Эта часть ИСО 17438 определяет архитектуру системы навигации внутри помещений, включая дополнительные компоненты, которые добавляются к существующей ИТС системе и варианты обеспечения навигации в помещениях для различных типов пользователей, включая водителей, пассажиров и пешеходов, использующих персональные ИТС станции и ИТС станции для транспортных средств. Эта часть ИСО 17438 включает «Общую информацию», которая обеспечивает общий обзор и структуру каждой части ИСО 17438. В ней также описаны варианты применения, связанные с навигацией персонала и транспортных средств внутри помещений.
Идентичен ISO 17438-1:2016(Е)
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, обозначения
3.1 Термины и определения
3.2 Обозначения
4 Общая информация
4.1 Обзор документа и его структура
4.2 Назначение первой части стандарта ИСО 17438
4.3 Архитектура системы навигации внутри помещений
4.4 Стандарты с соответствующей тематикой
5 Принципы и варианты использования
5.1 Основные принципы вариантов использования
5.2 Группировки вариантов использования
6 Определение вариантов использования
6.1 Группа вариантов 1. Навигационный сервис внутри помещений
6.2 Группа вариантов 2. Данные навигации внутри помещений
6.3 Группа вариантов 3. Реестр навигационных данных помещений
7 Требования
7.1 Требования, предъявляемые к данным карты внутри помещения
7.2 Требования к справочным данным позиционирования внутри помещений
7.3 Требования к подготовке данных карты помещений и данных, относящихся к позиционированию
7.4 Требования к навигационному сервису внутри помещений
Приложение А (обязательное) Полезные примеры
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам
Библиография
28 страниц
Дата введения | 01.07.2018 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
08.11.2017 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1703-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ЗАО НПП Транснавигация | ||
Издан | Стандартинформ | 2017 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
ИСО 17438-1-
2017
Интеллектуальные транспортные системы
НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТС СТАНЦИЙ
Часть 1
Общие сведения и описание применения
(ISO 17438-1:2016(E), ЮТ)
Издание официальное
Москва Стандарти нформ 2017
1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом «НПП Транснавигация» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2017 г. № 1703-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17438-1:2016 «Интеллектуальные транспортные системы. Навигация внутри помещений для персонала и транспортных средств с использованием ИТС станций. Часть 1. Общие сведения и описание применения» (ISO 17438-1:2016(E) «Intelligent transport systems — Indoor navigation for personal and vehicle ITS station — Part 1: General information and use case definition», IDT).
Международный стандарт ИСО 17438-1 разработан Техническим комитетом ИСО/ТК204 «Интеллектуальные транспортные системы».
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2017
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Группа 1: Навигационный сервис внутри помещений
Основной поток навигации внутри помещения для конечного пользователя
Загрузка данных карты внутри помещения и справочных данных позиционирования |
о
1.1 1.2
Отражение
карты
помещений
Позиционирование внутри помещений
1.3
Планирование маршрута движения внутри помещений
1.4
Проводка по маршруту внутри помещений
1.5 Поиск мест интереса внутри помещений
1.6 Позиционирование внутри помещений с использованием сервера
1.7 Планирование маршрута внутри помещений с использованием сервера
1.8 Проводка по маршруту внутри помещений с использованием сервера
|
1.11 Запрос справочных данных позиционирования внутри помещений |
1.12 Загрузка данных карты помещений
1.13 Загрузка справочных данных позиционирования внутри помещений
1.14 Получение информации о чрезвычайной ситуации
Планирование маршрута внутри помещения. Планирование бесшовного маршрута внутри и снаружи помещений |
Группа 2: Данные навигации внутри помещения
Указатель маршрута внутри помещения. Указатель бесшовного маршрута внутри и снаружи помещений
. IF _
Прибытие в пункт назначения
2.1 Формирование данных карты помещений |
2.2 Обновление данных карты помещений |
2.3 Регистрация данных карты помещений | ||
2.4 Предоставление данных карты помещений |
2.5 Формирование справочных 1 данных позиционирования внутри помещений |
>.6 Обновление справочных данных позиционирования внутри помещений | ||
2.7 Регистрация справочных данных позиционирования внутри помещений |
2.8 Предоставление справоч ных данных позиционирования внутри помещений |
2.9 Предоставление информации о чрезвычайной ситуации |
Группа 3: Реестр навигационных данных помещений
3.1 Регистрация и управление |
3.2 Предоставление данных | |
данными о помещениях |
о помещениях |
Рисунок 3 — Рабочие процессы и зависимости вариантов использования
В таблице 2 описан вариант использования, в котором РЛ/ ИТС станция отображает данные карты помещений, заданные двоичным илиХМ1_ форматом картографических данных.
Таблица 2 — Отображение карты помещений | ||||||||||||
|
7
В таблице 3 описан вариант использования, в котором Р/V ИТС станция определяет местоположение пользователя внутри помещений с использованием справочных данных и данные измерений, полученных от инфраструктуры позиционирования.
Таблица 3 — Позиционирование внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 4 описана процедура получения списка ссылок в сетевых данных для нахождения маршрута к месту назначения внутри помещений с заданными начальной и конечной точками, промежуточными точками и вариантами планов маршрута.
Таблица 4 — Планирование маршрута движения внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 5 описан вариант использования, в котором Р/V станция обеспечивает необходимую информацию для проводки до места назначения в соответствии с полученным результатом планирования маршрута и текущим местоположением пользователя.
Таблица 5 — Навигация по маршруту внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 6 описан вариант использования, в котором РЛ/ ИТС станция осуществляет поиск точек интереса, соответствующих поисковому слову, и выдает детализированную информацию о точках интереса внутри помещений.
Таблица 6 — Поиск точек интереса внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 7 описан вариант использования, в котором центральная ИТС станция определяет местоположение пользователя с применением системы позиционирования; эта функция включена в состав функций центральной ИТС станции.
Таблица 7 — Позиционирование внутри помещений, базирующееся на использовании сервера | ||||||||||||
|
В таблице 8 описан вариант планирования маршрута движения внутри помещений центральной ИТС станцией.
Таблица 8 — Планирование маршрута внутри помещений с использованием сервера | ||||||
|
Окончание таблицы 8 | ||||||||
|
В таблице 9 описана процедура объединения информации проводки и результатов планирования маршрута движения, выполненная центральной ИТС станцией и отображение объединенной информации на РЛ/ ИТС станции.
Таблица 9 — Навигация по маршруту внутри помещений с использованием сервера | ||||||||||||
|
В таблице 10 описан вариант поиска мест интереса внутри помещений с помощью информации на сервере центральной ИТС станции.
Таблица 10 — Поиск мест интереса с использованием сервера | ||||||||||||
|
В таблице 11 описан вариант, в котором РЛ/ИТС станция запрашивает информацию о базе данных (метаданных) карты помещений у сервера реестра данных.
Таблица 11 — Запрос информации карты помещений | ||||||||||||
|
В таблице 12 описан вариант запроса у сервера реестра помещений РЛ/ИТС станцией метаданных о справочных данных позиционирования внутри помещений.
Таблица 12 — Запрос справочных данных позиционирования внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 13 описан вариант, в котором РЛ/ ИТС станция загружает данные карты помещений, получаемые от провайдера данных карты помещений.
Таблица 13 — Загрузка данных карты помещений | ||||||||||||
|
В таблице 14 описан вариант, в котором РЛ/ ИТС станция загружает справочные данные позиционирования внутри помещений.
Наименование варианта использования |
Загрузка справочных данных позиционирования внутри помещений |
Действующий элемент |
P/V ИТС станция |
Цель |
Загрузка данных карты помещений |
Входные данные |
Адрес справочных данных позиционирования внутри помещений |
Выходные данные |
Загруженные справочные данные позиционирования внутри помещений |
Краткое описание |
P/V ИТС станция загружает данные карты с адреса загрузки, который был получен по запросу справочных данных позиционирования внутри помещений |
В таблице 15 описан вариант, в котором РЛ/ ИТС станция получает информацию о чрезвычайной ситуации от центральной ИТС станции.
Таблица 15 — Получение информации о чрезвычайной ситуации | ||||||||||||
|
В таблице 16 описан вариант использования, в котором провайдер картографических данных генерирует данные карты помещений на основе справочных данных, таких какСАО, BIM, изображения и т.д.
Таблица 16 — Формирование данных карты помещений | ||||||||||
|
Окончание таблицы 16 | ||||
|
В таблице 17 описан вариант использования, в котором провайдер карты помещений обновляет данные карты при изменении информации о помещениях или местах интереса.
Таблица 17 — Обновление данных карты помещений | ||||||||||||
|
В таблице 18 определен вариант использования, в котором данные карты помещений вносятся провайдером в реестр сервера данных помещений после формирования или обновления информации карты помещений.
Таблица 18 — Регистрация данных карты помещений | ||||||||||||
|
В таблице 19 описан вариант, в котором провайдер данных карты помещений посылает данные карты помещений на РЛ/ ИТС станцию.
Наименование варианта использования |
Обеспечение данными карты помещений |
Действующий элемент |
Провайдер данных карты помещений |
Цель |
Передача данных карты помещений |
Входные данные |
Запрос на загрузку данных карты помещений |
Выходные данные |
Данные карты помещений |
Краткое описание |
Когда РЛ/ ИТС станция осуществляет поиск мест интереса планирование маршрутов к некоторым объектам внутри помещений, данные карты помещений должны быть загружены в P/V ИТС станцию. Если данные карты не загружены, P/V ИТС станция посылает сообщение с запросом на сервер данных помещения для того, чтобы загрузить соответствующие картографические данные. После получения запроса от P/V ИТС станции, провайдер данных карты помещений передает данные карты помещений |
В таблице 20 описан вариант использования, в котором провайдер справочныхданных позиционирования формирует справочные данные позиционирования путем сканирования инфраструктуры позиционирования внутри помещений.
Таблица 20 — Формирование справочных данных позиционирования внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 21 описан вариант использования, в котором провайдер справочныхданных позиционирования внутри помещений периодически обновляет справочные данные позиционирования внутри помещений. Провайдер также должен выполнить процесс обновления при каждом изменении инфраструктуры позиционирования.
Таблица 21 — Обновление справочных данных позиционирования внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 22 описан вариант использования, в котором провайдер загружает справочные данные позиционирования внутри помещений в реестр сервера данных помещений после формирования или обновления этих данных.
Таблица 22 — Регистрация справочных данных позиционирования внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 23 описан вариант использования, в котором провайдер справочных данных позиционирования внутри помещений посылает справочные данные позиционирования внутри помещений на РЛ/ ИТС станцию.
Таблица 23 — Предоставление справочных данных позиционирования внутри помещений | ||||||||||||
|
В таблице 24 описан вариант использования, при котором центральная ИТС станция посылает информацию о чрезвычайной ситуации на РЛ/ ИТС станцию.
Таблица 24 — Предоставление информации о чрезвычайной ситуации | ||||||||||||
|
В таблице 25 описана процедура регистрации и управления реестра данных сервера помещений.
Таблица 25 — Регистрация и обработка данных о помещениях | ||||||||||||
|
1 Область применения................................................
2 Нормативные ссылки...............................................
3 Термины, обозначения..............................................
3.1 Термины и определения...........................................
3.2 Обозначения..................................................
4 Общая информация................................................
4.1 Обзор документа и его структура.....................................
4.2 Назначение первой части стандарта ИСО 17438 ...........................
4.3 Архитектура системы навигации внутри помещений.........................
4.4 Стандарты с соответствующей тематикой................................
5 Принципы и варианты использования.....................................
5.1 Основные принципы вариантов использования............................
5.2 Группировки вариантов использования.................................
6 Определение вариантов использования...................................
6.1 Группа вариантов 1. Навигационный сервис внутри помещений..................
6.2 Г руппа вариантов 2. Данные навигации внутри помещений....................
6.3 Группа вариантов 3. Реестр навигационных данных помещений.................
7 Требования.....................................................
7.1 Требования, предъявляемые кданным карты внутри помещения................
7.2 Требования к справочным данным позиционирования внутри помещений..........
7.3 Требования к подготовке данных карты помещений и данных, относящихся к позиционированию .......................................................
7.4 Требования к навигационному сервису внутри помещений....................
Приложение А (обязательное) Полезные примеры.............................
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
национальным стандартам..................................
Библиография
6.3.2 Вариант3.2. Предоставление данных о помещениях
В таблице 26 определен сценарий предоставления метаданных о запрашиваемых данных помещений.
Наименование варианта использования |
Предоставление информации о данных помещения |
Действующий элемент |
Центральная ИТС станция (сервер реестра данных помещения) |
Цель |
Предоставление информации о данных помещения P/V ИТС станции |
Входные данные |
Местоположение или поиск по ключевым словам для пространства помещений, о котором идет речь |
Выходные данные |
Соответствующая информация о помещениях, о которых идет речь |
Краткое описание |
Конечный пользователь (Р/V ИТС станция) запрашивает данные (карту помещения и справочные данные позиционирования в помещении) от центральной станции ИТС для использования навигации внутри помещении. Центральная станция ИТС предоставляет соответствующую информацию о данных помещения (метаданные и адрес загрузки данных помещения) на основе местоположения или по ключевым словам поиска, предоставленным P/V ИТС станцией |
7 Требования
В соответствии с определениями вариантов использования выработаны следующие требования к навигации внутри помещений, показанные на рисунке 4.
7.1 Требования, предъявляемые к данным карты внутри помещения
Требования кданным карты помещений определяются следующим образом:
R-1. Данные карты помещений могут быть построены в 2D или 3D, чтобы представить форму внутреннего пространства: комнаты, коридоры, лестницы, эскалаторы, лифты и т. д.
R-2. Картографические данные помещений должны поддерживать отображение семантической информации внутреннего пространства: конференц-залы, классы, туалеты, магазины и др. Семантическая информация пространства помещений должна использоваться для поиска объектов интереса и планирования маршрутов внутри помещений.
R-3. Картографические данные помещений должны включать в себя сетевые данные для планирования маршрута и навигации по маршруту: узлы, ссылки.
R-4. Картографические данные помещений должны включать в себя данные мест интереса для поиска по карте: подробную информацию места интереса и местоположение.
R-5. Картографические данные помещений должны поддерживать непрерывную навигацию при движении внутри и вне помещений путем подключения точки входа к дороге/сетям общественного транспорта или связанных географической близостью. Кроме того, дополнительные ссылки/узлы могут быть необходимы в данных внешней карты, чтобы обеспечить непрерывную навигацию.
R-6. Картографические данные помещений должны иметь информацию о координатной системе отсчета для преобразования абсолютных координат в относительные.
17
Эта часть ИСО 17438 определяет требования и спецификации к отображению форматов данных для карт внутри помещений, данных позиционирования, а также интерфейса между ИТС станцией для персонала или транспортных средств и центральной станцией ИТС для обеспечения навигации внутри помещений. Приложениям, поддерживающим навигацию в помещенияхдля персональных ИТС станций и ИТС станций транспортных средств, необходимо получать картографические данные помещений и ссылки на данные позиционирования с помощью имеющихся компонентов станций.
Следующие стандарты являются предметом анализа относительно их применимости по поддержке и предоставлению услуг навигации внутри помещений:
ISO/TR 10992 Интеллектуальные транспортные системы — использование переносных и портативных устройств для поддержки услуг ИТС и предоставления мультимедиа информации в транспортных средствах;
ИСО 14825 Интеллектуальные транспортные системы — Файлы географических данных (GDF) — GDF5.0;
OGC 10-191М Требования и пространственное моделирование для навигации внутри помещений;
OGC 12-019 OGC Язык разметки для географии города (CityGML) Стандарт кодирования;
CEN/TS 00278207 Идентификация неподвижных объектов в общественном транспорте;
ИСО 24099 Структуры и протоколы передачи навигационныхданных.
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТС СТАНЦИЙ
Часть 1
Общие сведения и описание применения
Intelligent transport systems. Indoor navigation for personal and vehicle ITS station.
Part 1. General information and use case definition
Дата введения — 2018—07—01
Эта часть ИСО 17438 определяет архитектуру системы навигации внутри помещений, включая дополнительные компоненты, которые добавляются к существующей ИТС системе и варианты обеспечения навигации в помещениях для различных типов пользователей, включая водителей, пассажиров и пешеходов, использующих персональные ИТС станции и ИТС станции для транспортных средств.
Объектами рассмотрения являются:
- персональные ИТС станции и ИТС станции для транспортных средств в роли терминала конечного пользователя, обеспечивающие навигацию внутри помещений;
- карты помещений, содержащие геометрию, сетевую топологию, а также характеристики, отражающие данные об особенностях организации пространства внутри помещений;
справочные данные позиционирования внутри помещений, содержащие информацию инфраструктуры позиционирования: точки доступа Wi-Fi, RFID-считыватели, точки доступа Bluetooth и т. д.
- провайдеры данныхдля карт внутри помещений или справочных данных позиционирования;
- реестр данных внутреннего сервера для предоставления информации о помещениях;
- функциональные возможности позиционирования внутри помещений в персональных и ИТС станциях транспортных средств, использующих справочные данные внутреннего позиционирования;
- функциональные возможности центральной станции ИТС для позиционирования в помещениях, с использованием справочных данных позиционирования;
- интерфейс между ИТС станцией для персонала/транспортного средства и центральной станцией ИТС для передачи данных карты и справочных данных позиционирования внутри помещений.
Эта часть ИСО 17438 включает «Общую информацию», которая обеспечивает общий обзор и структуру каждой части ИС017438. В ней также описаны варианты применения, связанные с навигацией персонала и транспортных средств внутри помещений.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных — последнее издание (включая все поправки к нему).
ISO/TR 10992, Intelligent transport systems — Use of nomadic and portable devices to support ITS service and multimedia provision in vehicles (Интеллектуальные транспортные системы. Использование переносных и портативных устройств для поддержки ИТС и мультимедиа приложений в транспортных средствах)
Издание официальное
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO/TR 10992, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 навигация внутри помещений: Сервис на основе определения местоположения для направления пользователя к месту назначения с использованием картографических данных помещений (3.1.3) и текущего местоположения пользователя в пространстве внутри помещений (3.1.2).
3.1.2 пространство внутри помещений: Зона ограниченная искусственной структурой (здание, туннель и т. д.) и не доступная для обычной спутниковой системы определения местоположения, такой KaKGPS.
3.1.3 картографические данные помещений: Данные для представления информации о пространстве помещений (3.1.2).
Примечание — Данные включают в себя геометрию помещений, топологию сети и информацию о местах интереса.
3.1.4 справочные данные позиционирования в помещениях: Совокупность информации, которая может быть использована для определения местоположения ИТС станции персонала/транс-портного средства.
Примечание — Конкретная структура информации изменяется в зависимости от технологий позиционирования, таких как WiFi, RFID и т. д.
3.1.5 позиционирование внутри помещений: Процесс принятия решения о расположении ИТС станции персонала/транспортного средства в пространстве внутри помещений (3.1.2).
3.1.6 непрерывная навигация внутри-снаружи помещений: Отслеживание маршрута движения между внутренней и наружной окружающей средой и/или наоборот.
3.2 Обозначения
GPS — глобальная система позиционирования США;
OGC — открытый консорциум по геоинформатике;
PND — персональное навигационное устройство;
POI — место интереса;
P/V — персонал/транспортное средство;
RFID — радиочастотная идентификация;
RG — навигация по маршруту;
RP — планирование маршрута;
ТВТ — шаг за шагом;
XML — расширенный маркированный язык.
4.1 Обзор документа и его структура
ИСО 17438 содержит все документы и ссылки, необходимые для применения навигации в помещениях. ИСО 17438 состоит из следующих документов:
Часть 1. Общая информация и описание вариантов использования.
Эта часть содержит обзор содержания и структуры документа наряду с описаниями вариантов использования определений терминов и общего набора ресурсов (определений, ссылок) для всех последующих частей.
Часть 2. Требования и спецификации для форматов данных карты помещений.
Эта часть описывает все технические требования и обеспечивает спецификацию обновления информации для карты, когда ИТС станция для персонала/транспортного средства загружает картографические данные помещений от центральной станции ИТС.
Часть 3. Требования и спецификации формата данных для позиционирования в помещениях.
Эта часть определяет все технические требования в отношении формата данных для позиционирования в помещениях; эти технические требования используются для определения местоположения
2
ИТС станции для персонала/транспортного средства со ссылкой на соответствующие картографические данные помещений.
Часть 4. Требования и спецификации для интерфейса между ИТС станцией для персонала/транспортного средства и центральной ИТС станциями.
Эта часть определяет требования интерфейса для данных карты и внутреннего позиционирования, относящихся к ИТС станции для персонала/транспортного средства и центральной ИТС станции.
На рисунке 1 показана структура документа «Навигация внутри помещений для ИТС станции персонала/транспортного средства».
Навигация внутри помещений для персональной и автомобильной ИТС станции | ||||||||||||
| ||||||||||||
Рисунок 1 — Структура документа |
4.2 Назначение первой части стандарта ИС017438
Основными целями данной части стандарта ИСО 17438 являются:
a) установить требования к навигации внутри помещений;
b) определить применимость существующих международных стандартов по навигации внутри помещений;
c) определить дополнительные задачи, решение которых требуется для развития спецификаций форматов данных карт и позиционирования внутри помещений;
d) определить дополнительные задачи, решение которых требуется для развития программного обеспечения интерфейса между ИТС станцией для персонала/транспортного средства и центральной ИТС станцией.
4.3 Архитектура системы навигации внутри помещений
По умолчанию архитектура системы навигации внутри помещений основывается на существующей коммуникационной архитектуре ИТС с дополнительными функциональными возможностями навигации внутри помещений. Таким образом, следующие четыре основных компоненты также включаются в архитектуру системы навигации внутри помещений:
подсистема транспортного средства (станция транспортного средства); мобильная подсистема (персональная станция); придорожная подсистема (придорожная станция); центральная подсистема (центральная станция).
Однако, в архитектуре системы навигации внутри помещений станция транспортного средства и персональная станция имеют одинаковые функциональные возможности и назначение с точки зрения мобильного пользователя. Таким образом, в этой части ИСО 17438, эти два компонента будут упоминаться как единый компонент, называемый «Р/V ИТС станция».
Для того, чтобы обеспечить навигацию внутри помещений, необходимы следующие дополнительные элементы:
данные карты помещений;
данные, касающиеся позиционирования внутри помещений; провайдер данных карты;
провайдер данных позиционирования и подсистема позиционирования внутри помещений; сервер реестра данных помещений;
навигационные модули для ИТС станции персонала/транспортного средства и центральной станции;
инфраструктура позиционирования внутри помещений.
3
На рисунке 2 показана система навигации внутри помещений, спроектированная для ИТС.
Навигационная система внутри помещений состоит из четырех компонентов, которые добавляются к существующей системе. Первая составляющая — это сервер данных о помещениях, который генерирует и обеспечивает данные для карты помещения и справочные данные позиционирования внутри помещений для навигационных приложений внутри помещений. Поставщики данных карт помещений и справочныхданныхдля позиционирования в помещениях могут быть разными даже для одного пространства помещений, так как там расположены многочисленные здания и строения и поставщики имеют свои собственные фирменные спецификации. Поэтому создание и ведение информационной карты помещений и справочных данных позиционирования должно выполняться на отдельных серверах данных.
1 — РА/ ИТС станция (компонент мобильной подсистемы); 2 — центральная ИТС станция (компонент центральной подсистемы); 3— придорожная ИТС станция (компонент придорожной подсистемы); 4 — инфраструктура позиционирования внутри помещений (компонент подсистемы позиционирования внутри помещений); 5 — сервер данных внутренних помещений (сервер локальных данных;) 6 — реестр сервера данных внутренних помещений (компонент системы управления для справочных данных карты помещений и позиционирования); 7 — провайдер данных карты помещений (компонент подсистемы сбора данных карты внутренних помещений); 8 — провайдер справочных данных позиционирования внутри помещений (компонент подсистемы сбора справочных данных позиционирования внутри помещений); 9 — навигация внутри помещений (функциональный модуль навигации внутри помещений) |
Рисунок 2 — Архитектура системы навигации внутри помещений
Вторым компонентом является сервер данных реестра помещений, располагаемых на центральной станции, которая управляет базами данных, содержащих данные карт помещений. Когда P/V станция запрашивает данные карты помещений, сервер данных реестра помещений, чей URL уже известен P/V станции, отвечает P/V станции с URL провайдера управляющего запрошенными картографическими данными. Затем P/V станция подсоединяется кпровайдеру данных карты помещенийдля выборки необ-ходимыхданных. Справочные данные позиционирования внутри помещений могут быть предоставлены таким же образом [5].
4
Существует много провайдеров данных карт помещений и справочных данных позиционирования внутри помещений, поэтому необходим стандартный формат данных карт помещений и справочных данных позиционирования внутри помещений для повышения совместимости разрабатываемых карт помещений и справочных данных позиционирования.
Третья составляющая — это инфраструктура позиционирования внутри помещений. Существует много методов позиционирования внутри помещений в зависимости от инфраструктуры позиционирования внутри помещений. Эти элементы инфраструктуры часто играют ту же роль, что и придорожные станции, в то время как в справочные данные позиционирования внутри помещений должны содержать информацию об инфраструктуре, позиции, идентификаторе, ит. д.
Последний компонент — это модуль навигации внутри помещений, реализуемый в РЛ/ ИТС станции. После загрузки данных карт помещений и справочных данных позиционирования внутри помещений приложение навигации внутри помещения отображает данные схемы помещений и информирует пользователя о его текущем местоположении внутри помещений. Пользователи могут осуществлять поиск по местам интереса и планировать маршруты внутри помещений с учетом информации о пункте назначения. В случае с сервером навигации функция модуля навигации внутри помещений также доступна из центральной ИТС станции.
4.4 Стандарты с соответствующей тематикой
Стандарт ИСО 14825 определяет концептуальные и логические модели данных и форматы кодирования для географических баз данных для приложений и сервисов интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Формат данных карты помещений в данной части ИСО 17438 будет относиться к ИСО 14825, особенно в части геоинформационного обеспечения при перемещении снаружи внутрь помещения и наоборот [1].
OGC IndoorGML является стандартом кандидатом, основанном на предварительном обсуждении OGC 10-191г1. IndoorGML — этооткрытая модель данных и XML-схемы для описания пространственной информации внутри помещений. Главным образом, эта модель ориентирована на топологические отношения между разделенными областями, в зависимости от смысла использования. Для конечного пользователя эти отношения представлены в сетевых данных для навигации внутри помещений. Данные карты помещений данной части ИСО 17438 будет ссылаться на концепцию и содержание IndoorGML [2].
OGC 12-019 — это общая информационная модель и кодирование на основе XML для представления, хранения и обмена виртуальными данными ЗЭ-моделей города и ландшафта. Уровень детализации 4 (LOD4) этой модели подходит для отображения пространства внутри помещений. Описание формата данных карты помещений ISO 17438 будет ссылаться на CityGML [3].
CEN/TS 00278207 — это модель справочных данных, описывающих доступ к общественному транспорту. Навигация внутри помещений может быть связана с узловыми станциями общественного транспорта и услугами (такими как выходы, платформы и автобусные остановки). Эта часть ИСО 17438 ссылается на IFOPT модель услуг общественного транспорта [4].
ИСО 24099 определяет структуры данных и протокол(ы), используемые в приложениях для интеллектуальной транспортной системы (ИТС), для доставки и обновления картографических данных для пользователей из сервисного центра (СЦ) [бортовые системы (IVS)]. Эта часть ИСО 17438 ссылается на ИСО 24099 в части интерфейсов между P/V и центральной станциями [5].
5.1 Основные принципы вариантов использования
Основные принципы сформулированы, как руководство для определения вариантов использования:
a) варианты использования классифицируются по функциям навигационного сервиса внутри помещений и операциям с данными помещений;
b) варианты использования навигации внутри помещений включают существующие навигационные функции. Дополнительно определены специальные случаи для пространства внутри помещений:
5
отсутствие разрывов при переходе из внутренних помещений наружу, позиционирование внутри помещений ит. д.;
c) варианты применения в этой части ИСО 17438 определяют запросы конечных пользователей данных о помещениях к центральной станции для навигации внутри помещений;
d) центральная ИТС станция содержит информацию сервера данных помещений и передает данную информацию на РЛ/ ИТС станции;
e) конечные потребители — это водители и пешеходы, которые хотят использовать навигационные услуги в помещениях с помощью носимых устройств (например, смартфонов, персональных навигационных устройств) с целью получения информации о помещениях, которая включает в себя информацию маршрутизации и общую/детализированную информацию об определенных местах.
Конечными пользователями являются водители и пешеходы.
5.2 Группировки вариантов использования
Варианты сгруппированы по категориям, именуемым «группы вариантов использования». Таблица 1 содержит список различных групп вариантов использования.
Таблица 1 — Группировки вариантов использования | ||||||||||||
|
Детальное описание каждого варианта использования приведено в разделе 6.
На рисунке 3 показаны все тематические группы использования и связанные с ними варианты использования. Стрелки и окружности обозначают зависимости и рабочие процессы между случаями использования.
6