Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

12 страниц

Устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями. Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками, как в области эргономики, так и за ее пределами. В стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р ИСО 10075-1-2019

Оглавление

1 Область применения

2 Общие понятия

3 Определения

Приложение А (справочное) Дополнительные объяснения терминов и понятий

Библиография

 

12 страниц

Дата введения01.12.2012
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

09.11.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии529-ст
ИзданСтандартинформ2012 г.
РазработанАНО НИЦ КД

Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12

ГОСТ Р исо 10075-2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Основные термины и определения

ISO 10075:1991

Ergonomic principles related to mental work-load — General terms and definitions

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2011 г. № 529-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10075:1991 «Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения» (ISO 10075:1991 «Ergonomic principles related to mental work-load — General terms and definitions»)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИСО 10075-2011

Библиография

[1]    ISO 9001:2008 Quality management systems — Requirements (ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества — Т ребования)

[2]    Donovan, N., Brown, J. and Bellulo, L., Satisfaction with public services — A discussion paper, Strategy Unit, Cabinet Office, London, November 2001 (<http://www.strategy.gov.uk/downloads/files/satisfaction.pdf>)

[3]    Great Britain. Data Protection Act 1998 (DPA). London: The Stationery Office

7

УДК 658:562.014:006.354    ОКС    01.040.13;    13.180

Ключевые слова: эргономика, эргономические принципы проектирования, умственная нагрузка, умственная усталость, умственное напряжение, снижение бдительности, монотония

Редактор И.В. Меньших Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 26.06.2012. Подписано в печать 09.07.2012. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 0,70. Тираж 89 экз. Зак. 605.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru    info@gostinfo.ru

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

ГОСТ Р ИСО 10075-2011

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Общие понятия...............................................1

3    Определения................................................1

Приложение А (справочное) Дополнительные объяснения терминов и понятий............4

Библиография.................................................7

III

Введение

В настоящем стандарте представлены термины, относящиеся кумственной нагрузке и ее последствиям, которые должны быть учтены в данной области. В стандарте приведен более полный набор терминов по сравнению с ИСО 6385:1981 «Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем».

IV

ГОСТ Р ИСО 10075-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Основные термины и определения

Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions

Дата введения — 2012—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины, как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.

Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.

В настоящем стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания.

2    Общие понятия

Любая деятельность, даже физическая, может приводить к умственному стрессу1), в настоящем стандарте «умственный стресс» является термином, используемым для обозначения любого внешнего воздействия на умственное состояние человека. Умственный стресс вызывает процессы увеличения или уменьшения умственного напряжения человека. Умственное напряжение имеет как положительные, так и отрицательные последствия, такие как усталость и/или состояния, аналогичные усталости. Непрямыми последствиями умственного напряжения могут быть обучение и приобретение практических навыков. Последствия умственного напряжения, упомянутые в настоящем стандарте, могут отличаться по форме и интенсивности в зависимости от индивидуальных и ситуационных предварительных условий.

В настоящем стандарте выражение «умственный» использовано по отношению к процессам, связанным с переживаниями и поведением человека. Термин «умственный» в этом смысле относится к когнитивным, информационным и эмоциональным процессам. Применение данного термина обусловлено тем, что отмеченные аспекты являются взаимосвязанными и на практике их нельзя рассматривать раздельно.

3    Определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии на en mental stress человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека2).

^ См. приложение А, пункт А.4. 2) См. приложение А.

Издание официальное

3.2    умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие en mental strain умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического

начального состояния человека1), в том числе индивидуальных способов психологической адаптации.

3.3    Последствия умственного напряжения2)

3.3.1    Положительные последствия

3.3.1.1    врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизо- en warming-up effect вать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки,

выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий.

3.3.1.2    активизация: Внутреннее состояние человека, характеризуе- en activation мое определенной степенью умственной и физической работоспособности.

Примечание 1 — Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т. е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации.

3.3.2 Отрицательные последствия

Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления.

3.3.2.1    умственная усталость: Временное снижение умственной и en mental fatigue физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего

умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности.

Примечание 2 — Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т. п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния.

3.3.2.2    состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у en fatigue-like states человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного

однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуа-цию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение.

Примечание 3 — Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно.

3.3.2.2.1 монотония3): Медленно развивающееся состояние понижен- en monotony ной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости,


снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений.

3.3.2.2.2    снижение бдительности: Медленно развивающееся состоя- еп ние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению.

Примечание 4 — Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям.

3.3.2.2.3    умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, еп сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению «медленно тянущегося времени» и «топтания на месте».

Примечание 5 — Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями.

3.3.3    Другие последствия

3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной еп производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения.


reduced vigilance


mental satiation


practice effect


3


Приложение А (справочное)

Дополнительные объяснения терминов и понятий

А.1 На рисунке А. 1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.

А.2 Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований.

А.З В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.

А.4 Из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте это слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие на его умственное состояние. Как следствие, «умственный стресс» как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об «облегчающих напряжение».

4


Человек    Среда


Ситуационные воздействия на умственный стресс, например:

Рабочие требования

Физические условия

Социальные и организационные факторы

Общественные факторы (внешние по отношению к организации)

Например:

Например:

Например:

Например:

Непрерывное внимание

Освещение (яркость,

Тип организации

Социальные контакты

(наблюдение за экраном радара в

контраст, блеск)

(структура управления,

(работа в изоляции,

течение длительного периода времени)

Климатические

правила общения)

отношения с клиентами)

Обработка информации

условия (температура,

Атмосфера в

Социальные требования

(количество и качество сигналов,

влажность, движение

организации (отношение к

(ответственность за

которые необходимо обнаружить,

воздуха)

новым работникам,

общественное

построение заключений на

межличностные

здравоохранение и

основе неполной информации, выбор методу альтернативными

Шум (уровень громкости, звуковая

отношения)

благосостояние)

вариантами действий)

частота)

Г рупповые факторы

Ответственность (за

(групповая структура,

Культурный уровень

здоровье и безопасность коллег, снижение производительности)

Погода (дождь, шторм)

сплоченность)

(приемлемые рабочие условия, зарплата, нормы)

Продолжительность и

Запах (приятный,

Руководство (строгий

временная картина деятельности

неприятный)

надзор, директивное

Экономическая ситуация

(часы работы, перерывы для отдыха, посменная работа) Содержание задания (планирование, выполнение, контроль, оценка)

Опасность (работа под землей, транспорт, работа с взрывчатыми веществами)

управление)

Конфликты (методу группами сотрудников)

(рынок труда)



Индивидуальные характеристики, изменяющие взаимосвязи между стрессом и напряжением, например:

Уровень целеустремленности, уверенность в своих силах, мотивация, отношение к работе, типы психологической адаптации

Способности, умения, знания, опыт

Общее состояние, здоровье, телосложение, возраст, питание

Фактическое состояние, исходный уровень активизации




Положительные последствия

Отрицательные последствия

Другие последствия

Врабатываемость, активизация

Умственная усталость и/или состояние, сходное с усталостью (монотония, снижение бдительности, умственное пресыщение)

Практический опыт


Рисунок А. 1 — Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке


со

X


Q.

С


Воздействие


5


Алфавитный указатель терминов на русском языке

активизация.....................................................3.3.1.2

врабатываемость..................................................3.3.1.1

монотония.....................................................3.3.2.2.1

практический опыт.................................................3.3.3.1

снижение бдительности.............................................3.3.2.2.2

состояние, сходное с усталостью.........................................3.3.2.2

умственное напряжение................................................3.2

умственное пресыщение.............................................3.3.2.2.3

умственный стресс...................................................3.1

умственная усталость...............................................3.3.2.1

Алфавитный указатель терминов на английском языке

activation.......................................................3.3.1.2

fatigue-like states..................................................3.3.2.2

mental fatigue....................................................3.3.2.1

mental satiation..................................................3.3.2.2.3

mental strain.......................................................3.2

mental stress.......................................................3.1

monotony.....................................................3.3.2.2.1

practice effect....................................................3.3.3.1

reduced vigilance.................................................3.3.2.2.2

warming-up effect..................................................3.3.1.1

6

1

11 См. приложение А, пункт А.З.

2

) Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия какой-либо функциональной взаимосвязи.

3

> В качестве синонима термину «монотония» иногда применяют термин «состояние однообразия».