Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

39 страниц

Купить ГОСТ Р ИСО 37101-2018 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

  Скачать PDF

Показать даты введения Admin

ГОСТ Р ИСО 37101-2018

мосвязи. облегчают использование немоторизованного транспорта (например, прогулки пешком и на велосипедах) и перевозку товаров.

Примечание — В данном подразделе мобильность относится только к услугам в области передвижения. Инфраструктуры, предоставляющие другие услуги, описаны в 4.6.11.

В таблице 12 представлены примеры мобильности.

Таблица 12 — Примеры, касающиеся мобильности

Цепь устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Каким образом инвестиции в улучшение мобильности показывают доходность с точки зрения большего экономического взаимодействия, создания новых контактов, внесения разнообразия в местную торговлю и вклада в привлекательность сообщества?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Какие шаги предпринимаются для снижения загрязнения (шум. качество воздуха. выбросы парниковых газов на протяжении соответствующего жизненного цикла), возникшего в результате улучшения или увеличения мобильности в сообществах?

Адаптивность

Как оценить адаптивность услуг в области передвижения? Какие планы и возможности имеются для услуг по восстановлению после катастрофы или разрушения?

Ответственное использование ресурсов

Как сообщества развивают и содействуют устойчивой мобильности, например разработав политику устойчивой мобильности?

Сплоченность сообществ

Каким образом улучшение мобильности объединяет сообщества и расширяет обмен опытом?

Благосостояние

Как условия мобильности в сообществах повышают качество жизни?

4.6.13 Биоразнообразие и услуги экосистем

Сохранение и улучшение местной, региональной и глобальной окружающей среды, особенно защита, восстановление и расширение биологического разнообразия, и услуг экосистемы, включая фауну, флору и генетическое разнообразие, являются определяющими для обеспечения безопасных и благоприятных жизненных условий, а также развивают привлекательность сообщества и укрепляют его экономическое развитие.

В таблице 13 представлены примеры, касающиеся биоразнообразия и услуг экосистемы.

Таблица 13 — Примеры, касающиеся биоразнообразия и услуг экосистемы

Цепь устойчиоого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Как сообщества распределяют приоритеты богатства биоразнообразия на своей территории и ставят защиту биоразнообразия на первое место в планах и проектах?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Каково содержание плана мероприятий по биоразнообразию в отношении сохранения и восстановления биоразнообразия и экосистем сообществ?

Адаптивность

Как сообщества оценивают потери биоразнообразия и реакцию на соответствующие риски?

Ответственное использование ресурсов

Какими путями биоразнообразие и услуги экосистем рассматриваются как основные природные ресурсы и управляются устойчивым образом?

Сплоченность сообществ

Как сообщества облегчают доступ к природе и экосистемам?

Благосостояние

Как сообщества помогают гражданам в получении информации о влиянии на качество жизни целых экосистем и разнообразия видов?

Окончание таблицы 7

Цепь устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Ответственное использование ресурсов

Как сообщества облегчают и благоприятствуют бартеру и неденежным сделкам с целью более эффективного использования ресурсов?

Сплоченность сообществ

Какие социальные связи создаются в сообществах между их составляющими, особенно между теми, которые изолированы культурно и экономически, и как это происходит?

Благосостояние

Как сообщества оценивают свою градостроительную политику с точки зрения воздействия на качество жизни, безопасность и здоровье населения?

4.6.8 Экономика, устойчивое производство и потребление

Экономика, устойчивое производство и потребление включают поддержку местного производства, потребления и обмена, экономического разнообразия, занятости и трудоспособности, принимая во внимание. что эффективность ресурсов, принципы жизненного цикла и прозрачность являются ключевыми факторами устойчивости.

В таблице 8 представлены примеры, касающиеся экономики, устойчивого производства и потребления.

Таблица 8 — Примеры, касающиеся экономики, устойчивого производства и потребления

Цепь устойчивою развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Какую политику проводят сообщества с целью привлечения инвестиций, поддержки при вводе в действие, создании и поддержании широкого диапазона возможностей разнообразной занятости? Насколько она успешна?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Почему сообщества проводят этическую продовольственную политику? Поддерживается ли при этом местная, органичная и честная торговля?

Адаптивность

Насколько уязвимы сообщества для внешних экономических разработок (например. повышения цен на сырье)?

Ответственное использование ресурсов

Какой политике следуют сообщества для содействия местному производству и потреблению? Насколько она успешна или может быть успешной?

Сплоченность сообществ

Как сообщество содействует доступу к занятости?

Благосостояние

Как сообщества способствуют и поддерживают инновации в трудовой жизни?

4.6.9 Окружающая среда в быту и на рабочем месте

Рассмотрение окружающей среды в быту и на рабочем месте влечет за собой содействие и поддержку в разработке честного и равноправного доступа к качеству жизни и условий работы, соответствующим нуждам и ожиданиям заинтересованных сторон.

В таблице 9 приведены примеры, касающиеся окружающей среды в быту и на рабочем месте.

Таблица 9 — Примеры. касающиеся окружающей среды в быту и на рабочем месте

Цепь устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Какие шаги предпринимают сообщества для улучшения качества жизни, чтобы повысить привлекательность?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

В какой степени программы, проекты и деятельность в сообществах подлежат регулированию, чтобы ограничить свое экологическое воздействие? Как сообщества снижают выбросы парниковых газе»?

Адаптивность

Как сообщества уравновешивают адаптивность, включая адаптацию к изменению климата, с творчеством и качеством жизни?

Ответственное использование ресурсов

В какой степени невозобновляемые ресурсы используются с учетом устойчивого развития?

Сплоченность сообществ

Как сообщества обеспечивают равноправный доступ к приличным жилищным условиям, ограничивая социальное разделение?

Благосостояние

В какой степени оценивается влияние преимуществ более высокого качества жизни и улучшенных условий труда на благосостояние?

11

4.6.10 Безопасность и защищенность

Цель рассмотрения безопасности и защищенности — усиление права на частную собственность и защиту общественной безопасности, а также предупреждение и менеджмент риска в сообществах.

В таблице 10 представлены примеры, связанные с безопасностью и защищенностью.

Таблица 10 — Примеры, связанные с безопасностью и защищенностью

Цель устойчивого развитии

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Насколько безопасными члены сообщества считают сообщества внутри, а те. кто не является членом сообщества. — извне?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Как сообщества обеспечивают сохранение или поддержание дефицитных и ценных природных ресурсов?

Адаптивность

Как безопасность и защищенность учитывается при планировании землепользования?

Ответственное использование ресурсов

Как учитывается ответственное использование ресурсов при планировании землепользования?

Сплоченность сообществ

Как сообщества повышают безопасность и предупреждают преступления и нарушение законов со стороны всех, включая беднейших их членов?

Благосостояние

Какова политика сообществ по обеспечению безопасности и доброжелательной атмосферы в общественном пространстве?

4.6.11 Инфраструктура сообщества

Инфраструктура сообщества, особенно интеллектуальная, может внести вклад в устойчивость и адаптивность сообществ.

Примечание — ИСОЯР 37150 и ИСО/ТС 37151 предоставляют подробную информацию о показателях умной инфраструктуры.

В таблице 11 представлены примеры, касающиеся инфраструктуры сообщества.

Таблица 11— Примеры, касающиеся инфраструктуры сообщества

Цель устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Как мощность и качество инфраструктуры, имеющейся в сообществах, влияют на их привлекательность?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Как сообщества снижают экологическое воздействие от своих инфраструктур и их использования?

Адаптивность

Как оценивается адаптивность инфраструктуры? Как оценить воздействие окружающей среды на инфраструктуру?

Ответственное использование ресурсов

Как сообщества обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и энергии в работе своих инфраструктур, например путем исполнения более умных решений?

Сплоченность сообществ

Каким образом сообщество обеспечивает, чтобы инфраструктура гарантировала одинаковый уровень обслуживания для всех и каждого?

Благосостояние

Насколько услуги, предоставляемые инфраструктурой сообщества, удовлетворяют каждого пользователя? Как их можно улучшить, в частности сделав умнее?

4.6.12 Мобильность

Ожидается, что сообщества предоставят безопасные, комфортабельные, всесторонние, гарантированные. эффективные, доступные, осуществимые и уместные услуги в области передвижения различным возрастным группам, группам с особыми потребностями, в частности лицам с ограниченными возможностями. Они требуются для поддержания надежной транспортной системы, улучшают взаи-

ГОСТ Р ИСО 37101-2018

Предисловие к ИСО 37101:2016

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член ИСО. заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе также принимают участив международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки настоящего стандарта, и его дальнейшее обслуживание описаны в Директивах ИСО/МЭК. часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения различных видов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Значения терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация о соответствии стандартов ИСО соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ) — согласно www.iso.org/iso/foreword.html.

Международный стандарт ИСО 37101:2016 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТС 268 «Устойчивое развитие в административно-территориальных образованиях».

V

ГОСТРИСО 37101—2018

Введение

Настоящий стандарт использует комплексный подход к разработке требований системы менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, и обеспечивает руководство с целью;

-    увеличения вклада сообществ в устойчивое развитие;

-    содействия разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

-    оценивания результатов деятельности сообществ в продвижении к устойчивому развитию.

Этот документ разработан для создания четких рамок, которые помогут сообществу развивать

свои цели и видение.

Настоящий стандарт устанавливает требования и руководящие указания по созданию структуры, позволяющей сообществам стать более устойчивыми. Он не устанавливает контрольные показатели или ожидаемые результаты деятельности.

Притом что выбор устойчивого развития является глобальным, стратегии достижения этого на уровне сообщества являются в основном местными и поэтому могут в разных странах и регионах различаться по контексту и содержанию. Стратегии сообществ должны отражать предварительные условия. приоритеты и потребности, особенно в социальной среде: например, социальное равенство, культурную идентичность и традиции, наследие, здоровье, безопасность и комфорт людей, социальную инфраструктуру.

Для улучшения устойчивости развития сообщества также должны сделать выбор в отношении уважения планетарных границ с учетом ограничений, которые эти границы накладывают.

Примечание 1 — Понятие « планетарные границы» описывает рамки, в которых должно жить человечество. чтобы продолжать развиваться и позволить благополучно развиваться следующим поколениям. Изменение климата, потребление пресной воды, изменение землепользования и потеря биоразнообразия являются примером планетарных границ. Нарушение этих границ может привести к резким или необратимым изменениям, тогда как соблюдение этих границ значительно сокращает риски. Планетарные границы можно разрушить, чтобы избрать меры, применяемые на уровне сообщества, с учетом конкретной ситуации.

Менеджмент устойчивого развития в сообществах включает широкий диапазон проблем, например проблемы, касающиеся экономической, социальной и природной среды сообществ и их взаимодействий. Эти проблемы могут иметь стратегические, оперативные и конкурентные последствия.

Примечание 2 — Способность содействовать всесторонней гармонии и общей цели имеет основополагающее значение для эффективного и результативного достижения целей сообщества.

Настоящий стандарт направлен на расширение возможностей сообществ и развитие местных инициатив. Он ориентирован на решение экологических, социальных и экономических вопросов, включая улучшение коммунальных услуг и социально-экономических выгод, а также на поддержку четких целей устойчивого развития в сообществах и поощрение создания рациональных систем планирования для их достижения.

Настоящий стандарт сфокусирован на сообществах как средстве для достижения устойчивости общества в целом. Хотя каждое сообщество имеет свои собственные ценности и интересы, все сообщества могут вывести взаимные выгоды из соглашения в отношении владения общими ценностями и в отношении задач без освобождения отдельных деятелей от их соответствующих обязательств. Этого можно достичь только в том случае, если сообщество применит перспективный подход к планированию с учетом общего потенциала Земли, потребностей живущего и будущих поколений, включая возможности и ресурсы для обеспечения адаптивности.

Настоящий стандарт поддерживает создание в сообществах процесса, в котором задействовано множество участников, с помощью комплексного подхода, который облегчит сотрудничество всех заинтересованных сторон и поможет избежать разобщенности. Предполагается, что данный документ предоставит руководство для организаций, которые внедряют другие системы менеджмента, совместимые с данным стандартом, например по ИСО 14001, ИСО 45001, ИСО 50001. ИСО 20121. ИСО 14046 и ИСО 26000. независимо от того, вовлечены они прямо или косвенно в устойчивое развитие в сообществах на различных стадиях жизненного цикла.

VI

ГОСТРИСО 37101—2018

Стратегические этапы    Рабочие    этапы

Примечание — Стратегические этапы являются итеративными, тогда как рабочие этапы являются последовательными. Именно комбинированное выполнение поможет сообществам стать более устойчивыми, разумными и гибкими.

$ Итеративный процесс

Рисунок 1 — Взаимосвязь между моделью РОСА и настоящий стандартом

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы.

-    «shall» (должен) указывает на требование;

-    «should» (следует) указывает на рекомендацию;

-    «тау» (разрешается) указывает на разрешение;

-    «сап» (можот) указывает на возможность или способность.

Информация, отмеченная как «Примечание», предназначена для облегчения понимания или использования документа. «Примечание», используемое в разделе 3. дает дополнительную информацию к терминологическим данным и может содержать положения, касающиеся использования термина.

VIII

ГОСТ Р ИСО 37101-2018

Вовлечение заинтересованных сторон через процесс, в котором задействовано множество участников. может принимать различные формы, такие как:

-    партнерство участников:

-    участие общественности;

-    сотрудничество на базе сообщества.

Все это нацелено на вовлечение заинтересованных сторон в совместный диалог для более рациональных решений.

Успешное исполнение требований, положений данного стандарта может помочь сообществам выработать комплексную и интегрированную стратегию устойчивого развития, которая отклоняется от обычных деловых подходов. Это также поможет сообществам показать заинтересованным сторонам. что имеется соответствующая система менеджмента, и стимулировать повышение их активности.

Успешное исполнение данного стандарта может:

-    помочь в достижении консенсуса в отношении устойчивого развития внутри сообществ;

-    улучшить устойчивость, разумность и адаптивность стратегий, программ, проектов, планов и услуг, выполняемых под прямой ответственностью сообществ или на территории, с которой они связаны;

-    сформировать межотраслевые, многопрофильные подходы к ценностям, получаемым за период эксплуатации, и к суммарной стоимости:

-    способствовать взаимодействию между различными субъектами посредством комплексного подхода.

-    увеличить эффективность и привлекательность сообществ.

Успешное внедрение данного стандарта призвано обеспечить создание основы для разработки сообществами своих цели и видения. Пользуясь соответствующими индикаторами и метриками, можно измерить результаты стратегий, программ, проектов, планов и услуг по сообществам. Метрики и показатели взаимосвязаны, но часто разрабатываются по разным причинам. Метрики имеют более техническую направленность, например параметр производительности продукта, процесса или элемент инфраструктуры.

Стандарты, разработанные ИСО/ТК 268. стремятся использовать метрики и индикаторы для структурированной и согласованной поддержки устойчивого, разумного и адаптивного управления сообществами. Индикаторы, такие как использующиеся в ИСО 37120. являются количественными, качественными или описательными мерами, определенными для фактического использования в мониторинге и оценке общих результатов деятельности сообществ. В противоположность метрики, такие как использующиеся в ИСО/ТС 37151. являются методом измерения и измерительной шкалой, определенными для использования при оценке технических характеристик элементов инфраструктуры (аппаратного и программного обеспечения), например энергии, транспорта или служб управления отходами.

В приложении В представлено соответствие задач, индикаторов и метрик данного стандарта с ИСО 37120:2014 и ИСО/ТС 37151:2015.

Настоящий стандарт основан на модели «Plan — Do — Check — Act» (Планирование — Осуществление — Проверка — Действие) (далее — PDCA). Кратко эту модель можно описать следующим образом:

-    планирование: разработка целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих целям сообщества:

* осуществление: внедрение процессов и достижение целей:

-    проверка: проведение мониторинга и измерения процессов в отношении политики сообщества, включая цели, обязательства и отчет о результатах;

-    действие: выполнение действий по постоянному улучшению.

На рисунке 1 показано, как настоящий стандарт использует подход PDCA. чтобы способствовать менеджменту устойчивого развития в сообществах.

VII

ГОСТРИСО 37101—2018

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................2

3    Термины и определения............................. 2

4    Среда организации ..................................... 6

4.1    Понимание организации и ее    среды................ 6

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.........................6

4.3    Определение области применения системы менеджмента устойчивого развития

в сообществах ..................................................................6

4.4    Система менеджмента устойчивого развития в сообществах............................7

4.5    Цели устойчивого развития........................................................7

4.6    Задачи устойчивого развития ......................................................7

4.6.1    Общие положения...........................................................7

4.6.2    Управление, предоставление полномочий и вовлечение...........................8

4.6.3    Образование и развитие потенциала.................... .8

4.6.4    Инновации, творчество    и    исследования.................. 9

4.6.5    Здравоохранение в сообществе................................................9

4.6.6    Культура и идентичность в сообществе.........................................10

4.6.7    Совместное проживание, взаимозависимость и взаимность.......................10

4.6.8    Экономика, устойчивое производство и потребление.............................11

4.6.9    Окружающая среда в быту и на рабочем месте..................................11

4.6.10    Безопасность и защищенность...............................................12

4.6.11    Инфраструктура сообщества................................................12

4.6.12    Мобильность.............................................................12

4.6.13    Биоразнообразие и услуги экосистем.........................................13

5    Лидерство.........................................................................14

5.1    Лидерство и обязательства.......................................................14

5.2    Политика......................................................................14

5.3    Функциональные обязанности, ответственность и полномочия в организации .............15

5.4    Обязанность по идентификации задач устойчивости в сообществах.....................15

6    Планирование .....................................................................15

6.1    Действия в отношении рисков и возможностей ................ 15

6.1.1    Общие положения.................................... 15

6.1.2    Анализ базовых данных.....................................................15

6.1.3    Обязательства по обеспечению соблюдения требований..........................16

6.1.4    Определение и значимость задач устойчивости..................................16

6.1.5    Идентификация и вовлечение заинтересованных сторон..........................16

6.2    Цели устойчивого развития в сообществах и планирование для их достижения............17

6.2.1    Общие положения..........................................................17

6.2.2    Стратегия устойчивого развития..............................................17

7    Поддержка ........................................................................17

7.1    Ресурсы.......................................................................17

7.2    Компетентность ................................................................17

7.3    Осведомленность...............................................................18

7.4    Обмен информацией............................................................18

ГОСТРИСО 37101—2018

7.5 Документированная информация..................................................18

7.5.1    Общие положения..........................................................18

7.5.2    Создание и актуализация....................................................18

7.5.3    Управление документированной    информацией..................................18

8    Функционирование..................................................................19

8.1    Оперативное планирование и контроль.............................................19

8.2    Обеспечение согласованности стратегий, программ, проектов, планов и услуг ............19

9    Оценка результатов деятельности.....................................................19

9.1    Мониторинг, измерение, анализ и оценивание .......................................19

9.2    Внутренний аудит...............................................................20

9.3    Анализ со стороны руководства...................................................21

10    Улучшение................. 21

10.1    Несоответствие и корректирующее действие ......................................21

10.2    Постоянное улучшение ........................................................22

Приложение А (справочное) Матрица зрелости............. 23

Приложение В (справочное) Соответствие задач, индикаторов и метрик.......................26

Библиография .......................................................................28

IV

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2018 г. № 461-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 37101:2016 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента для устойчивого развития. Требования и руководство для использования» (ISO 37101.2016 «Sustainable development in communities — Management system for sustainable development — Requirements with guidance for use». IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной систвмо общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO. 2016 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

(®>

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ И



Устойчивое развитие в сообществах СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА Общие принципы и требования

(ISO 37101:2016,

Sustainable development in communities — Management system for sustainable development — Requirements with guidance for use, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Устойчивое развитие в сообществах

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

Общие принципы и требования

Sustainable development in communities. Management system. General principles and requirements

Дата введения — 2019—03—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, пользуясь комплексным подходом и с перспективой обеспечить согласованность с политикой устойчивого развития в сообществах.

Примечание 1 — За последнее столетие города стали важными участниками устойчивого развития на местном, национальном и международном уровнях под давлением беспрецедентной урбанизации.

Предполагаемые результаты применения системы менеджмента устойчивого развития в сообществах включают:

-    управление устойчивостью и стимулирование разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

-    увеличение вклада сообществ в результаты устойчивого развития;

-    оценку итогов деятельности сообществ в продвижении к результатам устойчивого развития и достигнутому сообществами уровню разумности и адаптивности;

-    выполнение обязательств по обеспечению соблюдения требований.

Примечание 2 — Разумность и адаптивность включены в процесс устойчивого развития: устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, а разумность и адаптивность — характеристиками.

Стандарт предполагает помочь сообществам стать более приспосабливаемыми, разумными и устойчивыми в результате выполнения стратегий, программ, проектов, планов и услуг, демонстрации своих достижений и обмена информацией.

Стандарт предназначен для внедрения организацией, назначенной сообществом для создания организационной структуры и обеспечения ресурсов, необходимых для поддержки менеджмента экологических. экономических и социальных выходов. Сообщество, которое выбирает самостоятельное создание организационной структуры, рассматривается, собственно, как организация по определению данного стандарта.

Настоящий стандарт применим к сообществам всех размеров, структур и типов, в развитых и развивающихся странах, на местном, региональном или национальном уровнях и в определенной городской или сельской местности, на соответствующем уровне их ответственности.

Настоящий стандарт можно использовать целиком или частично для систематического улучшения менеджмента устойчивого развития в сообществах. Заявления о соответствии данному стандарту неприемлемы, если не все его требования включены в систему менеджмента организации по устойчивому развитию в сообществах и не выполняются без исключения.

Издание официальное

2    Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    подотчетность (accountability): Состояние, при котором за решения и действия необходимо отвечать перед заинтересованными сторонами (3.19) организации (3.27).

3.2    аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.31) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита.

Примечание 1 — Аудиты могут быть внутренними (аудиты первой стороны) или внешними (аудиты второй стороны или аудиты третьей стороны), и они могут быть комплексными (сочетающими две или более дисциплин).

Примечание 2 — Внутренний аудит может проводиться самой организацией (3.27) или внешней стороной по ее поручению.

Примечание 3 — Определения «свидетельства аудита» и «критериев аудита* даются в стандарте ISO 19011.

3.3 _

город (city): Городское сообщество (3.4). находящееся в определенных административных границах.

Примечание 1 — Город иногда называют муниципальным образованием или органом местного самоуправления.

Примечание 2 — Вырабатывая всесторонние и комплексные политики (3.30). города могут содействовать облегчению возрастающего давления на окружающую среду и сбережению природных ресурсов, являющихся следствием глобальной урбанизации.

(ИСО 37120:2014. статья 3.1 с изменениями. Определение изменено и добавлены примечания 1 и 2 к статье)

3.4 _

сообщество (community): Группа людей с распределенными обязанностями, организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями.

Примечание 1 — Во многих, но не во всех контекстах сообщество имеет определенные географические границы.

Примечание 2 — Город(3.3) является одним из типов сообщества.

[ИСО/ТС 37151:2015. статья 3.1 с изменениями. Изменено примечание 1 к статье и добавлено примечание 2 к статье)

3.5    компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.6    обязательства по обеспечению соблюдения требований (compliance obligations) (предпочтительный для использования термин) [законодательные и другие требования (legal requirements and other requirements)) (допустимый для использования термин): Законодательные требования (3.32), которые организация (3.27) обязана выполнять, и другие требования, которые организация обязана выполнять или которые она сама решает выполнить, принимая на себя соответствующие обязательства.

Примечание 1 —Обязанности по соблюдению норм соответствия имеют отношение к системе менеджмента (3.21) для устойчивого развития (3.36) в сообществах (3.4).

Примечание 2 — Обязанности по соблюдению норм соответствия могут быть результатом обязательных требований, таких как применяемые законы и правила, или добровольных обязательств, таких как отраслевые стандарты, условия контрактов, принципы эффективного руководства и этические стандарты, принятые в сообществе.

3.7    соответствие (требованиям) (conformity): Выполнение требования (3.32).

3.8    постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.29).

2

ГОСТРИСО 37101—2018

4.4    Система менеджмента устойчивого развития в сообществах

Организация должна создать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями данного стандарта. Организация должна обеспечить достаточные ресурсы для внедрения системы менеджмента на соответствующем уровне полномочий.

Требования данного стандарта представлены в последовательной форме. В то же время для удовлетворения сооих конкретных потребностей организации могут применять положения данного стандарта параллельно или последовательно.

Принимая во оиимание соответствующие цели и задачи, система менеджмента должна способствовать осуществлению гармонизированных, комплексных и интегрированных подходов к устойчивому развитию.

4.5    Цоли устойчивого развития

Организация должна идентифицировать, рассмотреть и документально подтвердить все цели и задачи, имеющие отношение к выполнению данного стандарта.

Организация должна рассмотреть цели устойчивого развития, указанные в таблице 1.

Таблица 1 — Цели устойчивого развития

Примеры

Привлекательность

Обращение к гражданам и другим заинтересованным сторонам, например инвесторам: принадлежность; культура: место; ощущение идентичности

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Улучшенные экологические показатели, включая снижение выбросов парниковых газов; защита, восстановление и расширение биоразнообразия и услуг экосистемы, включая защиту экосистем, разнообразив животных и растений и миграцию животных, а также генетическое разнообразие: снижение опасности для здоровья

Адаптивность

Предвидение: смягчение последствий изменения климата и/или адаптация к нему: готовность к экономическим потрясениях» и стрессам: социальное развитие

Ответственное использование ресурсов

Потребление: распределение; улучшенное управление земельными ресурсами: восстановление, повторное использование и рециклинг материалов; озабоченность нехваткой всех типов ресурсов (природных, людских, финансовых): устойчивое производство, хранение и транспорт

Сплоченность общества

Общедоступность: культура: диалог с внешними сторонами, не ограниченными границами, разнообразие: справедливость; наследие: социальная включенность (инклюзивность): устранение неравенства: укорененность; чувство принадлежности и социальная мобильность

Благосостояние

Доступ к возможностям, творчество, образование, счастье; здоровая окружающая среда: улучшение человеческих ресурсов; жизнеспособный город: процветание: качество жизни; безопасность; уверенность в себе: достаток

Организация должна сосредоточиться на задачах устойчивого развития, описанных в 4.6. Она может в то же время рассмотреть дополнительные вопросы, если они релевантны и своевременны, учитывая, что со временем задачи меняются или возникают новые.

4.6 Задачи устойчивого развития

4.6.1 Общие положения

При обзоре всех стратегий, программ, проектов, планов и услуг для включения в стратегический план организации организация должна оценить свой вклад в достижение шести целей устойчивости и способ учета задач устойчивости. Для этого организация должна предпринять итеративный перекрестный анализ целей и задач.

При оценивании вклада в достижение шести целей устойчивости, указанных в 4.5. принимая во внимание 12 задач устойчивости, рассмотренных в 4.6.2—4.6.13. организация должна рассмотреть

7

цели ООН в области устойчивого развития (11] (особенно Цель 11: «сделать города и поселения людей инклюзивными, безопасными, адаптивными и устойчивыми»), а также их потенциальное исполнение в сообществах.

В таблицах 2—13 приводится руководство по типам вопросов, которые могут возникнуть у организации или заинтересованных сторон в процессе перекрестного анализа.

Примечание — Вопросы, предложенные в таблицах 2—13. необязательно применимы к любому случаю и представлены только в качестве примера.

Все стратегии, программы, проекты, планы и услуги, осуществляемые организацией, должны вносить вклад в достижение шести целей и учитывать задачи.

Если организации требуется рассмотреть дополнительные или альтернативные задачи, ей следует ответить на ряд следующих вопросов, чтобы определить те. которые относятся к делу и подходят для решения:

-    Представляет ли данная задача интерес/значение для заинтересованных сторон?

-    Имеется ли вероятность, что данная задача внесет большой вклад в устойчивость сообщества?

-    Находится ли данная задача во власти или сфере влияния данного сообщества?

-    Имеет ли сообщество средства для рассмотрения данной задачи, например с помощью своих стратегий, программ, проектов, планов и услуг?

-    Имеется ли техническая возможность рассмотрения данной задачи?

-    Будет ли рассмотрение данной задачи экологически, экономически и финансово обоснованным?

•    Имеются ли людские, финансовые и природные ресурсы для рассмотрения данной задачи?

•    Является ли рассмотрение данной задачи измеримым?

На основании ответов на указанные выше вопросы можно оценить значимость задачи и уровень влияния сообщества при переводе данной задачи из ряда наиболее значимых в наименее значимые.

4.6.2 Управление, предоставление полномочий и вовлечение

Чтобы преуспеть в продвижении устойчивого развития, необходимо, чтобы модели управления стимулировали системный подход к вовлечению всех заинтересованных сторон.

Примечание — Дополнительная информация по управлению приведена в ИСО 26000.

В таблице 2 представлены примеры, связанные с управлением, предоставлением полномочий и вовлечением.

Таблица 2 — Примеры, связанные с управлением, предоставлением полномочий и вовлечением

Цель устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

В какой степени заинтересованные стороны и инвесторы вовлечены и каким образом их вклад принимается в расчет?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Каким образом стимулируется вовлечение заинтересованных сторон в сохранение и улучшение качества и внешнего вида окружающей среды?

Адаптивность

Каким образом структура управления в сообществах контролирует, учитывает и рассматривает адаптивность?

Ответственное использование ресурсов

Как управление в сообществах поддерживает ответственное пользование ресурсами и отражает концепцию планетарных границ?

Сплоченность сообществ

Как система управления учитывает задачи, связанные с социальной инклю-зивностью. справедливостью и мобильностью а разработке и осуществлении политики в сообществах?

Благосостояние

Как система управления осуществляет мониторинг, отчитывается и действует в отношении качества жизни, благополучия или удовлетворенности членов сообщества?

4.6.3 Образование и развитие потенциала

Образование и развитие потенциала на всех уровнях стимулирует осведомленность, знания и опыт (мастерство), вносящие вклад в устойчивое развитие, разумность и адаптивность.

В таблице 3 представлены примеры, касающиеся образования и развития потенциала.

Таблица 5 — Примеры, касающиеся здравоохранения в сообществе

Цель устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Как влияет качество медицинского обслуживания всех групп населения всех возрастов на привлекательность сообщества?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Как измеряется воздействие окружающей среды, особенно качество воды, воздуха и почвы?

Адаптивность

Как в сообществе организованы подготовленность к чрезвычайной ситуации и практика сообщения о состоянии здоровья?

Ответственное использование ресурсов

Как сообщество продвигает пользу профилактических мер для укрепления здоровья?

Сплоченность сообществ

Как мы способствуем развитию благотворительных учреждений в сообществе? Откуда эти учреждения берут свои ресурсы и поддержку?

Благосостояние

Насколько равнодоступной и адекватной является система охраны здоровья в сообществе?

4.6.6 Культура и идентичность в сообществе

Культура и идентичность в сообществе имеют большое значение для сохранения жизненного уклада, включая такие нематериальные активы, как практикумы, знания/умения. языки, духовность и обычаи, допуская или даже поощряя эволюцию наследия и традиций.

В таблице 6 представлены примеры, относящиеся к культуре и идентичности сообщества.

Таблица б — Примеры, относящиеся к культуре и идентичности сообщества

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

В какой степени политика и стратегия сообщества вносят вклад в расширение, поддержание или размывание своего чувства идентичности? Каким образом политика в области культуры в сообществах влияет на их привлекательность?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

В какой степени естественная окружающая среда является источником духовного подьема для идентичности и системы ценностей в сообществах?

Адаптивность

Ожидаются ли в сообществах изменения в области культуры и идентичности? Если да. то почему и когда?

Ответственное использование ресурсов

Как культура используется для повышения осведомленности об ответственном использовании ресурсов?

Сплоченность сообществ

Как обеспечить большую доступность и возможность реализации культурных событий в сообществах?

Благосостояние

Какими возможностями обладают люди в сообществах для развития четкого чувства идентичности, индивидуально или коллективно?

4.6.7 Совместное проживание, взаимозависимость и взаимность

Совместное проживание, взаимозависимость и взаимность влекут за собой развитие коллективного и кооперативного образа жизни, который дает взаимные социальные и экономические выгоды касательно равенства и социальной мобильности внутри поколения и между поколениями.

В таблице 7 представлены примеры, касающиеся совместного проживания, взаимозависимости и взаимности.

Таблица 7 — Примеры, касающиеся совместного проживания, взаимозависимости и взаимности

Цель устойчивою развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Как социальное равенство и инклюзивность вносят вклад в повышение привлекательности сообщества?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Как окружающая среда благоприятствует развитию связей между поколениями, социальных и межкультурных связей?

Адаптивность

Как укрепляются связи в сообществах, чтобы обеспечить им достаточную стойкость по отношению к бедствиям или серьезным кризисам?

Таблица 3 — Примеры, касающиеся образования и развития потенциала

Цепь устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Каким образом доступность и качество образования для всех возрастов способствуют привлекательности сообщества?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Как образование способствует заинтересованности и активному участию в сохранении и восстановлении окружающей среды?

Адаптивность

Какие образовательные стратегии применяются в данном сообществе для подготовки членов сообщества к противостоянию потенциальным рискам и помощи сообществу в целом в становлении более надежных*?

Ответственное использование ресурсов

Какие стратегии используются для внедрения целевых подходов в устойчивость?

Сплоченность сообществ

Насколько разнообразно данное сообщество в отношении знания, опыта и способностей? Какие преимущества это разнообразие дает сообществу в целом?

Благосостояние

Какие стратегии используются для расширения осведомленности о преимуществах сохранения обычных ресурсов и вовлечения в деятельность, которая служит общественным интересам?

4.6.4 Инновации, творчество и исследования

Инновации, творчество и исследования способствуют развитию новых форм сотрудничества и разработке прорывных проектов, одновременно способствуя отказу от неприемлемого риска и уделяя должное внимание этическим последствиям и результатам.

В таблице 4 представлены примеры, касающиеся инноваций, творчества и исследований.

Таблица 4 — Примеры, касающиеся инноваций, творчества и исследований

Цепь устойчивого развития

Примеры связанных с задачами вопросов

Привлекательность

Каким образом поощрение и практическая поддержка творчества, научных изысканий, исследований и инноваций в сообществе вносят вклад в его привлекательность?

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Какие преимущества привносят инновации на базе сообщества в экологический менеджмент?

Адаптивность

Как сообщество способствует взаимодействию между инновационными программами. проектами и мероприятиями для повышения их вклада в адаптивность сообщества?

Ответственное использование ресурсов

Как сообщество использует инновации, творчество и существующий исследовательский потенциал для поощрения ответственного использования природных ресурсов?

Сплоченность сообществ

Каким образом сообщество способствует получению равного и открытого доступа к творческой деятельности, возможностям художественного и творческого самовыражения и финансирования по месту проживания?

Благосостояние

Каким образом сообщество оценивает преимущества повышения качества коллективного жизненного пространства и сохранения или внедрения вдохновляющих общественных пространств?

4.6.5 Здравоохранение в сообществе

Здравоохранение играет огромную роль в поддержании и улучшении физического и духовного состояния в сообществе, а также в повышении его благосостояния и адаптивности.

В таблице 5 представлены примеры, касающиеся здравоохранения в сообществе.

9

ГОСТРИСО 37101—2018

3.29    результаты деятельности (performance): Измеримый результат.

Примечание 1 — Результаты деятельности могут иметь отношение к полученным данным количественного или качественного типа.

Примечание 2 — Результаты деятельности могут относиться к управлению деятельностью, процессами (3.31). продукцией (включая стратегии, программы, проекты, планы и услуги), системами или организациями (3.27).

3.30    политика (policy): Общие намерения и направление деятельности организации (3.27). официально сформулированные ее высшим руководством (3.37).

3.31    процесс (process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, который преобразует исходные данные в выходные результаты.

3.32    требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечание 1 — Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации (3.27) и заинтересованных сторон (3.19). когда предполагается рассматриваемая потребность или ожидание.

Примечание 2 — Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.10).

3.33 _

адаптивность (resilience): Способность организации к адаптации в сложной и изменчивой окружающей среде.

Примечание 1 — Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) считает адаптивность «способностью системы и ее элементов своевременно и эффективно предвидеть и выдержать действие опасного события, приспособиться к нему или восстановиться от его последствий, в том числе за счет обеспечения сохранения, восстановления или улучшения своих наиболее важных структур и функций».

Примечание 2 — Адаптивность является способностью организации сопротивляться воздействию события или способностью возвращаться к приемлемым показателям результатов деятельности (3.29) в приемлемый период времени после воздействия события.

Примечание 3 — Адаптивность — это способность системы сохранять в рабочем состоянии свои функции и структуру перед лицом внутреннего или внешнего изменения и. если это необходимо, корректно изменяться с минимально возможными потерями.

[Руководство ИСО 73:2009. статья 3.8.1.7 с изменениями — добавлены примечания 1. 2 и 3 к статье)

3.34    риск (risk): Результат воздействия имеющейся неопределенности на цели (3.26).

Примечание 1 — Результат воздействия — это отклонение от ожидаемого значения в лучшую или в худшую сторону.

Примечание 2 — Неопределенность — это состояние, даже частичное, связанное с недостатком информации. понимания или знаний о каком-либо событии, его последствиях или его вероятности.

Примечание 3 — Риск часто оценивают в связи с потенциально возможными «событиями» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009. 3.5.1.3) и «последствиями» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009. 3.6.1.3) или их комбинацией.

Примечание 4 — Часто риск выражают через комбинацию последствий какого-либо события (включая изменения в обстоятельствах) и связанную с этим «вероятность» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009. 3.6.1.1) его появления.

3.35    (высокий) качественный уровонь [разумность] (smartness): Качество, привносимое в устойчивое развитие (3.36) и адаптивность (3.33) за счет принятия продуманных решений и планирования на долгосрочную и краткосрочную перспективу.

Примечание 1 — Качественный уровень заложен в процесс (3.31) устойчивого развития, т. е. устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, в то время как качественный уровень — одна из его характеристик. Он подразумевает холистический подход, включающий эффективное управление и организацию работы, процессы и линии поведения, а также инновационные решения, касающиеся методов работы, технологий и использования природных ресурсов.

Примечание 2 — Качественный уровень рассматривается на основе результатов деятельности (3.29). относящихся к технологически реализуемым решениям.

5

3.36 _

устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, отвечающее текущим экологическим, социальным и экономическим потребностям и не ущемляющее возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Примечание 1 — Взято из отчета Брундтланда (Brundtland Report) [22].

Примечание 2 — Для получения дополнительной информации об устойчивом развитии в сообществах (3.4) см. Ольборгскую хартию (Aalborg Charter) [23].

[Руководство ИСО 82:2014. статья 3.8.1.7 с изменениями — добавлено примечание 2 к статье]

3.37    высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц. осуществляющих руководство и управление организацией (3.27) на высшем уровне.

Примечание 1 — Высшее руководство имеет власть делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках своей организации.

Примечание 2 — Под высшим руководством следует понимать группу лиц в организации, отвечающую за принятие решений, которой сообщество официально или неофициально поручает имплементацию системы менеджмента (3.21).

Примечание 3 — В случав если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, тогда высшее руководство относится к тем. кто руководит и управляет данной частью организации.

4 Среда организации

4.1    Понимание организации и ее среды

При внедрении данного стандарта организация должна определить внешние и внутренние задачи (см. 4.6). которые относятся к ее целям (см. 4.5) и влияют на ее способность достичь предполагаемых результатов своей системы менеджмента устойчивого развития в сообществах. Организация должна привлекать заинтересованные стороны на ранней стадии.

Организация должна обеспечить, чтобы система менеджмента устойчивого развития в сообществах:

•    была спроектирована для повышения возможностей сообществ и строилась на местных инициативах:

•    решала социальные, экологические и экономические вопросы:

•    улучшала услуги сообществ и социально-экономические выгоды;

•    поддерживала четкие цели устойчивого развития и продвигала надежные системы планирования для их достижения.

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Организация должна определить:

-    заинтересованные стороны, которые соответствуют системе устойчивого развития в сообществах:

-    соответствующие требования этих заинтересованных сторон;

•    какие из этих потребностей и ожиданий станут обязательствами организации по обеспечению соблюдения требований.

Ключевым принципом устойчивого развития является максимальное вовлечение заинтересованных сторон. Эффективное внедрение невозможно без принятия, понимания, желания, интереса, осведомленности и признания преимуществ и ответственности, особенно потому, что ограниченная сфера ответственности организации и ограниченные финансовые ресурсы создают потребность в сотрудничестве.

4.3    Определение области применения системы менеджмента устойчивого развития

в сообществах

Организация должна определить границы и возможность использования системы менеджмента устойчивого развития в сообществах для установления ее области применения.

При определении области применения организация должна рассмотреть:

•    свои внешние и внутренние задачи, указанные в 4.1 и 4.6.

-    требования заинтересованных сторон, указанные в 4.2.

Область применения должна быть доступна как документированная информация.

6

3.20 _

жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии продукции (или услуги). от закупки сырья или производства из природных ресурсов до утилизации.

Примечание 1 — Стадии жизненного цикла включают закупку сырья, проектирование и разработку. изготовление, транспортировку/поставку. эксплуатацию, использование по окончании срока эксплуатации и утилизацию.

[ИСО 14001:2015. статья 3.3.3)

3.21    система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.27) для разработки политики (3.30). целей (3.26) и процессов (3.31) для достижения этих целей.

Примечание 1 — Система менеджмента может включать одну или несколько дисциплин.

Примечание 2 — Элементы системы включают организационную структуру, роли и обязанности, планирование. функционирование.

Примечание 3 — Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, отдельные и идентифицированные функции организации, отдельные и идентифицированные структурные подразделения организации или же одну или несколько функций, осуществляемых группой организаций.

3.22    измерение (measurement): Процесс (3.31). проводимый для определения значения измеряемой величины.

3.23 _

метрика (metric): Установленный метод измерения (3.22) и шкала измерения.

[ИСО/ТР 37150:2014, статья 3.5 с изменениями]

3.24    мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.31) или действия.

Примечание 1 — Для определения статуса может потребоваться проверка, надзор или проведение мероприятий по наблюдению.

3.25    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.32).

3.26    цель (objective): Результат, которого стремятся достигнуть.

Примечание 1 — Цели могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Примечание 2 — Цели могут иметь отношение к различным сферам деятельности (как. например, финансовые цели или цели в области охраны труда или окружающей среды) и могут применяться на различных уровнях (например, на стратегическом уровне, в масштабе всей организации, ее проекта, продукции и процесса (3.31)].

Примечание 3 — Цель может быть выражена различными способами, например как намеченный результат. поставленная задача, операционный критерий, как цель устойчивого развития (3.36) в сообществах, или с помощью других слов со схожим значением (например, слова «aim», «goal» или «target»).

Примечание 4 — В контексте систем менеджмента (3.21) устойчивого развития в сообществах цели устойчивого развития в сообществах устанавливаются организацией (3.27) в соответствии с политикой (3.30) устойчивого развития в сообществах, чтобы получить конкретные результаты.

3.27    организация (organization): Юридическое лицо или группа работников со своими собственными средствами обеспечения деятельности и областью ответственности, полномочий и взаимоотношений. ориентированных на достижение поставленных целей (3.26).

Примечание 1 — Понятие организации включает, но не ограничивается ими. такие субъекты. как предприятие розничной торговли, компания, корпорация, фирма, предприятие, государственный орган, товарищество, благотворительная организация или учреждение, а также их подразделения или комбинация из них независимо от того, зарегистрирована ли данная организация в качестве юридического лица или является ли она государственной или частной.

Примечание 2 — В настоящем стандарте под организацией понимается юридическое ли цо/уч режде н vie внутри сообщества (3.4). перед которым стоит задача внедрения системы менеджмента (3.21). орган местного самоуправления. Сообщество определяет организацию, которую оно наделяет полномочиями по имплементации настоящего стандарта.

3.28    перодать на аутсорсинг (outsource (verb)]: Заключать соглашение, по которому внешняя организация (3.27) выполняет часть функций или процесса (3.31) организации.

Примечание 1 — Внешняя организация находится вне области действия системы менеджмента (3.21). хотя передаваемая на аутсорсинг функция или процесс входят в эту область.

4

ГОСТ Р ИСО 37101-2018

3.9    корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.25) и для предотвращения его повторного возникновения.

3.10    документированная информация (documented information): Информация, которой организация (3.27) должна управлять и которую поддерживать, а также носитель, на котором она содержится.

Примечание 1 — Документированная информация может быть представлена в любом формате и на любом носителе и поступать из любого источника.

Примечание 2 — Документированная информация может относиться:

-    к системе менедж1лента (3.21), включая связанные с ней процессы;

-    к информации, созданной для того, чтобы организация могла осуществлять свою деятельность (документация);

-    к свидетельствам, подтверждающим достигнутые результаты (записи).

3.11 _

экосистема (ecosystem): Система сложных взаимодействий между растениями, животными, микроорганизмами и их средой обитания, функционирующая как единое целое.

(ИСО 13065:2015, статья 3.14 со следующим изменением — перед словом «растениями» было удалено слово «сообщества»]

3.12 _

экосистемные сервисы (ecosystem services): Польза от экосистем (3.11). влияющая на жизнеспособность и качество жизни человека.

(ИСО 13065:2015. статья 3.15 со следующим изменением — определение адаптировано применительно к устойчивому развитию в сообществах]

3.13    результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.14 _

окружающая среда (environment): Окружающие условия, в которых работает организация (3.27), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и взаимоотношения между ними.

(ИСО 13065:2015, статья 3.16]

3.15 _

оценивание (evaluation): Системный процесс (3.31) определения степени соответствия лиц. процедур. систем или программ официально согласованным целям (3.26) и требованиям (3.32).

(ИСО 10795:2011. статья 1.90]

3.16 _

выброс парниковых газов; (ПГ) (greenhouse gas emission): Общая масса выброса парникового газа в атмосферу за заданный период времени.

(ИСО 14064-1:2006. статья 2.5]

3.17 __

воздействие (организации) (impact): Положительное или отрицательное изменение в обществе. экономике или окружающей сродо (3.14), целиком или частично обусловленное решениями и действиями в прошлом или в настоящем.

(ИСО 26000:2010. статья 2.9]

3.18 _

показатель (indicator): Количественный, качественный или дескриптивный критерий.

(ИСО 15392:2008, статья 3.14]

3.19    заинтересованная сторона (interested party) (предпочтительный для использования термин) (причастная сторона (stakeholder)] (допустимый для использования термин): Лицо или организация (3.27). которые могут влиять на то или иное решение или деятельность или быть подверженными влиянию или воспринимать себя таковыми в связи с решением или деятельностью.