Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

51 страница

389.00 ₽

Купить ВСН 51-86/Госгражданстрой — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений учебных заведений для обучения рабочих и специалистов народного хозяйства: профессионально-технических и средних специальных учебных заведений (профтехучилища и техникумы); учебных заведений профессионального обучения рабочих на производстве (учебные комбинаты); учебных заведений последипломного обучения (институты повышения квалификации); учебных комплексов (центров), включающих несколько вышеперечисленных учебных заведений.

  Скачать PDF

Отменены с 01.01.1990 г. приказом Госкомархитектуры № 259 от 29.12.1989 г. (БСТ 3-90, стр. 25 - 26). С 01.01.1990 г. применять: СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения"; "Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации" (пособие к СНиП 2.08.02-89); "Проектирование учебных комплексов и центров" (пособие к СНиП 2.08.02-89).

Действие завершено 01.01.1990

Оглавление

1 Общие указания

2 Требования к участкам

3 Объемно-планировочные решения

4 Требования к инженерному обеспечению зданий

Приложение 1. Перечень учебных заведений по группам

Приложение 2. Удельные показатели нормируемой общей площади и строительного объема профессионально-технических и средних специальных учебных заведений на 1 учащегося

Приложение 3. Удельные показатели нормируемой общей площади и строительного объема учебных комбинатов на 1 ученическое место

Приложение 4. Удельные показатели нормируемой общей площади и строительного объема учебных заведений на 1 студента

Приложение 5. Удельные показатели нормируемой общей площади и строительного объема институтов повышения квалификации на одного слушателя

Приложение 6. Расстояние между оборудованием в учебных кабинетах и лабораториях

Приложение 7. Требование к расстановке оборудования и условиям видимости в аудиториях на 50 мест и более

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКИЕ,

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ВСН 51-86

Госгражданстрой

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ    Of

[Ымлкси с of $1.90 'Jewом-

кмм/? ^    *    £*>3    ОШ    //.    83    -

Ш 3~9<TV. с    HT'JiQ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

МОСКВА 1988

УДК 727.3/4.011 (083.74)

Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения. Нормы проектирования:

М: Стройиздат, 1988—48 с.

ВСН 51—86 Госгражданстрой

Разработаны: ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстрой (канд. архит. Г. Н. Цытович — руководитель темы и раздела по вузам, канд. архит. А. М. Гарнец — руководитель разделов по учебным комбинатам, вузам, институтам повышения квалификации, канд. архит, С. Ф. Наумов — руководитель раздела по профтехучилищам и техникумам:    ответственные    исполнители — инженеры О. М. Рубанович,

Л. В. Сигачева, В. С. Вольман, В. А. Белов); Гипровуз Минвуза СССР (архит. В. П. Бондаренко — руководитель темы, ответственные исполнители инженеры С. Л. Бадаев, В. А. Викторов, В. Б. Ошеров, Э. А. Саруханов, А. С. Солнцев, архит. Н. В. Устинович).

Внесены: ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстрой.

Подготовлены к утверждению: Управлением по строительству общественных зданий и сооружений (архитекторы Ю. А Шаронов, Л. А. Шалов). Управлением по научным исследованиям и нормированию (канд. техн. наук И. М. Архаров, инж. Т. С. Фомичева) Г осгражданстроя.

Вводятся впервые.

Согласованы с Минвузом СССР 26 ноября 1985 г. № 95-21-1/

/16, Госпрофобром СССР 19 ноября 1986 г. № 30-18, ГЭСУ Минздрава СССР, Госстроем СССР 31 октября 1986 г.

3402000000—523 047(01)—88


И нструкт.- нормат.


В

вып. П—26—87


047(01)—88

© Стройиздат, 1988

При реконструкции допускается размещение спортивных залов над учебными помещениями при обеспечении мер защиты от шума.

3.9.    Профтехучилища и техникумы допускается проектировать в едином объеме с общежитиями для учащихся о учетом требований СНиП 2.08.01—85.

3.10.    Учебные комбинаты при количестве ученических мест менее 300 следует, как правило, объединять с административными и другими подразделениями предприятий.

3.11.    Учебный корпус и общежитие гостиничного типа институтов повышения квалификации вместимостью до 500 человек допускается проектировать в едином здании с раздельными вертикальными коммуникациями.

3.12.    Размещение в основных зданиях учебных заведений складских помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.

3.13.    Помещения, требующие защиты от электромагнитных помех, источников ионизирующих излучений, избыточных высоких и низких температур, вибрации, звукового давления и т. п., необходимо проектировать по соответствующим нормативным документам.

3.14.    Планировка учебных и лабораторных помещений и размещение в них оборудования должны обеспечивать боковое освещение учебных рабочих мест естественным светом с левой стороны или смешанное (верхнее с боковым).

Допускается в аудиториях вместимостью 100 мест и более, в залах дипломного и курсового проектирования предусматривать верхнее естественное освещение.

3.15.    Ориентацию светопроемов залов для дипломных и курсовых работ, чертежных и рисовальных залов следует принимать, как правило, на С, СВ и СЗ. При другой ориентации светопроемов указанных помещений они должны быть защищены от прямого солнечного света.

В IV климатическом районе в зависимости от ориентации зданий высших учебных заведений и институтов повышения квалификации следует предусматривать защиту от прямого солнечного света всех учебных помещений.

3.16.    Учебные помещения, в которых используются средства проекции на экран, должны быть оборудованы устройствами зашторивания светопроемов.

9

3.17.    Высоту подоконной части наружных стен учебнолабораторных помещений от поверхности пола следует принимать не менее 80 см.

2 Зак. 362.

3.18.    Ширину коридоров в зданиях с учебными помещениями и переходах между зданиями следует принимать от 2,2 до 2,6 м. Коридоры шириной более 2,6 м допускается использовать в качестве рекреаций. Ширина остальных коридоров должна быть не менее 1,4 м.

3.19.    Расстояния по коридору от дверей наиболее удаленных помещений учебных комбинатов, высших учебных заведений и институтов повышения квалификации (кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода наружу или на лестничную клетку следует определять по СНиП 2.08.02—85 при плотности людского потока 2— 3 чел/м2.

Учебные кабинеты и лаборатории

3.20.    Площадь учебных кабинетов и лабораторий следует принимать по табл. 3.

Таблица 3

Площадь на одно место. ма

Помещения

Профтехучилища и техникумы

Учебные

комби

наты

Высшие

учебные

заведе

ния

Институты

повышения

квалифи

кации

Учебные кабинеты

1,8

1,8

2,2 *

2,2 *

Кабинеты начальной военной подготовки (с комнатой хранения оружия)

2,4

Лаборатории общетеоретического (общеобразовательного) профиля

2,2

2,2

4—6

4—6

Лаборатории и кабинеты тех нического (профеесио-нального и специального) профиля

2,4 *

2,4

6—8

6—8

Примечания. 1. Площади кабинетов, обозначенных знаком «**, и лабораторий могут быть увеличены в зависимости от набораг габаритов технологического оборудования и величины учебной группы. 2. Площадь на одно место в мобильных учебных кабинетах (классах) должна составлять не менее 1,2 м2.

3.21. Площади учебных помещений, оборудованных техническими средствами программированного обучения, вычислительной техникой и для занятий языками следует принимать по т^бл. 4. Оснащение и размещение в учебных помещениях технических средств обучения определяются

10

Таблица 4

Площадь на одно место, м*

Помещения

Профтехучилища и техникумы

Учебные

комби

наты

Высшие учебные ч а ведения

Институты

повышения

квалифи

кации

Учебный кабинет с обу*

2,2

2,2

2,4

2,4

чающими и контролирующими машинами Учебные кабинеты обуча

2,4

2,4

3

3

ющих и контролирующих машин с устройством обратной связи Учебные кабинеты основ

4,5

4,5

4.5

4,5

информатики и вычислительной техники Кабинеты иностранного н русского языка (в учебных заведениях, где преподавание ведется не на русском языке):

лингафонный кабинет

2,4

3

3

фонозал

1,8

в соответствии с требованиями организации учебного процесса.

3.22.    Для обработки данных по вычислительным работам следует предусматривать помещение площадью 54 м2, для проведения консультаций по вычислительной технике — площадью 36 м2. При кабинетах и лабораториях вычислительной техники, лингафонном кабинете и фонозале следует предусматривать лаборантские площадью 18 ма. При кабинетах для занятий языком следует предусматривать студию и аппаратную звукозаписи площадью 36 м2.

3.23.    Лаборатории технического и специального цикла профтехучилищ и техникумов допускается размещать в учебно-производственных мастерских.

3.24.    В учебных комбинатах площади учебных помещений следует определять из расчета 30 чел.

3.25.    Расстояние между оборудованием в учебных кабинетах и лабораториях следует принимать по обязательному прил. 6.

3.26.    При лабораториях и учебных кабинетах следует предусматривать препараторские площадью 18 ма из расчета обслуживания каждой лаборатории, двух смеж-

2 * 11

ных однородных учебных кабинетов или лабораторий, В профтехучилищах и техникумах при лаборатории физики и химии следует предусматривать лаборантские площадью 32 ма.

В учебных комбинатах при количестве учебных мест 200 и менее следует предусматривать помещения для наглядных пособий — по одному помещению, площадью 18 ма на каждые четыре учебных помещения.

Аудитории

3.27. Площадь аудиторий следует принимать по табл. 5.

Таблица 5

Площадь на

одно место, м3

Аудитории

Профтехучилища и техникумы

Учебные

комби

наты

Высшие

учебные

заведе

ния

Институты

повышения

квалифика

ции

На 12—15 мест *

2,5

2,5

2,5

На 25 »

2,2

2,2

На 30 »

1,8

1,8

От 50 до 75 »

1,2

1,5

Й5

Гб

Св. 75 » 100 »

1,2

1.3

1,3

1,3

» 100 » 150 »

1.2

1,2

1,2

1,2

» 150 » 350 »

1,1

1.1

—.

ъ 350 »

1

На 12—25 мест с обучающими и контролирующими машинами

3

3

На 50—100 мест с обратной связью (с двухместными столами)

1.8

1.8

Театральная аудитория на 200—300 мест

1,8

* При меньшей вместимости аудитории показатель площади может быть увеличен.

В учебном комбинате лекционную аудиторию следует предусматривать на 25 % расчетного контингента, но не более 300 мест.

3.28. В аудиториях до 90 мест включительно допускается устройство горизонтального пола при соблюдении требований к условиям видимости.

12

В аудиториях с амфитеатром при наличии демонстрационного стола пол от меловой доски до второго ряда мест должен быть горизонтальным.

3.29.    Эвакуацию в аудиториях с амфитеатром предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.80 настоящих норм.

3.30.    В аудиториях на 100 мест и более в соответствии с акустическим расчетом помещений допускается предусматривать специальную акустическую облицовку.

3.31.    Требования к расстановке оборудования и условиям видимости в лекционных аудиториях следует принимать по обязательному прил. 7.

3.32.    Размеры скамей с пюпитрами в лекционных аудиториях на одно место должны приниматься следующими: ширина не менее 55 см в осях, высота сидений 45 см, глубина пюпитра 35 см, высота нижней кромки пюпитра 75 см.

3.33.    Объем лекционных аудиторий при отсутствии кондиционирования воздуха должен составлять не менее 4 м3 на человека.

3.34.    Площадь препараторских помещений при лекционных аудиториях следует принимать согласно табл. 6.

Таблица 6

Помещения

Площадь, м2

Препараторская при неспециализированных лекционных аудиториях с количеством мест: до 100

18

от 100 до 150

36

на 200 и более

72

Препараторская при физической и химической ау

36

дитории на 100—150 мест

Препараторская при химической аудитории на 200— 300 мест

72

Препараторская при физической аудитории с количеством мест:

до 300 включительно

108

на 350 и более

144

Примечание. При использовании препараторских для проекции «на просвет» их глубина (по оси аудиторий) и площадь принимается но расчету в зависимости от применяемой аппаратуры.

3.35. Препараторская при лекционной аудитории должна иметь не менее двух выходов: один непосредственно в аудиторию, Другой — в коридор.

13

3.36. Количество аудиторий с кино- и телепроекцион-ной аппаратурой устанавливается заданием на проектирование. Кинофикацию аудиторий следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.08.02-85.

Чертежные залы

3.37. Для высших учебных заведений площадь чертежных залов, курсового и дипломного проектирования, а также вспомогательных помещений при них следует принимать по табл. 7.

Таблица 7

Помещения

Единица

измерения

Площадь.

М“

Чертежные залы и залы курсового и дипломного проектирования

1 место

3,6

То же, для архитектурных и художественных высших учебных заведений, а также залы рисунка, живописи, скульптуры, театральные, музыкальные и репетиционные классы Архивы при чертежных залах курсового и дипломного проектирования

То же

6

Помещение

18

То же, для архитектурных, художественных высших учебных заведений

1

36

Модельные при чертежных залах для технических высших учебных заведений

»

36

То же, для архитектурных, строительных, художественных высших учебных заведений,

72

Примечания: 1, Для профтехучилищ и техникумов площадь помещений для чертежных, курсовых и дипломных работ следует принимать из расчета 2,4 м2 на одно место. 2. Для студентов I и II курсов архитектурных вузов норма чертежных залов может быть снижена до 4 м?, для дипломного проектирования увеличена до 8 ма.

3.38. Залы дипломного проектирования должны рассчитываться на одновременное обслуживание 50 % всего количества дипломников. Для заочных вузов залы дипломного проектирования должны рассчитываться на 30 % всего количества дипломников. Каждый зал следует проектировать не менее чем на 12 и не более чем на 50 дипломников, а для специальности «архитектура» на V2 учебной группы.

14

Научные и учебно-производственные подразделения

3.39.    В учебных заведениях площадь учебно-производственных и специализированных (ветеринарных клиник, ферм, теплиц, учебных полигонов и т. п.) зданий и сооружений следует определять согласно требованиям соответствующих нормативных документов по проектированию предприятий отраслей промышленности и народного хозяйства с учетом требований учебного процесса.

3.40.    В учебно-производственной мастерской профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует предусматривать зону инструктажа, определяемую из расчета 1,4 м8 на 1 место.

3.41.    При размещении учебных заведений профессионального обучения рабочих в комплексе с другими учебными заведениями следует, как правило, предусматривать кооперированные учебные мастерские.

При объединении помещений учебных комбинатов с административными и другими подразделениями предприятий следует учитывать требования СНиП 2.09.04—87

3.42.    В учебных комбинатах для преподавателей и инструкторов (мастеров) производственного обучения следует предусматривать помещения из расчета 2,5 м* на одного человека, а также методический кабинет площадью 36 ма.

3.43.    В составе помещений каждой кафедры высших учебных заведений и институтов повышения квалификации следует предусматривать кабинет заведующего кафедрой площадью 18 м8 (при числе преподавателей более 10 человек — 24 м8), учебно-методический кабинет площадью 54 м8, кабинеты преподавателей кафедры и помещения для аспирантов 1—2 года обучения из расчета 4 м8 на одного человека, а для аспирантов третьего года обучения из расчета 8—12 ма на одного аспиранта.

3.44.    Штаты, состав и площадь помещений научно-исследовательских подразделений определяются заданием на проектирование.

Научно-исследовательские подразделения следует проектировать в соответствии о СН 495-77.

3.45.    Состав и площади помещений вычислительных центров определяются заданием на проектирование.

15

Библиотеки

3.46.    Библиотеки учебных заведений следует проектировать с учетом противопожарных и инженерных требований СНиПа по проектированию библиотек и архивов.

Объем общего фонда библиотеки и количество читательских мест следует принимать из расчета количества читателей согласно табл. 8.

Примечание. При проектировании библиотек существующих учебных заведений следует учитывать существующий фонд.

3.47.    В учебных комбинатах при числе ученических мест менее 300 библиотеку учебной литературы (читальный зал с открытым доступом) следует принимать 0,3 ма на одно ученическое место.

3.48.    При библиотеках высших учебных заведений в зависимости от местных условий следует организовывать филиалы межфакультетские, факультетские, кафедральные, а также филиалы при научных и других подразделениях учебного заведения, в том числе при общежитиях и клубах.

Максимальный объем фонда всех филиалов не должен превышать 20 % объема общего фонда библиотеки.

Фонд факультетской библиотеки должен составлять до 20 % фонда, необходимого для обслуживания всего контингента факультета, но не более 30 тыс. единиц хранения.

3.49.    В составе библиотек высших учебных заведений следует предусматривать лекционный зал вместимостью: для контингента до 2500 студентов — 50 мест, для контингента 7500 и более студентов — 150 мест. В остальных высших учебных заведениях — из расчета 20 мест на 1000 студентов.

3.50.    Библиотеки учебных заведений должны иметь служебные входы. Устройство прохода через помещение библиотеки в другие помещения учебного заведения не допускается.

3.51.    Расчет книжного фонда, числа читательских мест, состав и площади помещений в учебных комплексах определяется заданием на проектирование.

3.52.    При кооперировании учебных комбинатов и институтов повышения квалификации и подразделений высших учебных заведений с различными учреждениями состав и площади библиотек устанавливаются заданием

16

Таблица 8

Учебное чаведенпе

Количество читателе:*

Количество чи-татель-гк их мест » % от общего количества читателей

Количество единиц общего фонда библиотеки иа одного чи га тел я

Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения

100 % расчетного количества учащихся и 100 % преподавателей

9

50

Средние специальные учебные заведения культуры, искусства, медицинские и педагогические

То же

9

60

Учебные комбинаты

»

9

20

Университеты, медицинские, искусства, педагогические высшие учебные заведения

100 % расчетного количества студентов, 30 % количества студентов вечерней формы обучения, 100 % аспирантов очного отделения, профессорско-преподавательского состава и научных работников

15

125

Технические, экономи-ческие, фармацевтические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения

То же

12

100

Высшие учебные заведения культуры

»

20

125

Заочные вузы технические, экономические, сельскохозяйственные

50 % всего количества студентов заочной формы обучения

10

50

Заочные вузы культуры и педагогические

То же

10

75

Институты повышения квалификации

100 % расчетного количества слушателей и 100 % профессорско-преподавательского состава

20

75

17

на проектирование в учетом их оовмеотного использования.

3.53.    В читальных залах библиотек оледует предусматривать специальную акустическую обработку потолков и участков стен.

3.54.    Антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Ф изку л ьтурно-с портивн ые сооружен и я

3.55.    В профтехучилищах и техникумах размеры и количество спортивных залов следует принимать по табл. 9.

Таблица 9

Спортивные залы и помещения

Размеры, м

Количество спортивных залов и помещений при расчетном количестве учащихся

длина

ши

рина

009 off

008

009

0001 ot ооя *«

св. 1000 до 1500

св. 1500

Учеб но-спортивный зал

36

18

1

1

1

То же

30

18

1

»

24

12

1

_

_

1

Помещение для занятий спе

18

9

1

циальных медицинских групп

Плавательный бассейн *

25

8,5

* Для учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры по профессиям плавсостава (водного транспорта, рыбного хозяй« втва и т. д.), для учебных заведений (или группы учебных заведений) на 720 и более учащихся, размещаемых в сельской местности, на 1500 и более учащихся, размещаемых в городе, а также для учебных заведений специального назначения.

3.5Q. В высших учебных заведениях виды, размеры Н количество спортивных залов и бассейнов следует Принимать по табл. 10.

3.57. В учебных заведениях следует предусматривать аакрытый учебный тир для стрельбы из малокалиберного оружия (в профтехучилищах и техникумах — 25-метровый, в высших учебных заведениях — 50-метровый). Количество стрелковых мест принимается по расчету.

18

Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Г осгражданстрой)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 51-86 Госгражданстрой

Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения. Нормы проектирования.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений учебных заведений для обучения рабочих и специалистов народного хозяйства:

профессионально-технических и средних специальных учебных заведений (в дальнейшем профтехучилища и техникумы);

учебных заведений профессионального обучения рабочих на производстве (в дальнейшем учебные комбинаты); высших учебных заведений;

учебных заведений последипломного обучения (в дальнейшем институты повышения квалификации);

учебных комплексов (центров), включающих несколько вышеперечисленных учебных заведений.

Перечень учебных заведений по группам приведен в обязательном прил. 1.

Внесены ЦНИИЭП

Утверждены

Срок введения

учебных зданий

приказом

в действие

Г осграждан строя

Государственного Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 17 ноября 1986 г. № 373

I июля 1987 г.

Издание официальное 1 Заказ 362

1

Таблица 10

Крутые спортивные

Размеры, м

Количество сооружений при количестве студентов дневного отделения до, тыс. чел.

сооружения

дл и на

ШИ'

рила

2

4

6

8

10

1 2

Универсальный большой

42

24

1

1

1

1

2

спортивный зал (для спортивных игр) с местами для зрителей

Универсальный средний

36

18

2

2

3

3

4

4

спортивный зал (для гимнастики и спортивных игр)

Специализированный

24

15

1

2

3

4

4

спортивный зал (для борьбы, бокса, фехтования и АР‘)

Зал для занятий специ

18

12

1

2

2

3

альных подготовительных групп

Легкоатлетический ма

126

30

1

1

неж *

Плавательный бассейн *

50

21

1

1

То же

25

16

1

1

1

* Необходимость легкоатлетического манежа и плавательного бассейна устанавливается заданием на проектирование.

Примечания: 1. Допускается объединение спортивных залов в единый трансформируемый зал-манеж при сохранении общей игровой площади залов н объединений вспомогательных помещений. 2. Строительство легкоатлетического манежа и бассейна допускается на группу вузов по суммарному количеству студентов. 3. Виды, размеры и количество спортивных сооружений институтов и факультетов физической культуры устанавливаются по специальному заданию в соответствии с учебной программой.

3.58.    В институтах повышения квалификации площади помещений для физических упражнений слушателей следует принимать из расчета не более 0,2 м2 на одного слушателя. Перечень помещений для физических упражнений и их размещение устанавливается заданием на проектирование.

3.59.    Для учебных комбинатов, заочных учебных заведений и институтов повышения квалификации учебноспортивные помещения не предусматриваются.

3.60.    Эвакуацию в спортивных залах предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.81 настоящих норм.

19

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    При проектировании зданий и сооружений учебных заведений должны соблюдаться требования СНиП 2.08.02—85.

1.2.    Расчетное количество учащихся профтехучилищ и техникумов следует принимать по количеству учащихся дневного отделения, а при совмещении в одном здании дневного, вечернего (сменного), заочного и других отделений — по наибольшему количеству учащихся, занимающихся одновременно.

Профтехучилища следует проектировать исходя из расчетного количества 270—1920 учащихся, а техникумы — 540—2400 учащихся.

Минимальное количество (270 учащихся) допускается принимать для отделений и филиалов средних профессионально-технических училищ, а также для профессионально-технических сельскохозяйственного профиля.

Расчетную численность учебной группы следует принимать равной 30 учащихся.

1.3.    Расчетное количество ученических мест в учебных комбинатах следует принимать по числу одновременно занимающихся в максимальную смену исходя из полного развития предприятия в соответствии с ведомственными (отраслевыми) нормативами и требованиями СНиП 2.09.04-87

Оптимальный предел вместимости — 1500 ученических мест.

Расчетную наполняемость учебной группы следует принимать равной 25 человек.

1.4.    Расчетное количество студентов дневных высших учебных заведений следует принимать по количеству студентов дневной формы обучения и 10 % количества студентов заочной формы обучения, а для медицинских институтов — по количеству студентов дневной формы обучения и 50 % количества студентов вечерней формы обучения.

2

Расчетное количество студентов заочных высших учебных заведений следует принимать по наибольшему количеству студентов, занимающихся единовременно.

Примечание. В расчетное количество студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений и всех высших учебных заведений в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР и Туркменской ССР включается 20 % количества студентов заочной формы обучения.

1.6. Количество студентов в дневных высших учебных заведениях следует принимать в зависимости от типа вуза согласно табл. 1.

Таблица 1

Высшие учебные заведения

Количество студентов

Университеты

От 4 000 до 12 000

Политех нические

» 4 000 » 15 000

Технические

> 2 000 » 8 000

Педагогические, фармацевтические

» 2 000 » 4 000

Экономические, медицинские, сельскохозяй

» 2 000 » 6 000

ственные

Культуры, искусства и др.

» 500 » 2 000

Филиалы заочных высших учебных заведений должны иметь не менее 1000 студентов, а факультеты и учебноконсультационные пункты соответственно — не менее 500 и 200 студентов.

Количество учащихся подготовительных отделений должно составлять не более 20 % принимаемых на первый курс дневной формы обучения, но не менее 100 учащихся.

1,6. Расчетное количество слушателей в институтах повышения квалификации следует принимать равным 20 % годового выпуска слушателей, обучающихся с отрывом от работы, а также 4 % годового выпуска слушателей, обучающихся без отрыва от производства в первую смену, но не менее 200. Оптимальный предел вместимости — 1200 слушателей.

Количество слушателей на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях и на курсах министерств, ведомств, других организаций и учреждений устанавливается заданием на проектирование.

3

1.7. При объединении учебных заведений в учебный комплекс (центр) следует принимать рекомендуемые в п. 1.2—1.6 величины учебных заведений. Общая вместимость учебного комплекса не регламентируется.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ

2.1.    Размещение учебных заведений, состав зон и размеры земельных участков следует принимать в соответствии со СНиП 11-60-75**.

Размеры земельных участков учебных комбинатов следует принимать: для отдельно стоящих зданий учебных заведений вместимостью 300 и менее ученических мест из расчета 25 м2 на 1 ученическое место; вместимостью 1000 и более ученических мест — 15 м2 на 1 ученическое место. Для промежуточных величин учебных заведений площади принимать по интерполяции.

2.2.    Площади учебных полигонов, хозяйств и участков других специализированных подразделений определяются заданием на проектирование в соответствии с учебными и технологическими требованиями.

Учебные полигоны и опытные хозяйства допускается размещать в отрыве от учебных зданий, кооперируя их, как правило, с соответствующими производствами.

На территории учебной зоны институтов повышения квалификации допускается размещать дополнительно выставочную площадку, оборудованную соответствующими сооружениями. Площадь выставочной площадки устанавливается заданием на проектирование.

2.3.    В учебных заведениях, использующих мобильные средства обучения, следует предусматривать дополнительно в учебно-производственной или хозяйственной зоне резервные площадки из расчета 30 м2 на одно мобильное средство обучения.

2.4.    Научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений следует размещать в соответствии с СН 495-77, как правило, в комплексе с учебными подразделениями высшего учебного заведения.

2.5.    Открытые спортивные сооружения допускается размещать со стороны окон учебных и библиотечных помещений только при применении конструктивных мер защиты от шума с учетом требований соответствующих нормативов.

4

2.6.    В зоне общежитий допускается размещать дома для педагогического и обслуживающего персонала.

При автономном размещении зоны общежития ее удаление от учебной зоны не должно превышать 40 минут транспортно-пешеходной доступности.

2.7.    Ремонтные мастерские, склады, гаражи и другие подсобно-производственные помещения следует объединять в единый блок и размещать в хозяйственной зоне.

2.8.    Площадь озеленения земельных участков дневных учебных заведений должна составлять не менее 40 % площади участка; заочных высших учебных заведений, учебных комбинатов не менее 30 %. При размещении участка в сельских населенных пунктах вблизи лесных и садовых массивов, при реконструкции учебных заведений, а также в IA, 1Б, 1Г НА климатических подрайонах площадь озеленения допускается сокращать не более чем на 30 %.

Необходимость проектирования и тип ограждений участков учебных заведений определяются заданием на проектирование.

2.9.    При расчете площади учебной зоны следует дополнительно учитывать площадь открытых площадок для стоянки автомобилей и других транспортных средств согласно требованиям СНиП 11-60-75**.

При определении площади открытых стоянок в высших учебных заведениях следует дополнительно к табл. 54 СНиП 11-60-75** принимать на первую очередь 6, а на расчетный срок 10 автомобилей на 1000 студентов. На участках институтов повышения квалификации площадь открытой стоянки для автомобилей определять из расчета 8 автомобилей на 1000 человек расчетного количества слушателей, преподавателей и обслуживающего персонала.

2.10.    Территорию высшего учебного заведения не допускается пересекать скоростными дорогами, магистральными улицами и дорогами.

Необходимо предусматривать отступ учебных корпусов от проезжей части скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения, как правило, 50 м и более, от проезжей части улиц и дорог местного значения — 25 м и более.

При меньшем отдалении применять различные градостроительные и конструктивные средства защиты от шума.

2.11.    При размещении высших учебных заведений

S

в пригородной зоне или за городом, в случае отсутствия в радиусе 3 км пожарного депо, на их территории следует предусматривать пожарное депб согласно требованиям СНиП II >60-75**.

2.12.    Медицинские высшие учебные заведения и институты усовершенствования врачей, как правило, следует размещать в едином комплексе с клиническими учреждениями, а педагогические институты и институты усовершенствования учителей в комплексе со своими базовыми учебными заведениями (школами, детскими садами и др.).

2.13.    При проектировании учебных комплексов, формируемых несколькими учебными заведениями, на единой территории следует кооперировать жилые, спортивные и хозяйственные зоны. Необходимость кооперирования учебных зон определяется заданием на проектирование с учетом отраслевых принадлежностей учебных заведений.

2.14.    Учебные комбинаты, размещаемые в предзавод-ской зоне по согласованию с органами санитарного надзора, следует, как правило, объединять со зданиями общественного центра предприятия или промышленного узла с целью совместного использования подразделений обслуживания с учетом требований СНиП 11-92-76.

2.15.    При проектировании учебных заведений для профессионального обучения рабочих на производстве при новых предприятиях и промышленных узлах необходимо объединять их участки с другими учебными заведениями этих предприятий, создавая учебные комплексы (центры).

2.16.    На группу учебных заведений или в составе учебного комплекса следует, как правило, предусматривать единые учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, состав и вместимость которых определяются заданием на проектирование.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общее решение зданий и комплексов

3.1. Помещения учебных заведений подразделяются исходя из функционального назначения на следующие основные группы (табл, 2):

6

Таблица 2

Помещения

Профтех» училища и техникумы

Учебные

комби-

наты

Высшие

учебные

заведения

Институты

повышения

квалифика

ции

Учебные кабинеты и лаборатории

+

+

+

Аудитории

+

Нет

+

+

Чертежные залы

+

Нет

+

+

Библиотека

+

+

+

+

Физкультурно-спортивные сооружения

+

Нет

+

Нет

Зрелшцно-клубные поме-щения

+

Нет

+

Нет

Учебно-производственные помещения

+

+

+

Нет

Научные подразделения

Нет

Нет

+

+

Административно-хозяйственные помещения

+

+

+

+

Предприятия общественного питания

+

+

+

+

Помещения медицинского обслуживания

+

+

+

+

Вспомогательные и подсобные помещения

+

+

+

+

Примечание. Кроме основных групп помещений в состав учебного заведения могут быть включены и другие подразделения, определяемые технологическим расчетом.

3.2. Состав и площади помещений учебных заведений определяются заданием на проектирование в соответствии с расчетом исходя из учебных планов, сменности занятий и требований настоящего раздела в зависимости от назначения и загрузки помещений. Загрузку учебных помещений профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует принимать, как правило, не менее 75 % учебного времени.

Расчет помещений учебно-производственных мастерских профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует проводить из условий двухсменных занятий.

Примечания:    1.    Лаборатории,    требующие    специального

технологического оборудования, допускается проектировать независимо от их загрузки. 2. Учебные заведения, требующие специфичного состава помещений из-за особого режима обучения или воспитания, следует проектировать исходя из их функционального назначения, в соответствии с их учебными планами и программами, по специальному заданию с учетом требований настоящих норм.

7

3.3.    Удельные показатели строительного объема, нормируемой и общей площади учебных заведений не должны превышать показателей, приведенных в обязательных прил. 2—5.

3.4.    Общую площадь подготовительного отделения следует принимать исходя из норм площади на одного слушателя — 6,2 м2.

3.5.    Учебные корпуса учебных заведений следует проектировать не выше 9 этажей.

Пр и м е ч а н и я: 1. Здания профтехучилищ следует проектировать, как правило, не более 4 этажей. 2. Этажность зданий высших учебных заведений при градостроительном обосновании может допускаться более 9 этажей. 3. В институтах повышения квалификации этажность зданий принимать по СНиП 2.08.02—85.

3.6.    Пассажирские лифты надлежит предусматривать в зданиях при отметке пола верхнего этажа от отмостки (у главного входа в здание) 14,0 м и более. Грузовые лифты или пассажирские, предназначенные для транспортировки технологического и учебного оборудования, следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями,

3.7.    Высоту аудиторий, оборудованных аудиовизуальными средствами обучения на 50 месг, аудиторий на 75 мест и более, лабораторий, кабинетов с крупногабаритным оборудованием, главных вестибюлей вузов и учебных комплексов, книгохранилищ с двухъярусными стеллажами и учебно-производственных помещений следует принимать 3,6 м и более, кратно укрупненному модулю 600 мм в соответствии с технологическими требованиями.

Высоту актовых залов — в соответствии с ВСН 45-86/ Госгражданстрой «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования» спортивных сооружений — в соответствии с ВСН 46-86/Госгражданстрой «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования».

3.8.    Спортивные и актовые залы, библиотеки и столовые следует, как правило, размещать с учетом возможности их автономного использования независимо от учебных помещений.

Спортивные залы и помещения не допускается размещать над учебными помещениями.

8