Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

145 страниц

793.00 ₽

Купить ВСН 32-78/Минавтодор РСФСР — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает правила определения грузоподъемности балочных пролетных строений для определения условий пропуска по ним транспортных средств, включая тяжеловесные. В инструкции изложена методика по обследованию, испытанию и расчету балочных железобетонных пролетных строений в целях определения их грузоподъемности, выражаемой в виде нормативных временных подвижных вертикальных нагрузок, или определения возможности пропуска по пролетным строениям конкретных тяжеловесных нагрузок. Она предназначена для работников мостоиспытательных станций и других подразделений, занимающихся обследованием мостов.

  Скачать PDF

Действие завершено 01.01.1990

Оглавление

1. Основные положения

2. Обследование пролетных строений

3. Определение допустимых усилий от временных нагрузок в сечениях элемента пролетного строения

4. Определение изгибающих моментов и поперечных сил в сечениях элементов пролетных строений по соответствующим нормам года проектирования

5. Определение усилий в несущих элементах пролетного строения от нормативных временных подвижных вертикальных нагрузок и тяжеловесных транспортных средств

6. Испытания

7. Определение коэффициентов поперечной установки К для типовых сборных пролетных строений (расчетный метод)

8. Определение коэффициентов поперечной установки К для монолитных пролетных строений (расчетный метод)

9. Примеры расчетов по определению грузоподъемности пролетных строений

Приложение 1. Краткие сведения по нормативным документам проектирования автодорожных мостов

Приложение 2. Типовые проекты пролетных строений, по которым приведены матрицы ординат поперечных линий влияния для определения К

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ИНСТРУКЦИЯ по ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОЧНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

ВСЫ 32-78

Минавтодор РСФСР

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1979

Утверждаю Зам. министра автомобильных дорог РСФСР А. Надежно

ИНСТРУКЦИЯ по ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОЧНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

ВОН 32-78 Минавтодор РСФСР

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1979

Ra — расчетное сопротивление арматуры по действующим нормам проектирования; тф — коэффициент, учитывающий дефекты сечения элемента (см. п. 3.7); при отсутствии дефектов Шф — 1,0; [ста] — допускаемое напряжение в арматуре по нормам года проектирования (по табл. 3.1); тар — коэффициент условий работы для элементов t балочной клетки монолитных мостов (табл. 3.2), учитывающий арочный эффект.

Таблица 3.2

Элемент и его характеристика

тар

Плита проезжей части при соотношении сторон

2    а 3

3    < Ь ^ 2

1,25

Плита проезжей части при отношении короткой стороны к длинной

а 2

1,10

b < 3

Средние пролеты многопролетных поперечных и продоль

1,2

ных вспомогательных балок Однопролетные поперечные балки и крайние пролеты мно

М

гопролетных поперечных и продольных вспомогательных балок

3.4. В опорных сечениях изгибаемых элементов из обычного железобетона при отсутствии данных об армировании предельную поперечную силу определяют по формуле

п    Яот    Qot

Vnp — ^а.от тал г }    ,— '

(3.6)

Ра_1°т 0,8Л У 2

0,12

где /па.от, тах — коэффициенты условия работы для отгибов и хомутов; Да.от> Ra.x — расчетные сопротивления арматуры для отгибов и хомутов по действующим нормам; R — расчетное сопротивление бетона на сжатие при изгибе для действительной марки бетона; [аа]от, [iaa]x — допускаемые напряжения на отгибы и хомуты по нормам года проектирования (табл. 3.1); h, b — высота поперечного сечения элемента и ширина ребра; а —угол в радианах, принимаемый соответственно для балок и плит П/4 и П/6; С = yh — длина проекции критического наклонного сечения;

A - 1,25


*П а.от


Ra, от [ аа]от


A 5

Qот "V" ma.x


V2

; В = 0,12 RH bh,

Qx


Qot, Qx — поперечная сила, передаваемая на отгибы и хомуты по табл. 3.3; тад — коэффициент, учитывающий дефекты по п. 3.7.


Таблица 3.3

Доли расчетной поперечной силы

Год проектирования пролетного строения

1910-1925

1931-1937

1938-1961 (для /<12 м)

1926—1930 1938—1961 (для 1> 12 м

На отгибы Qот

0.55Q

0,42Q

0,70Q

» хомуты Qx

0,20Q

0,18Q

0,30Q

» бетон <2б

0.25Q

0,40Q

0

Примечание. Q— полная поперечная сила в опорном сечении по нормам года проектирования, определяемая по разделу 4.


3.5. Изгибающий момент, соответствующий нормативной величине раскрытия трещин в сечении элемента при отсутствии дефектов и данных по армированию, определяют по формулам:

для гладкой арматуры


М


ш

пр


2 А +i Rr


(3.7)


для арматуры периодического профиля


м


пр —


д

зф2 VRr



(3.8)


где Л = 0,02 см — предельная величина раскрытия трещин; ф>1 и ф2— параметры принимают по действующим нормам;

Rr =—1--радиус армирования; п=    —-— --среднее число?    0,6[паг

ло стержней рабочей арматуры; Fr — площадь зоны взаимодействия арматуры по действующим нормам с учетом того, что все стержни в плитах располагают в один ряд, а в балках без уширения все горизонтальные ряды имеют одинаковое количество стержней, равное наименьшей величине из выражений

Ъ—2    5+1,25^

n'~d+3= 2,25 d

11


а расстояние в свету между горизонтальными рядами равно 1,25 d, но не менее 3 см; для балок с нижним уширени-ем Fr принимают равной площади уширения; b — ширина ребра балки; h—-высота сечения; [аа]Л4Из— то же, что в п. 3.3; d — диаметр арматуры, см. Если    превосходит

значение по п. 3.3, то принимают ЛГ *{/= Л4^р.

3.6.    Поперечную силу для элементов из обычного железобетона из условия ограничения величины главных растягивающих напряжений определяют по формуле

= /?гро b z /Ибд*    (3.8)

где i?rpo — условное главное растягивающее напряжение бетона по действующим нормам; 2 = 0,765 h — плечо внутренней пары сил; b, h — ширина ребра и высота балки; тбД — коэффициент по п. 3.7.

3.7.    Коэффициенты, учитывающие дефекты, определяют по формуле

Шф= тая /ггбд,    (3.9)

где тад = (1--—    )—коэффициент, учитывающий поражение

й

z '

арматуры коррозией; тьд= —^ —коэффициент, учитыва-

zx

ющий изменение марки бетона против проектной или наличие выколов в ожатой грани; б — глубина поражения арматуры коррозией; d — диаметр арматуры; г — по п. 3.6; г/, z\ — плечи внутренней пары сил, определяемые соответственно с учетом действительной и проектной марки бетона, ширины сжатой грани, площади рабочей арматуры и рабочей высоты сечения.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ И ПОПЕРЕЧНЫХ СИЛ В СЕЧЕНИЯХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ НОРМАМ ГОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

4.1.    Изгибающий момент Мш и поперечную силу Q, соответствующие нормам года проектирования, определяют как максимальные расчетные усилия от всех основных сочетаний вертикальных постоянных и временных нагрузок, принятых по нормам года проектирования. Усилия, определяемые от сочетаний, в которых учитывается гусеничная или колесная нагрузки по нормам 1931—1953 гг., следует уменьшать в 1,3 раза.

4.2.    Нагрузку от собственного веса бетонных и железобетонных элементов исчисляют с учетом данных по объемному весу бетона и железобетона в кгс/м3, приведенных в табл. 4.1.

4.3.    Схемы и параметры временных подвижных вертикальных нагрузок, а также правила их установки, коэффициент по-12

Таблица 4.1

Годы проектирования

Материал

1938-1961

1906—1937

Бетон

2200

2400

Железобетон

2400

2G00

лосности и динамический коэффициент принимают по нормам соответствующего года проектирования. Сведения о действовавших нормах проектирования приведены в прилож. 1.

4.4.    При отсутствии данных о проектных нагрузках, допускаемых напряжениях и времени проектирования из архивных и других источников, устанавливают год окончания строительства. Для установления года проектирования от года окончания строительства отнимают: для малых мостов 2—3 года, средних мостов 3—4 года, больших мостов 4—5 лет. Если год проектирования совпадает с годом смены норм, в расчет принимают данные, определяющие меньшую величину усилий (Миз, Q).

4.5.    Если в нормах приведены два класса временных нагрузок (например, Н-8 и Н-10, НГ-30 и НГ-60), а сведения о действительно заложенной в проекте нагрузке отсутствуют, при расчете несущей способности следует принимать из двух более легкую нагрузку. Для мостов постройки до 1948 г. применение нагрузки Н-13 должно быть обосновано документальными данными; при отсутствии их в расчет вводится нагрузка Н-10.

4.6.    Усилия в плите проезжей части определяют на единицу ширины поперечного сечения. Нагрузка от сосредоточенного груза Р, действующего по площадке аф2, распределяется через покрытие толщиной Н на поверхности плиты по площадке со сторонами ai = a2 + 2tf и bi = b2 + 2H (см. рис. 4.1).

4.7.    Плиты, опирающиеся на продольные и поперечные балки, при отношении длин их сторон больше 2 рассматривают как балочные с пролетом вдоль короткой стороны.

При расчете изгибающего момента в середине пролета 1ь или 1а рабочую ширину а или b балочной плиты принимают

Рис. 4.1. Площадки распределения нагрузки от колеса по плите проезжей части:

а — в поперечном направлении; б — вдоль движения

13

марныи вес грузов в пределах рабочей ширины.

следующей: если на плите расположен один или несколько грузов и их рабочие ширины не перекрываются, то при работе плиты с пролетом 1ь (рис. 4.2а) а = ах + /6/3, но не менее 2/3 /ь; а с пролетом 1а (рис. 4.26) b = Ь{ + /а/3, но не менее 2/з 1а, если на плите расположено несколько грузов и их рабочие ширины перекрываются, то при работе ее с пролетом /& (рис. 4.3а) а = t + a^+lb/Ъ, но не менее 2/3 1Ь, а с пролетом 1а (рис. 4.3 б) b = с\ + bi + 1а/3, но не более с + Ci\ при этом в

расчете принимают сум-

В)

Рис. 4 2. Схема положения одного груза на плите:

а — при пролете плиты : б — при пролете ПЛИТЫ

ta*

1

Рис. 4.3. Схема положения двух грузов на плите: а — при пролете плиты 1Ь\ б — при пролете плиты IЛ

При расчете поперечной силы в опорном сечении рабочую ширину а или Ь балочной плиты для каждого груза принимают отдельно в зависимости от его расположения вдоль расчетного пролета, и их усилия суммируют (рис. 4.4,а, б): а0 — аи но не менее !/з 1ъ, а = а\ + 1ъ/3, но не менее 2/3 4, Ь0 = с1+Ь\уно

не менее у3/<*;■& = С1+А1 + + /а/3, но не более С\ + с.

Рабочую ширину консольной плиты с грузом на расстоянии с от корня консоли (рис. 4.5) принимают а = а 1 + 0,8 с, но не менее 1,5 с.

Рис. 4.4. Схема положения груза на ялите при определении поперечной силы:

4.8.    Усилия в балочных плитах (кроме консольных) определяют в соответствии с табл. 4.2.

4.9.    При отношении длин сторон плиты меньше 2 она рассматривается как опертая по всему контуру.

б — для пролета Г

а — для пролета 14

Изгибающие моменты от равномерно распределенной по всей плите нагрузки определяют: для пролетных строений, запроектированных до

Таблица 4.2

Изгибающий момент

Поперечная

сила

Характерно гика конструкции

в середине пролета

на опоре

Толщина плиты менее */4 высоты

0,5 М0

-0,7 М0 I

Q*

ребра, на которое опирается плита То же, более V4 высоты ребра

0,7 М0

-0,7 М0

Фо

Плита по металлическим балкам

м0

-0,7 М0

Qo

Примечание. MQ, Qg—изгибающий момент в середине пролета п поперечна»

сила на опоре в свободно опертой балке.

1930 г. путем разделения нагрузки q (в тс/м2) по двум направлениям:

I*

i4 + /4


(4.1)


Qi = <7


н


где L и I — больший и меньший расчетные пролеты и с расчетом отдельно по каждому направлению по табл. 4.2; для пролетных строений, запроектированных после 1930 г., по табл. 4.3.

Т а б л и ц а 4.3

L

1

Плита, свободно опертая по краям

Плита защемлена по всем

краям

в середине пролета

в середине пролета

на опоре

,,0

М1

<

| ML

1

м\

1.0

0,047

0,047

0,022

0,022

—0,052

' —0,052

1.1

0,054

0,047

0,026

0,022

-0,055

-0,051

1.2

0,061

0,047

0,029

0,022

-0,061

—0,051

1.3

0,068

0,047

0,032

0,021

—0,067

-0,051

1.4

0,074

0,047

0,034

0,020

—0,071

—0,051

1,5

0,080

0,046

0,036

0,019

—0,075

—0,051

1.6

0,085

0,045

0,037

0,018

—0,078

-0,050

1,7

0,090

0,044

0,038

0,017

—0,080

—0,049

1,8

0,094

0,044

0,039

0,016

-0,081

-0,048

1,9

0,098

0.043

0,040

0,014

-0,082

—0,047

2.0

0,101

0,042

0,040

0,012

-0,083

-0,045

Для получения изгибающего момента на 1 м ширины плиты все значения табл. 4.3 умножают на ql2, где q (тс/м2), а / — наименьший пролет в м.

4Л0. Изгибающие моменты в плитах, опертых по контуру, от временных нагрузок, распределенных по площадкам, при

J5

центральном положении груза определяют по табл. 4.4 (акад. Б. Г. Галеркина).

Учет защемления по контуру производится при помощи коэффициентов 0,75 для опорных моментов и 0,525 — для моментов в пролете. Расчетные значения Ма и Мъ в —, отнесенные к

м

полосе шириной 1 м, получают умножением заданной сосредоточенной силы Р в тс (распределенной по площадке с размерами ах и Ь\) на коэффициенты табл. 4.4.

Промежуточные значения определяют интерполяцией.

Для несимметричного положения груза моменты определяют по методу, изложенному в курсах железобетонных мостов (например, в книге Н. И. Поливанова «Проектирование и расчет железобетонных и металлических мостов». М., «Транспорт», 1970).

Таблица 4.4

а.; 1а

1а

lb“a=1

lbtla = 1*

1Ь'-1а =

V'a=>•«

ма

мь

Ма

мь

мь

И

а

мь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

0,299

0,226

0,183

0,151

0,124

0,238

0,170

0,133

0,106

0,087

0,314

0,245

0,202

0,171

0,146

0,124

0,235

0,168

0,131

0,106

0,087

0,074

0,324

0,256

0,215

0,184

0,160

0,136

0,121

0,232

0,165

0,128

0,108

0,085

0,072

0,062

0,333

0,263

0,222

0,193

0,169

0,149

0,132

0,117

0,230

0,163

0,125

0,101

0,083

0,070

0,060

0,053

0,2

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1.2

1,4

1,6

0,238

0,206

0,173

0,146

0,123

0,102

0,299

0,206

0,173

0,146

0,123

0,102

0,253

0,222

0,192

0,165

0,142

0,123

0,105

0,292

0,202

0,152

0,119

0,097

0,081

0,068

0,264

0,232

0,202

0,177

0,155

0,136

0,120

0,104

0,289

0,198

0,149

0,117

0,095

0,079

0,067

0,058

0,271

0,239

0,210

0,184

0.164

0,145

0,129

0,115

0,102

0,286

0,196

0,146

0,114

0,093

0,076

0,065

0,056

0,049

0,4

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

0,170

0,153

0,135

0,117

0,100

0,083

0,226

0,173

0,1,35

0,108

0,088

0,072

0,188

0,170

0,153

0,133

0,118

0,103

0,088

0,225

0,171

0,134

0,107

0,088

0,073

0,062

0,199

0,180

0,163

0,147

0,131

0,105

0,085

0,071

0,062

0,222

0,161

0,131

0,105

0,085

0,071

0,062

0,052

0,205

0,186

0,170

0,154

0,139

0,124

0,111

0,099

0,088

0,220

0,165

0,128

0,102

0,083

0,069

0,059

0,050

0,040

16

Продолж. табл. 4.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0,6

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1.0

1.2

1.4

1.6

0,133

0,121

0,108

0,095

0,082

0,068

0,186

0,146

0,117

0,095

0,078

0,064

0,146

0,136

0,125

0,113

0,099

0,086

0,074

0,180

0,144

0,116

0,094

0,078

0,065

0,055

0,156

0,146

0,134

0,122

0,110

0,098

0,087

0,076

0,177

0,141

0,113

0,102

0,075

0,063

0,054

0,046

0,162

0,152

0,140

0,129

0,117

0,106

0,095

0,085

0,076

0,175

0,139

0,111

0,089

0,073

0,061

0,052

0,045

0,039

0,8

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

0,106

0,098

0,088

0,078

0,067

0,151

0,123

0,100

0,082

0,067

0,119

0,111

0,103

0,092

0,082

0,149

0,121

0,099

0,081

0,067

0,127

0,120

0,111

0,102

0,092

0,146

0,119

0,096

0,079

0,065

0.134

0,125

0,116

0,107

0,098

0,145

0,117

0,094

0,077

0,063

0,8

1.0

1.2

1,4

1.6

0,056

0,055

0,072

0,062

0,056

0,047

0,082

0,073

0,064

0,055

0,046

0,040

0,089

0,080

0,072

0,065

0,053

0,045

0,039

0,034

1.0

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

0,087

0,080

0,072

0,064

0,055

0,046

0,124

0,102

0,083

0,068

0,055

0,046

0,098

0,091

0,084

0,076

0,068

0,059

0,051

0,123

0,100

0,082

0,067

0,056

0,047

0,040

0,105

0,099

0.092

0,084

0,076

0,068

0,060

0,053

0,121

0,098

0,070

0,066

0,054

0,046

0,039

0,034

0,109

0,103

0,096

0,089

0,081

0,074

0,067

0,060

0,053

0,119

0,097

0,078

0,054

0,053

0,044

0,037

0,032

0,028

d

т

3

« к_„

4.11. Поперечные силы от равномерно распределенной по плите нагрузки находят после распределения ее по двум направлениям как для простой балки (см. п. 4.9).

17

Поперечные силы от сосредоточенных сил находят как для плит, опертых двумя сторонами, при соответствующем наиболее невыгодном загружении. Рабочую ширину плиту принимают рав-

2—147

ной а,\ и Ь\ в зависимости от направления расчетного пролета.

Рис. 4.5. Схема положения груза, на консоли балки

4.12.    Многопролетиые неразрезные продольные балки проезжей части с разными пролетами рассчитывают по формулам для неразрезных балок. При разнице величин пролетов не более 20% балки рассчитывают как равнопролетные.

4.13.    Изгибающие моменты балок с равными пролётами и с упругой заделкой на крайних опорах определяют по формулам:

в пролете maxAf = 0,05 qP -+- 0,70Л4о;

min М = 0,05 q I2 — 0,30 Л40;    (4.2)

на опорах, кроме крайней,

min М = — 0,085 q I2 ~ 0,9 Л40;

max М = - 0,085 д /2+ 0-20 М0,    (4.3)

где I — расчетный пролет; q — постоянная нагрузка на 1 пог. м балки; М0 — момент в простой балке от временной нагрузки.

Изгибающий момент над крайней опорой принимают равным половине момента над средней опорой.

В двухнролетной балке с упругим защемлением на крайних опорах изгибающие моменты определяют по формулам:

в пролете max М = 0,06 q I2 + 0,7 М0;

min М = 0,06 q I2 — 0,25 М^\    (4.4)

на средней опоре

min М =* — 0,105 /2 „о,9Л40,

max М = — 0,105 q I2;    (4.5)

на крайней опоре моменты принимают вдвое меньше, чем на средней.

4.14. Если балки на крайних опорах не заделаны, максимальный момент <в первом пролете и минимальный момент на

18

первой промежуточной опоре определяют как для пятипролетной балки со свободно опертыми концами на крайних опорах.

Моменты в промежуточных сечениях продольной балки находят графически, принимая закон изменения момента по параболе второй степени, построенной по ординатам:

max Мпр — шах М0п;

min Мпр — min Моп .

Переменность момента инерции при расчете усилия в продольных балках не учитывают.

4.15. Поперечную силу при расчете многопролетных продольных балок принимают по формулам: для сечения первой опоры справа

Q = 0,45 ql + 0,95 Q0;    (4.6)

для сечения второй опоры слева

Q = — 0,55 q I — 1,15 Q0;

для сечения второй опоры оправа и следующих опор:

Q = 0,5 g £ + 1,15 Qo',

для сечения в середине первого пролета: положительный участок

O = -0f10(?/+0,9Q,;

отрицательный участок

Q = —0,10 q I — 1,4    .    (4.7)

Для сечения в середине второго пролета и следующих:

Q = 0,03 # / + 1,6 Qc,    (4.8)

где Qo — поперечная сила от временной нагрузки на опоре как в простой балке; Qc — то же, в середине пролета.

4.16. При определении усилий NIq ч Qq от временной нагрузки плиту проезжей части и продольные балки считают разрезанными над опорами. При этом все временные нагрузки с балочной плиты на продольную балку передаются по правилу рычага, а с плиты, опертой по контуру, также по правилу рычага, но на продольную балку передается только часть нагрузки

(4.9)


Рв


/3 и- /3

La ^ 1Ь


19


УДК 621.86.016:624.21.093(0.22)


Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов. ВСН 32-78. Минавтодор РСФСР. М., -«Транспорт», 1979. 142 с.

В инструкции изложена методика по обследованию, испытанию и расчету балочных железобетонных пролетных строений в целях определения их грузоподъемности, выражаемой в виде нормативных временных подвижных вертикальных нагрузок, или определения возможности пропуска по пролетйым строениям конкретных тяжеловесных нагрузок. Она предназначена для работников мостоиопытательных станций и других подразделений, занимающихся обследованием мостов.

Инструкция разработана Белорусским дорожным научйо-ис-следовательским институтом (БелдорНИИ) Минавтодора БССР и Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (ГипродорНИИ) Минавтодора РСФСР.

В составлении инструкции участвовали кандидаты техн. наук П. В. Золотов, С. А. Мусатов, инженеры А. Л. Поляков, Ф. М. Шакай, М. П. Щербенков.

Ил. 24, табл. 69.


И


31801-068


049(01)-79


68-79.


3601020000


© Минавтодор РСФСР, 1979.


4.17. При определении постоянной нагрузки для продольных балок с балочной плитой сбор нагрузок производят с полосы, равной расстоянию между осями продольных балок.

При определении постоянной нагрузки q для продольных балок с плитой, опертой по контуру, сбор нагрузок производят с трапеций, располагаемых по обе стороны от оси продольной балки и образуемых биссектрисами углов пересечения продольной и поперечной балок и продольными осями примыкающих панелей плиты (рис. 4.6). При этом в расчет вводится осредненная по длине пролета балки вели-

мслтаЧИНа нагрузки qcp. Так, для 1-а случаи продольной балки на опоре <7ср = Ръ\ в середине пролета

ширина полосы „ —Р I ^ ^ь плитных пролетных строений    6 ‘    ^


Pf <hlb

Рис. 4.6. Схема распределения усилий в балках от постоянных нагрузок на плите, опертой по контуру


-мШПТ1М1]1Г1гмг'


|

X


I Ьт


h


V4.T° X


Ь,


Рис. 4.7. Рабочая


h


ь,.


для поперек-


ной балки ?Cp = ^Y + —;

где Ро и Рб —вес балки в тс/inor. м; q\ — нагрузка от проезжей части, тс/м2.

4.18.    Однопролетные поперечные балки (при двух главных балках) рассчитывают как свободно отертые. Опорный момент принимают 0,5 от наибольшего момента в пролете, если поперечная балка заделана в главную и не имеет консоли; для балок с консолями принимают момент в корне консоли, если он превосходит 0,5 наибольшего момента в пролете.

Многопролетные поперечные балки рассчитывают так же, как продольные.

4.19.    При расчете главных балок ребристых пролетных строений, запроектированных до 1953 г., передача временной нагрузки на них производится в предположении, что проезжая часть разрезана над осями главных балок. Постоянная нагрузка считается равномерно распределенной.

Передача временной нагрузки на главные балки, запроектированные после 1953 г. (при отсутствии расчетных листов проекта), производится по современным методам расчета.

4.20.    Пролетные строения монолитных плитных мостов рас-


20


Ведомственные строительные нормы Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов


ВС И 32-7В


РСФСР


Мин а втодор


1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция предназначена для решения следующих задач:

определения грузоподъемности пролетного строения, выраженной в виде соответствующей нормативной временной подвижной вертикальной нагрузки;

определения возможности пропуска по пролетному строению конкретного тяжеловесного транспортного средства.

Решение первой задачи особенно необходимо для установления наибольшей допустимой величины полного веса автомобилей, которые могут бесконтрольно проезжать по мосту. Это должно быть основанием для установки перед мостами соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-71.

1.2. Грузоподъемность пролетного строения выражают через нормативные временные вертикальные нагрузки в виде колонн автомобилей Н-10, Н-13, Н-18, Н-30 и одиночной (гусеничной или колесной) нагрузки НГ-30, НГ-60, НК-80. Схемы, параметры и правила установки на пролетном строении этих нагрузок приведены в прилож. 1.

Для более полного использования возможности пролетного строения грузоподъемность можно выражать через указанные нормативные нагрузки, весовые параметры которых увеличивают (или уменьшают) на соответствующий коэффициент (например, грузоподъемность принята в виде нормативной нагрузки Н-13 с повышающим коэффициентом 1,1, т. е. весовые параметры схемы этой нагрузки увеличены в 1,1).

1.3. Грузоподъемность пролетного строения принимают по грузоподъемности наиболее слабого несущего элемента (глав* ной балки, поперечной или продольной второстепенной балки, плиты проезжей части и пр.). Установленную грузоподъемность

Срок введения 1 сентября 1979 г.

Утверждена Мипавтодором РСФСР 5 апреля 1978 г.

Внесена Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродсрнии) Белорусским дорожным научно-исследовательским институтом (Белдорнии)

пролетного строения заносят -в карточку искусственного сооружения.

1.4.    Определение грузоподъемности включает:

а) обследование сооружения и изучение технической документации с целью сбора информации, необходимой для определения грузоподъемности;

■б) назначение расчетных сечений в элементах конструкций и определение в них предельных усилий из условий прочности и трещиностойкости;

в)    определение в расчетных сечениях элементов допустимых усилий [5]доп от временных нагрузок, т. е. максимальных усилий, которые могут быть допущены в сечениях от временных нагрузок о учетом действительного собственного веса конструкций;

г)    испытание пролетных строений с целью назначения расчетной схемы его работы под временными нагрузками;

д)    подбор соответствующих временных подвижных нагрузок (см. п. 1.2) и определение от них усилий 5вр в сечениях элементов.

Грузоподъемность пролетных строений устанавливают из сравнения усилий SBp от соответствующих нормативных временных подвижных вертикальных нагрузок с допустимыми усилиями [5]д0п от временных нагрузок, при этом должно соблюдаться усло!Вие [S]Aon ^ SBP.

При необходимости может быть проведено испытание пролетного строения контрольной нагрузкой, эквивалентной по воздействию установленной грузоподъемности.

1.5.    При проверке возможности пропуска по пролетному строению конкретного тяжеловесного транспортного средства необходимо выполнить все указания п. 1.4, при этом усилия SBр определяют от данной нагрузки с учетом условий движения ее по пролету.

Тяжеловесное транспортное средство не может быть пропущено по пролетному строению, если 5вр > [5]доп.

1.6.    Если на пролетное строение имеется техническая документация, по которой можно установить все размеры и армирование расчетных сечений, и несущие элементы не имеют дефектов, снижающих прочность конструкции, то для определения грузоподъемности допускается выполнить только обследование и расчеты без испытаний.

Если мост имеет несколько одинаковых пролетных строений или у нескольких мостов в составе одинаковые по конструкции, длине и габариту пролетные строения, а по одному из них известна грузоподъемность, то по остальным аналогичным пролетным строениям принимают ту же грузоподъемность при отсутствии в них дефектов, ее снижающих.

1.7.    При расчетах пролетных строений учитывают действительные размеры элементов конструкций, марку бетона и класс 4

стали, действительное распределение усилий между элемента-ми от заданных нагрузок.

Коэффициенты перегрузки, полосности и динамический коэффициент принимают соответственно для колонн автомобилей и одиночной нагрузки по действующим нормам на проектирование мостов.

Коэффициент перегрузки для конкретного тяжеловесного транспортного средства в виде одиночного автопоезда или группы отдельных машин при условии взвешивания каждой машины принимают равным 1.1.

Нели скорость движения транспортного средства ограничивается до 10 км/ч, то динамический коэффициент принимают равным 1,0.

1.8.    Определение грузоподъемности выполняют из условия прочности и трещиностойкости элементо-в пролетного строения согласно указаниям настоящей инструкции и действующим нормам на проектирование.

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается не производить расчеты по трещиностойкости (например, на трещиностойкость нецелесообразно рассчитывать мосты с большим сроком эксплуатации, имеющие в пролетном строении трещины величиной раскрытия более 0,2 мм, мосты с ограниченным сроком службы).

Расчеты по определению возможности пропуска тяжеловесного транспортного средства по мосту выполняют только из условия прочности элементов.

1.9.    Усилия определяют только в основных расчетных сечениях элементов (согласно действующим нормативным документам на проектирование) и сечениях с дефектами, снижающими несущую способность пролетного строения.

В расчетах на поперечную силу не проверяют середину пролета балок и плит, если в этих сечениях отсутствуют дефекты.

1.10.    Все работы по определению грузоподъемности или возможности пропуска тяжеловесной нагрузки должны выполнять мостоис-пытательные станции или другие подразделения, имеющие в своем составе инженерно-технический персонал из числа инженеров-мостовиков.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

2.1! При обследовании пролетного строения наряду с выполнением общих требований инструкции по обследованию мостов необходимо определить:

а)    год проектирования пролетного строения, год строительства, нормативную временную подвижную вертикальную нагрузку, под которую запроектировано сооружение;

б)    полную геометрию пролетного строения, конструкций полотна проезжей части и тротуаров;

5

в)    типовой проект, по которому было возведено пролетное строение, если конструкция типовая;

г)    данные по авариям, связанным с повреждениями несущих элементов пролетного строения;

д)    грузоподъемность пролетного строения по предыдущему обследованию’и время его проведения;

е)    положение арматуры, класс и ее количество в расчетных сечениях по проектной и исполнительной документации, по данным вскрытия или интроскопии;

ж)    марку бетона в расчетных сечениях (действительную и проектную);

з)    дефекты, влияющие на грузоподъемность (табл. 2.1).


Таблица 2.1


п/п


Дефекты


Способ учета дефектов в расчетах


1

2

3

4

5

6


Сколы, раковины в сжатой зоне бетона балки или ребра Низкая прочность бетона в сжатой полке или ребре Коррозия арматуры или механическое ее повреждение Провисание преднаиряженных балок без трещин Отсутствие сцепления пучков напрягаемой арматуры с бетоном Разрывы сварных соединений в стыках диафрагм сборного пролетного строения, трещины толщиной более 0,2 мм в диафрагмах и поперечных балках, низкое качество бетона шпонок в сборных плитных пролетных строениях и швов между блоками сборных бездиафрагменных пролетных строений


Уменьшение ширины сжатой полки или высоты ребра

Снижение марки бетона

Уменьшение площади арма-туры

Снижение силы предварительного напряжения

Расчет балки как шпренгель-

ной

В расчете использовать натурные поперечные линии влияния коэффициентов распределения усилий между главными балками


2.2.    Год проектирования или возведения (капитального ремонта и реконструкции) пролетного строения устанавливают по технической документации, а при ее отсутствии — по архивным материалам.

2.3.    Нормативную временную подвижную вертикальную нагрузку устанавливают по технической документации, а при ее отсутствии — по указаниям п. 4.1—4.5. Сведения по п, 2.1.д получают только из актов специального обследования.

2.4.    Количество, положение и класс арматуры в расчетных сечениях элементов устанавливают по технической документации. Если документация отсутствует, то по геометрическим параметрам пролетного строения определяют его принадлежность к тому или иному типовому проекту. Если одни и те же геоме-

6


трические параметры пролетного строения отвечают нескольким типовым проектам или нескольким вариантам одного типового проекта, в необходимых местах производят вскрытие арматуры (с соблюдением соответствующих предосторожностей) или необходимые данные устанавливают методом интроскопии (способ бетатрониой радиографии и т. п.) с соблюдением норм радиационной безопасности (НРБ-69).

2.5. Действительную марку бетона несущего элемента пролетного строения определяют в соответствии с рекомендациями «Методических указаний по применению комплекса приборов для контроля технического состояния искусственных сооружений» (Гипродориии, 1978 г.). Проектную, марку принимают по технической документации, а в случае ее отсутствия для монолитных пролетных строений, по табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Годы

Допускаемые напряжения [аа] на арматуру

Марка бетона /?аа пролетных строений

Основные стержни

Хомуты

Монолитных при пролетах до 20 м

Монолитных при пролетах более 20 м и сборных

Ст. 2, Ci. 3

Ст. 5

Ст. 2, Ст. 3

1902-1909

800

700

130

130

1910-1925

900

700

130

170

1926 - 1928

900

700

140

200

1929—1930

1100

900

130

130

1931-1937

1250

1250

170

200

1938-1961

1250

1500

1250

170

300

Примечание. Для других сортов стали принимают [<Ча=0,5 предела текучести.

2.6.    Степень поражения арматуры коррозией при отслоении защитного слоя устанавливают прямым измерением.

Степень поражения арматуры коррозией при ширине раскрытия трещин более 0,5 мм рекомендуется определять прямым измерением с вскрытием защитного слоя, а при ширине раскрытия трещин менее 0,5 мм допускается определять косвенным методом по графикам рис. 2.1 с экстраполяцией в необходимых случаях, принимая при этом за момент образования трещины год постройки моста.

2.7.    Результаты обследования должны быть представлены в виде таблиц, эскизов, чертежей. Рекомендуется следующее разделение материала по обследованию.

1. Общие сведения о пролетном строении (тип, место расположения в сооружении относительно опор, генеральные размеры, грузоподъемность проектная и установленная предыдущим обследованием, проектная организация, типовой проект, год постройки и проектирования, строительная организация, количе-

7

ство пролетных строений данного типа на объекте, сведения о капитальных ремонтах, реконструкциях, заменах, эксплуатирующая организация, время и причина обследования, организация, проводящая обследование и т. д.).

Время .годы

Рис. 2.1. Развитие коррозии арматуры в трещинах железобетона (цифры на кривых — раскрытие трещин в миллиметрах)

2.    Конструкция и состояние полотна проезжей части (чертежи, краткие сведения).

3.    Полная геометрия пролетного строения (общий вид, поперечные и продольные разрезы, информация, необходимая для сопоставления с типовым или индивидуальным проектами).

4.    Геометрия элементов, подлежащих расчету (поперечные и продольные разрезы с указанием параметров армирования по проекту, исполнительной документации и данным обследования).

5.    Сведения о дефектах (ведомости, схемы с указанием расположения, размеров и других характеристик дефектов, необходимых для расчета).

6.    Данные о конструкции и расположении опорных частей.

7.    Негативы и копия заключения об интроскопии элементов.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ УСИЛИЙ ОТ ВРЕМЕННЫХ

НАГРУЗОК В СЕЧЕНИЯХ ЭЛЕМЕНТА ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ

3.1. Если грузоподъемность выражается через одиночные (гусеничные или колесные) нагрузки или производится проверка конкретной тяжеловесной нагрузки на возможность пропуска ее по мосту, допустимое усилие от временных нагрузок вычисляют по формулам: из условия прочности

— 2 ripS,


Jnp


(3.1)


[S] =


n,


из условия трещиностойкости


[S] =


0,8


(3.2)


где S — предельное усилие (изгибающий момент, поперечная сила и пр.), воспринимаемое сечением элемента из условия прочности, вычисленное по действующим нормам на проектирование мостов или по указаниям пп. 3.4, 3.5, 3.7 настоящей инструкции; 5    —предельное усилие, воспринимае

мое сечением элемента из условия трещиностойкости, вычисленное по действующим нормам на проектирование мостов или указаниями пп. 3.6; ngi Sg — соответственно коэффициент перегрузки и нормативное усилие в сечении элемента от действительного собственного веса конструкции; пк — коэффициент перегрузки от одиночной нагрузки или тяжеловесного транспортного средства.

За расчетную принимается наименьшая величина [S] из двух условий расчета.

3.2. Если грузоподъемность выражается через колонны автомобилей, допустимое усилие от временных нагрузок вычисляют по формулам:

из условия прочности


[5]а


■^пр ^ пд 5Д /?т 5Т П& (1 + Н-) ?


(3.3)


из условия трещиностойкости


[5]а =


ир


~*Sg-S


е


(3.4)


где nT, ST — соответственно коэффициент перегрузки и нормативное усилие в сечениях элемента от нагрузки в виде толпы на тротуарах по действующим нормам; na, (1 + ц), г — коэффициент перегрузки, динамический коэффициент и коэффициент полосности движения для колонн автомобилей.

Остальные обозначения см. л. 3.1.

3.3. В элементах из обычного железобетона предельные изгибающие моменты в сечении при отсутствии данных об армировании определяют по формуле


= jW,I3-j— 7Яфтар,    (3.5)

где Мш — полный изгибающий момент в сечении элемента, вычисляемый по нормам года проектирования (см. раздел 4);

9