
От каждой партии
изделий отбирают не менее пяти накладок. Испытанию подвергают накладку с
колодкой в сборе или часть поверхности накладки, т.е. образец.
Поверхность
образца должна быть шлифованной и соответствовать требованиям
нормативно-технической документации изделия.
При испытании
части накладки ее обрезают со всех сторон до опоры (колодки), оставляя только
испытуемую поверхность.
5 ОБОРУДОВАНИЕ
5.1 Машина для испытания на растяжение или сжатие, оснащенная устройством
для испытания на сдвиг, снабженным прибором для измерения нагрузки в момент
сдвига.
Интенсивность
подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с.
Нагрузка должна
регулироваться так, чтобы мгновенная величина была (4500 ± 2250)
Н/с при силе сдвига более 5000 Н.
Примечание - При использовании приборов для
испытания на растяжение или сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход
плунжера без нагрузки. Скорость движения плунжера (мм/с) зависит от типа
испытательной машины.
5.2 Крепление (рисунки 1 и 2).
Для проведения
испытания на сдвиг образец должен быть надежно закреплен. Крепление должно быть
рассчитано с учетом рекомендаций 5.2.1
и 5.2 2.
5.2.1 Накладка с
колодкой в сборе барабанного тормоза. Крепление должно быть рассчитано так,
чтобы штамп при сдвиге соприкасался с накладкой по всей длине с зазором (1,0 ±
0,2) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения накладки с
металлической колодкой.
Нагрузка,
действующая на штамп, должна быть направлена параллельно плоскости сдвига
накладки.
Колодка должна
иметь надежное крепление для обеспечения равномерной нагрузки по всей длине
образца накладки.
5.2.2 Накладка с
колодкой в сборе дискового тормоза. Крепление должно быть рассчитано так,
чтобы:
задняя сторона
колодки была параллельна срезающей плоскости штампа; штамп при сдвиге
соприкасался с накладкой с зазором (1,0 ± 0,1) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения
накладки с металлической колодкой; контур штампа должен полностью совпадать с
контуром накладки в месте контактирования;
штамп
соприкасался по всей длине образца, а его режущая плоскость была параллельна
плоскости соединения накладки с металлической колодкой;
сторона колодки,
на которую действует нагрузка, опирался на жесткую опору, толщина которой
должна быть равна толщине колодки;
для
воспроизведения рабочих условий при испытании накладка с колодкой в сборе
прижималась к опоре задней стороной колодки давлением 0,5 МПа (рисунок 2, сила N);
нагрузка
прилагалась так, чтобы силы трения не оказывали влияния на результат измерения
силы сдвига.
1 - центр осевого
давления плунжера; 2 - накладка с колодкой в сборе; 3 - опора колодки; 4 - нижняя часть испытательного
прибора; 5 - штамп (верхняя часть испытательного прибора)
Рисунок 1 -
Принципиальная схема крепления накладки барабанного тормоза
1 -
опора задней стороны колодки; 2 - накладка
с колодкой в сборе; 3 - прижимное устройство; 4 - штамп (плунжер)
Рисунок 2 -
Принципиальная схема крепления накладки дискового тормоза
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Испытания
проводят при комнатной температуре. Если измерение сопротивления сдвигу
проводят при повышенной температуре, то образец нагревают до нужной температуры
в течение 30 минут и испытание проводят сразу после прекращения нагревания.
Закрепляют
накладку с колодкой в сборе и проверяют правильность ее установки в
соответствии с 5.2.
Увеличивают
плавно нагрузку в соответствии с 5.1
до разрушения.
Записывают
нагрузку (F), при которой наступает разрушение
накладки, и описывают модель сдвига в соответствии с рисунком 3.
1 - металлическая
колодка; 2 - слой покрытия; 3 -
адгезионный слой; 4 - тормозная накладка; 1'
- полное разрушение материала накладки; 2' - незначительное
разрушение внутри материала накладки (глубиной не менее 0,51 мм); 3' - нарушение
адгезии между накладкой и слоем клея; 4'
- нарушение когезии внутри слоя клея; 5' - нарушение
адгезии между слоем клея и покрытием колодки; 6' - нарушение когезии внутри
покрытия колодки; 7' - нарушение адгезии (чистый металл) между металлическим
носителем и покрытием или между металлическим покрытием и адгезией, если нет
покрытия
Рисунок 3 -
Модель сдвига тормозной накладки
7 ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ПРИ
СДВИГЕ
Прочность при
сдвиге (τ) в мегапаскалях (МПа)
вычисляют по формуле
Площадь образца А вычисляют по его геометрическим
размерам.
За результат испытания
принимают среднее арифметическое результатов пяти определений.
8 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол
испытания должен содержать:
обозначение
накладок дискового и барабанного тормозов;
наименование
предприятия-изготовителя;
обозначение
настоящего стандарта;
шифр композиции;
среднее,
минимальное и максимальное значения сопротивления сдвигу;
описание модели
сдвига с обозначением цифрами в соответствии с рисунком 3;
условия
испытания и причины отклонений от нормальных условий испытания.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт
дорожный, накладки тормозные, сопротивление сдвигу, тормоза барабанные и
дисковые, метод испытания