ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
16121-4-2011
|
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 4
Рабочая среда кабины
ISO
16121-4:2011
Road vehicles -
Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service
buses - Part 4: Cabin environment
(IDT)
|
Москва
Стандартинформ
2012
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов
Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004
«Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1.
ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский
центр
контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»
3.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию
и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст
4.
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 «Транспорт
дорожный.
Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины» (ISO 16121-4:2011 «Road
vehicles - Ergonomic
requirements for the driver’s workplace in line-service
buses - Part 4: Cabin
environment»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ
Р 1.5-2004
(подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано
в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной
системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию
и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 3
2. Нормативные ссылки. 3
3. Термины и определения. 3
4. Климатические условия и
вентиляция. 4
5. Шум внутри транспортного средства. 5
Приложение А (справочное)
Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления. 5
Приложение В (справочное)
Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины.. 6
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным
национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве
межгосударственным стандартам) 6
Библиография. 7
|
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых
городских
и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 4
Рабочая среда кабины
Ergonomic
of vehicles.
Requirements
for the workplace of bus driver. Part 4. Cabin work environment
|
Дата введения - 2012-12-01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким
расположением
пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более
2,30 м.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 5128
Акустика. Измерение шума внутри автомобилей (ISO
5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)
ИСО 6549
Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R
(ISO 6549, Road vehicles - Procedure for
H- and R-point determination)
ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц
(ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for
passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)
ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов (ISO
11155-2, Road vehicles - Air filters for
passenger compartments - Part 2: Test
for gaseous filtration)
ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность (ISO
16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic
requirements for the driver’s workplace in line-service buses - Part
2: Visibility)
SAE
J381
Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения (SAE
J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements
Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1
транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного
транспортного
средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2 тестовый объем расхода воздуха (test
air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м3/ч).
3.3
коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency
or penetration):
Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.
Коэффициент эффективности = (С1 - С2)/(С1),
где С1 - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;
С2 - концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;
Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности.
3.4
начало отсчета времени, t0 (time
zero,
t0): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.
Примечание - Более
подробная информация
приведена в
ИСО 11155-2.
4. Климатические условия и вентиляция
4.1.
Основные требования
Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.
Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения
дополнительного
отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.
Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.
4.2. Климатические условия в кабине водителя
4.2.1.
Отопление
Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве
являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем1).
_____________
1 Параметры
микроклимата в
кабине водителя
должны соответствовать
требованиям Санитарных
правил по гигиене
труда водителя.
В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.
4.2.2.
Кондиционирование воздуха (при наличии)
Заказчик
и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования
воздуха
для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.
В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.
4.3. Вентиляция
4.3.1.
Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.
4.3.2.
Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.
4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла
4.4.1.
Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим
характеристикам
необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.
4.4.2.
Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.
4.5. Качество воздуха
Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы
между
заказчиком и изготовителем1). В приложении В приведен обзор типовых критериев рабочих
характеристик,
измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.
______________
1) Параметры
микроклимата в
кабине водителя
должны соответствовать
требованиям Санитарных
правил по гигиене
труда водителя.
5. Шум внутри транспортного
средства2)
______________
2) При
применении настоящего
стандарта следует
помнить, что
на территории
Российской Федерации
в области
охраны труда
приоритетными являются
государственные нормативные
требования.
5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.
5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью Leq (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии
с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).
5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не
более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).
5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).
Приложение
А
(справочное)
Рекомендуемые
рабочие характеристики системы отопления
А.1 Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10 °С до + 25 °С.
А.2 Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне по крайней мере от 18 °С до 25 °С. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке Н, определенной в соответствии с ИСО 6549.
А.3 Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1 °С - 3 °С
ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.
А.4 После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные
меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например, с
помощью:
- высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;
- вытяжки над дверью кабины;
- теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.
А.5
После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних
поверхностей
более 15 °С (за исключением всех наружных окон).
Приложение
В
(справочное)
Рекомендуемые
рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины
В.1 Эффективность фильтрации частиц
Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200
м3/ч и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.
Таблица В.1 - Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц
Размер частицы, мкм
|
Пределы эффективности, %
|
0,5 - 1,0
|
> 30
|
1,0 - 2,0
|
> 42
|
2,0 - 3,0
|
> 66
|
3,0 - 5,0
|
> 84
|
5,0 - 10,0
|
> 90
|
В.2 Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200
м3/ч и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.
Таблица В.2 - Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин)
|
Пределы эффективности фильтрации газов, %
|
n-Бутан,
t0
|
> 75
|
n-Бутан,
5 мин
|
> 20
|
Толуол, t0
|
> 75
|
Толуол,5 мин
|
> 70
|
so2, t0
|
> 75
|
SO2, 5 мин
|
> 60
|
Приложение
ДА
(справочное)
Сведения о
соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
(и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта
|
Степень соответствия
|
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта
|
ИСО 5128:1980
|
-
|
*
|
ИСО 6549:1980
|
NEQ
|
ГОСТ
28261-89 «Автотранспортные средства.
Порядок определения
положения точки
Н и
фактического угла
наклона спинки сиденья посадочных мест
водителя и
пассажиров»
|
ISO/TS 11155-1:2001
|
|
*
|
ИСО 11155-2:2009
|
|
*
|
ИСО 16121-2:2011
|
IDT
|
ГОСТ
ИСО 16121-2-2011
«Эргономика транспортных
средств. Требования к
рабочему месту
водителя автобуса.
Часть 2. Обзорность»
|
SAE J381 (2009)
|
-
|
*
|
* Соответствующий национальный стандарт
отсутствует. До его
утверждения рекомендуется
использовать перевод
на русский
язык данного
международного стандарта.
Перевод данного
международного стандарта находится в Федеральном
информационном фонде
технических регламентов
и стандартов.
Примечание -
В настоящей
таблице использованы
следующие условные
обозначения степени
соответствия стандартов:
- IDT - идентичные стандарты;
- NEQ - неэквивалентные стандарты.
|
Библиография
[1]
|
VDV
234, Drivers workplace in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher
Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
|
[2]
|
TCRP
Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines -
summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997
|
[3]
|
STRP
Report # 6, Ergonomic study of the drivers workstation in urban buses,
Canadian Urban Transit Association
|
[4]
|
NEN
5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de
beoordeling van de buscabine, Delft 1999
|
[5]
|
Swedish
Road and Transport Research Institute, Drivers Cab in Buses, Phase 3: Field
tests -
summary
|
[6]
|
Bus
Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE
Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000
|
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, климатические условия, вентиляция, отопление, качество воздуха, шум, фильтрация частиц, фильтрация газов