Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

11 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя , максимальной допустимой удельной нагрузки на подшипник, предельной допустимой температуры подшипника , представляющие собой геометрически и технологически зависимые эксплуатационные пределы трибологической системы подшипников скольжения.

Настоящий стандарт распространяется на круглоцилиндрические подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Рабочие параметры для иключения износа

4 Рабочие параметры для иключения чрезмерной механической нагрузки

5 Рабочие параметры для иключения чрезмерной тепловой нагрузки

6 Рабочие параметры для зазора подшипника

Приложение А Библиография

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ ИСО 7902-3-2001 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме

КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ

ПОДШИПНИКИ

Часть з

Допустимые рабочие параметры

Издание официальное

БЗ 2 -2000/20


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск

Страница 2

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения», Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по станиартикшмн

Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан Республика Узбекистан Украина

Азгосстандарт Ар м госстандарт

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстандарт

Молдонастандарт

Госстандарт России

Таджикстандарт

Главгосслужба «Туркмснстандартлары ■>

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7902-3—98 «Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 3. Допустимые рабочие параметры*

3    Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. № 69-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7902-3— 2001 введен и действие непосредственно и качестве государственного стандарта Российской Федерации с I июля 2002 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

@ И ПК Издательство стандартов.2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Содержание

1    Область применения....................................................... I

2    Нормативные ссылки...................................................... 1

3    Рабочие параметры для исключения    износа..................................... I

4    Рабочие параметры для исключения    чрезмерной    механической    нагрузки...............5

5    Рабочие параметры для исключения    чрезмерной    тепловой нагрузки...................5

6    Рабочие параметры для зазора подшипника.....................................6

Приложение А Библиография.................................................7

III

Страница 4

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Гнлродннамическис радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме

КРУГЛОЦИЛИНДРИ1ЧЕСКИЕ ПОДШ ИIIнИки

Часть 3

Допустимые рабочие параметры

Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions. Circular cylindrical bearings. Pan 3. Permissible operational parameters

Дата введения 2002—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя А1(т, максимальной допустимой удельной нагрузки на подшипник д, предельной допустимой температуры подшипника 7Jlm, представляющие собой геометрически и технологически зависимые эксплуатационные пределы трибологической системы подшипников скольжения.

Настоящий стандарт распространяется на круглоцилиндрические подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1.

Установленные эмпирические значения могут быть модифицированы для определенных случаев применения, например, при учете информации, поступающей от изготовителей.

Описания используемых обозначений и примеры расчета приведены в ГОСТ ИСО 7902-1.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7902-1-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Метод расчета

3    Рабочие параметры для исключения износа

3.1    При сохранении допустимой критической толщины смазочного слоя достигается полное смазывание подшипника скольжения, обеспечивающее наименьшее возможное изнашивание и низкую восприимчивость к дефектам. Смазочный материал не должен содержать загрязняющих примесей, способствующих увеличению изнашивания, возникновению задира и местного перегрева, что может нарушить нормальное функционирование подшипника скольжения. При необходимости смазочный материал следует профильтровать.

3.2    Допустимую критическую толщину смазочного слоя hhm, характеризующую переход к смешанному трению (см. 6.6 ГОСТ ИСО 7902-1), определяют по уравнению:

Л11т =    + fcj * 'А Ву + '/2 у +    <1)

учитывающему согласно рисунку I следующие составляющие:

— сумму средних высот неровностей поверхности скольжения подшипника и вала при идеальном расположении (линия Л" — X) |/fc„ + Лг,|.

И манне официальное

I

Страница 5

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Рисунок 1 — Минимальная допустимая толщина смазочного слоя, когда не допускается процесс приработки

—    смешение (линия У— Y) подлине подшипника |'/’ Z?s|;

—    средний прогиб (линия Z— Z) ('/2 >')•

3.3    Если на поверхности скольжения (подшипника или вала) в окружном направлении возникают волновые геометрические отклонения, то их следует учитывать при определении hUm с помошью параметра эффективной волнистости для наиболее неблагоприятного положения вала. В этом случае /rWJ4 ctI является эффективной волнистостью подшипника при статической нагрузке или эффективной волнистостью вала при врашаюшейся нагрузке соответственно.

Эффективную волнистость    и    максимальную    допустимую эффективную волнистость

^«iiv.cn.iim •* заданной рабочей точке (е или Л11т) определяют с помошыо рисунков 2, 3. если известны шероховатость, деформация и наклон.

3.4    Исходя из уравнения (1),принимаем

Кш = т + A.,v.crr-

где т = Rzu + R<s + '/; By + '/: У,

, £

wjv.cfT ” 77

При заданной минимальной толщине смазочного слоя hmin максимальную допустимую эффективную волнистость определяют по формуле

— ЛЮ1П — Ш,

а максимальную допустимую абсолютную волнистость. /i»av.Efr.iun определяют по формуле

. ш С,

<*»».11» = £ wiv.cir.llm-

2

Страница 6

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Число волн I на периферии поверхности скольжения ила или пишимпника

Рисунок 2 — Определение эффективной волнистости Л*.», с и и максимальной допустимой

эффСКТИВНОЙ ВОЛНИСТОСТИ Л»л*,е1Г,1нп

3

Страница 7

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

I — noticpxHoctb скольжении подшипника или шла Число воли г — 3«07«W

Рисуиок 3 — Абсолютная амплитуда волнистости A„av. период волнистости ч\,4>. число волн / поверхности

скольжения

3.5    Пример определения    A|,m,    />eav.en.iim    и    Awnv.um    а    соответствии    с рисунком 2.

Заданные величины:

В/D = 0.5; С/2 = 85хЮ~6 м; т = 6х10~6 м;

Аи4> = 5хЮ-6 м; / = 6; Amln = 8,5х10~6 м; е = 1-    =    0,9.

При значении В/D = 0,5 по рисунку 2 £ = 0,86, при значениях I = 6 и е = 0,9 по рисунку 2 <?*= 1,85.

Следовательно:

= 0,86/1,85x5x10-й = 2,32x10-6 м;

Аы» = 6x10“6 + 2,32х10-6 = 8,32x10 ''' м.

Так как Ат,„ > АЬт, то Am,„ = 8.5Х10-6 м допустимо.

Далее определяют:

'Wfl.ue = 8.5xl0-h - 6x10-6 = 2,5x10 6 м;

К*лт = 1.85/0.86x2,5x10-6 = 5,38х10~ь м.

3.6    На практике отклонения от формы в большинстве случаев неравномерны. Для определения ^wjv.ert решающим фактором является наличие волн на нагруженной поверхности скольжения.

Для процессов приработки под малой нагрузкой при небольшой скорости скольжения можно допустить значительно меньшую минимальную толщину смазочного слоя в связи со сглаживанием и приработкой поверхности скольжения. При необходимости, следует использовать подшипниковый материал с хорошими приработочными свойствами.

В таблице 1 приведены эмпирические допустимые значения для A]im. Предположим, что вал имеет среднюю высоту неровностей поверхности Rzj £ 4 мкм. поверхность скольжения имеет небольшие погрешности геометрии, сборка выполнена аккуратно и смазочный материал соответствующим образом отфильтрован.

Страница 8

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Таблица I — Эмпирические допустимые значения для минимальной допустимой наименьшей толщины смазочного слоя Аьт

Диаметр вала Dj. мм

*1м> и к*

при скорости скольжении пала i/j, м/с

V, S 1

KU, S 3

3<U, i 10

10< С/, S 30

30<

24< Dj й 63

3

4

5

7

10

63<Dj s 160

4

5

7

9

12

m<Ds £400

6

7

9

11

14

400</>j s 1000

8

9

11

13

16

1000<Ц £ 2500

10

12

14

16

18

4 Рабочие параметры для исключения чрезмерной механической нагрузки

Максимальную допустимую удельную нагрузку на подшипник р,,т определяют, исходя из требования, что деформация поверхности скольжения не должна приводить к нарушению правильного функционирования и образованию трещин. Кроме состава подшипникового материала, имеются другие решающие факторы воздействия, а именно: метод изготовления, структура материала, толщина подшипникового материала, а также геометрия и тип основы вкладыша подшипника. Независимо от этих факторов следует исследовать, подвержен ли подшипник при пуске полной нагрузке. Если удельная нагрузка на подшипник при пуске находится в пределах р = 2,5 — 3 Н/мм\ то может возникнуть необходимость понизить давление с помощью подачи масла под давлением (вспомогательное гидростатическое устройство). В ином случае на поверхности скольжения может возникнуть износ.

В таблице 2 приведены эмпирические значения для phm.

Таблица 2 — Эмпирические значения максимально допустимой удельной нагрузки на подшипник р нш

Группа подшипниковых материалов11. Сплавы на основе

Л-*. МПа

РЬ и Sn

5(15)

Cu-Pb

7(20)

Си — Sn

7(25)

Al-Sn

7(18)

Al-Zn

7(20)

■> Материалы согласно ИСО 4381, ИСО 4382-1. ИСО 4382-2 и ИСО 4383 |2| - [5|.

2) Значения, приведенные в скобках, до сих нор применялись для общего машиностроения только в отдельных случаях и могут, в порядке исключения, допускаться для специальных рабочих условий, например, при очень низких скоростях скольжения.

§ Рабочие параметры для исключения чрезмерной тепловой нагрузки

5.1 Предельно допустимая температура подшипника Т11т, зависит от подшипникового и смазочного материалов. При повышении температуры твердость и прочность подшипникового материала уменьшаются. В связи с низкой температурой плавления это особенно заметно для сплавов на основе свинца и олова.

Вязкость смазочного материала уменьшается с повышением температуры, а при температурах свыше 80 "С увеличивается старение смазочных материалов на основе минеральных масел. Таким образом, несущая способность подшипника скольжения уменьшается, что при определенных условиях может привести к смешанному трению с износом.

5

Страница 9

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

5.2. При стационарном режиме работы подшипника скольжения температурное поле постоянно. При расчете подшипника скольжения по ГОСТ ИСО 7902-1 тепловая нагрузка на подшипник описывается как температура подшипника Гв или температура смазочного материала на выходе Тсу при условии, чтобы они не превышали Тит.

5.3 Параметры, приведенные в таблице 3. являются обшими эмпирическими значениями для Тит, где учитывается, что максимальное значение температурного поля больше, чем расчетная температура подшипника Та или расчетная температура смазочного материала на выходе Тех.

Та б л и ца 3 — Эмпирические допустимые значении для предельно допустимой температуры подшипника 7ьт

Тип смашвамия подшипника

7',, 'С11 при

oi кошении обшего объема смаючмого материала к объему смаючмого материала в минуту (расход смазочного материала)

ао S

более 5

Смазывание иод давлением (циркуляционное смазывание)

100(115)

110(125)

Смазывание без давления (само-смазыванис)

90(110)

^Значения в скобках могут допускаться в порядке исключения при особых рабочих условиях.

5.4 Из общего количества смазочного материала для смазывания подшипника в смазочном зазоре всегда имеется только небольшое его количество на ограниченный период, и он находится при повышенной температуре. Это значит, что не только 7'„ или ТС!К. но также и отношение обшего количества смазочного материала к расходу смазки яатяется решающим для долговечности подшипника. Это отношение более благоприятно для подшипников с окружной смазкой, чем для самосма-зываюшихся подшипников.

6 Рабочие параметры для зазора подшипника

6.1    Зазор подшипника значительно ачняет на рабочие характеристики подшипников скольжения. Хотя эту величину фактически определяют с учетом всех других рабочих характеристик, на практике оказалась полезной нижеприведенная аппроксимирующая формула, согласно которой средний относительный зазор подшипника ц/ рассчитывают как функцию периферийной скорости U,

V = 0,8

где U„ м/с:

V, %<■-

Практика показала, что иногда бывает трудно осуществить соответствующую посадку с зазором с помошью допусков по ИСО 286-2 111.

Иногда возникают отклонения большие, чем среднее значение, рассчитанное по этой формуле.

По этой причине зазор подшипника должен быть предпочтительно следующим:

0.56: 0,8: М2; 1.32; 1,6; 1,9; 2,24; 3,15 <%о>,

где основные относительные зазоры подшипника расположены ступенями в соответствии с рядами предпочтительных чисел.

6.2    Данные, приведенные в таблице 4. явтяются обшими эмпирическими значениями ф, где учитывается не только зависимость от периферийной скорости, но и от диаметра. Причиной яатяется тот факт, что для тех же чисел Зоммерфельла и тех же отношений В/D наибольшая температура, измеренная в подшипнике, увеличивается с уменьшением диаметра. Выбор зазора подшипника по таблице 4 уменьшает эту тенденцию.

6

Страница 10

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

Таблица-* — Эмпирические допустимые значения среднего относительного шюра подшипника v, И/оо

Диаметр пала Dt.

MM

V- */(.>

при скорости скольжеиия вала Vy м/с

V, si

К V, i 3

3 <и, £ 10

10< и, s 30

3<К V,

D, S 100

1,32

1.60

1.90

2,24

2.24

100</)j S250

1.12

1,32

1.60

1.90

2.24

250<Z>j

1,12

1,12

1,32

1.60

1,90

В таблице 4 не учтены исключительные воздействия, такие как:

-    высокая температура вала, вызванная теплопроводностью извне в подшипник;

-    значительная упругая деформация, вызванная нагрузкой на подшипник;

-    большая разница в тепловой деформации или тепловом расширении вала и подшипника;

-    смазочные материалы с особенно высокой или низкой вязкостью.

Расчет рабочего смазочного зазора приведен в 6.7 ГОСТ ИСО 7902-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Библиография

|l| ISO 286-2:1988, ISO system of limits and fits — Part 2: Tables of standard tolerance grades and limit deviations for holes and shafts

(2| ISO 4381:1991, Plain bearings — Lead and tin casting alloys for multilayer plain bearings

|3| ISO 4382-1:1991. Plain bearings — Copper alloys — Part I: Cast copper alloys for solid and multilayer thick-walled plain bearings

|4| ISO 4382-2:1991. Plain bearings — Copper alloy* — Part 2: Wrought copper alloys for solid plain bearings |5| ISO 4383:1991, Plain bearings — Multilayer materials for thin-walled plain bearings

7

Страница 11

ГОСТ ИСО 7902-3-2001

УДК 621.822.5:531.717.1.006.354    МКС 21.100.10    Г16    ОКП    41    7000

Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, правила расчета

Редактор Р. Г. Г<мнер()о«скаж Технический реликтор Л.Л. Гусешаг Корректор Р. Л. Чем тона Компьютерная перст ка И.А. Налейкипой

Идя, лиц. № 02354 от 14.07.2000. Слано п набор 20.03.2002. Подписано в печать 17.04.2002. Уел. псч. л. 1.40. Уч.«иза.д. 0.90.

Тира* 241 jkt. С 5206. Зак. 335.

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва. Колодезный пер., 14. htlp://»'wwAtandarch-ru    e-mail:    nifofi standanJs.ru

Набрано н Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательства стандартов — титт. «Московский печатник», 103062 Москва. Лилии пер.. 6.

Плр J* 0S0I02