Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

56 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55882.1-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие условия эксплуатации и технические условия для электрооборудования железнодорожного подвижного состава.

 Скачать PDF

Содержит требования IEC 60077-1(1999)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Характеристики

6 Информация о продукции

7 Условия эксплуатации

8 Конструктивные и эксплуатационные требования

9 Правила приемки

10 Виды, последовательность и условия испытаний

11 Требования к испытаниям

Приложение А (обязательное) Определение изоляционного промежутка и длины пути тока утечки.

Приложение В (обязательное) Правила измерения путей тока утечки и изоляционных промежутков

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.01.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

22.11.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2080-ст
РазработанООО ТТК - Бизнес
ИзданСтандартинформ2015 г.

Electric equipment for rolling stock. Part 1. General service conditions and specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

55882.1-

2013

(МЭК 60077-1:1999)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Часть 1

Общие условия эксплуатации и технические условия

IEC 60077-1:1999 Railway applications — Electric equipment for rolling stock — Part 1: General service conditions and general rules (MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТелеКом-Бизнес» (ООО «ТТК-Бизнес») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта. указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 2080-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60077-1:1999 «Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и общие правила» (IEC 60077-1:1999 «Railway applications — Electric equipment for rolling stock — Part 1: General service conditions and general rules»).

При оформлении стандарта заменены отдельные слова и фразы, в том числе в связи с внесением редакционных изменений. При этом данные слова и фразы выделены в тексте национального стандарта курсивом.

Внесение этих технических отклонений обусловлено необходимостью учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, особенностей объекта и аспекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, норм русского языка и принятой в Российской Федерации терминологии.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты.». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующие уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

7.4    Влажность

Для электрооборудования подвижного состава, отнесенного согласно (1) к классу 5К2, относительная влажность окружающей среды должна составлять 95 % при изменении температуры в диапазоне от минус 25 °С до 30 °С. при этом абсолютная влажность не должна превышать 30 г/мЗ.

Электрооборудование подвижного состава должно работать при выпадении росы и инея с последующим оттаиванием.

7.5    Биологические условия

Факторы риска биологического воздействия должны быть установлены в соответствии с (1). класс 5В2.

7.6    Химически активные вещества

Существующие химически активные вещества должны быть нормированы в соответствии с (1). класс 5С2.

7.7    Механически активные вещества

Существующие механически активные вещества должны быть нормированы в соответствии с [1]. класс 5S2.

7.8    Вибрация и удары

Должны выполняться требования к электрооборудованию железнодорожного подвижного состава по стойкости к механическим внешним воздействующим факторам:

-    для машин электрических вращающихся тяговых — по ГОСТ 2582;

-    для электротехнических изделий, включая электрические машины и электрический транспорт — по ГОСТ 17516.1;

-    для аппаратов электрических тяговых — по ГОСТ 9219.

Испытания на вибрацию и удар должны проводиться согласно ГОСТ Р 54434.

7.9    Влияние загрязнения

Загрязнение следует учитывать при проектировании электрооборудования и компонентов, в частности изоляционного промежутка и длины пути тока утечки.

На коротких изоляционных промежутках и путях тока утечки могут образоваться плотные мосты в виде твердых частиц, пыли и воды. и. следовательно, при проектировании должны быть учтены минимальные значения расстояния изоляционных промежутков и длины пути тока утечки.

Для уменьшения влияния загрязнения на рассматриваемые изоляционные промежутки и длину пути тока утечки допускается применение следующих мер:

-    использование защитного кожуха для электрооборудования:

-    герметизация или герметичное уплотнение отверстий, через которые может поступать загрязнение.

Влияние загрязнения на работу диэлектриков классифицируется по следующим четырем степеням загрязнения:

-    степень загрязнения СЗ 1. Характеризуется отсутствием загрязнения или образованием сухой пыли, не проводящей электричество.

Примечание — Применение данной степени загрязнения не рекомендуется для железнодорожного подвижного состава без соответствующего герметичного уплотнения, например IP65 согласно ГОСТ 14254;

-    степень загрязнения СЗ 2. Характеризуется образованием сухой пыли, не проводящей электричество. Возможно возникновение временной электрической проводимости вследствие конденсации при остановке работы оборудования.

Пример — Устройство должно быть защищено корпусом, обеспечивающим эффективную защиту от загрязнения, по меньшей мере, аналогичным IP54 согласно ГОСТ 14254;

-    степень загрязнения СЗ 3. Характеризуется проводящим или не проводящим ток загрязнением, которое может стать токопроводящим вследствие вероятной конденсации.

Пример — Устройство должно быть размещено внутри помещения и защищено таким образом от прямого воздействия дождя, снега и повышенного содержания пыли;

-    степень загрязнения СЗ 4. Характеризуется образованием слоя загрязнения с постоянной электропроводимостью.

Пример — Внешнее загрязнение транспортного средства на крыше, под рамой.

ГОСТ Р 55882.1-2013

Примечание — Если вероятно образование значительного количества или плотного слоя загрязнения, то минимальное расстояние изоляционного промежутка или длина пути тока утечки должны быть соответствующим образом увеличены.

7.10 Перенапряжение

В электрооборудовании может возникнуть перенапряжение от внешней сети электропитания или внутри самого оборудования, например, во время переходных процессов при коммутации, грозовых разрядах и др. Уровни перенапряжения различны для каждой рассматриваемой части оборудования.

Перенапряжение необходимо учитывать при конструировании электрооборудования и определении изоляционных промежутков.

Применяются четыре категории перенапряжения.

7.10.1    Категория перенапряжения КП 1

Возникает в цепях, защищенных от внешнего и внутреннего перенапряжений, в которых может возникнуть только ограниченное перенапряжение вследствие того, что:

-    они не соединены напрямую с контактным проводом,

-    управление ими происходит внутри оборудования,

-    они находятся внутри оборудования или устройства.

Если цепь оснащена гальванической изоляцией, или установлено несколько последовательных фильтров, или компоненты устройства выполняют эти функции и отделяют цепь от высоковольтных цепей. можно считать, что цепь соответствует условиям КП 1.

7.10.2    Категория перенапряжения КП 2

Возникает в цепях, не соединенных напрямую с контактным проводом, которые защищены от перенапряжения.

Силовые цепи с дополнительной защитой в виде фильтров или компонентов устройства, выполняющих по своей сути защитную функцию (например, полупроводниками), можно считать соответствующими условию КП 2. если не известен уровень перенапряжения

7.10.3    Категория перенапряжения КП 3

Возникает в цепях, которые соединены напрямую с контактным проводом, но защищены от перенапряжений и не подвержены влиянию атмосферных воздействий.

Силовые цепи, не защищенные никакими другими компонентами, кроме защитного устройства для снижения перенапряжения, следует считать соответствующими условиям КП 3.

7.10.4    Категория перенапряжения КП 4

Возникает в цепях, соединенных напрямую с контактным проводом без защитного устройства от перенапряжений, расположенных вблизи от места соединения. Для этих цепей существует угроза попадания грозового разряда или возникновения перенапряжения вследствие коммутации.

Под условия КП 4 подпадает только та часть цепи, которая расположена между устройством защиты и токосъемником, и которая может быть отделена коммутационной аппаратурой или автоматическим выключателем.

8 Конструктивные и эксплуатационные требования

8.1    Конструктивные требования

8.1.1    Риск поражения электрическим током

Меры предосторожности против риска поражения пассажиров или персонала электрическим током от оборудования или его возгорания при контакте согласно ГОСТ Р 54799.

8.1.2    Габаритные, установочные и присоединительные размеры компонентов, а также контролируемые размеры (зазоры, провалы, контакты и др.) должны быть указаны в технических условиях на конкретные виды компонентов.

8.1.3    Электрические контакты неподвижные и подвижные

8.1.3.1 Визуально и с применением инструмента общего назначения должны контролироваться:

а)    укомплектованность компонентов всеми необходимыми комплектующими и запасными деталями и сборочными единицами, а также специальными инструментами и эксплуатационными документами согласно техническим условиям (ТУ) на конкретные виды компонентов;

б)    четкость и правильность маркировки компонента, его выводов, катушек, электрической схемы на компоненте или внутри оболочки;

в)    качество сборки, отделки, пайки;

9

г)    отсутствие загрязнения и посторонних частиц;

д)    наличие невыпадающих винтов, отвинчиваемых при периодическом обслуживании в эксплуатации;

е)    наличие защиты от коррозии и качество исполнений защитных, защитно-декоративных, специальных покрытий и отсутствие повреждений этих покрытий:

ж)    правильность выполнения контактных соединений;

и) выполнение требований безопасности конструкций.

8.1.3.2 Визуально и (или) с применением средств измерений должны контролироваться правильность выполнения электрического монтажа по схеме, правильность включения для каждого из коммутационных положений компонента, маркировка, комплектность, наличие защитных покрытий и соответствие сопротивления катушек, заземленных цепей и других элементов.

8.1.4    Детали и сборочные единицы компонентов, быстроизнашивающиеся в эксплуатации и сменные (например, дугогасительные камеры, контакты, гибкие соединения и др.. кроме имеющих индивидуальную подгонку), должны быть взаимозаменяемыми и удобными для обслуживания.

Перечень запасных деталей и сборочных единиц, подлежащих проверке на взаимозаменяемость, должен устанавливаться в технической документации на конкретные виды компонентов.

8.1.5    Отклонения сопротивлений катушек напряжения постоянного тока от номинальных значений при температуре 20 °С не должны превышать плюс 8 %. минус 5 %, катушек тока — плюс 5 %, минус 8 %.

8.1.6    Отклонения сопротивлений резисторов (как отдельных, так и собранных в комплект) от номинальных значений при температуре 20 °С не должны превышать следующих значений:

а)    для резисторов цепи регулирования магнитного потока тяговых двигателей г5 % (для резисторов. устанавливаемых на тепловозах гЮ %);

б)    для резисторов цепи пуска и торможения г5 %.

Для резисторов, не определяющих основные параметры подвижного состава. =10 %.

8.1.7    Коммутационные компоненты, электромагниты, электропневматические клапаны должны быть предназначены для работы в пределах напряжений, указанных в таблице 1.

Таблица 1 — Предельные напряжения коммутационных компонентов, электромагнитов, электролневмати-чесжих клапанов

Источник литания электрической цели, для работы в которой предназначен компонент

Предельное напряжение (кратное номинальному)

главных цепей и цепей вспомогательных контактов компонента

цепей управления (катушек и эле* тродвига тельных приводов) компонента

максимальное

минимальное

максимальное

минимальное

1 Контактная сеть для аппаратов ж/д подвижного состава:

По ГОС Г 6962

Не нормируется

По ГОСТ 6962

0.50

2 Контактная сеть через трансформатор и выпрямитель

1.34

1.34

0.70*

3 Тяговый генератор

Не нормируется

4 Всгюмогательный генератор (или статический преобразователь) постоянного тока при наличии регулятора напряжения

1.10

1.10

085

5 Аккумуляторная батарея

1.25

1.25"

0.70

6 Всгюмога тельный генератор (или статический преобразователь) и аккумуляторная батарея при наличии регулятора напряжения

1.10

1.10

0.70

ГОСТ P 55882.1—2013

Окончание таблицы 1

Источник питания электрической цепи, для работы в которой предназначен компонент

Предельное напряжение (кратное номинальному)

главных цепей и цепей вспомогательных контактов компонента

целей управления (катушек и электро двигательных приводов) компонента

максимальное

минимальное

максимальное

минимальное

7 Вспомогательный генератор или статический преобразователь с резервированием от аккумуляторной батареи

1.10

Не нормируется

1.10

0.85 от номинального напряжения батареи

* Для компонента, присоединяемого к вспомогательной обмотке тягового трансформатора. — 0.65.

** Для компонента несамоходных вагонов, питающихся от щелочной батареи в режиме заряда. — 1.50.

Контакторы, электромагниты, промежуточные реле и пневматические клапаны, катушки которых нагреты до установившейся температуры при номинальном напряжении питания и эффективной температуре окружающей среды, должны включаться при минимальном напряжении согласно данным таблицы 1 и отключаться при снижении напряжения до 0,05 номинального.

М-Т

т


(1)


•100:


8.1.8 Точность срабатывания реле и автоматических выключателей должна характеризоваться: а) отклонением уставки о при нормальных климатических условиях испытания

б) отклонением уставки 6ф при климатических и механических воздействиях (при испытаниях на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам и на стойкость к механическим воздействующим факторам)

= ^ ЮО,    (2)

где Т — номинальное значение величины уставки;

М — среднее арифметическое ряда величин срабатывания в нормальных климатических условиях испытания по ГОСТ 15150;

— среднее арифметическое ряда величин срабатывания при климатических или механических воздействиях.

Отклонение уставки реле повышения или понижения напряжения контактной сети и реле защиты тяговых двигателей тепловозов и электровозов при перегрузке должны соответствовать отклонениям, указанным в таблице 2. Для других реле и автоматических выключателей эти требования должны быть установлены в технической документации на конкретные виды компонентов.

Таблица 2 — Отклонение уставки реле

Вид компонента

Отклонение уставки. %. не более

Отклонение уставки Д». %. не более

при испытаниях на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

при испытаниях на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам

Реле повышения или понижения напряжения контактной сети; реле защиты тяговых двигателей

15

±7.5*

17.5

11

Окончание таблицы 2

Вил компонента

Отклонение устав**. %. не более

Отклонение уставки Л*. %. не более

при испытаниях на устойчивость к климатическим вне и. ним воздействующим факторам

при испытаниях на стойкость к механическим вмеч.ним воздействующим факторам

То же. но с механической защелкой

±7

±10

±10

* Для реле напряжения без учета погрешности, обусловленной температурным коэффициентом сопротивления меди.

8.1.9    Компоненты на номинальное давление сжатого воздуха 0.5 МПа предназначены для работы при давлении воздуха в пределах 0.7—1.35 номинального. Для компонентов на номинальное давление, отличное от 0.5 МПа. предельные значения давления указывают в технической документации.

Примечание — В технической документации могут быть указаны различные положительные и отрицательные допуски, но их сумма не должна превышать суммы, соответствующей допускам, указанным в таблице 2.


8.1.10    Детали, сжимающие провода и кабели, должны иметь форму, которая исключала бы их повреждение. приводящее к нарушению работы компонента при эксплуатации.

8.1.11    В технической документации на конкретные виды компонентов указывают допустимые значения сопротивления изоляции отдельных компонентов:

а)    при нормальных климатических условиях испытания, характеризующихся следующими значениями факторов внешней среды:

1)    температура — плюс (25 ± 10) °С:

2)    относительная влажность воздуха — от 45 до 80 %;

3)    атмосферное давление 84.0—106.7 кПа (630—300 мм рт. ст.), сопротивление 100 МОм;

б)    после испытаний на воздействие верхнего значения температуры среды — сопротивление 3 МОм;

в)    после испытаний на воздействие влажности воздуха — сопротивление 0.5 МОм.

8.1.12    Электрическая прочность изоляции

8.1.12.1 Изоляция сухих и чистых компонентов, не бывших в эксплуатации, должна выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение частоты 50 Гц, указанное в таблице 3 и в 8.1.12.3—8.1.12.5.

Таблица 3 — Испытательное напряжение изоляции

В вольтах

Номинальное напряжение

Испытательное напряжение (действующее значение)

Постоянный ток

Переменный ток

30 и менее

30 и менее

750

От 31 до 300 в ключ.

От 31 до 100 включ.

1500

Св. 301 » 660 »

Св. 101 » 660 »

2.0U + 1500

» 661 »4000 »

» 661 »3000 »

2.5 U + 2000

1.2(2.517 + 2000)*

10000; 25000

2.2U ♦ 20000

* Для отдельных компонентов, не установленных в комплектные устройства (ящики).

Примечание — Рассчитанное значение испытательного напряжения следует округлить в большую сторону да ближайшего значения, кратного 100 В.

Изоляция комплекта компонентов, установленных на подвижном составе, должна выдерживать испытательное напряжение, уменьшенное на 15 % по сравнению с указанным выше.

ГОСТ Р 55882.1-2013

Эти требования не распространяются на:

а)    цепи компонентов, в которые включены комплектующие изделия (электродвигатели, штепсельные соединители и др.) с меньшими испытательными напряжениями. Для этих цепей компонентов следует принимать испытательные напряжения, установленные для комплектующих изделий;

б)    цепи компонентов, подвергающиеся частому воздействию коммутационных и атмосферных перенапряжений (например, катушки приводов быстродействующих автоматических выключателей электровозов и электропоездов), для которых в технической документации на конкретные виды компонентов должны быть установлены более высокие испытательные напряжения.

8.1.12.2    Номинальное напряжение изоляции цепи компонента должно быть равно номинальному напряжению этой цепи, кроме номинального напряжения изоляции главных цепей компонентов пульсирующего тока, которое должно быть увеличено на 20 % по сравнению с номинальным.

Номинальное напряжение изоляции цепей компонентов, включенных на часть напряжения источника питания, должно приниматься равным номинальному напряжению источника питания.

Номинальное напряжение изоляции компонентов, включенных в электрические цепи подвижного состава, присоединяемые к тяговому трансформатору, средняя (потенциальная) точка которых постоянно заземпена через активное сопротивление не более 10 Ом. принимается равным 0,5 номинального.

8.1.12.3    Испытательное напряжение контактных узлов компонентов, имеющих дугогасительную камеру (между разомкнутыми контактами при установленной дугогасительной камере), и предохранителей (между токоведущими частями патрона без установленной плавкой вставки) может быть уменьшено (по сравнению с напряжениями, указанными в таблице 3) до:

-1,651/ + 1000 при напряжении U. равном от 221 до 660 В включительно;

-    2.2U + 1500 при напряжении U. равном от 661 до 3000 В включительно, а если воздушный промежуток шунтирован резистором (для увеличения отключающей способности), до 0,75 испытательного напряжения, указанного в данном пункте выше.

8.1.12.4    Компоненты (резисторы и др.), имеющие двойную изоляцию токоведущей цепи от заземленных частей, должны выдерживать:

-    испытательное напряжение согласно данным таблицы 3 — основная изоляция;

-    испытательное напряжение 2U + 1000 В — дополнительная изоляция.

8.1.12.5    Испытательное напряжение заземленных катушек компонентов (между катушками и заземленными частями, между катушками и магнитопроводом при отключенном заземлении) должно быть равно 1.1 номинального напряжения изоляции.

8.1.13 Номинальная коммутационная способность (износостойкость) должна соответствовать указанной в таблице 4.

Таблица 4 — Номинальная коммугационная способность (износостойкость)

Оборудование

Коммутационная износостойкость, млн циклов, не менее

Оборудование, управляющее пуском, торможением, скоростью подвижного состава

0.050

Оборудование (автоматическое), управляющее вспомогательными агрегатами подвижного состава

0.025

Другое оборудование, в том числе оборудование защиты (кроме автоматических выключателей главных цепей)

0.005

8.1.14 Механическая износостойкость оборудования должна устанавливаться в соответствии с данными таблицы 5.

Для оборудования с многоступенчатым коммутирующим устройством, у которого отдельные узлы срабатывают несколько раз за один рабочий цикл оборудования, допускается устанавливать минимальнодопустимое число циклов механической износостойкости этих узлов, равное числу циклов механической износостойкости оборудования. При этом в технической документации на конкретные виды оборудования должна быть оговорена возможность замены этих узлов.

Оборудование, прошедшее испытания на механическую износостойкость, должно сохранять способность выполнять свое функциональное назначение.

ГОСТ P 55882.1—2013


Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................3

4    Классификация...............................................4

5    Характеристики...............................................5

6    Информация о продукции.........................................6

7    Условия эксплуатации...........................................7

8    Конструктивные и эксплуатационные требования..........................9

9    Правила приемки.............................................26

10    Виды, последовательность и условия испытаний.........................27

Приложение А (обязательное) Определение изоляционного промежутка и длины пути тока утечки. 43 Приложение В (обязательное) Правила измерения путей тока утечки и изоляционных промежутков 45 Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных

и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным


11    Требования к испытаниям.......................................35

в качестве ссылочных в примененном международном стандарте..........49

Библиография................................................51

III

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Часть 1

Общие условия эксплуатации и технические условия

Electric equipment for rolling stock. Part 1. General service conditions and specifications

Дата введения —2015—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие условия эксплуатации и технические условия для электрооборудования железнодорожного подвижного состава (далее — оборудование).

В настоящем стандарте указаны требования, касающиеся:

-    стандартных условий эксплуатации;

-    конструкции;

-    рабочих характеристик;

-    других характеристик, которые можно отнести к общим, например диэлектрические свойства, нагревание и др.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 982-80 Масла трансформаторные. Технические условия

ГОСТ 2582-2013 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 2933-83 Аппараты электрические низковольтные. Методы испытаний ГОСТ 6962—75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 8865—93 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 14254-96 (МЭК 529—89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 16962.1-89 (МЭК 68-2-1—74) Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 16962.2-90 Изделия электротехнические. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам

Издание официальное

ГОСТ 17412-72 Изделия электротехнические для районов с холодным климатом. Технические требования, приемка и методы испытаний

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ 27473-87 (МЭК112—79) Материалы электроизоляционные твердые. Метод определения сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости во влажной среде

ГОСТ 27474-87 (МЭК 587—84) Материалы электроизоляционные. Методы испытания на сопротивпвнив образованию токопроводящих мостиков и эрозии в жестких условиях окружающей среды

ГОСТ 28199-89 (МЭК 68-2-1—74) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание А: Холод

ГОСТ 28200-89 (МЭК 68-2-2—74) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание В: Сухое тепло

ГОСТ 28201-89 (МЭК 68-2-3—69) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Са: Впажное тепло, постоянный режим

ГОСТ 28234-89 (МЭК 68-2-52—84) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание КЬ: Соляной туман, циклическое (раствор хлорида натрия)

ГОСТ 30804.4.3-2013 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30805.22-2013 (СИСПР 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 50648-94 (МЭК 1000-4-8—93) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50779.11-2000 (ИСО 3534-2—93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения

ГОСТ Р 50932—96 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость оборудования проводной связи к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний ГОСТР 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6—96) Совместимость технических средств эпектромаг-нитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16—98) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150кГц. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52565—2006 Выключатели переменного тока на напряжения от 3 до 750 кВ. Общие технические условия

ГОСТ Р 53148-2008 (МЭК 60034-9:2003) Машины электрические вращающиеся. Предельные уровни шума

ГОСТ Р 54434-2011 (ЕН 61373:1999) Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию

ГОСТ Р 54799-2011 (МЭК 61991:2000) Железнодорожный подвижной состав. Требования к защите от поражения электрическим током

ГОСТ Р 54800-2011 (МЭК 61287-1:2005) Преобразователи полупроводниковые силовые для железнодорожного подвижного состава. Характеристики и методы испытаний

2

ГОСТ P 55882.1—2013

ГОСТ Р 54801-2011 (МЭК 60310:2004) Трансформаторы тяговые и реакторы железнодорожного подвижного состава. Основные параметры и методы испытаний

ГОСТ Р 55176.3.1-2012 (МЭК 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55364-2012 Электровозы. Общие технические требования

ГОСТ Р 55882.2-2013 (МЭК 60077-2:1999) Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 2. Электротехнические компоненты. Общие технические условия

ГОСТ Р МЭК 536-94 Классификация электротехнического и электронного оборудования по способу защиты от поражения электрическим током

ГОСТ Р МЭК 60050-482-2011 Источники тока химические. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ы сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 18311, ГОСТ 18322, ГОСТ 19350. ГОСТ 25866, ГОСТ Р 50779.11. ГОСТ РМЭК 60050-482. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аккумулятор: Гальванический элемент, предназначенный для многократного разряда за счет восстановления емкости путем заряда электрическим током.

3.2    аккумуляторная батарея: Электрически соединенные между собой аккумуляторы, оснащенные выводами и заключенные, как правило, в одном корпусе.

3.3    активный электрический компонент: Простое устройство или агрегат, который в ответ на сигнал управления выполняет логическую функцию или несколько таких неразделимых функций путем изменения своего состояния, при этом сигналы управления или функция выполняются посредством электричества (например, контактор, реле и др ).

3.4    вспомогательная цепь подвижного состава: Электрическая цепь, предназначенная для обслуживания собственных нужд подвижного состава.

3.5    выборочный контроль: Контроль, при котором решение о контролируемой совокупности или процессе принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок.

3.6    двойная изоляция: Двухслойная изоляция, при этом первая находится между проводниками под напряжением и промежуточной рамой, а вторая находится между промежуточной рамой и корпусом транспортного средства.

3.7 _

дополнительная изоляция: Самостоятельная изоляция, применяемая в дополнение к основной изоляции в целях обеспечения защиты от поражения электрическим током при повреждении основной изоляции.

(ГОСТ Р МЭК 536-94, статья 2.2)_

3.8    железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры.

3.9    исследовательские испытания: Испытания, проводимые для изучения определенных характеристик свойств объекта.

3.10    незащищенная электропроводящая деталь: Электропроводящая деталь, открытая для доступа и обычно находящаяся без напряжения, но которая может оказаться под напряжением при возникновении повреждений.

3.11    номинальная величина: Соответствующая округленная величина, применяемая для обозначения или указания технической характеристики детали, устройства или оборудования.

3.12    номинальное значение: Величина, устанавливаемая в основном производителем для определенного рабочего состояния компонента, устройства или оборудования.

3.13    нормальный режим работы: Режим работы электрооборудования, характеризующийся рабочими значениями всех параметров.

3.14    основная изоляция: Изоляция токоведущих частей, предназначенная для основной защиты от поражения электрическим током.

3.15    пассивный электрический компонент: Простое устройство или агрегат, который не является элементом активных электрических компонентов и выполняет, как минимум, одну электрическую функцию (например, изолятор, разъемное соединение, резистор, конденсатор и др).

3.16    постоянное номинальное напряжение: Напряжение, соответствующее постоянному режиму работы.

3.17    постоянный номинальный ток: Ток, соответствующий постоянному режиму работы.

3.18    предельная величина: Наибольшая или наименьшая допустимая величина, указываемая в технической документации.

3.19    рабочее напряжение: Наибольшее действующее значение напряжения переменного тока или наибольшее значение напряжения постоянного тока, которое может возникнуть (локально) на изоляции при номинальном напряжении электропитания, при разомкнутой цепи или стандартных условиях функционирования, при этом переходное состояние не берется в расчет.

3.20    силовая электрическая цепь: Электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в производстве или передаче основной части электрической энергии, ее распределении, преобразовании в другой вид энергии или в электрическую энергию с другими значениями параметров.

3.21    тяговая силовая цепь: Силовая электрическая цель с устройствами, предназначенными для реализации тяговой мощности.

3.22 _

усиленная изоляция: Единая система изоляции токопроводящих частей, обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция, в условиях, предусмотренных в стандарте на соответствующее оборудование.

[ГОСТ Р МЭК 536-94, статья 2.4]_

3.23    функциональная изоляция: Изоляция между токопроводящими частями, обеспечивающая надлежащую работу оборудования.

3.24    электрическая цепь управления: Вспомогательная цепь, функциональное назначение которой состоит в приведении в действие электрооборудования или в изменении значений его параметров.

3.25    электрическая цепь сигнализации: Вспомогательная цепь, функциональное назначение которой состоит в приведении в действие сигнальных устройств.

4 Классификация

Активные и пассивные электрические компоненты классифицируют согласно:

-    номинальному напряжению:

-    номинальному току;

-    рабочей частоте:

-    категории компонента;

-    типу конструкции:

а)    открытая конструкция;

б)    закрытая конструкция;

-    степени защиты, обеспечиваемой оболочками конструкции (согласно ГОСТ 14254).

Выключатели классифицируются согласно:

-    рабочей частоте;

-    типу конструкции (наружной или внутренней установки).

4

ГОСТ P 55882.1—2013

Плавкие предохранители классифицируются согласно:

-    диапазону отключения;

-    категории применения.

5 Характеристики

В соответствии с назначением оборудования должны быть определены его характеристики. Характеристики должны быть указаны в соответствующих технических условиях на оборудование. В качестве характеристик используют один или несколько следующих параметров:

-    ток(и);

-    напряжение(я);

-    частота(ы)тока;

-    давление(я) воздуха.

Примечай и е — Данный перечень не является исчерпывающим и может включать другие параметры.

5.1    Номинальное напряжение

5.1.1    Общие положения

Номинальное напряжение можно применять при определении значения напряжения как на входе, так и на выходе оборудования.

5.1.2    Номинальное рабочее напряжение (UJ

Номинальное рабочее напряжение оборудования наряду с номинальным рабочим током и номинальной рабочей частотой является определяющим при использовании оборудования. В соответствии с ним проводят испытания и устанавливают категории использования.

5.1.3    Испытательное напряжение изоляции (Ц)

Испытательное напряжение изоляции является значением напряжения, в соответствии с которым проводят испытания на электрическую прочность диэлектрика и определяют длину пути тока утечки.

Значение наибольшего рабочего напряжения или номинального рабочего напряжения не должно превышать значения испытательного напряжения изоляции.

Испытательное напряжение изоляции не должно быть ниже наибольшего действующего значения напряжения между электродами. Неповторяющимся переходным напряжением можно пренебречь.

При отсутствии данных о влиянии на электрическую прочность диэлектрика скважности и числа импульсов. а также скорости нарастания фронта импульсов напряжения испытательное напряжение изоляции должно быть равно действующему значению, но не менее 70 % пикового значения напряжения.

5.1.4    Номинальное допустимое напряжение промышленной частоты^^,)

Номинальным допустимым напряжением промышленной частоты является действующее

значение напряжения частотой 50 Гц. формы, близкой к синусоидальной, которое должна выдерживать в течение 1 мин внутренняя изоляция и в течение 5 мин — внешняя изоляция электрооборудования.

5.1.5    Номинальное допустимое импульсное напряжение (Uimp)

Номинальным допустимым импульсным напряжением является наибольшее пиковое значение импульсного напряжения, которое оборудование может выдержать без сбоев при определенных условиях испытания и согласно которому устанавливается значение изоляционного промежутка ((Л .2/50 мкс).

Номинальное допустимое импульсное напряжение оборудования не должно быть ниже значения, указанного для переходного перенапряжения в цепи с установленным оборудованием.

5.2 Номинальное напряжение оборудования

5.2.1    Электропитание от контактной сети

Номинальное рабочее напряжение U9 оборудования, питаемого от контактной сети переменного тока промышленной частоты, должно быть равно величине 25 кВ и оборудования, питаемого от контактной сети постоянного тока — 3 кВ. согласно ГОСТ 6962.

5.2.2    Электропитание от генератора с независимым приводом, или генератора переменного тока, или преобразователя

Номинальным рабочим напряжением Ue оборудования, питаемого от генератора с независимым приводом, или генератора переменного тока, или преобразователя, является наибольшее предельное напряжение данного электропитания согласно ГОСТ 9219 (раздел 2).

5

ГОСТ P 55882.1—2013

5.2.3    Питание от аккумулятора с непрерывной подзарядкой

Номинальное напряжение Un. используемое в цепи аккумуляторной батареи и оборудования, получающего электропитание от него, должно быть выбрано из числа рекомендуемых значений согласно ГОСТ 9219 (раздел 2).

Номинальное рабочее напряжение Ue оборудования, питаемого от аккумуляторной батареи с непрерывной подзарядкой, должно быть равно 1,15Un.

Примечание — Данное значение считается наибольшим предельным значением зарядного устройства в стандартном рабочем состоянии.

5.2.4    Электропитание от аккумуляторной батареи

Номинальное рабочее напряжение Ue оборудования, питаемого от аккумуляторной батареи, должно быть равно 1.1Ц,.

Примечание — Следует использовать полностью заряженные акхумуляторы.

5.3    Номинальный ток оборудования

5.3.1    Номинальный рабочий ток (/J

Номинальный рабочий ток оборудования должен быть указан производителем с учетом номинального рабочего напряжения и номинальной рабочей частоты.

5.3.2    Номинальный кратковременно допустимый ток (Icw)

Номинальным кратковременно допустимым током оборудования является такое значение тока, который это оборудование может проводить без выхода из строя при условиях испытаний, указанных в соответствующем стандарте на продукцию.

5.4    Номинальная рабочая частота

Номинальная рабочая частота питающей сети должна быть указана производителем с учетом номинального рабочего напряжения.

5.5    Номинальное давление воздуха

Номинальным давлением воздуха, подаваемого к пневматическому и электропневматическому оборудованию, является наибольшее предельное значение в пределах регулируемого диапазона, в котором проводят соответствующие испытания.

6 Информация о продукции

6.1 Вид информации

Для каждой части электрооборудования производителем должна быть указана следующая информация согласно стандарту на продукцию:

а)    идентификация:

-    наименование изделия;

-    наименование производителя или торговая марка;

-    тип продукции или серийный номер;

-    модификация;

-    ссылка на соответствующий стандарт на продукцию, если производитель указывает соответствие с ним,

б)    технические характеристики:

-    номинальное рабочее напряжение(я);

-    номинальное напряжение на изоляции;

-    наибольшее допустимое импульсное напряжение;

-    номинальный рабочий ток(и) при номинальном рабочем напряжении(ях);

-    номинальная рабочая частота(ты);

-    наибольшее потребление тока;

-    уровень механической и электрической прочности согласно соответствующему стандарту на продукцию;

-    номинальный режим работы в условиях перегрузки и (или) отказа оборудования согласно соответствующему стандарту на продукцию;

-    IP код. если оборудование оснащено корпусом (согласно ГОСТ 14254)]

-    степень допустимого загрязнения оборудования (согласно 7.9):

6

ГОСТ P 55882.1—2013

-    номинальное налряжение(я). номинальная частота(ты) и номинальный ток(и) цели(ей) управления;

-    номинальное давление воздуха и пределы изменения давления (для оборудования с пневматическим управлением);

-    габариты;

-    минимальный размер корпуса и. если необходимо, данные о вентиляции, к которым применяются номинальные характеристики;

-    минимальное расстояние между оборудованием и его корпусом;

-    минимальное расстояние между оборудованием и металлическими частями, подключенными к корпусу транспортного средства, если оборудование предназначено для использования без корпуса;

• масса.

Примечание — Данный список не является полным.

Некоторые пункты данной информации могут быть дополнены значением температуры окружающей среды, при которой была произведена калибровка оборудования.

6.2    Маркировка

Следующие знаки маркировки на оборудовании являются обязательными:

-    наименование изделия;

-    наименование производителя или торговая марка;

-    тип оборудования;

-    серийный номер либо дата или код производства.

Эти данные указываются на заводской табличке, чтобы получить полные данные от производителя. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока службы, сама маркировка должна быть понятна для чтения.

6.3    Инструкции по хранению, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию

В документации или каталогах, если они имеются, производитель должен указать инструкции по хранению, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования во время работы и после возникновения повреждения.

Если необходимо, инструкции по хранению, транспортированию, установке и эксплуатации оборудования должны включать меры, имеющие большое значение для надлежащей и правильной установки. ввода в действие и эксплуатации оборудования.

В данных документах должны быть указаны рекомендуемая степень и частота проведения технического обслуживания.

7 Условия эксплуатации

7.1    Общие положения

В данном подразделе описываются условия окружающей среды, указанные в (1), которые следует считать стандартными условиями эксплуатации. Если применяются другие условия, они должны быть выбраны согласно (1).

Стандартные условия эксплуатации представляют собой комбинацию условий окружающей среды. условий функционирования и установки электрооборудования.

Примечание — Дополнительные параметры указаны в (1).

7.2    Высота

Оборудование должно быть рассчитано на эксплуатацию на высоте не болев 1400 м.

Примечание — Чтобы установить оборудование при больших значениях высоты, необходимо принять во внимание снижение электрической прочности диэлектриков и охлаждающее воздействие воздуха. Используемое в таких условиях оборудование должно быть спроектировано или использоваться по договоренности между производителем и пользователем.

7.3    Температура

Диапазон допустимых значений температуры окружающей среды должен соответствовать требованиям ГОСТ 15150.

Если значения температуры окружающей среды выходят за пределы данного диапазона, они должны быть согласованы между производителем и пользователем.

Примечание — Температура хранения но рассматривается как стандартное условие эксплуатации.

7