ГОСТ Р ИСО 6311-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ.
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕЗУ
МАТЕРИАЛА НАКЛАДОК
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1
ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые
фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51
Настоящий
стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного
стандарта ИСО 6311-80 «Дорожный транспорт.
Тормозные накладки. Сопротивление срезу
материала накладок. Методика испытаний»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 область применения. 1
2 символы
и единицы измерения. 1
3 определения. 2
4 образцы
и условия испытания. 2
5 оборудование. 2
6 метод испытания. 3
7 протокол испытания. 3
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ
ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод определения
сопротивления срезу материала накладок
Road
vehicles. Brake linings. Internal shear strength of lining material. Test
procedure
Дата введения 1994-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
стандарт устанавливает метод определения сопротивления срезу материала тормозных
накладок и распространяется на тормозные накладки дискового и барабанного
тормозов автотранспортных средств.
2 СИМВОЛЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Обозначение
|
Символ
|
Единица измерения
|
Сопротивление срезу
|
τ
|
МПа
|
Сила
среза
|
F
|
Н
|
Площадь
под напряжением
|
А
|
мм2
|
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1
Сопротивление срезу - отношение силы среза к площади, находящейся под
напряжением.
3.2 Сила среза -
сила, направленная вертикально на накладку барабанного или дискового тормозов,
которая вызывает срез накладки.
4 ОБРАЗЦЫ И УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЯ
От каждой партии
отбирают не менее пяти накладок. Из каждого изделия вырезают плоский образец
длиной l (20,0 ± 0,1)
мм, шириной b (20,0 ± 0,1) мм и толщиной h (5,0 ± 0,1) или (10,0
± 0,1) мм.
Образец
подвергают срезу в плоскости, параллельной плоскости или поверхности напряжения
при нормальных условиях работы накладки в тормозе.
5 ОБОРУДОВАНИЕ
Машина для
испытания на растяжение или сжатие, оснащенная прибором для испытания
на срез (рисунок 1).
1 - образец, 2, 3 - ножи, 4 - тела
качения; 5 - корпус
Рисунок 1 -
Принципиальная схема прибора для проведения испытания на срез
Машина должна
обеспечивать и измерять необходимую нагрузку при срезе и должна быть снабжена указательной
стрелкой или записывающим устройством.
Интенсивность
подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с.
Нагрузка должна регулироваться так, чтобы
мгновенная величина была (4500 ± 2250) Н/с при
силе среза более 5000 Н.
Примечание - При использовании машины для испытания на растяжение или
сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход плунжера без нагрузки. Скорость
движения плунжера (мм/с) зависит от типа испытательной машины.
Прибор для испытания на срез состоит из двух блоков (ножей), скользящих относительно друг друга, при этом трение блоков в приборе должно
быть минимальным, а расстояние между блоками
не должно превышать 0,1 мм.
Конструкция прибора должна предусматривать
измерение силы, которая в дальнейшем используется для определения погрешности
при расчете прилагаемой нагрузки.
Для фиксации образца в блоках
предусмотрены канавки. Образец должен заходить в канавки так, чтобы избежать
смещения при нагрузке.
Сила среза должна проходить через центр
зажима и образца параллельно направляющей с допуском 0,1 на длине 100 мм.
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Помещают образец в прибор и непрерывно
подают возрастающую нагрузку в направлении, параллельном действующей силе при нормальных
условиях работы накладки в тормозе.
Нагрузка подается плавно, степень ее
увеличения указана
в разделе 5.
Примечание - Испытание проводят до разрушения материала образца.
7 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол испытания должен содержать:
обозначение тормозной накладки;
наименование предприятия-изготовителя;
тип, номер и размер образца;
обозначение настоящего стандарта;
шифр композиции;
среднее арифметическое результатов пяти
определений нагрузки в ньютонах;
максимальную нагрузку в ньютонах;
площадь под напряжением в
квадратных миллиметрах.
Ключевые слова: стандарт
государственный, транспорт дорожный, накладки тормозные, сопротивление срезу,
метод испытания