Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

31 страница

300.00 ₽

Купить ВСН 28-76/Госгражданстрой — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. интеллекта)

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Генеральные планы

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий

4. Водоснабжение и канализация

5. Теплоснабжение, отопление и вентиляция

6. Искусственное освещение и электротехнические устройства

Приложение 1. Состав и площади земельных участков дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития

Приложение 2. Состав, площади помещений и строительный объем зданий дошкольных учреждений на 10 групп (120 мест) для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих)

Приложение 3. Состав, площади помещений и строительный объем зданий дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения

Приложение 4. Состав, площади помещений и строительный объем зданий дошкольных учреждений на 8 групп (96 мест) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Приложение 5. Состав, площади помещений и строительный объем зданий дошкольных учреждений на 10 групп (120 мест) для детей с нарушением интеллекта

Приложение 6. Рекомендации по оборудованию и размещению мебели в помещениях групповых ячеек в зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития

Приложение 7. Перечень сурдотехнических и технических средств обучения в помещениях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха

Приложение 8. Рекомендации по оборудованию плеопто-ортоптической комнаты

Приложение 9. Рекомендации по оборудованию кабинета врача-окулиста

Приложение 10. Рекомендации по оборудованию физиотерапевтического кабинета

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР (ГОСГРАЖДАНСТРОЙ)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ВСН 28-76 Госгражданстрой

МОСКВА—1977


шением слуха (слабослышащих) следует предусматривать:

а)    класс для занятий с основным освещением слева и дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола);

б)    соединение класса для занятий с групповой двустворчатой дверью;

в)    изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети;

г)    смежное расположение спальных при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек;

д)    смежное расположение туалетной, групповой и спальни в групповой ячейке;

е)    изолированное помещение в кабинете радиотехника (для аудиологических исследований детей) с ограждением, обеспечивающим абсолютный уровень проникающих шумов и вибрации не более 50 дБ;

ж)    изолированное расположение и вдали от классов для занятий и комнаты для музыкальных и гимнастических занятий, помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование.

3.11. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) должны соблюдаться следующие требования к архитектурно-планировочному решению:

а)    плеопто-ортоптическую комнату и кабинет врача-окулиста следует предусматривать длиной не менее 6 м; в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение площадью 6 м2 (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет;

б)    комнату для музыкальных и гимнастических занятий следует располагать не смежно с классом;

в)    ограждающие поверхности основных помещений

групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка — 70 %,    стен — 50—60 %,    пола — 25—30 %,    сто

лов — 45%;

г)    помещения кухни и постирочной, имеющие электрооборудование, необходимо располагать изолированно от плеопто-ортоптической комнаты.

Примечание. В групповых ячейках в стенах между групповой и спальней, между групповой и туалетной допускается проектирование остекленной двери и остекленного оконного проема.

11

3.12.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) кроме требований п. 3.11 должны соблюдаться также следующие требования к архитектурно-планировочному решению:

а)    двери из помещений проектировать таким образом, чтобы створки их при открывании не представляли препятствий для детей;

б)    избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы скруглять (радиус 0,05 м) ;

в)    окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступенек, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен.

3.13.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лестничных клетках поручни для детей следует предусматривать с обеих сторон лестницы.

3.14.    В дошкольных учреждениях1 для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) должны соблюдаться следующие требования к архитектурнопланировочному решению:

а)    логопедическая комната должна быть связана, как правило, с групповой или с раздевальной;

б)    туалетные в групповых ячейках должны быть связаны с групповой и спальней;

в)    в дверных проемах из групповых в спальные следует предусматривать уплотнители притворов;

г)    в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закругленными (радиус 0,05 м);

д)    в комнате для музыкальных и гимнастических занятий и комнате для корригирующей гимнастики покрытия полов следует делать дощатыми или из линолеума двух или трех цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат — в зависимости от площади помещений) для облегчения построения детей;

е)    высоту ограждения лестниц следует предусматривать до 1,8 м или устраивать сплошное ограждение сеткой;

ж)    при ванной комнате должно быть расположено помещение для отдыха детей после мытья и водных Процедур.

3.15.    В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития,

12

не имеющих кабинета врача-окулиста, следует проектировать медицинскую комнату длиной не менее 6 м.

3.16.    Рекомендации по оборудованию и размещению мебели в помещениях групповых ячеек зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, номенклатура сурдо-технических и технических средств обучения в помещениях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха, рекомендации по оборудованию плеопто-ортопти-ческой комнаты, кабинета врача-окулиста, физиотерапевтического кабинета приведены соответственно в приложениях 6—10 к настоящей Инструкции.

3.17.    В групповых, игральных-столовых, спальнях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития подоконники следует предусматривать на высоте 0,8—0,9 м от пола.

Таблица 4


Умывальники

I •

0-0 м в «

J

Помещения

взрослый со смесителем

детский с туалетным краном

I

Унитаз детский

Слив (видуар) с высс расположенным бачке со смесителем или вс разборным краном

Душевой поддон с Д) шевой сеткой на гиб; шланге

Ванна

Полотенцесушитель

L Туалетная ясель

_

3

2

1

1

_,

1

ных групп 2. Туалетная до

3

3

_

1

_

1

школьных групп 3. Кабинеты: фи

1

__

_

_

.

__

_.

зиотерапевтический» окулиста, педиатра, врачей-консультан-тов, процедурный, логопедический, старшей сестры, помещения для злектросве-толечения, теплолечения, комната для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой 4, Ванная комната

2

2

Примечание. Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, предусматривать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.

13


3.18.    Санитарно-техническое оборудование в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать согласно табл. 4.

3.19.    Кухни дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать только с электрическим оборудованием.

3.20.    В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь естественное освещение через окна в наружных стенах.

3.21.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны быть не ниже II степени огнестойкости и не выше двух этажей.

4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

4.1.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами водопровода, горячего водоснабжения, канализации и внутренними водостоками. Проектирование этих систем следует выполнять согласно соответствующим главам СНиП.

5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ,

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

5.1.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами центрального отопления и вентиляции.

5.2.    Теплоснабжение зданий следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или местных котельных.

5.3.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, кроме играль-ных-столовых и групповых, размещенных на первом этаже, поддержание температуры поверхности пола 22°С в зимний период следует предусматривать также и в приемных, раздевальных и спальнях.

5.4.    Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях

14

дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует принимать в соответствии с табл. 5.

Т аблица 5

Расчетная температура воздуха, °С

Кратность обмена воздуха в 1 ч

Помещения

в IB и 1Д-климати-ческих подрайонах

во И—IV климатических районах

приток

вытяжка

1. Игральная-столовая

23

22

1,5

2. Групповая, приемная для детей ясельного возраста

21

20

1,5

3.    Спальня и раздевальная

4.    Туалетные для детей:

19

19

1,5

ясельного возраста

22

22

2

дошкольного возраста

21

21

1 ~'

2

5. Комнаты для музыкальных и гимнастических занятий и корригирующей гимнастики

19

19

1,5

6. Помещения с ванными для лечения, массажа

30

30

По расчету, но не менее 50 м8/ч на ребенка

7. Изолятор, медицинская комната, кабинеты врачей

23

23

1,5

8. Темная комната пле-опто-ортоптического помещения

22

22

1,5

Примечание. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях, не указанных в настоящей таблице, принимать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.

6. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

6.1. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха необходимо предусматривать:

а) розетки для использования технических средств обучения в групповой, классе для занятий, в комнате

15

для музыкальных и гимнастических занятий, которые устанавливать на высоте 1,8 м от пола;

б)    светильники с лампами накаливания в помещениях с пребыванием детей, а в классе для занятий — дополнительно верхний подсвет настенной классной доски и места для индивидуальных занятий сурдопедагога;

в)    освещенность при лампах накаливания, для системы общего освещения помещений групповой, класса для занятий, комнаты для музыкальных и гимнастических занятий — 300 лк в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в раздевальной — 200 лк на полу; освещенность в вертикальной плоскости на настенной классной доске — 300 лк;

г)    в комнате для музыкальных и гимнастических занятий — магнетоиндукционную петлю, выполняемую следующим образом: изолированный медный провод прокладывается скрыто по периметру помещения на высоте 1 м от пола, так чтобы образовалось шесть витков; начало, конец и отводы от каждого витка выводятся на клеммник, устанавливаемый около усилителя низкой частоты; сечение провода определяется специальным расчетом;

д)    в классе для занятий — каналы для подводки слаботочных линий от пульта управления у стола педагога к оборудованным сурдотехнической аппаратурой столам для детей.

6.2. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения следует предусматривать:

а)    в классе для занятий, групповых и в кабинете врача-окулиста — освещение светильниками с люминесцентными лампами белого света типа ЛБ для обеспечения освещенности не менее 500 лк в системе общего освещения в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в классе для занятий — дополнительно верхний подсвет настенной классной доски для освещенности в вертикальной плоскости — 500 лк;

б)    люминесцентное освещение с пускорегулирующей аппаратурой люминесцентных светильников особо низг кого уровня шума по действующим ГОСТам и обеспечением коэффициента пульсации светового потока не более 10;

в)    в плеопто-ортоптических комнатах и в кабинетах врача-окулиста — 4—6 двойных штепсельных розеток

16

на высоте 1,8 м от пола в соответствии с размещением оборудования.

6.3.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать:

а)    в помещениях групповых ячеек и изоляторе, в комната?: для музыкальных занятий и корригирующей гимнастики — светильники с лампами накаливания;

б)    в групповых — дополнительно верхний подсвет игрового уголка, демонстрационной и настенной классных досок;

в)    звуковую и световую оигнализацию из групповых и спален в медицинскую комнату (дежурной медицинской сестре). Устройство сигнализации однотипно устройству палатной сигнализации для больниц.

6.4.    В помещениях с сурдотехническими средствами, в физиотерапевтическом кабинете следует предусматривать защитное заземление в соответствии с Инструкцией по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР.

6.5.    В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития необходимо предусматривать аварийное освещение 5 лк на уровне пола по линии основных проходов.

6.6.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития в системе общего освещения помещений групповых, игральных-столовых, спален, палат изолятора, комнат для музыкальных и гимнастических занятий следует предусматривать:

а)    источники ультрафиолетового излучения эритем-ные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 В т/м2 площади помещений и устанавливать их на высоте 2,7—2,9 м от пола;

б)    источники бактерицидного облучения типа ДБ 15 из расчета 1 Вт/м3 комнаты и устанавливать их на высоте 2,7—2,8 м от пола.

6.7.    В спальнях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать, помимо общего, в рабочей зоне персонала светильник местного освещения прямого света.

6.8.    В логопедических комнатах дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умотвен-

17

ного развития около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне, позволяющем менять угол наклона и высоту источника света.

6.9.    На участках дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать освещение при средней горизонтальной освещенности групповых площадок — 10 лк, проездов и проходов — 6 лк.

6.10.    Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития должны иметь прямую телефонную связь с ближайшей пожарной частью.

6.11.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать устройство автоматической тепловой пожарной сигнализации во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральных-разборочных, кладовых овощей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Площадь участков,

м2, при числе мест в дошкольных

учреждениях для детей с нарушениями

зрения

Наименование

слуха (120 мест)

слабовидящих (96

с косоглазием и амблиопией

опорно-двигатель-ного аппарата (96

интеллекта (120 мест)

мест)

(120 мест)

мест)

1. Площадь застройки:

а) здания

В соответств

ии с проектами здан

[ИЙ

б) теневые навесы

310

248

248

248

310

(25+6) X

(25+6) X

(25+6) X

(25+6) X

(25+6) X

хю

Х8

Х8

Х8

ХЮ

2, Детские пло

щадки, в том числе:

а) групповые

1500

1440

1440

1440

1500

150X10

150X10

180X8

180X8

180X8

б) общая физ

250

250

250

250

250

культурная в) плескатель-

21

21

21

21*

21

ный бассейн

г) огород-

120

90

90

90

150

15X8

15x6

15X6

15X6

15X10

ягодник

д) для животных и птиц

20

20

20

20

20

3. Хозяйственная площадка

120

120

120

120

120

4. Дороги и

В соответствии с планировкой

проезды

5. Зеленые на

Как правило, не

менее 50% площади участка

саждения Общая площадь земельного участ

6000

5700

7200

6200

7200

ка

* В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривать вместо плескательного плавательный бассейн размером 3X7 м и глубиной не более 0,8 м; перед входом предусматривать ранну для мытья ног и душ,

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОСТАВ, ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИИ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ НА 10 ГРУПП (120 МЕСТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

Продолжение прил. 2

Площадь по-

Площадь по

Помещения

мещений, м3

Помещения

мещений. мг

А. Помещения

Г. Администра

групповых

тивно-хозяй

ячеек

ственные

1. Раздеваль-

12X10 =

1. Кабинет

12

пая

= 120

заведующей

2. Помещение

6X10=60

2. Методиче

18

для личных ве-

ский кабинет и

щей детей*

педагогичес

3. Групповая

збхю=

кая комната

==«360

3. Кабинеты

10+4

4. Класс для

24ХЮ=

радиотехника

занятий

=240

и аудиологи-

5. Спальня

зохю=

ческий

=300

4. Комната

8

6. Буфетная

3X10=30

завхоза

7. Туалетная

10X10=

5. Комната

8

= 100

персонала

6. Туалет

3

7. Душевая

3

Итого

1200

персонала 8. Ванная для детей

15

Б. Общие

75

9. Приемная

24

1. Комната

для родителей

для музыкаль

10. Кухня с

30+6

ных и гимнас

раздаточной

тических заня

11. Кладовая

12

тий

12

сухих продук

2. Комната

тов

для хранения

12. Кладовая

6

гимнастического

овощей

оборудования

13. Кладовая

12

В. Медицин

для хранения чистого белья

ские

14. Стираль-

18

1. Медицин

15

ная-разбороч-

ская комната 2. Изолятор:

ная 15. Сушиль-

12

приемная

4

ная-гладиль-

палаты

6X2=12

ная

туалетная

2

16. Хозяйственная кладо

9X2=48

Итого

120

вая

Итого    219

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ ССОР (ГОСГРАЖДАНСТРОЙ)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

дошкольных

УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ВСН 28-76 Г осгр ажданстр ой

Утверждена, приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. М 295

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1977

Продолжение прил. 2

Помещения

Площадь помещений, м2

Общая рабочая площадь, м2

1539

То же, на 1 место, м2

12,83

Строительный объем здания, ма

7400

ПРИЛОЖЕНИЕ

Продолжение прил, 2

Помещения

Площадь помещений, м9

Строительный объем

61,7

здания, на 1 место,

м3

* При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей Инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для личных вещей детей площадью 12 м2 на здание.


СОСТАВ, ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Площадь помещений дошкольных учреждений, ма, Для детей

Помещения

слабовидящих (на 96 мест,

8 групп)

с косоглазием и амблиопией (ыа 120 мест, S групп)

А. Помещения групповых ячеек

1. Раздевальная

12X8=06

12X8=96

2. Помещения для личных ве

5X8=40

5X8=140

щей детей

50X8=400

3. Групповая

50X8=400

4. Класс для занятий

36

5. Йлеопто-ортоптическая ком-

18+6=24

(18+6)4=96

ната

6. Спальня

36X8=288

36X8=288

7. Буфетная

3X8=24

3X8=24

8. Туалетная

10X8=

10X8=80

Итого

988

1024

Б, Общие

75

36

1. Комната для музыкальных и    75 гимнастических занятий

2. Комната для корригирующей    36 гимнастики

УДК 727.14.055:373.2


Инструкция по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР.


Редакторы — канд. техн. наук Я. М. Архаров и арх. Я. И. Подольский (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. арх. Я. Б. Блохина и канд. арх. Я. Я. Щетинит (ЦНИИЭП учебных заведений).


И


30213—517

Ннструкт.-нормат. II выл. — 40—41—77


047(01)—77


© Стройиздат, 1977


Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при

Госстрое СССР (Госграждан-строй)

Ведомственные

строительные

нормы

ВСН 28-76

Г осгражданстрой

Инструкция по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1Л. Требования настоящей Инструкции распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, Интеллекта).

Требования настоящей Инструкции не распространяются на проектирование детских домов для детей-инвалидов и других детских дошкольных учреждений системы министерств социального обеспечения союзных республик.

Примечания: 1. При проектировании зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует также соблюдать требования соответствующих нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР или согласованных с ним, в том числе главы СНиП по проектированию детских яслей-садов.

2. Требования настоящей Инструкции не распространяются на проектирование дошкольных учреждений для детей с нарушениями

Утверждены

приказом

Внесены

Г осударственного

цнииэп

учебных

комитета по гражданскому

Срок введения в действие 1 июля 1977 г.

зданий

строительству

Госграждан-

и архитектуре

строя

при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г.

№295

5

физического и умственного развития для строительства в климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г.

1.2.    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на:

а)    дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха — предназначены для воопитания и обучения глухих и слабослышащих детей;

б)    дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения:

слабовидящих (с остротой центрального зрения от О до 0,4) — предназначены для воспитания и обучения детей;

для детей с косоглазием и амблиопией — предназначены для воспитания и обучения детей;

в)    дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — предназначены для воопитания и обучения детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут ходить самостоятельно, обслуживать себя, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы;

г)    дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта — предназначены для воспитания умственно отсталых детей — олигофренов в степени дебильности.

1.3.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать с учетом возрастных ipynn и мест в них согласно табл. 1.

1.4.    Типы зданий дошкольные учреждений и число групп в них следует принимать согласно табл. 2.

1.5.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать для круглосуточного или круглогодичного пребывания детей.

1.6.    При организации сети дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует, как правило, размещать их в городах с учетом обслуживания населения тяготеющих поселков и сельских населенных пунктов.

Таблица 1

Число мест в группе для детей с нарушениями

зрения

о

Группы

Возраст

детей

слуха

слабовидящих

с косоглазием и амблиопией

опорно-двигателы го аппарата

интеллекта

1. Ясельная (первая младшая груп

От 2 до 3 лет

12

12

15

12

па*)

2. Дошкольные:

15

а) младшая (вторая младшая

От 3 до 4 лет

12

12

12

12

группа*)

От 4 до 5 лет

15

12

б) средняя

12

12

12

в) старшая

От 5 до 6 лет

12

12

15

12

12

От 6 до 7 лет

12

3. Подготовительная

От 6 до

7 лет

12

12

15

12

От 7 до 8 лет

12

* В скобках даны названия групп по программе воспитания, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

Таблица 2

Число

групп

Общее число

Дошкольные учреждения

ясельных

дошколь

ных

групп

мест в группах

1.    Для детей с нарушением слуха

2.    Для детей с нарушением зрения:

2

8

10

120

а) слабовидящих

2

6

8

96

б) с косоглазием и амблиопией

2

6

8

120

3. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

2

6

8

96

4. Для детей с нарушением интеллекта

10

10

120

7

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

2.1.    Здания дошкольных учреждений следует размещать в зеленой зоне города или в городской застройке около парков и зеленых насаждений, в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.

2.2.    Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха следует размещать в тихих районах города, вдали от транспортных магистралей и линий электропередач, подстанций, радиостанций, радиорелейных пунктов (чтобы не нарушалась работа сурдотехнической аппаратуры).

2.3.    Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место в дошкольных учреждениях для детей:

а)    с нарушением слуха — 50 м2;

б)    с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и с нарушением интеллекта — 60 м2;

в)    с нарушением опорно-двигательного аппарата — 65 м2.

2.4.    На земельном участке следует предусматривать теневые навесы, детские (групповые и общие) и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно црил. 1 к настоящей Инструкции.

2.5.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует размещать на земельном участке в зависимости от приентации окон помещений по сторонам горизонта согласно п. 3.5 настоящей Инструкции и главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.

2.6.    Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей. В IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а во II климатическом районе, IB, 1Д и ША климатических подрайонах — с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек, санок и инвентаря.

2.7.    Ограждение участка дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать высотой 2 м. На участках дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта необходимо предусматривать ограду с запирающимися калитками и воротами.

8

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ

3.1.    Объемно-планировочное и конструктивное решение зданий детских учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует принимать с учетом климатических условий, а также особенностей функционального назначения этих учреждений.

3.2.    Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать высотой не более двух этажей, а учреждения для детей с нарушением зрения — одноэтажными.

3.3.    Состав и площади помещений дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта следует принимать согласно приложениям 2—б настоящей Инструкции.

3.4.    Высоту надземных этажей зданий дошкольных учреждений следует принимать 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа).

3.5.    Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях дошкольных учреждений следует принимать согласно табл. 3.

3.6.    Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых и классах учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен быть не менее 2%, на уровне пола, на глубине 2/з от наружной стены с окнами; угол рассматривания — не менее 45° (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на первом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз этого ребенка).

3.7.    Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития помещения каждой групповой ячейки следует проектировать изолированными от помещений других групповых ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь групповых ячеек между собой, а также с медицинскими помещениями, с общими помещениями для детей и с административно-хозяйственными помещениями. Медицинские помещения следует группировать и

9

Таблица 3

Ориентация окон помещений при располо женин зданий дошкольных учреждений

Помещения

севернее 46° с. ш.

южнее 45° с. ш.

оптималь

ная

допусти

мая

оптималь

ная

допусти

мая

1. Класс для занятий1

ю, в, юв

ю, юв

2. Логопедический каби

ю, в,

Любая,

ю, юв

Любая,

нет

юв

кроме 3, ЮЗ

кроме 3, ЮЗ

3. Плеопто-ортоптическая комната, кабинеты врачей: окулиста, педиатра, психи

с

в, СВ, ссз

с

В, СВ,

ССЗ

атра

4. Комната с ванной для массажа, лечебные комнаты для электро- й теплолечения, комнаты для массажа, физиотерапевтический кабинет

ю

Без ограничений

ю

Без ограничений

5. Медицинская и процедурная комнаты

в

То же

ю

То же

1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева.

Примечания: 1. Ориентацию окон помещений, не указанных в настоящей таблице, принимать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.

% В помещениях с длительным пребыванием детей для создания ровного освещения и устранения отблесков необходимо располагать светопроемы (основные и используемые для подсвета) равномерно, а также предусматривать солнцезащитные устройства.

располагать изолированно от хозяйственных помещений (кухня и постирочной).

3.8.    Приемную для родителей (вестибюль) следует размещать на первом этаже вблизи кабинета заведующей и медицинских помещений.

3.9.    В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения вход в каждую групповую ячейку должен предусматриёаться отдельным (допускается устройство общего входа в две групповые ячейки). В остальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать отдельный вход в групповые ячейки яслей и общий вход не более чем на две групповые ячейки сада, а в двухэтажных зданиях — не более чем на три групповые ячейки сада.

3.10.    В дошкольных учреждениях для детей с нару-

ю