Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

Устанавливает методы испытаний, требования к конструкции и технические требования, требования к инструкциям для монтажников и пользователей, а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП). Стандарт применим только к ККСУП, которые предназначены для кресел-колясок, используемых пользователями как пассажиром или водителем в качестве сиденья, расположенного по направлению движения транспортного средства. Стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками с ручным приводом или электроприводом, включая скутеры с тремя и более колесами, предназначенными для использования детьми или взрослыми массой, равной или превышающей 22 кг. Стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, но часть требований настоящего стандарта может быть применена также к компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и к запасным частям.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015

Идентичен ISO 10542-5:2004

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к конструкции

5 Идентификация, маркировка, инструкции и предупреждающие требования

6 Технические требования

7 Отчет об испытании

Приложение А (обязательное) Метод испытания при лобовом столкновении

Приложение В (обязательное) Ссылки на применяемые приложения ИСО 10542-1

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

15 страниц

Дата введения01.01.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

16.09.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии316-ст
РазработанФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
ИзданСтандартинформ2013 г.

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems. Part 5. Systems for specific wheelchairs

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

ГОСТ Р исо 10542-5-2011

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 5

Системы для специальных кресел-колясок

ISO 10542-5:2004 Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems —

Part 5: Systems for specific wheelchairs (IDT)

Москва


Издание официальное

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2011 г. №316-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10542-5:2004 «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 5. Системы для специальных кресел-колясок» (ISO 10542-5:2004 «Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 5: Systems for specific wheelchairs»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1)    поворачивают заднюю плоскость спинки, чтобы получить угол плоскости спинки, не превышающий 10° относительно вертикали;

2)    для кресел-колясок с независимо регулируемыми углами сиденья регулируют раму сиденья на максимальный угол наклона 10° относительно горизонтали.

Примечание — Измеряют этот угол инклинометром при отсутствии АИУ в кресле-коляске;

3)    для кресел-колясок, наклоняющихся в пространстве, регулируют продольные элементы рамы сиденья на максимальный угол 30° относительно горизонтали при отсутствии АИУ в кресле-коляске;

4)    если положение сиденья регулируется спереди назад, выбирают позицию, рекомендуемую предприяти-ем-изготовителем. Если рекомендации отсутствуют, выбирают средние значения диапазона регулировки;

5)    если другие компоненты сиденья являются регулируемыми, они должны быть отрегулированы таким образом, чтобы подходить кАИУ, предназначенному для использования изготовителем;

6)    блокируют любой механизм регулировки, который предназначен для наклона сиденья или спинки.

Таблица А.1 — Размеры и масса АИУ

Масса пользователя кресла-коляски, кг

Размер АИУ

Масса АИУ, кг (фунт)

От 12 до 30

Для 6-летнего ребенка

22,5 (50)

От 31 до 52

Для маленькой взрослой женщины

47,0(104)

От 52 до 95

Для взрослого мужчины средних размеров

76,3(168)

От 95 до 125

Для взрослого мужчины больших размеров

102,0 (225)

6

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

Приложение В (обязательное)

Ссылки на применяемые приложения ИСО 10542-1

Испытания и рекомендации по ряду важных аспектов устройств крепления кресел-колясок и систем удержания пользователей для специальных кресел-колясок, их статус (обязательный или справочный) и их место в ИС0 10542-1 приведены в таблице В.1.

Таблица В.1 — Ссылки на применяемые приложения ИСО 10542-1

Испытание или рекомендация

Статус

Ссылка

Измерение длины ремней безопасности ККСУП и их геометрия

Обязательное

ИСО 10542-1, В.1, применяют с заменой термина «имитатор кресла-коляски» на термин «кресло-коляска, предназначенное для испытания». ИСО 10542-1, В.2, В.З, В.4, В.5 и В.6, применяют с заменой терминов «ИКК» и «имитатор кресла-коляски» термином «кресло-коляска» везде по тексту

Испытание на проскальзывание тесьмы ремней безопасности в устройствах регулирования крепления кресла-коляски

Обязательное

Применяют приложение С ИСО 10542-1, если ККСУП включает в себя крепления ремнями

Испытание для неполного зацепления

Обязательное

Применяют приложение D ИСО 10542-1

Технические характеристики имитатора кресла-коляски

Обязательное

Приложение Е ИСО 10542-1 не применяют, так как имитатор кресла-коляски не используется в настоящем стандарте

Рекомендации по конструкции, техническим характеристикам и документации

Справочное

Применяют приложение F ИСО 10542-1

7

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 10542-1:2001

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011 «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем»

ИСО 7176-22:2000

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 «Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки»

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- ЮТ — идентичные стандарты.

8

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

Библиография

[1]    ISO 7176-191, Wheelchairs — Part 19: Wheeled mobility devices for use in motor vehicles (ИСО 7176-19:2000 Кресла-коляски. Часть 19. Колесные передвижные устройства для применения в автомобилях)

[2]    ЕСЕ2 R44, Uniform provisions concerning approval of restraining devices for child occupants of powerdriven vehicles (Правила ЕЭК ООН № 44 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей пассажиров механических транспортных средств)

УДК 615.478.3.001.4:006.354    ОКС 11.180.10 Р23    ОКП945150

Ключевые слова: системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности, крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей, системы удержания пользователей ременного типа, требования, методы испытаний, системы для специальных кресел-колясок

Редактор О.А. Стояновская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 20.03.2013. Подписано в печать 27.03.2013. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,10. Тираж 63 экз. Зак. 324.

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................1

4    Требования к конструкции...............................................2

5    Идентификация, маркировка, инструкции и предупреждающие требования................2

6    Технические требования................................................2

7    Отчет об испытании...................................................4

Приложение А (обязательное) Метод испытания при лобовом столкновении................5

Приложение В (обязательное) Ссылки на применяемые приложения ИСО 10542-1 ............7

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам Российской Федерации.....................8

Библиография........................................................9

Предисловие к ИСО 10542-5:2004

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией нацио-нальныхорганов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Ихопубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

ИСО 10542-5 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические устройства и приспособления для лиц с ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

ИСО 10542 состоит из следующих частей под общим наименованием «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей»:

-    часть 1. Требования и методы испытания для всех систем;

-    часть 2. Системы четырехточечного крепления ременного типа;

-    часть 3. Системы крепления стыковочного типа;

-    часть 4. Системы крепления зажимного типа;

-    часть 5. Системы для специальных кресел-колясок.

IV

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

Введение

Обеспечение эффективной защиты на случай аварии транспортных средств, в которых находятся сидящие в кресле-коляске пользователи, как правило, требует установки и использования оборудования для крепления кресел-колясок и удержания пользователей кресел-колясок. ИС010542-1 устанавливает общие требования и методы испытаний креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП), которые сконструированы для применения с креслами-колясками широкого диапазона и взрослых пользователей. Настоящий стандарт устанавливает дополнительные или альтернативные требования к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками особых конструкций и моделей. Системы удержания пользователей ременного типа могут быть прикреплены к креслу-коляске таким образом, чтобы нагрузки на систему удержания пользователя передавались через кресло-коляску. Настоящий стандарт применяют к ККСУП, предназначенным для использования детьми массой более 22 кг, в дополнение к ККСУП, предназначенным для использования взрослыми. Дети массой менее 22 кг должны быть перенесены из их кресел-колясок в соответствующие детские системы удержания, предназначенные для использования в транспортных средствах.

Положения ИСО 10542-1 применяют только с изменениями и дополнениями по настоящему стандарту. В ИС010542-1 и настоящем стандарте сделан особый акцент на требования к конструкции, техническим требованиям и соответствующим методам испытаний и характеристикам ККСУП для развернутых лицом вперед кресел-колясок и пользователей при лобовом столкновении. Так как настоящий стандарт адресован ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками особых конструкций и моделей, испытание при лобовом столкновении при скорости 48 км/ч предпочтительнее проводить с креслами-колясками особых конструкций или моделей, чем с имитатором кресла-коляски, установленным в ИСО 10542-1. Таким образом, характеристики ККСУП и кресла-коляски оцениваются как общая система.

Требования к транспортированию кресел-колясок с возможностью размещения в них сидящего пользователя во время движения транспортного средства определены в [1].

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 5

Системы для специальных кресел-колясок

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems.

Part 5. Systems for specific wheelchairs

Дата введения — 2013—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний, требования к конструкции и технические требования, требования к инструкциям и предупреждениям для монтажников и пользователей, а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП).

Настоящий стандарт применим только к ККСУП, которые предназначены для кресел-колясок особых конструкций и моделей, используемых пользователями как пассажиром или водителем в качестве сиденья, расположенного по направлению движения транспортного средства.

Настоящий стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками с ручным приводом или электроприводом, включая скутеры стремя и более колесами, предназначенными для использования детьми или взрослыми массой, равной или превышающей 22 кг.

Настоящий стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, но часть требований настоящего стандарта может быть применена также к компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и кзапасным частям.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 10542-1:2001 Системы и устройства технические для инвалидов или людей сограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем (ISO 10542-1:2001, Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 1: Requirements and test methods for all systems)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИС010542-1, за исключением 3.5, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    антропоморфическое испытательное устройство; АИУ (anthropomorphic test device; ATD): Шарнирно-сочлененный физический аналог тела человека, используемый для представления пользователя кресла-коляски при испытании.

3.2

ребенок (child): Лицо массой, равной или превышающей 22 кг, но менее 36 кг.

[2]

Издание официальное

3.3 Н-точки (/-/-points): Точки, расположенные на левой и правой сторонах в области таза антропоморфического испытательного устройства (АИУ), которые соответствуют приблизительному положению точек центров тазобедренных суставов человека при виде сбоку, какэто установлено изготовителем АИУ.

4    Требования к конструкции

Применяют требования ИСО 10542-1, раздел 4, за исключением следующих:

a)    Исключают подраздел 4.1, перечисление Ь), пункт4.3.1, перечисление Ь), и пункт4.3.1, перечисление с), примечание.

b)    Добавляют к подразделу 4.1 «ККСУП» следующее:

ККСУП должна включать в себя систему удержания пользователя ременного типа, либо указав для применения систему удержания пользователя ременного типа и фиксаторы, расположенные в транспортном средстве, либо путем предоставления системы удержания как части ККСУП в целом от одного изготовителя или как части ККСУП, собранной из узлов разных изготовителей. Система удержания пользователя ременного типа ККСУП может быть зафиксирована на транспортном средстве, кресле-коляске или части (частях) системы крепления.

c)    Добавляют к подразделу 4.3 «Системы удержания пользователя ременного типа, поставляемые изготовителем ККСУП» следующее:

Системы удержания пользователя должны быть спроектированы так, чтобы:

функционировать независимо от кресла-коляски таким образом, чтобы ремни безопасности пользователя были зафиксированы либо на транспортном средстве, либо на элементах крепления кресла-коляски или

крепились к креслу-коляске таким образом, чтобы нагрузки на систему удержания пользователя передавались через раму кресла-коляски.

5    Идентификация, маркировка, инструкции и предупреждающие требования

Применяют требования ИСО 10542-1, раздел 5, за исключением следующих:

a)    Исключают пункт 5.1.1, перечисление с), пункт 5.2.2, перечисление с), и пункт 5.3.2, перечисление а).

b)    Добавляют к подразделу 5.1 «Идентификация и маркировка» следующее:

1)    на ККСУП и заменяемые части должна быть нанесена постоянная четкая маркировка, свидетельствующая об их соответствии настоящему стандарту;

2)    компоненты ККСУП и сборочные узлы должны быть сопровождены информацией, включающей тип и модель кресла-коляски, максимальную массу кресла-коляски плюс массу пользователя кресла-коляски, с которым может быть использована ККСУП.

c)    Добавляют к подразделу 5.2 «Инструкции для монтажников» следующее:

Изготовители компонентов и сборочных узлов ККСУП должны представить информацию в письменном виде, которая включает в себя следующее:

1)    тип и модель кресла-коляски и максимальную массу кресла-коляски плюс массу пользователя кресла-коляски, которое может быть использовано с компонентами и/ил и сборочными узлами, ил и с ККСУП;

2)    заявление о том, что компоненты или сборочные узлы, или ККСУП в целом соответствуют требованиям настоящего стандарта;

3)    схемы и/ил и чертежи, в которых представлен метод установки, если система удержания пользователя должна крепиться к креслу-коляске.

d)    Добавляют к подразделу 5.3 «Инструкции для пользователя и по техническому обслуживанию» следующее:

1)    заявление о том, что ККСУП соответствует настоящему стандарту;

2)    где это применимо, описание необходимыххарактеристик кресла-коляски или системы крепления для эффективного крепления концевых соединений системы удержания пользователя;

3)    предупреждения о том, что ККСУП или, если это применимо, компоненты или сборочные узлы предназначены только для применения с особыми типами и моделями кресел-колясок и с заявленной максимальной массой кресла-коляски плюс масса пользователя.

6    Технические требования

Применяют требования ИСО 10542-1, раздел 6, за исключением следующего:

a)    Заменяют термин «ИКК» на термин «испытательное кресло-коляска» в пункте 6.2.1.

b)    Исключают 6.2.2, перечисление а), и таблицу 3.

2

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

с) Добавляют следующее:

1)    При проведении испытания в соответствии с приложением А горизонтальные возвратно-поступательные перемещения АИУ и кресла-коляски относительно ударных салазок не должны превышать значений, приведенных в таблице 1.

2)    В ходе испытания батареи кресел-колясок с электроприводом или части их суррогатного заменителя должны:

-    не перемещаться целиком наружу относительно кресла-коляски при виде сверху;

-    не перемещаться в пространстве пользователя кресла-коляски (например, не должны касаться сзади ног АИУ).

3)    При проведении испытания в соответствии с приложением А в конце испытания должны быть выполнены следующие требования:

-    кресло-коляска должно оставаться в вертикальном положении на испытательной платформе, и АИУ должно сохранять положение сидя в кресле-коляске так, чтобы угол отклонения туловища АИУ относительно вертикали составлял не более 45°, если смотреть в любом направлении;

-    в точках соединения кресла-коляски не должно быть видимых признаков повреждения;

-    отсоединение кресла-коляски от системы крепления не должно требовать использования инструментов;

-    для кресел-колясок, в которых предусмотрено подсоединение крепления вручную, точки соединения не должны иметь деформацию или повреждения и должны позволять осуществлять вручную расцепление и снятие концевых приспособлений системы крепления;

-    компоненты, фрагменты или аксессуары кресла-коляски массой, превышающей 100 г, не должны отваливаться от кресла- коляски;

-    компоненты кресла-коляски, которые могут контактировать с пользователем, не должны разламываться или отламываться таким образом, чтобы образовывались острые края радиусом менее 2 мм;

-    механизмы блокировки регулирующих устройств наклона сиденья не должны иметь признаков повреждения;

-    удаление АИУ из кресла-коляски не должно требовать использования инструментов, кроме подъемника;

-    после испытания высота среднего положения левой и правой /-/-точек АИУ относительно плоскости основания кресла-коляски не должна уменьшиться более чем на 20 % высоты до испытания.

Таблица 1 — Ограничения горизонтального возвратно-поступательного перемещения

Размеры в миллиметрах

Точка измерения

Переменные

смещения

АИУ

6-летнего

ребенка

маленькой взрослой женщины

взрослого мужчины средних и больших размеров

Точка Р кресла-коляски

d а

150

200

200

Центр колена АИУ

d ь

колена

300

375

375

Передняя часть головы АИУ

d с

головыП

450

550

650

Задняя часть головы АИУ

d d головыЗ

-350

-400

-450

а с/кк — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между положением контрастного маркера, размещенного на или около точки Р на испытательном кресле-коляске в момент времени f0, и положением маркера точки Р в момент максимального смещения кресла-коляски при возвратно-поступательном перемещении кресла-коляски.

b ^колена — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между положением маркера коленного сустава в момент времени t0 и положением маркера коленного сустава в момент максимального смещения при возвратно-поступательном перемещении.

с с/Г0Л0ВЬ| □ — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между наиболее выступающей вперед точкой на голове манекена выше носа в момент времени f0 и наиболее выступающей вперед точкой на голове манекена в момент максимального смещения головы вперед при возвратно-поступательном перемещении.

d d головыз — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между самой задней точкой на голове манекена в момент времени t0 и самой задней точкой на голове манекена в момент максимального смещения головы назад при возвратно-поступательном перемещении.

3

7 Отчет об испытании

Применяют требования ИСО 10542-1, раздел 7, за исключением следующих:

a)    Исключают подраздел 7.2, перечисление d), и подраздел 7.2, перечисление е).

b)    Добавляют следующее:

1)    описание и общую массу АИУ, использованного при испытании;

2)    модель, обозначение и серийный номер кресла-коляски, использованного при испытании;

3)    наименование предприятия — изготовителя кресла-коляски, использованного при испытании;

4)    угол наклона сиденья и спинки по приложению А, А.2, перечисление h);

5)    заявление о соответствии или несоответствии кресла-коляски требованиям всех применимых частей раздела 6.

4

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011

Приложение A (обязательное)

Метод испытания при лобовом столкновении

А.1 Общие принципы

Кресло-коляску, предназначенное для испытания, устанавливают в развернутом вперед лицом положении на ударных салазках устройства моделирования столкновения и загружают антропоморфическим испытательным устройством (АИУ). Устанавливают ККСУП для закрепления кресла-коляски и удержания АИУ. Платформу салазок подвергают воздействию ускорения/замедления, заданным образом меняющегося во времени, для обеспечения заданного изменения горизонтальной скорости (Ди). Проводят наблюдения и измерения для определения, соответствуют ли ККСУП и кресло-коляска требованиям настоящего стандарта.

А.2 Требования к испытанию

Применяют разделы А.2 — А.5 приложения А ИСО 10542-1, за исключением следующего:

a)    заменяют термин «ИККили имитатор кресла-коляски» на термин «кресло-коляска, предназначенное для испытания» по всему тексту;

b)    исключают А.3.1, перечисление е), А 3.1, перечисление^, и А.4.5;

c)    размер и масса АИУ должны быть выбраны в соответствии с таблицей А.1 и соответствовать максимальной массе пользователя, для которого изготовитель предназначает кресло-коляску;

d)    для кресел-колясок, предназначенных для использования взрослыми, должны применяться АИУ, соответствующие или взрослому мужчине средних размеров, или взрослому мужчине больших размеров;

e)    АИУ, соответствующее взрослому мужчине средних размеров, должно быть типа Гибрид II или Гибрид III. АИУ других размеров должны быть типов Гибрид II, Гибрид III или VIP.

Примечание — Для информации об источниках АИУ см. приложение G ИСО 10542-1;

f)    кресло-коляска, предназначенное для испытания, должно дополнять испытательные образцы по разделу А.2 ИСО 10542-1;

g)    А.4.1, А.4.4, А.4.9 и А.4.15 должны быть заменены следующим:

1)    А.4.1 Процедуры по подготовке испытания могут быть проведены в любом порядке.

Пример — Может быть более удобным разместить АИУ в кресле-коляске перед размещением всего узла на ударных салазках.

2)    А.4.4 Устанавливают испытательное оборудование в соответствии с А.З и устанавливают испытательное кресло-коляску, как указано ниже:

-    устанавливают кресло-коляску в соответствии с ИСО 7176-22;

-    подготавливают кресло-коляску для использования в автомобиле, как это установлено в инструкциях изготовителя кресла-коляски. Если диапазон указан для любых регулировок, следует использовать средние значения диапазона;

-    оснащают кресло-коляску любыми требуемыми дополнительными компонентами;

-    если набедренный ремень, предназначенный для использования в качестве удержания пользователя, предоставлен в качестве компонента кресла-коляски, устанавливают его на кресле-коляске в соответствии с инструкциями изготовителя;

-    если кресло-коляска оснащено батареями с жидким электролитом, они должны быть заменены на наиболее близкую эквивалентную гелиевую, герметичную или суррогатную батарею. Дополнительные грузы, если они используются, должны обеспечить эквивалентное распределение массы, как в оригинальных батареях.

3)    А.4.9 Размещают АИУ в кресле-коляске в положении сидя так, чтобы оно было расположено вертикально и симметрично относительно базовой плоскости кресла-коляски, а бедра и таз были смещены на максимально возможное расстояние к задней части сиденья, и локти на подлокотнике или с руками, опирающимися на бедра АИУ.

4)    А.4.15 Если для измерения в А.3.2 используют высокоскоростную камеру или высокоскоростное видео, применяют контрастные маркеры, соответствующие измерительным системам, расположенным:

-    на боку и в центре коленного сустава АИУ,

-    точке Р кресла-коляски и

-    Н-точках АИУ.

Примечание — Для этого может потребоваться дополнительная поддержка кресла-коляски, чтобы позволить применить маркер точки Р;

h)    если возможно, регулируют сиденье и спинку следующим образом:

5

1

В настоящее время действует ISO 7176-19:2008 Wheelchairs — Part 19: Wheeled mobility devices for use as seats in motor vehicles (ИСО 7176-19:2008 Колесные передвижные устройства, используемые в качестве сидений в автомобилях).

2

Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций.

9

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru    info@gostinfo.ru

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.