Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

41 страница

Устанавливает методы испытаний, требования к конструкции и технические требования, требования к инструкциям и предупреждениям для монтажников и пользователей, а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП). Настоящий стандарт применим ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа, предназначенные для кресел-колясок, используемых взрослыми пользователями как пассажирами и водителями в качестве сидений, расположенных по направлению движения транспортных средств.

Настоящий стандарт применим главным образом, к ККСУП в целом, в то время как другие части ИСО 10542 могут быть применены также к отдельным компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и к запасным частям.

Настоящий стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками всех типов с ручным приводом и электроприводом, включая трех- и четырехколесные скутеры, для взрослых пользователей

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015

Идентичен ISO 10542-1:2001

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к конструкции

5 Идентификация, маркировка, инструкции и предупреждающие требования

6 Технические требования

7 Отчеты об испытаниях

Приложение А (обязательное) Метод испытания при лобовом столкновении

Приложение В (обязательное) Измерение длины ремней безопасности ККСУП и их геометрия

Приложение С (обязательное) Испытание на проскальзывание тесьмы ремней безопасности в устройствах регулирования крепления кресла-коляски

Приложение D (обязательное) Метод испытания для неполного зацепления

Приложение Е (обязательное) Технические характеристики имитатора кресла-коляски

Приложение F (справочное) Рекомендации по конструкции, техническим характеристикам и документации

Приложение G (справочное) Источники информации

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

41 страница

Дата введения01.01.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

16.09.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии312-ст
ИзданСтандартинформ2014 г.
РазработанФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
РазработанРООИ Центр гуманитарных программ

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems. Part 1. Requirements and test methods for all systems

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 10542-1-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 1

Требования и методы испытания для всех систем

ISO 10542-1:2001

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 1: Requirements and test methods for all systems (IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» (РООИ «Центр гуманитарных программ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2011 г. № 312-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10542-1:2001 «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем» (ISO 10542-1:2001 «Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 1: Requirements and test methods for all systems»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

b)    функционировать независимо от кресла-коляски таким образом, чтобы ремни безопасности пользователя были зафиксированы либо на автомобиле, либо на элементах крепления кресла-коляски так, чтобы нагрузки на систему удержания пользователя не передавались через кресло-коляску;

c)    иметь ремни безопасности, регулируемые по длине без применения инструментов.

Примечание — ККСУП, которая вместе с системой удержания пользователя сконструирована таким образом, что нагрузки на систему удержания передаются через кресло-коляску, требует специальной маркировки и будет рассмотрена в последующей части ИСО 10542.

4.3.2 При установке и измерениях в соответствии с приложением В ремни безопасности пользователя, поставляемые изготовителем ККСУП, должны:


а Базовая плоскость кресла-коляски.


а) образовывать проекции углов набедренного ремня безопасности при виде сзади в области, приведенной на рисунке 4;

Примечание — Указанные углы получены посредством проецирования угла набедренного ремня безопасности на вертикальную плоскость, которая параллельна (вид сбоку), или перпендикулярна (вид сзади) базовой плоскости кресла-коляски.

Рисунок 4 — Диапазон требуемых углов для набедренных ремней безопасности и положений точек фиксации

набедренных ремней безопасности

b)    образовывать проекции углов набедренного ремня безопасности при виде сбоку между 30° и 75° к горизонту, как показано на рисунке 4;

c)    обеспечивать диапазон регулирования длины набедренного ремня безопасности таким образом, чтобы можно было увеличивать и уменьшать общую длину ремня на 200 мм от номинальных условий установки, с возможностью удлинения тесьмы ремня по крайней мере на 25 мм при протягивании через любой фиксатор, в котором осуществляется регулировка;

d)    обеспечивать диапазон регулирования длины плечевого ремня безопасности таким образом, чтобы можно было увеличивать длину ремня на 200 мм и уменьшать длину ремня на 300 мм от номинальных условий установки, с возможностью удлинения тесьмы ремня по крайней мере на 25 мм при протягивании через любой фиксатор, в котором осуществляется регулировка, при испытании в соответствии с приложением В;

e)    иметь положение сочленения плечевого и набедренного ремней трехточечного ремня безопасности на расстоянии не менее 150 мм от оси АИУ.

6

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

4.3.3    Если система удержания пользователя включает в себя структурные компоненты для закрепления верхних фиксаторов или направляющих для плечевых ремней безопасности, положения для верхних точек фиксации должны обеспечивать:

a)    возможность регулирования по высоте таким образом, чтобы они могли быть расположены на уровне или выше уровня плеч предполагаемого пользователя(ей) или чтобы они

b)    были расположены на расстоянии по крайней мере 1100 мм от плоскости основания кресла-коляски.

4.3.4    Системы удержания пользователя должны:

a)    использовать подушку безопасности только как дополнительный элемент удержания в сочетании с креплением кресла-коляски и системой удержания пользователя ременного типа, соответствующими требованиям настоящего стандарта, и

b)    быть автономной по отношению к подушке безопасности, чтобы соответствовать техническим требованиям настоящего стандарта.

5 Идентификация, маркировка, инструкции и предупреждающие требования

5.1    Идентификация и маркировка

5.1.1    На ККСУП и заменяемые части должна быть нанесена постоянная четкая маркировка, содержащая:

a)    наименование изготовителя или торговую марку;

b)    месяц и год изготовления и любые другие данные, необходимые для четкой идентификации ККСУП в случае отзыва изделия, и

c)    заявление о соответствии настоящему стандарту.

5.1.2    Основные компоненты и сборочные узлы ККСУП должны быть сопровождены информацией, которая включает:

a)    номер модели изготовителя и детали или эквивалентный идентификационный код и

b)    наименование и предполагаемое применение каждого съемного компонента ККСУП (например, правое заднее крепление, плечевой ремень, набедренный ремень и т. д.).

5.2    Инструкции для монтажников

5.2.1    Изготовители ККСУП должны предоставить инструкции для монтажников в письменном виде на государственном(ых) языке(ах) страны, в которую осуществляется поставка.

5.2.2    Инструкции должны включать в себя утверждения о том, что:

a)    ККСУП следует устанавливать на развернутые лицом вперед кресла-коляски;

b)    идентифицированы номера отдельных упаковок, содержащих компоненты ККСУП;

c)    ККСУП соответствует требованиям настоящего стандарта;

d)    указаны минимальные характеристики для всех креплений кресла-коляски и зажимов фиксаторов устройств удержания пользователя, а также сопутствующих компонентов;

e)    определено, какие компоненты должны быть постоянно прикреплены к креслу-коляске, и

f)    указано, что точки фиксации набедренного ремня безопасности должны быть расположены таким образом, чтобы углы ремня безопасности достигали значения 30° или более относительно горизонтали, а предпочтительно 45° — 75° относительно горизонтали, чтобы находиться поперек нижней части таза и/или верхней части бедер и таким образом уменьшать возможность нагрузки ремня на живот.

5.2.3    Инструкции должны включать в себя описания:

a)    любых особенностей кресла-коляски, которые должны позволить правильно подогнать компоненты ККСУП, постоянно прикрепленные к креслу-коляске;

b)    процедур по креплению любых компонентов, которые постоянно прикреплены к креслу-коляске;

c)    как следует использовать ККСУП, для того чтобы монтажник мог получить исчерпывающую информацию о назначении и функционировании всех компонентов и как они должны быть установлены;

d)    положения точек верхних фиксаторов или лентонаправляющих устройств плечевого ремня и всего комплекта ремней безопасности и объяснение того, что эти точки должны быть выбраны таким образом, чтобы тесьма ремня проходила вблизи середины плеч пользователей и так, чтобы она была расположена на высоте или выше высоты плечей предполагаемых пользователей, чтобы минимизировать направленную вниз нагрузку на позвоночник, и

7

е) рекомендуемых минимальных нагрузок транспортного средства во всех положениях точек фиксации ККСУП.

5.2.4 Инструкции должны включать в себя диаграммы и рисунки, которые иллюстрируют'.

a)    допустимые методы крепления фиксаторов ККСУП к автомобилю с учетом требований минимальных нагрузок для всех точек фиксации ККСУП;

b)    чертеж с объемным изображением и список деталей для всех компонентов, необходимых при установке;

c)    расположение точек фиксации независимых ремней безопасности относительно точек фиксации крепления кресла-коляски, наряду с информацией, приведенной на рисунке 5;

а Базовая плоскость кресла-коляски.

Х//Л — предпочтительная область;    —    допустимая    область

Рисунок 5 — Предпочтительные и допустимые углы для набедренных ремней безопасности

d) расстояния между точками фиксации ККСУП и внутренними деталями автомобиля, включая информацию, приведенную на рисунке 6.

5.2.5 Инструкции должны включать в себя предупреждения о том, что;

a)    ККСУП должна быть установлена опытным специалистом;

b)    набедренный и плечевой ремни безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы уменьшить возможность соударения головы и груди с внутренними частями транспортного средства;

c)    точки фиксации на автомобиле могут требовать дополнительного укрепления;

d)    скорость горения дополнительной внутренней обивки автомобиля не должна превышать 100 мм/мин при испытании в соответствии с ИСО 3795;

e)    задний фиксатор, установленный на автомобиле, необходим, если подголовник смонтирован на автомобиле для того, чтобы минимизировать отклонение назад спинки сиденья и возможное повреждение шеи;

f)    ККСУП не может быть установлена таким образом, чтобы она блокировала развертывание подушки безопасности;

д) подушка безопасности используется только как дополнительный элемент удержания попьзова теля в сочетании с креплением кресла-коляски и системой удержания пользователя ременного типа;

8

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

400

ПСЗа

ш

О

о

см

1

о

о

см

-1

О

L_

а 650 мм с плечевым ремнем безопасности, 950 мм только с набедренным ремнем безопасности. ПСЗ может быть недостижима для сидящих в кресле-коляске водителей.

Жесткие элементы автомобиля, которые находятся внутри свободных областей, должны быть покрыты обивочным материалом, который соответствует техническим требованиям при соударении по [1], [2] или [3].

Примечание 1 — Заднюю свободную зону измеряют от самой задней точки головы пользователя. Переднюю свободную зону (ПСЗ) измеряют от самой передней точки головы пользователя.

Примечание 2 — Высота головы сидящего (ВГС) находится в диапазоне приблизительно 1200 мм для невысокой взрослой женщины и приблизительно 1550 мм для высокого взрослого мужчины.

Рисунок 6 — Свободные области для сидящих в кресле-коляске пользователей

h)    важно размещать точки фиксации кресла-коляски должным образом относительно точек фиксации плечевого и набедренного ремней безопасности для достижения хорошей подгонки ремней;

i)    изготовитель ККСУП проводит консультации при возникновении вопросов, связанных со способом установки ККСУП на кресле-коляске и/или автомобиле;

j)    изменения или замену компонентов ККСУП не следует проводить без консультации с изготовителем ККСУП;

k)    тесьма ремня должна быть защищена от контакта с острыми углами и краями, а также с потенциально агрессивными жидкостями;

l)    степень перемещения головы и груди также зависит от положения точек фиксации плечевого ремня и может увеличиваться при увеличении расстояния точки фиксации сверху и сзади от плеча пользователя.

9

5.3 Инструкции для пользователя и по техническому обслуживанию

5.3.1    Изготовители должны предоставить инструкции по применению и техническому обслуживанию ККСУП в письменном виде на государственном(ых) языке(ах) страны, в которую осуществляется поставка.

5.3.2    Инструкции должны включать в себя утверждения о том, что:

a)    ККСУП соответствует требованиям настоящего стандарта;

b)    следует предпринять меры для предотвращения порчи тесьмы ремня за счет загрязнения, попадания масел и химикалий, в особенности аккумуляторной кислоты, наряду с перечнем процедур и материалов, используемых для чистки деталей ККСУП;

c)    протертая, загрязненная или поврежденная тесьма ремня и сломанные или изношенные части должны быть заменены;

d)    тесьма ремня должна быть защищена от контакта с острыми углами и кромками;

e)    системы удержания пользователя должны иметь регулировки для подгонки к пользователю и

что:

1)    набедренный и плечевой ремни безопасности следует использовать, чтобы уменьшить возможность соударения головы и груди с частями транспортного средства;

2)    степень перемещения головы и груди также зависит от положения точек фиксации плечевого ремня и может увеличиваться при увеличении расстояния точки фиксации сверху и сзади от плеча пользователя;

3)    набедренный ремень безопасности должен проходить поперек нижней передней части таза, так чтобы создавать каркасную структуру всего тела за счет соединения набедренного и плечевого ремней безопасности, расположенного вблизи бедра пользователя;

4)    угол набедренного ремня безопасности должен быть внутри предпочтительной области от 45° до 75° к горизонтали или допустимой области от 30° до 45°, как показано на рисунке 5;

Ремни безопасности не должны отдаляться на расстояние от тела пользователя компонентами кресла-копяски, такими как подлокотники


5)    ремень безопасности не должен отдаляться на расстояние от тела пользователя отдельными компонентами или частями кресла-коляски, такими как подлокотники или колеса кресла-коляски, как проиллюстрировано на рисунках 7 и 8;

Рисунок 7 — Пример предупреждающей этикетки, иллюстрирующей неправильное положение ремней безопасности пользователя

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

Набедренный ремень безопасности должен плотно прилегать поперек передней части тела вблизи сочленения бедер и таза

Рисунок 8 — Иллюстрация правильной подгонки ремня

6)    ремни безопасности должны быть отрегулированы как можно плотнее, но без потери чувства комфорта пользователем;

7)    плечевой ремень безопасности должен проходить через плечо;

8)    точки фиксации плечевого ремня безопасности или лентонаправляющего устройства, которые регулируются по высоте, должны быть установлены на уровне или выше уровня плеча пользователя кресла-коляски, чтобы избежать направленной вниз нагрузки на позвоночник в случае столкновения;

9)    тесьма ремня безопасности не должна быть перекрученной.

5.3.3    Инструкции должны включать в себя описания:

a)    как следует использовать ККСУП;

b)    типов устройств фиксации, которые могут быть использованы с элементами фиксации, установленными в автомобиле;

c)    особенностей кресла-коляски, позволяющих надежно прикреплять концевые соединения крепления, и

d)    как проверять, чистить и обслуживать тесьму и все компоненты ККСУП.

5.3.4    Инструкции должны включать в себя предупреждения о том, что:

a)    использование систем удержания пользователя, отличных от тех, которые определены или включены в систему ККСУП, может быть опасным;

b)    ККСУП следует использовать только с развернутыми лицом вперед креслами-колясками;

c)    компоненты ККСУП, включая фиксаторы, должны быть заменены, если есть подозрение, что они были использованы во время столкновения, после которого автомобиль был эвакуирован;

d)    ККСУП следует использовать одновременно только с одним креслом-коляской и одним пользователем;

e)    устройства поддержки позы и ремни не следует использовать как компоненты системы удержания пользователя;

f)    дополнительное оборудование кресла-коляски должно быть или надежно прикреплено к креслу-коляске, или снято с него и закреплено в транспортном средстве на время транспортирования, чтобы оно не могло свободно перемещаться и нанести травму пассажирам транспортного средства в случае столкновения;

д) детали, прикрепленные к креслу-коляске перед пользователем кресла-коляски, кроме подножки, следует снимать каждый раз, когда это возможно, и держать отдельно во время транспортирования, для того чтобы уменьшить возможность нанесения травмы пользователю кресла-коляски и другим лицам, находящимся в автомобиле.

5.4    Инструкции для компонентов и сборочных узлов ККСУП, реализуемых отдельно

Запасные части для ККСУП и части ККСУП, реализуемые отдельно, соответствующие требованиям настоящего стандарта, должны:

а) быть описаны в сопроводительной предпродажной литературе как часть системы или систем, технические характеристики которых отвечают требованиям настоящего стандарта, и

11

Ь) поставляться с инструкциями по установке, для пользователя и по техническому обслуживанию, в которые включена подробная информация об устройствах ККСУП и компонентах, с которыми они совместимы.

6 Технические требования

6.1    Компоненты ККСУП

6.1.1    Все тканые материалы, металлические части, пряжки, устройства разъединения и регулируемые механизмы крепления кресла-коляски и систем удержания пользователя должны соответствовать применимым пунктам и подпунктам одного или обоих следующих документов, как указано в соответствующих колонках таблицы 1 и/или таблицы 2:

a)    Правила ЕЭК ООН № 16;

b)    FMVSS 209, Комплекты ремней безопасности.

6.1.2    Все тканые материалы и материалы обивки, используемые в ККСУП, должны иметь скорость горения, не превышающую 100 мм/мин при проведении испытания, установленного в ИСО 3795.

Таблица 1 — Применимые пункты и подпункты Правил ЕЭК ООН № 16

Пункт или подпункт

Компонент ККСУП

Предмет испытания

Правила ЕЭК ООН № 16, используемые испытания

Примене

ние3

6.2.1.1

Жесткие части

Острые кромки

УП + ККК

6.2.1.2

Жесткие части

Коррозия

7.2

УП + ККК

6.2.1.4

Жесткие части

Испытание на удар при низкой температуре

7.5.4

УП + ККК

6.2.2.1

Пряжки

Правильность использования и размер

УП

6.2.2.2

Пряжки

Застегивание/отстегива-

ние

7.8.2

УП

6.2.2.3

Пряжки

Соединение при низкой температуре

7.5.3

УП

6.2.2.4

Пряжки

Повторные испытания

7.7

УП

6.2.3.2

Регулирующие устройства

Микропроскальзывание

7.3

УП

6.2.3.4

Устройство регулирования ремня

Усилие

7.5.6

УП + ККК

6.2.5

Разные натяжители ремня безопасности

Рабочие характеристики

7.2, 7.6.1—7.6.4

УП

6.2.6

Устройства предварительного натяжения

Рабочие характеристики

7.2, 7.9.2

УП

6.3.1

Ремни

Общие характеристики

УП

6.3.2

Ремни

Прочность

7.4.1.1, 7.4.2

УП + ККК

6.3.3

Ремни

Прочность

7.4.1, 7.4.2

УП + ККК

6.4.2

Ремни

Прочность

7.4.1.6, 7.4.2, 7.5

УП + ККК

а УП — удержание пользователя, ККК — крепление кресла-коляски.

Таблица 2 — Применимые подпункты FMVSS 209

Под-

пункт

Компонент ККСУП

Предмет испытания

FMVSS 209, используемые испытания

Примене

ние3

S4.1 (d)

Оборудование

Заусенцы и острые кромки

УП+ KKK

S4.1 (е)

Устройство разъединения

Конструкция

УП

S4.1 (h)

Тесьма

Вытягивание

УП+ KKK

S4.2 (а)

Тесьма

Ширина ремня

S5.1(a)

УП

S4.2 (Ь)

Тесьма

Прочность на разрыв

S5.1(b)

УП+ KKK

S4.2 (с)

Тесьма

Удлинение

S5.1 (с)

УП+ KKK

S4.2 (d)

Тесьма

Износостойкость

S5.1 (d), S5.3(c)

УП

S4.2 (d)

Тесьма

Износостойкость

S5.1(d)

KKK

S4.2 (е)

Тесьма

Светоустойчивость

S5.1(e)

УП+ KKK

S4.2 (h)

Тесьма

Устойчивость к загрязнению

S5.1(h)

УП+ KKK

S4.3 (а)

Оборудование

Коррозионная стойкость

S5.2(a)

УП+ KKK

S4.3 (b)

Оборудование

Термостойкость

S5.2(b)

УП+ KKK

S4.3 (d)

Отстегивание пряжки

Усилие, необходимое для отстегивания пряжки

S5.2(d)

УП

S4.3 (е)

Регулирующее устройство

Усилие, необходимое для регулирования

S5.2(e)

УП

S4.3 (f)

Устройства, фиксирующие наклон

Углы фиксации

S5.2(f)

УП

S4.3 (g)

Замок пряжки

Усилие, необходимое для открытия

S5.2(g)

УП

S4.3 (i)

Натяжитель ремня безопасности

Рабочие характеристики

S5.2(i)

УП

S4.3 (j)

Натяжитель ремня безопасности

Рабочие характеристики

S5.2(j)

УП

S4.3 (k)

Натяжитель ремня безопасности

Рабочие характеристики

S5.2(k), S4.4

УП

S4.4 (a)

Набедренные ремни безопасности

Рабочие характеристики

S5.3(a)

УП

S4.4 (b)

Трехточечные ремни безопасности

Рабочие характеристики

S5.3(b)

УП

a УП — удержание пользователя, KKK — крепление кресла-коляски.

6.2 Требования к динамическим характеристикам

6.2.1 Критерий соответствия после испытания

По завершении испытания ККСУП в соответствии с приложением А должны быть удовлетворены следующие требования:

a)    АИУ должно оставаться на сиденье ИКК;

b)    ИКК должен находиться на ударных салазках в вертикальном положении;

c)    никакие компоненты фиксаторов ККСУП или концевых соединений не должны быть откреплены или разъединены;

d)    отсоединение ИКК от системы крепления кресла-коляски не должно требовать использования инструментов;

e)    отсоединение АИУ от системы удержания пользователя не должно требовать использования инструментов;

f)    ни одна из частей ККСУП не должна обнаруживать видимых признаков разрыва, расщепления, растрескивания или полного разрушения какой-либо несущей нагрузку детали, за исключением тех, которые предназначены для выхода из строя, тем самым ограничивая воздействие нагрузок на пользователя;

д) ККСУП не должна обнаруживать опасных неровностей, острых кромок или выступов, увеличивающих риск получения травмы пользователем;

h) сила, необходимая для отстегивания пряжки любого крепления или элементов удержания пользователя, не должна превышать 60 Н при проведении испытания, как установлено 6.2.2.5 UN/ECE R 16 в соответствии с процедурами по 7.8.

6.2.2 Требования к динамическим характеристикам во время испытания

При поведении испытания ККСУП в соответствии с приложением А:

a)    горизонтальные возвратно-поступательные перемещения АИУ и ИКК относительно ударных салазок не должны превышать значений, приведенных в таблице 3, и

b)    ККСУП должна предохранять кресло-коляску от воздействия направленных вперед на пользователя нагрузок за счет инерции кресла-коляски, на что указывает смещение колена АИУ, превышающее смещение точки Р на 10 % или более Оголена ^хикк - "И)-

Таблица 3 — Ограничения горизонтального возвратно-поступательного перемещения

Точка измерения

Переменные смещения

Набедренный и плечевой ремни безопасности, мм

Имитатор кресла-коляски

хикк

200

Колено АИУ

хколена

375

Голова АИУ

хголовы

650

хикк — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между положением точки Р кресла-коляски в момент времени t0 и положением точки Р в момент максимального отклонения при возвратно-поступательном перемещении кресла-коляски.

хКОлена — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между положением коленного сустава АИУ в момент времени (0 и положением коленного сустава АИУ в момент максимального отклонения при возвратно-поступательном перемещении.

хголовы — горизонтальное расстояние относительно платформы салазок между положением самой передней точки головы АИУ над носом в момент времени (0 и положением самой передней точки головы АИУ в момент максимального отклонения при возвратно-поступательном перемещении.

6.3    Проскальзывание тесьмы ремня безопасности в устройствах регулирования

крепления

При испытании в соответствии с приложением С механизмы регулирования системы крепления кресла-коляски ременного типа не должны допускать проскальзывания более 25 мм.

6.4    Неполное зацепление элементов фиксации и крепления

При испытании элементов фиксатора и крепления ККСУП в соответствии с приложением D все ненадлежащие и неполные зацепления должны разъединяться при приложении силы менее 22 Н.

7 Отчеты об испытаниях

7.1 Следующая информация должна быть включена в каждый отчет об испытании как результат одного или более испытаний, проведенных в соответствии с настоящим стандартом:

a)    наименование и адрес испытательной лаборатории;

b)    дата проведения испытания;

c)    уникальный номер отчета об испытании, проставленный на каждой пронумерованной странице;

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

d)    изготовитель, изделие и серийный номер, если таковой имеется;

e)    тип изделия и обозначение;

f)    наименование и адрес изготовителя;

д)    фотография ККСУП, подготовленной к испытаниям.

7.2    Для испытания при лобовом столкновении в соответствие с приложением А отчет об испытании также должен включать в себя:

a)    измеренное или вычисленное значение изменения скорости;

b)    фотографию ККСУП и кресла-коляски, установленных перед испытанием;

c)    график торможения ударных салазок в зависимости от времени, совмещенный с рисунком А.1;

d)    результаты испытания, как определено в 6.2.1 и 6.2.2;

е)    заявление о соответствии или несоответствии ККСУП требованиям пунктов, указанных выше в перечислении d);

f) любые другие уместные наблюдения.

7.3    Для испытаний по регулированию длины ремней безопасности и определению их геометрии в соответствии с приложением В отчет об испытании должен также включать в себя:

a)    фотографию ККСУП и кресла-коляски, установленных для испытания;

b)    результаты испытания, как определено в В.5;

c)    заявление о соответствии или несоответствии испытанной системы удержания пользователя требованиям, установленным в 4.3.2;

d)    любые другие уместные наблюдения.

7.4    Для испытания на проскальзывание тесьмы ремня безопасности в устройствах регулирования креплений кресла-коляски, установленного в приложении С, отчет об испытании должен также включать в себя:

a)    фотографию испытательной установки;

b)    фотографию и описание каждого испытанного устройства регулирования;

c)    результаты испытания, как установлено в 6.3;

d)    заявление о соответствии или несоответствии системы удержания пользователя требованиям, установленным в 6.3;

e)    любые другие уместные наблюдения.

7.5    Для испытания для неполного зацепления согласно приложению D отчет об испытании должен также включать в себя:

a)    фотографию и описание компонентов, подвергнутых каждому испытанию;

b)    результаты испытания, как установлено в 6.4;

c)    заявление, соответствует ли оборудование требованиям, установленным в 6.4;

d)    любые другие уместные наблюдения.

15

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Требования к конструкции..............................................................5

5    Идентификация, маркировка,    инструкции    и    предупреждающие    требования.....................7

6    Технические требования..............................................................12

7    Отчеты об испытаниях................................................................14

Приложение А (обязательное) Метод испытания при лобовом столкновении....................16

Приложение В (обязательное) Измерение длины ремней безопасности ККСУП и их геометрия.....20

Приложение С (обязательное) Испытание на проскальзывание тесьмы ремней безопасности

в устройствах регулирования    крепления кресла-коляски........................22

Приложение D (обязательное) Метод испытания для неполного зацепления....................24

Приложение Е (обязательное) Технические характеристики имитатора кресла-коляски............25

Приложение F (справочное) Рекомендации по конструкции, техническим характеристикам

и документации..........................................................29

Приложение G (справочное) Источники информации........................................34

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным    стандартам    Российской Федерации...........................35

Библиография........................................................................36

Приложение А (обязательное)

Метод испытания при лобовом столкновении

А.1 Общие принципы

Имитатор кресла-коляски (ИКК), изготовленный в соответствии с приложением Е, устанавливают в развернутом вперед лицом положении на ударных салазках устройства моделирования столкновения и загружают антропоморфическим испытательным устройством (АИУ).

Устанавливают ККСУП для обеспечения крепления ИКК и удержания АИУ. Платформу салазок подвергают воздействию ускорения/торможения, заданным образом меняющегося во времени, для обеспечения заданного изменения горизонтальной скорости (Av). Проводят наблюдения и измерения для определения, соответствует ли ККСУП требованиям настоящего стандарта.

А.2 Испытательный образец

При испытании следует применять неиспользовавшуюся ранее ККСУП, включая плечевой и поясной ремни безопасности, все приспособления, фиксаторы, зажимы, и инструкции по установке и применению. Если ККСУП предусматривает использование в автомобиле оригинального оборудования изготовителя (ООИ) системы удержания ременного типа, то изготовитель ККСУП должен обеспечить для испытания типичное ООИ системы удержания ременного типа. В документации должны быть указаны любые компоненты ККСУП, которые предназначены для обеспечения обнаружения отказа или деформации, возникающих при динамическом нагружении.

А.З Оборудование

А.3.1 Следует использовать устройство моделирования столкновения, которое включает в себя следующее:

a)    ударные салазки, оборудованные плоской горизонтальной жесткой платформой, на которой может быть смонтирован ИКК и прикреплена ККСУП;

b)    жесткую структуру, подсоединенную к ударным салазкам, к которым плечевые ремни безопасности могут

быть зафиксированы таким образом и такой конфигурации, как это определено изготовителем ККСУП;

+2

c)    средства для перемещения ударных салазок в условиях изменения скорости 48 0 км/ч;

d)    средства ускорения и/или торможения ударных салазок и испытательную установку, которые способны обеспечить заданным образом меняющиеся во времени ускорение и/или торможение салазок:

1) находиться в заштрихованной области рисунка А.1;

Торможение, д

0    20    40    60    80    100    120    140

Время, мс

Ускорение/торможение ударных салазок должно оставаться в пределах заштрихованной области и превышать указанные уровни для определенных мгновенных (сплошные линии) и средних (пунктирные линии) периодов времени.

РисунокА.1 — Требования к ускорению/торможению для испытания при столкновении при скорости (48 ± 2) км/ч 16

Предисловие к ИСО 10542-1:2001

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций — членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 10542-1 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические устройства и приспособления для лиц с ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

ИСО 10542 состоит из следующих частей1 под общим наименованием «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей»:

-    часть 1 .Требования и методы испытаний для всех систем;

-    часть 2. Системы четырехточечного крепления ременного типа.

Приложения А, В, С, D и Е настоящего стандарта являются обязательными. Приложения F и G приведены только для информации.

Введение

Обеспечение эффективной защиты пользователя, сидящего в кресле-коляске, расположенном в автомобиле, обычно требует установки оборудования для крепления кресла-коляски и удержания пользователя кресла-коляски. ИСО 10542 применим к такому приспособленному к автомобилю оборудованию, которое называют крепление кресла-коляски и системы удержания пользователя (ККСУП). Требования и методы испытаний настоящего стандарта применимы ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа. Дополнительные части ИСО 10542 относятся к специальным типам ККСУП или к особым случаям применения и должны дополнять и/или изменять требования настоящего стандарта. Если существует дополнительная часть ИСО 10542 для ККСУП особого типа, то она не должна использоваться для такой ККСУП в отрыве от настоящего стандарта.

В настоящем стандарте сделан особый акцент на требования к конструкции, процедуры испытаний и требования по отношению к характеристикам ККСУП при лобовом столкновении. Характеристики ККСУП, используемой с креслом-коляской, развернутым лицом назад, испытывающим лобовое столкновение, характеристики ККСУП при ударе в заднюю, боковую часть или ударе, приведшем к перевороту, а также характеристики ККСУП, используемой с креслом-коляской с сидящим в нем ребенком, могут быть предметом будущих версий настоящего стандарта и его дополнительных частей. Требования к транспортированию кресел-колясок с возможностью размещения в них сидящего пользователя во время движения установлены в ИСО 7176-19.

Использование только набедренного ремня в качестве системы удержания пользователя вряд ли обеспечит достаточную безопасность для пользователя кресла-коляски в случае лобового столкновения. Поэтому настоящий стандарт включает только настройки и процедуры испытаний для систем удержания пользователя, которые используют совместно набедренный и плечевой ремни безопасности.

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 1

Требования и методы испытания для всех систем

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems.

Part 1. Requirements and test methods for all systems

Дата введения — 2013—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний, требования к конструкции и технические требования, требования к инструкциям и предупреждениям для монтажников и пользователей, а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП). Настоящий стандарт применим ко всем ККСУП, которые используют системы удержания пользователей ременного типа, предназначенные для кресел-колясок, используемых взрослыми пользователями как пассажирами и водителями в качестве сидений, расположенных по направлению движения транспортных средств.

Настоящий стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, в то время как другие части ИСО 10542 могут быть применены также к отдельным компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и к запасным частям.

Настоящий стандарт применим к ККСУП, предназначенным для использования с креслами-колясками всех типов с ручным приводом и электроприводом, включая трех- и четырехколесные скутеры, для взрослых пользователей.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

ИСО 3795 Транспорт дорожный, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Определение характеристик горения материалов обивки салона (ISO 3795, Road vehicles, and tractors and machinery for agriculture and forestry — Determination of burning behaviour of interior materials)

ИСО 6487 Транспорт дорожный. Методы измерения при ударных испытаниях. Контрольноизмерительные приборы (ISO 6487, Road vehicles — Measurement techniques in impact tests — Instrumentation)

Правила ЕЭК ООН № 16 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пользователей механических транспортных средств, пересмотр 3, поправка 3, 27 февраля 1996 г. (UN/ECE R 16, Uniform provisions concerning

Издание официальное

the approval of safety belts and restraint systems for adult occupants of power-driven vehicles, Revision 3, Amendment 3, 27 February 1996)2

FMVSS 209 Стандарт № 209 Комплекты ремней безопасности. Федеральные стандарты по безопасности транспортных средств, раздел 49 Свода федеральных правил, часть 571.209,1 октября 1992 г. (FMVSS 209, Standard № 209; Seat belt assemblies. Federal Motor Vehicle Safety Standards, 49 CFR part 571.209, 1 October, 1992)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    взрослый (adult): Лицо, имеющее массу более 36 кг.

3.2    подушка безопасности (airbag, inflatable restraint system, supplementary restraint system): Дополнительная система удержания пользователя, состоящая из датчика или датчиков, устройств диагностики, насоса(ов) для накачивания и устройства (устройств), которые надувают подушку при определенных видах столкновения транспортного средства для обеспечения защиты пользователя(ей) от столкновения с внутренними частями транспортного средства.

3.3    точка фиксации (anchor point): Точка (область) на внутренней части транспортного средства, на полу или стене, кресле-коляске или креплении кресла-коляски, к которым прикреплен фиксатор.

3.4    фиксатор (anchorage): Набор устройств и приспособлений, посредством которых нагрузка непосредственно передается от крепления кресла-коляски к транспортному средству или от устройства удержания пользователя к транспортному средству, креслу-коляске, креплению кресла-коляски или внутренним частям транспортного средства.

3.5    антропоморфическое испытательное устройство; АИУ (anthropomorphic test device; ATD): Шарнирно-сочлененный физический аналог тела мужчины средних размеров, используемый для представления пользователя кресла-коляски при испытании.

3.6    натяжитель ремня безопасности с автоматической фиксацией (automatic-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности с возможностью регулирования принудительного самоблокирую-щегося механизма, способного выдержать силы ремня безопасности пользователя.

3.7    задний фиксатор (back restraint): Устройство или система, предназначенные для ограничения смещения пользователя назад при столкновении за счет поддержания задней части туловища.

3.8    ремень (belt): Отрезок тканого материала, используемый как часть устройства удержания пользователя или поддержания его позы.

3.9    натяжитель ремня безопасности с аварийной фиксацией (emergency-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности в сочетании с механизмом фиксации, который приводится в действие при ускорении, замедлении или при определенной скорости перемещения тесьмы ремня безопасности относительно автомобиля и который способен противостоять в заблокированном состоянии силам ремня безопасности пользователя.

3.10    концевое соединение (end fitting): Фиксатор или оборудование крепления, с помощью которых крепятся ремень крепления кресла-коляски или системы удержания пользователя, подсоединенные непосредственно к точке фиксации или точке крепления кресла-коляски.

3.11    возвратно-поступательное движение (excursion): Горизонтальное перемещение АИУ или кресла-коляски во время испытаний относительно их первоначального положения на ударных салазках.

3.12    зажим (fastener): Устройство, используемое для физического крепления к месту отдельных компонентов и частей оборудования.

Примечание — Это определение включает в себя болты, гайки, винты и заклепки, но не ограничивается

ими.

3.13    развернутый лицом вперед (forward-facing): Ориентация, при которой пользователь, сидящий в кресле-коляске, развернут лицом к передней части транспортного средства и базовая плоскость кресла-коляски находится в пределах 10° от продольной оси транспортного средства.

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

3.14    четырехточечное крепление (four-point tiedown): Система крепления кресла-коляски, которая крепится к раме кресла-коляски в четырех отдельных точках крепления и также крепится к транспортному средству в четырех отдельных точках фиксации.

3.15    четырехточечное крепление ременного типа (four-point strap-type tiedown): Четырехгочеч-ное крепление, в котором использован комплект из четырех ремней для закрепления кресла-коляски в транспортном средстве.

3.16    комплект ремней безопасности (harness): Набор ремней системы удержания пользователя, состоящий, по крайней мере, из одного ремня, предназначенного для удержания таза и двух ремней, удерживающих верхнюю часть туловища за счет приложения силы к обоим плечам.

3.17    подголовник (head restraint): Устройство, предназначенное для ограничения перемещения головы пользователя назад.

3.18    устройство моделирования столкновения (impact simulator): Устройство для ускорения, торможения или сочетания торможения и ускорения части транспортного средства или узла моделируемого транспортного средства, включающее в себя приборы для измерения параметров, требуемых настоящим стандартом.

3.19    ударные салазки (impact sled): Часть устройства моделирования столкновения, на котором могут быть смонтированы элементы, используемые при испытаниях на столкновение.

3.20    удержание пользователя (occupant restraint): Система или устройство, предназначенные для удержания пользователя транспортного средства при столкновении, чтобы предотвратить его выброс и предотвратить или минимизировать взаимодействие с внутренними компонентами транспортного средства и другими пассажирами.

3.21    набедренный ремень безопасности (pelvic restraint; pelvic belt; lap belt; lap restraint; lower torso restraint): Ремень безопасности в составе системы, служащий для ограничения перемещения бедер.

3.22    точка Р (point Р)\ Базовая точка, расположенная в центре поперечного сечения цилиндра диаметром 100 мм и длиной 200 мм с продольной осью, перпендикулярной к базовой плоскости кресла-коляски, и расположенного так, что поверхность цилиндра контактирует со спинкой сиденья и верхней поверхностью сиденья. См. рисунок 1.

а

а Базовая плоскость кресла-коляски. ь Плоскость основания кресла-коляски.


3.23    поддержка позы (postural support; postural belt): Деталь или ремень, используемые для поддержания пользователя в желаемом положении сидя, но не предназначенные для обеспечения удержания пользователя при столкновении автомобиля.

Примечание —Точки крепления могут быть расположены на элементах оборудования, прикрепленных к креслу-коляске постоянно или временно.

3.26    ремень (strap): Отрезок тканого материала, используемого для крепления кресла-коляски.

3.27    имитатор кресла-коляски; ИКК (surrogate wheelchair; SWC): Жесткое устройство многократного использования, которое соответствует требованиям, приведенным в приложении Е, и которое заменяет кресло-коляску при испытаниях крепления кресла-коляски и системы удержания пользователя кресла-коляски.

3.28    трехточечный ремень безопасности (three-point restraint, three-point belt): Комплект системы удержания пользователя, состоящий из набедренного ремня безопасности и диагонального плечевого ремня, соединенных вместе около бедра пользователя. См. рисунок 2.

1 — диагональный плечевой ремень безопасности; 2 — набедренный ремень безопасности

Рисунок 2 — Трехточечный ремень безопасности

3.29 двухточечный ремень безопасности (two-point restraint; two-point belt): Комплект системы удержания пользователя ременного типа, состоящий из одного отрезка тканого материала и соответствующего оборудования, фиксирующего оба конца. См. рисунок 3.

Рисунок 3 — Два варианта двухточечного ремня безопасности: двухточечный плечевой ремень и двухточечный

набедренный ремень

3.30    плечевой ремень безопасности (upper-torso restraint; shoulder belt; diagonal belt; diagonal restraint; chest harness): Часть системы удержания пользователя, предназначенная для ограничения перемещения грудной клетки и головы за счет приложения удерживающих сил к плечам и груди.

3.31    тесьма (webbing): Тканый материал, обычно выполненный из нейлона или пряжи полиэстера, используемый при производстве ремней безопасности систем удержания пользователей и ремней крепления кресел-колясок.

4

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011

3.32    лентонаправляющее устройство (webbing guide): Хомут или кольцо, зафиксированные в автомобиле или сзади кресла-коляски, через которые проходит ремень системы удержания пользователя, изменяя свое направление вдоль длины ремня до точки фиксации к автомобилю.

3.33    плоскость основания кресла-коляски (wheelchair ground plane): Плоскость, представляющая собой поверхность, на которой расположено кресло-коляска. См. рисунок 1.

3.34    базовая плоскость кресла-коляски (wheelchair reference plane): Вертикальная плоскость, содержащая продольную ось кресла-коляски. См. рисунок 1.

3.35    крепление кресла-коляски и система удержания пользователя; ККСУП (wheelchair-tiedown and occupant-restraint system; WTORS): Комплексная система удержания пользователей, использующих кресло-коляску в качестве сиденья, и состоящая из оборудования для крепления кресла-коляски и системы удержания пользователя ременного типа.

3.36    крепление кресла-коляски; соединение кресла-коляски (wheelchair tiedown; wheelchair securement): Устройство или система, предназначенные для крепления развернутого лицом вперед кресла-коляски внутри автомобиля.

4 Требования к конструкции

4.1    ККСУП

ККСУП должна:

a)    использоваться одновременно только с одним креслом-коляской и с одним пользователем и

b)    включать в себя систему удержания пользователя ременного типа либо указав для применения ремень безопасности и фиксаторы, расположенные в автомобиле, либо путем предоставления системы удержания пользователя ременного типа с одновременным креплением кресла-коляски как части ККСУП в целом;

c)    не применять элементы креплений кресла-коляски и систем удержания пользователя, проходящие через колеса кресла-коляски;

d)    не требовать в процессе установки удаления части рамы кресла-коляски, сверления рамы кресла-коляски, деформации кресла-коляски, сварки или склеивания каких-либо частей;

e)    после установки функционировать без использования инструментов;

f)    включать элементы, предотвращающие неумышленное ослабление всех зажимов;

д) иметь малогабаритное отсоединяемое вручную оборудование и приспособления, подсоединяемые к сборочным узлам ККСУП;

h) предусматривать возможность ручного использования в случае аварийного отключения питания для любого крепления или удержания с использованием силового привода.

Требования к системе удержания ременного типа, установленной на автомобиле, прежде всего применимы к ситуации, при которой ККСУП предназначена для использования водителями, но даже в этой ситуации изготовителю ККСУП рекомендуется поставлять полную систему, которая включает крепление кресла-коляски и систему удержания пользователя, для послепродажной установки на автомобиле.

4.2    Крепления кресла-коляски

Крепления кресла-коляски и компоненты крепления должны:

a)    не разъединяться, если какой-либо компонент кресла-коляски деформирован или если одна или несколько шин спущены при столкновении автомобиля;

b)    включать в себя средства для минимизации перемещений кресла-коляски в процессе движения автомобиля, которые не требуют применения инструментов;

c)    не зависеть от тормозов кресла-коляски и

d)    не использовать систему удержания пользователя для фиксации какой-либо части кресла-коляски.

4.3    Системы удержания пользователя ременного типа, поставляемые изготовителем ККСУП

4.3.1 Системы удержания пользователя, поставляемые изготовителем ККСУП, должны:

а) иметь как набедренный, так и плечевой ремни безопасности, которые передают возникающие нагрузки на скелет пользователя;

5

1

В настоящее время ИСО 10542 включает в себя также следующие части:

-    часть 3. Системы крепления стыковочного типа;

-    часть 4. Системы крепления зажимного типа;

-    часть 5. Системы для специальных кресел-колясок.

2

1 — цилиндр диаметром 100 мм Рисунок 1 — Базовая точка Р кресла-коляски и базовая плоскость кресла-коляски

3.24    оборудование крепления (securement hardware): Компоненты крепления кресла-коляски, которые подсоединяют к креслу-коляске.

3.25    точки крепления (securement points): Точки на кресле-коляске, к которым подсоединяют крепления кресла-коляски.

3