Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

Устанавливает минимальные требования к качеству и четкости изображения на дисплеях информационно-управляющей системы транспортного средства, содержащих динамично изменяющуюся визуальную информацию, которую система представляет водителю во время движения транспортного средства. Эти требования разработаны таким образом, чтобы они не зависели от технологии изготовления дисплея, однако в некоторых случаях приведены методы испытаний и процедуры измерений для проверки соответствия требованиям стандарта. Стандарт применим к перцептивным и некоторым основным когнитивным компонентам визуальной информации, включая четкость восприятия знаков и распознаваемость цветов. Он не применим к другим факторам, влияющим на производительность и комфорт, таким как применяемое кодирование, форма и характеристики диалога, или к дисплеям, использующим: - знаки, представленные как часть символа или графической информации; информацию, накладываемую поверх стекол обзора (например, индикацию на лобовом стекле); - графические изображения (например, изображение с камеры заднего вида); - карты и топографические изображения (например, в навигационных системах); - квазистатическую информацию.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р 58497-2019

Идентичен ISO 15008:2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования и методы измерений

     4.1 Общая информация

     4.2 Предусмотренные проектом положение наблюдения и диапазон освещенности

     4.3 Подсветка дисплея, минимальный контраст, яркость и полярность

     4.4 Сочетания цветов

     4.5 Размеры буквенных и цифровых знаков

     4.6 Формат знака пиксельной матрицы

     4.7 Отражения и блики

     4.8 Характеристики представления изображения

     4.9 Дополнительные информационные дисплеи

Приложение А (обязательное) Определение и измерение размеров знака

Приложение В (справочное) Сочетания цветов

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

 

20 страниц

Дата введения01.12.2013
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия01.12.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1282-ст
РазработанАНО НИЦ КД
ИзданСтандартинформ2014 г.

Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control systems. Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р исо 15008—

2012


ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Эргономические аспекты информационно - управляющей системы транспортного средства

Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки

ISO 15008:2009

Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems -Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation (IDT)

Издание официальное


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика, психология труда и инженерная психология»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1282-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15008:2009 «Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки» (ISO 15008:2009 aRoad vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation», IDT)

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 - 2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

II

ГОСТ Р ИСО 15008-2012

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Водитель и транспортное средство представляют собой сложную систему, которая включает в себя среду транспортного средства, первичные элементы управления, аппаратуру и информационно-управляющую систему транспортного средства (ИУСТ). Задачи управления автомобилем, а также возможности и ограничения человека также являются основными факторами, влияющими на работу этой системы.

ИУСТ предназначена для поддержки водителя в выполнении основной задачи, поэтому использование ИУСТ не должно оказывать отрицательного воздействия на утомляемость водителя и способствовать повышению производительности и комфортности его труда.

Визуальные характеристики систем отображения представляют собой набор показателей, влияющих на восприятие передаваемой информации. Следовательно, их необходимо учитывать вместе с возможностями человека и связями с другими элементами окружающей среды.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 «Дорожный транспорт».

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Эргономические аспекты информационно - управляющей системы транспортного средства Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и

методы их проверки

Ergonomic of vehicles Ergonomic aspects of transport information and control systems Specifications and test

procedures for m-vehicle visual presentation

Дата введения — 2013—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к качеству и четкости изображения на дисплеях информационно—управляющей системы транспортного средства (ИУСТ), содержащих динамично изменяющуюся визуальную информацию, которую система представляет водителю во время движения транспортного средства. Эти требования разработаны таким образом, чтобы они не зависели от технологии изготовления дисплея, однако в некоторых случаях приведены методы испытаний и процедуры измерений для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт применим к перцептивным и некоторым основным когнитивным компонентам визуальной информации, включая четкость восприятия знаков и распознаваемость цветов. Он не применим к другим факторам, влияющим на производительность и комфорт, таким как применяемое кодирование, форма и характеристики диалога, или к дисплеям, использующим

-    знаки, представленные как часть символа или графической информации;

-    информацию, накладываемую поверх стекол обзора (например, индикацию на лобовом стекле);

-    графические изображения (например, изображение с камеры заднего вида);

-    карты и топографические изображения (например, в навигационных системах);

-    квазистатическую информацию.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 4513 Дорожные транспортные средства. Обзорность. Метод определения эллипсов глаз для моделирования расположения глаз водителя (ISO 4513 Road vehicles - Visibility - Method for establishment of eyellipses for driver's eye location)

CIE 17.4:1987 Международный светотехнический словарь (CIE 17.4:1987 International lighting vocabulary)

CIE 85:1989 Спектральная плотность энергетической яркости солнца (CIE 85:1989. Solar spectral irradiance)

SAE J1757/1:2007 Стандартная метрология для дисплеев транспортных средств (SAE Л 757/1:2007, Standard Metrology for Vehicular Displays)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт. на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт

Издание официальное

отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по CIE 17.4:1987 и следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    адаптация (adaptation): Приспосабливание чувствительности глаза к яркости в наблюдаемом поле зрения.

Примечание -Темновая адаптация наступает более медленно, чем световая адаптация

3.2    мигание (blink): Преднамеренное периодическое изменение яркости источника света или визуальной информации, обычно начинающееся с отсутствия яркости с последующим изменением до заданного значения, в большинстве случаев используемое для привлечения внимания.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17 4:1987

3.3    яркость (светлота) (brightness): Характерный признак визуального восприятия, в соответствии с которым какая-либо поверхность воспринимается как излучающая больше или меньше света.

3.4    критическая зеркальная линия, КЗЛ (critical specular line. CSL): Линия от центра дислпея до центра эллипса глаза.

3.5    хроматический (chromatic): Имеющий цвет или цветовой тон. отличающийся от нейтрального серого цвета, имеющего такую же яркость.

Примечание - Термин связан с цветовыми свойствами наблюдаемого объекта

3.6    контраст, С (contrast, С): Частное от деления разности яркости области в «освещенном» состоянии (например, контуров знака в случае отрицательной полярности) и,#, и яркости той же области в «темном» состоянии Ц*, на яркость Ц>*.

_    Augh    Аот

Примечание 1- ( =-

Примечание 2- Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17 4 1987

Loh-


3.7 коэффициент контраста. R: (contrast ratio. RJ: Частное от деления яркости на яркость

Примечание 1- С =

Примечание 2- Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17 4:1987

3.8 эллипс циклопического глаза (cycJopean eyellips): Объем эллиптической формы, частично включающий в себя эллипсы левого и правого глаз водителя, главная ось которого находится посередине между главными осями эллипсов левого и правого гпаз.

3 9 дневные условия (day condition): Условия с рассеянным окружающим светом.

3.10    условия прямого солнечного света (direct sunlight condition): Усповия, при которых прямой солнечный свет падает на поверхность дисплея, что оказывает влияние на возможность просмотра изображения.

3.11    динамическая информация (dynamic information): Информация, имеющая более двух этапов изменения.

3.12    эллипс глаз (eyellips): Область возможного расположения глаз водителя в форме эллипса, как опредепено в ИСО 4513.

Примечание 1- Определение 95-й процентили эллипса глаз приведено в ИСО4513. Примечание 2 -Слово «eyellips» является совмещением слов «еуе» (глаз) и «ellipse» (эллипс)

ГОСТ Р ИСО 15008-2012

3.13    мелькание или мерцание изображения (flicker): Нежелательные пульсации изображения во времени, обычно возникающие в процессе обновления информации на дисплее или вызванные колебаниями яркости подсветки.

Примечание 2- Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета) приведены в CIE 17.4:1987.

3.14    слепящая блесткость (disability glare): Блесткость, нарушающая видимость объектов, но не обязательно вызывающая дискомфорт.

Примечание - Эффект слепящей блесткости относится к сетчатке глаза и вызван а основном рассеянием света в глазу, которое создает светящуюся пелену перед изображением на сетчатке, тем самым уменьшая контраст изображения

3.15    дискомфортная блесткость (discomfort glare): Блесткость. вызывающая неприятные ощущения, но не обязательно ухудшающая при этом видимость объектов.

Примечание - Эффект дискомфортной блесткости относится к восприятию и ухудшает зрительное внимание и выделение изображения

3.16    дрожание (jitter): Непреднамеренное периодическое перемещение изображения или его частей.

3.17    четкость (разборчивость) (legibility): Свойство знака или графического изображения, которое определяет легкость, с которой он может быть распознан.

3.18    карта (тар): Изображение на плоской поверхности определенной части поверхности земли. отражающее ее свойства и расположенные на ней объекты (в особенности дороги и схемы движения), имеющие форму и размеры в соответствии с определенной системой условных обозначений.

3.19    ночные условия (night condition): Условия слабого окружающего освещения, при которых на адаптацию глаз водителя в основном влияют часть дороги впереди, освещенная фарами транспортного средства и уличными фонарями, а также яркость дисплея и приборной панели.

Примечание - Слабым считается окружающее освещение менее 50 лк

3.20    пиксель (pixel): Наименьший управляемый элемент поверхности дисплея, способный воспроизводить весь диапазон яркости и цветов.

Примечание 1-Термин «Pixel» является аббревиатурой «picture element»

Примечание 2 - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета) приведены в CIE 17.4 1987.

3.21    квазистатическая информация (quasi-static information): Представленная на дисплее информация. имеющая ограниченное количество возможных состояний, при этом то или иное состояние отображается постоянно и редко изменяется.

Пример - АМ/РМ (время до полудня/после полудня), км/м ил и, кПа/PSI (килопаска-ли/фунты на квадратный дюйм), вкл/выкл.

3.22    избыточная информация (redundantly presented information): Информация, представляемая одновременно с помощью различных средств или в различных местах.

Пример 1 - Скорость может быть отображена одновременно в аналоговом и цифровом формате.

Пример 2 - Пошаговая навигация может быть отображена одновременно на главном и дополнительном дисплее.

3.23    сегмент (segment): Элемент заранее определенной геометрической формы, который может быть использован для создания знака или символа в целом или частично.

Пример - Штрих.

3.24    сумеречные условия (twilight condition): Условия, промежуточные мехаду ночными и дневными условиями.

Примечание - В сумеречных условиях настройки подсветки дисплея могут быть установлены для дневных или ночных условий

3

4 Требования и методы измерений

4.1    Общая информация

Для того чтобы гарантировать четкость изображений и знаков на дисплеях ИУСТ, необходимо выполнить следующие требования.

Соответствие требованиям к отображаемой информации, установленным в настоящем стандарте. следует проверять в диапазоне температур от 18 °С до 28 °С. Требования сопровождаются информацией по условиям измерений с учетом внешнего освещения и расположения наблюдателя. Испытания не могут быть начаты, пока подсветка дисплея не достигнет стабильного состояния. Методы    измерений    контраста    должны    соответствовать

SAE Л 757/1:2007.

4.2    Предусмотренные проектом положение наблюдения и диапазон освещенности

4.2.1 Положение наблюдения

Требования настоящего пункта применимы к дисплеям, установленным в транспортных средствах. в положении, предусмотренном проектом, которые видны из любой точки эллипсов глаз водителя в соответствии с ИСО 4513 (только в пассажирских транспортных средствах).

Если дисплей установлен в транспортном средстве стационарно, то соответствие требованиям проверяют при просмотре из самой задней точки эллипса циклопического глаза. Если положение дисплея можно регулировать, то следует найти такое положение дисплея, при котором все важные требования выполнены одновременно. Для условий прямого солнечного света требования к контрасту (см. 4.3.2) должны быть достигнуты только в направлении критической зеркальной линии (КЗЛ) (см. рисунок 1).

Допустимо применение стандартных значений по умолчанию для углов (45730°) в качестве альтернативы измерениям в условиях прямого солнечного света (см. SAE Л 757/1:2007).


z



X


а) Дисплей находится справа от водителя


Рисунок 1 - Предусмотренное проектом положение наблюдения дисплея, лист 1


4


ГОСТ Р ИСО 15008-2012

с) Вид сверху

1 - дисплей,    4С - эллипс циклопического глаза,

2    - центр дисплея,    4L    -    эллипс    левого глаза,

3    - самая задняя точка эллипса циклопического глаза, 4R - эллипс правого глаза.

5 - центр эллипса циклопического глаза,    N    -    перпендикулярное    направление    к    дисплею

Рисунок 1 - Предусмотренное проектом положение наблюдения дисплея, лист 2

4.2.2    Диапазон освещенности

4.2.2.1 Предусмотренный проектом диапазон освещенности охватывает:

-    ночь:

-    сумерки;

-    день с рассеянным окружающим светом;

-    день с прямым солнечным светом.

4 2.2.2 При воспроизведении ночных условий максимальный уровень освещенности не должен превышать 10 лк с относительным допустимым отклонением ± 5 %. Процедура измерения освещенности установлена в SAE Л 757/1:2007. таблица 1.

4.2.2.3 Сумеречные условия воспроизводят при наличии условий измерений, установленных в SAE Л 757/1 2007. 4.1.2.4 и таблице 1. Освещенность, создаваемая окружающим светом, измеренная на поверхности дисплея (на стандартном диффузном отражателе), должна иметь значение 250 лк с относительным допустимым отклонением ± 5 %. Если дисплей может быть переключен на ночные условия вручную или автоматически (например, при помощи датчика освещения или при включении передних фар), то отображение информации в этих условиях должно соответствовать требованиям к сумеречным условиям, приведенным в 4.3.2. Если водитель может вручную установить более высокий контраст, то измерения следует проводить при высоком контрасте.

4.2.2    4 Дневные условия с рассеянным окружающим светом воспроизводят при падении на точку измерения непрямого света. Освещенность, создаваемая окружающим светом, измеренная на поверхности дисплея (на стандартном диффузном отражателе) должна иметь значение 5 клк с относи-

5

тельным допустимым отклонением ± 5 %. Процедура измерений освещенности установлена в SAE Л757/1:2007, 4.1 и таблице 1.

4 2.2.5 Дневные условия с прямым солнечным светом воспроизводят в стандартных условиях измерений. Освещенность в точке измерений должна иметь значение 45 клк с относительным допустимым отклонением ± 5 %. Процедура измерений освещенности установлена в SAE Л 757/1:2007,

4.1 и таблице 1.

4 2.2.6 В процедуре измерений освещенности для дневных условий с прямым солнечным светом и сумеречных условий должна быть использована система искусственного освещения в соответствии с SAE Л 757/1:2007. которая идентична системе, описанной в CIE 85:1989. таблице 4 (с допустимым отклонением ± 20 %). Необходимо избегать источников света с высокими пиками в спектре (например, люминесцентных ламп); металлогалогенные лампы являются более подходящими вследствие наличия у них света в синей части спектра. Цветовая температура не имеет большого значения.

4.3 Подсветка дисплея, минимальный контраст, яркость и полярность

4.3.1    Подсветка дисплея

Из-за очень широкого диапазона окружающей освещенности, который определяет уровень адаптации глаз водителя, подсветка дисплея должна быть регулируемой в соответствующем диапазоне.

4.3.2    Минимальный контраст

4.3.2.1    Требования

Минимальный коэффициент контраста между символом и задним фоном должен составлять

-    5:1 для ночных условий;

-    3:1 для сумеречных условий;

-    3:1 для дневных условий;

-    2:1 для условий с прямым солнечным светом.

Это особенно важно, если размеры знаков близки к минимальным (см. 4.5). Следует исключить использование низкого контраста, кроме случаев, когда знаки затенены серым цветом в соответствии с международными правилами или имеют ненасыщенный цвет для отражения нерабочего состояния.

4.3.2.2    Знаки с контуром

Если невозможно обеспечить достаточный контраст между знаком и задним фоном (например, в случае динамичного заднего фона), то можно добавить контуры вокруг знаков. В этом случае должен быть обеспечен минимальный контраст между телом знака/лустой областью и его контуром. Отношение ширины контура к высоте знака должно быть менее 0.04 для знаков с засечками и менее 0.08 для знаков без засечек. Если размер знака настолько мал. что ширина контура составляет 0.35 мм, то для обеспечения читаемости знаков необходимо избегать использования контура (см. рисунок 2).

1

2

3

4

Не следует использовать слова или фразы, написанные с помощью шрифтов со знаками, состоящими из контура и прозрачного (пустого) тела.

4.3.2.3 Изменяющийся задний фон

Если яркость или цвет фона вокруг текста или символа изменяется, то минимальный контраст с областью, окружающей текст или символ, должен быть достигнут даже в случае наиболее неблагоприятного варианта заднего фона. Коэффициент контраста должен быть определен на основе не ме-

6