Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

71 страница

449.00 ₽

Купить ВСН 51.3-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы по проектированию морских стационарных платформ распространяются на стальные платформы сквозной конструкции, сооружаемые на морских нефтегазовых месторождениях с целью добычи нефти и газа.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1. Основные требования к конструкции сооружения

     1.2. Основные положения по расчету сооружений

2 Определение гидрометеорологических параметров

3 Нагрузки и воздействия. Сочетания нагрузок

     3.1. Основные положения

     3.2. Ветровая нагрузка

     3.3. Нагрузка от волн и течения

     3.4. Сейсмическая нагрузка

     3.5. Нагрузка от судов

     3.6. Монтажные нагрузки

4 Материалы и их расчетные сопротивления

5 Свайные фундаменты

6 Основные требования к коррозионной стойкости сооружения и защите от коррозии

Приложение 1. Справочное

Приложение 2. Обязательное

Приложение 3. Справочное

Приложение 4. Рекомендуемое

Перечень документов, на которые даны ссылки

 
Дата введения01.07.1985
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

22.03.1984ПринятУправление пожарной охраны МВД Азерб. ССР18/6-959
27.03.1984ПринятГлавное управление по охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР13-5-02/331
03.04.1984ПринятГлаврыбвод Минрыбхоза СССР30-11-9
04.04.1984ПринятГосгортехнадзор СССР04-20/180
10.01.1985ПринятГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)ДП-139-1
21.01.1985УтвержденМингазпромВТ-75
РазработанГлавморнефтегаз
РазработанНИПИгипроморнефтегаз
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Мингазпром

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Проектирование морских стационарных платформ ВСН 51.3-85

Издание официальное

Москва 1085

Министерство газовой промышленности (Мингаэпром)

НИПИ Типроморнефтегаэ"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ ВСН 51.3-05

Издание официальное

Москва 1985

ВСЯ 51.3-85

Джя замкнутее оболочек, находящихся под гидростатическим давлением, при проверке местной устойчивости -    «    0,8.

1.2.10. Гябкости алементов опорных блоков я ферм верхних строений платформ ве должны превьпать значений, приведенных в табл. I.

Таблица I

Элементы конструкции

Предельная гибкость сжато-растянутых элементов

I. Элементы блоки:

а) стойки блока, опорные раскосы, передающие опорные реакции;

100

б) распорки я раскосы, кроме указанных в a. Ia;

120

в) элементы связей и другие неяа-грукенные элементы.

150

2. Элементы ферм верхнего строения платформе

а) пояса ферт, опорные раскосы, оередалцие опорные реакции;

120

б) элементы ферм, кроме указанных

в а. 2а;

150

в) элементы связей и другие нена-грухенные элементы

__

150

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИДРСМЕТВОРСШСГИЧНЗОСХ ПАРАМЕТРОВ

2.1.    Исследования - сбор, анализ, обобщение данных гидроиет-рехима в соответствии с "Номенклатурой* (Приложение I) на аква -тории строительства морских стационарных платформ, а также представление используемых при проектирования исходных данных о гидрометеорологических параметрах, долины выполняться научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими организациями Мингаэ -□рома по данным Госкомгядромета СССР.

2.2.    За расчетные значения гидрометеорологических параметров ветра и волн долины приниматься значения, соответствующие

BCH 51.3-85

обеспеченности I раз в IOO лет.

Примечание. В случае, если наблцценные значения гидрометеорологических параметров превышают расчетные значения вткх параметров,для определения воздействий ветра, волн и течения следует использовать наблцценные значения параметров.

2.3.    Определение расчетных значений гидрометеорологических параметров необходимо производить в соответствии с Приложением I СНиП 2.06.04-62 и настоящими нормами и уточнять на основе имею -щихся данных натурных наблюдений и лабораторных исследований.

2.4.    Исходные гидрометеорологические параметры для районов Каспийского моря необходимо принимать по Приложению 2.

3. НАГРУЗКИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ. СОЧЕТАНИЯ НАГРУЗОК

3.1. Основные положении

3.1 Л. Нагрузки, воздействия и их сочетания, а такие коэф -фициенты надежности по нагрузке к коэффициенты динамичности следует принимать согласно требованиям настоящих норм.

3.1.2. Расчетные нагрузки и воздействия определяются как произведение нормативных нагрузок и воздействий на соответствую -щие коэффициенты надежности цо нагрузке, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

1кды нагрузок и воздействия

Коэффициент надежности по нагрузке п

I

г ;

1. Постоянные нагрузки:

а) вес конструкции опорных блоков,конструкций верхних строений платформ (в том числе конструкции порожних модулей) и др.;

1.05 (0,95)

б) вес деревянного настила и деревянных элементов, знравкивавдего, изоляционного, заиитного и других слоев и покрытой.

(0.9)

2. Временные длительные нагрузки:

а) собственный вес буровой в маки и стационарного оборудования;

1,05 (0,95)

И

BCH 51.3-85 Продолжение таблицы 2

I

2

б) вес заполнения otfopyaoeamuiipeaep-ByapoB и трубопроводов жидкостями;

1,0

в) вес заполнения оборудования, бункеров, трубопроводов суспензиями, шламами, сыпучими телами;

1,1 (0,9)

г) нагрузки от веса бурильных труб, хим.реагентов и других материалов, располагаемых россыпью;

1,2 (0,8)

д) нагрузка от стационарных грузоподъемных средств с грузом.

1,2 (0,9)

3. Кратковременные нагрузки: а) ветречая нагрузка;

1,0

б) нагрузка от волн и течения;

1.0

в) нагрузка от судов;

I.I

г) нагрузка от вертолетов;

назначается в соответствия с 0А ТГА-80

д) монтажные (строительные) нагрузки: от механизмов;

от поднимаемых сборочных частей.

1,1 (0,9) IJ2 \0'М

4. Особые нагрузки:

нагрузка от сейсмического воздействия

1.0

Примечания:


1.    При определении собственного веса подводной части опор -ного блока необходимо учитывать взвешенное состояние элементов

в воде.

2.    Значения коэффициентов надежности по нагрузке, указан -ные в скобках, принимается при расчете конструкций на устойчи -вость положения, а также в других случаях, когда уменьшение нагрузки может ухудшить условия работы конструкций.

3.1.3. Нагрузки от технологического оборудования, механизмов и материалов следует принимать на основания технологической схемы нагрузок, составленной по паслортнш д&ннш оборудования, а материалов - ло требуемш запасам их на морских стационарных

плягАпгмах.


BCH 51.3-85

3.1.4.    Динамическое вертикальное воздействие двигателей* стационарных и передвижных подъемно-транспортных средств и других механизмов следует учитывать путем умножения соответствующих статических нагрузок на коэффициент динамичности 1*1.

3.1.5.    При назначении коэффициента динамичности нагрузок период первой формы собственных горизонтальных колебаний реко -мендуется определять с помощью ЭВМ, принимая расчетную схему в соответствии с п. 1.2.2.

В случае выполнения расчета без применения ЭВМ допускается принимать расчетную схему статически определимой и период соб -ственных колебаний определять приближенным методом.

3.1.6.    При одновременном действии кратковременных нагрузок (волновых, от течения, ветровых, судовых) и особой нагрузки (сейсмической) расчет конструкций морских стационарных платформ должен выполняться с учетом наиболее неблагоприятных сочетаний этих нагрузок. При этом их расчетные величины или значения со -ответствующих им усилий должны умножаться на коэффициент сочетания Рс » значения которого приведены в табл. 3.

Таблица 3

Виды расчетных нагрузок и воздействий

Сочетания

А

Б

В

г

Коэффициент сочетаний

I. Постоянные нагрузки

1,0

1,0

0,9

1,0

2. Временные длительные

1.0

0,8

1,0

нагрузки

-

3. Кратковременные нагрузки:

1,0

а) ветровая нагрузка;

0,8

0,8

-

б) волновая нагрузка;

1,0

1,0

-

-

в) нагрузка от течения

1.0

1,0

1,0

-

4. Особая - сейсмическая

1,0

нагрузка

-

-

-

Примечания:

I. Расч^ы по сочетанию "А" производятся для определения макси?лальных усилий в конструктивных элементах от - --ствия о сно иных наг рузо к.    .    -

ВСЯ 51.3-85

2.    Расчеты по сочетанию 1БШ производятся для оценки устойчивости незакрепленных или неполностью закрепленных опорных блоков (п. 1.2.7) и определения максимально возможных выдергивающих усилия в сваях до начала действия временных длительных натру зол.

3.    Расчеты по сочетанию "В" производятся для определения

максимальных усилий в конструкциях от сейсмической нагрузки.

4.    Расчеты по сочетанию нагрузок Т" производятся для определения максимальных усилий а конструктивных элементах верхнего строения платформ.

3.1.7. Для выявления величин максимальных усилий в отдельных элементах конструкций необходимо рассматривать действие волновых нагрузок по следующим направлениям:

об = 0°, 45°, 90°, 135°, 180°, 225°, 270°, 315°.

Примечание. При преобладающем направлении воздействия допускается уменьшение количества углов оС на основе предварите -льного анализа.

3.2. Ветровая нагрузка

3.2.1.    Нормативная ветровая нагрузка на морские стационар -ные платформы1 или их конструктивные элементы должна определяться суммой статической и динамической составляющих, рассчитанных по скорости ветра при двухминутном интервале осреднения , м/с.

Величина должна определяться в соответствии с пп. 2.2,--2.4. настоящих норм.

3.2.2.    В расчетах по сочетаниям "А", "Б" (п. 3.1.6.) ветровая нагрузка должна определяться на элементы конструкций, оборудование и строения2, находящиеся выше 1/3 расстояния от уровня моря до низа конструкций верхнего строения.

3.2.3.    Ветровая нагрузка должна определяться, как правило,

в направлениях осей симметрии опорной части платформы:для продольного и поперечного направлений.

ВСЯ 51.3-85

3.2.4.    Нормативное значение статической составлявшей ветровой нагрузки на сооружение должно определяться совокупностью составляющих ветровых нагрузок QHl , хН , на конструкции или их участки, на которые условно разбивается сооружение.

= f* -л*    ,    (2)

где (jH - нормативное значение статической составлявшей ветрового давления, определяемое в соответствии с указаниями п. 3.2.5;

Лд- - расчетная площадь L - ой конструкции или ее участка, определяемая в соответствии с указаниями п. 3.2.6.

3.2.5.    Нормативное значение статической составляющей вет -

рового давления ^    ,    кПа, следует определять по формуле:

<(«=9**    '    (3)

где    ~ скоростной напор,    кПа;

Л* - коэффициент,    учитывающий изменение скоростного

напора по высоте, приведен в табл. 4.

Таблица 4

Высота над расчетньак уровнем мооя. м

оо

20

30

40

50

60

80

100

150

к

1,00

1,13

1,22

1,2В

1.34

1,38

1,45

1,51

1,63

Для промежуточных высот величину К определять линейной интерполяцией.

3.2.6. Расчетная площадь конструкции или ее участка Яр;,мдолжна определяться по формуле:

,    (4)

где Ji - контурная площадь £ - ой конструкции или ее участка,

ровная площади проекции конструкции или ее участка по

наружному контуру яа плоскость, перпендикулярную 2

ветровому потоку, м; lfc - коэффициент заполнения, определяемый для решетчатых конструкций отношением суммарной площади проека^А элементов конструкции к ее контурной площади;

ts

BCH 51.3-65

d - аэродинамический коэффициент, определяемый по разделу 6 СНиП П-6-74;

- коэффициент экранирования, определяемый по табл. 5.

Влияние ограждений, кнехтов, небольших насосов и другого оборудования, установленного на открытых площадках, следует учитывать увеличением суммарной расчетной площади на 5 %.

3.2.7. Нормативное значение динамической составляющей ветровой нагрузки определяется системой инерционных сил QHK. ,кН, приложенных в центрах масс конструкций или их участков, на кото -рые условно разбивается сооружение. В расчетах учитывается толь -ко первая форма колебаний сооружения, перемещения конструкций или их участков, подверженных ветровому потоку, принимаются равными перемещению морской стационарной платформы на уровне рабо -чей площадки(главной палубы)

мк

f

ll

,    (5)

-    масса я-ой конструкции или участка, сосредоточенная в его центре, г;

-    относительное горизонтальное перемещение центра к -ой массы при колебаниях сооружения по первой форме;

-    коэффициент динамичности при колебаниях сооружения с логарифмическим декрементом 0,3, определяемый по табл, б

в зависимости от параметра Теи, ( Тс - период первой формы собственных колебаний сооружения);

4 ну

-    коэффициент, учитывающий пространственную корреляцию пульсации скорости ветра по высоте, определяется специальным расчетом, допускается принимать V * 0,8;

динамическая характеристика колебаний сооружения, г*

S - количество масс конструкций иди их участков, включая и подводные части сооружения;

ч е

& - £ Oniini - характеристика пульсационной составляющей ветровой *’4    нагрузки на сооружение, хН;

т- - коэффициент пульсации скоростного напора для середины

^ - ой конструкции или ее участка, принимаемый по табл.7; 2 - количество конструкций или юс участков, подверженных вет -

Таблица 5

i Позиция | Профили конструкции

1 *

L. ... . _

Рекомендации по определению коэффициента экранирования

1

■ Г 1

г V >■

IT

---%-

Г

s

ч

0,2

0.4

0,6

0.8

1

1,0

I

1.2

I.-4

1,8

Свы

ше

2,0

Л\

! •

е

0,1

0,2

. _ t

0,3

0,4

i

0,5

i

0,6

0,8

0.9

I.o

1

i

} f f t / / / / / ST 4

! a

/<-=:-J

/ * 7 ^

\

i

I

i

»

i *

1 h< <hz

1

1

L

r

-<i

i

vJ

i

>

IT

7777770

CL ! —--/

~'7~

-Ч-

i

|

—^ v

Принимается:

-    для верхней части конструкции высотой (А -А ) г? «1,0;

-    для нкжнэй части конструкции высотой (А ) - по позиции I в зависимости от отношения a/hj .


ВСИ 51.3-65


Примечание. il|JM ол^лелеппи 'почетной площади опорных колонн самоподъемных плавучих буровых усi'0'riozoi: их взаимное экранирование не учитывается.


ВСЯ 5133-05

Таблица б

Т V(t> , Л

20

40

60

80

120

160

200

240

300

f

1,30

1,40

1,55

1,70

1,80

1,87

1,93

2,00

2,08

Таблица 7

Высота середины конструкции ИЛИ ее участка над уровнем моря, м

до 10

20

30

40

60

100

150

т ■

L 1

0,40

0,37

0,35

0,34

0,33

0,32

0,31

Если масса конструкций или их участков, подверженных вет -ровому потоку, составляет не менее 70 % массы всего сооружения, то а этом случае динамическую составляющую ветровой нагрузки, прикладываемую на уровне рабочей площадки (главной палубы), допускается определять по упрощенной формуле

-    (б)

3.3. Нагрузка от волн и течения

3.3.1. Нормативная нагрузка от волн и течения на морские стационарные платформы3 должна определяться произведением статической нагрузки на коэффициент динамичности.

Статическая нагрузка от действия волн и течения при глубине моря c/i cfvr ( dcr - критическая глубина води, определяемая по Приложение 1 к СНиН 2.06.04-82) определяется по настоящим нормам. Волновая нагрузка при d < d^r определяется по СНиП 2.06.04-02. Значения коэффициента динамичности /о приведены а табл. 6.

Таблица 8

...... - -1

Тс

0,01

.

0,1

0,2

0,3

0,4'

0

1,00

1,15

1,20

1,30

1,40“

0,04

1,СС

1,12

1,16

1,24

1,32

0,10

1,00

1,И

1,15

1,23

I,31

BCH 51.3-85

Тс - период первой формы собственных колебаний сооружения^;

Т - средний период волк, с;

Qlrnof максимальная статическая нагрузка от действия волн , определяемая по настоящим нормам (скорость течения равна нулю), кН;

Qr - нагрузка от течения, определяемая по настоящим нормам (скорости и ускорения движения жидкости от волнения равны нулю), кН.

3.3.2.    Совместное действие волн и течения следует учитывать сложением скорости течения с горизонтальной проекцией скорости движения жидкости при волнении.

3.3.3.    Течение должно задаваться проекциями скоростей течения на расчетном уровне и у дна моря на направление луча волны, соответственно, и/ к .

При одновременном действии волн и течения должно приниматься линейное изменение скорости течения от и/ - на профиле волны до и? - у дна моря (см. чертеж).

u'fs{“t + u*)~j—ue •    '7)

Эпюры скорости течения при различных фазах волны

"Ведомственные строительные нормы по проектировании морских стационарных платформ" (ВСН 51.3-85) разработаны Государствен -ныы научно-исследовательским и проектным институтом по освоению месторождений нефти и газа "Гипроморнефтегаэ" при участии Главмор-нефтегаза Мингазпрома.

ИСПОЛНИТЕЛИ :

НИЛИ Типроыорнефтегаз" -Асплунд А.В.; Ахмедов Я.Э. к.ф.-м.н.; Бакулина В.В.; Гаджиев Р.А., к.т.н., ответственный исполнитель; Джафаров А.М., к.т.н., руководитель разработки;

Исраилов А.А., к.т.н.; Курбанов М. к.т.н.; Лейбензон С.Р.;|

Мастан-заде З.С., к.т.н.: Цихиртумов Сальников Л.Ф., к.т.н.; Самедов Ф.С., к.т.н., руководитель разработки;

Саркисов В.Г., к.т.н., ответственный исполнитель; Таирли 3.U., ответственный исполнитель; Трипольский М.Я., к.т.н.; Ханл&рова А.Г., д.т.н.; Шнейдеров Л.М.

Глдвморнефтегаз - Карась И.И.

СОГЛАСОВАНЫ:

-    Госстроем СССР 10,01.85 г. # ДП-139-1;

-    Госгортехнадзором СССР 04.04.84 г. # 04-20/180;

-    Главрыбводом Министерства рыбного хозяйства СССР 03.04.84 г. # 30-II-9;

-    Главным управлением по охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР 27.03.84 г. № 13—5—02/331;

-    Управлением пожарной охраны МВД Азерб. ССР 22.03.84 г.

* 18/6-959.

Утверждены и введены в действие распоряжением Министерства газовой промышленности от 21.01.85 г., № ВТ-75.

BCH 51.3-85

3.3.4. Превышение взволнованной поверхности у , м, над расчетный уровней моря следует определять по формуле:

(8)

где h - высота волны, ы;

^ ^- относительное превышение взволнованной поверхности, определяется по формуле (9) в зависимости от пологости волны f    ,    относительной    глубины    моря

f - d/X к относительной абсциссы * * х/Л .

? , ,/w ccs*x    *

‘■'■cl J    sA Vjrp

2 J    £

+- Ы<?сЛ    2Jrtp    +&ch    2Jr<f    -JSc&jnp    +    (9)

/5    <2Jr<f>    I

4- 9)coscCX +3{ 1+Sche2si:(f)cos3<t-XJ »

ju - наибольший действительный корень уравнения (10)

fpv*/V<^w=0 •    <I0>

(И)

г-_ 3c?chS£3r(f+ 3Sch ^Jrp-76ch*£jrp/- jy

7

&-2зс[1+М);    J&'*(3ch*2y<P-3c/r*2Jrp+3)    (I2)

tp*sh*<?srp

Примечание. Значения ^ ^ для различных л <f> ж X приведены в Приложении 3.

3.3.5.    Статическая нагрузка на морскую стационарную плат -форму должна определяться для различных положений профиля водны относительно сооружения при расчетных длинах волны Л * (0,8+ 1,4) Л и соответствовать максимальному волновому воздействию.

3.3.6.    Нагрузка на морскую стационарную платформу должна определяться суммированием нагрузок на все элементы или их участив

Министерство газовой промышленности (МинГазпром)


Ведомственные строитель- ВОН 51.3-85


ные нормы


Настоящие ведомственные строительные нормы по проектированию морских стационарных платформ распространяются на стальные платформы сквозной конструкции, соооужаемые на морских нефтегазовых месторождениях с целью добычи нефти и газа.

Нормы проектирования устанавливают расчетные гидрометеорологические параметры, методы расчета нагрузок и воздействий, материалы, порядок расчета и конструирования стационарных платформ и их свайных фундаментов, требования к коррозионной стойкости.

Нормы проектирования не распространяются на морские стационарные платформы, возводимые на акваториях замерзающих морей СССР, а также на проектирование технологической части морских стационарных платформ.

Главморкефтегаэ


Срок введения в действие^ , 1 июля I960 г.


Утверждены


распоряжением Мкнгазпрома от 21 января 1965 г.

* ВТ-75


BCH 51.3-85

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Основные требования к конструкции сооружения

1.1.1.    Требования настоящих норы должны соблюдаться при проектировании вновь возводимых, реконструируемых (расширяемых) стальных морских стационарных платформ сквозной конструкции, сооружаемых на морских нефтегазовых месторождениях.

Примечание. Воздействие отдельных дрейфующих льдов, в случае возможности их появления в районе строительства, необходимо учитывать в соответствии с требованиями СНиЛ 2.06.04-82.

1.1.2.    Морские стационарные платформы являются объектами обустройства морских нефтегазовых месторождений и относятся к сооружениям I класса.

1.1.3.    При проектировании морских стационарных платформ, наряду с настоящими нормами должны учитываться соответствующие требования действующих государственных стандартов, норы и правил, технических условий проектирования стальных конструкций, противопожарных и санитарных корм и других общесоюзных нормативных документов по проектированию и строительству, а также требования по обеспечению безопасности работ и охране труда в период строительства и эксплуатации сооружения и требования по охране окружающей среды.

1.1.4.    Иорские стационарные платформы, составленные из пространственных трубчатых опорных блоков и конструкций верх -них строений платформ, должны иметь минимально необходимые гастриты и отвечать требованиям прочности к устойчивости.

Выбор конструкции морских стационарных платформ, в том числе и свайных фундаментов, должен производиться на основании вариантных проработок, учитывающих требования по бурению, эксплуатации и ремонту скважин, требования по эксплуатации, монтажу и демонтажу всего комплекса технологического оборудования, используемого на платформе, а также требований по снижение стой -мости и сокращению цикла строительства. Количество опорных бло -ков и блок-модулей (при модульном исполнении верхних строений платформ) должно быть минимальны*.

1.1.5.    Проектирование морских стационарных платформ должно

Ч

BCH 51-3-85

осуществляться с учетом требований безопасной и бесперебойной нормальной эксплуатации сооружения в течение всего срока службы,

I.I.6. Проектирование морских стационарных платформ должно вестись на основании задания На проектирование, составленного п соответствии с требованиями инструкции СН 202-81* т в котором также должны содержаться сведения о следующих исходных данных для проектирования:

-    об имеющихся базах строительной индустрии (заводы, монтажно-сборочные площадки) - их местоположение, степень технической оснащенности (грузоподъемные средства, устройства для спуска на воду готовых блоков, сварочная техника и т.д.);

-    об условиях транспортировки на место строительства готовых блоков - типы транспортно-монтажных судов, специальных понтонов, барж или других плавучих средств, их технические карак -теристикн (водоизмещение, грузоподъемность кранов, величина максимальной осадки и т.д.);

-    срок службы сооружения.

I.I.7. Конструктивное решение морской стационарной плат -форш к ее ориентацию по частям света следует принимать такими, чтобы в направлении с наибольшими ветро-волновыми параметрами сооружение воспринимало возможно меньшее воздействие. При этом необходимо обеспечить размещение жилого модуля (бытовых помещений) со стороны господствующих ветров, а вышек и факелов - с противоположной стороны.

В особых случаях, когда расположение сооружения заранее обусловлено другими эксплуатационными требованиями (например, при проектировании приэст&кадкых стационарных платформ я др.), сооружение должно проектироваться с учетом этих требований и фактического направления внешних воздействий (ветра, волн и течения) .

(I)


I.I.8. Высотное положение морских стационарных платформ должно назначаться с таким расчетом, чтобы между вершиной расчетной волны, определенной с учетом ветрового нагона и прилива, и нижней гранью надводных строений сооружения оставался просвет не менее 10 * or гысо- гребня водны,

<• s

ВСН 51.3-85

где

НКА - отметка нихней грани надводных строений морской стационарной платформы, отсчитываемая от нудя Кронштадского футштока, м;

/^/ллг" наивысший годовой уровень моря обеспеченностью 1%, отсчитываемый от нудя Кронштадского футштока, и;

" высота гребня волны 0,1 % обеспеченности в системе волн при обеспеченности расчетного шторма, назначаемой в соответствии с а. 2.2 настоящих норм, н; 4/7£м - наибольший ветровой нагон, принимается по данным натурных наблюдений или определяется по Придоже -нию I к СНкП 2.06.04-82 ы;

Нпр - наибольшая высота прилива по видам: полусуточный, неправильный полусуточный, суточный, неправильный суточный, м«

Примечание. Подъем уровня моря, обусловленный пунами и падением барометрического давления при тайфуне, учитывается до -полнительно.

L.I.9. При проектировании морских стационарных платформ должны максимально использоваться унифицированные решения, пре -дуемдтрнвахщие индустриализацию процессов изготовления, транс -портировки, установки и крепления на месте строительства сборочных частей.

Основные размеры конструкций морских стационарных платформ, а также размеры их сборочных элементов следует назначать с учетом модульности и максимально возможной унификации элементов и узлов.

1ЛЛ0. При проектировании и строительстве морских стационарных платформ необходимо принимать конструктивные схемы и технические решения, которые в соответствии с требованиями СНиП П-23-81 и настоящих нори должны обеспечивать:

а)    прочность, устойчивость и геометрическую неизменяемость как сооружения в целом, так ж его отдельных элементов при изготовлении, транспортировке, установке, креплении на точке строи -тельства и эксплуатации;

б)    качественное выполнение монтажных стыков, сопряжений и опиралий, удобство установки и быстрой выверки положения конструкции;

BCH 51.3-85

в)    простоту изготовления на заводах и монтажно-сборочных площадках с использованием высокопроизводительного оборудования и передовой технологии;

г)    разбивку на сборочные единицы, размеры и масса которых допускают погрузку, беспрепятственную транспортировку, установку и крепление на месте строительства техническими средствами, определенными заданием на проектирование;

д)    проведение натурных испытаний конструкций, узлов «отдельных элементов на головных платформах серия.

1.1.11.    Участок для строительства морских стационарных платформ должен, как правило, иметь ухлон дна, не превышающий 0,01.

1.1.12.    Конструкции опорных блоков и свайные фундаменты следует рассчитывать по методу предельных состояний в соответствии с требованиями СТ СЭВ 384-76.

1ЛЛЗ. Настил морских стационарных платформ должен проектироваться металлическим, железобетонным или из другого материала, обеспечивающего его прочность и непроницаемость, с целью недопущения загрязнения морской среды отходами производства в процессе бурения, опробования я эксплуатации скважин.

Конструкция настила в соответствии с ГОСТ 17Л.3.02-77 должна предусматривать: отбортовку по всему периметру, уклон в сторону блока сбора сточных вод и канализационную систему для сбора сточных, морских и дождевых вод в специальные емкости.

I.I.I4. Все надводные элементы морских стационарных плат -форм должны быть доступны для безопасного осмотра и обслужива -нил, для чего надлежит предусматривать люки, ходы, лестницы, перильные ограждения, специальные смотровые приспособления, поз -воляпцие вести работы в период эксплуатации.

1ЛЛ5. Морские стационарные платформы должны оборудоваться причально-посадочными устройствами, предназначенным для обеспечения подхода с наветренной стороны судов и посадки-высадки людей* Они должны располагаться не менее, чем с двух сторон со -оружения я возвышаться над наивысшим годовые уровнем моря Ну,/г,0х (см. п. 1*1.8) не менее, чем на 1,5 м.

IЛ.16. При наличии приливов и отливов высота причально-посадочных устройств должна быть назначена с учетом обеспечения

7

ВОН 51.3-65

швартовки и высадки,

1.1,17, йорские стационарные платформы должны, как правило, оборудоваться вертолетными площадками, располагаемыми с проти -ьололошшй от бурящихся скважин стороны платформы.

Проектирование вертолетных площадок осуществляется в соответствии с требованиями ОАТ ГА-80 *0бщие авиационные требования к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах*.

1.2. Основные положения по расчету сооружений

1.2.1.    Расчеты конструкций морских стационарных платформ следует выполнять по СНиП П-23-81 и согласно требованиям настоящих HOffi.

1.2.2.    Расчетную схему морских стационарных платформ еле -дует принимать в виде пространственной конструкции с жесткими соединениями элементов в узлах с учетом совместной работы опор -них блоков со свайным фундаментом. Выбор расчетных схем, а так -se иетодов расчета стальных конструкций необходимо производить

с учетом использования ЭВМ. Для сложных конструкций морских стана otiapijux платформ допускается расчетную схему принимать в виде отдельных пространственных опорных блоков с учетом их совмест -ной работы и взаимного влияния.

Расчетные усилия в элементах конструкций следует определять в предположении упругих деформаций стали.

1.2.3.    При определении усилий в отдельных элементах и час -тях сооружений нагрузки и воздействия должны приниматься в нам -оолее невыгодных, возмоиных при строительстве и эксплуатации по жжениях и сочетаниях» принимаемых в соответствии с п. ЗЛ.6 настоящих норм.

1.2.4.    Определение усилий в элементах конструкций блоков допускается производить с учетом защемления их на уровне верха с .чаи (нише гс узла опорного блока). Полученные при этом опорные реакции является внешними нагрузками для расчета свай. Усилия

ь сваях от этих нагрузок следует определять в соответствии с требованиями Приложения к СНиП Q-I7-77.

1.2.5.    При определении усилий в элементах решеток опорных tin-мгъа и&г>гллч1лг от волн и течения допускается принимать в виде

BCH 51.3-85

сосредоточенных сил, приложенных в узлах расчетной схемы конст-рукции. При проверке прочности элементов, непосредственно воспринимающих волновую нагрузку, должен также учитываться изгибающий момент от линейно распределенной нагрузки.

Оси элементов опорных блоков должны быть, как правило,центрированы во всех узлах по центрам тяжести сечений.

Примечание. При наличии эксцентриситета в узлах примыкания элементов более 0,25 от диаметра поясной трубы, в расчетную схему необходимо вводить условный расчетный узел для учета влияния дополнительного изгибающего момента.

1.2.6.    Герметичные в период эксплуатации или в монтажный период трубчатые элементы опорных блоков, расположенные в подводной зоне, должны рассчитываться на воздействие гидростатического давления.

1.2.7.    Устойчивость опорных блоков на опрокидывание в процессе монтажа (до закрепления их к грунту) проверяется по условию

> Мо<т/>{    - удерживающий момент относительно точки опро

кидывания от собственного веса опорного блока с учетом подъемной силы, действующей на погруженные в воду элементы, и коэффициента надежности по нагрузке п =0,9; М^пр - опрокидывающий мо -мент относительно точки опрокидывания от воздействия ветра, волны и течения).

Высоту волны необходимо принимать 13 % обеспеченности Ф*з%) в системе волн; при этом обеспеченность расчетного шторма должна соответствовать требованиям п. 2,2 настоящих норм, а скорость течения должна определяться по конкретным режимным характеристикам течения в районе строительства.

1.2.8. Определение горизонтального перемещения опорных блоков производится расчетом на нормативные нагрузки без ноэффици -ента динамичности.

Горизонтальное перемещение блоков на уровне центра верхних узлов не должно превышать 0,005*h , где h - высота блока от центра нижних узлов.

1.2.5. гри р?счете прочности и устойчивости несущих элементов конструкици сллдуег учитывать: коэффициент надежности по назначению = 1,0 я соэффициент условий работы ^ = 0,9.

9

1

Рекомендуется также для расчета ветровых нагрузок на самоподъемные плавучие буровые установки в рабочем положении.

2

Далее термины "элементы конструкций, оборудование и строения", где это возможно, опущены и заменены термином "кон-

('TnWvT’... _ Я

3

Рекомендуется также для расчета самоподъемны'': пл.ч/ччт буровых установок з рабочем положении.

It