Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

861.00 ₽

Купить ГОСТ Р 18.12.02-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на новое или модернизированное оборудование авиатопливообеспечения, предназначенное для использования в типовых схемах авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие технические требования к оборудованию типовой схемы авиатопливообеспечения

5 Состав оборудования типовой схемы авиатопливообеспечения

6 Специальные требования к оборудованию основных блоков и технологических модулей типовой схемы авиатопливообеспечения

     6.1 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из железнодорожных и/или автомобильных цистерн

     6.2 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального трубопровода, танков пришвартованных нефтеналивных судов и нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств

     6.3 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с гидроопорожнением шлангующих устройств

     6.4 Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в систему централизованной заправки самолетов и пункты налива средств заправки воздушных судов

     6.5 Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в цистерны средств заправки воздушных судов (пункт налива автотопливозаправщиков, топливозаправщиков, прицепов-топливозаправщиков)

     6.6 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы централизованной заправки самолетов

     6.7 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы централизованной заправки самолетов или из собственной цистерны

     6.8 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из собственной цистерны

     6.9 Оборудование технологического модуля приема, внутрискладских перекачек и выдачи противоводокристаллизационной жидкости

     6.10 Оборудование технологического модуля приема и выдачи отстоя авиатоплива или отработанных нефтепродуктов

     6.11 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива в смеси с противоводокристаллизационной жидкостью из средств транспортирования, выдачи в резервуары хранения и внутрискладских перекачек

     6.12 Оборудование технологического модуля подготовки и выдачи авиатоплива в смеси с противоводокристаллизационной жидкостью в средства заправки воздушных судов

     6.13 Оборудование хранения авиатоплива

     6.14 Средства фильтрации авиатоплива

     6.15 Средства фильтрации противоводокристаллизационных жидкостей

7 Требования безопасности

     7.1 Общие положения

     7.2 Требования промышленной безопасности

     7.3 Требования электробезопасности

     7.4 Требования взрывобезопасности

     7.5 Требования пожарной безопасности

7.6 Требования безопасности при работе оборудования типовых схем авиатопливообеспечения под избыточным давлением

7.7 Ограничения по безопасности при эксплуатации оборудования типовых схем авиатопливообеспечения

8 Требования экологической безопасности и охраны окружающей среды

9 Требования эргономики и технической (промышленной) эстетики

10 Требования к цветографическим схемам окраски, размещению знаков опасности (знаков безопасности), нанесению сигнальной маркировки (разметки) и применению приборов сигнализации

11 Требования к техническому уровню и потребительским свойствам

     11.1 Требования к проектной, конструкторской, технологической документации и эксплуатационным документам

     11.2 Требования к материалам и комплектующим (покупным) изделиям

     11.3 Требования к правилам контроля качества изготовления оборудования, его испытаний и приемки

     11.4 Требования устойчивости к внешним воздействиям

     11.5 Требования надежности

     11.6 Требования к организации технического обслуживания и ремонта

12 Требования к метрологическому обеспечению

13 Требования к гарантийным обязательствам

14 Требования к утилизации

15 Процедуры подтверждения соответствия

Приложение А (обязательное) Основные термины и определения вместимости цистерн подвижных и передвижных средств заправки воздушных судов и резервуаров для противоводокристаллизационных жидкостей

Библиография

 
Дата введения01.06.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.12.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2118-ст
РазработанАссоциация ОАТО ВС ГА
ИзданСтандартинформ2018 г.

Technologies of the aviation fueling. Installation of the aviation fuel supply typical schemes. General technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

18.12.02—

2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Технологии авиатопливообеспечения

ОБОРУДОВАНИЕ ТИПОВЫХ СХЕМ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Общие технические требования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Ассоциацией организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации (Ассоциация ОАТО ВС ГА)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 018 «Оборудование и технологии авиатопливообеспечения»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2017 г. № 2118-ст

4    ВЗАМЕН ГОСТ Р 52906-2008

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок— в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ P 18.12.02—2017

устройства, расходно-контрольные резервуары для ПВКЖ, счетчики, ННЗ, элементы системы дистанционного управления заправкой ВС («Дедман») и системы блокировки движения («Интерлок»).

Схема пломбирования должна быть регламентирована в КД на конкретный образец оборудования.

4.26    Оборудование ТС АТО должно иметь маркировку, указанную в КД, с учетом требований действующих НД и [14]—[19].

Окраска оборудования должна проводиться по согласованной с заказчиком карте окраски с нанесением необходимых знаков безопасности и сигнальной маркировки.

Опознавательная окраска и маркировка технологических трубопроводов по ГОСТ 14202.

4.27    Оборудование авиатопливообеспечения должно иметь документы, подтверждающие его соответствие требованиям [14]—[19].

При необходимости по согласованию с заказчиком оборудование ТС АТО может быть сертифицировано в Национальной системе сертификации.

4.28    Основные процедуры сертификации оборудования ТС АТО и порядок формирования доказательной документации — по [14]—[19] и [21].

4.29    Оборудование ТС АТО импортного производства должно соответствовать требованиям разделов 4—11.

4.30    В комплект поставки импортного оборудования должны быть включены ЭД на русском языке в объеме, достаточном для его безопасной эксплуатации и обслуживания ВС, а также доказательная документация, подтверждающая его соответствие требованиям действующих НД, [14]—[19] и [22].

5 Состав оборудования типовой схемы авиатопливообеспечения

5.1    Состав оборудования ТС АТО должен предусматривать основные блоки и ТМ АТО в соответствии с ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 5.1, приложение А).

5.2    В составе основных блоков и ТМ АТО в соответствии с требованиями ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование:

а)    систем технологических трубопроводов и коллекторов;

б)    запорной арматуры;

в)    предохранительной арматуры;

г)    обратных клапанов;

д)    устройств отбора проб рабочих жидкостей (авиатоплива, авиатоплива в смеси с ПВКЖ, ПВКЖ) со сбором и локализацией остатков;

е)    систем предотвращения гидроударов, защиты от гидроударов и превышения давления в оборудовании и гидравлических магистралях;

ж)    газосбрасывающих клапанов и системы удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций перекачки авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

и)    системы заземления и выравнивания потенциалов;

к)    системы визуализации непрерывности потока авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ в трубопроводах (определяется в КД на образец);

л)    системы сбора и локализации возможных проливов рабочих жидкостей (авиатоплива, авиатоплива в смеси с ПВКЖ, ПВКЖ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

5.3    В составе блоков 3—7 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование резервуарных парков или отдельных резервуаров с учетом требований [23], оснащение которых приемно-раздаточными патрубками с запорной арматурой, ПУВ, предохранительной и дыхательной арматурой с огнепреградителями, устройствами отбора проб и удаления подтоварной воды, устройствами контроля уровня наполнения и прекращения их наполнения, системами заземления, защиты от статического электричества и прямых ударов молниями, рабочими площадками, ограждениями и лестницами определено в ПД, КД и ЭД.

В составе блока 2 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) использование промежуточного резервуара определяется в ПД.

5.4    В составе блока 1 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование групповых или одиночных эстакад для нижнего слива ЖДЦ или АЦ, оснащение которых устройствами автоматического прекращения слива, датчиками загазованности, системами защиты от статического электричества и прямых ударов молнии, рабочими площадками и лестницами определено в ПД, КД и ЭД в соответствии с требованиями [23].

7

5.5    В составе блока 1 оборудования ТС АТО по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (приложение А) должно быть предусмотрено использование оборудования по [23] для приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов.

5.6    Основные блоки и ТМ АТО должны быть связаны закрытой гидравлической системой дренажа, обеспечивающей слив отстоя, остатков проб авиатоплива и ПВКЖ в резервуары ПСО или резервуары ОНП с последующей их переработкой или утилизацией.

6 Специальные требования к оборудованию основных блоков и технологических модулей типовой схемы авиатопливообеспечения

6.1    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из железнодорожных и/или автомобильных цистерн

6.1.1    Назначение оборудования — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.1).

6.1.2    Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.1 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    фильтров;

-    насосных агрегатов;

-    систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных агрегатов;

-    систем контроля и регулирования потока авиатоплива в сливных коллекторах либо средств автоматики контроля предельного уровня наполнения авиатопливом промежуточных (сливных) резервуаров;

-    устройств нижнего слива для одиночныхЖДЦ или АЦ;

-    устройств нижнего слива эстакады для группового опорожнения ЖДЦ или АЦ;

-    микрофильтров (определяется в КД на образец);

-    фильтров-водоотделителей (определяется в КД на образец);

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

-    резервуаров слива отстоя авиатоплива (определяется в КД на образец);

-    системы перекачки и фильтрации авиатоплива из резервуара слива отстоя в резервуары склада (определяется в КД на образец).

6.1.3    Устройства нижнего слива авиатоплива из ЖДЦ по ГОСТ 18194 и АЦ по ГОСТ 20772 должны обеспечивать возможность свободного подключения и отключения штуцера приемного трубопровода к сливному устройству цистерны.

6.1.4    Использование устройства верхнего слива ЖДЦ допускается только при нештатной (аварийной) ситуации.

6.1.5    Каждое устройство нижнего (верхнего) слива должно иметь запорную арматуру для отключения от основного коллектора.

6.2 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального трубопровода, танков пришвартованных нефтеналивных судов и нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств

6.2.1    Назначение оборудования — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.2).

6.2.2    Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.2 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    фильтров;

-    микрофильтров;

-    системы контроля и регулирования потока авиатоплива в коллекторах и трубопроводах.

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

-    резервуара слива отстоя авиатоплива (определяется в КД на образец);

-    системы перекачки и фильтрации авиатоплива из резервуара слива отстоя в резервуары склада (определяется в КД на образец);

-    системы внутрискладских перекачек и фильтрации авиатоплива (определяется в КД на образец).

ГОСТ P 18.12.02—2017

6.2.3    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального трубопровода дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать специальные распределительные (линейные) трубопроводы (отводы) от магистрального трубопровода с узлами приема и подключения.

6.2.4    В состав узла подключения трубопровода (отвода) должно входить следующее оборудование по [23]:

-    запорная арматура,

-    система отбора проб, их сбора и локализации,

-    СИ и приборы учета и контроля.

6.2.5    В состав узла приема трубопровода (отвода) должна входить запорная арматура. Комплектация узла приема трубопровода (отвода) оборудованием по 6.2.4 определяется в ПД.

6.2.6    Оснащение узлов приема и подключения трубопровода (отвода) системой защиты от несанкционированного доступа, освещения и оповещения, защиты от статического электричества и прямых ударов молнии следует предусмотреть в ПД и ЭД.

6.2.7    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков пришвартованных нефтеналивных судов дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать:

-    шлангующие устройства для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

-    береговые (подвижные, стационарные) или плавучие насосные станции (агрегаты);

-    системы плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов).

6.2.8    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств дополнительно к комплектации по 5.2 и 6.2.2 должно включать:

-    шлангующие устройства для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

-    береговые (подвижные или стационарные) насосные станции (агрегаты);

-    системы плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов);

-    разделительные устройства удаления паровоздушной смеси из авиатоплива;

-    береговые системы разделения паровоздушной и жидкостной сред.

6.2.9    В конструкции технологического модуля оборудования приема авиатоплива из танков нефтеналивных судов должны быть предусмотрены автоматические устройства по аварийному беспро-ливному рассоединению шлангующих устройств с оснащением их быстрозакрывающимися клапанами при несанкционированном отходе судна от причала или несанкционированном снятии судна с якорной стоянки.

Шлангующие устройства должны быть оснащены механизмами для намотки шлангов (рукавов) или их укладки.

6.2.10    Береговые трубопроводы должны быть оснащены запорной, регулирующей и предохранительной арматурой, а также устройствами для снижения возможных гидравлических ударов и отключения подачи авиатоплива в резервуары при нештатных (аварийных) ситуациях.

6.2.11    Конструктивные особенности и требования к монтажу береговых трубопроводов должны быть отражены в ПД и КД с учетом требований ГОСТ 32569.

6.3 Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков

нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с гидроопорожнением шлангующих устройств

6.3.1    Назначение оборудования — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.3).

6.3.2    Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.З приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    фильтра разделителя сред;

-    фильтров;

-    фильтров-водоотделителей;

-    шлангующих устройств для соединения береговых трубопроводов со сливными устройствами нефтеналивных судов;

-    береговых (подвижных или стационарных) насосных станций (агрегатов);

-    систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных станций (агрегатов);

-    систем разделения водотопливной смеси от топлива;

9

-    разделителя водотопливной смеси на топливо и воду;

-    системы декантации свободной воды;

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива (определяется в КД на образец);

-    системы внутрискладских перекачек и фильтрации авиатоплива (определяется в КД на образец).

6.3.3 Требования к конструкции и комплектации шлангующих устройств и береговых трубопроводов — по 6.2.9—6.2.11.

6.4    Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в систему централизованной заправки самолетов и пункты налива средств заправки воздушных судов

6.4.1    Назначение оборудования — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.4).

6.4.2    Комплектация оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.4 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    фильтров;

-    микрофильтров;

-    фильтров-водоотделителей;

-    насосных агрегатов;

-    систем плавного пуска или регулирования оборотов привода насосных агрегатов;

-    устройств нейтрализации зарядов статического электричества;

-    системы дренажа;

-    системы перекачки, фильтрации и выдачи авиатоплива в резервуары склада (определяется в КД на образец).

6.5    Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в цистерны средств заправки воздушных судов (пункт налива автотопливозаправщиков, топливозаправщиков, прицепов-топливозаправщиков)

6.5.1    Назначение оборудования — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.5).

6.5.2    Комплектация оборудования должна соответствовать требованиями ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.5 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    фильтров-водоотделителей;

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива;

-    регулирующей арматуры;

-    системы гибких рукавов с беспроливными соединениями для налива авиатоплива в цистерны средств заправки ВС через стояк налива, исключающий возможность контакта рукава с поверхностью рабочей площадки пункта налива, или соединительные шарнирно-сочлененные трубопроводы из алюминия, исключающие искрообразование при стыковке к устройству налива АТЗ, ТЗА, ПТЗ;

-    системы управления, измерений и контроля параметров технологических процессов перекачки авиатоплива;

-    системы дренажа.

6.5.3    В верхних точках стояков налива должны быть предусмотрены устройства для деаэрации.

6.5.4    Допускается совмещение использования оборудования подачи авиатоплива в систему ЦЗС и на пункты налива по 6.4 и оборудования выдачи авиатоплива в цистерны АТЗ, ТЗА, ПТЗ в одном модуле.

6.5.5    Раздаточные рукава, используемые для выдачи авиатоплива, должны быть антистатическими, стойкими к воздействию авиатоплива и не влиять на его качество в процессе работы, иметь маркировку светоотражающими полосами и длину, достаточную для соединения со средствами заправки ВС.

6.5.6    Штуцер раздаточного рукава должен быть изготовлен из алюминиевых сплавов, исключающих искрообразование при его стыковке с наливным устройством цистерны.

6.6    Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы централизованной заправки самолетов

6.6.1 Назначение средства заправки ВС из системы ЦЗС (подвижные — АЦЗС, передвижные — АФТ-П, стационарные — АФТ-С) — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.6).

10

ГОСТ P 18.12.02—2017

6.6.2    АЦЗС и АФТ-П могут быть изготовлены с возможностью выполнения следующих операций (определяется в КД на образец):

-    передвижение к местам стоянки и заправки ВС;

-    заправка ВС авиатопливом с использованием оборудования, расположенного в технологическом отсеке и/или на подъемной платформе.

6.6.3    АЦЗС, АФТ-П должны соответствовать требованиям [22] в части, касающейся транспортных средств для перевозки опасных грузов (категория FL).

6.6.4    Комплектация АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01—2016 (рисунок Б.6 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    регулирующей арматуры;

-    фильтров-водоотделителей для авиатоплива;

-    системы регулирования давления авиатоплива в трубопроводах и на ННЗ при заправке ВС;

-    устройств визуализации непрерывности потока авиатоплива или авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

-    систем управления, измерений и контроля параметров технологического процесса с необходимой защитой оборудования при нарушении установленных режимов работы;

-    приемных рукавов, оснащенных быстроразъемными беспроливными соединениями или НПГ;

-    раздаточных рукавов, оснащенных ННЗ и/или РП;

-    устройства безопасного дистанционного управления заправкой ВС «Дедман» (для АЦЗС и АФТ-П в обязательном порядке, для АФТ-С определяется в КД на образец);

-    электрооборудования;

-    средства пожаротушения;

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

-    рукавных барабанов с устройством регулирования скорости их вращения и тормозным механизмом (определяется в КД на образец);

-    устройств отбора проб авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец) со сбором и локализацией остатков;

-    устройств сбора и локализации проливов авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

-    системы технологических трубопроводов ПВКЖ с быстроразъемными беспроливными соединениями (определяется в КД на образец);

-    системы дозированного введения ПВКЖ с устройством оперативного контроля количества (определяется в КД на образец);

-    системы фильтрации ПВКЖ (определяется в КД на образец).

6.6.5    В дополнение к комплектации по 5.2 и 6.6.4 в состав АЦЗС и АФТ-П должны входить:

-    базовое транспортное средство или его компоненты;

-    рабочая оснастка (лестницы, поручни, рабочие площадки);

-    устройство блокировки движения «Интерлок» (для АЦЗС в обязательном порядке, для АФТ-П определяется в КД на образец);

-    подъемная платформа (определяется в КД на образец);

-    гидрооборудование (определяется в КД на образец);

-    пневмооборудование (определяется в КД на образец).

6.6.6    Спецификацией и контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АЦЗС должна быть определена необходимость комплектации его следующими узлами и агрегатами:

-    системой подогрева для обеспечения пуска двигателя транспортного средства при низких температурах;

-    автономным обогревателем в кабине транспортного средства.

6.6.7    Технологическое оборудование средств заправки ВС из системы ЦЗС может иметь следующие варианты компоновки:

-    АЦЗС — на шасси грузового автомобиля или на специализированном самоходном шасси;

-    АФТ-П — на шасси прицепа;

-    АФТ-С — на стационарной раме в контейнерном исполнении.

6.6.8    Габаритные размеры АЦЗС и АФТ-П во всех вариантах компоновки не должны превышать:

-    по высоте — 3,6 м;

-    по ширине — 3,6 м.

11

Самая низкая точка конструкции АЦЗС и АФТ-П должна находиться на расстоянии не менее 0,2 м над уровнем земли.

Габаритные размеры АФТ-С определяются в КД на образец.

Высота расположения условной точки центра масс полностью загруженного АЦЗС или АФТ-П не должна превышать 95 % колеи базового транспортного средства.

6.6.9    В качестве базовых транспортных средств следует использовать серийные или специальные (доработанные) шасси и прицепы, которые должны соответствовать 6.8.10—6.8.23, 6.8.29.

6.6.10    Тип прицепа для размещения технологического оборудования — по ГОСТ Р 52051.

Вертикальная нагрузка на сцепное устройство одноосного прицепа не должна превышать 70 кгс.

6.6.11    НПГ приемного рукава должен быть совместим по размерам с приемным штуцером гидрантной колонки ЦЗС и обеспечивать герметичность соединения по классу А в соответствии с ГОСТ 9544.

6.6.12    Приемный рукав должен быть стойким к воздействию авиатоплива и не влиять на его качество в процессе работы, обладать антистатическими свойствами и иметь маркировку светоотражающими полосами.

6.6.13    Приемные рукав должны иметь длину, достаточную для соединения с системой ЦЗС (определяется в КД на образец).

6.6.14    Размещение НПГ и приемного рукава на АЦЗС и АФТ-П должно осуществляться на специальных кронштейнах, исключающих повреждение НПГ и рукава при транспортировке.

6.6.15    НПГ следует оснащать сигнальным фонарем красного цвета во взрывозащищенном исполнении.

6.6.16    Приемный рукав и НПГ должны оборудоваться колесными тележками для исключения непосредственного контакта с дорожным (бетонным) покрытием.

6.6.17    Требования к технологическому оборудованию (фильтры-водоотделители, счетчики, раздаточные рукава, ННЗ, оборудование дозированного введения ПВКЖ, рукавные барабаны) — по 6.8.34—6.8.47.

6.6.18    Система регулирования давления в АЦЗС, АФТ-П и АФТ-С при заправке ВС закрытым способом должна предусматривать наличие РДН и ПРД.

Применение системы регулирования должно быть определено условиями:

-    при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС не более 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) систему регулирования давления не устанавливают;

-    при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС от 0,35 до 0,55 МПа (от 3,5 до 5,5 кгс/см2) установка РДН обязательна;

-    при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС от 0,35 до 0,55 МПа (от 3,5 до 5,5 кгс/см2) и при максимальном расходе более 1000 дм3/мин (на один раздаточный рукав) установка РДН и ПРД обязательна;

-    при максимально достижимом давлении в гидрантной системе ЦЗС более 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) независимо от расхода установка РДН и ПРД обязательна.

Дополнительно АЦЗС, АФТ-П и АФТ-С могут оснащаться регуляторами подачи авиатоплива (ограничитель производительности), гидроамортизаторами, применение которых должно быть определено контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АЦЗС или АФТ-П.

6.6.19    Устройства блокировки движения АЦЗС или АФТ-П должны активироваться при:

-    не установленных в специальные держатели НПГ, ННЗ в технологическом отсеке (определяется в КД на образец) и на подъемной платформе;

-    открытых дверцах технологического отсека (при его наличии в комплектации);

-    не установленной в транспортное положение подъемной платформе;

-    не смотанных тросах заземления и выравнивания потенциалов.

6.6.20    Требования к системам управления технологическим оборудованием: для АФТ-С — по 4.11, для АЦЗС или АФТ-П — по 6.8.51.

6.6.21    Требования к устройствам отбора проб — по 4.10.

6.6.22    Требования к рабочей подъемной платформе — по 6.8.52.

6.6.23    Требования к электрооборудованию и системам заземления и снятия статического электричества — по 4.12—4.18 и 6.8.53.

6.6.24    Требования к оборудованию и системам пожаротушения: для АФТ-С — по [2], для АЦЗС и АФТ-П — по [22].

6.6.25    Требования к совместимости АЦЗС и АФТ-П с ВС — по 6.8.55.

ГОСТ P 18.12.02—2017

6.7 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы

централизованной заправки самолетов или из собственной цистерны

6.7.1    Назначение средства заправки ВС из системы ЦЗС или из собственной цистерны (подвижные— АЦЗС-Ц, передвижные — АФТ-П-Ц) — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.7).

6.7.2    АЦЗС-Ц и АФТ-П-Ц могут быть изготовлены с возможностью выполнения следующих операций (определяется в КД на образец):

-    заправка ВС авиатопливом с использованием оборудования, расположенного в технологическом отсеке и/или на подъемной платформе;

-    наполнение авиатопливом цистерны из гидрантной системы ЦЗС;

-    наполнение авиатопливом цистерны на пункте налива;

-    наполнение авиатопливом цистерны собственным насосом из резервуарного парка;

-    перекачивание авиатоплива собственным насосом из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну;

-    опорожнение топливных баков ВС с обеспечением учета количества принятого авиатоплива и транспортирование его к местам складирования (хранения).

6.7.3    АЦЗС-Ц, АФТ-П-Ц должны соответствовать требованиям [22] в части, касающейся транспортных средств для перевозки опасных грузов (категория FL).

6.7.4    Комплектация АЦЗС-Ц и АФТ-П-Ц должна соответствовать требованиям ГОСТ Р18.3.01 —2016 (рисунок Б.7 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, 6.6.4, 6.6.5, а также:

-    насоса;

-    привода насоса и рукавных барабанов;

-    цистерны с необходимым оборудованием;

-    устройства ограничения наполнения цистерны;

-    рабочей оснастки (лестниц, поручней, рабочих площадок).

6.7.5    Требования к технологическому оборудованию — по 6.6.6—6.6.17, 6.6.20—6.6.23, 6.6.25.

6.7.6    Требования к цистерне — по 6.8.33.

6.7.7    Требования к используемой системе регулирования давления АЦЗС-Ц и АФТ-П-Ц при заправке ВС закрытым способом:

-    через гидрантную систему ЦЗС — по 6.6.18;

-    собственным насосом — по 6.8.48.2.

6.7.8    Устройства блокировки движения АЦЗС или АФТ-П должны активироваться при:

-    открытых дверцах технологического отсека (при наличии в комплектации);

-    не установленных в специальные держатели НПГ, ННЗ в технологическом отсеке (определяется в КД на образец) и на подъемной платформе;

-    работающем насосе или включенной коробке отбора мощности;

-    не установленной в транспортное положение подъемной платформе;

-    не смотанных тросах заземления и выравнивания потенциалов;

-    не установленных в транспортное положение перил рабочей площадки на цистерне.

6.7.9    Требования к оборудованию и системам пожаротушения по [22].

6.8 Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из собственной

цистерны

6.8.1    Назначение средств заправки ВС из собственной цистерны (подвижные —АТЗ, ТЗА; передвижные — ПТЗ) — по ГОСТ Р 18.3.01-2016 (пункт 6.8).

6.8.2    АТЗ, ТЗА, ПТЗ могут быть изготовлены с возможностью выполнения следующих операций (определяется в КД на образец):

-    заправка ВС с использованием оборудования, расположенного в технологическом отсеке и/или на подъемной платформе;

-    наполнение авиатопливом цистерны на пункте налива;

-    наполнение авиатопливом цистерны собственным насосом из резервуарного парка;

-    перекачивание авиатоплива собственным насосом из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну;

-    опорожнение топливных баков ВС с обеспечением учета количества принятого авиатоплива и транспортирование его к местам складирования (хранения).

13

6.8.3    АТЗ, ТЗА и ПТЗ должны соответствовать требованиям [17] и [22] в части, касающейся транспортных средств для перевозки опасных грузов (категория FL).

6.8.4    Комплектация АТЗ, ТЗА, ПТЗ должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 18.3.01-2016 (рисунок Б.8 приложения Б) и предусматривать использование устройств, агрегатов и систем по 5.2, а также:

-    шасси базового транспортного средства или его компонентов;

-    цистерны, полуприцепа-цистерны или прицепа-цистерны (с необходимым оборудованием);

-    насоса;

-    привода насоса и рукавных барабанов;

-    фильтра-водоотделителя для авиатоплива;

-    системы регулирования давления авиатоплива в трубопроводах и на ННЗ при заправке ВС;

-    систем управления, измерений и контроля параметров технологического процесса с необходимой защитой оборудования при нарушении установленных режимов работы;

-    приемных и раздаточных рукавов, оснащенных быстроразъемными беспроливными соединениями, ННЗ и/или РП;

-    устройства блокировки движения «Интерлок»;

-    устройства ограничения наполнения цистерны;

-    устройства безопасного дистанционного управления заправкой ВС «Дедман»;

-    электрооборудования;

-    средств пожаротушения;

-    рабочей оснастки (лестниц, поручней, рабочих площадок);

-    средств учета перекачиваемого авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

-    рукавных барабанов с устройством регулирования скорости их вращения и тормозным механизмом (определяется в КД на образец);

-    устройств отбора проб авиатоплива и ПВКЖ со сбором и локализацией остатков (определяется в КД на образец);

-    системы сбора и локализации проливов авиатоплива и ПВКЖ (определяется в КД на образец);

-    системы технологических трубопроводов ПВКЖ с быстроразъемными беспроливными соединениями (определяется в КД на образец);

-    системы дозированного введения ПВКЖ с устройством оперативного контроля количества (определяется в КД на образец);

-    системы фильтрации ПВКЖ (определяется в КД на образец);

-    подъемной платформы (определяется в КД на образец);

-    пневмооборудования (определяется в КД на образец);

-    гидрооборудования (определяется КД на образец).

6.8.5    Спецификацией и контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АТЗ и ТЗА должна быть определена необходимость комплектации их следующими узлами и агрегатами:

-    системой подогрева для обеспечения пуска двигателя транспортного средства при низких температурах;

-    автономным обогревателем в кабине транспортного средства.

6.8.6    Комплектация АТЗ, ТЗА, ПТЗ технологическим оборудованием производится с учетом скоростей потока авиатоплива в трубопроводах, предельные значения которых не должны превышать 5 м/с.

В случае использования для заправки ВС авиатоплива с антистатическими присадками значения скорости потока авиатоплива в трубопроводах не должны превышать 7 м/с.

6.8.7    Средства заправки ВС из собственной цистерны могут иметь следующие варианты компоновки (определяется в КД на образец):

-    для АТЗ, ТЗА:

а)    на шасси грузового автомобиля;

б)    на специализированном самоходном шасси;

в)    в составе автопоезда — полуприцеп с установленной на нем цистерной или полуприцеп-цистерна несущей конструкции и седельный тягач;

г)    в составе автопоезда — полуприцеп-цистерна несущей конструкции и шасси грузового автомобиля в качестве тягача;

д)    на осевых агрегатах с приводом и использованием цистерны несущей конструкции;

ГОСТ P 18.12.02—2017

-    для ПТЗ:

а)    на шасси прицепа;

б)    на осевых агрегатах с использованием цистерны несущей конструкции.

6.8.8    Габаритные размеры АТЗ, ТЗА, ПТЗ во всех вариантах компоновки не должны превышать:

-    по высоте — 3,6 м;

-    по ширине — 2,55 м для средств заправки, передвигающихся по дорогам общего пользования, или 3,6 м для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома.

Самая низкая точка конструкции АТЗ, ТЗА, ПТЗ (с заполненной цистерной) должна находиться на расстоянии не менее 0,2 м над уровнем земли.

Высота расположения точки условного центра масс полностью загруженного средства заправки не должна превышать 95 % общей ширины опоры базового транспортного средства (расстояния между наружными точками контакта с грунтом правой и левой шин одной оси [22]).

6.8.9    В качестве базовых транспортных средств должны использоваться серийные или специальные (доработанные) шасси, тягачи, полуприцепы, прицепы и осевые агрегаты.

6.8.10    Применение конкретного базового транспортного средства должно быть протокольно согласовано с его изготовителем. Базовое транспортное средство должно иметь ОТТС или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

6.8.11    Доработки конструкции базового транспортного средства, а также внесение изменений в его характеристики (параметры) следует протокольно согласовывать с изготовителем базового транспортного средства.

6.8.12    Используемые базовые транспортные средства должны соответствовать требованиям безопасной перевозки опасных грузов по [17] и [22].

6.8.13    Базовое транспортное средство должно быть оснащено дизельным двигателем с защитой от попадания авиатоплива и ПВКЖ на его узлы и агрегаты (определяется в КД на образец).

Допускается использование двигателя, работающего на компримированном природном газе (КПГ) и/или сжиженном природном газе (СПГ), если элементы специального оборудования для КПГ и СПГ официально утверждены в соответствии с [24] и соответствуют положениям [22].

Допускается использование двигателя, работающего на сжиженном нефтяном газе (СНГ), если элементы специального оборудования для СНГ официально утверждены в соответствии с [25] и соответствуют положениям [22].

6.8.14    Расположение системы забора воздуха в двигатель базового транспортного средства должно исключать возможность попадания в нее пожароопасных концентраций паров авиатоплива из дыхательных клапанов цистерн, а также авиатоплива и ПВКЖ при их проливах и утечках в процессе заправки ВС или в случае повреждения раздаточных рукавов и других узлов технологического оборудования (определяется в КД на образец).

6.8.15    Выпускная труба транспортного средства должна располагаться вне зоны цистерны и топливных коммуникаций.

Выпускная труба транспортного средства не должна располагаться в непосредственной близости от топливных баков.

При необходимости выпускную трубу следует оснащать искрогасителем.

6.8.16    Расстояние между кабиной водителя транспортного средства и передней стенкой технологического отсека (при его расположении между цистерной и кабиной) должно быть не менее 150 мм.

6.8.17    Наличие электроприкуривателей и пепельниц в кабине транспортного средства не допускается.

6.8.18    Компоновка технологического оборудования средств заправки не должна снижать ходовых качеств базового транспортного средства (за исключением ограничения скорости движения) или затруднять его ТО.

6.8.19    Значения и распределение нагрузок на оси транспортного средства от полной массы средств заправки не должны превышать значений, определенных в ОТТС (в свидетельстве о безопасности), должны быть указаны в ТУ и ЭД или в спецификации на импортные образцы средств заправки ВС.

6.8.20    Типы осевых агрегатов полуприцепа-цистерны должны соответствовать значениям расчетных нагрузок, приходящихся на оси, при полной массе средства заправки ВС.

6.8.21    Питание электрической, гидравлической и пневматической систем средств заправки не должно ухудшать надежности и работоспособности соответствующих систем базового транспортного средства.

15

6.8.22    Соединение электрических, пневматических и гидравлических систем между транспортным средством и полуприцепом (прицепом) должно исключать возможность неправильного присоединения стыковочных устройств, обеспечивать свободное движение и защиту кабелей и шлангов пневматических и гидравлических систем от защемления и повреждения.

6.8.23    Прохождение топливных трубопроводов, шлангов пневматических и гидравлических систем над или рядом с источниками тепла не допускается. В случае невозможности выполнения настоящего требования между трубопроводом (шлангом) и источником тепла следует установить теплозащитный экран.

6.8.24    Модель седельного тягача должна соответствовать значениям расчетной нагрузки на седельно-сцепное устройство при полной массе буксируемого полуприцепа-цистерны.

6.8.25    Седельный тягач должен комплектоваться седельно-сцепным устройством по ГОСТ 28247. На полуприцепе-цистерне должен быть установлен сцепной шкворень по ГОСТ 12017 с присоединительными размерами по ГОСТ 12105, адаптированный к седельно-сцепному устройству тягача.

6.8.26    Шкворни собственного изготовления подлежат испытаниям по ГОСТ Р 50586, покупные изделия должны иметь сертификат соответствия по [17].

6.8.27    В случае использования импортных тягачей седельно-сцепное устройство должно соответствовать ГОСТ 12017, ГОСТ 12105, ГОСТ Р 50586 и [17].

6.8.28    Допускается установка на раме базового транспортного средства вместо седельно-сцепного устройства опорно-соединительного устройства с подачей авиатоплива через осевую трубу.

Тип конструкции опорно-соединительного устройства выбирается по фактическим нагрузкам при полной массе полуприцепа-цистерны.

6.8.29    Базовые транспортные средства должны быть оборудованы устройством для буксировки передним ходом заводского изготовления. Оснащение средства заправки ВС устройством для буксировки задним ходом должно быть определено контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку конкретного образца АТЗ, ТЗА, ПТЗ.

6.8.30    Базовые транспортные средства должны быть оснащены задним защитным устройством заводского изготовления. В случае оборудования средств заправки задним защитным устройством собственного изготовления его параметры должны соответствовать требованиям [26].

6.8.31    Тип прицепа для размещения технологического оборудования — по ГОСТ Р 52051.

6.8.32    Сцепные петли прицепов — по ГОСТ 2349.

6.8.33    Требования к цистерне (полуприцепу-цистерне, прицепу-цистерне) средств заправки

6.8.33.1    Цистерна должна быть оборудована:

-    перегородками (волнорезами);

-    люками;

-    дренажным и дыхательными устройствами;

-    ограничителем и сигнализатором уровня налива;

-    наливным и сливным донными клапанами;

-    опорным устройством (только для полуприцепа-цистерны);

-    опорами крепления.

6.8.33.2    Цистерна должна быть выполнена из листового проката коррозионно-стойкой стали или алюминиевых сплавов.

6.8.33.3    Конструкция цистерны может иметь постоянное или переменное поперечное сечение по ее длине.

6.8.33.4    Для цистерны с эллиптическим и чемоданообразным поперечным сечением радиусы кривизны боковых поверхностей стенок не должны превышать 3500 мм, а радиусы кривизны поверхности стенок сверху и снизу — 5500 мм. Изготовление цистерны с прямоугольной формой поперечного сечения не допускается.

6.8.33.5    Расстояние между двумя усиливающими элементами внутри цистерны (перегородки или волнорезы) должно быть не более 1750 мм; вместимость отсека между соседними внутренними усиливающими элементами должна быть не более 7500 дм3.

6.8.33.6    Перегородки (волнорезы) должны иметь прогиб глубиной не менее 100 мм или гофры либо быть усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности.

6.8.33.7    Конструкция перегородок (волнорезов) не должна препятствовать наполнению (опорожнению) цистерны, а также возможности зачистки ее внутренней поверхности при выполнении ТО. С этой целью в каждой перегородке (сверху и снизу) должны быть предусмотрены отверстия для перемещения авиатоплива, а также технологический лаз размером не менее 600 мм, форма которого должна обеспечивать свободное и безопасное перемещение персонала (в рабочей одежде) из отсека в отсек.

ГОСТ P 18.12.02—2017

Содержание

1    Область применения................................................................ 1

2    Нормативные ссылки................................................................ 1

3    Термины, определения и сокращения.................................................. 3

4    Общие технические требования к оборудованию типовой схемы авиатопливообеспечения...... 4

5    Состав оборудования типовой схемы авиатопливообеспечения ............................ 7

6    Специальные требования к оборудованию основных блоков и технологических модулей

типовой схемы авиатопливообеспечения ............................................... 8

6.1    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из железнодорожных

и/или автомобильных цистерн .................................................... 8

6.2    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из магистрального

трубопровода, танков пришвартованных нефтеналивных судов и нефтеналивных судов, стоящих на рейде, с пневмоопорожнением шлангующих устройств...................... 8

6.3    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива из танков нефтеналивных

судов, стоящих на рейде, с гидроопорожнением шлангующих устройств ................. 9

6.4    Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в систему централизованной

заправки самолетов и пункты налива средств заправки воздушных судов.................10

6.5    Оборудование технологического модуля выдачи авиатоплива в цистерны средств заправки воздушных судов (пункт налива автотопливозаправщиков,

топливозаправщиков, прицепов-топливозаправщиков) ................................10

6.6    Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы

централизованной заправки самолетов.............................................10

6.7    Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из системы

централизованной заправки самолетов или из собственной цистерны ...................13

6.8    Средства (технологические модули) заправки воздушных судов из собственной

цистерны......................................................................13

6.9    Оборудование технологического модуля приема, внутрискладских перекачек

и выдачи противоводокристаллизационной жидкости .................................21

6.10    Оборудование технологического модуля приема и выдачи отстоя авиатоплива

или отработанных нефтепродуктов ...............................................22

6.11    Оборудование технологического модуля приема авиатоплива в смеси

с противоводокристаллизационной жидкостью из средств транспортирования,

выдачи в резервуары хранения и внутрискладских перекачек .........................22

6.12    Оборудование технологического модуля подготовки и выдачи авиатоплива в смеси с противоводокристаллизационной жидкостью в средства заправки

воздушных судов ..............................................................23

6.13    Оборудование хранения авиатоплива .............................................23

6.14    Средства фильтрации авиатоплива...............................................25

6.15    Средства фильтрации противоводокристаллизационныхжидкостей ....................28

7    Требования безопасности............................................................30

7.1    Общие положения ..............................................................30

7.2    Требования промышленной безопасности...........................................30

7.3    Требования электробезопасности..................................................31

7.4    Требования взрывобезопасности ..................................................32

7.5    Требования пожарной безопасности ...............................................32

III

ГОСТ P 18.12.02—2017

Закрытая площадь перегородок (волнорезов) должна составлять не менее 70 % поперечного сечения цистерны по месту их установки.

Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенок цистерны.

6.8.33.8    Цистерна и устройства ее крепления на транспортном средстве (при ее заполнении авиатопливом до номинального уровня) должны выдерживать нагрузки, равные:

-    удвоенной массе цистерны и авиатоплива для средств заправки, передвигающихся по дорогам общего пользования, или полуторной массе цистерны и авиатоплива для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома — в направлении движения;

-    общей массе цистерны и авиатоплива — в направлении, перпендикулярном направлению движения;

-    удвоенной массе цистерны и авиатоплива для средств заправки, передвигающихся по дорогам общего пользования, или полуторной массе цистерны и авиатоплива для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома — в вертикальном направлении сверху вниз;

-    общей массе цистерны и авиатоплива — в вертикальном направлении снизу вверх.

6.8.33.9    Толщину стенок цистерны следует определять по ГОСТ 33666 и [22].

6.8.33.10    Для обеспечения защиты от повреждений, вызываемых ударами сбоку или при опрокидывании, цистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2,0 м, а также чемоданообразного сечения должны иметь дополнительную защиту на боковых поверхностях цистерны шириной не менее 30 % высоты поперечного сечения цистерны и толщиной не менее толщины стенок цистерны.

Допускается для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома, дополнительную защиту цистерн не устанавливать.

6.8.33.11    Полная вместимость цистерны должна быть рассчитана с запасом, предусматривающим возможность увеличения объема авиатоплива за счет температурного расширения, но не менее:

-    5 % ее номинальной вместимости за счет применения расширительных емкостей для средств заправки, передвигающихся по дорогам общего пользования;

-    3 % ее номинальной вместимости за счет ограничения уровня налива цистерны для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома.

Номинальная вместимость цистерны (в соответствии с приложением А) должна быть указана в ЭД.

6.8.33.12    В зависимости от вместимости цистерн должно быть предусмотрено:

- для цистерн номинальной вместимостью не более 15 000 дм3 — не менее одного люка;

- для цистерн номинальной вместимостью не более 40 000 дм3 — не менее двух люков;

-    для цистерн номинальной вместимостью свыше 40 000 дм3 — не менее трех люков.

6.8.33.13    Диаметр люка должен быть не менее 600 мм.

6.8.33.14    Один из люков (смотровой) должен быть оснащен откидной крышкой меньшего диаметра с устройством, обеспечивающим ее открытие без применения инструмента.

Герметичность крышек люков должна быть обеспечена выбором конструкции узла уплотнения.

6.8.33.15    Оборудование, размещенное в верхней части цистерны или на крышках люков, должно быть защищено на случай опрокидывания цистерны.

6.8.33.16    Конструкция цистерны должна обеспечивать возможность зачистки ее внутренней поверхности с помощью механических средств и вручную.

Цистерна должна быть оборудована лестницей или скобами для спуска в нее при проведении операций ТО и зачистки внутренней поверхности. Ступени лестницы или скобы должны выдерживать нагрузку не менее 120 кгс.

6.8.33.17    Конструкция цистерны должна обеспечивать полный слив авиатоплива самотеком через дренажное устройство при установке средств заправки ВС в положении, определенном в РЭ.

6.8.33.18    Цистерна должна выдерживать внутреннее давление, равное давлению наполнения (опорожнения), на которое отрегулировано дыхательное устройство, но не менее:

-    0,02 МПа (0,2 кгс/см2) — для средств заправки, передвигающихся по дорогам общего пользования;

-    0,015 МПа (0,15 кгс/см2) —для средств заправки, передвигающихся только по территории аэродрома.

Пропускная способность дыхательного устройства должна соответствовать максимально допустимой скорости налива (слива).

6.8.33.19    Конструкция дыхательного устройства должна обеспечивать герметичность цистерны и исключать возможность истечения авиатоплива из нее при опрокидывании.

6.8.33.20    Крышка смотрового люка цистерны должна оснащаться аварийным устройством вентиляции с ограничением внутреннего избыточного давления до 0,036 МПа (0,36 кгс/см2).

17

7.6    Требования безопасности при работе оборудования типовых схем

авиатопливообеспечения под избыточным давлением ................................33

7.7    Ограничения по безопасности при эксплуатации оборудования типовых схем

авиатопливообеспечения    33

8    Требования экологической безопасности и охраны окружающей среды ......................34

9    Требования эргономики и технической (промышленной) эстетики...........................34

10    Требования к цветографическим схемам окраски, размещению знаков опасности (знаков безопасности), нанесению сигнальной маркировки (разметки) и применению

приборов сигнализации.............................................................35

11    Требования к техническому уровню и потребительским свойствам.........................36

11.1    Требования к проектной, конструкторской, технологической документации

и эксплуатационным документам.................................................36

11.2    Требования к материалам и комплектующим (покупным)    изделиям ....................37

11.3    Требования к правилам контроля качества изготовления оборудования, его испытаний

и приемки....................................................................38

11.4    Требования устойчивости к внешним воздействиям .................................38

11.5    Требования надежности ........................................................39

11.6    Требования к организации технического обслуживания и    ремонта .....................39

12    Требования к метрологическому обеспечению..........................................39

13    Требования к гарантийным обязательствам............................................40

14    Требования к утилизации ...........................................................41

15    Процедуры подтверждения соответствия..............................................42

Приложение А (обязательное) Основные термины и определения вместимости цистерн

подвижных и передвижных средств заправки воздушных судов и резервуаров

для противоводокристаллизационных жидкостей    .............................43

Библиография .......................................................................44

IV

ГОСТ P 18.12.02—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Технологии авиатопливообеспечения

ОБОРУДОВАНИЕ ТИПОВЫХ СХЕМ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Общие технические требования

Technologies of the aviation fueling.

Installation of the aviation fuel supply typical schemes.

General technical requirements

Дата введения — 2018—06—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на новое или модернизированное оборудование авиатопливообеспечения, предназначенное для использования в типовых схемах авиатопливообеспечения на аэродромах и вертодромах государственной, гражданской и экспериментальной авиации, посадочных площадках.

1.2    Стандарт определяет основные принципы и тенденции повышения технического уровня технологического оборудования, обеспечения безопасного выполнения процедур заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации.

1.3    Стандарт распространяется на оборудование, подлежащее эксплуатации в технологических линиях нефтеперерабатывающих заводов на завершающих этапах производства авиатоплива при выдаче его в цистерны предназначенных транспортных средств и танки нефтеналивных судов.

1.4    Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и требования безопасности к оборудованию приема, хранения, внутрискладских перекачек, выдачи, учета, транспортирования и заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, а также определяет минимальные требования к устройствам отбора проб для контроля качества авиатоплива в местах, определенных типовыми схемами авиатопливообеспечения.

1.5    В настоящем стандарте учтены положения технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов, а также основные требования международных правил, стандартов ASTM, рекомендуемых практик ICAO и IATA и спецификаций El [1]—[19].

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 2.503 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.346 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки

Издание официальное

ГОСТ 8.570 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.306 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.049 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.063 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности ГОСТ 12.2.085 Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.003 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности ГОСТ 2349 Устройства тягово-сцепные системы «крюк — петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 8769 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости ГОСТ ISO 9001 Система менеджмента качества. Требования ГОСТ 9544 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов ГОСТ 12017 Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Типы и основные размеры ГОСТ 12105 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры ГОСТ 13547 Арматура трубопроводная. Затворы дисковые. Общие технические условия ГОСТ 14202 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17032 Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 18194 Установки для нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн. Технические условия

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 20772 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования

ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21345 Краны шаровые, конусные и цилиндрические на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия

2

ГОСТ P 18.12.02—2017

ГОСТ 22639 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов. Термины и определения ГОСТ 24856 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 27472 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования

ГОСТ 28247 Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования

ГОСТ 28343 (ИСО 7121) Краны шаровые стальные фланцевые. Технические требования ГОСТ 31294 Клапаны предохранительные прямого действия. Общие технические условия ГОСТ 31610.0 Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования ГОСТ 31812 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов гражданского назначения. Общие технические требования

ГОСТ 32569 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах

ГОСТ 33259 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования

ГОСТ 33423 Арматура трубопроводная. Затворы и клапаны обратные. Общие технические условия ГОСТ 33666 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования

ГОСТ IEC 60079-10-1 Взрывоопасные среды. Часть 10-1. Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды

ГОСТ Р 15.201 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство ГОСТ Р 18.0.01 Технологии авиатопливообеспечения. Основные положения ГОСТ Р 18.3.01-2016 Технологии авиатопливообеспечения. Типовые схемы ГОСТ Р 18.12.01 Технологии авиатопливообеспечения. Функциональные и технологические параметры автотопливозаправщиков (топливозаправщиков) аэродромных. Требования заказчика

ГОСТ Р 27.403 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы

ГОСТ Р 50553 Промышленная чистота. Фильтры и фильтроэлементы. Общие технические требования

ГОСТ Р 50586 Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ Р 52630 Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22639, ГОСТ 24856, ГОСТ 31812ГОСТ 32569, ГОСТ 33259, ГОСТ Р 18.0.01, ГОСТ Р 18.3.01, ГОСТ Р 18.12.01.

3.2    В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

авиаГСМ —    авиационные горюче-смазочные материалы;

АТЗ    —    автотопливозаправщик аэродромный;

АЦ    —    автомобильная цистерна;

АФТ    —    агрегат фильтрации топлива;

3

—    агрегат фильтрации топлива (на шасси прицепа или транспортного средства);

АФТ-П

АФТ-П-Ц

АФТ-С

АЦЗС

АЦЗС-Ц

ВС

ЖДЦ

КД

лкп

нд

ннз

нпг

онп

отк

оттс

пвкж

пд

ПРД

псо

птз

ПУВ

РДН

РП

СИ

тд

ТЗА ТМ АТО

то

ТР тс ТС АТО ТУ

цзс

эд

—    агрегат фильтрации топлива (на шасси прицепа с собственной цистерной);

—    агрегат фильтрации топлива стационарный;

—    агрегат заправки ВС из системы ЦЗС;

—    агрегат заправки ВС из системы ЦЗС или из собственной цистерны;

—    воздушное судно;

—    железнодорожная цистерна;

—    конструкторская документация;

—    лакокрасочные покрытия;

—    нормативные документы;

—    наконечник нижней заправки;

—    наконечник присоединительный гидрантный;

—    отработанные нефтепродукты;

—    отдел технического контроля;

—    одобрение типа транспортного средства;

—    противоводокристаллизационная жидкость;

—    проектная документация;

—    поточный регулятор давления;

—    пункт сбора отстоя;

—    прицеп-топливозаправщик;

—    плавающее устройство верхнего забора топлива;

—    регулятор давления на ННЗ;

—    раздаточный пистолет;

—    средства измерения;

—    технологическая документация;

—    топливозаправщик аэродромный, транспортное средство без права движения по дорогам общего пользования;

—    технологический модуль авиатопливообеспечения;

—    техническое обслуживание;

—    Технический регламент Таможенного союза;

—    типовая схема авиатопливообеспечения;

—    технические условия;

—    централизованная заправка самолетов;

—    эксплуатационные документы.

4 Общие технические требования к оборудованию типовой схемы авиатопливообеспечения

4.1 Оборудование ТС АТО должно использоваться при выполнении следующих технологических операций по ГОСТ Р 18.3.01:

-    прием авиатоплива из средств транспортирования (ЖДЦ, АЦ, танков нефтеналивных судов, магистральных трубопроводов);

-    внутрискладские перекачки;

-    хранение авиатоплива в резервуарах склада авиаГСМ;

-    выдача авиатоплива в систему ЦЗС и пункты налива средств заправки ВС;

-    налив в цистерны средств заправки ВС;

-    транспортирование авиатоплива к местам стоянки и заправки ВС;

-    заправка ВС;

-    учет авиатоплива в процессе выполнения технологических операций;

-    прием, хранение, внутрискладские перекачки и выдача кондиционного авиатоплива в смеси с ПВКЖ;

-    прием, хранение, учет и выдача ПВКЖ в средства транспортирования и заправки ВС;

-    отбор проб авиатоплива и ПВКЖ;

-    прием дренируемого авиатоплива, хранение, отстой, паспортизация, возврат в резервуары хранения и/или выдача в транспортные средства;

-    прием, хранение и выдача ОНП в транспортные средства.

4

ГОСТ P 18.12.02—2017

4.2    Обязательными процедурами при выполнении технологических операций по 4.1 являются:

-    фильтрация авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации, полноты отсева механических примесей и волокон;

-    отбор проб для контроля качества авиатоплива (со сбором и локализацией остатков);

-    контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

-    предотвращение гидроударов, защита от гидроударов и превышения давления в гидравлических системах;

-    снижение уровня статического электричества в авиатопливе;

-    сбор и локализация возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

4.3    Планировочные и конструктивные решения с использованием технологических модулей оборудования ТС АТО следует предусматривать в ПД и КД с учетом требований норм и правил действующих НД и [2], [8], [14]—[19].

4.4    Устройство, комплектацию, монтажи испытания технологических трубопроводов оборудования ТС АТО на взрывоопасных объектах следует осуществлять по ПД и КД с учетом требований ГОСТ 32569.

Трубопроводы и коллекторы ТМ АТО необходимо оснащать запорной, регулирующей и предохранительной арматурой, регуляторами давления и газосбрасывающими клапанами, конструкция которых соответствует ГОСТ 13547, ГОСТ 21345, ГОСТ 28343, ГОСТ 31294, ГОСТ 33423.

Требования к герметичности трубопроводной арматуры следует указывать в КД по ГОСТ 9544.

Требования к применяемым фланцам соединительных частей оборудования ТС АТО и трубопроводов — по ГОСТ 33259.

4.5    В конструкции оборудования ТС АТО следует предусмотреть защиту от обратных потоков авиатоплива для снижения отрицательных последствий гидроударов на фильтроэлементы, счетчики, системы регулирования давления, дозированного введения ПВКЖ и другие узлы и агрегаты.

4.6    Оборудование ТС АТО следует оснащать системами регулирования и поддержания рабочего давления в пределах, предусмотренных в КД.

4.7    В конструкции ТС АТО на линиях деаэрации авиатоплива и ПВКЖ следует предусмотреть устройства визуального контроля непрерывности потока в соответствии с КД.

4.8    Комплектацию элементами фильтров, микрофильтров и фильтров-водоотделителей, используемых в оборудовании ТС АТО, следует осуществлять только в соответствии с указаниями, приведенными в ЭД на конкретный образец фильтра, микрофильтра или фильтра-водоотделителя.

Установку элементов в корпусы фильтра, микрофильтра и фильтра-водоотделителя необходимо проводить в процессе подготовки оборудования к вводу в эксплуатацию.

Не допускается установка элементов в корпусы микрофильтров или фильтров-водоотделителей при их длительном хранении.

4.9    Оборудование ТС АТО следует оснащать средствами учета авиатоплива и ПВКЖ, зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации.

Перед счетчиками необходимо устанавливать устройства фильтрации и деаэрации авиатоплива.

4.10    Оборудование ТС АТО следует оснащать устройствами отбора проб авиатоплива и ПВКЖ по ГОСТ 2517.

Устройства отбора проб должны предусматривать возможность предварительной промывки методом слива авиатоплива и ПВКЖ перед началом отбора проб в специальную емкость.

Соединительные трубопроводы от точки отбора проб до пробоотборника должны иметь минимальное число изгибов и изготавливаться без расширения, карманов и застойных мест, в которых могут скапливаться механические примеси, остатки авиатоплива, ПВКЖ и паровоздушная смесь.

4.11    Органы управления оборудования ТС АТО следует размещать в местах, доступных для управления оператором, а приборы контроля режимов работы оборудования и СИ — в зоне их видимости.

4.12    Электрические системы оборудования ТС АТО должны быть спроектированы на основе серийно выпускаемых сертифицированных электротехнических изделий, монтаж которых выполняется с учетом требований [20], и предусматривать использование:

-    систем включения насосных агрегатов, обеспечивающих плавный пуск электродвигателя;

-    автоматизированных систем плавного пуска или регулирования оборотов электродвигателя насосных агрегатов в соответствии с проектными решениями или условиями контракта (договора) на разработку, изготовление и поставку конкретных образцов оборудования.

5

4.13    Общие требования к электрооборудованию и их системам управления применительно к выбранной взрывоопасной зоне — по ГОСТ 31610.0.

Основные принципы классификации (выбора) взрывоопасной зоны по классам, размерам и интенсивности утечек — по ГОСТ IEC 60079-10-1 (раздел 5) либо в соответствии с экспертным заключением уполномоченной организации.

Комплектующие электрооборудования должны иметь Ех маркировку с учетом особенностей взрывоопасной зоны с подтверждением ее соответствия требованиям [16].

4.14    Электропроводку, находящуюся в зоне возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, а также соприкасающуюся с наружными поверхностями корпусов узлов и агрегатов, следует монтировать в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ.

Электропроводку следует прокладывать в местах, защищенных от воздействий внешних климатических факторов.

Способы защиты мест соединения проводов должны быть определены в КД и на принципиальных электрических схемах.

4.15    Токоведущие провода следует тщательно изолировать и надежно закреплять.

Соединение проводов должно производиться специальными зажимами с использованием унифицированных наконечников или штекеров и иметь достаточный запас длины провода для повторного их подсоединения после ремонтно-восстановительных работ.

4.16    Световые приборы, электрические кнопки управления (пуска, остановки) и средства сигнализации должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении и иметь соответствующую маркировку по [16].

4.17    Металлические и электропроводные неметаллические части оборудования ТС АТО следует заземлять независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

4.18    Система заземления и снятия статического электричества должна предусматривать использование:

-    постоянно замкнутой системы заземления оборудования, которая через выводное устройство заземления должна соединяться с контуром заземления объекта авиатопливообеспечения;

-    шунтирующих перемычек на фланцевых соединениях трубопроводов, узлов и агрегатов;

-    тросиков выравнивания потенциалов на ННЗ, РП и быстроразъемных соединениях (за исключением использования металлических гибких рукавов);

-    барабанов с тросами заземления и выравнивания потенциалов.

4.19    Материалы, используемые для изготовления деталей, узлов и агрегатов оборудования ТС АТО, а также покрытия внутренних поверхностей трубопроводов, корпусных изделий и резервуаров, должны быть стойкими к воздействию авиатоплива (как в чистом виде, так и в смеси с ПВКЖ) в рабочем диапазоне температур.

4.20    Детали, узлы, резервуары и агрегаты оборудования ТС АТО, имеющие непосредственный контакт с ПВКЖ, не должны ухудшать качество выдаваемого продукта. В указанных изделиях должны применяться коррозионно-стойкие стали, а в качестве уплотнений — материалы, химически стойкие ко всем видам авиатоплива и ПВКЖ.

4.21    В конструкции деталей, узлов и агрегатов, имеющих непосредственный контакт с авиатопливом в смеси с ПВКЖ, использование ванадия, меди, цинка, кадмия и их сплавов не допускается [2].

Применяемость материалов должна регламентироваться в КД.

4.22    Оборудование ТС АТО должно комплектоваться СИ, внесенными в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации и имеющими свидетельство об утверждении типа СИ.

Размещение СИ и приборов контроля режимов работы оборудования должно быть регламентировано в КД.

4.23    Оборудование ТС АТО должно быть оснащено лестницами, площадками для обслуживания, ограждениями и поручнями по ГОСТ 27472, [2] и [8].

4.24    Комплектация оборудования ТС АТО системами пожаротушения, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должна быть определена в проекте или контракте (договоре) на разработку, изготовление и поставку конкретных образцов оборудования.

4.25    Конструкция узлов и агрегатов оборудования ТС АТО должна быть приспособлена для пломбирования.

В обязательном порядке пломбированию подлежат: люки цистерн, крышки фильтров, микрофильтров и фильтров-водоотделителей, предохранительная и регулирующая арматура, дыхательные

6