Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

112 страниц

580.00 ₽

Купить ВСН 10-91 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Строительные нормы распространяются на проектирование и устройство фундаментов мелкого заложения на естественном основании, свайных, в вытрамбованном котловане и фундаментов из набивных блоков одноэтажных производственных сельскохозяйственных зданий с каркасом из трехшарнирных рам, возводимых на обычных грунтах и в грунтовых условиях I и II типа по просадочности с просадкой от собственного веса грунта до 15 см, а также в сейсмических районах с расчетной сейсмичностью 7, 8, 9 баллов

  Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Основные требования к инженерно-геологическим изысканиям

3. Расчет и проектирование оснований и фундаментов

3.1 Общие положения

3.2 Расчет оснований по несущей способности

3.3 Особенности проектирования бетонных и песчаных подушек

3.4 Расчет оснований по второй группе предельных состояний

3.5 Проектирование фундаментов в сейсмических районах

4. Расчет и проектирование свайных фундаментов

5. Особенности проектирования оснований и фундаментов на просадочных грунтах

6. Определение несущей способности свай по результатам статических полевых испытаний

Приложения:

1. Основные требования по производству работ

2. Расчет фундамента на естественном основании

3. Расчет сваи таврового сечения

4. Расчет сваи двутаврового сечения

5. Расчет фундамента связевого блока на особое сочетание нагрузок

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУНТОВ,

УКРЕПЛЕННЫХ

ВЯЖУЩИМИ

МАТЕРИАЛАМИ,

ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ

СН 25-74

МОСКВА 10 7В

Страница 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

по ПРИМЕНЕНИЮ ГРУНТОВ,

УКРЕПЛЕННЫХ

ВЯЖУЩИМИ

МАТЕРИАЛАМИ,

ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ

СН 25-74

Утверждена постановлением

Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 24 октября 1974 г. Л® 218

МОСКВА СТРОП ИЗДАТ 1 9 Т 5

Страница 3

УДК П?4 П1.7 i 73(083.96)

Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов разработана Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом Союздорнии Министерства транспортного строительства с участием Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Аэропроект Министерства гражданской авиации.

С введением в действие настоящей Инструкции с 1 июля 1975 г. утрачивают силу Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами (СН 25-64).

Редакторы — инженеры И. Д. Демин, В. И. Серегина (Госстрой СССР), д-р геолого-минералогических наук В. М. Безрук, канд. геолого-минералогических наук Л. N. Ястребова (Союздорнии), канд. техн. наук М. С. Сардаров (ГПИ и НИИ Аэропроект).

30213-390

047(01)—75

Инструкт.—нормат., I вып.—5—75.

© Стройиздат, 1975

Страница 4

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы

СН 25-74

Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов

Взамен СН 25-64

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Требования настоящей Инструкции должны выполняться при проектировании и устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных вяжущих материалами, вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (общегосударственного, республиканского и местного значения), подъездных и внутренних дорог сельскохозяйственных и промышленных предприятий, аэродромов, городских улиц и площадей.

Примечание. Требования настоящей Инструкции не распространяются па проектирование п устройство указанных дорожных и аэродромных оснований и покрытий в районах вечной мерзлоты (в I дорожно-климатической зоне).

1.2.    Целесообразность применения укрепленных грунтов в конструктивных слоях дорожных одежд или аэродромных покрытий должна подтверждаться разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей (стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание, повышения производительности труда, уменьшения перевозок строительных материалов и др.).

1.3.    Грунты, укрепленные вяжущими материалами (укрепленные грунты), в зависимости от их физико-механических свойств, категории автомобильной дороги или класса аэродрома, дорожно-климатической зоны и других факторов должны применяться для устройства верхнего или нижнего слоя основания под усовершенствованные капитальные и усовершенствованные облегченные покрытия, а также для устройства усовершенствованных облегченных, переходных или низших покрытий с устройством слоя износа.

1.4.    Основания и покрытия из укрепленных грунтов должны предусматриваться при строительстве автомобильных дорог и аэродромов в следующих дорожно-климатичсских зонах:

II и III—при первом типе местности, а также при втором, если высота насыпи земляного полотна дороги более 1 м:

IV    — при первом и втором типах местности;

V    — при первом, втором и третьем типах местности.

Внесена

Утверждена

Срок введения

Минтрансстроем

постановлением

в действие

и МГА

Государственного комитета Совета Министров СССР

1 июля 1975 г.

по делам строительства

от 24 октября 1974 г. №218

3

Страница 5

При устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий из укрепленных грунтов в выемках в условиях переувлажненных глинистых и песчаных грунтов одновременно должно предусматриваться осушение с помощью дренажных устройств верхней части земляного полотна согласно требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог (в части повышения низа дорожной одежды над расчетным уровнем горизонта грунтовых вод).

Примечание. Дорожно-кпиматические зоны и тип местности устанавливают согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог.

1.5.    Назначение и расчет толщины конструктивного слоя из укрепленного грунта должны производиться с учетом категории дороги или класса аэродрома в соответствии с Указаниями по проектированию аэродромных покрытий, утвержденными Госстроем СССР и Инструкцией по проектированию одежд нежесткого типа, утвержденной Минтрансстроем и согласованной с Госстроем СССР.

При расчете конструктивных слоев из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими и битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, л качестве расчетных характеристик должны приниматься модуль упругости (модуль деформации) и допускаемое напряжение на растяжение при изшбе; при укреплении грунтов органическими вяжущими с добавками или без добавок в качестве расчетной характеристики должен приниматься только модуль упругости (модуль деформации).

1.6.    Расчетные значения модуля упругости при проектировании дорожных оснований и покрытий из укрепленных грунтов должны назначаться в соответствии с данными табл А и Б приложения 1.

При этом для грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами, расчетное значение модуля упругости надлежит принимать для I класса прочности от 5000 до 8000 кгс/см2, для II — от 2500 до 5000 кгс/см2 и для III — от 800 до 2500 кгс/см2; для грунтов, укрепляемых битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, расчетное значение модуля упругости надлежит принимать для I класса прочности от 5000 до 8000 кгс/см2 и для II — от 4000 до 5000 кгс/смг; для грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами, расчетные значения модуля упругости надлежит принимать от 2000 до 3000 кгс/см2 при укреплении битумными эмульсиями и от 800 до 2500 кгс/см2 при укреплении жидкими битумами и дегтями.

При проектировании аэродромных покрытий вместо значений модуля упругости должны приниматься значения модуля деформации в соответствии с указаниями по проектированию аэродромных покрытий.

Для обеспечения принятою расчетного значения модуля упругости (модуля деформации) следует рассчитывать и подбирать составы смесей согласно разделу 2 и приложениям 3 и 4 настоящей Инструкции.

1.7.    Укрепленные грунты, применяемые в конструкциях покрытий на аэродромах класса А — Г, должны обладать физико-механическими свойствами, удовлетворяющими требованиям I класса прочности, а на аэродромах класса Д и Е — II, устанавливаемых по табл. I.

Укрепленные грунты, физико-механические свойства которых удовлетворяют требованиям III клгсса прочности, могут применять-

4

Страница 6

ся в качестве нижних слоев оснований под асфальтобетонные покрытия на аэродромах класса Д — Е или в качестве покрытий на аэродромах сельскохозяйственной авиации с обязательным устройством слоя износа в виде поверхностной обработки.

1.8.    Расчетное значение допускаемого напряжения на растяжение при изгибе для всех видов грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами, а также битумными эмульсиями совместно с цементом или карбамидными смолами, должно применяться не менее кгс/см2:

для I класса прочности    —    4;

» II    ъ    »    —2;

» III    »    »    — 1.

1.9.    Класс прочности укрепленных грунтов надлежит устанавливать в зависимости от полученных при лабораторном подборе составов смесей показателей физико-механических свойств грунтов при укреплении их:

минеральными вяжущими без добавок или в сочетании с добавками других веществ согласно данным табл. 1;

битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом, а также битумными эмульсиями совместно с карбамидными смолами согласно данным табл. 2.

Показатели физико-механических свойств укрепленных грунтов, полученные при лабораторном подборе составов смесей грунтов с битумными эмульсиями с добавками извести, с жидкими битумами н каменноугольными дегтямп с добавками активных и поверхностно-активных веществ или без добавок, должны удовлетворять данным табл. 3.

Примечание При подборе составов смесей грунтов с вяжущими материалами для устройства в V дорожно-климатической зоне оснований и покрытии дорог 4-й и 5-й категорий и аэродромов класса Д и Е, а также аэродромов сельскохозяйственной авиации допускается уменьшать на 25% значения показателей прочности укрепленного грунта, указанных в табл. 1, 2 и 3.

Таблица f

Физико механические

Показатели по классам прочности

свойства

I

II

ш

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2 . . .

60—40

40—20

20-10

Предел прочности на растяжение при изгибе водоиасыщенных образцов, кгс/см2, не менее .

10

6

2

Коэффициент морозостойкости (отношение предела прочности при сжатии после замораживания-оттаивания к пределу прочности при сжатии водонасыщенных образцов), не менее . , .

0,75

0,7

0,65

5

Страница 7

Продолжение табл. 1

Физико-механические

Показатели по классам прочности

свойства

I

II

ш

Влажность образна после испытания на замораживание-оттаивание,

% массы, не более . .

2 сверх оптимальной влажности при уплотнении

4 сверх оптимальной влажности при уплотнении

4 сверх оптимальной влажности при уплотнении

Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут, при укреплении грунтов золой-уноса, золой-уноса с добавками цемента или извести, известково-зольным или известково-шлаковым цементом или известью для образцов, твердеющих 90 суток.

Таблица 2

Физике-механические

Показатели по классам прочности

свойства

1

П

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20°С, кге/ /см2........

40—25

25-15

Предел прочности при сжатии при 50°С, кгс/см2, не менее ......

20

12

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее .......

10

6

Коэффициент морозостойкости, не менее . .

0,85

0.8

Водонасыщен не, % объема, не более . . .

3

5

Примечание. Показатели физико-механических свойств да ны для образцов, твердевших 28 сут.

Страница 8

Таблица 3

Показатели

Фнзнко механические свойства

грунтов, укрепленных битумными эмульсиями с добавкой извести

грунтов, укрепленных жидкими битумами, каменноугольными дегтями с добавкой активных и поверхностно активных веществ или без добавки их

верхний слой основания или покрытия

верхний слой основания или покрытия

нижний слой основания

Предел прочности при сжатии нсводонасыщен-ных образцов при 20°С, кгс/см2, не менее . . .

15

12

Не опреде-

То же, при 50°С, кге/ /см2, не менее ....

9

7

лястся То же

Предел прочности при сжатии водоиасьиценных образцов при 20°С, кге/ /см2, не менее . . .

7

6

4

Набухание, % обьема, не более ......

4

5

Не опреде-

Капиллярное водонасьг-щение, % объема, не более .........

Не определяет-

5

ляется То же

Коэффициент морозостойкости, не менее . .

ся

0,7

0,6

»

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевшлх 28 сут

1.10.    При проектировании конструкций дорожных одежд и аэродромных покрытии с применением укрепленных грунтов для различных категорий дорог и классов аэродромов надлежит руководствоваться схемами, указанными в табл. 4.

1.11.    В случае, если в конструкции дорожной одежды, устраиваемой из укрепленных грунтов, предусмотрен морозозащитный слой из дренирующих материалов, приготовление смеси грунта с вяжущими материалами должно производиться в смесительных установках.

В районах, не обеспеченных требуемыми дренирующими материалами для устройства морозозащитного слоя, его разрешается устраивать из цементогрунта. При этом толщина морозозащитного слоя из цементогрунта должна быть уменьшена по сравнению с расчетной толщиной морозозащнтного слоя из дренирующих материалов на 15—20% при толщине расчетного слоя до 30 см и на 20—30% при толщине расчетного слоя более 30 см, а показатели физико-механических свойств грунта должны соответствовать II или III классу прочности в соответствии с данными табл. 1.

7

Страница 9

со

Таблица 4

ns

Схемы конструкция

Дорожно-климатические

зоны

X

zi

X

дородных одежд и аэродромных покрытии с примененном грунтов, укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ

Категории дорог

Классы аэродромов

с-

?

S5

Толщина слоя, см

2

3

4

5

А

ь

В

г

д

Е

S?f

ЯДв

1

Покрытие из монолитного НЛП сборного цементобетона

20 и более

11.111.

11.111.

И. Ill,

II. ш,

IV. V

11,111. IV. V

II. 111,

11.111, IV. V

Основание нз укрепленных грунтов

12-20

IV. V

IV. V

IV

IV. V

2

Покрытие из монолитного пссча-кого цементобетона

18-24

IV. V

И. III.

IV. V

IV. V

111. IV. V

II. III. IV. V

Основание из укрепленных грунтов

10-20

Страница 10

3

Покрытие нз двух-слойного горячего или теплого асфальтобетона

9—12

II. 111. IV

II. III

Основание из грунта, укреплен-кого битумной эмульсией совместно с цементом I класса прочности или битумной эмульсией совместно с карбамидной смолой

12—18

Основание из цс-ментогрунта I класса прочноегн

15—20

4

Покрытие из двухслойного горячего или теплого асфальтобетона

9—12

т,

IV. V

о

III. IV. V

III.

IV.    V

II. III. IV

III. IV. V

II,'III, IV. V

II. III. IV. V

Страница 11

Продолжение табл. 4

сс

1

К

Схемы конструкций дорожных одежд и а»родромпых покрытий с применением грунтов, укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ

Толщина слоя, см

Дорожко-климатические зоны

Категории дорог

Классы аэродромов

1

2

3

4

5

А

Б

В

г

д

Е

1з1

• Да

Основание кз це-ментогрунта I класса прочности или грунта, укреплен-ного битумной эмульсией совместно с цементом, либо грунта, укрепленного золой-уно-са или золой-уно-са в сочетании с известью или цементом

15-20

III. IV. V

Ш, IV. V

II. III.

IV. V

II. III. IV. V

Нижний слой основания из иемен-то грунта И класса прочности или грунта, крепленного золой-уноса либо золой-уноса в сочетании с цементом или известью

12-20

Страница 12

5

Покрытие из горячих или теплых битумоминеральных смесей

8—12

Основание из ие-ментогрунта I или II класса прочности или грунта, укрепленного золой уноса либо золой-уноса в сочетании с цементом или известью, либо грунта, укрепленного битумной эмульсией совместно с цементом I. II класса прочности или битумной эмульсией с добавкой извести

12-20

—    -    IV,    V

III. IV. V

II. III. — IV

Страница 13

конструкций

Продолжение табл. 4

Схемы конструкций дорожи ых олежд и аэродромных по* крыткй с применением груитоа. укрепленных вяжущими материалами и до-Сааками других веществ

Толщина слоя, см

Категории дорог

1

2

3

4

3

Дорож..о-клныатнческме юны

Классы аэродромов

Б

Нижний слой основания из цемен-тогрунта И, 111 класса прочности или битумогрунта. либо дегтегрунта с добавкой чли без добавки извести или грунта, укрепленного известью либо известково-шлаковый цементом

12—20

III.

IV, V

II. III. IV

IV. V

III.

IV.    V

И. III. IV

Двойная поверхностная обработка

2-3

авиации

Страница 14

II. III. IV

II. III

IV

Покрытие из грунта, укрепленного битумной эмульсией совместное исмснтом или битумной эмульсией с карбамидной смолой

8-16

Основание из аемситогрунта I, И класса прочности или грунта, укрепленного золой-уно-са либо золой-уно-са в сочетании с цементом или известью, или грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цементом II класса прочности

12—20

7

Покрытие из теплого или холодного асфальтобетона

3-6

II. III

IV. V

1

IV. V

III. IV. V

III. IV, V

II. Ill IV. V

II. Ill IV, V

Страница 15

Продолжение табл. 4

Схемы конструкций

Дорожко-климатические

зоны

5

Л

дорожных одежд и ауродромных по-

Категории дорог

Классы аэродромов

£

о

Г

О

ы

*

крыгий с применением труп юн. укрепленных вяжущими материалами и добавками других веществ

Толщин* слоя, см

-

2

3

4

б

А

Ь

В

Г

д

Е

а в>

0 О X

1-1

id

• к •

Основание из грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цементом I. II класса прочности, цементогруита с добавками органических веществ, грунта, укрепленного золой-уноса или золой-уноса в сочетании с известью или цементом

12-25

И. III. IV. V

III. IV. V

II. III. IV. V

II. III IV. V

8

Покрытие из битумом инеральных смесей горячих, теплых, холодных

3-8

II. III. IV. V

II. III

11.111. IV. V

н.ш.

IV. V

Страница 16

Основание из ue-ментогрунта, грунта. укрепленного битумной эмульсией. бнтумогрун-та. дегтегрунта, грунта, укреплен, ного золой-уноса. эолон-уноса в сочетании с известью или цементом, грунта, укрепленного битумными вяжущими совместно с цемен гом 11 класса прочности

12-22

Двойная поверх-ностная обработка

2-3

Покрытие нэ грунтов, укрепленных всеми видами вяжущих

12—20

Основание — грунт земляного полотна с коэффициентом уплотнения не менее 1 на глубину 30—40 см

Страница 17

Продолжение табл. 4

е

!

о

*

2

Схемы конструкций дорожных одежд Я аэродромных покрытий с примеиек*. ем грунтов, укреп лепных вяжущими материалами и добавками других веществ

Толщина слоя, см

Дорожно-климатические зоны

Категории дорос

Классы аэродромов

1

2

3

4

б

А

Б

В

Г

Д

Е

III

10

Покрытие из грунтов, укреплен-ных битумными вяжущими совместно с цементом 1 и 11 классов прочности

Основание — грунт земляиого полотна с коэффициентом уплотнения не менее 1 на глубину 30—40 см

to

) 1 оо

П. III. IV. V

Ш. IV. V

II. II! IV. V

Примечания: 1. Для устройства оснований под цементнобетонные покрытия применяют грунты, укрепленные минеральными вяжущими I и И классов прочности. При этом битумогруиты и дегтегруиты применяют для устройства оснований только с добавкой извести или других веществ с учетом требовании, изложенных в табл. 5. Грунты, укрепленные известью, применяют в слое основания только в IV—V дорожпо-климатнчесчлх зонах.

2.    Конструкцию .V» 6 применяют на дорогах IN категории с интенсивностью движения не более 1500 автомашин в сутки и на дорогах IV категории с интенсивностью движения более ООО автомашин в сутки.

3.    Битумогруиты или дегтегруиты применяют как основание только при устройстве покрытий из холодных битумоминеральных смесей.

4.    Минимальные значения толщины слоя в конструктивных слоях принимаются в условиях IV и V дорожноклиматической зон.

Страница 18

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИТребования к грунтам и вяжущим материалам и составу их смесей

2.1.    Для устройства дорожных и аэродромных оснований и покрытий из укрепленных грунтов разрешается применять все виды и разновидности крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов в соответствии с классификацией, установленной Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.

Кроме того, разрешается применять гравийно-песчаные, щебеночно-песчаные смеси, удовлетворяющие требованиям СНиП па материалы и изделия для автомобильных дорог, а также отходы от камнедроблсння, удовлетворяющие но гранулометрическому составу требованиям Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.

При определении пригодности i рунтов для укрепления вяжущими материалами должны учитываться следующие дополнительные требования:

крупнообломочные грунты, применяемые как в естественном-виде, так и в смесях подобранного состава, не должны содержать частиц размером крупнее 40 мм;

при отсутствии в крупнообломочных грунтах частиц размером крупнее 25 мм суммарное количество частиц размером от 2 до 25 мм не должно быть более 70% массы грунта. Для частиц размером менее 0,5 мм, входящих в состав крупнообломочных грунтов, число пластичности (Wa) должно быть не более 12;

жирные глины с числом пластичности более 27 не пригодны для укрепления любыми вяжущими материалами;

не допускается применение для устройства оснований и покрытий в III—V дорожно-климатических зонах грунтов, содержащих более 4% и во II — более 2% гумусовых веществ.

Малопрочные щебеночные и гравийные материалы, имеющие показатели но дробимости и износу больше максимально допустимых для 4-го класса прочности (но не более чем на 20%), допускается укреплять вяжущими и применять для устройства нижних слоев оснований на дорогах 4—5-й категорий в III—V дорожно-климатических зонах, при этом указанные грунты не должны содержать частиц крупнее 15 мм.

2.2.    При подборе состава искусственных смесей крупнообломочных грунтов следует руководствоваться кривыми оптимального гранулометрического состава, приведенными на рис. I.

Допускается применять смеси, близкие к оптимальному гранулометрическому составу, в случае, когда отклонение в процентном содержании отдельных фракций составляет не более 10, за исключением максимальных и минимальных значений. Допускается также укреплять вяжущими материалами крупнообломочные грунты прерывистого гранулометрического состава, если наибольшие и наименьшие размеры частиц не выходят за пределы кривых оптимального гранулометрического состава.

При подборе состава смесей из крупнообломочных грунтов должна быть обеспечена минимальная пористость грунта.

2—114

17

Страница 19

Крупнообломочные грунты неопгимального состава и одноразмерные пески допускается укреп пять вяжущими только с добавками других веществ (при надлежащем технико-экономическом обосновании).

Размеры частиц, мм

РИС. 1. КРИВЫЕ ОПТИМАЛЬНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА КРУПНООБЛОМОЧНЫХ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

л —границы смесей с максимальным содержанием частиц / “5 мм; 2 —то же, 15 мм; б —то же; 3—20 мм; 4 - то же, 40 мм

2.3. Крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня или гравия, отвечающие требованиям I и II класса прочности щебня и гравия и соответствующим им маркам по дробимости и износу, должны применяться для устройства верхнего и нижнего слоя основания на автомобильных дорогах 1—4-й категорий и аэродромах всех классов во II—V дорожно климатических зонах

Крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня или гравия, отвечающие III и IV классу прочности щебня и гравия,

Страница 20

должны применяться для устройства нижнего слоя оснований на дорогах I—2-й категории и аэродромах класса Б, В и Г в III—V дорожно-климатических зонах, а также для устройства верхнего и нижнего слоя оснований на дорогах 3—4-й категории и аэродромах класса Д и Е во II—V дорожно-климатических зонах.

Для устройства покрытий облегченного типа на дорогах 4—5-й категории и аэродромах класса Е и сечьскохозяйсгвенной авиации во II—V дорожно-климатических зонах надлежит применять крупнообломочные грунты, содержащие фракции щебня пли гравия I—IV класса прочности.

2.4.    Пригодность грунтов, перечисленных в п 2.1 настоящей Инструкции, для укрепления их вяжущими материалами должна устанавливаться на основании лабораторных испытаний подобранных составов смесей грунта и вяжущих материалов (приложение 3 и 4) на соответствие показателей их физико-механических свойств требуемым данным.

Для подбора составов смесей и проведения лабораторных испытаний укрепленных грунтов при изысканиях для строительства автомобильных дорог или аэродромов должны быть отобраны средние пробы массой 40—50 кг для каждой разновидности глинистых и песчаных грунтов и 60—80 кг для крупнообломочных грунтов.

При определении пригодности грунтов для укрепления вяжущими материалами в зависимости от условий работы укрепленного грунта в дорожной одежде или аэродромном покрытии, а также вида применяемого вяжущего материала надлежит учитывать дополнительные требования и ограничения} указанные в пп 2 6—2.32, 2.40—2.72 и 2 78—2.83 настоящей Инструкции

2.5.    Вяжущие материалы и добавки различных веществ при комплексном методе укрепления грантов должны приниматься в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

п/п

Грунты

Вяжущие материалы и добавки

Дорожно-клпма гичоекке зоны

1

Крупнообломочные несцементированные, близкие к оптимальному составу, пески гравелистые, крупные и средние разнозернистые

Портландцемент; битумные эмульсии совместно с цементом или с добавкой извести; золы-уноса либо золы-уноса в сочетании с цементом или известью или с добавкой электролитов; жидкие битумы с добавкой активных веществ, каменноугольные дегти с добавкой извести

II, III, IV, V

Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом, жидкие битумы и каменноугольные дегти

IV, V

19