Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

12 страниц

Устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.

Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и обозначения

4 Контрольные и информационные устройства

5 Регулируемая приборная панель

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

Библиография

 

12 страниц

Дата введения01.12.2012
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

01.12.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии668-ст
ИзданСтандартинформ2012 г.
РазработанАНО НИЦ КД

Ergonomic of vehicles. Requirements to the workplace of bus driver. Part 3. Information devices and controls

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 16121-3-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Часть 3

Информационные устройства и элементы управления

ISO 16121-3:2011

Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления» (IS016121-3:2011 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

©Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 16121-1:2005

IDT

ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 «Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования»

ИСО 2575:2010

*

ИСО 4040:2009

IDT

ГОСТ Р ИСО 4040-2011 «Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле»

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT — идентичные стандарты.

Библиография

[1]    VDV 234 Driver’s work place in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany

[2]    TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997

[3]    STRP Report# 6, Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association

[4]    NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999

[5]    Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — Summary

[6]    Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000

7

УДК 331.41:006.354    ОКС    42.020    Э65

Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, информационные устройства, элементы управления, зоны приборной панели.

Редактор И.В. Меньших Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В.И. Баренцева Компьютерная верстка ИЛ. Налейкиной

Сдано в набор 30.07.2012. Подписано в печать 13.08.2012. Формат 60 х 84/а. Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 0,85. Тираж 84 экз. Зак. 702.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru    info@gostinfo.ru

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины, определения и обозначения.......................................1

4    Контрольные и информационные устройства...................................4

5    Регулируемая приборная панель...........................................5

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим

в этом качестве межгосударственным стандартам).....................7

Библиография........................................................7

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.

В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]—[6]).

Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).

Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1—4).

Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИС016121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

IV

ГОСТ Р ИС016121 -3—2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 3

Информационные устройства и элементы управления

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver.

Part 3. Information devices and controls

Дата введения — 2012—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.

Настоящий стандартустанавливаеттребования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales)

ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles — Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)

ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles — Ergonomic requirementsforthedriver's workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements)

3    Термины, определения и обозначения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

3.1.2    предварительное предупреждение (early warning): Визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.

3.1.3    сигнал тревоги (alert): Визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.

Издание официальное

3.1.4    зона A (zone Л): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).

3.1.5    зона В (zone В): Зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон — досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны — плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).

3.1.6    зона С (zone С): Зона, имеющая такую же форму, как и зона В, но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).

3.1.7    зона S1 (zone В^)\ Дополнительная область под зоной В, имеющая туже ширину, что и зона В, от нижней границы зоны В до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).

Примечание — Зона Вч может быть объединена с зоной В.

3.1.8    зона Сл (zone CJ: Дополнительная область, имеющая такую же форму, какизонаВ.,, но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны С (см. рисунок 1).

Примечание — Зона С-\ может быть объединена с зоной С.

3.1.9    зона D (zone D): Боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны Bv с левой и нижней сторон — стенами и полом кабины (см. рисунок 1).

3.1.10    зона Е (zone Е): Боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны C1t с правой стороны — в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны — стенами и полом кабины (см. рисунок 1);

3.1.11    зона F (zone Е): Потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см. рисунок2).

3.1.12    диапазон досягаемости рук (hand reach range): Область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.

3.13 плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): Точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости Yна расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки Н, когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.

3.2 Сокращенные термины

LHD — транспортное средство с левосторонним управлением,

RHD — транспортное средство с правосторонним управлением.

2

ГОСТ Р ИСО 16121-3—2011

Размеры в миллиметрах

А — зона Л (3.1.4); В — зона 6 (3.1.5); В1 — зона Б1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); С1 — зона С1 (3.1.8); D — зона D(3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм;

ПТ — плечевая точка

Рисунок 1 — Определение зон, вид сверху

Размеры в миллиметрах

1 — рулевое колесо; 2 — приборная панель; А — зона А (3.1.4); В — зона В (3.1.5); В1 — зона В1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); ПТ — плечевая точка; C-j — зона С1 (3.1.8); D — зона D (3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); F— зона F (3.1.11); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм

Рисунок 2 — Определение зон, вид сбоку

3

4 Контрольные и информационные устройства

4.1    Основные эргономические принципы

Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:

-    доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;

-    удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;

-    отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;

-    свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;

-    четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;

-    наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;

-    минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;

-    четкости символов крупного размера (ИСО 2575);

-    использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;

-    наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;

-    наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;

-    наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать «предварительное предупреждение» и «сигнал тревоги».

Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:

a)    важность (безопасность, возможный ущерб);

b)    источник информации;

c)    адресат (водитель, обслуживающий персонал).

Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.

Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.

4.2    Расположение элементов управления в соответствии с ИСО 4040

Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены в соответствии с ИСО 4040:

-    спидометр;

-    указатель поворота;

-    переключатель фар/проблескового прибора;

-    стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;

-    клавиша включения звукового сигнала (гудка).

4.3    ЗонаА

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне Л:

-    сигнальные лампы;

-    главный информационный дисплей;

-    индикаторы предупреждения и тревоги.

4.4    Зона В

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне В:

-    мигающая аварийная сигнализация (L/-/D);

-    оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (оно может быть расположено в зоне В^;

-    переключатель фар (может быть расположен в зоне Вл)\

-    переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне BJ;

-    переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне BJ;

-    переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне В.,);

-    видеодисплеи (альтернативное местоположение).

4

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011

В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.

4.5    Зона В1 (при наличии)

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне В1 (см. 4.4):

-    переключатель фар (альтернативное местоположение);

-    переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);

-    переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);

-    переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).

4.6    Зона С

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне С:

-    контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD)\

-    устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);

-    элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD)\

-    мигающая аварийная сигнализация (RHD);

-    подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в

зоне Е в RHD)\

-    оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в LHD (альтернативно могут быть расположены в зоне Е);

-    видеодисплеи (альтернативное местоположение).

4.7    Зона Сл (при наличии)

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне С^:

-    исполнительные механизмы, указанные в пункте 4.6 (опускающее устройство/рампа, ит. д.) (альтернативное местоположение).

4.8    ЗонаО

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне D:

-    оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (см. 4.4);

-    стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в LHD;

-    элементы управления отоплением/вентиляцией в LHD.

Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки Н водителя невысокого роста.

4.10 ЗонаЕ

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне F:

-    элементы управления редко используемым оборудованием, например:

-    видеодисплеями;

-    элементами управления видеосистемой.

Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20°).

5 Регулируемая приборная панель

Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны А, В и С, то при проектировании должны быть применены следующие критерии:

-    регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;

-    доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;

-    наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;

-    отсутствие управления устройствами «через рулевое колесо»;

5

-    достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИСО 16121-1 для информации по диапазону регулировки);

-    отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;

-    отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.

Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т. д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.

6