Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

36 страниц

Устанавливает руководство и требования к разработке мультимедийных пользовательских интерфейсов с учетом организации информационного наполнения, навигации и управления формами представления информации. В стандарте рассмотрены вопросы организации информационного наполнения, но не рассмотрены вопросы разработки информационного наполнения в целом. Вопросы проектирования для конкретной формы представления информации (например, подсветка видеоряда) рассмотрены только для обеспечения выполнения эргономических требований, связанных с элементами управления пользователя). В стандарте приведены информация и рекомендации: - по структуре мультимедийных приложений; - по проектированию структур и механизмов навигации для мультимедийных приложений; - по проектированию элементов управления, используемых в мультимедийных приложениях. В стандарте не рассмотрены приложения, относящиеся к сфере развлечений, хотя некоторые рекомендации могут быть применены и в этой области. В стандарте также не рассмотрены способы реализации эргономических требований, т.к. эти требования могут быть выполнены путем применения различных систем представления информации, языков, сценариев или приложений.

  Скачать PDF

Идентичен ISO 14915-2:2003

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Применение настоящего стандарта

5 Структура навигации и управления мультимедиа

6 Проектирование навигации

7 Общее руководство по элементам управления

8 Ссылки

9 Навигационные функции

10 Элементы управления для координации нескольких форм представления информации

11 Динамические формы информации

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в нормативных ссылках настоящего стандарта, национальным стандартам Российской Федерации

Приложение ДБ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, национальным стандартам Российской Федерации

Приложение ДВ (справочное) Общие рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14915 при выполнении проектов в области инжиниринга

Библиография

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



ЭРГОНОМИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Часть 2

Навигация и управление мультимедийными средствами

(ISO 14915-2:2003, IDT)

Издание официальное

Москва

Стаидартииформ

2016

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика, психология труда и инженерная психология»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г№ 1585-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14915-2:2003 «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами» (ISO 14915-2:2003 «Software ergonomics for multimedia user interfaces — Part 2: Multimedia navigation and control». IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительных приложениях ДА и ДБ

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14915-2-2013

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

линейной. Если существуют перекрывающие друг друга периоды времени, может потребоваться использование нелинейной структуры;

2) структурирование в историческом порядке, когда информационное наполнение структурируют в порядке его разработки/открытия или причин и влияния. Так как различные разработки могут быть сделаны на основе предыдущих разработок, то структурирование в историческом порядке не должно быть полностью линейным;

d)    структурирование на основе информационной модели, когда структуру информационного наполнения определяют с помощью модели информации (например, информации, разделенной по категориям, предметным областям и атрибутам, объектам или классам объектов):

1)    структурирование по логическим группам, когда информационное наполнение располагают в группах, основываясь на определенном наборе основных логических принципов. Отдельные части информационного наполнения в такой структуре могут быть доступны в нескольких местоположениях;

2)    структурирование в алфавитном порядке, основываясь на алфавитном указателе значимых дескрипторов. Результатом структурирования в алфавитном порядке, как правило, является линейная структура, однако и древовидная структура может быть использована для помощи в доступе к большому количеству предметных областей;

3)    структурирование по глубине детализации, когда информационное наполнение организуют по уровню его специфичности (от общего к специфическому информационному наполнению или наоборот). Эта форма структурирования часто используется в педагогической практике для помощи людям в усвоении преподаваемого материала:

e)    комбинации подходов, используемые для удовлетворения различных потребностей.

Примечание 1 — Различные поставщики информации могут структурировать поставляемую информацию. используя разные подходы.

Примечание 2 — В некоторых приложениях, таких как электронные системы повышения производительности труда (EPSS1’). требования задач могут преобладать над другими целями структурирования для того, чтобы ограничить пользователю варианты выбора в любом местоположении в пределах всей структуры приложения.

5.2.2 Структурирование мультимедийных приложений

Семантические подходы к структурированию информационного наполнения должны быть использованы также при структурировании мультимедийных приложений с целью способствовать:

-    выполнению задач:

-    обучению;

-    исследованию системы.

5.3 Проектирование навигационной структуры

5.3.1    Общие положения

Разработку навигационной структуры, определяющей доступ пользователя к информационному наполнению, необходимо выполнять как часть высокоуровневого проектирования мультимедийного приложения. Навигационная структура включает в себя;

-    высокоуровневую навигацию между связанными сегментами представления информации:

-    навигацию в пределах сегментов представления информации и в пределах медиа-объектов.

5.3.2    Высокоуровневая навигационная структура

5.3.2.1 Основная концепция

В то время как части информационного наполнения имеют семантическую природу и обычно ограничены только логически, сегменты представления информации представляют собой физическую реализацию одной или более части информационного наполнения и имеют физические границы. Навигационные элементы управления могут распознавать и использовать физические границы как местоположение для выполнения навигационных действий. Примеры сегментов представления информации включают в себя; веб-страницу, содержащую процедуру выполнения задачи, окно, содержащее несколько форм представления информации, описывающих определенную тему, и часть аудиопрезентации, которая направлена на изучение определенной темы.

’’ EPSS — electronic-performance support systems.

Сегменты представления информации одновременно содержат информационное наполнение, навигационные элементы управления и ссылки, позволяющие пользователям получить доступ к информационному наполнению. Разработка сегментов представления информации должна быть основана на структуре частей представления информации с целью облегчения пользователю понимания структуры информационного наполнения. Сегменты представления информации могут представлять:

-    единичные части информационного наполнения;

-    большие части структуры информационного наполнения с множественными частями информационного наполнения;

-    неполную часть информационного наполнения в случаях, когда часть информационного наполнения разделена между большим количеством сегментов представления информации.

Разработка высокоуровневой навигации включает в себя построение карты связей частей информационного наполнения и сегментов представления информации. Такая карта может иметь связи: один к одному (например {А -И}, {С ->3}, {А1 -> IX}. {А2 > 1Y}), несколько к одному (например {В 1. В2. ВЗ ->2}) или один к нескольким (например, (Cl ->ЗХ, 3Y}, {С2 ->3Y, 3Z}), как показано на рисунке 5.

Один к месхольким

Рисунок 5 — Пример карты связей частей информационного наполнения и сегментов представления информации

У пользователей может возникнуть необходимость или желание иметь возможность доступа к отдельным частям информационного наполнения независимо от способов их физической реализации и представления.

Для удовлетворения этой потребности необходимо предусмотреть навигационные возможности, которые позволят пользователю осуществлять переход, как к сегментам представления информации, так и к конкретным частям информационного наполнения. Переход между сегментами представления информации оказывает большее влияние на доступные в будущем варианты навигации для пользователя. чем переход между частями информационного наполнения в пределах одного сегмента, так как пользователь может не иметь возможности вернуться к предыдущему сегменту представления информации.

Примечание — Для возможности использования навигационной структуры пользователю, помимо содержания (например, оглавления или карты информационного наполнения), может потребоваться дополнительная информация.

5.3.2.2 Связь структуры информационного наполнения и навигационной структуры

Навигационная структура должна обеспечивать необходимый доступ к структурам информационного наполнения в пределах мультимедийного приложения.

8


5.3.2.3    Навигация через границы сегментов представления информации

Пользователи должны быть проинформированы о том. что их навигационные действия обеспечивают переход к другому сегменту представления информации.

Пример: Веб-браузеры отображают адрес ссылки до того как пользователь активирует ее, чтобы дать возможность пользователю принять решение о необходимости перехода по ссылке. Адрес веб-страницы по ссылке, как правило, заметно отличается от адреса текущей веб-страницы.

5.3.3    Навигация в пределах сегментов представления информации и медиа-объектов

5.3.3.1 Основная концепция

Сегменты представления информации составляют из одного или более медиа-объектов, которые используют для представления информационного наполнения пользователям. Примеры медиа-объектов включают в себя: прокручиваемый текстовый объект, графическое изображение и видеоклип.

Низкоуровневая разработка представления информации включает в себя выбор и расположение медиа-объектов в пределах сегментов представления информации разных размеров. Медиа-объекты в пределах одиночного сегмента представления информации могут быть представлены как последовательно. так и параллельно, или в определенном сочетании этих способов представления информации.

Пример — Окно содержит текстовый объект и несколько видеоклипов.

Медиа-объекты могут иметь различные размеры, например, представлять собой неполную часть информационного наполнения или целую структуру частей информационного наполнения. На рисунке 6 показано, как 11 медиа-объектов формируют четыре части информационного наполнения.


Сегмент представления информации


Часть информационного наполнения А ' | Часть информационного наполнения Б


Медиа-объект 1


м-о 4


м-о 6


м-о 7


м-о 10


м-о 2


м-о 8


м-о 11


l________________________________


Часть информационного наполнения С м-о 3


......... J


Часть информационного наполнения Д м-о 9


м-о 5


L________________________________j     J


Рисунок 6 — Части информационного наполнения и медиа-объекты в сегменте представления информации


Связь между медиа-объектами, сегментами представления информации и частями информационного наполнения является главным вопросом для рассмотрения во время детальной разработки. Основной проблемой является обеспечение пользователей возможностью навигации к нужному информационному наполнению максимально эффективным образом.

Пользователи могут взаимодействовать с одним составным медиа-объектом вместо взаимодействия с несколькими медиа-объектами по отдельности. Составные медиа-объекты позволяют осуществлять навигационные действия по отношению к нескольким медиа-объектам, которые спроектированы для совместного использования (последовательного или параллельного).


9


Составной медиа-объект может состоять только из одного медиа-объекта, поэтому внимание разработчиков при проектировании навигации может смещаться от отдельных медиа-объектов к составным медиа-объектам.

Составные медиа-объекты могут быть использованы для синхронизации медиа-потоков. Если составные медиа-объекты организованы последовательно, при проектировании навигационной структуры следует рассмотреть синхронизацию, как между объектами, так и во всей последовательности.

5.3.3.2 Доступ к частям информационного наполнения

Медиа-объекты, пересекающие границы частей информационного наполнения, должны иметь точки доступа для навигации между каждой пересекаемой частью информационного наполнения.

Пример 1 — Пользователю предоставлена возможность перемещаться к следующей или предыдущей теме в пределах текстового объекта, в котором находится информация по нескольким темам.

Пример 2 — Пользователю предоставлена возможность перемещаться из любого местоположения в пределах текущей части информационного наполнения к началу следующей части при просмотре фильма, который состоит из нескольких частей информационного наполнения, расположенных последовательно.

6 Проектирование навигации

6.1    Введение

6.1.1    Структура приложения

В проекте мультимедийного приложения следует учитывать структуру сегментов представления информации, частей информационного наполнения и составных медиа-объектов в соответствии с разделом 5.

6.1.2    Навигационные структуры

Проектирование навигационных структур в пределах мультимедийного приложения должно быть направлено на удовлетворение нужд пользователей и выполнение задач в пределах технологических ограничений (таких как вычислительная мощность, ограничения форм представления информации, физические ограничения, скорость доступа и ширина полосы пропускания). Навигационная структура должна:

-    минимизировать количество вводов пользователя, которое ему необходимо совершить для обнаружения сегментов представления информации;

-    минимизировать усилия пользователя по обнаружению требуемой информации в пределах сегмента представления информации.

Чтобы способствовать навигации пользователей с различными потребностями и ожиданиями, по возможности должно быть предоставлено несколько способов доступа к информационному наполнению.

Пример — Для доступа к информационному наполнению можно использовать оглавление, алфавитный указатель или поисковую систему.

6.1.3    Структура информационного наполнения

Система должна позволять пользователю осуществлять навигацию к конкретным частям информационного наполнения, которые необходимы для выполнения задания.

Выполнение этого требования может затрагивать различные объемы и/или типы информационного наполнения, включая:

-    введение в тему информационного наполнения;

-    подробную информацию по теме информационного наполнения;

-    специальную информацию по использованию информационного наполнения;

-    примеры использования информационного наполнения;

-    ссылки на связанное информационное наполнение.

6.1.4    Уровень детализации информационного наполнения

Информационное наполнение должно быть структурировано с уровнем детализации, который необходим для выполнения различных задач и соответствует ожиданиям пользователей.

Если в приложении существуют различные уровни детализации информационного наполнения, то навигационные структуры должны предоставлять доступ к каждому из этих уровней.

Ю

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Примечание — Для структурирования информационного наполнения с учетом уровня детализации применяют различные способы, например, разделение на слои или последовательное раскрытие.

6.1.5    Исследование информационного наполнения

Если это подходит для выполнения задачи, навигационная структура должна позволять пользователю исследовать всю структуру информационного наполнения мультимедийного приложения.

Примечание — В определенных приложениях некоторым пользователям может быть доступно исследование только выбранных частей структуры информационного наполнения. Альтернативно навигационная структура может предоставлять ограниченный доступ одним пользователям (например, новичкам) и полный доступ другим пользователям (например, экспертам).

6.1.6    Сложность навигационной структуры

Сложность навигационной структуры должна соответствовать требованиям задач и целям пользователя.

Пример — Если задачу (задачи) выполняют последовательно, то используют линейную структуру.

6.1.7    Понимание навигационной структуры

Если навигационная структура не соответствует ожиданиям пользователя или его пониманию информационного наполнения, то принципы навигации должны быть объяснены пользователю.

Примечание — При разработке новаторского интерфейса потребность привести его в соответствие с ожиданиями пользователей может отсутствовать.

6.1.8    Помощь в навигации

Там где пользователю может потребоваться помощь 8 навигации, она должна быть предоставлена.

Пример 1 — Пользователю предоставлен обзор информационного наполнения и навигационных структур.

Пример 2 — Пользователю предоставлен рекомендуемый путь для информационного наполнения и навигационных структур.

Пример 3 — Контекстно-зависимая справочная система направляет пользователя при выполнении задач.

6.1.9    Определение методов навигации

При определении метода навигации, используемого в определенной части приложения, необходимо учитывать задачи, особенности пользователей и информационного наполнения. В зависимости от данных факторов навигация может быть:

-    автоматической:

-    заранее определенной;

-    определяемой пользователем:

-    адаптивно определяемой.

6.1.10    Метафоры

Если для поддержки навигации используют метафоры, то:

a)    метафоры должны представлять навигационную структуру подходящим образом;

b)    метафоры должны быть способными представлять все необходимые элементы навигационной структуры;

c)    метафоры должны соответствовать опыту и ожиданиям пользователя;

d)    любые ограничения метафор должны быть объяснены пользователям;

e)    метафоры не должны оказывать отрицательное влияние на производительность.

Примечание — Метафоры могут быть использованы для представления навигационной структуры подходящим образом.

6.2 Структуры навигации

6.2.1 Использование подходящих навигационных структур

Навигационные структуры, основанные на потребностях пользователей, особенностях задач и информационного наполнения, могут быть линейными, древовидными/иерархическими, сетевыми структурами и/или сочетаниями этих структур.

11

6.2.2    Линейные структуры

6.2.2.1    Использование линейных структур

Если ожидания пользователя или выполнение задачи предполагают последовательный или временной порядок действий, следует использовать линейные структуры.

Примечание 1 — Линейная навигационная структура (например, в форме наглядного руководства) может быть использована для ограничения навигационного пути некоторым пользователям (например, новичкам).

Примечание 2 — Линейные структуры в большей мере подходят для создания логического линейного пути через приложение, по которому пользователь следует естественным образом, а не принудительно. Такое использование логических линейных структур позволяет создать множество различных путей в пределах одного приложения.

6.2.2    2 Организация линейных структур

Линейные структуры следует разрабатывать на основе одного или нескольких нижеприведенных принципов структурирования:

-    по задачам:

-    по целям использования:

-    повремени:

-    по информационным моделям.

6.2.2.3 Начало линейной структуры

Если необходимо определить начальное положение в структуре, то оно должно быть очевидным для пользователя.

Примечание — Началом древовидной структуры, как правило, является наивысший уровень иерархии.

6.2.2    4 Навигация в линейных структурах

Если это подходит для выполнения задачи, система должна предоставить пользователю следующие возможности:

-    перемещения в структуре вперед и назад;

-    перемещения в начало или конец структуры:

-    прямого доступа к определенному местоположению в пределах структуры.

Пример 1 — Пользователь перемещается от текущей страницы к следующей (или предыдущей) странице в пределах многостраничной главы.

Пример 2 — Пользователь перемещается вперед (или назад) к определенному предложению в пределах текстового объекта.

Пример 3 — Пользователь перемещается вперед или назад, к определенному куплету в пределах песни, представляемой посредством звукового объекта.

Пример 4 — Пользователь перемещается из местоположения в пределах страницы к началу страницы.

Пример 5 — Пользователь перемещается от текущей страницы к первой странице многостраничной главы.

Пример 6 — Пользователь выполняет навигацию между различными звуковыми сообщениями, пропуская остаток текущего сообщения.

Примечание 1 — Вышеперечисленные местоположения обычно являются подходящими для навигации. за исключением случаев, когда существует причина, по которой их надо исключить из навигации.

Примечание 2 — Линейные структуры дают возможность пользователям перемещаться к конкретному элементу в пределах структуры только последовательно. Однако для возможности прямого перемещения к конкретному элементу может быть предусмотрена функция поиска и/или возможность создания закладок.

Примечание 3 — Дополнительная информация по навигационным функциям приведена в разделах 8 и 9.

6.2.3    Древовидные структуры

6.2.3.1    Использование древовидных структур

Древовидные структуры следует использовать, когда информационное наполнение может быть иерархически сгруппировано в логические единицы с учетом наличия информации/ объектов, для которых могут существовать различные уровни детализации.

Примечание 1 —Древовидные структуры особенно подходят для структурирования сложного информационного наполнения.

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Применение настоящего стандарта.........................................5

5    Структура навигации и управления мультимедиа.................................6

6    Проектирование навигации..............................................10

7    Общее руководство по элементам управления.................................14

8    Ссылки...........................................................16

9    Навигационные функции...............................................20

10    Элементы управления для координации нескольких форм представления информации......24

11 Динамические формы информации........................................25

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов,

указанных в нормативных ссылках настоящего стандарта, национальным

стандартам Российской Федерации...............................28

Приложение ДБ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, национальным стандартам

Российской Федерации.......................................29

Приложение ДВ (справочное) Общие рекомендации по применению стандартов серии

ГОСТ Р ИСО 14915 при выполнении проектов в области инжиниринга.........30

Библиография........................................................31

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

Введение

Настоящий стандарт применим к представлению мультимедийного информационного наполнения и к способам взаимодействия средств мультимедиа в управляемых пользователем компьютерных приложениях, в том числе автономных и сетевых приложениях. Эти приложения могут иметь различные размеры и сложность (например, одиночная веб-страница, электронный каталог или приложение интерактивного моделирования).

Настоящий стандарт содержит руководство по навигации и управлению мультимедийными средствами, которое связано с тремя аспектами разработки мультимедийных пользовательских интерфейсов, описанными в ИС014915-1’^

-    разработка информационного наполнения;

-    проектирование взаимодействий;

-    проектирование форм представления информации.

Разработка информационного наполнения основана на понимании задач, решаемых с помощью приложения и когнитивных потребностей различных пользователей. При разработке информационного наполнения следует учитывать различные подходы к организации информационного наполнения средств мультимедиа, чтобы облегчить исследование информационного наполнения с использованием различных методов.

При проектировании взаимодействий рассматривают вопросы представления информационного наполнения пользователям и методы взаимодействия пользователей с информационным наполнением.

При проектировании форм представления информации рассматривают вопросы использования конкретных медиа-объектов для осуществления разработки информационного наполнения и разработки взаимодействий.

В настоящем стандарте рассмотрены структура навигации и управление различными медиаобъектами. сегментами представления информации и частями данных. Руководство по проектированию форм представления информации приведено в ИСО 14915-3 [6].

Некоторые рекомендации по применению настоящего стандарта приведены в дополнительном приложении ДВ.

ИСО 14915-1:2002 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура (ISO 14915-1:2002 Software ergonomics for multimedia user interfaces — Part 1: Design principles and framework).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Часть 2

Навигация и управление мультимедийными средствами

Ergonomics of multimedia user interfaces. Part 2. Multimedia navigation and control

Дата введения — 2017—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководство и требования к разработке мультимедийных пользовательских интерфейсов с учетом организации информационного наполнения, навигации и управления формами представления информации. В настоящем стандарте рассмотрены вопросы организации информационного наполнения, но не рассмотрены вопросы разработки информационного наполнения в целом. Вопросы проектирования для конкретной формы представления информации (например, подсветка видеоряда) рассмотрены только для обеспечения выполнения эргономических требований, связанных с элементами управления пользователя1 К

В настоящем стандарте приведены информация и рекомендации:

-    по структуре мультимедийных приложений;

-    по проектированию структур и механизмов навигации для мультимедийных приложений;

-    по проектированию элементов управления, используемых в мультимедийных приложениях.

В настоящем стандарте не рассмотрены приложения, относящиеся к сфере развлечений, хотя некоторые рекомендации могут быть применены и в этой области.

В настоящем стандарте также не рассмотрены способы реализации эргономических требований, т. к. эти требования могут быть выполнены путем применения различных систем представления информации. языков, сценариев или приложений.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 9241-12:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 12. Представление информации (ISO 9241-12:1998 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) — Part 12: Presentation of information)

ИСО 9241-13:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 13. Руководство пользователя (ISO 9241-13. Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) — Part 13: User guidance)

ИСО 9241-16:1999 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 16. Диалоги непосредственного управления (ISO 9241-16:1999 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) — Part 16: Direct manipulation dialogues)

При проектировании следует учитывать также требования [8].

Издание официальное

ИСО 14915-1 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура (ISO 14915-1 Software ergonomics for multimedia user interfaces — Part 1: Design principles and framework)

ИСО 9241-171:2008 Эргономика взаимодействия человек—система. Часть 171. Руководство по доступности программного обеспечения (ISO 9241-171:2008 Ergonomics of human-system interaction — Part 171: Guidance on software accessibility)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    часть информационного наполнения (content chunk): Часть информационного наполнения, которая удовлетворяет требованиям конкретной задачи установленного пользователя.

Примечание 1 — Часть информационного наполнения может также удовлетворять требованиям одной или более задач одного или более пользователей как сама по себе, так и в сочетании с другими частями информационного наполнения.

Примечание 2 — Разделение частей информационною наполнения должно быть выполнено исходя из целесообразности такого разделения для пользователя. Однако разработчики могут решать, сколько частей информационного наполнения представлять вместе в пределах одного сегмента представления информации.

Пример — Отчет об исследовании разделен на пять частей информационного наполнения: вводная информация, методология, результаты, выводы и рекомендации.

3.2    сегмент представления информации (presentation segment): Часть проекта, состоящая из одной или более частей информационного наполнения, вместе представляющих собой часть приложения.

Пример — Веб-страницу используют для представления информации по какой-либо теме.

3.3    медиа-объект (media object): Компонент мультимедийного приложения, который реализуют посредством единственной формы представления информации.

Пример 1 — Текстовый объект, приводящий информацию по какой-либо теме.

Пример 2 — Объект изображения, представляющий изображение какого-либо человека.

Пример 3 — Звуковой объект, представляющий собой песню.

3.3.1    составной медиа-объект (composite media object): Единственный медиа-объект, который используют самостоятельно, или сочетание медиа-объектов, используемых совместно и представляемых синхронизировано друг с другом и/или автоматически соединяемых друг с другом.

Примечание — Некоторые объекты, например фильмы, изначально включают в себя несколько форм представлении информации.

Пример 1 — Синхронизированные движущийся объект изображения и звуковой объект, использующие общий набор элементов управления (воспроизведение, пауза, стоп), который влияет на воспроизведение обоих объектов.

Пример 2 — Последовательность песен, воспроизводимых друг за другом, с использованием одного набора элементов управления (воспроизводонио, пауза, стоп) для воспроизведения всох посон.

3.4    методы навигации (navigation techniques): Методы навигации включают автоматическую, заранее определенную, определяемую пользователем и адаптивную навигацию.

Примечание — В различных частях мультимедийной системы могут быть использованы сочетания этих методов.

3.4.1    автоматическая навигация (automatic navigation): Метод навигации, при котором информационное наполнение представляют пользователю без его запроса.

Пример — Аудиосопровождение представляют вместе с видеоизображением автоматически.

3.4.2    заранее определенная навигация (predetermined navigation): Метод навигации, при котором у пользователя нет выбора, к какому информационному наполнению перейти далее, но есть выбор, когда перейти к этому наполнению.

Пример — После ответа на вопрос N9 2 в вопроснике пользователю представляют вопрос N9 3.

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

3.4.3 определяемая пользователем навигация (user-determined navigation): Метод навигации, при котором у пользователя есть варианты выбора перехода к одному из информационных наполнений.

Пример— Пользователь выбирает между переходом кдалее» в текущей теме и переходом к другой томе.

3.4    4 адаптивно определяемая навигация (adaptive determined navigation): Метод навигации, при котором варианты навигации определяет система, основываясь на информационном наполнении и определенном сочетании истории действий пользователя, личных характеристик пользователя, социальной истории группы и/или характеристик группы.

Пример — Система ограничивает варианты выбора для пользователя, основываясь на профиле интересов пользователя.

3.5    структура информационного наполнения (мультимедийных приложений) (content structure (multimedia applications)): Структура, составленная из частей информационного наполнения, которые имеют одну или более логическую связь.

3.6    навигационная структура (мультимедийных приложений) (navigation structure (multimedia applications)): Структура, состоящая из медиа-объектов, сегментов представления информации и методов навигации, которые обеспечивают пользователю перемещение между связанными медиаобъектами и сегментами представления информации.

3.7    базовая структура (basic structures): Структура, используемая в качестве основной при создании других структур.

Примечание — К основным структурам относятся линейные, древовидные и сетевые структуры.

3.7.1 линейная структура (linear structure): Структура, в которой элементы расположены последовательно.

Примечание 1 — Линейные структуры могут включать последовательности элементов, представляющих собой параллельное объединение медиа-обьектов.

Примечание 2 — Пример линейной структуры частей информационного наполнения или сегментов представления информации приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Пример линейной структуры

3.7.2 древовидные структуры (tree structures): Структуры, в которых элементы расположены иерархически, когда каждый элемент связан только с одним вышестоящим элементом и может быть связан с несколькими нижестоящими элементами.

Рисунок 2 — Пример древовидной структуры

3

3.7.3 сетевые структуры (network structures): Структуры, в которых каждый элемент может быть связан с большим количеством других элементов.

Примечание — Пример полносвязной структуры частей информационного наполнения или сегментов представления информации, в которой все части или сегменты соединены со всеми другими частями или сетмента-ми. приведен на рисунке 3. Пример неполносвязной структуры, в которой не все части информационного наполнения или сегменты представления информации связаны со всеми остальными частями или сегментами, приведен на рисунке 4.

3.8    элемент управления (control): Объект, часто аналогичный физическому элементу управления. позволяющий пользователю предпринять какие-либо действия для управления данными, другими объектами или их атрибутами.

3.8.1    навигационный элемент управления (navigation control): Элемент управления, с помощью которого пользователь осуществляет навигацию в пределах приложения.

3.9    ссылка (link): Соединение нескольких форм представления информации или в пределах одной формы представления информации, которое начинается с активации элемента управления и заканчивается в установленном местоположении программы.

3.9.1    ссылка, активируемая системой (system-activated link): Ссылка, активируемая определенным действием системы.

Пример — Система активирует ссылку после установленной задержки в автоматическом слайд-шоу.

3.9.2    ссылка, активируемая пользователем (user-activated link): Ссылка, активируемая определенным действием пользователя.

Пример 1 — Пользователь активирует ссылку, помещая курсор мыши поверх ссылки и нажимая левую кнопку мыши.

Пример 2 — Пользователь активирует ссылку выбором третьего варианта в меню ссылок.

ГОСТ Р ИСО 14915-2-2016

3.9.3    фиксированная ссылка (fixed link): Постоянная ссылка, которая может быть активирована в любое время, пока содержащая ее форма представления информации доступна пользователю.

Пример 1 — Пользователь производит нажатие кнопки мыши, подведя курсор к слову, и получает объяснение значения слова.

Пример 2 — Пользователь нажимает кнопку мыши, подводя курсор к анимированной пиктограмме для начала воспроизводония видоо-прозентации.

3.9.4    временная ссылка (temporal link): Ссылка, доступная только на протяжении определенного периода времени.

Пример 1 — Ссылки на описания персонажей становятся доступны только во время отображения этих персонажей в видеоряде.

Пример 2 — Ссылка на описание доступна только в течение первых 20 с отображения изображения.

3.9.5    вычисляемая ссылка (computed link): Временная ссылка, создаваемая по запросу, у которой местоположение при переходе по ней определяется динамически, основываясь на состоянии и/или истории системы.

Пример — Результаты поиска содержат несколько ссылок на различные части приложения. Эти ссылки заменяются результатами последующего поиска.

3.9.6    определяемая пользователем ссылка (user-defined link): Постоянная или временная ссылка, создаваемая пользователем во время использования приложения, которая дополняет ссылки, созданные приложением.

Пример — Пользователь создает закладку для прямого перехода к нужному местоположению в пределах приложения.

3.10    подсказка (сие): Подсказка указывает на возможность получения дополнительной информации.

Пример — Небольшую анимированную пиктограмму выше ссылки используют для предоставления визуальной подсказки о типе информационного наполнения при переходе по ссылке.

3.11    наглядное руководство (guided tour): Линейная навигационная структура, представляющая значимые части приложения, обычно направленная на демонстрацию информационного наполнения и возможностей, доступных пользователю.

Примечание — Для удовлетворения различных нужд пользователей могут быть предусмотрены различные наглядные руководства.

4 Применение настоящего стандарта

4.1    Назначение и предполагаемые пользователи настоящего стандарта

Предполагаемыми группами пользователей настоящего стандарта являются:

-    разработчики пользовательских интерфейсов и мультимедиа, которые применяют настоящий стандарт, в процессе проектирования и разработки:

-    лица, ответственные за обеспечение качества, проверяющие продукцию на соответствие требованиям настоящего стандарта:

-    потенциальные покупатели при выборе мультимедийной продукции;

-    проектировщики средств разработки мультимедиа, предназначенных для использования разработчиками пользовательского интерфейса и мультимедийных приложений.

4.2    Подтверждение соответствия настоящему стандарту

Для проверки соответствия интерфейса или приложения требованиям настоящего стандарта должна быть указана процедура установления требований к разработке и/или оценке мультимедийного пользовательского интерфейса. При этом уровень требований является предметом соглашения между участвующими сторонами. Серия стандартов ИСО 14915 включает несколько стандартов, поэтому заявления о соответствии должны быть сделаны по отношению к требованиям конкретного стандарта серии ИСО 14915. а не всей серии стандартов в целом.

5

5 Структура навигации и управления мультимедиа

5.1    Общие положения

В настоящем разделе приведена структура, обеспечивающая учет эргономических принципов при проведении анализа и разработке навигации и управления в мультимедийных приложениях.

Раздел является основным при проведении анализа структур информационного наполнения, разработке навигационных структур и элементов управления.

5.2    Анализ структуры информационного наполнения

5.2.1 Базовый анализ

Навигационные структуры мультимедийных приложений могут быть созданы на основе структуры информационного наполнения.

Мультимедийные системы часто предоставляют информацию, организованную в соответствии с задачами пользователей. Информационное наполнение систем, предназначенных для одного пользователя (или определенной группы пользователей), знакомого с выполняемыми задачами, часто может быть структурировано на основе общепринятой структуры задач. Дополнительные задачи, например, задачи обучения и/или исследования системы могут потребовать дополнительного структурирования. В случае наличия большого количества групп пользователей с различными потребностями создание единой структуры информационного наполнения может быть трудной или вообще невыполнимой задачей.

Информационное наполнение, которое должно быть представлено в мультимедийном приложении. может быть проанализировано с одной из следующих позиций:

-    частей информационного наполнения, которые соответствуют важным концепциям в пределах области применения приложения;

-    структуры информационного наполнения, которая устанавливает взаимосвязь между отдельными частями информационного наполнения.

Существует несколько семантических подходов к структурированию информационного наполнения. включая следующие подходы (но не ограничиваясь ими):

a)    структурирование на основе задач, когда структуру информационного наполнения определяют исходя из структуры задач, решаемых с помощью приложения. Различным пользователям могут понадобиться разные структуры задач, основанные на разных сочетаниях задач из полного набора задач и/или других индивидуальных особенностей пользователей;

b)    структурирование на основе использования, когда структура организована в порядке предполагаемого использования информационного наполнения пользователями, исходя, например из значимости информационного наполнения, частоты его использования или индивидуальных особенностей пользователя. В связи с этим различным пользователям могут понадобиться разные структуры и части информационного наполнения;

1)    структурирование по значимости, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной значимости различных частей информационного наполнения для пользователя. Различные структуры соответствуют относительной значимости разных частей информационного наполнения для различных пользователей;

2)    структурирование по частоте использования, когда информационное наполнение структурируют в порядке вычисленной частоты использования различных частей информационного наполнения пользователем. Различные структуры соответствуют относительной частоте использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

3)    структурирование по порядку использования, когда информационное наполнение структурируют в вычисленном порядке использования различных частей информационного наполнения. Различные структуры соответствуют относительному порядку использования разных частей информационного наполнения различными пользователями;

4)    общепринятое структурирование, когда информационное наполнение структурируют в обычном порядке обучения или самостоятельного изучения данного материала, или в установившемся порядке, применяемом исследователями в данной области. Общепринятое структурирование может включать в себя один или более других подходов;

c)    структурирование по времени, когда информационное наполнение структурируют на основе времени или даты, относящимся к этому информационному наполнению:

1) структурирование последовательности с учетом времени и даты. Если учитывают специфические для каждой части информационного наполнения время и дату (например, создания), структура будет

6