Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки
код ОКС откорректирован в соответствии с указателем стандартов 2007 г.
Предисловие
1 Область применения
2 Нормативная ссылка
3 Термины и определения
4 Обозначения и единицы измерения
5 Сущность метода
6 Испытательное оборудование
7 Требования к испытательному прибору
8 Отбор образцов
9 Методика проведения испытания (приложение А)
10 Компенсация деформации испытательного оборудования
11 Протокол испытания
Приложение А (обязательное)
Приложение В (рекомендуемое)
Дата введения: | 01.01.2007 |
---|---|
Актуализация: | 05.05.2017 |
29.12.2005 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
---|---|---|
Разработан | ТК 73 Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные теплоизоляционные материалы и изделия | |
Разработан | ОАО ТИИР | |
Издан | Стандартинформ |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ![]() СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
ГОСТ Р исо 6310- 2005 |
Транспорт дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
ISO 6310:2001
Road vehicles — Brake linings — Compressive strain test method
(IDT)
Издание официальное
Btfel
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбесто-вые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия». Открытым акционерным обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. Ne 510-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles — Brake linings — Compressive strain test method»)
5 ВЗАМЕН ГОСТ P ИСО 6310-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведогллония и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2006
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ Мотод испытания на деформацию при сжатии
Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method
Дата введения — 2007—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
2 Нормативная ссылка
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь*
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также спедующий термин с соответствующим определением:
3.1 деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием сипы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
4 Обозначения и единицы измерения
Обозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Издание официальное
1
Таблица 1— Обозначения и единицы измерения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5 Сущность метода
Сущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А. базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах1 К
Методику Добычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом.
Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
6 Испытательное оборудование
Испытательноо оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
Н 1 бар = 0.1 МПа = 105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2.
2
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой линии с точностью до 0,001 мм;
0 устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2);
д) микрометра.
Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7 Требования к испытательному прибору
7.1 Нагрузка
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения; 8 МПа — для накладок дисковых тормозов и 5 МПа — для накладок барабанных тормозов (методика Л), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4.0 1 0.5) МПа*с—1 для методики А или (80 ±10) бар • с-1 — для методики В.
7.2 Нагревательная плита
Для испытаний в горячем состоянии температура плиты на поверхности должна составлять 400 “С (в отдельных случаях — ниже или выше).
7.3 Нагружающий плунжер
7.3.1 Общие сведения
При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами. однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).
1
— нагрузка; 2 ■- плунжер; 3 — испытуемый образец. 4 — нагревательная плита Рисунок 1 — Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3 Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т. д.). для испытаний допускается использовать один поршень.
При расчете в спучае давпения на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2).
1
![]() |
1 — нагрузка, 2 — плунжер; 3 — испытуемый образец: 4 — нагревательная плита Рисунок 2 — Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе) |
7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около 40 мм или же размер образца должен обеспечивать соответствующее отношение длины L к ширине ^(рисунок 3).
t — плунжер. 2 — испытуемый образец; 3 — нагревательная плита Рисунок 3 — Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на результат, предпочтителен образец типа I.
4
8 Отбор образцов
В ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение от плоскостности и шероховатость поверхности образца допжны быть такими же, как при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут оказаться искаженными.
В зависимости от конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть указано в протокопе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения теплопередачи (рисунок 4).
■ z1 А |
![]() |
1 — рабочий элемент термопары: 2 — колодка: 3 — фрикционный материал Рисунок 4 — Расположение термопары при измерении теплопередачи |
9 Методика проведения испытания (приложение А)
9.1 Общие указания
9.1.1 С помощью микрометра измеряют толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают среднюю толщину dr Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят в соответствии с рисунком 5Ь).
![]() |
Рисунок 5 — Указания по измерению толщины образца |
9.1.2 Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре окружающей среды (2315) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер.
9.2 Цикл испытаний
9.2.1 Испытания при комнатной температуре
9.2.1.1 Выполняют три цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0.5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2 Устанавливают измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на образец и выполняют измерения деформации д^ х к,, при максимальной нагрузке х в первом и третьем цикле.
В третьем цикле показания уменьшения толщины Sd, х ,о1 могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа — для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа — для накладок барабанного тормоза.
Если выполняют более трех циклов, это должно быть указано в протоколе испытания.
9.2.2 Испытания в горячем состоянии
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты.
3.2.2.2 Нагревают плиту до стабильной температуры поверхности /, 110 °С.
9.2.2.3 Помещают образец на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0.5 МПа (методика Л) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с.
9.2.2.4 В качестве показателя теплопередачи принимают температуру колодки /2.
9.2.2.5 Выполняют два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
3.2.2.6 В конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на рисунке 6.
Рисунок 6 — Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе
Дввланиа, ИЪ |
![]() |
Показания сняты при испытательной нагрузке х. |
6
10 Компенсация деформации испытательного оборудования
При испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация испытательного оборудования. Эта деформация Ade v должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения чистой деформации образца фрикционного материала /' по формуле
&d, e . — Ad (i)
г. х i. х. lol е. х ' '
Для измерения Л*/Г х нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9.
11 Протокол испытания
Форма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием:
- наименования предприятия-изготовителя:
- обозначения тормозной накладки;
- номера партии;
- типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т. д.;
- размера образца (площади накладки);
- количества образцов п; _
- толщины накладки с колодкой в сборе dr мм, с точностью 0,1;
- толщины фрикционного материала:
- размера поршня (для накладок дискового тормоза);
- принятой методики (/1 или В);
- среднего значения сжимаемости в холодном состоянии для п образцов (ёх);
- среднего значения сжимаемости в горячем состоянии для и образцов (ё ).
7
ГОСТРИСО 6310—2005
Приложение А (обязательное)
Схема проведения испытания |
![]() |
8
Приложение В (рекомендуемое)
Протокол испытания
Параметр |
Методика А (ИСО) |
Методика в (отклонение) |
Даоление на единицу площади. МПа (если нет других умзаний) |
Давпеиие в магистрали, бар (если нет других указаний) | |
Предварительное давление |
0.5 |
5 |
Интенсивность повышения давления |
4 МПа с-1 |
80 бар с-’ |
Максимальная Накладка дискового тормоза |
8 |
160 |
hui р/эка Накладка барабанного тормоза |
3 |
60 |
Этапы иэыеоений Накладка дискового тормоза |
124 8 |
20 40 80 160 |
Накладка барабанного тормоза |
1.5 3 |
30 60 |
Количество циклов ПРИ «“^тной температуре |
3 |
3 |
В горячем состоянии |
2 |
2 |
Размео обоазиов Накладка дискового тормоза | ||
Накладка барабанного тормоза | ||
Тип плунжера Плоская поверхность |
Реальный поршень | |
Дата испытаний | ||
Фамилия испытателя | ||
Номер протокола | ||
Изготовитель накладки | ||
Сведения о накладке | ||
Номер партии | ||
Тип образца | ||
Наличие специального покрытия, прокладки и т. д. | ||
Размер образца | ||
Толщина изделия в сборе J.. мм | ||
Толщина накладки, мм | ||
Количество образцов | ||
Размер поршня | ||
Принятая методика (А или В) |
9
Деформация при сжатии |
Методика / .МПа |
Методика 0. бар | ||
X |
X |
ё* | ||
При комнатной температуре: |
8(3) |
160 | ||
Накладка дискового (барабанного) |
1 (1.5) |
20 | ||
тормоза. |
2 |
40 | ||
1-й и 3-й циклы |
4 |
80 | ||
8(3) |
160 | |||
В горячем состоянии: |
8(3) |
160 | ||
Накладка дискового (барабанного) |
1(1.5) |
20 | ||
тормоза. |
2 |
40 | ||
1-й и 3-й циклы |
4 |
80 | ||
8(3) |
160 | |||
Максимальная температура теплопередачи | ||||
Прилагаются ли кривые характеристик? (Да или нет) |
УДК 678.046.362:620.174:006.354 ОКС 43.040 Л69 ОКП 25 7100
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, деформация сжатия, метод испытания
Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор fl Н. Прусакова Корректор М.В. Буйная Компьютерная верстка П.А. Круговой
Сдано в набор 20.02 2006. Подписана в печать 03.04.2006. Формат 60 » 84^. Буката офсетная. Гарнитура Ариал Печать офсетная. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-изд л. 1.00. Тираж 174 экз. Зак 222. С 2667.
ФГУП «Стандартинформ». 123996 Москва. Гранатный пер.. 4. www.90sbnS0.ru mfo@go5tm(oru
Набрано во ФГУП «Стандартинфорых на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «Стамдартимфоры» — тип. «Московский печатник*. 105062 Москва. Ляпин пер.. 6.