Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

93 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации разъясняют особенности применения КоАП РФ государственными инспекторами по пожарному надзору при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

Оглавление

1. Общие положения

2. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

3. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

   3.1. Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении

   3.2. Составление протокола об административном правонарушении

   3.3. Административное расследование

4. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

5. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

6. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, связанных с пожарами

7. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности

8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

9. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

10. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности

Приложение. Примерные образцы бланков некоторых документов

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Временные методические рекомендации

МОСКВА 2002

Страница 2

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ обороны, чрезвычайным ситуациям И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ противопожарная служба

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ*

ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Временные методические рекомендации

МОСКВА 2002

Страница 3

УДК 614.84:358

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности: Временные методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2002. - 92 с.

Разработаны специалистами Главного управления Государственной противопожарной службы, ФГУ ВНИИПО, Академии МЧС России, практическими работниками Государственной противопожарной службы.

Утверждены приказом ГУГПС МЧС России от 7 августа 2002 г. № 31.

© ГУГПС МЧС России, 2002 © ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2002

Страница 4

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Общие положения .....................................................................4

2.    Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела

об административных правонарушениях в области пожарной безопасности ................................................................4

3.    Порядок возбуждения дела об административном

правонарушении ............................................................................7

3.1.    Рассмотрение повода к возбуждению дела

об административном правонарушении ............................7

3.2.    Составление протокола об административном

правонарушении ..................................................................8

3.3.    Административное    расследование ............................10

4.    Применение мер обеспечения производства по делам

об административных правонарушениях в области пожарной безопасности ..............................................................11

5.    Рассмотрение дел об административных правонарушениях

в области пожарной безопасности .............................................14

6.    Особенности производства по делам об административных

правонарушениях, связанных с пожарами................................19

7.    Рассмотрение жалобы или протеста на постановление

по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности ..............................................................20

8.    Исполнение постановлений по делам об административных

правонарушениях в области пожарной безопасности..............22

9.    Ведение делопроизводства по делам об административных

правонарушениях в области пожарной безопасности..............26

10.    Контроль за производством по делам об административных

правонарушениях в области пожарной безопасности..............27

Приложение. Примерные образцы бланков некоторых

документов .............................................................29

3

Страница 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие временные методические рекомендации разработаны на основе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), введенного в действие Законом Российской Федерации № 195-ФЗ от 30.12.2001 г., и разъясняют особенности его применения государственными инспекторами по пожарному надзору при производстве по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

1.2.    В рекомендациях используются понятия, определенные КоАП РФ, Федеральном законом «О пожарной безопасности», другими законодательными и иными правовыми и нормативными актами.

1.3.    Территориальные органы Управления ГПС субъектов Российской Федерации могут разрабатывать аналогичные рекомендации с учетом законодательных актов субъектов Российской Федерации в области ПБ.

1.4.    В процессе административного производства могут быть созданы различные бланки, не отраженные в приложении «Примерные образцы бланков некоторых документов», которые должны соответствовать Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.5.    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Прокуроры вправе составлять протоколы о любом административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ).

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, дейст-

4

Страница 6

вующих на территории Российской Федерации, прокуроры вправе возбуждать дела о любом административном правонарушении, вынося постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностные лица территориальных органов управления и подразделений ГПС, осуществляющих государственный пожарный надзор (далее — органы ГПН), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)*.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Статьей 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения*.

Статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Частями 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений» (п. 42 ст. 28.3 КоАП РФ).

Должностные лица органов ГПН, осуществляющие лицензирование в области пожарной безопасности и контроль за соблюдением условий лицензий, в праве составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

Частью 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)*.

Статьей 19.20 КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)».

Должностные лица органов ГПН, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных пра-

5

Страница 7

вонарушениях, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

Статьей 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производства по делу об административном правонарушении».

Статьей 17.9 КоАП РФ «Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод».

Должностные лица органов ГПН составляют протоколы об административных правонарушениях и рассматривают административные дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах», ст. 11.16 КоАП РФ «Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте», ст. 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности*.

2.2. Должностные лица органов внутренних дел уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.2 КоАП РФ.

Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, — о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ.

Должностные лица органов морского транспорта; органов .жутреннего водного транспорта; органов железнодорожного транспорта; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов рыбоохраны, на судах и объектах промыслового флота — о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.16 КоАП РФ.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1; 17.7; 17.9; частью 1 ст. 19.4; частью 1 ст. 19.5; 19.6; 19.7; частями 1 и 2 ст. 19.19; 19.20 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях по укь^ан-ным статьям, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

6

Страница 8

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст 14.1 частями 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных случаях дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (с 16 до 18 лет).

3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

3.1. РАССМОТРЕНИЕ ПОВОДА К ВОЗБУЖДЕНИЮ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

3.1.1.    Начало производства по делу об административном правонарушении обусловлено появлением повода к возбуждению дела.

3.1.2.    Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности являются:

1)    непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в результате:

а)    деятельности, связанной с контролем за соблюдением требований пожарной безопасности;

б)    проверочных действий по факту пожара;

в)    иной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций;

2)    поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

7

Страница 9

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3.1.3.    Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении и принятие решения производится немедленно по его появлении.

Результатом рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении является одно из двух решений:

1)    о возбуждении дела об административном правонарушении;

2)    об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Основанием к возбуждению дела является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

3.1.4.    Необходимыми действиями при возбуждении дела о правонарушениях в области пожарной безопасности являются:

1)    составление протокола об административном правонарушении;

2)    вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

3)    составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ (доставление, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей).

3.1.5.    Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выносится при отсутствии оснований к возбуждению дела только при рассмотрении поводов, указанных в ст. 3.1.2 настоящих рекомендаций под пунктами 2) и 3), и при наличии обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ.

3.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

3.2.1. Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ (за-

8

Страница 10

полняются все графы полностью, если требуется документ, указывается, «по представлено и его номер и т. п.) немедленно после выявления административного правонарушения или в срок не свыше 2 суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, если нет необходимости проведения административного расследования.

Протокол должен кратко и точно излагать существо нарушения со ссылками на нормы законов, стандартов, правил и иных нормативных актов в области пожарной безопасности, требования которых нарушены.

Протокол составляется в присутствии физического лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого он оформляется.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа указанных лиц от дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола в нем делается соответствующая запись.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Страница 11

3.2.2.    Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по его просьбе.

3.2.3.    Протокол регистрируется в Журнале учета дел об административных правонарушениях и направляется лицу, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола.

3.2.4.    При наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, до передачи дела на рассмотрение, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3.2.5.    Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, протокол об административном правонарушении не составляется, а оформляется постановление об административном наказании.

Если лицо при этом оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

3.3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

3.3.1.    Решение о возбуждении дела при необходимости административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения правонарушения в соответствии с требованиями ст. 28.7 КоАП РФ в виде определения.

3.3.2.    Необходимость проведения расследования обусловливается производством экспертизы и (или) иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3.3.3.    Административное расследование проводится в целях выяснения, процессуального закрепления и исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

В ходе административного расследования могут производиться предусмотренные КоАП РФ действия по собиранию

Ю

Страница 12

и исследованию доказательств и применяться меры обеспечения производства по делу.

3.3.4.    Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения, в срок не свыше одного месяца с момента возбуждения дела.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству лица, осуществляющего производство по делу, на срок не более одного месяца.

3.3.5.    По окончании административного расследования в зависимости от установленных обстоятельств:

1)    составляется протокол об административном правонарушении;

2)    выносится постановление о прекращении дела.

4. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1.    Меры обеспечения применяются в целях:

1)    пресечения административного правонарушения;

2)    установления личности нарушителя;

3)    составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4)    обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5)    исполнения принятого по делу постановления.

4.2.    Органы ГПН вправе самостоятельно применять следующие меры обеспечения:

1)    осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

2)    изъятие вещей и документов;

3)    арест товаров и иных вещей.

4.3.    Должностными лицами органов внутренних дел (милиции) осуществляются следующие меры обеспечения при

11

Страница 13

производстве по делам о нарушениях требований пожарной безопасности:

по собственному решению при выявлении административного правонарушения, а также по обращению должностных лиц органа ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:

доставление;

административное задержание;

по определению, вынесенному должностным лицом органа ГПН при рассмотрении дела об административном правонарушении:

привод лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в случае его неявки без уважительной причины (ст. 29.4 КоАП РФ).

4.4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Осмотр производится в целях обнаружения и процессуальной фиксации:

обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

вещественных доказательств;

документов, имеющих значение доказательств по делу.

Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол.

При необходимости изъятия обнаруженных при осуществлении осмотра вещей и документов следует применить и дру-

12

Страница 14

гую меру — «Изъятие вещей и документов*, предусмотренную ст. 27.10 КоАП РФ, с составлением соответствующего протокола.

4.5.    Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых в порядке ст. 27.10 КоАП РФ.

Данная мера может применяться как при непосредственном обнаружении указанных вещей на месте совершения правонарушения, так и после обнаружения их в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там вещей и документов.

Орудия совершения административного правонарушения — предметы, посредством которых совершено правонарушение (электроприбор или иная вещь, содержащая источник зажигания в случае пожара, происшедшего по причине нарушения требований пожарной безопасности, средство автоматической противопожарной защиты в случае обнаружении его неисправности и т. п.).

Предметы административного правонарушения — объекты материального мира, которым причиняется вред в результате совершения правонарушения (вещи, пострадавшие от воздействия опасных факторов пожара, и т. п.).

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола вручается лицу, у которого производится изъятие, либо его законному представителю.

4.6.    Арест товаров и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в объявлении запрета лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представи-

13

Страница 15

телю распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) указанными предметами.

Осуществляется указанная мера путем составления описи товаров и иных вещей, запрещенных к использованию в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ.

Данная мера применяется в случае, если указанные товары или иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест товаров и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых.

В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об аресте товаров и иных вещей составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.

5. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор в пределах предоставленных им полномочий, вправе:

1)    главный государственный инспектор Российской !>е-дерации по пожарному надзору, его заместители;

2)    главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

и

Страница 16

3)    главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

4)    государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

5)    государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

6)    государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.

5.2. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1)    о назначении времени и места рассмотрения дела;

2)    о вызове участников производства;

3)    об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

4)    о назначении экспертизы;

5)    об отложении рассмотрения дела;

6)    о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела лицу, которое составило протокол, в случае:

составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;

неправильного составления протокола и оформления других материалов дела;

неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В этих случаях недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от лица, уполномоченного рассматривать дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков;

Страница 17

7) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции лица, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо если вынесено определение об отводе лица.

5.3.    В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица или законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего лица, в отношении которых ведется производство; свидетеля и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, лицо, рассматривающее дело, выносит определение о приводе указанных лиц.

5.4.    При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится постановление о прекращении производства по делу.

5.5.    Дело об административном правонарушении рассмат-рив, ется в органе государственного пожарного надзора по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено в соответствующем органе по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5.6.    Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения лицом, правомочным его рассматривать, протокола и других материалов.

16

Страница 18

Указанный срок может быть продлен лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц в случае:

1)    поступления ходатайств от участников производства;

2)    необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

О продлении срока рассмотрения дела выносится мотивированное определение.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

5.7.    При назначении административного наказания необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ.

5.8.    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1)    о назначении административного наказания;

2)    о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Также может быть вынесено определение:

1)    о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера, либо принимать иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2)    о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

17

Страница 19

5.9.    Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1)    наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных сг. 24.5 КоАП РФ;

2)    объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

3)    прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

5.10.    Постановление по делу об административном правонарушении должно быть основано на материалах дела, оформленных в соответствии с КоАП РФ.

В постановлении по делу должен бьггь решен вопрос об изъятых вещах и документах, а также об имуществе, на которое наложен арест.

5.11.    Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

5.12.    Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление.

18

Страница 20

S.13. При вынесении постановления об административном правонарушении, если правонарушением нанесен имущественный вред, должностное лицо органа ГПН, рассматривающее дело, обязано разъяснить пострадавшим их право на возмещение ущерба через суд в общегражданском порядке, если виновник не возместил ущерб добровольно.

6. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ

6.1.    Административная ответственность в случае пожара возникает в соответствии с частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ при обязательном соблюдении следующих условий:

1)    не причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека либо не наступили иные тяжкие последствия (т. е. последствия, предусмотренные ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 5 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем»);

2)    пожар явился следствием нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности.

6.2.    Степень причинения вреда здоровью человека определяется исходя из Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденных приказом Минздрава России от 10.12.96 г. № 407.

Правила судебно-медицинской экспертизы устанавливают и иные признаки вреда здоровью, который может быть причинен в том числе в результате пожара.

6.3.    Поводом к возбуждению дела о данном административном правонарушении является обнаружение нарушений требований пожарной безопасности, повлекших пожар, в результате:

1) проверочных действий по факту пожара;