Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

74 страницы

Купить ВИ 103-57/Главдорстрой СССР — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Инструкции изложены методы расчета и указания по конструированию одежд нежесткого типа

  Скачать PDF

Заменяет /g/pkey-4294839950 1954 год

Оглавление

Введение

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Определение требуемой прочности одежды

Раздел III. Конструирование дорожной одежды

Раздел IV. Определение расчетных величин модулей деформации грунтов и материалов

Раздел V. Расчет прочности одежды

Раздел VI. Особенности конструирования дорожной одежды при реконструкции дорог

Приложение 1. Рекомендуемые расчетные значения модулей деформации материалов в конструкциях дорожных одежд

Приложение 2. Методы экспериментального определения модулей деформации грунтов и материалов конструктивных слоев дорожной одежды

Приложение 3. Графики для определения толщины слоев дорожной одежды

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВДОРСТРОИ

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

ВИ 103—57 Главдорстрой СССР

ЛВТОТРАНСИЗДАТ Москва 1957

ГЛАВДОРСТРОЙ


УТВЕРЖДЕНА Главдорстроем СССР 15 апреля 1957 г.

ОДОБРЕНА Техническим Сонетом Главдорстроя СССР 14—16 марта 1957 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

ВИ 103-57

Главдорстрой СССР

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО АВТОТРАНСПОРТНОЙ литературы Москва 1957

§ 6. При определении требуемой прочности (требуемого модуля деформации) нежестких одежд по формуле (1) величины допускаемых относительных деформаций X следует принимать в зависимости от типа покрытий по табл. 1.

Таблица 1

Категория

дороги

Тип покрытий

Наименование покрытий

Принимаемая в расчете допускаемая относительная деформация1

Усовершенствованные

Асфальтобетонные ....

0.035

капитальные . ...

Черные щебеночные и черные

III-1V

Усовершенствованные

гравийные2 ........

0,040

облегченные . . .

Щебеночные, а также мосто-

1V-V

Переходные . . .

вые из булыжного и колотого

камня .........

0,050

Грунтовые, обработанные це-

ментом........

0,040

Гравийные, а также из грун-

та, обработанного жидким 6н-

тумом или дегтем ....

0,060

‘ Допускаемая относительная деформация X выражается в относительных величинах (отношение вертикального смещения /, см, к диаметру D, см, круга, эквивалентного по площади следу колеса расчетного автомобиля).

2 Покрытия из черных щебеночных смесей, изготавливаемых горячим способом смешением в установке с вязкими битумами, при расчетах приравниваются к асфальтобетонным.

§ 7. Воздействие на одежду автомобилей разных марок с различными нагрузками на колесо и удельными давлениями на покрытие учитывается путем приведения фактического состава и интенсивности движения N к расчетной интенсивности движения, Wp, выраженной в количестве расчетных автомобилей.

В качестве расчетного автомобиля, согласно НиТУ 128—55, принимается автомобиль по схеме Н-13 Норм подвижных вертикальных нагрузок для расчета искусственных сооружений на автомобильных дорогах (Н 106—53). Расчетное удельное давление колеса р этого автомобиля = 5 кг/см2; диаметр круга, равновеликого площади следа колеса. D = 34 см.

В расчете на этот автомобиль определяют приведенную интенсивность движения при назначении требуемой прочности одежды (§ 5) и производят расчет прочности одежды (§ 14). Проектная или фактическая интенсивность движения N, выраженная количеством автомобилей различных марок, приводится к расчетной Ур.т. е. к числу расчетных автомобилей Н-13, с помощью графика рис. 1. Для этого по графику последовательно определяют число расчетных автомобилей Н-13, эквивалентное количеству автомобилей каждой марки в составе перспективного движения, после чего суммируют полученные результаты.

Приведенным на рис. 1 графиком пользуются следующим образом: из точки на горизонтальной оси, соответствующей числу автомобилей той или иной марки в составе фактического или перспективного движения, проводят вертикальную линию до пересечения с наклонной прямой, соответствующей автомобилю данной марки. Из этой точки проводят горизонтальную линию до пересечения с наклонной прямой, соответствующей расчетному автомобилю Н-13. Полученную точку пересечения с вертикальной линией сносят на горизонтальную ось, где читают эквивалентное количество расчетных автомобилей.

8

Характеристика автомобилей разных марок приведена в табл. 2.

Таблиц* 2

Значения расчетных величин для автомобилей разных марок

Марка автомобилей

Размеры шин, дюйм

Общая нагрузка Р на ось, кг

Расчетное удельное давление на одежду р\ кг/см*

Площадь следа колеса, слР

Расчетный диаметр следа колеса D, см

Группа по тоннажу

ГАЗ-51

7.5X20

3750

3.9

480

25

) Легкие (1.5-3,5

ГАЗ 93

7,5X20

3850

3,9

493

25

J т иа колесо)

ЗИС-8

9X20

3970

4.5

445

24

ЗИС-5

9X20

•1660

4,5

533

26

ЗИ 1-585

9 X 20

5450

4.2

674

29

) Средние

ЗИП-150

9Х 20

6020

4.4

683

29,5

[ (2.8-3,5 т

ЗИЛ-154

12X20

6920

6

576

27,1

) на колесо)

Троллейбус

MTS-S2

11 X 20

8700

5,75

756

31

) Тяжелые

МАЗ-205

12X20

8390

6

700

30

[ (4-5 т

ЯАЗ-210

12 X 20

2X8980

6

748

30,9

) на колесо)

Расчетный

автомобиль

Н-13

_

9100

5

_

34

МЛ 3-200

12X20

10100

6

841

32,8

1 Очеиь тяжелые

МАЗ-525

17X32

31000

5

2818

59,9

i (более 5 т иа ' колесо)

•р —расчетное удельное давление на покрытие — взято по нормам внутреннего дав ления в шинах и увеличено на 10% для учета влияния жесткости шин.

§ 8. Коэффициент, учитывающий повторность воздействия и динамичность нагрузки К, принимается равным

К «=0,5 +0,65 lgfNp,    (2)

где т — коэффициент, учитывающий повторяемость нагрузок в зависимости от ширины проезжей части (числа полос движения);

Nр — расчетная приведенная интенсивность движения в обоих направлениях.

Выражение (2) получено экспериментально на основании изучения работы дорог с двухполосной проезжен частью; при этом у = 1. На дорогах с однополосной проезжей частью, когда движение в обоих направлениях сосредоточивается на одной полосе, совпадение проходов колес по одному следу возрастает примерно в 2 раза; поэтому в выражении (2) величину 7 при однополосной проезжей части следует принимать равной 2. При четырехполосной проезжей части f равняется 0,45. Расчётная приведенная интенсивность движения устанавливается с учетом перспективных размеров и состава движения, определяемых на основании данных экономических изысканий на следующие сроки: для покрытий переходного типа — 5 лет, для усовершенствованных облегченных покрытий — 10 лет, для покрытий капитального типа — 15 лет.

В расчет, как правило, вводится среднесуточная интенсивность движения в неблагоприятный в отношении увлажнения земляного полотна (обычно весенний) период года. Однако при ярко выраженной сезонности перевозок рекомендуется производить проверку на перспективную суточную интенсивность движения в период наибольшего движения.

В случае невозможности достоверно установить сезонную интенсивность движения на перспективный период расчет ведется на перспективную суточную интенсивность движения, среднюю за весь год.

Ю

§ 9. Независимо, однако, от результатов расчета по формуле (1) требуемые модули деформации одежды не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. А (при расчетном автомобиле Н-13):

Табл. А

Категория дороги

Тип покрытия

усовершенст

вованный

капитальный

усовершенст

вованный

облегченный

переходный

1

700

650

_

II

ООО

600

III

500

500

IV-V

360

300

Раздел III КОНСТРУИРОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

§ 10. Конструкции дорожной одежды разрабатываются для участков с одинаковыми расчетными значениями модулей деформации земляного полотна, близкими по свойствам грунтами, однородными условиями в отношении обеспеченности дорожно-строительными материалами.

Для каждого такого участка сначала намечают схему конструкции одежды с покрытием заданного типа >. На схеме показывают расположение конструктивных слоев из разных материалов и предварительно намечают толщину отдельных слоев. В дальнейшем толщину каждого слоя уточняют при расчете прочности одежды.

При выборе конструкции одежды необходимо правильно учитывать весь комплекс местных условий и требовании, предъявляемых к одежде в отношении ее прочности, долговечности, возможности последующего усиления и совершенствования, технологичности конструкции и т. д. Для сооружения одежды должны быть наиболее целесообразно использованы имеющиеся местные материалы, с тем чтобы наряду с обеспечением требуемой прочности и долговечности была достигнута наименьшая стоимость одежды и минимальные затраты труда и энергии на ее строительство и последующее содержание.

Невозможно дать исчерпывающие рекомендации по выбору конструкции одежды, которые предусматривали бы все многообразие встречающихся в практике условий. Ниже в § 11 приводятся лишь основные положения, которыми следует руководствоваться при конструировании нежесткой дорожной одежды.

§ И. Количество слоев и вид материалов для каждого из них при разработке конструкции одежды назначают с таким расчетом, чтобы в результате была получена надежная в эксплуатации и наиболее экономичная в данных условиях конструкция. В связи с этим должны быть учтены следующие основные требования:

А. Верхние слои оснований под усовершенствованные покрытия, воспринимающие значительные давления от временных нагрузок, следует сооружать из достаточно прочных материалов, обладающих сравнительно высоким модулем деформации как в сухом, так и во влажном состоянии.

Как показал учет опыта службы дорог, построенных за последние годы, для обеспечения надлежащего формирования асфальтобетонных покрытий в процессе постройки и последующей нормальной работы их 1

в эксплуатации модули деформации материала верхнего слоя оснований должны быть не ниже:

при однослойных асфальтобетонных покрытиях 1000 кг!см1 » двухслойных    >    >    800    >

Кроме того, должно быть обеспечено хорошее сцепление покрытия с основанием.

В связи с изложенным верхний слой основании под асфальтобетонные покрытия следует устраивать из: заклиненного щебня, обработанного или не обработанного вяжущими материалами; подобранных гравийных смесей (как правило, с добавкой дробленого материала), не обработанных, либо обработанных органическими вяжущими или цементом; каменных мостовых (если по местным условиям это оказывается целесообразным), а в III—IV климатических зонах — также из обработанного цементом грунта.

Верхние слои оснований под усовершенствованные облегченные покрытия следует устраивать из материалов с модулем деформации не ниже 700 кг1см2.

Б. Для сооружения нижних слоев оснований, а также одежд на дорогах IV—V категорий могут широко применяться разнообразные естественные и местные материалы и отходы промышленности, в том числе и пониженной прочности, а также стабилизированные грунты.

Желательно, чтобы отношение модулей деформации рядом расположенных конструктивных слоев не превышало 2.5—3.

Нецелесообразно укладывать в дорожную одежду материалы с расчетным модулем деформации менее 1,5 Е<*„, где Еосн — эквивалентный модуль деформации нижележащих слоев либо подстилающего грунта. Такие конструкции, как правило, неэкономичны.

В. Для получения наиболее экономичной конструкции дорогие, требующие значительных затрат на добычу, переработку либо приготовление, и особенно дальнепривозные материалы следует использовать в минимально необходимом количестве, укладывая их слоями возможно меньшей толщины. Требуемая прочность одежды должна достигаться за счет увеличения толщины нижних подстилающих слоев, сооружаемых из местных материалов, либо стабилизированных грунтов.

Однако толщина отдельных слоев должна быть достаточной для того, чтобы обеспечивалось надлежащее формирование слоя и надежная его работа в эксплуатации. В табл. 3 приводятся минимальные конструктивные толщины слоев из разных материалов.

Таблица 3

Материалы

.Минимальна! толщина слов, см 2 3

Не следует без особой необходимости увеличивать число конструктивных слоев. Нужно иметь в виду, что дополнительные затраты, вызванные усложнением технологического процесса и увеличением числа операций в потоке при сооружении дорожной одежды, могут в ряде случаев превысить экономию на стоимости материалов от введения в конструкцию дополнительного слоя. Из этих же соображений нужно стремиться конструировать одежды по возможности из материалов, не требующих большого числа операций для их укладки и формирования и позволяющих возможно более полно механизировать и индустриализировать строительные процессы.

Г. При конструировании усовершенствованных покрытии следует предусматривать мероприятия по укреплению краев проезжей части (уши-рение основания, укрепление обочин, устройство бордюров и пр.).

Д. При конструировании одежд, подлежащих в дальнейшем усилению и совершенствованию в связи с предполагаемым ростом движения, рекомендуется обеспечивать требуемую на первой стадии прочность одежды за счет увеличения толщины нижних слоев, ограничиваясь устройством тонкослойных покрытий. Это даст возможность усилить одежду в дальнейшем без перестройки и с минимальной потерей ценности последней.

Е. В случае укладки крупнопористых материалов (щебень, камень и др.) непосредственно на глинистый, суглинистый или пылеватый грунт земляного полотна должна предусматриваться изолирующая прослойка, исключающая проникание грунта при его увлажнении в слой материала. Прослойки могут устраиваться из песка, мелкого шлака, высевок, стабилизированного грунта и других материалов, не переходящих в пластичное состояние при увлажнении. Толщина прослоек назначается по конструктивным соображениям, но не менее размера наиболее крупных частиц изолируемого материала.

Ж- Для отвода воды, поступающей в дорожную одежду с поверхности, а также перераспределяющейся при промерзании и накапливающейся в результате передвижения влаги в жидком, а также в парообразном состояниях, следует вводить в конструкцию одежды подстилающие слои из хорошо фильтрующих материалов. Подстилающие слои из фильтрующих материалов должны, как правило, устраиваться во II—III климатических зонах при грунтах В и Г (табл. 7) на дорогах I—III категорий. В других климатических зонах и на дорогах низших категорий подстилающие слон из дренирующих материалов следует назначать лишь в неблагоприятных условиях увлажнения дорожной одежды и земляного полотна с учетом опыта службы в аналогичных условиях одежд на существующих дорогах.

Из дренирующего слоя должен быть обеспечен надежный отвод воды путем устройства сплошного дренирующего слоя под обочинами, укладки труб или устройства дренажных воронок.

Подстилающий слой из фильтрующих материалов учитывается при расчете прочности одежды.

Раздел IV

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН МОДУЛЕЙ ДЕФОРМАЦИИ ГРУНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

§ 12. Правильное назначение расчетных модулей деформации материалов конструктивных слоев одежды и грунта земляного полотна имеет решающее значение при проектировании и оценке прочности дорожных одежд.

3-968    13

Настоящая Инструкция является третьим, переработанным и дополненным изданием «Инструкции по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа», выпущенной в свет в 1949 и 1954 гг.

В Инструкции изложены методы расчета и указания по конструированию одежд нежесткого типа.

При переработке Инструкции учтен накопившийся опыт применения разработанного в СССР метода расчета толщины дорожных одеокд нежесткого типа, а также уточнены отдельные расчетные показатели и характеристики грунтов и материалов.

Настоящая Инструкция разработана в Союздор-нии (авторы ст. научные сотрудники Н. А. Пузанов, А. М. Кривисский и А. Я. Тулаев) под общей редакцией проф. И. Н. Иванова.

С изданием настоящей Инструкции отменяется <гИнструкция по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа» (Автотрансиздат, 1954).

1.5

3—4.5

5

6 4

12

13-15

8

10

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение......... ......    .3

Раздел I. Об *ие положения..... 6

Раздел II. Определение требуемой прочности    одежды    7

Раздел III. Конструирование дорожной    одежды......II

Раздел IV. Определение расчетных величин модулей деформации грунтов и материалов..............13

Раздел V. Расчет прочности одежды.........18

Приложение 1 Рекомендуемые расчетные значения модулей деформации материалов в конструкциях дорожных одежд 25 Приложение 2. Методы экспериментального определения модулей деформации грунтов и материалов конструктивных

слоев дорожной одежды.........29

Приложение 3. Г рафики для определения толщины слоев дорожной

одежды    ......    37


Раздел VI. Особенности конструирования дорожной одежды при реконструкции дорог    ........19

Главдорстрой СССР Инструкция ао назначению конструкций дорожных одежд нежесткого ту

/ ВИ 103-57    \

( ГДСТР-СССР )

Ответственный за выпуск А. П. Алексеев Техн. редактор Н. В. Малькоьа    Корректор    В. В. Ником

Сдано в набор 4/VI 1957 г.    Подписано    в    печать 19/Х 1957 и

Бумага 70X108716 Физич. п. л. 4,75 О вкл.— 0,25 п. л.) Условн. п. л. 6,51

Учетно-изд. л. 5,78 Л-111348    Тираж 4500 экз.    Цена    2    р.    90    к.    Заказ    968

Автотрансиздат — Москва, В-35, Софийская наб.. 34 1-я тип. Автотрансиздата — Москва. В-35, Софийская наб., 34

Главное Управление по строительству автомобильных дорог при Совете Министров СССР

Ведомственные строительные нормы, правила и инструкции

ИНСТРУКЦИЯ по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа

ВИ 103—57

ГДСТР СССР Взамен Инструкции по назначению конструкций дорожных одежд нежесткого типа изд. 1954 г.


ВВЕДЕНИЕ

Создание прочной и в то же время экономичной конструкции дорожной одежды возможно лишь в том случае, если будут правильно учтены все влияющие на работу дорожной одежды факторы, как природные, так и эксплуатационные, т. е. состав, интенсивность и режим движения, а также предъявляемые к одежде требования в смысле ровности, долговечности и др.

В настоящей Инструкции, разработанной на основе.результатов проводившихся в СССР в течение ряда лет исследований, а также обобщения опыта эксплуатации дорог, излагаются основные методы учета при проектировании главнейших факторов, влияющих на работу нежесткой дорожной одежды.

Излагаемый в настоящей Инструкции метод расчета толщины нежестких дорожных одежд основан на закономерностях работы под нагрузкой грунтов и материалов, находящихся в упругопластичном состоянии. Нельзя поэтому обосновывать расчетом конструкции, не отвечающие этому состоянию, например: уложенные на заниженное земляное полотно, устроенное из неблагоприятных грунтов, в условиях избыточного увлажнения и опасного зимнего вспучивания; одежды, в состав которых входят материалы, переходящие в пластичное состояние при увлажнении, и др.

В связи с изложенным в настоящей Инструкции наряду с ограничением условий возможного применения расчета прочности одежды значительно расширены разделы, посвященные назначению рациональной конструкции дороги в целом, включая рекомендации по обеспечению устойчивости земляного полотна, водоотводу, дренажным устройствам и др.

Утверждена Г*а*дор-с* роем СССР 15 апреля 1957 г.


Внесена Союздорнии Гласдорстроя СССР

Срок $бсдения 1 июля 1957 г.


Весьма важным вопросом при конструировании и расчете прочности одежд является правильное назначение расчетных характеристик — модулей деформации грунта земляного полотна и конструктивных слоев дорожной одежды.

От того, насколько правильно назначены расчетные модули деформации, непосредственно зависит прочность, долговечность и экономичность создаваемой конструкции. При этом следует иметь в виду, что расчетные значения модулей определяются не только составом и свойствами грунта и материалов, но в подавляющем большинстве случаев зависят от условий увлажнения и дренирования, режима промерзания и оттаивания отдельных конструктивных элементов дороги. Поэтому при назначении расчетных модулей деформации наряду с природными условиями, составом и свойствами грунтов и материалов необходимо учитывать также их расположение и условия работы в дорожной конструкции.

Приводимые в таблицах значения модулей деформации не могут, конечно, учесть все многообразие условий на огромной территории Советского Союза. Поэтому наряду с табличными значениями модулей деформации грунтов и материалов в приложении к Инструкции приводятся основные методы определения расчетных величин модулей деформации грунтов и материалов.

В дальнейшем одной из первоочередных задач является накопление данных для уточнения расчетных значений модулей деформации.

Для определения требуемой прочности (требуемого модуля деформации) дорожной одежды важно правильно учесть интенсивность и состав перспективного движения на сооружаемой или реконструируемой дороге. Практика дорожного строительства последних лет между тем показывает, что движение на дорогах, особенно с капитальными и усовершенствованными покрытиями, уже спустя несколько лет после постройки в ряде случаев значительно превышает запланированное на перспективный период. В результате прочность запроектированных конструкций оказывается недостаточной.

В связи с этим, а также для обеспечения пропуска по дорогам отдельных нагрузок, превышающих расчетные, в Инструкцию введены минимальные значения требуемых модулей деформации одежды на дорогах разных категорий.

Учет опыта эксплуатации построенных и реконструированных в последние годы дорог, а также испытания прочности одежд на дорогах с помощью передвижных прессов показали, что фактическая прочность одежд в весенний период, даже на участках с одинаковыми конструкциями, материалами и однородными, если судить по проектным данным, природными условиями, не всегда одинакова. Поэтому в Инструкции в формуле для определения требуемого модуля деформации одежды введен коэффициент запаса на неоднородность условий работы одежды, больший единицы.

В Инструкции не рассматривается вопрос о выборе типа покрытия. Тип покрытия назначается с учетом категории дороги и требуемых эксплуатационных качеств и обосновывается технико-экономическими расчетами.

При расчете прочности нежестких одежд по предлагаемой методике учитываются только вертикальные нагрузки от колес транспортных средств, воспринимаемые всей дорожной конструкцией в целом. В расчете не учитываются горизонтальные силы, под действием которых может быть нарушена устойчивость покрытий, а также не рассматривается возможность образования при высоких температурах местных деформаций на покрытиях, устроенных с применением органических вяжущих материалов. Для предупреждения указанных деформаций должен быть 4

соответствующим образом подобран состав материалов покрытий и обеспечено надежное сцепление покрытия с основанием.

Наряду с использованием настоящей Инструкции в качестве руководства для проектирования нежестких одежд при строительстве и реконструкции дорог, излагаемая в Инструкции методика расчета прочности нежестких одежд может быть с успехом использована также и для решения целого ряда вопросов, возникающих в процессе эксплуатации дорог. Так, например, с помощью расчета прочности могут быть выявлены слабые участки на эксплуатируемых дорогах и обоснованы мероприятия по их усилению, установлен размер и состав движения, которое можно пропустить по отдельным участкам эксплуатируемых дорог в неблагоприятный период года, и обоснованы мероприятия, связанные с ограничением движения, и др.

В заключение необходимо указать, что настоящая Инструкция содержит лишь главные положения и основные расчетные зависимости, указывающие пути создания рациональных конструкций нежестких одежд на автомобильных дорогах. Для полноценного решения задачи должны быть подробно изучены и учтены все особенности местных условий, а также обобщен опыт работы дорог различных конструкций в районе проектирования и на основе этого обоснованы назначаемые конструкции, а также основные расчетные характеристики грунта земляного полотна и конструктивных слоев одежды.

В процессе дальнейших исследований должны получить более глубокое обоснование отдельные зависимости, учитываемые пока в расчетах, путем введения эмпирических коэффициентов, полученных на основании обобщения экспериментальных данных и производственного опыта (значения коэффициента повторности, относительных расчетных прогибов и др.). Должны также систематически уточняться и детализироваться значения расчетных модулей деформации грунта земляного полотна и материалов конструктивных слоев одежды.

Результаты исследований и наблюдений, способствующие дальнейшему улучшению методики расчета и позволяющие уточнить расчетные характеристики грунтов и материалов, следует направлять в адрес Союздорнни: Москва, В-35, Софийская набережная, 34.

2-968

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Нежесткой дорожной одеждой называется сооружаемая на проезжей части дороги многослойная конструкция, отдельные слои которой обладают сравнительно малым сопротивлением изгибу.

§ 2. В нежесткой дорожной одежде различают следующие конструктивные слои:

Покрытие — верхний слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий усилия от ходовых частей транспортных средств и подвергающийся воздействию атмосферных факторов.

Тип и состояние покрытия определяют главнейшие транспортноэксплуатационные качества дороги: безопасность и возможную скорость движения, расход топлива и межремонтный пробег автомобилей, долговечность и санитарно-гигиенические характеристики дорожной одежды и пр. Покрытия поэтому устраиваются обычно из более прочных материалов, чаще всего с применением органических вяжущих.

Покрытие может состоять из: слоя износа — эпизодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и основного слоя, который укладывается на основание в один или несколько приемов в зависимости от принятой технологии строительства.

Основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу усилий на подстилающий грунт. Основание устраивают обычно с максимальным использованием местных материалов; оно также может состоять из нескольких слоев. В состав основания входят, в тех случаях, когда это оказывается необходимым, дополнительные подстилающие несущие слон, которые выполняют также функции дренирующих, морозозащитных, выравнивающих, противозанли-вающих и других слоев основания.

Дорожную одежду укладывают на хорошо уплотненное з е м л я-ное полотно, сконструированное таким образом, чтобы исключалась возможность избыточного увлажнения подстилающего одежду грунта.

В отдельных случаях в дорожной одежде может и не быть четко выраженного деления на покрытие и основание, и вся одежда может состоять из одного слоя, например простейшие конструкции из гравийных, щебеночных и других материалов.

§ 3. Конструирование дорожной одежды заключается в выборе материалов для отдельных конструктивных слоев, назначении числа слоев и их размещении в конструкции, определении толщины каждого слоя, а также назначении необходимых изолирующих и дренажных устройств в соответствии с местными климатическими, грунтовыми и гидрологическими условиями.

Правильно сконструированная дорожная одежда должна обладать требуемой прочностью и работоспособностью и в то же время являться наиболее экономичной в данных условиях.

6

При выборе конструкции дорожной одежды необходимо учитывать техническую категорию дороги, состав и интенсивность перспективного движения, климатические и гидрологические условия, свойства грунтов, обеспеченность района дорожно-строительными материалами, а также характер работ (новое строительство, реконструкция) и возможную технологию их производства.

Запроектированная конструкция должна обеспечивать возможность в максимальной степени механизировать работы по сооружению дорожной одежды и выполнения их поточным методом.

Разработку конструкции одежды, особенно в сложных грунтовогидрологических условиях, следует вести совместно с назначением конструкции земляного полотна, поскольку эти два элемента дороги являются единым связанным комплексом.

При выборе конструкции одежды должен быть подробно учтен и использован опыт работы одежд на существующих дорогах в районе проектирования.

§ 4. Последовательность решения отдельных вопросов при разработке конструкции дорожной одежды обычно такова:

1)    определяется требуемая прочность (модуль деформации) одежды;

2)    проектируется конструкция дорожной одежды на каждом участке и устанавливаются расчетные значения модулей деформации грунта и конструктивных слоев;

3)    производится расчет прочности запроектированных конструкций и уточняется толщина отдельных слоев.

Раздел II

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ПРОЧНОСТИ ОДЕЖДЫ

§ 5. Требуемый модуль деформации одежды устанавливается, исходя из условия, чтобы накапливающаяся под действием повторных нагрузок деформация одежды не достигала критической величины, при которой происходит разрушение покрытия либо образуются недопустимые по условиям движения по дороге неровности.

Требуемый модуль деформации одежды назначается с учетом категории дороги, состава и интенсивности перспективного движения, а также типа покрытия и рассчитывается по формуле:

-f^-    (1)

где £тр — требуемый эквивалентный модуль деформации одежды, кг/см2: р — удельное давление на одежду от колеса расчетного автомобиля, кг/см2;

X — допускаемая относительная деформация покрытия (§ 6. табл. 1);

7

К — коэффициент, учитывающий повторность воздействия и динамичность нагрузок от движения, определяемый в соответствии с указаниями § 8; и — коэффициент запаса на неоднородность условий работы одежды, принимаемый: для одежд с капитальными покрытиями Р = 1,2; для одежд с усовершенствованными облегченными | покрытиями fi = 1,10. Для одежд с покрытиями переходного I типа, допускающих несложное усиление и исправление ремонтом, коэффициент запаса на неоднородность условий работы одежды не вводится (ц = 1).

2*

1

Тип покрытия назначается в зависимости от категории дороги и требуемых эксплуатационных качеств и обосновывается технико-экономическими расчетами.

И

2

Холодный мелкозернистый асфальтобетон (дегтебетон).....

Асфальтобетон (дегтебетон), укладываемый в горячем состоянии (в зависимости от крупности скелета) ............

Щебеночные и гравийные материалы, обработанные вяжущим по способу смешения .................

Стабилизированный грунт:

а)    при обработке органическими вяжущими по способу смешения на

дороге ..................

б)    то же, в установке

в)    при обработке цементом .............

Щебеночные и гравийные материалы необработанные:

а)    на песке .................

3

   нз прочном (каменном или из стабилизированного грунта) оснований

для щебня................

для гравия    ..............

12