Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

65 страниц

Определяет архитектуру системной среды взимания платы за проезд, в которой пользователь одной системы конкретного производителя сможет использовать весь набор имеющихся систем любого оператора на различных участках улично-дорожной сети. Системы взимания платы, включенные в настоящий стандарт, могут использоваться для различных целей: взимание платы за проезд через определенные участки улично-дорожной сети, взимание платы за проезд через мост, тоннель, оплата за перевозки на пароме, плата за доступ и парковочные места. С технической точки зрения данные системы реализуются за счет использования электронного бортового оборудования.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 17573:2010

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения и символы

5 Состав системы электронного сбора платы (EFC): цели и задачи

6 Роли в среде оператора системы сбора платы за проезд

7 Поведение системы электронного сбора платежей . .

8 Информационная схема и базовые информационные типы

9 Интерфейсы и вычислительные объекты

10 Согласование точек зрения

Приложение А (справочное) Описание короткой открытой распределенной обработки (ODP)

Приложение В (справочное) Сравнение с ИСО/ТУ 17573:2003

Приложение С (справочное) Отношения между настоящим международным стандартом и IFMSA

Приложение D (справочное) Связь с европейской электронной службой сбора платежей

Приложение Е (справочное) Пример японской системы электронного сбора платежей

Приложение ДА (обязательное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

65 страниц

Дата введения01.06.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

11.11.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1578-ст
ИзданСтандартинформ2015 г.
РазработанФГБОУ ВПО МАДИ

Electronic fee collection. Systems architecture for vehicle related tolling

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р исо

17573-

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Электронный сбор платежей

АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ ДЛЯ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ISO 17573:2010

Electronic fee collection — Systems architecture for vehicle-related tolling

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (МАДИ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. № 1578-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17573:2010 «Электронный сбор платежей. Архитектура систем для взимания платы за проезд транспортных средств» (ISO 17573:2010 «Electronic fee collection — Systems architecture for vehicle-related tolling»).

Следует обратить внимание на то, что некоторые из элементов настоящего документа могут быть предметом патентования прав.

ИСО 17573 был подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 204 «Интеллектуальные транспортные системы в сотрудничестве с Техническим комитетом СЕН/ТК 278 «Дорожный транспорт и транспортная телематика».

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

5.3.7    Органы по сертификации

Органы по сертификации должны сертифицировать объекты в среде оператора. Сертификация может охватывать требования как к оборудованию, так и к функциям и ролям элементов в среде оператора.

Сертификация ролей является очень важной в условиях множества различных операторов.

5.3.8    Органы стандартизации

Органы стандартизации должны обеспечить разработку стандартов EFC и других стандартов или спецификаций, необходимых для среды оператора. Существует взаимодействие среды оператора с объектом стандартизации EFC, которое обеспечивает сбор информации для разработки проектов стандартов.

5.3.9    Органы государственной власти

Органы государственной власти должны определять законодательную основу, в рамках которой должна работать среда оператора. Законодательная основа определяется органами государственной власти, составляющими законы и постановления, мандаты, ограничения и требования. Различные государственные структуры определяют различные полномочия:

-    Дорог и транспортного управления, например Министерство транспорта, которое может определять требования к типам, доступности, надежности и качеству транспортной службы для сбора платы. Органы государственной власти в данной сфере в сотрудничестве с финансовыми структурами могут также определять политику тарификации на платных участках улично-дорожной сети, политику структуры и иерархии объектов предпринимательской деятельности EFC, а также законодательной основы. Например, определение оснований для заключения договоров между субъектом, издавшим соглашение EFC, и оператором системы сбора платы за проезд.

-    Телекоммуникационного обеспечения. Данные органы государственной власти могут определять политику использования телекоммуникационных систем, например частоты беспроводных стандартов связи.

-    Органы государственной власти в финансовой сфере могут определять политику среды оператора и финансовой среды, например, является ли сбор налогом или платой. Они могут также определить применимые типы платежных средств между средой оператора системы и финансовой системой.

-    Органы государственной власти в сфере защиты данных могут определять политику безопасности и конфиденциальности в среде оператора системы сбора платы за проезд.

-    Органы по сертификации могут выпускать открытые сертификаты.

Взаимодействие с органами государственной власти также обеспечивает доступ к дополнительной информации, например к регистрационным номерам ТС.

6 Роли в среде оператора системы сбора платы за проезд

6.1 Общие положения

Поскольку роль является совокупностью ответственностей в отношении определенных задач или функций, настоящий национальный стандарт описывает различные роли в среде оператора системы сбора платы за проезд как определенные совокупности ответственностей в области применения EFC. Роли описываются в общих чертах, как наборы обязанностей, где каждый набор включает обязанности для каждого субъекта. Данные роли подразделяют на:

-    роль обеспечения сервиса сбора платы;

-    роль использования сервиса сбора платы;

-    роль эксплуатации системы сбора платы;

-    роль управления среды оператора системы сбора платы. Обязанностью является обеспечение совместимости различных платных участков улично-дорожной сети и субъектов системы сбора платы.

Общая картина основных задач субъектов среды оператора системы сбора платы и их взаимодействие представлены на рисунке 2. Двухсторонние стрелки между ролями предназначаются для указания на наборы взаимодействий. Стрелки взаимодействия к/от роли управления являются информационными потоками управления, в то время как взаимодействия между тремя другими ролями являются операционными информационными потоками эксплуатационной роли системы сбора платы, т. е. информационными потоками, присутствующими во время ежедневной работы.

7

Рисунок 2 — Роли субъектов среды оператора системы сбора платы

Необходимо отметить, что настоящий национальный стандарт не указывает все возможные роли и их особенности и обязанности. Предъявление требований к обязанностям конкретных ролей субъектов является задачей базовых стандартов, основывающихся на описанной в настоящем стандарте архитектуре.

6.2    Роль обеспечения сервиса сбора платы

Роль обеспечения сервиса сбора платы заключается в обеспечении EFC систем оборудованием, механизмами, разработке организационной структуры, и инструментами передачи информации, необходимых для функционирования системы EFC.

К ее задачам относятся:

-    основное обеспечение:

-    поставка бортового оборудования;

-    гарантия оплаты труда;

-    разработка режима оплаты пользователями или принятие уже существующего;

-    сбор денежных средств с участников соглашения с EFC;

-    управление взаимоотношениями с клиентами по вопросам информации, требований, помощи клиентам, ошибок систем и финансов;

-    контроль политики безопасности и конфиденциальности;

-    текущий контроль качества в соответствии с требованиями SLA;

-    документооборот, включая:

-    предложение проектов соглашений с определенными условиями заинтересованным пользователям и заключение соглашений;

-    обеспечение и управление контрактами EFC;

-    ведение отчетной документации:

-    включая контроль безопасности передаваемой информации;

-    обеспечение единой системы данных:

-    включая обеспечение совместимости данных, полученных от внешних информационных

систем;

-    настройка ОБЕ:

-    включая настройку ОБЕ в безопасном режиме;

-    эксплуатация бортовых устройств:

-    включая поддерживание функциональности бортовых устройств.

6.3    Роль использования сервиса сбора платы

Транспортный сервис связан с использованием или присутствием ТС на платных участках улично-дорожной сети. Платный участок может охватить дорожную сеть, определенный участок дороги (например, мост, туннель или паромное сообщение) или определенную область, предлагающую услугу (например, автостоянка или доступ к защищенной области в городе). Это может также быть любая служба, связанная с использованием ТС в транспортной системе, например бензозаправочная станция, позволяющая водителю расплатиться с помощью EFC.

8

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

Роль определяется из условий использования платных участков улично-дорожной сети. Внедрение системы сбора платы за проезд на различных участках улично-дорожной сети определяет субъекты, к которым относятся водитель, пользователь и заказчик.

Данная роль включает в себя следующие обязанности:

-    следование до пункта оплаты:

-    использование бортового оборудования для выполнения операций оплаты;

-    взаимодействие с бортовым оборудованием;

-    поведение согласно правилам определенной системы оплаты, например выполнение предписаний дорожных знаков;

-    владение или работа ТС, включая:

-    соблюдение платного режима для платного участка улично-дорожной сети;

-    заключение соглашений с поставщиком платных услуг;

-    заключение соглашений с издателем договоров EFC и выполнение обязательств по использованию системы сбора платы;

-    приобретение бортового оборудования;

-    установку и утилизацию бортового оборудования;

-    завершение договорных отношений с поставщиком платных услуг;

-    формирование требований;

-    сбор денежных средств;

-    хранение и защиту данных соглашений и платежных средств, например соглашения поставщика услуг для разрешения проблем, связанных с договорными отношениями;

-    взаимодействие с CRM поставщика услуг для разъяснения спорных вопросов договорными отношениями.

6.4 Роль эксплуатации системы сбора платы

Роль эксплуатации системы сбора платы включает всех участников, кто определяет платный режим, управляет системой сбора платы за проезд и может предоставить транспортные услуги. Роль включает дорожную инфраструктуру и аппарат управления системы сбора платы за проезд. Правоохранительные органы также осуществляют эти функции.

Роль эксплуатации системы сбора платы включает в себя следующие обязанности:

-    основное поддержание, включая:

-    предоставление транспортной услуги, например доступа к дорожной сети, автостоянке или паромному сообщению;

-    определение принципов взимания платы, например принципов тарификации для платной дороги или зоны;

-    расчет сбора, включая:

-    передачу отчетов о проведении платежной операции пользователю системы;

-    передачу данных в безопасном режиме между участниками и бортовым оборудованием;

-    формирование данных EFC, включая:

-    информирование водителя ТС о доступности EFC, например, через знаки и сообщения или непосредственно через ОБЕ;

-    взаимодействие с движущимися ТС, включая ситуации, когда ТС не оборудовано электронными средствами взаимодействия:

-    обеспечение, если возможно, географическими деталями платного участка с целью автоматизации системы. Этот процесс также известен как уточнение геопозиции;

-    обнаружение ТС;

-    сбор характеристик ТС, включая тип ТС. Информация может собираться непосредственно с бортового оборудования или сдатчиков и баз данных дорожной инфраструктуры;

-    передача данных с бортовым оборудованием ТС;

-    принятие сервисных правил, хранящихся в базе данных бортовых устройств;

-    сбор информации, позволяющей идентифицировать ТС, например распознаванием регистрационного знака. Роль осуществляется без использования бортового оборудования;

-    управление взиманием штрафов, включая:

-    обнаружение, запись и обработку фактов прохождения ТС (включая противодействие попыткам мошенничества);

-    защита прав на конфиденциальность при взимании штрафов;

-    защита конфиденциальности и безопасности.

9

6.5    Роль управления среды оператора системы сбора платы

Существует также потребность в управлении всей системой сбора платы, организующей ежедневный сбор платы.

К обязанностям этой роли относятся:

-    устанавливание правил, включая:

-    организацию безопасности и политики конфиденциальности для системы EFC;

-    разработку и поддерживание схем ID для того, чтобы генерировать уникальные идентификаторы для приложений EFC и сообщений;

-    сертификация составляющих EFC, включая:

-определение требований сертификации для участников и оборудования, используемых в системе EFC;

-    разрешение споров, включая:

-    определение операционных процедур среди операторов;

-    управление спорами среди операторов.

6.6    Структуризация среды оператора системы сбора платы

6.6.1    Общие положения

Настоящий национальный стандарт описывает, как роли, описанные в пунктах 6.1—6.5, распределены по четырем различным типам доменов в среде оператора системы сбора платы:

a)    домен поставщика платных услуг покрывает все роли, описанные в 6.2.

b)    пользовательский домен покрывает все роли, описанные в 6.3.

c)    домен оператора системы сбора платы покрывает все роли, описанные в 6.4.

d)    домен среды оператора системы сбора платы покрывает все роли, описанные в 6.5.

Каждый домен может быть описан объектами на следующих трех уровнях:

e)    организационный уровень, где различные объекты описывают агентов, присвоенных различным ролям в том домене;

f)    уровень оборудования, где объекты описывают технические элементы, например бортовое оборудование, используемое агентами для выполнения их ролей;

д) уровень транспортной службы, где объекты описывают тип связанных с ТС услуг, предложенных в домене.

6.6.2    Домен поставщика платных услуг

6.6.2.1 Общие положения

Этот подпункт определяет объекты, включенные в состав роли обеспечения системы сбора платы (см. рисунок 3, примечание). Доменом поставщика платных услуг управляет поставщик платных услуг.

Рисунок 3 — Домен поставщика платных услуг Примечание — Автомобили не принадлежат к сфере поставщика услуг.

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

6.6.2.2    Организационный уровень

Поставщик платных услуг является юридическим лицом, предоставляющим клиентам (пользователям) услуги в одной или нескольких сферах (см. 6.6.4) для одного или более классов автомобилей. Платный сервис является сервисом, предполагающим одно соглашение для нескольких платных сфер, а также один комплект оборудования в автомобиле.

Поставщик платных услуг может купить сервисы у других юридических лиц и/или организаций, предоставляя услуги от их имени. Эти организации часто имеют названия, отражающие ответственность, которую они взяли на себя, например провайдер ОБЕ и провайдер контракта. Однако любое различие между поставщиком платных услуг и объектами, действующими от их имени, за пределами контекста настоящего стандарта.

Поставщик платных услуг может также действовать как организация по взиманию платы для одной или более платных сфер.

Поставщик платных услуг управляет ОБЕ и ответственен за его работу (функционирование).

Примечания

1    ОБЕ не должен включать платежные средства.

2    Поставщик платных услуг может поставлять ОБЕ или только магнитную карту, или смарт-карту, которая будет использоваться с ОБЕ, поставленным третьей стороной (также как мобильный телефон, SIM-карта может быть получена из различных операторов сотовой связи).

6.6.2.3    Уровень оборудования


Ьо оо


Бортовое

оборудование

(ОБЕ)


Стационарное оборудование, используемое поставщиком платных услуг для того, чтобы предоставить платные услуги, называют центральным оборудованием (Central equipment — СЕ, см. рисунок 4). СЕ может быть разделено на различные типы оборудования в зависимости от предусмотренных в организационном уровне поставщика платных услуг ролей.

Рисунок 4 — Бортовые устройства и внешние датчики

ОБЕ устанавливается и обслуживается поставщиком платных услуг.

ОБЕ может быть соединено с одним или более внешними датчиками, например с датчиком GNSS, тахографом, одометром, и др.

6.6.2.4 Уровень транспортных сервисов

ОБЕ может быть подключен с определенным автомобилем (имеющим определенные атрибуты), который используется на уровне транспортной службы. Автомобиль может использоваться в одной или нескольких сферах, предусмотренных контрактом EFC.

11

6.6.3 Домен пользователя

6.6.3.1 Общие положения

Этот подпункт определяет объекты, включая взимание платы и уровень транспортных сервисов (рисунок 5).

6.6.3.2    Организационный уровень

«Покупатель» является клиентом службы поставки платных услуг (рисунок 5).

Лицо, обязанное произвести оплату, обязано произвести оплату в соответствии с местными законами и правилами.

Пример — Водитель, владелец автомобиля или коммерческая фирма перевозок могут совместно или раздельно нести ответственность по оплате.

Примечания

1    Выбор способа оплаты является частным вопросом. Это должно упростить осуществление оплаты, но выходит за рамки настоящего национального стандарта.

2    Клиент может, но не обязан отвечать за платеж сбора согласно правилам оплаты. Водитель является тем, кто управляет автомобилем, для которого рассчитывается сбор.

Предполагается, что водитель настраивает ОБЕ (например, устанавливает параметры, такие, как число осей).

6.6.3.3    Уровень оборудования

Внешнее оборудование, используемое клиентом для оплаты, также называют СЕ, например СЕ менеджера автопарка предприятия, имеющего несколько контрактов EFC. Бортовое оборудование является частью обязанностей по предоставлению услуг.

6.6.3.4    Уровень транспортного обслуживания

Транспортное средство находится под управлением водителя и, таким образом, является частью домена водителя.

12

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

6.6.4 Домен оператора

6.6.4.1 Общее

Этот подпункт определяет объекты, задействованные в выполнении роли операторов (рисунок 6).

Рисунок6 — Домен оператора взимания платы

6.6.4.2    Организационный уровень

Оператор взимания платы — юридическое лицо, ответственное за сбор платежей в одном или более доменах платежей, например, области (части) или дорожная сеть, где платежи собраны согласно некоторому режиму оплаты.

Оператор взимания платы может купить услуги других юридических лиц и/или организаций, работающих от их имени. Эти организации часто имеют названия, которые отражают ответственность, которую они взяли на себя, например оператор EFC и оператор применения.

Оператор взимания платы управляет доменом платежей, и для каждого домена платежей есть только один оператор, который им управляет.

Примечания

1    Какое именно юридическое лицо будет действовать в качестве оператора в реальной ситуации, выходит за рамки данного международного стандарта. Это может быть, например, правительство, или это может быть делегировано концессионеру (например, оператор взимания платы). Настоящий национальный стандарт только предполагает, что для каждого домена платежей существует одно юридическое лицо, которое действует как оператор взимания платы.

2    Любые различия между оператором взимания платы и предприятиями, действующими от их имени, выходят за рамки данного национального стандарта. Например, операторы применения, которые действуют от имени оператора взимания платы, поэтому их не рассматривают отдельно (но можно рассмотреть отдельно в стандартах, рассматривающих проблемы более подробно).

6.6.4.3    Уровень оборудования

Внешнее оборудование и возможные другие устройства, используемые оператором сбора платы для сбора платежей с транспортных средств, называются системой сбора оператором платы.

Примечания

1 Бортовое оборудование исключается из описания.

13

2    Внешнее оборудование считывается относительно транспортного средства, с которого взимается плата. Однако оно может включать в себя мобильное оборудование.

3    Фактическая оплата (сбор платежей) может располагаться вне системы сбора платежей.

В зависимости от местоположения оборудования система сбора платы может разделяться на:

-    RSE, включая мобильное оборудование и оборудование, устанавливаемое над дорожным полотном или встроенное в него;

-    СЕ, используемое в офисах.

Система сбора платежей может использовать данные от других внешних датчиков или систем расчета платы, например датчиков уровня загрязнения, скоростемеров и датчиков объема.

6.6.4.4 Уровень транспортного обслуживания

Домен платы — область или часть дорожной сети, где введен платный режим, могут быть предложены одна или более транспортных услуг. Платный режим состоит из ряда правил, включая правила применения, управляя сбором платежей в домене платы.

Примечание — В зависимости от платного режима домен платы может включать частные дороги, территории и инфраструктуру, расположенные вне дорог.

Домен платы может состоять из одного или более платных объектов (обеспечение транспортной службы), будучи отдельной частью домена платы, для которого применяются одна или более тарифных схем.

Примеры

1    Платный объект может включать в себя, например, регион, все автомобильные дороги в регионе, мосты, зоны или участки дорог (сети дорог).

2    Для одного платного объекта может применяться как национальная, так и местная тарифная схема.

6.6.5 Домен управления средой оператора сбора платы

6.6.5.1 Общие положения

Этот подпункт определяет объекты, вовлеченные в выполнение управляющих ролей, задач, операций с оборудованием, сфер оплаты и совместимости (рисунок 7).

Домен управляющего операторами сбора платы

Управляющий операторами сбора платы



Организационный

уровень


м t

Уровень

оборудования


Уровень транспортного сервиса


Рисунок 7 — Домен управляющего операторами сбора платы


ГОСТ Р ИСО 17573-2014

6.6.5.2    Организационный уровень

Управляющая организация по сбору платежей является юридическим лицом, ответственным за управление средой сбора платежей относительно сотрудничества поставщиков услуг и организаций по непосредственному сбору платежей. Так же как существует ряд управляющих правил для междугородного домена, существует ряд управляющих правил для всех объектов в сфере сбора платежей. Управляющая организация по сбору платежей ответственна за жизненный цикл этих правил, принимая во внимание ограничения и требования от внешних объектов в сообществе EFC, а также ограничения и требования от поставщиков услуг, организаций по сбору платежей и пользователей. Управляющие правила охватывают коммерческие, функциональные и технические проблемы, необходимые для сотрудничества и функциональной совместимости.

Управляющая организация по сбору платежей может приобретать сервисы от других юридических лиц и/или организаций, работая от их имени. Эти организации часто именуются, отражая их ответственность, например объект сертификации, регистратор.

6.6.5.3    Уровень оборудования

Не существует специфического для конкретного поставщика платных услуг бортового оборудования или инфраструктурного оборудования, относящегося к конкретной среде.

6.6.5.4    Уровень транспортного обслуживания

Неприменим.

7 Поведение системы электронного сбора платежей

7.1    Общее

Обязанности, связанные с ролями, подразумевают определенное поведение согласно разделу 6. Подробное описание всех поведений, которые протекают во внутренних пределах роли, выходит за рамки настоящего национального стандарта. Однако некоторые поведения могут подразумевать взаимодействия среди различных участников, которые играют роль, взяв на себя ответственность. В этих случаях могут быть привлечены независимые организации, которые могут нуждаться в стандартизированном наборе информационного взаимодействия. Эти поведения детализированы в настоящем пункте, в частности затронуто информационное взаимодействие.

7.2    Роли, обязанности и актеры

В разделе 6 определены обязанности ролей в архитектуре EFC. Эти обязанности могут выполняться многими участниками, которые могут играть одну роль частично/полностью либо более одной роли.

Как обозначено на рисунке 8, у управления, взимания платы и ролей эксплуатации и обеспечения есть различные обязанности, которые реализуются строго определенными субъектами. С другой стороны, для роли обеспечения системы один субъект может выполнять следующие обязанности, которые могут группироваться как принадлежащие основной роли обеспечения:

-    управление финансовым процессом покупки — главная задача поставщика услуг. Оно охватывает процесс передачи прав использования прямо от оператора сбора платы пользователю при условии оплаты услуг пользователем. Это может быть осуществлено или посредством процесса покупки и перепродажи, когда сбор платежей — это частный платеж, или действием агента от имени пользователя, если сбор средств является налогом;

-    управление выставлением счетов пользователям, включая выписку и отправку счета клиентам;

-    обеспечение работы с клиентами сточки зрения пользователя — это ответственность держателя контракта и с частью основной роли обеспечения;

-    держатель пользовательского контракта определяет юридически заверенную копию пользователя и обязательства обеих сторон;

-    управление доверительными отношениями — фоновая задача создания и обмена объектами доверия, чтобы сделать возможным техническое обеспечение работы системы.

Оставшиеся обязанности роли обеспечения могут быть четко распределены тому же самому актеру, играющему основную роль обеспечения, или различным актерам (например, другие организации). Эти обязанности и их взаимодействие упомянуты в диаграммах взаимодействия в следующих разде-

Взимание платы

Основной учет стоимости

Установка локальных правил

Требование

оплаты

Управление

доверием

Финансовые

операции

Создание контекстных данных EFC


5 <->

£ LJ-

S ш


Проверка

эксплуатационного

соответствия


Расчет платы

Управление

придорожным

оборудованием

I

I using HMI

Эксплуатация системы

Владение или управление транспортным средством

Управление транспортным средством

Транспортное

средство


(О m

1| х ГО X

£1

о


<D

§

ГО

О.

£


Рисунок 8 — Обязанности и их взаимосвязи

лах, чтобы облегчить условия на открытом рынке для актеров, выполняющих эти роли для более чем одного поставщика. Они включают в себя следующее:

-    предоставление объявления о сборе средств. Эта ответственность, особенно в автономных системах EFC, включает в себя расписку платежных сообщений транспортных средствах;

-    предоставление (не создание) данных о контексте EFC, за которые в некоторых случаях участник может нести ответственность, также играющего роль поставщика услуг. Это возможно, если форматы данных и процедуры загрузки используются, например, для оптимизации. Возможны также случаи, когда поставщики услуг действуют как поставщики данных о контексте EFC, когда, например, сочтено необходимым передать эту ответственность и сгруппировать ее с другими поставщиками услуг. В этом случае поставщики услуг должны договориться о стандартных форматах и интерфейсах, которые должны принять все участвующие стороны. В других случаях, когда используются стандартизированные форматы и процедуры загрузки, эта ответственность может быть принята актером, также играющим роль оператора, чтобы уменьшить рабочую нагрузку группы поставщиков услуг. Кроме этого, поставщики цифровых карт для автомобильных навигационных систем могут взять эту ответственность в качестве независимого третьего лица. В дорожных системах, основанных на инфраструктуре, эта ответственность, когда это применимо, сводится к обеспечению пограничного режима, чтобы позволить бортовому оборудованию указывать водителю на статус его бортового оборудования относительно данного режима сбора платежей прежде, чем дорожная инфраструктура произведет сбор средств;

-    выступление в качестве контрактного агента можно рассматривать как отдельную ответственность, которая требуется, когда оперативные действия, связанные с новым клиентом и соглашением с ним на условия договора, произведены субъектом, специализированным на этой задаче. Такие специализированные субъекты могут быть автомобильными клубами или просто зонами отдыха на автомобильных дорогах, но только за пределами платной зоны. Также оператор может действовать как контрактный агент, если невзаимодействующие схемы EFC обеспечивают дальнейшее использование бортового оборудования для других режимов оплаты в соответствии с отдельным контрактом;

-    настройка бортового оборудования является ответственностью, которая может быть возложена или на сторону, устанавливающую бортовое оборудование, или на предприятие, производящее и обслуживающее бортовое оборудование. Также оператор может повторно настроить бортовое оборудо-

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения и символы................................................................4

5    Состав системы электронного сбора платы (EFC): цели и задачи.............................5

6    Роли в среде оператора системы сбора платы за проезд....................................7

7    Поведение системы электронного сбора платежей........................................15

8    Информационная схема и базовые информационные типы.................................31

9    Интерфейсы и вычислительные объекты................................................36

10    Согласование точек зрения..........................................................44

Приложение А (справочное) Описание короткой открытой распределенной обработки (ODP)......45

Приложение В (справочное) Сравнение с ИСО/ТУ    17573:2003 ................................47

Приложение С (справочное) Отношения между настоящим международным стандартом и IFMSA . .49

Приложение D (справочное) Связь с европейской электронной службой сбора платежей..........52

Приложение Е (справочное) Пример японской системы электронного сбора платежей............55

Приложение ДА (обязательное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

ссылочным национальным стандартам    Российской Федерации.................58

Библиография........................................................................59

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

вание, если невзаимодействующие схемы EFC обеспечивают дальнейшее использование бортового оборудования для других режимов оплаты в соответствии с отдельным контрактом;

-    поддержка бортового оборудования включает в себя программное обеспечение и администрирование системы безопасности, контроль за достигнутым SLA не входит в рамки данного международного стандарта. Однако чтобы понять полное распределение действий с полученной общей функции, требуется выделить ответственность за обновления программного обеспечения. Это будет иметь принудительный характер, когда настройка бортового оборудования потребует изменений в программном обеспечении. Эта ответственность будет скорее всего возложена на актера, играющего роль обеспечения. Однако в будущих внедрениях эта ответственность может также быть возложена на автомобильную промышленность, если бортовое оборудование станет частью штатной электроники транспортного средства. Также оператор может выступать в роли поставщика услуг по поддержке оборудования, если невзаимодействующие схемы EFC обеспечивают дальнейшее использование бортового оборудования для других режимов оплаты в соответствии с отдельным контрактом;

-    предоставление учетных записей выставления счетов включает передачу данных между поставщиком услуг и пользователем, которая реализована как взаимодействие водителя с бортовым оборудованием через его HMI (интерфейс человек — устройство). Так как это взаимодействие не будет стандартизировано в будущем, настоящий стандарт им не занимается и только ссылается здесь для полноты понимания.

Примечания

1    Если операторы системы сбора платы вместе организовываются в кластере и все отношения с поставщиком услуг управляются кластером в отличие от ситуаций, когда операторы организовываются по отдельности, тогда с точки зрения каждого поставщика услуг кластер участвует в том же действии, которое предполагается от индивидуального оператора системы сбора платежей.

2    Если поставщики услуг вместе организовываются в кластер и все отношения с операторами системы сбора платежей управляются кластером в отличие от ситуаций, когда поставщики услуг организовываются по отдельности, тогда с точки зрения каждого оператора кластер участвует в том же действии, которое предполагается от индивидуального поставщика услуг.

Основная цель архитектуры заключается в выявлении тех поведений, которые приводят к взаимодействиям, которые должны быть стандартизированы, а именно:

-    взаимодействия между ролями в целом;

-    взаимодействия между различными обязанностями в рамках ролей, когда объекты, осуществляющие эти обязанности, могут быть разными (например, принадлежать отдельным организациям).

Необходимо учесть, что реальной системе сбора платы, реализующей эту архитектуру, не нужно реализовать все роли и обязанности, которые подробно представлены на рисунке 8. Реальная система сбора платы может осуществлять столько ролей и обязанностей, определенных в настоящем стандарте, сколько необходимо, при этом обязательным является то, что реализуемые взаимодействия между ролями и обменом информацией будут совместимыми с настоящим описанием, чтобы достичь совместимости между системами, принадлежащими к различным организациям, или реализациями различных поставщиков.

7.3 Матрицы и схемы взаимодействия

Таблица 1 объединяет в себе те сценарии, при реализации которых происходит взаимодействие между субъектами. Следующие пункты показывают схему взаимодействия для каждого из идентифицированных сценариев. Каждый выполняемый сценарий, обозначенный в первом столбце таблицы, может инициировать взаимодействие среди ролей, обозначенных в остальных столбцах. Для каждого действительного пересечения дана ссылка на пункт, содержащий схему их взаимодействия.

Каждая схема фокусируется на информационных обменах между сценариями. Это означает, что детали выполнения действий, только включающих действия в сценариях, не показаны, за исключением целей разъяснения, и при этом они не подвергаются стандартизации.

В каждой схеме ячейки с закругленными углами указывают на обязанности или действия. Названия в этих полях могут немного отличаться от названий на рисунке 8, чтобы лучше указывать на тип выполняемого действия. Стрелки в схемах показывают направление информационных потоков от инициатора информационного обмена к информационному получателю. Маркировка стрелок указывает на информационные объекты, которые обмениваются данными.

17

Введение

Широкое использование платы требует обеспечения пользователей транспортных средств (далее — ТС), которые проезжают через различные платные участки улично-дорожной сети. Пользователям должен быть предложен единый договор для управления ТС на различных платных участках улично-дорожной сети, и эти ТС требуют наличия бортового оборудования («on-board equipment — ОВЕ»), совместимого с системой сбора платы на различных платных участках улично-дорожной сети. В Европе, например, эта потребность была официально признана и законодательство о совместимости уже принято (см. Директиву 2004/52/ЕС). Существует коммерческое и экономическое обоснование в отношении ОВЕ и систем сбора платы для стандартов, способствующих совместимости.

Также существует необходимость в разработке архитектуры системы, которая:

-    обеспечивает архитектурный «зонтик» для других стандартов EFC в сфере общего определения терминов и понятий, функциональности и структуры основной системы;

-    обеспечивает общую терминологию, которая позволяет своим пользователям:

-    улучшить качество спецификаций, которые будут использоваться на международном рынке;

-    уменьшить риск появления различных интерпретаций спецификаций (покупатель) и описаний (поставщик);

-    упростить взаимодействие между экспертами из разных стран;

-    увеличить потенциальное использование других EFC стандартов;

-    определяет общую структуру, которая позволяет:

-    выявлять деятельность потенциально подлежащую стандартизации;

-    поддерживать единый, непротиворечивый взгляд на всю сферу;

-    определяет границы между EFC и внешней средой;

-    выявляет все объекты архитектуры, которые находятся в границах EFC;

-    предоставляет базовое понимание предложенных понятий EFC, EFC совместимости и услуги

EFC.

Предыдущее издание настоящего международного стандарта было основано на концептуальной модели, определенной в ИСО/ТУ 14904. С тех пор идеи о концептуальных моделях развились в ряде региональных проектов и реализациях, например в Японии и Европе. Эти новые модели были детализированы для их дальнейшего раскрытия по сравнению с ИСО/ТУ 17573:2003 и стали ближе к реализации в реальной жизни. Настоящий стандарт основан на этих новых концептуальных моделях и использует соответствующие термины и определения. Сравнение между ИСО/ТУ 17573:2003 с настоящим стандартом приведено в приложении В.

Хотя существует много различий, сбор платы с ТС может быть в некоторой степени сравним со сбором платы на общественном транспорте. Гармонизация архитектуры для сбора платы и тарифов может быть описана в стандартах и сточки зрения пользователя. В прошлом ИСО 24014-1 (подготовлен СЕН/ТК 278, рабочая группа 3 «Общественный транспорт») использовал ИСО/ТУ 17573:2003 в качестве отправной точки для их работы.

В настоящем стандарте учтено лучшее из последнего и также приняты во внимание требования ИСО 24014-1.

В настоящем стандарте для описания архитектуры используется стандарт на открытую распределенную обработку («open distributed processing — ODP»), который дает инструменты терминологии и моделирования для того, чтобы рассматривать архитектуру системы в различной перспективе (с разных точек зрения), чтобы покрыть, например, аппаратные компоненты, сетевые протоколы или интерфейсы, или роли и правила стратегии самой системы. Это достигается с помощью различных наборов понятий и терминов, каждый из которых выражается сточки зрения языка. Полное описание реальной системы может быть достигнуто только тогда, когда разработаны всевозможные модели точек зрения. Это позволяет четкое разделение отношений и более простой способ определения системы. Краткое описание концепции ODP приведено в приложение А.

Настоящий стандарт дает описание архитектуры среды систем сбора платы сточки зрения предприятий. Кроме того, настоящий стандарт определяет точку зрения основы информации посредством определения информационного взаимодействия и общих информационных объектов и дает основание для вычисления путем выявления необходимых вычислительных объектов и их интерфейсов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Электронный сбор платежей АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ ДЛЯ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Electronic fee collection. Systems architecture for vehicle-related tolling

Дата введения — 2015—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет архитектуру системной среды взимания платы за проезд, в которой пользователь одной системы конкретного производителя сможет использовать весь набор имеющихся систем любого оператора на различных участках улично-дорожной сети.

Системы взимания платы, включенные в настоящий стандарт, могут использоваться для различных целей: взимание платы за проезд через определенные участки улично-дорожной сети, взимание платы за проезд через мост, тоннель, за перевозки на пароме, за доступ и парковочные места. С технической точки зрения данные системы реализуются за счет использования электронного бортового оборудования.

С организационной точки зрения описание архитектуры включает в себя определение стоимости платы за проезд и всех связанных с этим регулятивных мер. Сам процесс взимания платы не приводится.

По уровню детализации архитектуры настоящий стандарт определен с точки зрения общего обзора, общей терминологии, выявления необходимости разработки других стандартов и проектов этих стандартов.

В настоящий стандарт включены:

-    структурный подход к архитектуре, направленный на основную цель, определение предметной области и нормативно-правовой базы;

-    термины и определения предметной области;

-    декомпозиция предметной области;

-    обязательства главных участвующих сторон;

-    установление связей между составными элементами;

-    выявление основных информационных потоков;

-    структурные диаграммы, отображающие взаимодействие между главными участвующими сторонами.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК 7498-1 Информационная технология — Взаимосвязь открытых систем — Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель (ISO/IEC 7498-1 Information Technology — Open systems interconnection reference model — Basic Reference Model: The Basic Model (ITU-T Recommendation X.200, 1994)

ИСО/МЭК 10746-2 Информационная технология — Открытая распределенная обработка — Эталонная модель: Принципы (ISO/IEC 10746-2 Information technology — Open distributed processing — Reference model: Foundations (ITU-T Recommendation X.902)

Издание официальное

ИСО/МЭК 10746-3 Информационная технология — Открытая распределенная обработка — Эталонная модель: Архитектура (ISO/IEC 10746-3 Information technology — Open distributed processing — Reference model: Architecture (ITU-T Recommendation X.903)

ИСО/МЭК 15414 Информационная технология — Открытая распределенная обработка — Эталонная модель: Корпоративный язык (ISO/IEC 15414 Information technology — Open distributed processing — Reference model: Enterprise language (ITU-T Recommendation X.911)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения из ИСО/МЭК 7498-1, ИСО/МЭК 10746-2, ИСО/МЭК 10746-3, ИСО/МЭК 15414, а также следующие:

3.1    контекстные данные (context data): Информация, предоставляемая ответственным оператором, необходимая для установления стоимости платежа за проезд через определенный участок улично-дорожной сети и проведения платежной операции.

3.2    пользователь (системы взимания платы) (customer (of a Toll Service Provider)): Физическое или юридическое лицо, пользующееся сервисами, предоставляемыми системой взимания платы за проезд.

Примечание — В зависимости от местной ситуации пользователь может быть владельцем, арендатором, хранителем, перевозчиком, обладателем свидетельства о регистрации ТС, водителем транспортного средства или любым другим третьим лицом.

3.3    водитель (driver): Человек, управляющий ТС.

Примечание — Предполагается, что водитель приводит в действие ОБЕ (использует/обслуживает) (например, устанавливает число осей).

3.4    электронный сбор платежей (electronic fee collection); EFC: Взимание платы, осуществляемое за счет бортового электронного оборудования.

Примечание — Фактическая оплата (сбор платы) может иметь место вне системы оплаты.

3.5    взыскание (принудительное) (enforcement): Процесс принуждения к соблюдению законов и предписанных мер.

Примечание — В этом контексте «взыскание» представляет собой процесс принуждения к соблюдению платного режима.

3.6    совместимость оборудования (унификация) (equipment interoperability): Возможность смежной работы двух или более единиц оборудования.

3.7    совместимость (унификация) (interoperability): Возможность систем обеспечивать своими сервисами другие системы и наоборот, а также использовать сервисы так, чтобы добиться максимальной суммарной эффективности.

Пример — Эксплуатационная совместимость при использовании систем взимания платы за проезд позволяет пользователю бортового оборудования одной системы конкретного производителя осуществлять оплату на различных участках улично-дорожной сети.

3.8    уточнение позиционирования (localization augmention): Данные, посылаемые с дорожного оборудования бортовому оборудованию с целью вычисления более точного позиционирования транспортного средства.

3.9    бортовое оборудование (on-board equipment); ОВЕ: Оборудование, установленное на транспортном средстве (внутри или снаружи), в том числе которое используется для осуществления электронной оплаты за проезд.

Примечание — ОВЕ не нужно включать в платежные средства.

3.10    плательщик взносов (one liable for toll): Физическое или юридическое лицо, обязанное платить взносы, определенные для участка улично-дорожной сети.

Примечание — Платный режим может назначить более одного человека, чтобы нести ответственность (солидарную) за оплату проезда.

3.11    точка наблюдения (point of observation): Интерфейс, или идентифицируемый доступ к системе, где соответствие может быть проверено и утверждено.

2

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

3.12    придорожное оборудование (roadside equipment): Оборудование, расположенное вдоль сети автомобильных дорог в целях взаимодействия и обмена данными с бортовым оборудованием транспортных средств.

3.13    роль (role): Набор обязанностей.

3.14    тарифная схема (tariff scheme): Набор правил для определения стоимости сбора с транспортного средства на платном участке улично-дорожной сети для различных дней и времени.

Пример — Таблица, показывающая стоимость сбора для различных классов ТС.

3.15    сбор (toll): Цена за проезд, налог и иная плата в рамках взаимодействия транспортного средства с участком улично-дорожной сети.

Примечание —Данное определение является обобщением классического понятия сбора как «цена, налог или плата за разрешение проезда по участку улично-дорожной сети и т. д.», а также включает в себя взносы, расцененные как административное обязательство, например налоговый сбор.

3.16    оператор системы сбора платы (Toll Charger): Юридическое лицо, взимающее сбор с ТС на платных участках улично-дорожной сети.

Примечание — В других документах может использоваться как термин «оператор», так и термин «оператор сбора» (toll operator).

3.17    подтверждение платежа (toll declaration): Официальный отчет оператора, подтверждающий, что владелец транспортного средства на платном участке улично-дорожной сети произвел оплату в форме, согласованной оператором и поставщиком услуг.

Примечание — Правомерное подтверждение платежа должно выполнять формальные требования, включая требования к защите информации, согласованные между поставщиком услуг и оператором.

3.18    платный участок улично-дорожной сети (toll domain): Область или часть дорожной сети, где применен режим проезда на платной основе.

3.19    пункт сбора платы за проезд (toll point): Постройка внутри платного участка улично-дорожной сети, где производятся подтверждения платежа на платном участке улично-дорожной сети.

Пример — Пункт электронного сбора платы за проезд.

3.20    платный режим (toll regime): Свод правовых документов, включая требования, управляющий сбором денежных средств за проезд на платных участках улично-дорожной сети.

3.21    схема сбора платы за проезд (toll schema): Общее понятие, используемое для платного режима и/или платного участка улично-дорожной сети и/или системы сбора платы за проезд в зависимости от контекста.

3.22    сервис сбора платы за проезд (toll service): Сервис, позволяющий пользователям использовать только одни условия и один набор бортового оборудования сбора платы за проезд на одном и более платных участках улично-дорожной сети.

3.23    поставщик платных услуг (Toll Service Provider): Юридическое лицо, предоставляющее потребителям услуги сбора платы за проезд на одном и более платных участках улично-дорожной сети для одного или более классов ТС.

Примечания

1    Поставщик платных услуг может поставлять как только бортовое оборудование, так и только магнитную и/или электронную карты, которые будут использоваться совместно с бортовым оборудованием третьей стороны (например, мобильный телефон и SIM-карта могут быть приобретены у других поставщиков услуг).

2    Поставщик платных услуг несет ответственность за работу (функционирование) бортового оборудования взимания денежных средств.

3    Поставщик платных услуг несет ответственность за операции (функционирование) ОБЕ по взиманию платы.

3.24    система сбора платы (toll system): Оборудование дорожной инфраструктуры, используемое поставщиком сбора платы за проезд для сбора платы с владельцев транспортных средств.

Примечания

1    ОБЕ исключается из определения.

2    Оплата может производиться и вне системы сбора платы за проезд.

3

3.25    управление сбором платы за проезд (toll systems environment management): Действия, направленные на контроль над средой систем сбора платы за проезд.

Примечание — Управление средой сбора платы за проезд может охватывать несколько различных сфер, например политическую/законодательную, регулирующую, частного сектора, стандартизации и т. д.

3.26    участок взимания платы за проезд (tolled object): Отдельный участок платного участка улично-дорожной сети, для которого применяются различные тарифные схемы.

Пример —Дороги общего пользования, мосты и отдельные участки дорог.

3.27    транспортный сервис (transport service): Сервис, используемый транспортным средством, находящийся под ответственностью оператора сбора платы за проезд.

3.28    объект доверия (trust object): Информационный объект, которым обмениваются участники сбора платы за проезд для подтверждения подлинности.

Пример — Электронная подпись или электронный сертификат.

3.29    пользователь (user): Покупатель или потенциальный покупатель платных услуг, владелец транспортного средства, водитель и т. д.

Примечание — Понятие «пользователь» является общим обозначением, которое зависит от контекста.

4 Сокращения и символы

4.1    Сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:

СЕ — центральное оборудование (Central Equipment);

CRM — управление отношениями заказчика (Customer Relationship Management);

DSRC — специализированная связь на коротких расстояниях (Dedicated Short-Range Communication);

EETS — европейская система электронной оплаты (European Electronic Toll System);

EFC — электронный сбор платы за проезд (Electronic Fee Collection);

GNSS — глобальные спутниковые навигационные системы (Global Navigation Satellite Systems); ID — идентификационные данные (Identity);

IFMSA— архитектура системы обеспечения совместимости (Interoperable Fare Management System Architecture);

OBU — бортовое оборудование(Оп-Ьоагб Unit);

ODP — открытый процесс распределения (Open Distributed Processing);

RSE — оборудование дорожной архитектуры (Roadside Equipment);

SLA — соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreements);

TMS — система управления дорожным движением (Traffic Management System);

TTP — третья доверительная сторона (Trusted Third Party);

UML — унифицированный язык моделирования (Unified Modelling Language).

4.2    Символы

В настоящем стандарте на рисунках используются следующие условные обозначения:

—    прямоугольник со скругленными углами обозначает задачи и соответствующую дея-

__ тельность субъектов;

-►    — горизонтальные стрелки показывают информационный обмен между субъектами,

действия, проводимые в рамках задач;

—    вертикальные стрелки показывают шаги выполнения в рамкахтой или иной деятельности;

— закрашенные круги обозначают начало диаграммы действий;

4

ГОСТ Р ИСО 17573-2014

— частично закрашенные круги обозначают окончание диаграммы действий;

— полностью закрашенный прямоугольник означает принятие решения.

5 Состав системы электронного сбора платы (EFC): цели и задачи

5.1 Общие положения

EFC включает в себя:

a)    набор всех объектов, установленных для осуществления различных сопутствующих задач;

b)    специальное оборудование системы сбора платы за проезд;

c)    бортовые системы сбора платы за проезд.

Внешними объектами являются объекты, включенные в состав системы сбора платы за проезд, но непосредственно не выполняющие задачи сбора платы за проезд, например спутниковые системы позиционирования и органы по стандартизации.

Множество систем сбора платежей представлено в виде среды и взаимодействующих с ней объектов, которые вместе играют роль платформы, построенной с целью сбора электронных платежей с ТС. Платформа по сбору платежей представляет собой объекты предпринимательской деятельности во всем их множестве, которые рассматриваются с точки зрения их ролей в общей политике системы. Данные объекты предпринимательской деятельности вовлечены в процесс сбора платы за проезд.

На рисунке 1 показаны внешние объекты предпринимательской деятельности и их взаимодействие, определяющие среду настоящего стандарта. Показанные объекты являются главными объектами, несмотря на то что могут быть и другие, напрямую или косвенно включенные в систему сбора платы за проезд. Также могут существовать интерфейсы между средой оператора и другими подсистемами интеллектуальной транспортной системы (далее — ИТС), например транспортными информационными системами.

Линии между объектами обозначают главные взаимодействия между объектами предпринимательской деятельности. В то время как интерфейсы в среде оператора являются внутренними интерфейсами, интерфейсы между средой оператора и другими объектами в составе EFC являются внешними интерфейсами.

Рисунок 1 — Объекты предпринимательской деятельности в составе EFC


5


5.2    Среда оператора системы сбора платы

Роль среды оператора заключается в электронном сборе денежных средств при обеспечении безопасности процесса без остановки ТС в пункте сбора.

5.3    Внешние объекты
5.3.1    Финансовые системы, например банки и информационные центры

Финансовые системы должны обеспечить финансовые услуги, которых требует среда оператора. Данные службы главным образом будут представлять собой трансфер денежных средств между объектами в среде оператора, включая пользователей. Важно отметить, что среда оператора обрабатывает данные, в то время как финансовая система обрабатывает платежную информацию («деньги»). Взаимодействия между средой оператора и финансовой системой основываются на основе заключенных между ними договоров.

Настоящий национальный стандарт делает строгое различие между финансовым доменом, поддерживающим среду оператора, и доменом сбора платы за проезд в самой среде оператора. Настоящий национальный стандарт включает требования только к домену сбора платы за проезд.

5.3.2    Телекоммуникационные системы

Телекоммуникационные системы должны предоставлять телекоммуникационные услуги, которых требует среда оператора.

Пример — Кабельная сеть для передачи данных между средой оператора и сетью беспроводной связи для передачи данных между оборудованием системы сбора платы и бортовыми устройствами.

Взаимодействия между средой оператора и телекоммуникационной системой основываются на основе заключенных между ними договоров.

5.3.3    Системы позиционирования

Системы позиционирования должны предоставить услуги по определению месторасположения ТС, подвергающихся процедуре сбора денежных средств.

Пример — GPS, GALILEO1).

Также может использоваться инфраструктура DSRC для позиционирования ТС, но в этом случае она будет частью среды оператора, поскольку не выполняет других задач вне системы сбора платы. Взаимодействия между средой оператора и системой позиционирования основываются на заключенных между ними договорах.

5.3.4    Датчики транспортных средств и базы данных

Среда оператора может использовать информацию от датчиков ТС и баз данных, интегрированных в ТС, основные цели которых не связаны с EFC. Информация, получаемая от датчиков и баз данных, используется для вычисления информации, связанной со сбором платы. Например, датчики GNSS (например, в устройствах, используемых для навигации и управления дорожным движением), тахографы, метки, датчики остановки, а также информация, хранящаяся в модуле безопасности ТС. Базы данных могут быть размещены в ТС или в другом месте, например, компьютер, установленный на платном участке улично-дорожной сети.

5.3.5    Внешние датчики и другие интеллектуальные транспортные системы

Среда оператора может использовать данные от внешних датчиков, например измерения загрязнения, для вычисления стоимости сбора. Данные от других ИТС, например системы организации дорожного движения, могут также использоваться для вычисления стоимости сбора. Динамическая схема сборов платы за проезд может, например, использовать и измерения загрязнения от экологических датчиков и данные на потоках трафика и скоростях от систем управления дорожным движением.

5.3.6    Поставщики оборудования EFC

Поставщики оборудования EFC должны обеспечить оборудование EFC для среды оператора, например бортовые устройства или оборудование дорожной инфраструктуры. Взаимодействия между поставщиками оборудования EFC и средой оператора основываются на контрактах между ними. Основная роль среды оператора — обеспечить системные требования, в то время как основная роль поставщиков оборудования EFC — предоставить оборудование в соответствии с предъявляемыми требованиями.

^ В Российской Федерации применяется отечественная глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС).