Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

В стандарте установлены требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), чтобы организации, непосредственно или опосредованно участвующие в цепи создания пищевой продукции, могли:

a) планировать, внедрять, применять, поддерживать в рабочем состоянии и актуализировать СМБПП с целью обеспечения безопасности продукции и услуг при их использовании по предусмотренному назначению;

b) демонстрировать соответствие применимым нормативным и законодательным требованиям к безопасности пищевой продукции;

c) оценивать и анализировать требования потребителя и демонстрировать соответствие тем взаимно согласованным с потребителем требованиям, которые относятся к безопасности пищевой продукции;

d) эффективно обмениваться информацией по вопросам безопасности пищевых продуктов с заинтересованными сторонами, участвующими в цепи создания пищевой продукции;

e) обеспечивать соответствие организации заявленной ею политике в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

f) демонстрировать соответствие заинтересованным сторонам;

g) обращаться за сертификацией или регистрацией своей СМБПП во внешние организации или проводить самооценку или самодекларирование соответствия требованиям стандарта.

Все требования стандарта являются универсальными, и они предназначены для применения ко всем организациям в цепи создания пищевой продукции, независимо от их размера и сложности. Организации, которые задействованы напрямую или опосредованно в данной цепи, могут включать производителей кормов, производителей животных, используемых при производстве пищевой продукции, растениеводческие предприятия, фермеров, производителей ингредиентов, изготовителей пищевых продуктов, предприятия розничной торговли, общественного питания, предприятия доставки пищевых продуктов на место их потребления, поставщиков услуг по уборке и санитарной обработке, транспортные предприятия, предприятия по хранению и оптовой торговли, а также поставщиков оборудования, моющих и дезинфицирующих средств, упаковочных материалов и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

позволяет любым организациям, в том числе малым и/или имеющим менее развитую структуру (например, небольшим фермерским хозяйствам, производителям упаковки, розничным торговцам или специализированным магазинам), внедрить разработанные извне элементы в их СМБПП.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Идентичен ISO 22000:2018

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Среда организации

     4.1 Понимание организации и ее среды

     4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

     4.3 Определение области применения системы менеджмента безопасности пищевой продукции

     4.4 Система менеджмента безопасности пищевой продукции

5 Лидерство

     5.1 Лидерство и приверженность

     5.2 Политика

     5.2.1 Разработка политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции

     5.2.2 Доведение политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции

     5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

6 Планирование

     6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

     6.2 Цели системы менеджмента безопасности пищевой продукции и планирование их достижения

     6.3 Планирование изменений

7 Средства обеспечения

     7.1 Ресурсы

     7.1.1 Общие положения

     7.1.2 Человеческие ресурсы

     7.1.3 Инфраструктура

     7.1.4 Производственная среда

     7.1.5 Разработанные вне организации элементы системы менеджмента безопасности пищевой продукции

     7.1.6 Управление получаемыми извне процессами, продуктами или услугами

     7.2 Компетентность

     7.3 Осведомленность

     7.4 Обмен информацией

     7.4.1 Общие положения

     7.4.2 Внешний обмен информацией

     7.4.3 Внутренний обмен информацией

     7.5 Документированная информация

     7.5.1 Общие положения

     7.5.2 Создание и актуализация

     7.5.3 Управление документированной информацией

8 Производственная деятельность

     8.1 Планирование и управление на операционном уровне

     8.2 Программы обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ)

     8.3 Система прослеживаемости

     8.4 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

     8.4.1 Общие положения

     8.4.2 Реагирование на чрезвычайные ситуации и аварии

     8.5 Управление опасностями

     8.5.1 Предварительные мероприятия, позволяющие провести анализ опасностей

     8.5.2 Анализ опасностей

     8.5.3 Валидация мероприятия(ий) по управлению и их комбинаций

     8.5.4 План управления опасностями (план ХАССП/ППОПМ)

     8.6 Актуализация информации, являющейся основой ПОПМ и плана управления опасностями

     8.7 Управление мониторингом и измерениями

     8.8 Верификация, связанная с ПОПМ и планом управления опасностями

     8.8.1 Верификация

     8.8.2 Анализ результатов верификационной деятельности

     8.9 Управление несоответствиями продукта и процесса

     8.9.1 Общие положения

     8.9.2 Коррекции

     8.9.3 Корректирующие действия

     8.9.4 Обращение с потенциально опасными продуктами

     8.9.5 Изъятие/отзыв

9 Оценка результатов деятельности

     9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

     9.1.1 Общие положения

     9.1.2 Анализ и оценка

     9.2 Внутренний аудит

     9.3 Анализ со стороны руководства

     9.3.1 Общие положения

     9.3.2 Входные данные анализа со стороны руководства

     9.3.3 Выходные данные анализа со стороны руководства

10 Улучшение

     10.1 Несоответствия и корректирующие действия

     10.2 Постоянное улучшение

     10.3 Актуализация системы менеджмента безопасности пищевой продукции

Приложение A (справочное) Перекрестные ссылки между CODEX HACCP и настоящим стандартом

Приложение B (справочное) Перекрестные ссылки между настоящим стандартом и ИСО 22000:2005

Библиография

 

42 страницы

Дата введения01.01.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

23.07.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии416-ст
ИзданСтандартинформ2019 г.
РазработанАО ВНИИС

Food safety management systems. Requirements for any organization in the food chain

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции

(ISO 22000:2018, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. № 416-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22000:2018 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» (ISO 22000:2018 «Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain». IDT)

5    ВЗАМЕН ГОСТ P ИСО 22000—2007

Правипа применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указалюле «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2018 — Все права сохраняются ©Стандартинформ, оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

3.10    корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.28) и предотвращения его повторного возникновения.

Примечания

1    Несоответствие может иметь несколько причин

2    Корректирующее действие включает анализ причин

3.11    критическая контрольная точка; ККТ (critical control point; ССР): Этап процесса (3.36), где применяется мероприятие(я) по управлению (3.8) для предотвращения значимой опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции (3.40). или ее снижения до приемлемого уровня, и где определен(ы) критический(ие) предеп(ы) (3.12) и измерение (3.26), позволяющие применять коррекции (3.9).

3.12    критический предел (critical limit): Измеряемая величина, позволяющая отделить приемлемость от неприемлемости.

Примечание 1 — Критические пределы устанавливаются для того, чтобы определить, остается ли под контролем ККТ (3.11). Если критический предел превышен или нарушен, то продукцию, на которую вследствие этого было оказано воздействие, следует считать потенциально опасной

(Взято из CAC/RCP 1-1969 со следующим изменением — Было изменено определение и добавлено примечание 1)

3.13    документированная информация (documented information): Информация, которая управляется и поддерживается организацией (3.31), а также носитель, на котором она находится.

Примечания

1    Документированная информация может быть представлена в любом формате и на любом носителе и поступать из любого источника.

2    Документированная информация может относиться

-    к системе менеджмента (3.25), включая связанные с ней процессы (3 36);

-    к информации, созданной для того, чтобы организация мота осуществлять свою деятельность (документация).

-    к свидетельствам, подтверждающим достигнутые результаты (записи)

3.14    результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.15    конечный продукт (end product): Продукт (3.37), который не будет подвергаться дальнейшей переработке или изменению организацией (3.31).

Примечание 1 — Продукт, который подвергается дальнейшей переработке или изменению другой организацией, является конечным продуктом для первой организации и сырьем или ингредиентом — для второй организации.

3.16    кормовое средство (корм) (feed): Любые однокомпонентные или многокомпонентные продукты. переработанные, частично переработанные или сырые, которые предназначены для скармливания продуктивным животным.

Примечание 1 — В настоящем стандарте делаются различия между терминами «пищевая продукция» (3 18). «корм» (3 16) и «пищевая продукция для животных» (3 19)

-    пищевая продукция предназначена для потребления людьми и животными и включает в себя корм и пищевую продукцию для животных:

-    корм предназначен для скармливания продуктивным животным;

-    пищевая продукция для животных предназначена для скармливания непродуктивным животным, таким как домашние животные

(Взято из CAC/GL 81-2013 со следующими изменениями — Слово «материалы» было изменено на «продукты*. а слово «directly» (напрямую) было удалено)

3.17    технологическая схема (flow diagram): Схематичное системное представление последовательности и взаимодействий этапов в процессе.

3.18    пищевая продукция (food): Вещество (ингредиент), полностью, частично переработанное, или сырье, предназначенное для потребления, куда входят напитки, жевательные резинки и любые вещества, которые были использованы при производстве, приготовлении или обработке «пищевой продукции». за исключением косметических средств или табачных изделий или веществ (ингредиентов), используемых только в качестве лекарств.

Примечание 1 — В настоящем стандарте делаются различия между терминами «пищевая продукция» (3 18). «корм» (3 16) и «пищевая продукция для животных» (3 19):

-    пищевая продукция предназначена для потребления людьми и животными и включает в себя корм и пищевую продукцию для животных,

-    корм предназначен для скармливания продуктивным животным;

-    пищевая продукция для животных предназначена для скармливания непродуктивным животным, таким как домашние животные

[Взято из CAC/GL 81-2013 со следующим изменением — Слово «людей» было исключено)

3.19    пищевая продукция для животных (animal food): Любые однокомпонентные или многокомпонентные продукты, будь то переработанные, частично переработанные или сырые, которые предназначены для скармливания непродуктивным животным.

Примечание 1 — В настоящем документе делаются различия между терминами «пищевая продукция» (3 18), «корм» (3.16) и «пищевая продукция для животных» (319):

-    пищевая продукция предназначена для потребления людьми и животными и включает в себя корм и пищевую продукцию для животных;

• корм предназначен для скармливания продуктивным животным.

-    пищевая продукция для животных предназначена для скармливания непродуктивным животным, таким как домашние животные

[Взято из CAC/GL 81-2013 со следующими изменениями — Слово «материалы» было изменено на «продукты», было добавлено «поп» (не), а слово «directly» (напрямую) было удалено)

3.20    цепь создания пищевой продукции (food chain): Последовательность стадий и операций, используемых в производстве, переработке, распределении, хранении и обращении с пищевой продукцией (3.18) и ее ингредиентами, начиная от первичного производства и заканчивая употреблением в пищу.

Примечания

1    Сюда входит производство кормов (316) и пищевой продукции для животных (319).

2    Цепь создания пищевой продукции также включает производство материалов, которые будут контактировать с пищевой продукцией или сырьем

3    В цепь создания пищевой продукции также входят провайдеры услуг

3.21    безопасность пищевой продукции (food safety): Уверенность в том, что пищевая продукция не окажет отрицательного воздействия на здоровье потребителя, если она приготовлена и/или употреблена в пищу согласно ее предусмотренному назначению.

Примечания

1    Безопасность пищевой продукции связана с появлением в конечных продуктах (3.15) опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции (3 22). и не связана с другими аспектами здоровья человека, например с недостаточностью питания

2    Этот термин не следует путать с наличием или доступом к пищевой продукции («food security»).

3    Безопасность пищевой продукции распространяется на корма и пищевую продукцию для животных

[Взято из CAC/RCP 1-1969 со следующими изменениями — Слово «вред» было заменено на «отрицательное

воздействие на здоровье» и были добавлены примечания]

3.22    опасность, угрожающая безопасности пищевой продукции (food safety hazard): Биологическое. химическое или физическое вещество (агент), содержащееся в пищевой продукции (3.18). которое может потенциально обусловить отрицательное воздействие на здоровье.

Примечания

1    Термин «опасность» не следует путать с термином «риск* (3 39). который в контексте безопасности пищевой продукции означает функцию вероятности отрицательного воздействия на здоровье (например, заболевание) и серьезности этого воздействия (например, смерть, госпитализация) при появлении указанной опасности

2    Опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, включают аллергены и радиоактивные вещества

3    Применительно к кормам и их ингредиентам опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции. — это те опасности, которые могут присутствовать в кормах и/или кормовых ингредиентах и которые могут впоследствии перейти в пищевую продукцию в результате потребления корма животным и, таким образом, потенциально оказать отрицательное действие на здоровье животного или человека В контексте операций, непосредственно

не связанных с работой с кормами и пищевой продукцией (например, производства упаковочных материалов, моющих средств), опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции, являются те опасности, которые прямо или косвенно могут быть перенесены в пищевую продукцию вследствие предусмотренного применения (см 8 5.1 4)

4 Применительно к пищевой продукции для животных опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции, являются те. которые специфичны для животных, для которых предназначена пищевая продукция

(Взято из CAC/RCP 1-1969 со следующими изменениями — Слова «или состояние» были удалены из определения и были добавлены примечания]

3.23    заинтересованная сторона (interested party) (предпочтительный термин) стейкхолдер (stakeholder) (допустимый термин): Лицо или организация (3.31), способные влиять на осуществление деятельности или на принятие какого-либо решения, или же быть подверженными влиянию или воспринимать себя в качестве таковых применительно к тому или иному решению или осуществляемой деятельности.

3.24    партия (lot): Определенное количество продукта (3.37). произведенного, и/или переработанного. и/или упакованного в одинаковых условиях.

Примечания

1    Партия определяется параметрами, заранее установленными организацией, и она может описываться другими терминами, например «серия».

2    Размер партии может быть уменьшен до одной единицы продукта

(Взято из CODEX STAN 1 со следующими изменениями — Текст «и/или переработанного, и/или упакованного» был добавлен в определение и были добавлены примечания]

3.25    система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.31) для разработки политики (3.34). целей (3.29) и процессов (3.36) для достижения этих целей.

Примечания

1    Система менеджмента может включать одну или несколько дисциплин/областей менеджмента

2    Элементы системы менеджмента включают структуру организации, роли и обязанности, планирование и функционирование

3    Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, отдельные и идентифицированные функции, отдельные и идентифицированные структурные подразделения организации или же одну или несколько функций, осуществляемых совместно с другими организациями

4    Соответствующими дисциплинами/областями менеджмента могут быть, например, система менеджмента качества или система экологического менеджмента

3.26    измерение (measurement): Процесс (3.36). проводимый для определения значения измеряемой величины.

3.27    мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.36) или деятельности.

Примечания

1    Для определения статуса может понадобиться проведение мероприятий контроля, надзора или серьезного наблюдения

2    Применительно к пищевой безопасности мониторинг состоит в проведении запланированной последовательности наблюдений или измерений для оценки того, функционирует ли процесс предусмотренным образом.

3    В настоящем стандарте делаются различия между терминами «валидация» (3 44), «мониторинг» (3.27) и «верификация» (3.45)

-    валидация проводится до выполнения мероприятия и предоставляет информацию о способности получить намеченные результаты,

-    мониторинг проводится во время осуществления мероприятия и предоставляет информацию о мероприятии по ходу его реализации в течение определенного периода времени:

-    верификация проводится после выполнения мероприятия и предоставляет информацию для подтверждения соответствия.

3.28    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.38).

3.29    цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1    Цели могут быть стратегическими, тактическими или оперативными

2    Цели могут относиться к различным областям деятельности (например, в финансовой сфере или в области охраны труда или окружающей среды) и могут быть применимыми на различных уровнях (например, ко всей организации в целом, к ее стратегии развития, к определенному проекту, к продукции и к процессу (3 36)

3    Цель может быть выражена различными способами, например, в виде намеченного результата, поставленной задачи, критерия функционирования, как цель СМБПП или же с помощью других слов, имеющих аналогичное значение (например, направление, задача или показатель)

4    Применительно к системе менеджмента безопасности пищевой продукции цели устанавливаются организацией в соответствии с политикой в области обеспечения безопасности пищевой продукции с тем, чтобы достичь результатов в данной области.

3.30    производственная программа обязательных предварительных мероприятий; ППОПМ (operational prerequisite programme OPRP): Мероприятие no управлению (3.8) или комбинация мероприятий по управлению, применяемые с целью предотвратить или снизить значимую опасность, угрожающую безопасности пищевой продукции (3.40) до приемлемого уровня (3.1). и где критерий(и) действия (3.2), и измерение (3.26) или наблюдение позволяют эффективно контролировать процесс (3.36) и/или продукт (3.37).

3.31    организация (organization): Юридическое лицо или группа работников со своими собственными функциями и областью ответственности, полномочий и взаимоотношений, ориентированных на достижение поставленных целей (3.29).

Примечание 1 — Понятие организации включает, но не ограничивается следующими субъектами предприятие розничной торговли, компания, корпорация, фирма, предприятие, государственный орган, товарищество, благотворительная организация или учреждение, а также их части или комбинация из них независимо от того, зарегистрирована ли данная организация в качестве юридического лица или нет, является ли она государственной или частной

3.32    аутсорсинг (outsource): Формирование механизма на основе соглашения, предусматривающего выполнение внешней организацией (3.31) части функции или процесса (3.36) организации.

Примечание 1— Внешняя организация не охватывается областью действия системы менеджмента (3 25), хотя передаваемая функция или процесс в эту область действия входят

3.33    результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1    Результаты деятельности могут относиться к количественным или качественным полученным данным

2    Результаты деятельности могут относиться к менеджменту деятельности, процессам (3 36), продуктам (3 37) (включая услуги), системам или организациям (3 31)

3.34    политика (policy): Общие намерения и направление деятельности организации (3.31), официально сформулированные высшим руководством (3.41).

3.35    программа обязательных предварительных мероприятий; ПОПМ (prerequisite programme PRP): Базовые усповия и виды деятепьности по обеспечению безопасности пищевой продукции. которые необходимы внутри организации (3.31) и на всех этапах цепи создания пищевой продукции (3.20) для поддержания безопасности пищевой продукции.

Примечание 1 — Необходимые ПОПМ зависят от места в цепи создания пищевой продукции, в котором работает организация, а также от типа организации Примеры эквивалентных терминов надлежащая сельскохозяйственная практика (GAP), надлежащая ветеринарная практика (GVP). надлежащая производственная практика (GMP). надлежащая гигиеническая практика (GHP), надлежащая аптечная практика (GPP), надлежащая дистрибьюторская практика (GDP), надлежащая торговая практика (GTP)

3.36    процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности. преобразующая входы в выходы.

3.37    продукт (product): Выход, являющийся результатом процесса (3.36).

Примечание 1 — Продукт может быть услугой

3.38    требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1    Слова «обычно предполагается» означают, что это сложившаяся или общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания

2    Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.

3.39    риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1    Влияние — это отклонение от ожидания в лучшую и/или в худшую сторону

2    Неопределенность — это состояние, связанное, даже частично, с недостатком информации, понимания или знания в отношении какого- либо события (явления), его последствий или его вероятности

3    Часто риск оценивают в связи с потенциально возможными «событиями» (как определено в 3.5 1 3 Руководства ИСО 73:2009) и «последствиями» (как определено в 3.6.1.3 Руководства ИСО 73 2009) или их комбинацией

4    Часто риск выражают через комбинацию последствий какого-либо события (включая изменения в обстоятельствах) и связанную с этим вероятность (как определено в 3 6 11 Руководства ИСО 73:2009) возникновения данного события

5    Риск для безопасности пищевой продукции является функцией вероятности неблагоприятного воздействия на здоровье и серьезности такого воздействия вследствие опасности(ей) в пищевой продукции (3 18), как это указано в(11)

3.40    значимая опасность, угрожающая безопасности пищевой продукции (significant food safety hazard): Опасность, угрожающая безопасности пищевой продукции (3.22). идентифицированная посредством оценки опасностей, которой необходимо управлять с помощью мероприятий по управлению (3.8).

3.41    высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющие руководство и управление организацией (3.31) на высшем уровне.

Примечания

1    Высшее руководство имеет власть делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках своей организации.

2    В случае если системой менеджмента (3 25) охватывается только часть организации, тогда высшее руководство определяет тех. кто руководит и управляет этой частью организации

3.42    прослеживаемость (traceability): Возможность проследить историю, применение, перемещение или местонахождение объекта на определенной стадии(ях) изготовления, обработки и дистрибьюции.

Примечания

1    Перемещение может относиться к происхождению материалов, предшествующей обработке или дистрибьюции пищевой продукции (3 18).

2    Обьект может быть продуктом (3.37), материалом, устройством, оборудованием, услугой и т. д.

(Взято из CAC/GL 60-2006 со следующим изменением — Были добавлены примечания]

3.43    актуализация (update): Незамедлительно предпринимаемые и/или запланированные действия. обеспечивающие применение самой современной информации.

Примечание 1 — Термин «актуализация» отличается от терминов «поддержание» и «сохранение*

-    «поддерживать» — это содержать что-либо в исправном/хорошем состоянии.

-    «сохранять» — это сберегать то. что является содержимым

3.44    валидация (validation) <лрименительно к безопасности пищевой продукции:»: Получение свидетельств того, что мероприятие по управлению (3.8) (или комбинация мероприятий по управлению) будет способно результативно управлять значимой опасностью, угрожающей безопасности пищевой продукции (3.40).

Примечания

1    Валидацию выполняют тогда, когда разрабатывают комбинацию мер по управлению или когда делают изменения в реализуемые мероприятия по управлению

2    В настоящем стандарте делаются различия между терминами «валидация» (3 44), «мониторинг» (3 27) и «верификация» (3 45)

-    валидация проводится до выполнения мероприятия и предоставляет информацию о способности получить намеченные результаты;

-    мониторинг проводится во время осуществления мероприятия и предоставляет информацию о мероприятии по ходу его реализации в течение определенного периода времени;

-    верификация проводится после выполнения мероприятия и предоставляет информацию для подтверждения соответствия

3.45 верификация (verification): Подтверждение соответствия установленным требованиям (3.38) посредством представления объективных свидетельств.

Примечание 1 — В настоящем стандарте делаются различия между терминами «валидация» (3 44), «мониторинг» (3 27) и «верификация» (3 45):

-    валидация проводится до выполнения мероприятия и предоставляет информацию о способности получить намеченные результаты;

-    мониторинг проводится во время осуществления мероприятия и предоставляет информацию о мероприятии по ходу его реализации в течение определенного периода времени.

-    верификация проводится после выполнения мероприятия и предоставляет информацию для подтверждения соответствия

4 Среда организации

4.1    Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, которые связаны с ее целями и влияют на способность организации добиваться результата(ов), запланированного(ых) в отношении ее СМБПП.

Организация должна идентифицировать, анализировать и актуализировать информацию об этих внешних и внутренних факторах.

Примечания

1    Факторы и условия могут быть положительными и отрицательными при их рассмотрении

2    Пониманию среды организации может способствовать рассмотрение внешних и внутренних факторов, включающих (но не ограничивающихся этим) законодательные, технологические, конкурентные, рыночные, культурологические факторы, факторы социальной и экономической среды, информационной безопасности и фальсификации пищевой продукции, защиты пищевой продукции и преднамеренного загрязнения, факторы знаний организации и ее функционирования, на международном, национальном, региональном или местном уровне

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Для обеспечения уверенности в том. что организация способна на постоянной основе поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ее деятельности законодательным и другим обязательным требованиям в области безопасности пищевой продукции, организация должна определять:

a)    заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМБПП;

b)    требования этих заинтересованных сторон, применимые к СМБПП.

Организация должна идентифицировать, анализировать и актуализировать информацию об этих заинтересованных сторонах и связанных с ними требованиях.

4.3    Определение области применения системы менеджмента безопасности пищевой

продукции

Чтобы установить область применения СМБПП. организация должна определить ее границы и применимость. Область применения должна определять продукцию и услуги, процессы и места производства, на которые распространяется СМБПП. Областью применения должна охватываться та деятельность, процессы, продукция или услуги, которые могут повлиять на безопасность конечной пищевой продукции.

При определении области применения организация должна рассматривать:

a)    внешние и внутренние факторы, указанные в 4.1;

b)    требования, указанные в 4 2.

Область применения должна быть представленной в виде документированной информации.

4.4 Система менеджмента безопасности пищевой продукции

Организация должна разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СМБПП, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5 Лидерство

5.1    Лидерство и приверженность

Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении СМБПП посредством:

a)    обеспечения того, что политика в области пищевой безопасности и целей СМБПП установлены и согласуются со стратегией развития организации;

b)    обеспечения интеграции требований СМБПП в бизнес-процессы организации;

c)    обеспечения ресурсами, необходимыми для СМБПП;

d)    доведения до сведения персонала организации информации о важности результативного менеджмента в области безопасности пищевой продукции и соответствия требованиям СМБПП. законодательным и другим обязательным требованиям, а также согласованным требованиям потребителей в отношении безопасности пищевой продукции;

e)    обеспечения достижения системой менеджмента безопасности пищевой продукции запланированного^) результата(ов) (см. 4.1);

0 побуждения и оказания поддержки работникам вносить свой личный вклад в повышение результативности СМБПП;

д)    содействия постоянному улучшению:

h) поддержки усилий работников брать на себя лидерские функции при выполнении соответствующих их компетенции руководящих обязанностей.

Примечание — Ссылка на «бизнес» в настоящем стандарте может пониматься в широком смысле применительно к тем видам деятельности, которые играют ключевую роль для реализации целей, определяющих жизнеспособность организации

5.2    Политика

5.2.1    Разработка политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции

Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии политику в области обеспечения безопасности пищевой продукции, которая:

a)    соответствует целям и среде организации;

b)    создает основы для постановки и пересмотра целей СМБПП;

c)    включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям в области безопасности пищевых продуктов, включая законодательные и другие обязательные требования, а также согласованные требования потребителей в отношении безопасности пищевой продукции;

d)    направлена на обеспечение внутреннего и внешнего обмена информацией;

е)    включает в себя обязательство по постоянному улучшению СМБПП:

f) ориентирована на необходимость обеспечения соответствующих компетенций в области безопасности пищевых продуктов.

5.2.2    Доведение политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции

Политика в области обеспечения безопасности пищевой продукции должна:

a)    быть доступна и представлена в виде документированной информации;

b)    быть доведена до сведения персонала, быть ему понятной и применяться на всех уровнях организации;

c)    быть доступной для соответствующих заинтересованных сторон, если уместно.

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

5.3.1 Высшее руководство должно обеспечивать определение, доведение до сведения и понимание персоналом организации ответственности и полномочий, предусмотренных для выполнения соответствующих функций.

Высшее руководство должно распределять ответственность и полномочия для:

a)    обеспечения соответствия СМБПП требованиям настоящего стандарта;

b)    предоставления высшему руководству отчетности о функционировании СМБПП;

c)    создания группы безопасности пищевой продукции и назначения ее руководителя;

d)    назначения персонала, для которого определены ответственность и полномочия по организации и документированию деятельности.

5.3.2    Руководитель группы безопасности пищевой продукции должен нести ответственность за:

a)    разработку, внедрение, поддержание в рабочем состоянии и актуализацию СМБПП;

b)    руководство группой безопасности пищевой продукции и организацию ее работы;

c)    обеспечение соответствующего обучения и уровня компетентности членов группы безопасности пищевой продукции (7.2);

d)    представление отчетности высшему руководству организации о результативности и пригодности СМБПП.

5.3.3    Весь персонал должен нести ответственность за информирование назначенных лиц о проблемах, имеющих отношение к СМБПП.

6 Планирование

6.1    Действия в отношении рисков и возможностей

6.1.1    При планировании СМБПП организация должна учитывать факторы в соответствии с 4.1 и требования по 4.2 и 4.3 и определять риски и возможности, которые следует рассматривать в целях:

a)    обеспечения уверенности втом. чтоСМБПП может достичьзапланированного(ых)результата(ов);

b)    увеличения их желаемого влияния;

c)    предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;

d)    достижения постоянного улучшения.

Примечание — Применительно к настоящему стандарту понятие рисков и возможностей ограничивается событиями и их последствиями, имеющими отношение к функционированию и результативности СМБПП. Ответственность за принятие мер в отношении рисков для здоровья населения несут органы власти От организаций требуется обеспечить контроль опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции (3 22). и выполнять требования, имеющие отношение к данному процессу, которые изложены в разделе 8

6.1.2    Организация должна планировать:

a)    действия в отношении этих рисков и возможностей;

b)    то, каким образом:

1)    интегрировать и внедрять эти действия в процессы СМБПП;

2)    оценивать результативность этих действий.

6.1.3    Действия в отношении рисков и возможностей должны быть пропорциональны их влиянию

на:

a)    требования, предъявляемые к безопасности пищевой продукции;

b)    соответствие пищевой продукции и услуг ожиданиям потребителей;

c)    требования заинтересованных сторон в цепи создания пищевой продукции.

Примечания

1    Действия в отношении рисков и возможностей могут включать уклонение от риска, допущение риска для того, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или принятие риска на основе обоснованного решения

2    Возможности могут приводить к внедрению новых практик (модификации продукции или процессов), использованию новых технологий и других желательных и осуществимых перспектив, касающихся удовлетворения потребностей организации или ее потребителей в том, что касается пищевой безопасности

6.2 Цели системы менеджмента безопасности пищевой продукции и планирование

их достижения

6.2.1 Организация должна устанавливать цели для СМБПП в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации.

Эти цели должны:

а) быть согласованными с политикой в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

b)    быть измеримыми (если это осуществимо на практике);

c)    быть поставлены с учетом применяемых требований к безопасности пищевой продукции, включая законодательные, нормативные требования и требования потребителей;

d)    быть контролируемыми и верифицируемыми;

e)    доводиться до сведения заинтересованных лиц;

f)    поддерживаться в рабочем состоянии и актуализироваться по мере необходимости.

Организация должна сохранять документированную информацию о целях СМБПП.

6.2.2 При планировании того, каким образом достигать целей в отношении системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, организация должна определить:

a)    что нужно сделать;

b)    какие потребуются ресурсы;

c)    кто будет нести ответственность;

d)    когда эта работа будет завершена;

e)    каким образом будут оцениваться результаты.

6.3 Планирование изменений

В случае если организация определяет и считает необходимым внести изменения в СМБПП. включая изменения кадрового характера, то о таких изменениях должны информировать на плановой основе.

Организация должна рассматривать:

a)    цель внесения рассматриваемых изменений и любые их возможные последствия;

b)    сохранение целостности СМБПП;

c)    наличие ресурсов для эффективного внедрения изменений;

d)    распределение или перераспределение обязанностей и полномочий.

7 Средства обеспечения

7.1    Ресурсы

7.1.1    Общие положения

Организация должна определить и обеспечивать наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения СМБПП.

Организация должна рассматривать:

a)    возможности и ограничения, связанные с имеющимися внутренними ресурсами;

b)    потребность во внешних ресурсах.

7.1.2    Человеческие ресурсы

Организация должна обеспечить компетентность персонала (7.2), необходимую для результативного функционирования СМБПП.

Там, где для разработки, внедрения, обеспечения функционирования или оценки СМБПП используется помощь внешних экспертов, свидетельства соглашений или договоров, устанавливающих компетентность, ответственность и полномочия внешних экспертов должны сохраняться в виде документированной информации.

7.1.3    Инфраструктура

Организация должна обеспечить наличие ресурсов для определения, создания и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры, необходимой для обеспечения соответствия требованиям СМБПП.

Примечание — Инфраструктура может включать в себя

-    землю, здания и сооружения, а также связанные с ними инженерные сети и системы,

-    оборудование, включая технические и программные средства.

-    транспорт.

-    информационные и коммуникационные технологии.

7.1.4    Производственная среда

Организация должна определять, обеспечивать наличие и поддерживать ресурсы для создания, управления и поддержания производственной среды, необходимой для обеспечения соответствия требованиям СМБПП.

Примечание — Подходящая среда может быть сочетанием человеческих и физических факторов, таких

как

a)    социальные (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, бесконфликтность).

b)    психологические (например, снижение уровня стресса, профилактика эмоционального выгорания, эмоциональная защита),

c)    физические (например, температура, отопление, влажность, освещенность, движение воздуха, гигиена,

шум).

Эти факторы могут существенно различаться в зависимости от поставляемой продукции и услуг.

7.1.5    Разработанные вне организации элементы системы менеджмента безопасности пищевой продукции

В случае, когда организация создает, поддерживает, актуализирует и постоянно улучшает свою СМБПП с использованием разработанных извне элементов СМБПП, включая: ПОПМ. анализ опасностей и план управления опасностями (8.5.4), организация должна удостовериться в том, что данные элементы:

a)    разработаны в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

b)    применимы к производственным площадкам, процессам и продукции организации;

c)    специально адаптированы группой безопасности пищевой продукции к процессам и продукции организации;

d)    внедрены, поддерживаются и актуализируются согласно требованиям настоящего стандарта;

e)    сохраняются в виде документированной информации.

7.1.6    Управление получаемыми извне процессами, продуктами или услугами

Организация должна:

a)    установить и применять критерии для оценивания, отбора, мониторинга функционирования и повторного оценивания внешних поставщиков процессов, продукции и/или услуг;

b)    обеспечивать надлежащее информирование внешнего поставщика(ов) о требованиях;

c)    удостовериться в том. что получаемые извне процессы, продукция или услуги не оказывают негативного влияния на способность организации постоянно соответствовать требованиям СМБПП;

d)    сохранять документированную информацию об этих действиях и любых необходимых мероприятиях по результатам проводимых оценок и повторных оценок.

7.2    Компетентность

Организация должна:

a)    определять необходимую компетентность персонала, включая внешних поставщиков, выполняющих работу под ее управлением, которая оказывает влияние на обеспечение безопасности пищевой продукции и функционирование СМБПП;

b)    обеспечивать компетентность персонала, включая членов группы безопасности пищевой продукции и лиц. отвечающих за реализацию плана управления опасностями, на основе соответствующего образования, обучения и профессиональной подготовки и/или опыта работы;

c)    обеспечивать наличие у членов группы безопасности пищевой продукции совокупных знаний в различных областях (дисциплинах) и опыта работы в области разработки и внедрения СМБПП. включая (но не ограничиваясь): продукцию, процессы, оборудование организации и опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, в рамках области применения СМБПП;

d)    где это возможно, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности. и оценивать результативность предпринятых действий;

e)    сохранять соответствующую документированную информацию как подтверждение компетентности.

Примечание — Предпринимаемые действия могут, например, включать проведение обучения, работу под руководством наставника или повторную оценку действующего персонала, или же привлечение компетентных лиц по контрактам

7.3    Осведомленность

Весь соответствующий персонал, выполняющий работу под управлением организации, должен быть осведомлен о следующем:

а) о политике в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................2

3    Термины и определения...............................................................2

4    Среда организации...................................................................8

4.1    Понимание организации и ее среды .................................................8

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.........................8

4.3    Определение области применения системы менеджмента безопасности пищевой

продукции..........................................................................8

4.4    Система менеджмента безопасности пищевой продукции...............................9

5    Лидерство..........................................................................9

5.1    Лидерство и приверженность.......................................................9

5.2    Политика........................................................................9

5.2.1    Разработка политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции........9

5.2.2    Доведение политики в области обеспечения безопасности пищевой

продукции.......................................................................9

5.3    Функции, ответственность и полномочия в организации.................................9

6    Планирование......................................................................10

6.1    Действия в отношении рисков и возможностей.......................................10

6.2    Цели системы менеджмента безопасности пищевой продукции и планирование их

достижения........................................................................10

6.3    Планирование изменений.........................................................11

7    Средства обеспечения...............................................................11

7.1    Ресурсы.......................................................................11

7.1.1    Общие положения..........................................................11

7.1.2    Человеческие ресурсы.......................................................11

7.1.3    Инфраструктура............................................................11

7.1.4    Производственная среда.....................................................11

7.1.5    Разработанные вне организации элементы системы менеджмента безопасности

пищевой продукции..............................................................12

7.1.6    Управление получаемыми извне процессами, продуктами или услугами..............12

7.2    Компетентность.................................................................12

7.3    Осведомленность...............................................................12

7.4    Обмен информацией.............................................................13

7.4.1    Общие положения..........................................................13

7.4.2    Внешний обмен информацией ................................................13

7.4.3    Внутренний обмен информацией..............................................13

7.5 Документированная информация...............................................14

7.5.1    Общие положения..........................................................14

7.5.2    Создание и актуализация....................................................14

7.5.3    Управление документированной информацией..................................14

8    Производственная деятельность......................................................15

8.1    Планирование и управление на операционном уровне.................................15

8.2    Программы обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ).......................15

8.3    Система прослеживаемости.......................................................15

b)    целях СМБПП. связанных с его работой;

c)    своем личном вкладе в достижение результативности СМБПП. включая преимущества, связанные с улучшением работы в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

d)    последствиях несоответствия требованиям СМБПП.

7.4 Обмен информацией

7.4.1    Общие положения

Организация должна определять порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к СМБПП. включая:

a)    какая информация будет передаваться;

b)    когда будет передаваться информация,

c)    кому будет передаваться информация;

d)    каким образом она будет передаваться;

e)    кто будет передавать информацию.

Организация должна удостовериться в том. что требование в отношении результативного обмена информацией понимается всеми лицами, действия которых влияют на безопасность пищевой продукции.

7.4.2    Внешний обмен информацией

Организация должна обеспечить передачу достаточной информации в рамках внешнего обмена и ее доступность для заинтересованных сторон в цепи создания пищевых продуктов.

Организация должна создать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии результативные каналы обмена информацией с:

a)    поставщиками и подрядчиками;

b)    клиентами и/или потребителями в отношении:

1)    информации о продукции, относящейся к пищевой безопасности, допустимых действиях при обращении с продукцией, ее размещении, хранении, подготовке, дистрибьюции и использовании организациями в цепи создания данной продукции или потребителями;

2)    идентифицированных опасностей пищевой продукции, которые должны контролироваться другими организациями в цепи создания данной продукции и/или потребителями;

3)    контрактных соглашений, запросов и заказов, включая их изменения;

4)    результатов обратной связи с покупателями и/или потребителями, включая претензии;

c)    законодательными и контролирующими органами;

d)    другими организациями, которые оказывают воздействие на СМБПП или будут подвержены влиянию результативности или актуализации СМБПП.

Для назначенных лиц должны быть определены ответственность и полномочия по внешнему обмену любой информацией по безопасности пищевой продукции. Где уместно, информация, полученная по каналам внешнего обмена, должна включаться во входные данные для анализа со стороны руководства (9.3) и для актуализации СМБПП (4.4 и 10.3).

Свидетельства внешнего обмена информацией должны сохраняться в качестве документированной информации.

7.4.3    Внутренний обмен информацией

Организация должна создать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии результативную систему обмена информацией, влияющей на пищевую безопасность.

Для поддержания результативности СМБПП организация должна обеспечить своевременное информирование группы безопасности пищевой продукции об изменениях в отношении;

a)    выпускаемой или разрабатываемой продукции;

b)    сырья, ингредиентов и услуг;

c)    производственных систем и оборудования;

d)    производственных помещений, размещения оборудования и условий производственной среды;

e)    программ очистки и санитарной обработки

О систем упаковки, хранения и систем дистрибьюции;

д) компетенций и/или распределения обязанностей и полномочий;

h)    применимых законодательных и других обязательных требований;

i)    сведений об опасностях, угрожающих безопасности пищевой продукции, и мероприятиях по управлению;

8 4 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них..........................16

8 4.1 Общие положения..........................................................16

8 4.2 Реагирование на чрезвычайные ситуации и аварии...............................16

8.5    Управление опасностями.........................................................16

8.5.1    Предварительные мероприятия, позволяющие провести анализ опасностей..........16

8.5.2    Анализ опасностей..........................................................18

8.5.3    Валидация меролриятия(ий) по управлению и их комбинаций......................20

8.5.4    План управления опасностями (план ХАССП/ППОПМ)............................20

8.6    Актуализация информации, являющейся основой ПОПМ и плана управления опасностями . .21

8.7    Управление мониторингом и измерениями...........................................21

8.8    Верификация, связанная с ПОПМ и планом управления опасностями....................22

8.8.1    Верификация...............................................................22

8.8.2    Анализ результатов верификационной деятельности..............................22

8.9    Управление несоответствиями продукта и процесса...................................22

8 9.1 Общие положения..........................................................22

8.9.2    Коррекции.................................................................22

8.9.3    Корректирующие действия...................................................23

8.9.4    Обращение с потенциально опасными продуктами...............................23

8.9.5    Изъятие/отзыв..............................................................24

9    Оценка результатов деятельности.....................................................24

9.1    Мониторинг, измерение, анализ и оценка............................................24

9.1.1    Общие положения..........................................................24

9.1.2    Анализ и оценка............................................................25

9.2    Внутренний аудит...............................................................25

9.3    Анализ со стороны руководства....................................................26

9.3.1    Общие положения..........................................................26

9.3.2    Входные данные анализа со стороны руководства................................26

9.3.3    Выходные данные анализа со стороны руководства..............................26

10    Улучшение........................................................................26

10.1    Несоответствия и корректирующие действия........................................26

10.2    Постоянное улучшение..........................................................27

10.3    Актуализация системы менеджмента безопасности пищевой продукции.................27

Приложение А (справочное) Перекрестные ссылки мехщу CODEX НАССР и настоящим

стандартом.............................................................28

Приложение В (справочное) Перекрестные ссылки между настоящим стандартом

иИСО 22000:2005.......................................................30

Библиография.......................................................................41

Введение

0.1 Общие положения

Создание системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) — стратегическое решение, которое может помочь организации улучшить общую результативность ее работы в области обеспечения пищевой безопасности. Польза от внедрения СМБПП на основе настоящего стандарта состоит в:

a)    способности на постоянной основе поставлять безопасную продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применяемым законодательным и другим обязательным требованиям:

b)    уделении должного внимания рискам, связанным с целями организации;

c)    способности организации продемонстрировать соответствие установленным требованиям СМБПП.

В настоящем документе используется процессный подход (см. 0.3), включающий цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA) (см. 0.3.2) и риск-ориентированное мышление (см. 0.3.3). Такой процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и связи между ними.

Цикл PDCA позволяет организации обеспечить надлежащее управление своими процессами и выделение для реализации этих процессов необходимых ресурсов, а также гарантировать выявление и реализацию возможностей для улучшения работы организации.

Мышление с акцентом на риски позволяет организации определить факторы, вызывающие отклонение ее процессов и системы менеджмента безопасности пищевой продукции от запланированных результатов, и внедрить мероприятия по управлению, предотвращающие или минимизирующие негативные эффекты.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

-    «должна» указывает на требование;

-    «следует» указывает на рекомендацию:

-    «могло бы» указывает на разрешение:

-    «может» указывает на способность или возможность.

Примечания содержат руководство для обеспечения понимания или разьяснения требований, приведенных в настоящем стандарте.

0.2 Принципы СМБПП

Безопасность пищевой продукции связана с наличием опасностей, угрожающих данной продукции в момент потребления пищи (приема ее потребителем). Так как возникновение опасностей пищевых продуктов может произойти на любой стадии цепи создания пищевой продукции, важен адекватный контроль на всех звеньях этой цепи. Таким образом, безопасность пищевых продуктов гарантируется объединенными усилиями всех участников цепи производства и потребления пищевой продукции. Настоящий стандарт устанавливает требования к СМБПП. которая включает следующие общепризнанные ключевые элементы:

-    интерактивный обмен информацией:

-    системный менеджмент;

-    программы обязательных предварительных мероприятий;

-    принципы анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР).

Кроме того, настоящий стандарт основан на принципах, общих для стандартов ИСО на системы менеджмента. Этими принципами менеджмента являются:

-    ориентация на потребителя;

-    лидерство:

-    вовлечение персонала;

-    процессный подход к менеджменту;

-    улучшение;

-    принятие решений, основанных на свидетельствах;

-    менеджмент взаимоотношений.

0.3 Процессный подход 0.3.1 Общие положения

Настоящий стандарт направлен на применение процессного подхода при внедрении и улучшении результативности системы менеджмента безопасности пищевой продукции с тем. чтобы содействовать производству безопасной продукции и услуг с соблюдением применяемых требований. Понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой способствуют достижению организацией запланированных результатов результативным и эффективным образом. Реализация процессного подхода осуществляется посредством систематического определения и управления процессами и их взаимосвязями таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области обеспечения безопасности пищевой продукции и стратегией развития организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании методологии на основе цикла PDCA и подхода с учетом риск-ориентированного мышления, нацеленного на использование благоприятных возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Признание роли организации и ее положения в цепи создания пищевой продукции крайне важно для обеспечения эффективного интерактивного обмена информацией на всех этапах этой цепи.

0.3.2 Цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA)

Цикл PDCA можно кратко описать следующим образом:

Планирование:    разработка    целей    системы    и    входящих    в    нее    процессов,    определение    ресурсов.

необходимых для достижения результатов, а также идентификация и рассмотрение рисков и возможностей;

Осуществление:    внедрение    того,    что    было    запланировано;

Проверка:    мониторинг    и    (где    применимо)    измерение    процессов    и выходящих продуктов и

услуг, анализ и оценивание информации и данных по результатам мониторинга, измерения и верификации и сообщение о полученных результатах;

Действие:    принятие    действий    по    улучшению    функционирования    в    той    степени,    насколько    это

необходимо.

В настоящем стандарте, как это показано на рисунке 1, процессный подход реализуется с использованием цикла PDCA на двух уровнях, одним из которых охватывается вся структура системы менеджмента безопасности пищевой продукции (разделы 4—7 и разделы 9—10). Другим уровнем (операционное планирование и контроль) охватываются производственные процессы в системе менеджмента безопасности пищевой продукции, описанные в разделе 8. Вследствие этого должен осуществляться обмен информацией между двумя этими уровнями.

Организационное планирование и управление


ПЛАНИРОВАНИЕ

(система менеджмента безопасности пищевой продукции)

4    Среда организации

5    Лидерство

6    Планирование

7    Средства обеспечения (включая управление получаемыми юане процессами, продущией или услугами) у/"


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

(система менеджмента безопасности пищевой продукции)

8 Проимоаственная деятельность (система менеджмента безопасности (тищееэй продукции)


ПРОВЕРКА

(система менеджмента безопасности пищевой продукции)


9 Оценка результатов деятельности


ДЕЙСТВИЕ

(система менеджмента безопасности rv левой продукции)


10 Улучшение


Операционное планирование и управление

Программы обязательных предвари-

тельных меоолриятий

Валидация

План управления

Ппаиирова

Система прослеживаемости

Анализ с<\>с ноет ей

по управлению

опасностями

НАССРЮРЯР

ние

еесоимиии

Готовность к чрезвычайным ситуэци-

ям и реагирование на них

Внедрение ПЛАНА (безопасность пищевой продутщии)


XL


Актуализация информации, являвшейся основой программ обязательны* предварительны* мероприятий и плана управления опасностями


Верификация


Анализ результатов верификации


Управление мониторингом и измерениями


Управление несоответствующей продукцией и процессами


Рисунок 1 — Схематичное изображение цикла «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй», представленного на двух уровнях

0.3.3 Подход с учетом факторов риска

0.3.3.1 Общие положения

Подход с учетом риск-ориентированного мышления крайне необходим для достижения эффективного функционирования системы менеджмента безопасности пищевой продукции. В настоящем стандарте этот подход применяется на двух уровнях — организационном (см. 0.3.3.2) и операционном (см. 0.3.3.3), что согласуется с процессным подходом, описанным в 0.3.2.

0.3.3.2 Управление рисками на организационном уровне

Риск возникает вследствие неопределенности, и такая неопределенность может иметь благоприятные и неблагоприятные последствия. Применительно к управлению рисками в организации положительная девиация, обусловленная риском, может создавать благоприятные возможности, но не все положительные эффекты от риска выливаются в такие возможности.

Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, организация планирует и внедряет действия в отношении организационных рисков (раздел 6), и это создает основу для повышения результативности СМБПП, достижения более высоких результатов и исключения негативных эффектов.

0.3.3.3 Анализ опасностей. Процессы операционного уровня

Применительно к операционному уровню в стандарте реализована концепция риск-ориентированного мышления на базе принципов НАССР.

Поэтапные шаги в реализации принципов НАССР могут рассматриваться как необходимые мероприятия по предотвращению опасностей или их снижению до приемлемых уровней, чтобы гарантировать безопасность пищевой продукции на момент ее потребления (раздел 8).


Необходимо обеспечить, чтобы решения, принимаемые при применении принципов НАССР. были объективными, научно обоснованными и документируемыми. Следует документировать любые исходные положения (предположения), играющие важную роль в процессе принятия решений.

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами на системы менеджмента

Настоящий стандарт был подготовлен с использованием «структуры высокого уровня» ИСО (HLS). Она позволяет улучшить структурную согласованность между стандартами ИСО на системы менеджмента. Настоящий стандарт позволяет организациям использовать процессный подход наряду с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением, выстраивать или интегрировать структуру их системы менеджмента безопасности пищевой продукции с требованиями других систем менеджмента и связанных с ними стандартов.

Настоящий стандарт создает основу для построения систем менеджмента безопасности пищевой продукции и устанавливает требования, предъявляемые к СМБПП. для организаций в цепи создания пищевой продукции. Совместно с настоящим стандартом могут также использоваться другие руководства по безопасности пищевой продукции, спецификации и/или требования, учитывающие специфику конкретного сектора пищевой промышленности.

Кроме того, международной организацией по стандартизации ИСО было разработано семейство документов, связанных с настоящим стандартом. Эти документы касаются:

-    программы обязательных предварительных мероприятий (серия ISO/TS 22002) для конкретных секторов в цепи производства и потребления пищевой продукции:

-    требований к деятельности по аудиту и работе органов по сертификации;

-    прослеживаемости.

ИСО также предлагает руководства для предприятий по внедрению настоящего стандарта и связанных с ним стандартов. Соответствующая информация доступна на сайте ИСО.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции

Food safety management systems Requirements for any organization in the food chain

Дата введения — 2020—01—01

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), чтобы организации, непосредственно или опосредованно участвующие в цепи создания пищевой продукции, могли:

a)    планировать, внедрять, применять, поддерживать в рабочем состоянии и актуализировать СМБПП с целью обеспечения безопасности продукции и услуг при их использовании по предусмотренному назначению;

b)    демонстрировать соответствие применимым нормативным и законодательным требованиям к безопасности пищевой продукции;

c)    оценивать и анализировать требования потребителя и демонстрировать соответствие тем взаимно согласованным с потребителем требованиям, которые относятся к безопасности пищевой продукции;

d)    эффективно обмениваться информацией по вопросам безопасности пищевых продуктов с заинтересованными сторонами, участвующими в цепи создания пищевой продукции;

e)    обеспечивать соответствие организации заявленной ею политике в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

О демонстрировать соответствие заинтересованным сторонам;

д) обращаться за сертификацией или регистрацией своей СМБПП во внешние организации или проводить самооценку или самодекларирование соответствия требованиям настоящего стандарта.

Все требования настоящего стандарта являются универсальными, и они предназначены для применения ко всем организациям в цепи создания пищевой продукции, независимо от их размера и сложности. Организации, которые задействованы напрямую или опосредованно в данной цепи, могут включать производителей кормов, производителей животных, используемых при производстве пищевой продукции, растениеводческие предприятия, фермеров, производителей ингредиентов, изготовителей пищевых продуктов, предприятия розничной торговли, общественного питания, предприятия доставки пищевых продуктов на место их потребления, поставщиков услуг по уборке и санитарной обработке, транспортные предприятия, предприятия по хранению и оптовой торговли, а также поставщиков оборудования. моющих и дезинфицирующих средств, упаковочных материалов и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

Настоящий стандарт позволяет любым организациям, в том числе малым и/или имеющим менее развитую структуру (например, небольшим фермерским хозяйствам, производителям упаковки, розничным торговцам или специализированным магазинам), внедрить разработанные извне элементы в их СМБПП.

Для обеспечения соответствия требованиям настоящего стандарта могут использоваться внутренние и/или внешние ресурсы.

Издание официальное

2    Нормативные ссылки

Настоящий стандарт не содержит нормативных ссылок.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают актуализированные базы данных по терминологии в целях стандартизации на следующих ресурсах:

Онлайн-библиотека стандартов ИСО: http://www iso.org/obp

электроледия мэк: titipiZwMQy,electropedia,Qrfl/

3.1    допустимый (приемлемый) уровень (acceptable level): Уровень опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции (3.22). который не должен быть превышенным в конечном продукте (3.15). поставляемом организацией (3.31).

3.2    критерий действия (action criterion): Измеримый или наблюдаемый критерий, установленный для мониторинга (3.27) ППОПМ (3.30).

Примечание 1 — Критерий действия отражает ситуацию, связанную с нахождением или выходом из-под контроля ППОПМ, и проводит различие между тем, что приемлемо (соответствие критерию означает, что ППОПМ функционирует так. как это было намечено) и неприемлемо (несоответствие критерию означает, что ППОПМ не функционирует так, как это было намечено)

3.3    аудит (audit): Систематический и независимый документированный процесс (3.36) получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Примечания

1    Аудиты могут быть внутренними (аудиты первой стороной) или внешними (аудиты второй стороной или аудиты третьей стороной), и они могут быть комплексными или совместными (объединяющими две или более дисциплин).

2    Внутренние аудиты, иногда называемые аудитами первой стороной, проводятся самой организацией или внешней стороной от ее имени

3    «Свидетельство аудита» и «критерий аудита» определены в ИСО 19011.

4    Соответствующими дисциплинами могут быть менеджмент безопасности пищевой продукции, менеджмент качества или экологический менеджмент

3.4    компетентность (competence): Способность применять знания и навыки на практике для достижения намеченных результатов.

3.5    соответствие (conformity): Выполнение требования (3.38).

3.6    загрязнение (contamination): Внесение или наличие загрязнителя, создающего опасность, угрожающую безопасности пищевой продукции (3.22) в продукте (3.37) или в производственной среде.

3.7    постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результативности (3.33).

3.8    мероприятие по управлению (control measure): Действие или операция, которые необходимо использовать для предотвращения значимой опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции (3.22) или ее снижения до приемлемого уровня (3.1).

Примечания

1    См также определение для значимой опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции (3 40)

2    Мероприятие(я) по управлению определяют посредством анализа опасностей

3.9    коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.28).

Примечания

1    Коррекция может включать действия по обращению с потенциально небезопасной продукцией, и поэтому она может осуществляться совместно с корректирующим действием (3 10).

2    Коррекция может включать в себя, например, переделку, дальнейшую переработку и/или устранение негативных последствий несоответствия (таких, как передача для другого использования или нанесение специальной маркировки)