Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя, максимальной допустимой удельной нагрузки на подшипник, предельной допустимой температуры подшипника, представляющие собой геометрически и технологически зависимые эксплуатационные пределы трибологической системы подшипников скольжения.

Стандарт распространяется на круглоцилиндрические подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1.

 Скачать PDF

Стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7902-3-98

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Рабочие параметры для исключения износа

4 Рабочие параметры для исключения чрезмерной механической нагрузки

5 Рабочие параметры для исключения чрезмерной тепловой нагрузки

6 Рабочие параметры для зазора подшипника

Приложение А Библиография

 

11 страниц

Дата введения01.07.2002
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.05.2001УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации19
19.02.2002УтвержденГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии69-ст
РазработанВНИИНМАШ
РазработанМТК 344 Подшипники скольжения
ИзданИПК Издательство стандартов2002 г.

Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions. Circular cylindrical bearings. Part 3. Permissible operational parameters

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме

КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ

ПОДШИПНИКИ

Ч асть з

Допустимые рабочие параметры

БЗ 2- 2000/20


Издание официальное

М ЕЖГОСУДАРСТВЕННЫ Й СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения». Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наимсмонаннс государства

Наименование национального органа по стандарт танин

Атсрбайлжанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Ка тстан Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан Республика Утбскистан Украина

Азгосстандарт Арм госстандарт

Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Кыргьмсгамларт М олловас таила рт Госстандарт России Таджнкстанларт

Главгосслужба »Туркмснстандартлары • У згоссгаидарт Госстандарт Украины

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7902-3—98 «Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглонилинлричсскис подшипники. Часть 3. Допустимые рабочие параметры»

3    Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. № 69-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7902-3-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов,2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

Содержание

1    Область применения....................................................... I

2    Нормативные ссылки...................................................... I

3    Рабочие параметры для    исключения износа..................................... I

4    Рабочие параметры для    исключения чрезмерной    механической нагрузки...............5

5    Рабочие параметры для    исключения чрезмерной    тепловой нагрузки...................5

6    Рабочие параметры для    зазора подшипника.....................................6

Приложение А Библио!рафия.................................................7

III

МЕЖГОСУДАРСТВЕН II Ы Й СТАНДАРТ

Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме

КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ

Ч а с т ь 3

Допустимые рабочие параметры

Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions. Circular cylindrical bearings. Part 3. Permissible operational parameters

Дата введения 2002—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя h|im. максимальной допустимой удельной нагрузки на подшипник р\т. предельной допустимой температуры подшипника 7j,m, представляющие собой геометрически и технологически зависимые эксплуатационные пределы трибологической системы подшипников скольжения.

Настоящий стандарт распространяется на круглоцилинлричсскис подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1.

Установленные эмпирические значения могут быть модифицированы для определенных случаев применения, например, при учете информации, поступающей от изготовителей.

Описания используемых обозначений и примеры расчета приведены в ГОСТ ИСО 7902-1.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7902-1-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилинлричсскис подшипники. Метод расчета

3    Рабочие параметры для исключения износа

3.1    При сохранении допустимой критической толщины смазочного слоя /»)im достигается полное смазывание подшипника скольжения, обеспечивающее наименьшее возможное изнашивание и низкую восприимчивость к дефектам. Смазочный материал не должен содержать загрязняющих примесей, способствующих увеличению изнашивания, возникновению задира и местного перегрева, что может нарушить нормальное функционирование подшипника скольжения. При необходимости смазочный материал следует профильтровать.

3.2    Допустимую критическую толщину смазочного слоя /»,im. характеризующую переход к смешанному трению (см. 6.6 ГОСТ ИСО 7902-1). определяют по уравнению:

Лцш =    +    ♦    '/:    %    + '/г У +    (I)

учитывающему согласно рисунку I следующие составляющие:

— сумму средних высот неровностей поверхности скольжения подшипника и вала при идеальном расположении (линия X— X) |/fcu + /?сД

II мание официальное

ШИШ

цц|

L

1/28

3

Рисунок 1 — Минимальная допустимая толщина смазочного слоя, когда нс допускается процесс приработки


J J



—    смешение (линия )'— У) подлине подшипника |'/2 Я>|:

—    средний прогиб (линия Z— Z) |'/2 _v|.

3.3    Если на поверхности скольжения (полшипника или вала) в окружном направлении возникают волновые геометрические отклонения, то их следует учитывал» при определении hUm с помощью параметра эффективной волнистости />«аУ4ггДЛя наиболее неблагоприятного положения ваза. В этом случае Kw.cn яазяется эффективной волнистостью подшипника при статической нагрузке или эффективной волнистостью вала при вращающейся нагрузке соответственно.

Эффективную волнистость Knjff и максимальную допустимую эффективную волнистость ^wav.cirjim в заданной рабочей точке (с или /»Um) определяют с помощью рисунков 2. 3, если известны шероховатость, деформация и наклон.

3.4    Исходя из уравнения (1).принимасм

Л||Ш = т + Л*а\.сГГ*


где т - Rzн + Rz, + '/г By + '/2 >"


wjrt'.cfl*


а;

а


а.


При заданной минимальной толщине смазочного слоя /;т,п максимальную допустимую я|и|нгк-тивную волнистость определяют по формуле

^wav.cff.hm ^min

а максимальную допустимую абсолютную волнистость. A.JV.e«r.iim определяют по формуле


ГОСТ И СО 7902-3-2001



Число пали 1 ни периферии поверхности скольжения пали или подшипники

Рисунок 2 — Определение эффективной волнистости    и    максимальной    допустимой

эффективной ВОЛНИСТОСТИ /bkirv.cfr.bm


3


3.5    Пример определения    ЛКт,    Лвж.сГГ.|,т    и    /Wi,m    в    соответствии    с рисунком 2.

Заданные величины:

В/П = 0.5; С/2 = 85x10* м; т = 6x10 6 м;

“5x10 6 м; i = 6; hmn = 8.5x10* м; е - I- 1 = 0.9.

При значении В/D = 0.5 по рисунку 2 Е = 0.86. при значениях /' = 6 и е = 0.9 по рисунку 2 6 = 1,85.

Следовательно:

'Weir = 0.86/ 1.85x5x10 6 - 2.32x10 6 м;

ЛНт = 6x10-* + 2.32x10 6 = 8.32x10 6 м.

Так как /»min > то /;mjn = 8.5x10 * м допустимо.

Далее определяют:

/'wav.cfT.lim “ 8.5x10 6 - 6x10 6 - 2.5x10 6 MI /'wav.hm = 1.85/0.86x2.5x10 -* = 5,38x10 * м.

3.6    На практике отклонения от формы в большинстве случаев неравномерны. Для определения /'wav.cn решающим фактором является наличие волн на нагруженной поверхности скольжения.

Для процессов приработки под малой нагрузкой при небольшой скорости скольжения можно допустить значительно меньшую минимальную толщину смазочного слоя в связи со сглаживанием и приработкой поверхности скольжения. При необходимости, следует использовать подшипниковый материал с хорошими приработочными свойствами.

И таблице I приведены эмпирические допустимые значения для Предположим, что вал имеет среднюю высоту неровностей поверхности Rz} £ 4 мкм. поверхность скольжения имеет небольшие погрешности геометрии, сборка выполнена аккуратно и смазочный материал соответствующим образом отфильтрован.

4

Таблица I — Эмпирические допустимые значения лля минимальной допустимой наименьшей толшинм смазочного слоя Л|,т

Диаметр вата />,. мм

/l|im, MKM

при скорости скольжения вата (/,. м/с

U,S 1

Kt'jS3

3<(/, s 10

I0<t', s30

30<t/,

24< Dj S 63

3

4

5

7

10

63<flj S 160

4

5

7

9

12

160< /3j S 400

6

7

9

II

14

400</Jj S 1000

8

9

II

13

16

IOOO<0j < 2500

10

12

14

16

18

4 Рабочие параметры для исключения чре (мерной механической нагрузки

Максимальную допустимую удельную нагружу на подшипник Ят определяют, исходя из требования, что деформация поверхности скольжения не должна приводил» к нарушению правильного функционирования и образованию трещин. Кроме состава подшипникового материала, имеются другие решающие факторы воздействия, а именно: метод изготовления, структура материала, толщина подшипникового материала, а также геометрия и тип основы вкладыша подшипника. Независимо от этих факторов следует исследовать, подвержен ли подшипник при пуске полной нагрузке. Если удельная нагрузка на подшипник при пуске находится в пределах рш 2.5 — 3 Н/мм2. то может возникнуть необходимость понизить давление с помощью подачи масла под давлением (вспомогательное гидростатическое устройство). II ином случае на поверхности скольжения может возникнуть износ.

В таблице 2 приведены эмпирические значения для />,,т.

Табл и на 2 — Эмпирические течения максимально допустимой удельной нагрузки на подшипник р i.m

Группа полшигшикопмч материатпп1*. С плавы на основе

/W1. МПа

РЬ и Sn

5(15)

Си - РЬ

7(20)

Си — Sn

7 (25)

А1 - Sn

7(18)

AI - Zn

7(20)

Материалы согласно ИСО 4381. ИСО 4382-1, ИСО 4382-2 и ИСО 4383 |2| - |5|.

2> Значения, прицеленные и скобках, ло сих пор применялись лля общего машиностроения только в отдельных случаях и могут, и порядке исключения, допускаться для специальных рабочих условий, например, при очень низких скоростях скольжения.

5 Рабочие параметры для исключения чрезмерной тепловой нагрузки

5.1 Предельно допустимая температура подшипника 7]. зависит от подшипникового и смаючного материалов. При повышении температуры твердость и прочность подшипникового материала уменьшаются. В связи с низкой температурой плавления это особенно заметно для сплавов на основе свинца и олова.

Вязкость смазочного материала уменьшается с повышением температуры, а при температурах свыше 80 ’С увеличивается старение смазочных материалов на основе минеральных масел. Таким образом, иссушая способность подшипника скольжения уменьшается, что при определенных условиях может привести к смешанному трению с износом.

5

5.2. При стационарном режиме работы подшипника скольжения температурное поле постоянно. При расчете подшипника скольжения по ГОСТ ИСО 7902-1 тепловая нагрузка на подшипник описывается как температура подшипника Тп иди температура смазочного материала на выходе Тсх при условии, чтобы они не превышали 7|im-

5.3 Параметры, приведенные в таблице 3. являются общими эмпирическими значениями для 7Jim. где учитывается, что максимальное значение температурного поля больше, чем расчетная температура подшипника 1ГВ или расчетная температура смазочного материала на выходе Т.

Та б л и на 3 — Эмпирические допустимые значения для предельно допустимой температуры подшипника 7i,m

Гип смазывания подшипника

ТШ- *С" при

опюшении общего объема смазочного маге риала к объему смазочного материала в минуту (расход смазочного материала)

до 5

более 5

Смазывание пол давлением (циркуляционное сма зыванис)

100(115)

110(125)

Смазывание без давлении (само-смазывание)

90(110)

" Значения в скобках могут допускаться в порядке исключения при особых рабочих условиях.

5.4 Из общего количества смазочного материала для смазывания подшипника в смазочном зазоре всегда имеется только небольшое его количество на ограниченный периол, и он находится при повышенной температуре. Это значит, что не только Гв или Тех. но также и отношение общего количества смазочного материала к расходу смазки является решающим для долговечности подшипника. Эго отношение более благоприятно для подшипников с окружной смазкой, чем для самосма-зывающихся подшипников.

6 Рабочие параметры для зазора подшипника

6.1 Зазор подшипника значительно влияет на рабочие характеристики подшипников скольжения. Хотя эту величину фактически определяют с учетом всех других рабочих характеристик, на практике оказалась полезной нижеприведенная аппроксимирующая формула, согласно которой средний относительный зазор подшипника у рассчитывают как функцию периферийной скорости U}

V = 0.8 х't/j.

где Uy. м/с;

V. "/оо-

Практика показала, что иногда бывает трудно осуществить соответствующую посадку с зазором с помощью допусков по ИСО 286-2 |1|.

Иногда возникают отклонения большие, чем среднее значение, рассчитанное по этой формуле.

По этой причине зазор подшипника должен быть предпочтительно следующим:

0.56: 0.8; 1.12: 1.32; 1.6; 1.9; 2.24; 3.15 <%,).

где основные относительные зазоры подшипника расположены ступенями в соответствии с рядами предпочтительных чисел.

6.2 Данные, приведенные в таблице 4. яазяются общими эмпирическими значениями у. где учитывается нс только зависимость от периферийной скорости, но и от диаметра. Причиной является гот факт, что для тсх же чисел Зоммерфельла и тсх же отношений В/D наибольшая температура, измеренная в подшипнике, увеличивается с уменьшением диаметра. Выбор зазора подшипника по таблице 4 уменьшает эту тенденцию.

Табл и на 4 — Эмпирические допустимые значения среднего относительного зазора подшипника у. "/■»

Диаметр вала I),. MM

V. "Лю

при с корост скольжения вала V,. м/с

(/,£1

!<(/,£ 3

3<Г/,£ 10

ККГ/, £30

30<(/,

P, £ 100

1.32

1.60

1.90

2.24

2.24

I00</3j £ 250

1.12

1.32

1.60

1.90

2.24

250< P)

1.12

1.12

1.32

1.60

1.90

И таблице 4 нс учтены исключительные воздействия, такие как:

-    высокая температура вала, вызванная теплопроводностью извне в подшипник;

-    значительная упругая деформация, вызванная нагрузкой на подшипник:

-большая разница в тепловой деформации или тепловом расширении нала и подшипника:

-    смазочные материалы с особенно высокой или низкой вязкостью.

Расчет рабочего смазочного зазора приведен в 6.7 ГОСТ ИСО 7902-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л (справочное)

Библиография

111 ISO 286-2:19X8. ISO system of limits and fits — Pari 2: Tables of standard tolerance grades and limit deviations for holes and shafts

|2| ISO 4381:1991. Plain bearings — Lead and tin casting alloys for multilayer plain bearings

|3| ISO 4382-1:1991. Plain bearings — Copper alloys — Part I: Cast copper alloys for solid and multilayer thick-walled plain hearings

|4| ISO 4382-2:1991, Plain bearings — Copper alloys — Part 2: Wrought copper alloys for solid plain bearings |5| ISO 4383:1991, Plain bearings — Multilayer materials for thin-walled plain bearings

7