Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Устанавливает единообразную процедуру испытаний на стенде с беговыми барабанами для транспортных средств с гибридным электрическим приводом (далее - HEV) и двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС), относящихся к категории легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей в соответствии с определениями, которые приведены в приложениях для разных стран (регионов). Стандарт устанавливает способы корректировки измеренных вредных выбросов и расхода топлива HEV для получения их корректных значений в случае, если степень заряженности (далее - SOC) подзаряжаемого накопителя энергии в начале и в конце испытательного цикла неодинакова. Настоящий стандарт распространяется на HEV с ДВС, для которых номинальная энергоемкость подзаряжаемого накопителя энергии не менее 2 % энергопотребления транспортного средства за весь испытательный цикл. Стандарт распространяется на HEV, не предусматривающие возможности внешней подзарядки и без переключателя режимов работы, использующие для движения только следующие источники энергии: - расходуемое топливо; - накопитель типа батареи или конденсатора, который заряжается только с помощью бортовой двигатель-генераторной установки. Стандарт распространяется только на транспортные средства, ДВС которых работают на жидком нефтяном топливе, то есть бензине и дизельном топливе.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 23274:2007

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Условия испытаний и оборудование

5 Процедура испытаний

6 Расчеты и формулы

Приложение А (справочное) Процедура испытаний в Японии

Приложение В (обязательное) Процедура испытаний в Европе

Приложение С (справочное) Процедура испытаний в Северной Америке

Приложение D (обязательное) Метод линейной коррекции с использованием коэффициента коррекции

Приложение Е (обязательное) Допустимое изменение энергии

Приложение F (справочное) Процедура получения коэффициента коррекции

Приложение G (справочное) Требования к измерениям тока и заряда батарей

Приложение Н (справочное) Теория метода линейной регрессии

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

36 страниц

Дата введения01.09.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

22.11.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2146-ст
РазработанВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2014 г.

Hybrid-electric road vehicles. Exhaust emissions and fuel consumption measurements. Non-externally chargeable vehicles

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 23274—

2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ И

Транспорт дорожный гибридно-электрический

ИЗМЕРЕНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВА

Транспортные средства, не использующие внешнюю подзарядку

ISO 23274:2007

Hybrid-electric road vehicles — Exhaust emissions and fuel consumption measurements — Non-externally chargeable vehicles

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. №2146-ст

4    Настоящий стандарт является идентичным по отношению к международному стандарту ИСО 23274:2007 «Транспорт дорожный гибридно-электрический. Измерение выхлопных газов и потребления топлива. Транспортные средства, не использующие внешнюю подзарядку» (ISO 23274:2007 «Hybrid-electric road vehicles — Exhaust emissions and fuel consumption measurements — Non-externally chargeable vehicles»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Номер

опера

ции

Операция

Ско

рость,

км/ч

Длитель

ность

операции,

с

Общая

длитель

ность,

с

Передачи3

Ускорение

ИЛИ

за мед-ление, м/с2

трехступенчатая коробка передач

(3 + ODb)-ступенчатая коробка передач

четырехступенчатая коробка передач

пятиступенчатая коробка передач

1

Холостой ход

20

20

2

Ускорение

0—20

7

27

(0—20) 1

(0—20) 1

(0—15) 1 (15—20) II

(0—15) 1 (15—20) II

0,78

3

Постоянная скорость

20

15

42

II

II

II

II

4

Замедление

20—0

7

49

II

II

II

II

0,78

5

Холостой ход

16

65

6

Ускорение

0—40

14

79

(0—20) 1 (20—40) II

(0—20) 1 (20—40) II

(0—15) 1 (15—30) II (30—40) III

(0—15) 1 (15—30) II (30—40) III

0,78

7

Постоянная скорость

40

15

94

III

III

IV

IV

8

Замедление

40—20

10

104

III

III

IV

IV

0,59

9

Постоянная скорость

20

2

106

III—II

III—II

IV—III

IV—III

10

Ускорение

20—40

12

118

II

II

III

III

0,49

11

Замедление

40—20

10

128

III

III

IV

IV

0,59

20—0

7

135

III

III

IV

IV

0,78

® Цифры в скобках показывают диапазоны скоростей и соответствующие им передачи. ь Овердрайв.





X — время, с; У — скорость, км/ч Рисунок А. 1 —Десятирежимный ездовой цикл


8


со


Номер

опера

ции

Операция

Ско

рость,

км/ч

Длитель

ность

операции,

с

Общая

длитель

ность,

с

Передачи3

Ускорение или замедление, м/с2

трехступенчатая коробка передач

(3 + ODb)-ступенчатая коробка передач

четырехступенчатая коробка передач

шестиступенчатая коробка передач

1

Холостой ход

65

65

2

Ускорение

0—50

18

83

(0—20) 1 (20—40) II (40—50) III

(0—20) 1 (20—40) II (40—50) III

(0—15) 1 (15—35) II (35—50) III

(0—15) 1 (15—35) II (35—50) III

0,78

3

Постоянная скорость

50

12

95

III

III

IV

IV

4

Замедление

50—40

4

99

III

III

IV

IV

0,69

5

Постоянная скорость

40

4

103

III

III

III

III

6

Ускорение

40—60

16

119

III

III

III

(40—50) III (50—60) IV

0,39

7

Постоянная скорость

60

10

129

III

III

IV

V

8

Ускорение

60—70

11

140

III

III

IV

V

0,29

9

Постоянная скорость

70

10

150

III

OD

IV

VI

10

Замедление

70—50

10

160

III

OD

IV

VI

0,59

11

Постоянная скорость

50

4

164

III

III

IV

V

12

Ускорение

50—70

22

186

III

III

IV

V

0,29

13

Постоянная скорость

70

5

191

III

OD

IV

VI

14

Замедление

70—30

20

211

III

OD

IV

VI

0,59

30—0

10

221

0,88

15

Холостой ход

10

231

® Цифры в скобках показывают диапазоны скоростей и соответствующие им передачи. ь Овердрайв.



Ум

70-

60-

50-

40-

30-

20-

10-

0



X — время, с; У — скорость, км/ч Рисунок А.2 — пятнадцатирежимный ездовой цикл

А.6 Регулировка инерции динамометрического стенда

Инерционная масса, устанавливаемая на динамометрическом стенде, должна иметь стандартное значение инерции, эквивалентной испытательной массе транспортного средства в соответствии с таблицей А.З.

Если требуемая стандартная инерционная масса отсутствует на динамометрическом стенде, то взамен нее может быть использована масса, отличная от стандартной не более, чем на 10 %.

Таблица А.З — Стандартные значения эквивалентных инерционных масс для различных масс транспортных средств

Испытательная масса транспортного средства, кг

Стандартное значение эквивалентной инерционной массы, кг

ДО

562

500

от

563

»

687

625

от

688

»

812

750

от

813

»

937

875

от

938

»

1125

1000

от

1126

»

1375

1250

от

1376

»

1625

1500

от

1626

»

1875

1750

от

1876

»

2125

2000

от

2126

»

2375

2250

от

2376

»

2625

2500

от

2626

»

2875

2750

от

2876

»

3250

3000

Дальнейшее увеличение шагами по 500 кг

Дальнейшее увеличение шагами по 500 кг

ГОСТР ИСО 23274-2013

А.7 Процедура испытаний

А.7.1 Подготовка транспортного средства к испытаниям в гибридном режиме с неполной зарядкой накопителя

Транспортное средство должно быть установлено на динамометрический стенд и прогрето в течение 20 мин на скорости (60 + 2) км/ч. Затем транспортное средство должно быть прогрето путем выполнения пятнадцатирежимного ездового цикла, приведенного в таблице А.2.

А.7.2 Испытательный цикл

После подготовки должен быть выполнен испытательный цикл. Его начинают с работы на холостом ходу продолжительностью 24 с. Затем три раза выполняют десятирежимный ездовой цикл, приведенный в таблице А. 1. Затем один раз выполняется пятнадцатирежимный ездовой цикл, приведенный в таблице А.2.

Отбор проб отработавших газов должен быть начат до начала упомянутого периода холостого хода продолжительностью 24 с или совпадать с ним и закончен по окончании последнего периода холостого хода пятнадцатирежимного ездового цикла.

А.7.3 Допуски на скорость транспортного средства и время

Допустимые диапазоны, в которых должны быть выдержаны заданные параметры скорости и времени для испытываемого транспортного средства, должны находиться в пределах ± 2 км/ч для скорости и в пределах + 1 с для времени от указанных в таблицах А. 1 и А.2. Допустимый диапазон показан в виде помеченной области на рисунке А.З.

Если во время переключения передачи или при смене режима движения происходит нарушение допуска по времени, но это нарушение не более 1 с, то процедуру испытаний в отношении выдерживания параметров времени считают соблюденной.

Для транспортных средств, которые не могут развить заданные в таблице А.1 и А.2 ускорения даже при полной топливоподаче, указанные выше требования по допускам не применяют и принимают ускорение, развиваемое при полной топливоподаче.

1 — верхняя линия допуска; 2 — теоретический график цикла; 3 — нижняя линия допуска; 4 — опорная точка на теоретическом графике цикла.


1    2    3

Рисунок А.З —Допуски на скорость транспортного средства и время для десяти-пятнадцатирежимных ездовых циклов

А.8 Расчеты

А.8.1 Вредные выбросы

А.8.1.1 Отбор проб

Весь объем отработавших газов из выхлопной трубы испытываемого транспортного средства должен быть направлен в систему отбора проб постоянного объема (далее — система CVS), и необходимый объем (приблизительно от 0,05 до 0,1 м3) этих газов должен быть отобран в мешок для анализа.

Кроме того, в транспортных средствах с дизельными двигателями для анализа выбросов СН отработавшие газы должны быть отобраны в месте, где они в требуемой пропорции равномерно смешиваются с разбавляющим воздухом. При использовании системы CVS с теплообменником пробы должны быть отобраны до теплообменника.

А.8.1.2 Анализ

Анализ отобранных проб отработавших газов должен быть выполнен с помощью газоанализаторов, типы которых и регистрируемые ими компоненты отработавших газов приведены в таблице А.4. Масса каждого компонента отработавших газов должна быть рассчитана по формулам, приведенным в А.8.1.3.

11

Таблица А.4 — Анализаторы компонентов отработавших газов

Компоненты отработавших газов

Газоанализатор

СО, С02

Недисперсионного типа, с поглощением в инфракрасных лучах (NDIR)

СН (двигатели с принудительным зажиганием)

Пламенно-ионизационного типа (FID)

СН (двигатели с воспламенением от сжатия)

Нагреваемый, пламенно-ионизационного типа (HFID)

NOx

Хемилюминисцентного типа

А.8.1.3 Метод расчета массы выброса для каждого компонента отработавших газов А.8.1.3.1 Общие положения

Масса выбросов СО, тсо, г/км, рассчитывается по формуле

тсо = Ч™ Рсоксо '10 6’    (А-1)

где Ут|х — объем разбавленных отработавших газов на один км пути при нормальных условиях, л/км;

Рсо — плотность вещества, г/л; ксо — концентрация вещества, ппм.

(А-2)

Массу выбросов СН, тсн, г/км, рассчитывают по формуле

mCH -KnixPCH^CH'10

где рсн — плотность вещества, г/л; ксн — концентрация вещества, ппм.

Массу выбросов NOx, mNOj(, г/км, рассчитывают по формуле

(А.З)

—6

mNOx = 4nix PNOx^NOx^h '10

где р^0 — плотность вещества, г/л;

/cNo — концентрация вещества, ппм;

Kh — коэффициент поправки на влажность.

Массу выбросов С02, тсо^ г/км, рассчитывают по формуле

тсо2 = 4nix Рсо2ксо2 -10-6,    (А.4)

где рсо — плотность вещества, г/л;

ксс,2 — концентрация вещества, ппм.

А.8.1.3.2 Плотность СО рсо

Плотность СО рсо, г/л, при нормальных условиях составляет 1,17 г/л.

А.8.1.3.3 Концентрация СО ксо

1

Df


ксо


~ кСО,е ~ kCO,d


(А.5)


Под концентрацией СО ксо, ппм, понимают разность между концентрацией СО в разбавленных отработавших газах и концентрацией СО в разбавляющем воздухе и рассчитывают по формуле

где кСО е — концентрация СО в разбавленных отработавших газах, ппм; ксо,6 — концентрация СО в разбавляющем воздухе, ппм;

Df — степень разбавления.

Примечание — Df рассчитывают по формуле, приведенной в А.8.1.3.9.

А.8.1.3.4 Плотность СН рсн

Под плотностью СН рсн понимают плотность СН в отобранных пробах отработавших газов. Плотность определяют при нормальных условиях и рассчитывают по формуле

12


1,008RCHex +12,01 273 22,4    293


(А.6)


где RCHex — отношение числа атомов углерода к числу атомов водорода в СН отработавших газов, которое составляет:

-    для бензина — 1,85;

-    для дизельного топлива — 1,90.

А.8.1.3.5 Концентрация СН ксн

Под концентрацией СН ксн, ппм, понимают разность между концентрацией СН в разбавленных отработавших газах и концентрацией СН в разбавляющем воздухе, выраженную в виде эквивалентной концентрации углерода, ппм-С (соответствующую тройной эквивалентной концентрации пропана) и рассчитываемую по формуле



(А. 7)


где кСНе — концентрация СН в разбавленных отработавших газах, ппм-С; ксн d — концентрация СН в разбавляющем воздухе, ппм-С.

В случае транспортного средства, оснащенного двигателем с принудительным зажиганием, концентрацию СН в разбавленных отработавших газах определяют с помощью пламенно-ионизационного анализатора (FID). В случае транспортного средства, оснащенного двигателем с воспламенением от сжатия, концентрацию СН в разбавленных отработавших газах, взятых из отдельной заборной магистрали, определяют с помощью нагреваемого пламенно-ионизационного анализатора (HFID) по формуле



(А. 8)


где Г CCHdf — сумма концентраций, измеренных анализатором HFID за время испытания (fe - 0), ппм-С.

J о


А.8.1.3.6. Плотность NOx pNOx

Плотность NOx pNQx при нормальных условиях составляет 1,91 г/л.

А.8.1.3.7. Концентрация NOx kNQ^

Под концентрацией NOx kNO , ппм, понимают разность между концентрацией NOx в разбавленных отработавших газах и концентрацией NOx в разбавляющем воздухе и рассчитывают по формуле



(А-9)


где kNох е — концентрация NOx в разбавленных отработавших газах, ппм;

/cNOx,d — концентрация NOx в разбавляющем воздухе, ппм;

Df — степень разбавления.

Примечание — Df рассчитывают по формуле, приведенной в А.8.1.3.9.

А.8.1.3.8. Плотность С02 рСОг

Плотность С02 Рсо2 ПРИ нормальных условиях составляет 1,83 г/л.

А.8.1.3.9. Концентрация С02Со2

Под концентрацией С02Со2. %. понимают разность между концентрацией С02, %, в разбавленных отрабо-тавших газах и концентрацией С02 (%) в разбавляющем воздухе и рассчитывают по формуле



(А. 10)


где /ссо2,е — концентрация С02 в разбавленных отработавших газах, %;


13


^co2,d — концентрация С02 в разбавляющем воздухе, %;

Df — степень разбавления.

Df рассчитывают:

- для транспортных средств, оборудованных двигателями с принудительным зажиганием, по формуле


Df =


_]ЗА_

^С02,е+(^СН,е + /сСО,е)'10 4


(А. 11)


- для транспортных средств, оборудованных двигателями с воспламенением от сжатия, по формуле


Df


_1313_

^С02,е +(^СН,е + ^СО,е)'Ю 4


(А. 12)


А.8.1.3.10. Объем разбавленных отработавших газов Vmix

Vmixэто объем разбавленных отработавших газов на один километр пути (л/км) при нормальных условиях, который вычисляют по одному из методов, изложенных в перечислении а) или Ь):

а) В случае системы CVS с измерителем расхода на основе объемного насоса (PDP) Vmix определяют по формуле


Vm


: KjVeN —


TPL'


(А. 13)


где


/<1 — отношение абсолютной температуры окружающей среды, К, к атмосферному давлению, кПа, при нормальных условиях, К/кПа;

Ve — полный объем, л, разбавленных отработавших газов, прокачиваемый насосом за один оборот, л/об (этот показатель зависит от разности давлений на входе и выходе насоса);

N — число оборотов, производимое насосом за время отбора проб;

Рр — абсолютное давление разбавленных отработавших газов на входе в насос, кПа (эта величина получается как разность между атмосферным давлением и падением давления смеси газов, входящей в насос);

7Р — средняя температура разбавленных отработавших газов, входящих в насос, К;

L — расстояние, проходимое транспортным средством, км (в случае испытательной программы стремя десятирежимными и одним пятнадцатирежимным циклом L равно 4,165 км).

/С| рассчитывают по формуле


Ki =


293

101.3


2,892.


(А. 14)


Ь) В случае системы CVS с измерителем расхода на основе трубки Вентури с критическим расходом (CFV) Vmix определяют по формуле


4™=^.    (А.    15)

где Vs — объем разбавленных отработавших газов при нормальных условиях, л/испытание.

Vs рассчитывают по формуле


Vs =



(А. 16)


где К2 — это коэффициент калибровки Вентури;

te — общее время испытания, с (например, в случае испытательной программы с тремя десятирежимными и одним пятнадцатирежимным циклом te равно 660 с);

Pv (f) — давление разбавленных отработавших газов на входе в трубку Вентури, кПа;

Tv (0 — температура разбавленных отработавших газов на входе в трубку Вентури, К; t — время, с;

К2 рассчитывают по формуле

/<2 = Qcal^,    (А-17)

П)

где Q^i — расход газа при нормальных условиях, л/с;

Г0 — температура на входе в трубку Вентури, К;

Р0 — давление на входе в трубку Вентури, кПа.



Qcai рассчитывают на основе расхода, измеренного с помощью ламинарного расходомера, по формуле


Qcal=^Qc^:

* г.


(А. 18)


с


где К.| — отношение абсолютной температуры окружающей среды, К, к атмосферному давлению, кПа, при нормальных условиях, К/кПа;

Qc — измеренный расход газа, л/с;

Тс — измеренная температура окружающей среды, К;

Рс — измеренное атмосферное давление, кПа.

К.| рассчитывают по формуле



(А. 19)


А.8.2 Расход топлива, Fe

Расход топлива Fe, км/л, рассчитывают методом баланса углерода с использованием масс компонентов отработавших газов (см. D.2.1.4.2) и следующих формул:

- для транспортных средств, оборудованных двигателями с принудительным зажиганием:


649


0,429 n?QQ + 0,866 n?Q[_| + 0,273 п?qq.


(А.20)


где тсо — масса выбросов СО, г/км; тсн — масса выбросов СН, г/км; тсо2 — масса выбросов С02, г/км;


- для транспортных средств, оборудованных двигателями с воспламенением от сжатия:


718


0,429 n?QQ + 0,862 men + 0,273


(А.21)


15


Приложение В (обязательное)

Процедура испытаний в Европе

В.1 Основные принципы

В.1.1 Общие комментарии относительно региональной информации

Настоящее приложение содержит региональную информацию, которая дополняет положения настоящего стандарта.

В.1.2 Общая информация

Процедура, представленная в настоящем приложении, основана на Правилах ЕЭК ООН №101 [10], дополненных для применения к транспортным средствам с гибридным электрическим приводом, и на Правилах ЕЭК ООН №83 [9]. В Правилах ЕЭК ООН №101, приложение 8, раздел 5 [10] транспортные средства с гибридным электрическим приводом без внешней подзарядки, работающие только в режиме HEV, только рассмотрены, но измерения следует производить в соответствии с процедурой для транспортных средств с ДВС, которая представлена в Правилах ЕЭК ООН №101, приложение 6 [10] со ссылкой на Правила ЕЭК ООН №83, приложение 4 [9].

Измерения вредных выбросов (СО, NOx, СН, твердые частицы), выбросов С02 и расхода топлива выполняют в соответствии с процедурой испытания типа I по Правилам ЕЭК ООН №83 [9]. Полученные показатели корректируют в соответствии с изменением количества энергии в накопителе при помощи коэффициента коррекции, предоставляемого предприятием-изготовителем.

В описании, представленном ниже, дана только базовая информация, необходимая для понимания процедуры. За подробной информацией следует обращаться к соответствующим разделам Правил ЕЭК ООН, на которые даны ссылки в тексте.

В.2 Обоснование

Настоящее приложение, основанное на европейских нормативных документах, регламентирует процедуры измерений вредных выбросов, выбросов диоксида углерода и расхода топлива HEV без внешней подзарядки, имеющих только гибридный режим работы, категорий М1 и N1 с максимальной массой не более 3500 кг (в соответствии с ISO 1176 [1]). В качестве топлив для ДВС предусмотрены только бензин и дизельное топливо.

В.З Оборудование для испытаний

В.3.1 Динамометрический стенд

Точность, настройка нагрузки и инерции, калибровка и другие операции подготовки динамометрического стенда указаны в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, пункты 4.1, 5.1 и 5.2) [9], а также в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, добавления 2 и 3) [9]. Настройка инерционных масс, имитирующих поступательно движущуюся массу транспортного средства должна быть выполнена в соответствии с таблицей В.1 (приведена в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, пункт 5.1) [9]).

Таблица В.1 — Эквивалентная инерция динамометрического стенда в зависимости от контрольной массы транспортного средства

Контрольная масса транспортного средства mref, кг

Эквивалентная инерция /, кг

mref <480

455

480 < mref < 540

510

540 < mref < 595

570

595 < тгеf < 650

625

650 < mref <710

680

*) В настоящем приложении использованы ссылки на следующие редакции упомянутых Правил:

-    Правила ЕЭК ООН №101: Trans/WP.29/GRPE/2004/2, 30 октября 2003 г.

-    Правила ЕЭК ООН №83: Е/ЕСЕ/324 Rev.1/Add.82/Rev.2 E/ECE/Trans/505, 30 октября 2001 г.

При появлении новых редакций Правил ЕЭК ООН №101 и Правил ЕЭК ООН №83 настоящий стандарт и в особенности настоящее приложение должны быть пересмотрены.

ГОСТ Р ИСО 23274-2013

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Условия испытаний и оборудование.....................................................3

5    Процедура испытаний.................................................................4

6    Расчеты и формулы...................................................................5

Приложение А (справочное) Процедура испытаний в Японии..................................6

Приложение В (обязательное) Процедура испытаний в Европе...............................16

Приложение С (справочное) Процедура испытаний в Северной Америке.......................21

Приложение D (обязательное) Метод линейной коррекции с использованием коэффициента

коррекции...............................................................24

Приложение Е (обязательное) Допустимое изменение энергии...............................25

Приложение F (справочное) Процедура получения коэффициента коррекции...................26

Приложение G (справочное) Требования к измерениям тока и заряда батарей...................27

Приложение Н (справочное) Теория метода линейной регрессии..............................28

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным    стандартам Российской Федерации...........................29

Библиография........................................................................30

ГОСТ Р ИСО 23274-2013

Окончание таблицы В. 1

Контрольная масса транспортного средства тгвf, кг

Эквивалентная инерция /, кг

710 < mref - ^65

740

765 < тгеf < 850

800

850 < mref < 965

910

965 < mref <1080

1020

1080 < mref <1190

1130

1190 <mref <1305

1250

1305 <mref <1420

1360

1420 </T7ref <1530

1470

1530 <mref <1640

1590

1640 < mref <1760

1700

1760 <mref <1870

1810

1870< mref <1980

1930

1980< mref <2100

2040

2100 </77ref <2210

2150

2210 < mref < 2380

2270

2380 <mref <2610

2270

2610 < mref

2270

В.3.2 Система отбора проб отработавших газов

Для отбора проб отработавших газов используют систему CVS. Подробное описание этой системы, а также метод ее калибровки и информация о точности приведены в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, пункты 4.2 и 4.4) [9] и в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, добавление 5) [9].

В.3.3 Газоаналитическое оборудование

Анализ отработавших газов проводят с помощью следующего оборудования:

-    анализаторы недисперсионного типа с поглощением в инфракрасных лучах (NDIR)flnn регистрации СО и С02;

-    анализатор пламенно-ионизационного типа (FID) для регистрации СН в отработавших газах двигателей с принудительным зажиганием, анализатор нагреваемый пламенно-ионизационного типа (HFID) для регистрации СН в отработавших газах двигателей с воспламенением от сжатия;

-    хемилюминисцентный газоанализатор или анализатор недисперсионного типа с поглощением резонанса в ультрафиолетовых лучах для регистрации NOx.

Твердые частицы улавливают посредством двух расположенных последовательно фильтров, их массу определяют гравиметрическим методом.

Подробности об использовании оборудования, калибровке и требования к точности приведены в Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, пункты 4.3 и 4.5) [9] в отношении калибровочных газов и Правилах ЕЭК ООН №83 (приложение 4, добавление 6) [9].

В.4 Испытываемое транспортное средство

В.4.1 Общие положения

Испытываемое транспортное средство должно быть в рабочем состоянии и должно быть оснащено стандартным оборудованием.

17

Введение

Транспортные средства с гибридным электрическим приводом (далее — HEV) характеризуются большой гибкостью своего конструктивного исполнения с точки зрения применяемых компонентов и способов управления. HEV классифицируют по трем характеристикам:

a)    возможность подзарядки от внешнего источника: есть/нет;

b)    тип подзаряжаемого накопителя энергии: батарея/конденсатор;

c)    выбираемые водителем режимы работы:

-    если HEV не имеет выбора режимов работы водителем, то он предусматривает только один гибридный режим работы;

-    если HEV имеет выбор режимов работы водителем, то у него есть три возможных режима: гибридный режим, режим движения только от двигателя внутреннего сгорания (далее — режим ДВС), режим электромобиля.

Классификация транспортных средств с гибридным электрическим приводом приведена в таблице:

Внешняя подзарядка

Режимы работы

Есть

Гибридный режим

Режим ДВС

Режим электромобиля

Нет

Гибридный режим

Режим ДВС

Режим электромобиля

Для HEV с двигателем внутреннего сгорания измерения вредных выбросов и расхода топлива производят так же, как и для обычного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Однако результаты измерения вредных выбросов и расхода топлива в случае HEV не будут корректными, потому что степень зарядки накопителя энергии в конце испытательного цикла может не совпадать со степенью зарядки накопителя в начале цикла. Обеспечение равенства степеней зарядки в начале и в конце цикла не всегда достижимо. Это проиллюстрировано на следующим рисунке:

1 — двигатель внутреннего сгорания; 2 — электрический мотор; 3 — топливный бак; 4 — батарея;

А — состояние перед испытанием; В — состояние после испытания:

В1 — случай 1: движение осуществлялось частично за счет топлива, а частично за счет батареи;

В2 — случай 2: движение осуществлялось только за счет топлива; S3 — случай 3: движение осуществлялось только за счет топлива, дополнительное количество топлива было использовано для зарядки батареи

Рисунок — Состояние накопителя энергии до и после испытания

В случаях В1 и ВЗ необходимо вводить корректировку, которая описана в настоящем стандарте. В настоящее время используется метод линейной коррекции, который описан в приложении D.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт дорожный гибридно-электрический ИЗМЕРЕНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВА Транспортные средства, не использующие внешнюю подзарядку

Hybrid-electric road vehicles.

Exhaust emissions and fuel consumption measurements. Non-externally chargeable vehicles

Дата введения — 2014—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единообразную процедуру испытаний на стенде с беговыми барабанами для транспортных средств с гибридным электрическим приводом (далее — HEV) и двигателем внутреннего сгорания (далее — ДВС), относящихся к категории легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей в соответствии с определениями, которые приведены в приложениях для разных стран (регионов) . Настоящий стандарт устанавливает способы корректировки измеренных вредных выбросов и расхода топлива HEV для получения их корректных значений в случае, если степень заряженности (далее — SOC) подзаряжаемого накопителя энергии в начале и в конце испытательного цикла неодинакова.

Настоящий стандарт распространяется на HEV с ДВС, для которых номинальная энергоемкость подзаряжаемого накопителя энергии не менее 2 % энергопотребления транспортного средства за весь испытательный цикл.

Настоящий стандарт распространяется на HEV, не предусматривающие возможности внешней подзарядки и без переключателя режимов работы, использующие для движения только следующие источники энергии:

-    расходуемое топливо;

-    накопитель типа батареи или конденсатора, который заряжается только с помощью бортовой двигатель-генераторной установки.

Настоящий стандарт распространяется только на транспортные средства, ДВС которых работают на жидком нефтяном топливе, то есть бензине и дизельном топливе.

2    Нормативные ссылки

Упомянутые ниже ссылочные стандарты являются обязательными для применения настоящего стандарта. Для датированных ссылок используют только указанное в тексте издание документа. Для недатированных ссылок используют самую последнюю версию ссылочных документов, включая любые изменения и поправки.

* На территории Российской Федерации указанные категории транспортных средств согласно приложению В соответствуют категориям М-| и N-| по ISO 1176 [1] (аналогичная классификация транспортных средств предусмотрена ГОСТ Р 52051-2003).

Издание официальное

ИСО 10521-1 Транспорт дорожный. Нагрузка на дорогу. Часть 1. Определение в нормальных атмосферных условиях (ISO 10521-1, Road vehicles — Road load — Part 1: Determination under reference atmospheric conditions)

ИСО 10521-2 Транспорт дорожный. Нагрузка на дорогу. Часть 2. Воспроизведение на беговом барабане (ISO 10521-2, Road vehicles — Road load — Part 2: Reproduction on chassis dynamometer)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    степень зарядки батареи; SOC батареи (battery state of charge; battery SOC): Доступная остаточная часть заряда батареи, обычно выражаемая в процентах от ее полной энергоемкости.

3.2    баланс заряда батареи (charge balance of battery): Изменение заряда батареи в процессе испытаний, обычно выражаемое в А-ч.

3.3    выбираемый водителем режим работы (driver selected operating mode): Режим работы силовой установки транспортного средства, который водитель может выбрать с помощью переключателей на панели приборов или других средств.

3.4    режим электромобиля (electric vehicle operating mode, EV operating mode): Режим работы транспортного средства с гибридным электроприводом характеризующийся тем, что для движения и, если необходимо, для питания дополнительных систем используют только энергию из подзаряжаемого накопителя.

3.5    энергетический баланс батареи (energy balance of battery): Баланс заряда батареи, умноженный на ее номинальное напряжение и обычно выражаемый в Вт-ч.

Примечание —Данное определение лишь приблизительно отражает реальный баланс энергии, наблюдаемый на практике.

3.6    транспортное средство с гибридным электрическим приводом с внешней подзарядкой;

HEV (externally chargeable HEV; plug-in HEV): HEV, накопитель которого в обычных условиях эксплуатации должен быть подзаряжаем от внешнего источника электричества.

3.7    транспортное средство с гибридным электрическим приводом; HEV (hybrid electric vehicle; HEV): Транспортное средство, для движения которого используют энергию как подзаряжаемого накопителя, так и топливных источников энергии.

Примечание — ДВС или топливные элементы являются характерными типами топливных источников

энергии движения.

3.8    гибридный режим работы гибридного электрического привода транспортного средства; гибридный режим работы (hybrid electric vehicle operating mode; HEV operating mode): Режим работы HEV, оснащенного ДВС, в котором для движения транспортного средства одновременно или попеременно используют подзаряжаемый накопитель и ДВС.

Примечание — ДВС также может заряжать накопитель во время движения или при остановке транспортного средства.

3.9    режим движения от двигателя внутреннего сгорания; режим ДВС (internal combustion engine vehicle operating mode; ICEVmode): Режим работы HEV, оснащенного ДВС, в котором для движения транспортного средства используют только ДВС, и в котором не используют рекуперативное торможение (замедление).

3.10    транспортное средство с гибридным электрическим приводом без внешней подзарядки (non-externally chargeable HEV; non plug-in HEV): HEV, накопитель которого в обычных условиях эксплуатации не должен быть подзаряжаем от внешнего источника электричества.

Примечание — Накопитель может быть подзаряжаем от внешнего источника для служебных целей, не связанных с движением транспортного средства.

3.11    подзаряжаемый накопитель энергии, накопитель (rechargeable energy storage system; RESS): Система, которая хранит энергию в целях ее последующей отдачи в виде электроэнергии и которая является подзаряжаемой.

Пример — Батареи или конденсаторы.

3.12    рекуперативное торможение (regenerative braking): Частичное возвращение энергии, которая обычно рассеивается в механических тормозах, с передачей ее в виде электричества в накопитель.

2

ГОСТ Р ИСО 23274-2013

4 Условия испытаний и оборудование

4.1    Условия испытаний

4.1.1    Общие положения

В процессе испытаний должна быть обеспечена вентиляция испытательной лаборатории, охлаждение батарей, защита от тока высокого напряжения и другие необходимые меры безопасности. Условия по 4.1.2—4.1.4 также должны быть выполнены во всех описанных в настоящем стандарте испытаниях в случае, если другие условия не предписаны приложением* А, В или С.

4.1.2    Температура окружающей среды

Испытания следует проводить при температуре окружающей среды (25 + 5) °С.

4.1.3    Состояние транспортного средства

4.1.3.1    Обкатка транспортного средства

Перед испытаниями транспортное средство должно пройти обкатку, пробег после которой должен соответствовать рекомендации производителя либо быть не менее 3000 км и не более 15000 км.

4.1.3.2    Наружные элементы транспортного средства

Во время испытаний на транспортном средстве должны быть установлены обычные наружные элементы (зеркала, бамперы и т.д.). При установке транспортного средства на стенде с беговыми барабанами некоторые элементы, например, колпаки колес, могут быть сняты для безопасности.

4.1.3.3    Испытательная масса транспортного средства

Испытательная масса транспортного средства должна быть определена в соответствии с приложением А, В или С.

4.1.3.4    Шины

При испытаниях должны быть использованы шины, рекомендованные заводом-изготовителем транспортного средства.

4.1.3.4.1    Давление в шинах

Шины транспортного средства должны быть накачаны до давления, указанного заводом-изготовителем транспортного средства, в соответствии с выбранным типом испытания (испытательный трек или стенд с беговыми барабанами), когда шины имеют температуру окружающей среды.

4.1.3.4.2    Подготовка (кондиционирование) шин

Подготовка (кондиционирование) шин должна быть произведена в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства. В приложениях А, В и С указаны дополнительные требования для конкретных стран (регионов).

4.1.3.5    Смазочные материалы

В испытываемом транспортном средстве должны быть использованы смазочные материалы, указанные заводом-изготовителем.

4.1.3.6    Переключение передач

Если транспортное средство оснащено коробкой передач с ручным переключением, то передачи должны быть выбраны в соответствии с процедурой испытания, которая приведена в приложениях А, В и С. Тем не менее используемые передачи могут быть выбраны и назначены предварительно в соответствии с характеристиками транспортного средства.

4.1.3.7    Рекуперативное торможение

Если транспортное средство имеет функцию рекуперативного торможения, то система рекуперации должна быть включена во всех испытаниях на стенде с беговыми барабанами.

Если транспортное средство испытывают на стенде, который оснащен барабанами только для колес одной оси, то при наличии в транспортном средстве таких систем, как антиблокировочная (АБС) или система управления тяговым усилием, эти системы могут воспринять неподвижность колес, находящихся не на барабанах, как внутреннюю неисправность. В этом случае указанные системы должны быть изменены так, чтобы обеспечить нормальную работу остальных систем транспортного средства, включая систему рекуперации.

Здесь и далее: в случае одновременного упоминания в тексте настоящего стандарта требований приложений А, В и С подразумевают выполнение требований приложения В. Приложения А и С, требования которых не распространяются на территорию Российской Федерации, приведены в качестве справочных.

3

4.1.3.8 Стабилизация накопителя

Стабилизация подзаряжаемого накопителя энергии должна быть произведена вместе с обкаткой транспортного средства, как указано в 4.1.3.1, либо посредством эквивалентных методов кондиционирования.

4.1.4 Состояние стенда с беговыми барабанами

4.1.4.1    Общие положения

HEV должны проходить испытания на стенде, оборудованном беговыми барабанами для колес одной оси. Полноприводные HEV для прохождения испытаний должны быть модифицированы. Если транспортное средство подверглось модификации, то она должна быть детально отражена в отчете об испытаниях.

Если полноприводное HEV невозможно модифицировать для испытаний на стенде с барабанами для колес одной оси, то следует использовать стенд с барабанами для колес двух осей.

4.1.4.2    Калибровка стенда с беговыми барабанами

Стенд с беговыми барабанами должен быть откалиброван в соответствии с указаниями, приведенными в руководстве по эксплуатации, предоставленной изготовителем стенда.

4.1.4.3    Предварительный прогрев стенда с беговыми барабанами

Перед испытаниями должен быть проведен прогрев стенда с беговыми барабанами для приведения его в рабочее состояние.

4.1.4.4    Определение коэффициента нагрузки стенда с беговыми барабанами

Определение внешних сил сопротивления, действующих на транспортных средствах и их воспроизведение на стенде с беговыми барабанами проводят по ИСО 10521-1 и ИСО 10521-2. Если в транспортных средствах, оснащенных системами рекуперативного торможения, рекуперацию хотя бы частично используют при не нажатой педали тормоза, то рекуперативное торможение должно быть отключено во время фазы замедления при испытаниях типа «выбег» на стенде или на треке.

4.2 Испытательное оборудование

Измерительное оборудование, используемое при испытаниях, должно иметь точность, указанную в таблице 1, если другие требования не указаны в приложении А, В или С.

Таблица 1 — Погрешность измерений испытательного оборудования

Параметр

Единица

Погрешность измерений

Время

С

+ 0,1 с

Расстояние

м

+ 0,1%

Температура

°с

± 1 °С

Скорость

км/ч

±1%

Масса

кг

± 0,5%

Количество электричества

Ач

± 0,5%

Напряжение конденсатора

В

± 0,5 % номинального напряжения

Частота вращения

об/мин

± 0,5 максимальной частоты вращения

5 Процедура испытаний

5.1    Общие положения

Процедуру испытаний для конкретной страны (региона) выбирают из приложений А, В и С для Японии, Европы и Северной Америки соответственно. Подробности и общие процедуры для каждого режима испытаний описаны ниже.

5.2    Процедура испытаний для гибридного режима 5.2.1 Подготовка транспортного средства

Подготовка транспортного средства должна быть выполнена в соответствии с приложением А, В или С, устанавливающим процедуру испытаний для выбранной страны (региона).

4

ГОСТ Р ИСО 23274-2013

При необходимости степень заряда накопителя может быть предварительно отрегулирована путем его зарядки или разрядки для достижения требуемой разности уровней энергии накопителя в начале и в конце испытаний.

5.2.2    Выдержка транспортного средства

Транспортное средство должно быть выдержано в соответствии с процедурой приложения А, В или С для выбранной страны (региона).

5.2.3    Перемещение транспортного средства в испытательное помещение

Транспортное средство в испытательное помещение должно перемещаться методом вталкивания

или буксировки. Заезд в испытательное помещение своим ходом не допускается. Транспортное средство должно быть установлено на стенд с беговыми барабанами только после того, как он будет предварительно прогрет перед началом испытаний. Транспортное средство после своей выдержки должно оставаться в холодном состоянии.

5.2.4    Измерения, проводимые в ходе испытаний

Должен быть выполнен один цикл испытательной программы. В ходе выполнения цикла должны быть измерены: пройденное расстояние, изменение уровня энергии в накопителе, расход топлива и вредные выбросы. Состояние транспортного средства во время испытаний должно соответствовать процедуре, описанной в приложении А, В или С для выбранной страны (региона).

5.3 Корректировка результатов испытаний

5.3.1    Общие положения

При помощи процедуры, описанной ниже, и измеренных значений расхода топлива, энергетического баланса и вредных выбросов должны быть получены корректные значения расхода топлива и вредных выбросов. Измерения следует проводить в соответствии с методикой, описанной в приложении А, В или С для выбранной страны (региона).

5.3.2    Допускаемый предел изменения уровня энергии в накопителе

Допускаемый предел изменения уровня энергии в накопителе определяют по формуле

A^ress - 0>01£cf>    (”1)

где AEress — изменение уровня энергии в накопителе при выполнении испытательного цикла;

£cf — энергия топлива, израсходованного за испытательный цикл.

Изменение уровня энергии в накопителе и максимально допускаемое изменение энергии в накопителе приведены в приложении Е.

5.3.3    Процедура коррекции посредством коэффициента коррекции

Предприятие-изготовитель транспортного средства должно сообщить коэффициент коррекции, для того чтобы рассчитывать расход топлива и вредные выбросы, соответствующие A£RESS = 0. Коэффициент коррекции может быть рассчитан по приложению D. Если измеряемые показатели не зависят от AEress, то коррекция не требуется.

6 Расчеты и формулы

Вредные выбросы и расход топлива должны быть рассчитаны отдельно для каждого испытания в соответствии с региональными требованиями, приводимыми в приложениях А, В или С.

Основные результаты должны быть рассчитаны и представлены следующими формулами:

Измеренная масса вещества, г . .    .

вредные выбросы =- —-,    (г/км);    (2)

Пройденный путь, км

(3)

Измеренный расход топлива, л . ,    .

путевой расход топлива =-,    (л/км).

Пройденный путь, км

Подробные процедуры расчетов, учитывающие особенности национальных стандартов и правил, приведены в приложениях А, В и С.

5

Приложение А (справочное)

Процедура испытаний в Японии

А.1 Общие принципы

А.1.1 Общие комментарии относительно региональной информации

Настоящее приложение содержит региональную информацию, которая дополняет настоящий стандарт.

А.1.2 Общая информация

Настоящее приложение описывает стандартные процедуры и условия, используемые в Японии для измерений вредных выбросов и расхода топлива легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей в соответствии с настоящим стандартом.

А.2 Точность измерений

А.2.1 Точность определения внешних сил сопротивления должна соответствовать ИСО 10521-1.

А.2.2 Повторяемость результатов измерений при использовании калибровочных газов для систем отбора проб и анализа отработавших газов должна быть выдержена в пределах + 1 %.

А.2.3 Погрешность оборудования для отбора проб постоянного объема (CVS) должна быть в пределах +2 %.

А.З Процедура выполнения цикла

А.3.1 Общие положения

Переключение передач на каждом этапе циклов, операционные карты которых приведены в таблице А.1 и А.2 и проиллюстрированы на рисунках А. 1 и А.2, должно быть выполнено плавно и быстро в соответствии с А.3.2 и А.3.4.

А.3.2 Транспортное средство с управляемыми вручную коробками передач

А.3.2.1 Под работой в режиме холостого хода подразумевают состояние, при котором педаль акселератора не нажата, а в коробке передач включена нейтральная передача.

А.З.2.2 Низшую передачу или другую передачу в случае, когда под «низшей» передачей следует понимать иную передачу, чем указано в таблицах А1 и А2, в коробке передач необходимо включать за 5 с до перехода от фазы холостого хода к фазе ускоренного движения.

А.3.2.3 При замедлении от 20 до 0 км/ч сцепление должно быть выключено на скорости 10 км/ч. При замедлении от 40 до 0 км/ч сцепление должно быть выключено на скорости 20 км/ч (таблицы А.1 и А.2). При замедлении от 70 до 0 км/ч сцепление должно быть выключено на скорости 30 км/ч (таблица А.2).

А.З.2.4 В пункте А.З.2.3 сцепление должно быть выключено, если частота вращения вала двигателя оказывается ниже частоты холостого хода.

А.3.2.5 Если при испытаниях транспортного средства с шестиступенчатой коробкой передач цикл не может быть выполнен с использованием последовательности переключений, указанной в таблице А.2, цикл может быть выполнен с использованием последовательности переключений для пятиступенчатой коробки передач.

А.З.2.6 Если во время испытаний частота вращения вала двигателя превышает частоту, на которой достигают максимальную мощность, допустимо повысить передачу на одну ступень по сравнению с предписанной. В этом случае переключение осуществляют при скорости, которой соответствует частота, на которой достигают максимальную мощность двигателя.

А.3.3 Транспортное средство с автоматической коробкой передач

Рычаг управления коробкой передач должен находиться в положении «drive». Никаких других действий не требуется.

А.3.4 Транспортное средство с другим типом трансмиссии

При испытаниях транспортного средства с трансмиссией, отличающейся по типу от упомянутых в А.3.1 и А.3.2, переключения передач должны производиться исходя из скоростных характеристик транспортного средства.

А.4 Испытательная масса транспортного средства

Испытательная масса транспортного средства должна быть получена путем размещения в ненагруженном транспортном средстве двух человек (считается, что масса одного человека составляет 55 кг) или груза массой 110 кг.

А.5 Подготовка шин

Шины должны быть подготовлены в соответствии с рекомендациями изготовителя. Их пробег должен составлять не менее 100 км (62 мили), а остаточная высота протектора должна быть не менее 50 %.

Определение дано в п. 3 параграфа 1 Статьи 1 Правил безопасности для транспортных средств (Указ №67 1951 г. Министерства Транспорта Японии).