Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

45 страниц

349.00 ₽

Купить ВСН 351-75 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования инструкции должны выполняться при разработке проектов производства работ, производстве и приемке работ по монтажу аппаратов колонного и башенного типов, а также сосудов цилиндрических, вертикальных с неподвижными внутренними устройствами (типа змеевиков подогревателей, маточников, распределителей, труб, подводящих продукты) независимо от их технологического назначения. Инструкция предназначена для работников организаций, выполняющих проекты производства монтажных работ и монтаж колонных аппаратов технологических объектов.

  Скачать PDF

Действие завершено 01.11.1988

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация и подготовка монтажных работ

3 Производство монтажных работ

Общие положения

Подъем аппаратов способом скольжения

Подъем аппаратов поворотом вокруг шарнира

Особенности монтажа фланцевых аппаратов

Контроль, управление, связь

Установка аппарата на фундаменте

Приемка работ

Техника безопасности и технический надзор

Приложение 1. Коэффициенты, применяемые при расчетах такелажных средств

Приложение 2. Акт о разрешении на монтаж аппарата без расконсервации внутренних поверхностей

Приложение 3. Определение сечений и предварительного натяжения расчалок монтажных мачтовых подъемников

Приложение 4. Акт готовности грузоподъемных средств к подъему

Приложение 5. Акт испытания такелажных средств

Приложение 6. Акт правильности установки фундаментной плиты (базовой царги) аппарата

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР

ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ СОСУДОВ И АППАРАТОВ КОЛОННОГО И БАШЕННОГО ТИПОВ

-туи (Sc


ВСН 351-75 ММСС СССР

: &СМ ЗУ/

___f oaf. 2-2

Москва-1977

Министерство моятшсных и специальных строительных- работ СССР

Утверждаю;

заместитель министра монтажных и специальных строительных работ СССР

К.К. Липодат 9 октября 1975 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ СОСУДОВ И АППАРАТОВ КОЛОННОГО И БАШЕННОГО ТИПОВ

ВСН 351-75

МИСС СССР    /ММСО

Ъыи.кш:    и*/*}*

и d^(XjoLi io£ 1сом>ик#и? 'гСшси, с 01 /{

Центральное бюро научно-технической информации

Москва-1977

а)    при гидравлическом испытании, иин, не менее: аппараты о толщиной стенки

10;

20;

30;

до 50 им ...............................

свыше 50 до 100 мм ......................

свыше 100 мм ..........................

60;

следует

лихие я многослойные аппараты

(веаазиоимо ос толщины стенки; ..............

б)    при пневиоионытании - 5 мин, после чего давление поохепеяно снизить до рабочего.

2.30.    Давление, равное рабочему, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра аппарата. При гидравлическом испытании осмотр сопровождают обстукиванием оварвых изов молотком маооой 0,5-1,5 кг с круглым бойком.

При пневматическом испытании сварные швы обмыливают. Обстукивать аппарат при пневмоиспытании запрещается.

2.31.    Аппараты следует считать выдержавшими испытание, если не обнаружено:

а)    признаков разрыва;

б)    течи, слезок и потения в сварных соединениях и на основном металле или пропуска воды (воздуха) черев сварные швы и фланцевые соединения;

в)    видимых остаточных деформаций.

2.32.    Элементы металлоконструкций, обвязочных трубопроводов и теплоизоляция, мешающие подтему аппаратов, допускается устанавливать в проектное положение после подъема последних.

В этих олучаях га аппаратах до их подъема следует предусматривать средства, необходимые для последующего монтажа оставшихся металлоконструкций, трубопроводов и изоляции.

2.33.    Обвязочные трубопроводы должны монтироваться из готовых узлов.

2.34.    До подъема аппаратов все установленные на них трубопроводы должны быть закреплены на постоянных опорах.

2.35.    Пооперационный контроль качества изоляции необходимо осуществлять на площадке подготовительных работ при горизонтальном положении аппарата.

Окончательная приемка теплоизоляционных работ производится после установки аппаратов в проектное положение. К этому времени должны быть устранены повреждения изоляции, допущенные при установке аппаратов, и произведена заделка монтажных стыков.

- 10 -

2.36.    В случаях, хотаа перемещение аппаратов в фундаментам о площадок подготовительных работ или доиаготовлевия осуществляется на специальных тележках (в том числе по рельсам, укладываемым на бетонной площадке или ипальной подготовке), опжравие виза аппарата в процессе его перемещения при подъеме способом скольжения следует осуществлять о использованием тек же оредота.

2.37.    Устройство рельсового пути должно производиться о соблюдением следующих требований;

а)    общий уклон пути не более 1/1000:

б)    превышение одного рельса над другим в саше не более I ш;

в)    превышение одного рельса над другим в поперечном оечеяям не более 5 мм;

г)    непараллельное» рельсов +2 мм на длине I я.

2.38.    Ось рельсового пути должна проводить через центр фундамента аппарата и располагаться в плоскоотн подъема.

2.39.    Неизолированные аппараты допускается перемещать в монтажной зоне перекатыванием в соответствий о принятыми проектными реиениями, предусматривающими меры предохранения штуцеров и корпуса от повреждений {подкладка опальных дорожек, устройство направляющих с пандусами, траншей под штуцерами и другими выступавшими частями и др.).

3. ПРОИЗВОДСТВО МОНТАЖНЫХ РАБОТ Общие положения

3.1.    Гругоподъемные средства, предназначенные для монтажа вертикальных аппаратов, следует эксплуатировать в ооответотвии с действующими "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденными Госгортехнадзором.

3.2.    Грузоподъемные средства могут быть допущены в подъему и перемещению только тех аппаратов, подъемная масса которых (иди нагрузка от нее) не превышает грузоподъемности этих средств.

3.3.    Все грузоподъемные средства должны подвергаться техническому освидетельствованию, которое имеет целью установить, что:

а)    грузоподъемное средство находится в иоправном состоянии;

б)    установка средства и его обслуживание соответствуют "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора.

- II -

При освидетельствовании такелажных средств производится проверка оосюявия ивтаялоковвтрукций, опорных устройств, механизмов я ооваотви, входяцих в оостав указанных средотв.

3.4.    Вновь установленные грузоподъемные средства, а танке их съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться до пуска в работу полному техническому освидетельствование.

3.5.    Грузоподъемные средства, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а)    частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

б)    полному - не реже одного раза в 3 года (для кранов) и не реже Одного раза в 5 ле*.(для такелажных оредотв).

3.6.    Если грузоподъемное средство передвигается с места на место без демонтажа и длительных перерывов в работе", производится частичное освидетельствование его на каждом месте (за исключением устанавливаемых на конструкциях отроящихся сооружений монтажных стрел, которые подвергаются полному техническому освидетельствованию при каждой перестановке на новое место работы).

3.7.    Внеочередное полное'техническое освидетельствование грузоподъемного средства должно производиться пооле:

а)    его реконструкции или ремонта;

б)    установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного отрелового оборудования;

в)    капитального ремонта иля смены механизма подъема грузоподъемной мамины;

г)    смены крюка (крюковой подвески).

Такое освидетельствование выполняется и в других случаях, когда необходимость его устанавливается проектом производства работ (технологической картой).

3.8.    Статическое испытание грузоподъемного средотва следует производить нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность, за исключением случаев, когда в паспорте грузоподъемного средства указана другая величина испытательной нагрузки; при этом проверяется прочность отдельных его элементов (а для стреловых кранов - грузовая устойчивость).

3.9.    Динамические испытания проводятся грузом, на 10% превышающим грузоподъемность средства, для проверки действия машин и механизмов, входящих з комплект средства.

3.10.    Допуокается выполнять испытание такелажных средств в случае, указанном в п. 3.4, на нагрузку, превышающую подъемную

- 12 -

маосу наиболее тяжелого аппарата (для подъема способом скольжения) или максимальное усилие (для подъема опоообом поворота) на 25J& при статическом испытании и на 10% при динамическом.

З.П. Испытание такелажных средств в горизонтальном положении следует осуществлять по проекту производства работ в условиях, максимально приближенных в условиям их работы, с применением приборов контроля за величиной усилий и средств дистанционного управления механизмами, установленных за пределами опасной аоны.

Примечание. Граница опасной гоны определяется расстоянием от места возможного падения монтируемого аппарата, грузоподъемного средства или их элементов (например, расчалок). При максимальной высоте аппарата или грузоподъемного средства    до

20 м это расстояние должно' быть не менее 7 м, при выооте    до

100 м - не менее 10 м; при большей выооте оно определяется проектом производства работ.

3.12.    При испытании такелажных оредств в вертикальном положении допуокается создавать нагрузку следующими способами:

а)    эталонным грузом (усилием) на неподвижном конце полиспаста подърма;

б)    эталонным грузом на грузоаахватном устройстве;

в)    подъемом аппарата, предварительно заполненного водой для достижения испытательной масок;

г)    подъемом аппарата при строповке его на расчетном расстоянии от центра тяжеоти;

д)    натяжением грузового полиспаста, нижний блок которого закреплен к опорной плите мачты (портала), и др.

3.13.    Каждый мачтовый подъемник должен оснащаться не менее чем четырьмя расчалками.

При необходимости переноса расчалок в процессе производства монтажных работ, а также в других обоснованных случаях подъемник оснащается пятой, дополнительной, расчалкой.

Для упрощения операций подъема или демонтажа, передвижки или наклона такелажных средств, оснащенных расчалками, а также Для предварительного натяжения расчалок последние должны быть оборудованы полиспастами и лебедками.

3.14.    До начала работы такелажного средства его расчалки должны быть натянуты. Величина этого натяжения определяется расчетом в зависимости от технологии производства монтажных работ, требуемой или допустимой величины перемещения оголовка такелажного средства. Методика расчета дана в приложении 3.

3.15.    Двойные расчалки должны иметь хотя бы ва одвом конце

уравнительный блок.

3.16.    Основные наиболее трудоемкие работы о канатами должны быть механизированы и проводиться на специальных стендах по перемотке, чистке, смазке, измерению длины, резке каната и запасовке полиспастов*

Не допускается укладывать полиспасты на землю* Перемещение канатов следует производить по деревянным щитам (или другим защитным поверхностям), а подвижного блока - на специальных санях, тележке или других устройствах*

Под кабели связи приборов и лебедок с пультом управления следует устанавливать стойки, окрашенные в красный цвет.

3.17.    Для визуального определения высоты подъема грузовой траверсы (иди схождения полиспастных блоков) на верхней секции мачты должны быть нанесены контрольные горизонтальные желто-черные полосы шириной 50 мм.

3.18.    На монтажных работах должны применяться якоря любых конструкций, прошедшие соответствующие испытания и обеспечивающие надежное закрепление грузоподъемных средств, преимущественно следующих типов:

а)    наземные - в виде переносных бетонных блоков, вкладываемых непосредственно на землю или на металлическую раму;

б)    наземные - инвентарные, содержащие лебедку и направляющий блок для каната (конструкции Гипрохиммоятажа;;

в)    полузаглубленные - в виде переносных бетонных блоков, укладываемых в траншею;

т) подземные;

д) свайные.

3.19.    Засыпку траншеи подземного и полузаглубленного якорей следует производить грунтом слоями по 15 см с уплотнением каждого слоя* Зимой траншеи следует засыпать сухим песком.

При устройстве якорей с тягой из стального каната стык ее следует располагать выше поверхности земли. До укладки в землю канат должен быть густо смазан защитным покрытием.

3.20.    Лебедки, используемые на монтаже в качестве тяговых устройств такелажных средств (а также в качества самостоятельных грузоподъемных средств), должны устанавливаться на специальные фундаменты или закрепляться к якорям*

- 14 -

3.21.    Применение тракторов в тракторных лебедок в качеотве тяговых механизмов при монтаже аппаратов следует, по 'возможности, ограничить.

3.22.    Подъем вертикальных аппаратов в проектное положение может осуществляться способами скольжения или поворота вокруг шарнира с помощью различных грузоподъемных средств:

а)    одним или несколькими монтажными стреловыми самоходными кранами, в том числе с временно расчаленными стрелами (неподвижно закрепленными в якорям или маневренными), о опирающимися стрелами, со стрелами, соединенными ригелем, и др.;

б)    одним иди несколькими вертикально стоящими, наклоненными или качающимися мачтовыми подъемниками;

в)    вертикально стоящими, наклоненными или качающимися портальными подъемниками (порталами);

г)    башенными кранами с дополнительными устройствами типа "стрела-подпорка";

д)    падающими Неграми, в том .числе с применением безъякорной схемы;

е)    гидравлическим подъемником;

ж)    подъемными средствами, установленными на ранее омонтиро-з.аяяых аппаратах и конструкциях;

з)    с помощью вертолетов;

и)    другими средствами, в том числе эксплуатационными грузо-подъемными (мостовыми кранами, кранами-балками, кранами-укосинами, монорельсами с талями и др.).

3.23* Стрелолоддержизающая система крана при работе его с системой расчаливания стрелы должна быть ослаблена и не воспринимать нагрузок от массы стрелы и поднимаемого груза.

Полиспаст расчалки должен находиться в плоскости подвеса стрелы, т.е. продольная ось полиспаста расчалки должна располагаться в одной вертикальной плоскости о продольной осью стрелы.

При монтаже аппарата краном с расчаленной маневренной стрелой она должна находиться внутри сектора обслуживания. Минимальный допускаемый угол между’границей сектора обслуживания и продольной осью стрелы не должен быть меньше 5°.

3.24* При монтаже аппаратов кранами cb стрелами, соединенными ригелем, краны должны быть установлены соосно по оси фундамента, а механизмы поворота стрел - заторможены.

3.23.    При монтаже аппаратов кранами с опирающимися стрела-

ПК под их гусеницы qo стороны шевров следует подложить упоры из опал, механизмы поворота затормозить и натянуть стреловые полиспасты.

3*26* Такелажные средства необходимо применять в случаях, когда невозможно или нецелесообразно использование монтажных кранов.

3.27.    Подъем аппаратов с помощью четырех мачт следует осуществлять в исключительных случаях (как связанный со значительными затратами), когда невозможно применение других решений.

3.28.    Схемы с качанием мачт (портала) следует использовать:

а)    для подъема аппаратов на высокие фундаменты (постаменты);

б)    при необходимости исключить промежуточную перестроповку аппаратов;

в)    в случаях возникновения значительных усилий оттяжки или дотягивания в схемах монтажа с помощью неподвижных такелажных средств;

г)    когда с одной стоянки возможно осуществить несколько подъемов, а также в других обоснованных случаях.

Якорные устройства боковых расчалок качающихся мачт следует располагать, как правило, на линии< проходящей через основания мачт. При невозможности соблюдения этого условия для изменения во время наклона мачт длины боковых расчалок их следует оснастить полиспастами.

3.29.    Схемы подъема беэъякорную и выжимания следует применять при стесненных условиях.

3.30.    Монтаж аппаратов с помощью такелажных средств, закрепленных к ранее установленным аппаратам или конструкциям, допускается производить способами поворота вокруг шарнира и скольжения при наличии письменно согласованных с проектной и строительной (в случае использования существующих строительных конструкций) организациями указаний в проекте производства работ о возможности приложения дополнительных нагрузок к аппаратам или конструкциям.

Запрещается закрепляв такелажные средства на работающих аппаратах.

При монтаже с помощью ранее установленного аппарата следует предварительно расчалить этот аппарат и ослабить гайки анкерных болтов крепления4 его к фундаменту.

В процессе подъема следует попеременно включать механизмы

- Тб -

натяжения расчалок аппарата и грузовую лебедку, следя при атом, чтобы он не отклонялся от вертикали вследствие ослабления крепления его к фундаменту и действия монтажных нагрузок*

3.31. При подъеме и установке аппаратов с помощью нескольких грузоподъемных средств необходимо обеспечить распределение нагрузки с учетом грузоподъемности каждого из них, что достигается балансировкой усилий на их грузозахватных устройствах с помощью различных способов и средств:

а)    средств автоматической, полуавтоматической и управляемой синхронизации работы грузоподъемных средств;

б)    средств механической балансировки, в том числе балансирных траверс (преимущественно следует применять траверсы, у которых точки приложения сйлы и реакций находятся на одной оси); уравнительных блоков; "перетекающих” стропов; для схем подъема способом поворота - "плавающих" шарниров, имеющих осевой зазор в ложементе для компенсации неравномерностей усилий перекосом шарнира й др.

3*32. Контроль за степенью перекоса поднимаемого аппарата или отклонения грузоподъемного средства (его элементов) от расчетного положения следует осуществлять с помощью теодолитов, угломеров и других приборов и средств,

3,33» Контроль за нагрузками, возникающими в элементах поднимаемого аппарата (конструкции) и грузоподъемных средств, следует осуществлять с помощью электрических и механических динамометров, тензометрических и других средств,

3.34,    Все необходимые для производства монтажа строповые устройства должны быть заблаговременно изготовлены и испытаны нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их грузоподъемность; канатные стропы должны быть снабжены металлическими бирками с указанием характеристик и даты испытания,

3.35,    При использовании на монтаже стропов невитой конструкции следует обеспечить максимальную равномерность напряжения всех нитей стропа обстукиванием кувалдой, применением подкладных проворачивающихся обойм, роликов и другими способами,

3.36,    При выкладке аппарата (сосуда) в положение перед подъемом необходимо ориентировать штуцера, люки, отверстия в его опорной части таким образом, чтобы после установки аппарата в вертикальное положение не требовался разворот его вокруг оси,

3.37,    При отрыве аппарата от земли опорную часть его необ-

ходимо удерживать от раскачивания двумя противоположно действующими в плоскости подъема оттяжками.

3.38.    Подъем и установку аппаратов с защитным покрытием (торкрет-бетон, футеровка кирпичом и др.) следует производить с принятием мер для предохранения его от повреждения.

3.39.    До подъема аппарата должны быть оформлены следующие документы:

а)    акт готовности основания (фундамента) к производству монтажных работ;

б)    акт передачи аппарата в монтаж;

в)    акт готовности грузоподъемных средств к подъему (приложение 4), к которому должны прикладываться: паспорта грузоподъемных средств и механизмов о отметкой об освидетельствовании, ревизии, испытании иди соответствующие акты испытания такелажных

средств (приложение 5); акт опробования и готовности пульта централизованного управления к .подъему; акт проверки контрольно-измерительных приборов; справка о фактической массе слоя изоляции в моменту подъема; справка об удалении из аппарата остатков воды после гидроиспытания; сертификаты на материалы, применяемые в ответственных узлах оснастки (например, траверсах, шарнирных устройствах и др.); сертификаты на канаты; акты на заплетку концов канатов такелажной оснастки (если такие работы проводились); акты или записи в журнале производства работ об опробировании средств связи;

г)    справка бюро прогнозов о предстоящей в день подъема аппарата погоде и силе ветра;

д)    инструкция по конкретным правилам техники безопасности с отметкой об ознакомлении с ней всех участников подъема;

е)    инструкция по обязанностям лиц технического персонала* осуществляющего подъем, о отметкой об ознакомлении с ней (для подъема аппаратов массой 250 т и более).

Подъем аппаратов способом скольжения

3.40. Опирание и перемещение низа аппарата следует осуществлять по спланированному уплотненному грунту, бетонному или шпальному покрытию:

а) на подкладном листе;

- 18 -

б)    с помощью катков по металлической дорожке или направляющим;

в)    на тележках по металлическим направляющим;

г)    на транспортерах;

д)    с псшощью одного или нескольких стреловых кранов, трубоукладчиков а др*

3.41.    Доя перемещения низа поднимаемых аппаратов следует, применять систему подтаскивания* которая в зависимости от усилия* определяемого расчетом* может состоять:

а)    из каната и лебедки;

б)    из системы "канат - полиспаст - якорное устройство - лебедка" ;

в)    из двфс и более систем* указанных в л* 3.416.

Б последнем случае следует обеспечивать условия равномерности работы систем путем установки балансирных траверс иди другими мероприятиями*

Для удерживания низа аппарата от самопроизвольного перемещения следует применять систему оттяжки* аналогичную оиотеме под-' таскивания.

3.42.    Во время подъема опорную часть аппарата следует перемещать плавно* без рывков* не допуская отклонения грузовых полиспастов на углы* превышающие предусмотренные в проекте производства работ*

3.43* Отрыв аппарата от земли следует производить на расчетном расстоянии от фундамента, обозначенном на площадке крао-ной чертой* путем одновременной работы грузовых нолиспастов и системы оттяжки*

Аппараты* подъемная масса которых приближается к пределу грузоподъемности грузоподъемного средства, следует отрывать от земли постепенно* кратковременными включениями грузовых лебедок либо с минимальной скоростью для снижения динамических нагрузок*

Подъем аппаратов поворотом вокруг шарнира

3.44» В схемах подъема аппарата поворотом должна участвовать тормозная система для посадки его на фундамент после перехода аппаратом положения неустойчивого равновесия.

Тормозная система в зависимости от усилия* определяемого расчетом, может быть аналогична системе подтаскивания или оттяж-

- 19 -

УДК 66.024(083.96)

Инструкция разработана Гилронефтеспецмовтажом (веду-* цяй) в Гипрохиимонтакои Минмонтажсдецотроя СССР взаиен СНвП И-Г. 10.10-65 * Аппараты кошеного в башенного типов. Правила производства в приемки мовтажиых работ".

Инструкция согласовала с УкрЮШхимиаием (базовая организация Минхнммава по стандартизации колонной аппаратуры) письмом № 14-06-8590 от 5 сентября Х975 г. я утверждена Иивмонтавспацотроем СССР 9 октября 1975 г.

В инструкция освецевы следупцие вопросы: организация и подготовка монтажных работ, технология подъема аппаратов способами скольжения и поворотом вокруг шарнира, оообеннооп монтажа фланцевых аппаратов, установка аппаратов на фундамент и др.

Инструкция предназначена для работников организаций, выполняющих проекты производства монтажных работ и монтаж колонных аппаратов технологических объектов.

Составители: И.С. Гольденбеог. А.С. Диамидов.

А.А. Детникова. И.Л. Эльяд

ft (ом. n. 3.41). В отдельных случаях в качестве тормозной системы могут быть попользованы полиспасты грузоподъемных средств.

3.45.    При недостаточной высоте грузоподъемного оредства для окончательной установки аппарата в проеЙнОе положение следует применять дотяжную систему, которая, в зависимости от расчетного усилия, состоит из каната й лебедки либо дополнительного полиспаста, закрепленного к якоре (аналогично тормозной иди оттягивающей системе).

3.46.    При установке юарнира, с помощью которого осуществляется подъем способом поворота аппарата, необходимо соблюдать следующие требования!

а)    ось шарнира должна быть горизонтальна и перпендикулярна плоскости подъема аппарата;

б) во избежание перекоса шарнира при подъеме аппарата плиту шарнира следует укладывать рядом с фундаментом аппарата    на уплотненное и выверенное шпальное либо бетонное основание;

в)    возможную просадку шарнира при подъеме аппарата следует компенсировать предварительным подъемом его.

3.47.    Перед подъемом аппарата должны быть проверены;

а)    соосность аппарата, подъемного устройства, якорей дотягивающей и тормозной систем, фундамента под аппарат с помощью геодезических приборов;

б)    правильность расположения якорей для крепления боковых расчалок аппарата по оои шарнира;

в)    правильность расположения лебедки системы дотягивания аппарата иди оои якоря для крепления полиспаста этой системы в плоскости подъема аппарата;

г)    правильность крепления грузоподъемных средств и шарнира к аппарату.

3.48.    Поднимать аппарат следует с периодическими остановками черев каждые 10-15° подъема аппарата.

В процессе подъема и во время остановок исполнители работ и руководитель подъема должны следить за:

а)    состоянием поворотного шарнира;

б)    равномерностью просадки грузоподъемных средств;

в)    ооотоянием якорей;

г)    состоянием полиспаотов (канаты не должны скручиваться);

д)    расположением оои аппарата в плоскости подъема;

е)    работой грузоподъемных машин;

- 20 -

Ведонственаыв строитель


Минмоятажопецстрой

СССР


ные норны


Инструкция до яовтажу сосудов и аппаратов кожов-яого и башенного типов


I. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ


ВСН 351-75 КПСС СССР



1.1.    Требования нестоящей инструкции должны выполняться оря разработке проектов производства работ, производстве и приеике работ по новтаху аппаратов колонного и башенного типов, а также сосудов цилиндрических, вертикальных с неподвижными внутренними устройствами (типа змеевиков подогревателей, маточников, распределителей, труб, подводящих продукты) независимо от их технологического назначения.

Инструкция распространяется на аппараты и сосуды, изготовляемые из углеродистой, легированнойуДвухслойной отадв, чугуна, цветных металлов, титана и его сплавов, о корпусом сварным или выполненным из царг, соединенных на фланцах.

1.2.    При монтаже аппаратов наряду с указаниями настоящей инструкции необходимо выполнять требования следующих нормативных документов:

а)    СНиП "Технологическое оборудование. Основные положения";

б)    ОСТ "Сосуды и аппараты сварные стальные. Технические требования” ;

в)    ОСТ "Аппараты колонные из чугува. Общие технические условия";

г)    "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

Кроме того, следует выполнять требования других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, а также требования, приводимые в технической документации заводов-изго-товителей на конкретные виды и типы аппаратов.


Внесены

Гипронефтеспецмов-тажом и Гипрохим-монтажом


Утверждена

Минмонтажспец-



1.3.    Работы по подгону вертикальных аппаратов следует выполнять силами специализированных подразделений (такелажного участка, такелажной бригады и др.) под руководством квалифицированного специалиста, назначенного ответственным за их проведение приказом по монтажной организации.

1.4.    Подъем вертикальных аппаратов, как правило, следует предусматривать полностью собранными, о установленными на них обвязочными трубопроводами, обслуживающими металлоконструкциями, нанесенной теплоизоляцией и другими покрытиями.

1.5.    Проекты производства работ на монтаж вертикальных аппаратов должны, разрабатывать только специализированные проектные организации.

1.6.    Для подъема вертикальных аппаратов оледует предусматривать преимущественно применение бестросовых захватов.

В случае строповки поднимаем» аппаратов канатами следует применять стандартные строповые устройства, витые стропы и полуавтоматические захваты.

1.7.    Строповку фланцевых аппаратов или их царг за фланцы необходимо производить о помощью траверс.

1.8.    Допускается выполнять строповку аппаратов тросовыми петлями, охватывающими ворпуо, при этом следует предотвратить соскальзывание трооа о корпуса аппарата, а для предохранения его стенок от смятия, установить между тросом и поверхностью аппарата деревянные прокладки.

1.9.    При выборе грузоподъемных средотв и расчетах такелажной оонаотки для различных схем подъема следует учитывать действие динамических нагрузок и возможную неравномерность распределения нагрузок, применяя коэффициенты, приведенные а приложении I.

Примечания. I. Под грузоподъемными средствами подразумеваются такелажные средства и грузоподъемные машины.

2. К такелажным средствам относятся мачтовые, портальные и гидравлические подъемники, шевры и др.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА МОНТАХНЫХ РАБОТ

2.1. Вое работы, связанные о подготовкой аппаратов к монтажу, следурт выполнять на специальной площадке (подготовительных работ), которая должна быть размещена в соответствии о проектом производства работ на самом объекте или в непосредственной бли-

- 4 -

80сти о* него и связана дорогам, обеспечивающими возможность транспортировки грузов максимальных габаритов и массы, о базой Оборудования и фундаментами монтируемых вертикальных аппаратов.

2.2.    На площадке подготовительных работ должны быть предусмотрены:

а)    необходимые грузоподъемные средотва;

б)    источники водопнтания необходимой производительности;

в)    дренажные устройства для слива вода;

г)    источники злектропитаняя сварочных постов, электролебедок, механизированного инструмента и приспособлений и др.;

д)    при необходимости.другие источники иди временные коммуникации (сжатого воздуха, пара, кислорода, пропана и др.).

2.3.    Для возможности работы в вечернее время площадку следует оборудовать осветительными щ>иборада, количество которых должно быть определено в соответствии с "Указаниям по проектированию электрического освещения строительных площадок?

2.4.    Площадка^подготовительвых работ, как правило, должна быть забетонирована (плитами или монолитным железобетоном) о учетом возможности дальнейшего использования зтого покрытия в процесое эксплуатации площадки иля самого объекта.

2.5.    Приемка аппаратов в монтаж должна производиться в соответствии с требованиями СНиП "Технологическое оборудование. Основные положения".

2.6.    При приемке в монтаж аппаратов, выполненных из царг на фланцевых соединениях, дополнительно к требованиям, указанным в п. 2.5, следует проверить:

а)    наличие маркировки. На наружной стенке каждой царги должны быть поставлены белой весмываемой краской следующие данные: порядковый (считая снизу вверх) номер царги, ее маоса я позиция аппарата;

б)    наличие бирок на специнструмевте, приспособлениях и отдельных узлах и деталях;

в)    наличие на сопрягаемых царгах четырех (под углом 90°) контрольных (сборочных) рисок;

г)    качество рабочих прокладок (паровитовнх, резиновых, из асбестовой ткани и других материалов);

д)    наличие по окружности оопрягаемых фланцев царг в местах установки прокладок кольцевых концентрических рисок глубиной I,5-2,0 мм;

- 5 -

в) наличие в базовой царге регулировочных винтов. Винты должны легко вращаться;

ж)    наличие на траверсе, предназначенной для монтажа царг, клейма с указанием грузоподъемности;

з)    состояние опорной поверхности базовой царги, подливаемой бетонной смесью (опорная поверхность должна быть чистой и неокрашенной);

и)    комплектность и качество крепежных деталей (гайки должны свободно наворачиваться на болты, резьба должна быть смазана);

к)    отсутствие повреждения привалочных поверхностей фланцев, тарелок, крышек и штуцеров, Забоины, царапины, поперечные риоки и другие дефекты не допускаются.

2,7. Аппараты, не транспортабельные по диаметру, поставляемые отдельными заготовками и не транспортабельные по длине, поставляемые отдельными частями (углами), после оварки их целиком или в блоки г монтажной зоне подлежат оовмеотной приемке представителями заказчика и монтажной организации.

2.8. Законсервированная жидкими ингибиторными смазками опорная поверхность аппарата или базовой царги, которая при монтаже подливается бетонной смесью, должна быть расконсервирована.

Расконсервацию следует осуществлять одним из следующих способов;

а)    промывкой бензином или уайт-спиритом;

б)    протиркой ветошью, смоченной уайт-спиритом или бензином;

в)    промывкой водными моющими растворами.

После обработки водными моющими растворами необходимо обдуть поверхность сжатым воздухом, а при промывке бензином или уайт-спиритом - просушить на воздухе до удаления паров бензина или уайт-спирита.

2.9.    Расконсервации не подлежат:

а)    привалочные поверхности фланцев, царг, тарелок, крышек и штуцеров, законсервированные жидкими ингибиторными смазками;

б)    внутренние поверхности аппаратов (царг) или узлов и деталей аппарата (за исключением особых случаев, связанных с химическим взаимодействием консервирующих омазок с рабочей средой).

Разрешение на монтаж аппарата без расконсервации должно быть оформлено актом (приложение 2).

2.10.    Испытание корпусов сосудов и аппаратов на монтажной площадке должно производиться в соответствии с ОСТ "Соэтлы и ап-

- 6 -

парам сварные стальные. Технические требования" и Правилам Госгортехнадзора по специально разработанной технологии или согласно техническим требованиям, приведенным на чертежах сооудов и аппаратов, на которые не распространяется действие указанных документов.

2.11.    Гидравлическое испытание вертикальных цилиндрических неизолируемшс аппаратов высотой более 8 и, а изолируемых - высотой более 2 м (при условии, что их диаметр не превышает высоты) должно осуществляться, как правило, в горизонтальном положении.

2.12.    При проведении гидравлического испытания аппаратов, уложенных на песчаной подушке, для осмотра ивов в нижней части корпуса швы следует обкапывать.

При гидроиопытании аппаратов, уложенных на специальных опорах (металлических с деревянными, резиновыми или другими амортизационными прокладками), опоры необходимо располагать таким образом, чтобы они не перекрывали контролируемых сварных швов.

2.13.    При подготовке аппарата к гидроиспытанию необходимо соблюдать следующие требования:

а)    в верхней части аппарата доданы быть расположены штуцера для заливки воды, установки манометров и воздушника (воздушник должен быть рассчитан на расход воды и открыт при сливе ее из аппарата во избежание образования вакуума и возможной деформации корпуса; на аппарате следует устанавливать два манометра, в том числе один - контрольный со шкалой, максимальные показания которой л 1,5-3 раза превышают величину испытательного давления);

б)    в нижаей части аппарата должен быть предусмотрен штуцер для олива воды после гидроиспытания;

в)    смотровой люк должен быть расположен в удобном для входа в аппарат положении.

2.14.    Гидравлическое испытание аппаратов, собираемых из царг на фланцах, производится после их сборки, в вертикальном положении.

2.15.    Если колонна состоит из нескольких аппаратов, установленных друг на друге, испытание их следует осуществлять раздельно. При проведении испытания в вертикальном положения его рекомендуется начинать с верхнего аппарата с последующим сливом воды в ниже расположенный.

2.16.    После гидравлического испытания необходимо открыть воздушник, удалить воду из аппарата, а аппарат и его внутренние устройства продуть сжатым воздухом.

- 7 -

2.17.    При спуске вода ns аппарата после гидравлического испытания не следует допускать отрыва жидкости от столба вода над тарелками во избежание их полоики.

2.18.    При перерыве в испытаниях, проводимых в зимнее время, вода из аппарата должна быть спущена.

2.19.    Для проведения гидравлического испытания аппаратов следует предусмотреть возможность многократного использования вода (например, олив в специальный резервуар).

2.20.    Гидравлическое испытание допуокаетоя заменять пневматическим (воздухом или инертным газом) на такое же пробное давление в следующих исключительных случаях:

а)    когда в результате гидрояопнтаний могут возникнуть боль-иие напряжения (от массы вода) в фундаменте или оамом аппарате;

б)    при отрицательной температуре окружающей среды;

в)    при наличии внутри аппарата футеровки;

г)    если трудно удалить воду из испытанного аппарата

или, по условиям эксплуатации-, недопустимо наличие внутри него остатков вода.

Ввиду повышенной опасности пневматического испытания такие случаи должны быть оговорены в рабочих чертежах и разработана технология его проведения с указанием особых мер предосторожности. В проекте производства работ должны быть установлены границы зовы, л пределах которой недопустимо нахождение людей, а также предусмотрены конкретные мероприятия по техвике безопасности для действующих взрыло- и пожароопасных объектов. Перед проведением пневмоиспытавия следует проверить под давлением подводящие коммуникации с арматурой и контрольными приборами. Подъем давления необходимо- осуществлять поэтапно: вначале до величины, равной половине испытательного, а затем ступенями (примерно равными 1/10 испытательного давления), до достижения требуемого испытательного, о промежуточными проверками состояния аппарата после каждого этапа.

В'этих случаях аппараты должны иметь сопроводительную документацию, подтверждающую высокое качество заводских сварных швов.

2.21.    Транспортабельные аппараты перед пневматическим испытанием должны быть тщательно осмотрены. В процессе осмотра необходимо подвергнуть просвечиванию не менее 30% сварных швов и устранить после этого обнаруженные дефекты.

- 8 -

2.22.    Для негабаритных аппаратов необходимость проведения пневматического испытания должна быть установлена до начала их сборки и монтажа. Пневматическому испытанию должна предшествовав пооперационная проверка сборочных и сварочных работ о занесением в журнал ее результатов (отметок готовности собранных отнков ж

Сварке, результатов сварочных работ я их соответствия требованиям проектной технологии я др.), а также 100-процентнов просвечивание сварных ввов.

2.23.    Пневматическое испытание допускается проводить при температуре, исключающей возможность хрупкого рааруиения материала аппарата.

В процессе испытания аппарат и среда, о помощью которой создается давление, должны иметь одинаковую температуру.

2.24.    Нанометры перед проведением пневматического испытания должны быть откалиброваны по контрольному манометру, проверены гооповерителем (о записью в журнал результатов проверки) и иметь пломбы.

2.25.    -Нанометры, иопользуемые при пневматическом испытании аппарата, должны иметь диапазон измерения, не более чем в два раза превышающий намеченную величину испытательного давления.

2.26.    Приборы, регистрирующие давление при пневмоиспытании, должны быть установлены на испытуемом аппарате таким образом, чтобы их показания были хорошо видны оператору; в необходимых случаях устанавливается дополнительный показывающий прибор, хорошо видный оператору, а на аппаратах объемом более 100 м5 следует, по возможности, устанавливать также записывающий прибор.

2.27.    Перед пневматическим испытанием аппарата необходимо убедиться в тон, что все фланцевые соединения затянуты, а обвязочные технологические трубопроводы отключены.

2.28,    Испытание аппаратов„на прочность следует производить в присутствии представителя заказчика и представителя Госгортехнадзора (если сосуд подконтролен Гоогортехнадзору).

Результаты испытания должны быть оформлены актом и занеоены в паспорт аппарата.

2.29.    Аппараты (сосуды) должны находиться под пробным давлением в течение:

- 9 -