Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ

Купить РБ 055-10 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (ПОК) при изготовлении систем (элементов), оборудования, трубопроводов, комплектующих изделий, ядерного топлива для объектов использования атомной энергии (ОИАЭ).

Положение может использоваться при разработке ПОК при изготовлении материалов и полуфабрикатов, применяемых для производства изделий, поставляемых на ОИАЭ.

Положение определяет подходы к разработке ПОК при изготовлении изделий для ОИАЭ с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Оглавление

I. Назначение и область применения
II. Общие положения
III. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества
Пояснительная записка к окончательной редакции Положения о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии

Показать даты введения Admin

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 5 марта 2010 г. № 144

Об утверждении Положения о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии

В целях реализации полномочий, установленных в пунктах 5.3.1.1-5.3.1.4, 5.3.1.13, 5.3.2, 6.2 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии.

Руководитель                                                                         Н.Г. Кутьин

Положение
о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии

I. Назначение и область применения

1. Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее - Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при изготовлении систем (элементов), оборудования, трубопроводов, комплектующих изделий, ядерного топлива (далее - изделия) для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).

Положение может использоваться при разработке ПОК при изготовлении материалов и полуфабрикатов, применяемых для производства изделий, поставляемых на ОИАЭ.

2. Положение определяет подходы к разработке ПОК при изготовлении изделий для ОИАЭ с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а именно:

а) НП-011-99 "Требования к программе обеспечения качества для атомных станций", утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999 г. № 4;

б) НП-041-02 "Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла", утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 15;

в) НП-042-02. Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 16;

г) НП-056-04. Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов. Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2004 г. № 13.

3. Для разработки ПОК при изготовлении изделий могут быть использованы другие подходы в случае их достаточного обоснования.

II. Общие положения

4. ПОК при изготовлении изделий устанавливает организационно-технические мероприятия по обеспечению качества изделий, направленные на безопасность ОИАЭ.

Организация-изготовитель изделия разрабатывает, утверждает и, при необходимости, согласовывает ПОК до начала регламентируемых в программе работ.

5. При разработке ПОК учитывают требования, установленные в технических регламентах, федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, проектной, конструкторской и технологической документации (далее - КД и ТД), общей ПОК для ОИАЭ, договоре (контракте), руководящих документах, стандартах и других нормативных и технических документах (далее - НТД).

6. В ПОК приводят:

1) политику организации в области качества;

2) цели и область распространения ПОК;

3) информацию по направлениям деятельности организации, указанным в разделе III настоящего документа;

4) перечень документов, использованных при разработке ПОК (включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, стандарты, инструкции, процедуры и др.);

5) перечень документов, планируемых к разработке для обеспечения политики в области качества и положений ПОК (при необходимости);

6) используемые термины и их определения (при необходимости).

7. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется указать распределение ответственности руководства и персонала организации, а также документы, используемые при разработке и реализации мероприятий по данному направлению.

8. Информацию, представленную в ПОК, рекомендуется периодически пересматривать, а также в случаях изменения требований к ПОК, требований действующих НТД, при вводе в действие новых НТД, существенном изменении организационной структуры или границ ответственности подразделений и организаций, а также при наличии несоответствий, выявленных в процессе проверок (аудитов) ПОК, которые могут влиять на качество изготавливаемых изделий.

9. В случае выявления недостаточной эффективности (результативности) ПОК организация, ответственная за разработку и реализацию этой программы, принимает меры по устранению соответствующих несоответствий в ПОК и (или) в работе организации.

10. Для группы изготавливаемых однотипных изделий допускается разрабатывать одну ПОК при условии, что она учитывает специфику требований ко всем этим изделиям.

III. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества

11. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести политику в области качества организации, устанавливающую приоритет вопросам обеспечения безопасности ОИАЭ при выполнении работ, связанных с изготовлением изделий, основные цели организации в области качества, методы их достижения и обязательства руководства организации, выполнение которых позволит гарантировать требуемое качество изделий.

В обязательствах руководства организации рекомендуется предусматривать решение вопросов обеспечения производства финансовыми, материально-техническими, людскими и информационными ресурсами.

12. В разделе "Введение" рекомендуется привести:

1) цель (назначение) и область распространения (применения) ПОК;

2) перечень НТД, в соответствии с которыми разработана ПОК (или привести ссылку на приложение к ПОК, содержащую такой перечень);

3) информацию об общей ПОК (при ее наличии), в рамках которой разработана ПОК организации;

4) порядок и периодичность анализа и пересмотра ПОК.

13. В разделе "Организационная деятельность по обеспечению качества" рекомендуется привести:

1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации;

2) информацию об области деятельности организации, определенной в ее Уставе;

3) информацию о распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества между организациями, участвующими в изготовлении изделия, и их взаимодействии с эксплуатирующей организацией ОИАЭ;

4) краткое описание действующей в организации системы менеджмента качества (далее - СМК), с указанием основных документов и сертификатов соответствия СМК (при их наличии)

13.1. Также в разделе рекомендуется отразить следующую информацию:

1) основные принципы управления качеством при изготовлении изделий;

2) основные процессы, оказывающие влияние на качество изделий;

3) организационную структуру в части, относящейся к выполнению ПОК (с указанием ответственного за качество представителя руководства организации и подразделений, осуществляющих производственный, технологический, инспекционный контроль, метрологический надзор и контроль, авторское сопровождение, управление качеством);

4) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, выполняющих и оценивающих их (при этом следует исключить дублирование подчиненности и исполнения);

5) основные сведения о полномочиях и границах разделения ответственности по работам, выполняемым подрядными организациями в рамках ПОК;

6) основные функции персонала организации и ее подразделений при разработке и осуществлении политики в области качества, ПОК, обеспечении и контроле качества изготавливаемых изделий;

7) краткое описание порядка деятельности по управлению качеством, включая ее планирование, выполнение, контроль, анализ и оценку.

13.2. Принципы управления качеством при изготовлении изделий рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:

1) деятельность по обеспечению качества при изготовлении изделий и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, основанного на классификации изделий и выполняемых работ по их влиянию на безопасность ОИАЭ (потенциальной опасности использования изделий ненадлежащего качества и надежности);

2) принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям КД, ТД, НТД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ и опытом эксплуатации аналогичных по назначению или принципу действия изделий (изделий-аналогов), а также анализом достигнутого уровня науки и техники;

3) при изменении требований действующих и вводе в действие новых НТД проводится анализ влияния на качество изготавливаемых изделий выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на качество изделий;

4) изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на качество изделий обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;

5) между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;

6) ответственность за выполнение ПОК лежит на руководстве организации.

13.4. В разделе при необходимости приводят требования к ПОК подрядных организаций, участвующих в изготовлении изделий, в соответствии с требованиями к ПОК, устанавливаемыми федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и общей программой обеспечения качества для ОИАЭ.

14. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется описать порядок управления персоналом, обеспечивающий достижение и поддержание необходимого уровня численности и квалификации персонала, способного обеспечить требуемое качество изготавливаемых изделий.

14.1. В разделе рекомендуется указать, что порядок управления персоналом включает:

1) планирование трудовых ресурсов;

2) подбор персонала требуемой квалификации;

3) определение квалификационных требований для каждой должности и разработку на их основе должностных инструкций;

4) определение квалификации исполнителей для каждой конкретной работы (технологической или контрольной операции);

5) формирование и поддержание у всех работников культуры безопасности, направленной на понимание каждым работником его личной причастности к безопасности ОИАЭ;

6) подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

7) проведение инструктажей с целью доведения до персонала содержания основных требований по безопасному ведению работ;

8) периодическую проверку знаний (аттестацию) персонала;

9) допуск персонала к самостоятельным работам;

10) анализ, разработку и пересмотр программ подготовки, повышения квалификации и проверки знаний персонала, других учебно-методических материалов, технических средств обучения;

11) стимулирование и мотивацию подготовки и повышения квалификации персонала;

12) ведение учетной документации по результатам подготовки, повышения квалификации и проверки знаний персонала;

13) контроль качества и оценку результативности деятельности, связанной с подбором, подготовкой и поддержанием квалификации персонала организации.

14.2. В разделе рекомендуется дать информацию о разработке программ подготовки (повышения квалификации) персонала, руководящего работами, инженерно-технического персонала и рабочих, выполняющих определенные виды работ, контролеров. В программах подготовки (повышения квалификации) персонала рекомендуется предусматривать:

1) изучение вопросов, связанных с организацией и управлением производством, принципами построения, функционирования и оценки СМК, НТД по качеству, методов и средств реализации политики в области качества;

2) ознакомление с особенностями изготовляемых изделий с учетом применения современных методов и средств контроля технологических характеристик процесса изготовления и характеристик изделий;

3) изучение нормативных правовых и законодательных актов, НТД, КД, ТД, документов СМК и другой технической и организационной документации, связанной с изготовлением изделий;

4) изучение средств технологического, метрологического и программного обеспечения;

5) обучение работников статистическим методам контроля и регулирования, принципам и методам самоконтроля и т.п.;

6) ознакомление с характерными несоответствиями, причинами их возникновения и принимаемыми мерами по их устранению и предупреждению;

7) ознакомление с мерами ответственности за нарушение требований КД, ТД, НТД, законодательства, условий действия выданных лицензий и контракта;

8) доведение до персонала информации о прямой связи между качеством работы на конкретном месте и безопасностью ОИАЭ, о необходимости применения методов самоконтроля при выполнении работ.

15. В разделе "Управление документами" рекомендуется описать порядок работы с документами, используемыми при изготовлении изделий, включающий:

1) разработку, согласование, утверждение, ввод в действие, классификацию, идентификацию, учет, регистрацию, пересмотр, внесение изменений, рассылку, хранение, приостановку действия, аннулирование, уничтожение утративших силу документов;

2) комплектование рабочих мест действующей документацией;

3) контроль соблюдения порядка работы с документами.

15.1. В разделе рекомендуется указать, что в документах, определяющих процедуры изготовления и контроля изделий, должны быть установлены:

1) порядок подготовки и (или) проверки рабочего места, оборудования, оснастки, инструмента и приборов для проведения технологических процессов (операций) изготовления изделий;

2) порядок, объем, методы, периодичность контроля точности технологических процессов (оборудования), критерии оценки точности, документация, заполняемая по результатам контроля;

3) порядок ведения специальных технологических процессов, контроль которых затруднен после их завершения или экономически нецелесообразен (при наличии таких процессов), критерии их приемлемости и используемые методы для контроля параметров материалов и изделий (ультразвуковой, рентгеновский контроль, контроль твердости и т.д.);

4) порядок внесения изменений в технологический процесс изготовления изделий;

5) порядок действий при выявлении несоответствий (документирование, анализ, принятие решения о возможности и условиях для использования изделий, разработка компенсирующих и предупреждающих мер);

6) порядок использования статистических методов контроля и (или) регулирования технологических процессов (операций) изготовления изделий;

7) порядок проверки документации перед утверждением (в том числе лицами, не участвовавшими в ее разработке);

8) порядок контроля наличия на рабочих местах действующей КД, ТД и другой документации, используемой при изготовлении изделий;

9) требования к оформлению, утверждению и согласованию поставочных и сопроводительных документов на изготовленные изделия.

15.2. В разделе рекомендуется описать порядок проведения проверок КД и ТД, обеспечивающий:

1) выявление отклонений от установленных требований в процессе выполнения самопроверок, всех видов контроля производственной деятельности, испытаний изделий, проверок выполнения ПОК, авторского сопровождения и др.;

2) своевременное принятие решений по отступлениям от требований технических регламентов, федеральных норм и правил, НТД, КД и ТД, а также по другим отступлениям, влияющим на качество изделий, совместно с эксплуатирующей организацией, организацией-изготовителем, конструкторской (проектной) организацией и другими организациями (при необходимости);

3) внесение изменений в КД и ТД, направленных на повышение их безопасности, качества и надежности, по результатам эксплуатации изделий.

16. В разделе "Управление закупками изделий, материалов, а также предоставляемыми услугами" рекомендуется описать порядок выполнения действий, осуществляемых с целью обеспечения соответствия установленным требованиям закупаемых изделий, материалов (далее - применяемая продукция), а также услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) подрядными организациям при изготовлении изделий.

16.1. В разделе рекомендуется указать, что при выборе и оценке подрядных организаций:

1) проверяется наличие у них лицензий Ростехнадзора на право выполнения соответствующих работ (предоставления услуг) - при необходимости;

2) проводится рассмотрение ПОК организации и оценка ее соответствия установленным требованиям;

3) анализируется опыт поставки аналогичной продукции организации в установленные сроки, а также ее способности обеспечить качество применяемой продукции и (или) выполнения работ (предоставления услуг) в соответствии с требованиями НТД и документацией о поставке;

4) проводится аудит СМК поставщика и анализ его производственной базы в отношении выполняемых работ (предоставляемых услуг) и (или) применяемой продукции (при необходимости).

16.2. В разделе рекомендуется описать порядок входного контроля применяемой продукции, предусматривающий:

1) рассмотрение комплектности и правильности оформления, согласования и утверждения поставочных и сопроводительных документов;

2) проверку наличия сертификатов соответствия на продукцию, в том числе в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

3) контроль выполнения требований к порядку маркировки, консервации, упаковки, погрузки, разгрузки, транспортирования, хранения, проведения испытаний, приемки продукции;

4) разработку перечня параметров и характеристик применяемой продукции, подлежащих входному контролю;

5) разработку и согласование с поставщиком методик контроля, измерения, проверки и т.п., содержащих режимы и условия измерений, средства измерений, порядок проведения измерений (при отсутствии возможности использования стандартных методик);

6) выбор метода контроля (сплошной или выборочный) и плана контроля при применении выборочного метода контроля (способ формирования выборки, количество единиц продукции, подлежащих контролю, периодичность контроля выборок и др.);

7) идентификацию выявленной несоответствующей продукции и ее изоляцию (с оформлением необходимых документов).

16.3. В разделе рекомендуется описать порядок управления закупками импортных материалов и комплектующих изделий, предусматривающий в том числе:

1) анализ состояния производства для изготовления конкретных импортных материалов и комплектующих изделий;

2) экспертизу документации на импортные материалы и комплектующие изделия;

3) проведение приемочных или приемо-сдаточных испытаний (при необходимости).

16.4. В разделе рекомендуется описать (или дать ссылку на соответствующий документ) порядок хранения применяемой продукции, предусматривающий:

1) определение условий ее хранения в соответствии с установленными требованиями, позволяющими предотвратить повреждение или ухудшение качества продукции;

2) контроль условий хранения и контроль качества применяемой продукции до и после хранения.

17. В разделе "Производственная деятельность" рекомендуется описать порядок осуществления основных этапов производственной деятельности, включая:

1) подготовку и освоение производства (постановка на производство) изделий;

2) установившееся производство изделий;

3) контроль производственной деятельности;

4) оценку соответствия изделий;

5) обращение с изготовленными изделиями (такелажные работы, транспортирование, хранение, поставка и др.).

17.1. В разделе рекомендуется указать комплекс основных мероприятий, выполняемых на этапе подготовки и освоения производства, включая:

1) разработку и сопровождение (в т.ч. корректировку) ТД на изготовление изделий, позволяющих отработать технологические процессы в соответствии с требованиями КД;

2) разработку и согласование планов качества и программ контроля качества;

3) отработку технологических процессов в целях обеспечения качества изделий (включая аттестацию технологии сварки) в соответствии с установленными требованиями;

4) проверку готовности производства к реализации разработанного технологического процесса изготовления изделия, его оснащенности необходимым технологическим и испытательным оборудованием, обеспеченности необходимой документацией;

5) анализ причин возникновения дефектов, выявленных в процессе освоения установочной серии изделий, и разработку плана мероприятий по их устранению;

6) проведение мероприятий по выполнению необходимых требований к организации и условиям изготовления изделий (включая минимизацию ручных операций и снижение человеческого фактора при изготовлении изделий);

7) отработку вопросов по операционному контролю, в том числе неразрушающему контролю;

8) анализ конструкции и технологии и определение перечня наиболее ответственных деталей;

9) организацию контроля качества наиболее ответственных деталей (с учетом контроля скрытых работ), точности и стабильности технологических процессов их производства;

10) оценку объёма необходимых производственных запасов для осуществления непрерывных технологических процессов;

11) разработку и внедрение системы сбора и обработки информации о качестве на всех участках изготовления изделий;

12) организацию разработчиками КД и ТД авторского сопровождения.

17.2. При отработке технологических процессов рекомендуется предусматривать:

1) определение технологических операций, режимов и условий их проведения, в наибольшей степени оказывающих влияние на безопасность, качество и надежность элементов конструкции изделия, а также технологических операций, на которых возможно появление скрытых дефектов;

2) разработку порядка и методов управления вышеуказанными технологическими операциями;

3) разработку методов и критериев контроля по выявлению скрытых дефектов;

4) разработку схемы операционного контроля, выбор (разработку) методов, критериев и оборудования для контроля, ориентированных на самоконтроль, автоматизацию контроля и статистическую обработку получаемой информации;

5) разработку процедур статистического контроля параметров изделий, контроля и регулирования технологических процессов на операциях, в наибольшей степени оказывающих влияние на качество и безопасность изделий;

6) разработку и внедрение правил, условий и порядка межоперационного хранения материалов, полуфабрикатов, деталей, сборок, готовых изделий;

7) разработку требований к условиям производства (запыленность окружающей среды, влажность, температура и др.) на важнейших технологических операциях и контроль за их соблюдением;

8) анализ причин возникновения дефектов, выявленных в процессе изготовления и испытаний изделий, и разработку требований по корректировке технологического процесса;

9) определение состава технологического оборудования, средств измерений и испытаний, обеспечивающих необходимую точность изготовления изделий.

17.3. В разделе рекомендуется описать порядок квалифицированного производства изделий, предусматривающий, в том числе:

1) поддержание установленных требований к условиям производства изделий, к персоналу, занятому в производстве, службах контроля и сбыта;

2) наличие у организации инфраструктуры, необходимой для выпуска установленных объемов изделий, соответствующих требованиям заказчика;

3) наличие на рабочих местах документов, регламентирующих порядок и способы приемки изделий с предыдущей операции, порядок и способы выполнения технологических и контрольных операций, регистрации результатов выполненных операций и передачи изделий на последующие операции;

4) регулирование технологических процессов (операций) и управление ими и характеристиками изделий в соответствии с разработанными процедурами;

5) управление специальными процессами на основании имеющихся в ТД указаний на используемые специальные производственные и контрольные методы (ультразвуковой контроль, рентгеновский контроль, контроль толщины покрытия и т.д.);

6) идентификацию изготовленных изделий через их маркировку;

7) обеспечение и сохранение качества изделий при выполнении работ, связанных с покраской, консервацией (переконсервацией), упаковкой, складированием, хранением, погрузкой-разгрузкой и транспортированием;

8) выполнение и контроль выполнения работ по техническому обслуживанию, техническому освидетельствованию и ремонту технологического оборудования в заданные сроки и с установленными требованиями к качеству;

9) документальное оформление и направление в Ростехнадзор результатов производственной деятельности (включая ежегодные отчеты, содержащие информацию об установленных несоответствиях, полученных претензиях и рекламациях, результаты проведенных мероприятий и оценку их результативности).

17.4. В разделе описывают порядок контроля производственной деятельности, осуществляемый с целью минимизации несоответствий, выявления и изъятия из производственного процесса изделий, не отвечающих установленным требованиям, и включающий:

1) пооперационный контроль выполнения работ и приемочный (окончательный) контроль изделий, осуществляемые в установленных объемах и последовательности, для оценки соответствия изделий требованиям КД, ТД и НТД;

2) статистический контроль и регулирование технологических процессов при изготовлении деталей, сборочных единиц и готовых изделий;

3) статистический контроль качества изделий по установленным планам контроля и по результатам сравнения обобщенных данных с базовыми показателями;

4) неразрушающий контроль (в том числе для выявления и изъятия изделий, имеющих скрытые дефекты);

5) контроль соблюдения технологической дисциплины, осуществляемый на основании соответствующих графиков или при получении рекламаций от потребителей изделий, путем выборочной проверки изделий на соответствие установленным требованиям, а также проверки:

а) квалификации персонала;

б) состояния технологического оборудования, инструмента, оснастки, приспособлений, средств измерений, контрольного и измерительного оборудования;

в) своевременности и правильности ведения, хранения и использования ТД, а также внесения в нее изменений;

г) соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и правил техники безопасности;

6) авторское сопровождение изготовления, в процессе которого организация-разработчик осуществляет:

а) контроль соблюдения в процессе производства требований, установленных в КД и ТД;

б) контроль соответствия ТД изготовителя требованиям КД и ее соблюдения в процессе производства;

в) контроль правильности, полноты и своевременности внесения изменений в КД и ТД;

г) решение вопросов совершенствования конструкции изделия;

д) документальное оформление результатов авторского сопровождения и, при необходимости, разработку плана мероприятий (работ) по устранению выявленных замечаний и реализации предложений;

7) анализ причин возникновения выявленных несоответствий (дефектов), разработка предупреждающих и (или) корректирующих мер по воздействию на производственный процесс и (или) процесс управления.

17.5. В разделе описывают порядок оценки соответствия изделий, предусматривающий:

1) оценку соответствия в форме испытаний, выполняемых в соответствии с технологическими процессами, программами и методиками испытаний, планами качества;

2) оценку соответствия в форме приемки, в результате которой подтверждают:

а) выполнение предусмотренных ТД процедур и процессов;

б) выполнение в полном объеме контроля и испытаний при изготовлении;

в) наличие документов с результатами контроля и испытаний;

г) устранение выявленных несоответствий;

3) подтверждение соответствия в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в виде обязательной сертификации;

4) создание условий для оценки соответствия в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий на право изготовления изделий, выданных Ростехнадзором.

17.6. В разделе рекомендуется привести порядок приемки изготовленных изделий в процессе приемочной инспекции (при ее наличии), осуществляемой уполномоченным представителем заказчика, предусматривающий, в том числе:

1) проверку комплектности и содержания сопроводительной и технической документации, направляемой заказчику согласно требованиям договора;

2) проверку отчетной документации, содержащей результаты технического контроля изделий;

3) визуальный и (при необходимости) измерительный контроль изделий;

4) проверку соответствия комплектности изделия требованиям договора;

5) проверку технического состояния оборудования;

6) проверку соответствия консервации, окраски, упаковки, маркировки изделий и тары требованиям договора;

7) проверку правильности оформления паспортов на изделия и планов качества.

18. В разделе "Испытания" рекомендуется указать информацию о порядке назначения, проведения и контроля результатов испытаний.

18.1. В разделе рекомендуется привести виды испытаний при изготовлении изделий, включая:

1) приемочные испытания, проводимые при освоении производства;

2) квалификационные испытания, проводимые при завершении освоения производства изделий организацией впервые или после перерыва в три и более лет;

3) приемо-сдаточные испытания, проводимые при установившемся серийном производстве;

4) периодические испытания, проводимые для периодического подтверждения качества (соответствия требованиям) изделий и стабильности технологического процесса в установленный период с целью подтверждения возможности продолжения изготовления изделий по действующей КД и ТД и продолжения их приемки;

5) типовые испытания, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности предлагаемых изменений в конструкции или технологии изготовления изделий, которые могут влиять на безопасность ОИАЭ.

18.2. В разделе рекомендуется указать порядок подготовки, проведения, оформления результатов и контроля испытаний, предусматривающий:

1) разработку процедур (стандартов организации, инструкций, положений);

2) разработку программ контроля;

3) разработку программ и методик испытаний, включающих методы испытаний, условия (режимы) испытаний; требования к средствам измерений при их проведении (пределы измерений, пределы допускаемых погрешностей), требования к приспособлениям и расходуемым материалам; к количеству и порядку отбора испытуемых изделий; к подготовке и проведению испытаний; порядок документирования и обработки данных, полученных при испытаниях, и критерии принятия решений по ним; порядок оформления и представления результатов испытаний и др.;

4) разработку требований к принимаемым решениям и определение области распространения результатов испытаний.

18.3. В разделе указывают порядок действий в случае, если в результате проведения испытаний установлено, что параметры изделия не соответствуют установленным требованиям, предусматривающий проведение анализа возможных последствий выявленных отклонений с учетом их влияния на безопасность ОИАЭ, разработку необходимых корректирующих и предупреждающих мер, их реализацию и оценку эффективности (результативности).

19. В разделе "Метрологическое обеспечение" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности по метрологическому обеспечению, направленной на установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства, требуемой точности и достоверности измерений.

В разделе рекомендуется указать порядок метрологического обеспечения, основанного на выполнении следующих мероприятий:

1) разработка перечня всех необходимых для использования средств измерений, контрольного и испытательного оборудования (на основании сформулированных измерительных задач, задач контроля и обеспечения режимов и условий испытаний);

2) идентификация средств измерений, контрольного и испытательного оборудования с целью установления статуса и периодичности поверки (для средств измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования);

3) разработка документированных процедур, устанавливающих порядок приобретения, учета, введения в эксплуатацию, эксплуатации, ремонта, обслуживания и списания средств измерений, контрольного и испытательного оборудования, поверки (для средств измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования);

4) определение порядка оценки и документирования правомочности результатов предыдущих измерений, контроля, испытаний, если обнаружено, что средства измерений, контрольное и испытательное оборудование не пригодны к применению;

5) осуществление в соответствии с установленными требованиями учета, хранения и проверки свидетельств о поверке (сертификаты о калибровке) средств измерений, аттестатов и протоколов аттестации испытательного оборудования, ведение записей о проверке контрольного оборудования.

20. В разделе "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности по обеспечению качества программного обеспечения и расчетных методик, включающий применение лицензированных программных средств, разработанных сторонними организациями, а также регистрацию, верификацию и аттестацию программных средств и расчетных методик.

Рекомендуется привести перечень программных средств, баз данных и расчетных методик, используемых при изготовлении изделий, с указанием области их применения и информации об их регистрации, верификации и аттестации.

21. В разделе "Обеспечение надежности" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности по обеспечению надежности при изготовлении изделий, включающий:

1) отработку и периодический анализ выбранной технологии изготовления изделий для соблюдения установленных требований к параметрам изделий, влияющим на выполнение заданных требований к надежности;

2) разработку методов пооперационного контроля и измерения параметров с требуемой точностью и достоверностью;

3) разработку методов и системы статистического контроля и (или) регулирования технологического процесса, формирующего параметры, оказывающие влияние на надежность изделий;

4) контроль стабильности технологических процессов (операций) и анализ надежности и точности технологического оборудования, влияющих на параметры, определяющие надежность изделий;

5) разработку методик для оценки достоверности входного контроля комплектующих элементов и материалов, оказывающих влияние на надежность изделий;

6) разработку программ и методик испытаний на надежность;

7) проведение испытаний на надежность, анализ результатов, причин отказов и неисправностей, разработку мероприятий по их устранению;

8) оценку и контроль показателей надежности изделий по результатам их испытаний и эксплуатации;

9) сбор, обработку и анализ информации о дефектах изделий при изготовлении, корректировку КД, ТД, технологических процессов и технологического оборудования.

В разделе рекомендуется привести сведения о функционировании системы обратной связи между эксплуатирующей организацией ОИАЭ и организацией-изготовителем, предусматривающей анализ информации о работоспособности и надежности изделий в эксплуатации и разработку необходимых мероприятий.

22. В разделе "Управление несоответствиями" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности, направленной на своевременное выявление и устранение несоответствий, связанных с нарушением установленных требований или отступлениями от них, и приводящих к снижению качества изделий.

22.1. В разделе рекомендуется описать порядок:

1) сбора и анализа информации о количестве и характере допущенных при изготовлении изделий отступлений от требований норм и правил, КД и ТД, других НТД, устанавливающих требования к качеству и надежности (с учетом претензий и рекламаций на изготовленные изделия и информации об отказах и дефектах в процессе эксплуатации изделий);

2) анализа причин, приведших к несоответствиям, с целью определения степени их влияния на технические характеристики изготавливаемых изделий и на безопасность ОИАЭ, установления виновных в допущенных нарушениях, а также принятия решения о том, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся системы в организации;

3) оценки эффективности (результативности) и достаточности мер, принимаемых организацией по предупреждению нарушений и отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, НТД, КД и ТД;

4) анализа наметившихся тенденций в причинах и характере нарушений и отступлений от действующих требований;

5) разработки, утверждения и согласования в установленном порядке решений, предусматривающих разрешение на отступление, переделку с целью удовлетворения установленным требованиям, отбраковку изделия, которые должны содержать обоснование допустимости установленных несоответствий с указанием компенсирующих мероприятий (при необходимости), мер по изделиям, находящимся в заделе или в эксплуатации, а также мер по исключению несоответствий в дальнейшем;

6) создания мест для размещения несоответствующих изделий и материалов и (или) применения специальных средств их идентификации для исключения использования (в том числе случайного).

22.2. Рекомендуется привести порядок разработки, реализации корректирующих и предупреждающих мер и контроля за их выполнением, предусматривающий, в том числе:

1) изменение организации контроля качества выполнения работ;

2) доработку (изменение) КД, ТД, процедур, процессов, нормативных и регламентирующих документов или выпуск новых документов;

3) совершенствование административного контроля, устранение недостатков управления, распределение обязанностей персонала по проведению корректирующих и предупреждающих мер;

4) повышение квалификации исполнителей (в том числе, переподготовка и повторная аттестация персонала, ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на качество изделий);

5) усиление ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных обязанностей;

6) работу с подрядными организациями, вплоть до их замены;

7) контроль за эффективностью (результативностью) принятых корректирующих и предупреждающих мер;

8) документальное оформление и доведение до сведения руководства соответствующего уровня и исполнителей результатов анализа причин возникновения несоответствий и принятых корректирующих и предупреждающих мерах.

23. В разделе "Управление документацией по обеспечению качества" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности, направленной на формирование и ведение документации, в которой отражается информация о качестве изготовления изделий (в том числе результаты проверок, инспекций, испытаний, отчеты о несоответствиях, предписания по их устранению, сертификаты соответствия, паспорта на материалы, изделия и др.).

Рекомендуется привести сведения о порядке управления документацией по обеспечению качества, обеспечивающем:

1) системный учет документации, предусматривающий идентификацию документов на основе применяемых систем обозначения и регистрации носителей информации;

2) полноту и своевременность представления руководству соответствующего уровня информации о качестве применяемой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, изготавливаемых изделий;

3) установление форм и периодичности представления отчетности;

4) составление отчетов по результатам проведенных инспекций, испытаний, проверок ПОК;

5) оперативную передачу информации о принятых решениях исполнителям;

6) сбор и анализ информации о реализации принятых решений;

7) установление вида документации по обеспечению качества в зависимости от важности и ее идентификацию на основе системного учета и регистрации носителей информации;

8) обеспечение полноты и своевременности представления информации о качестве на основе действующей системы сбора, индексирования, обеспечения доступа, составления картотеки, хранения, ведения и уничтожения зарегистрированной документации по обеспечению качества.

24. В разделе "Проверки ПОК" рекомендуется описать порядок проведения проверок (аудитов) и оценки эффективности (результативности) ПОК организации, а также ПОК подрядных организаций по всем направлениям деятельности, описанным в этих программах.

24.1. Проверку выполнения ПОК рекомендуется назначать:

1) для анализа эффективности (результативности) ПОК и оценки эффективности управления деятельностью организации и выполнения её персоналом должностных обязанностей;

2) после внесения значительных изменений в ПОК и (или), если требуется пересмотр ПОК;

3) при наличии претензий и рекламаций по качеству применяемой продукции, изготовляемых изделий, выполняемых работ или предоставляемых услуг;

4) при необходимости контроля реализации корректирующих и предупреждающих мер;

5) для оценки деятельности подрядной организации до заключения договора (контракта) на поставку материалов, изделий, услуг;

6) после заключения договора для проверки выполнения подрядчиком обязанностей и требований в соответствии с договором и НТД.

24.2. В разделе рекомендуется указать следующее:

1) организация проводит внутренние проверки ПОК в своих подразделениях и внешние проверки ПОК подрядных организаций в соответствии с разработанной процедурой;

2) внешние проверки выполнения ПОК проводятся вышестоящими организациями и эксплуатирующими организациями в соответствии с установленным ими порядком;

3) плановая проверка ПОК осуществляется в соответствии с графиком проверок выполнения ПОК, утверждаемым руководством проверяющей организации;

4) внеплановая проверка ПОК осуществляется в случаях выявления тенденции к снижению качества изготавливаемых изделий, а также при необходимости проверки реализации запланированных корректирующих и предупреждающих мер и оценки их эффективности (результативности).

24.3. В рамках деятельности, связанной с проверками и оценками эффективности (результативности) ПОК, рекомендуется предусмотреть следующие меры:

1) назначение проверяющей комиссии с соответственно подобранным и обученным персоналом, непосредственно не отвечающим за выполнение проверяемой работы;

2) разработку проверяющей комиссией плана проверки ПОК;

3) заблаговременное уведомление руководства проверяемой организации (подразделения) об объеме и сроках проведения проверки ПОК (в случае проведения внеплановых проверок допускается проведение проверки без предварительного уведомления);

4) рассмотрение результатов проверки и оценки эффективности (результативности) ПОК на заседании проверяющей комиссии с участием руководства проверяемой организации (подразделения);

5) разработку и реализацию плана корректирующих и предупреждающих мер, предусматривающего, при необходимости, корректировку ПОК, а также представление отчета о его выполнении;

6) документальное оформление проверяющей комиссией результатов проверки и оценки эффективности (результативности) ПОК в виде отчета, содержащего, в том числе предложения по устранению выявленных несоответствий и оценку эффективности (результативности) корректирующих и предупреждающих мер, принятых по результатам предыдущей проверки;

7) рассмотрение руководством организации результатов проведения проверки и оценки эффективности (результативности) ПОК и принятие мер (при необходимости) по корректировке организации и обеспечения технологических процессов изготовления изделий и ПОК.

Пояснительная записка к окончательной редакции Положения о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии

1. Основание для разработки проекта РБ:

Техническое задание на НИР, согласованное НТЦ ЯРБ и утвержденное 5 и 6 Управлениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 24 декабря 2008 г.

2. Цели и задачи разработки проекта РБ.

Целью работы является разработка и утверждение Положения о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии.

Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее - Положение) не является нормативным правовым актом.

В процессе выполнения работы требуется решить задачи, связанные с:

а) проведением анализа действующей нормативной и технической документации, содержащей требования к обеспечению качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);

б) определением состава терминов и определений, необходимых для разработки программы обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на ОИАЭ (далее - ПОК);

в) разработкой методов обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на ОИАЭ;

г) разработкой рекомендаций к содержанию ПОК при изготовлении изделий, поставляемых на ОИАЭ.

3. Назначение и область применения.

Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке ПОК при изготовлении систем (элементов), оборудования, трубопроводов, комплектующих изделий, ядерного топлива для ОИАЭ.

Объектами нормирования являются требования к содержанию и порядку реализации ПОК при изготовлении изделий, поставляемых на ОИАЭ.

4. Научно-технический уровень Положения.

Научно-технический уровень Положения соответствует современному уровню науки и техники, требованиям действующих правовых и нормативных документов и выполнен с учетом предшествовавшего его разработке анализа опыта применения программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на ОИАЭ.

5. Сведения о рассылке на отзыв.

Первая редакция проекта Руководства рассылалась письмом исх. № 900-03/558 от 23.04.2009 г. в управления центрального аппарата (5У и 6У) и межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. К первой редакции проекта Руководства не имели замечаний Дальневосточное МТУ (исх. № 7-3.4/890 ЭП от 05.05.2009 г.), Донское МТУ (исх. № 07-1262 от 26.05.2009 г.); Волжское МТУ (исх. № 03-01/5-1/2207 от 07.05.2009 г.), Сибирское МТУ (исх. № СУ-14/1307 от 19.05.2009 г.) и Центральное МТУ (исх. № 08-2-883 от 19.05.2009 г.).

Замечания и предложения к первой редакции проекта Руководства в адрес разработчиков направили: 5 Управление Ростехнадзора - в рабочем порядке, 6 Управление Ростехнадзора (исх. № 06-09/692 от 25.05.2009 г.), Северо-Европейское МТУ (исх. № 4-04/173 от 22.05.2009 г.), Уральское МТУ (исх. № 01-22/06-1112 от 05.05.2009 г.).

По результатам анализа полученных замечаний и предложений составлена сводка отзывов на первую редакцию проекта Руководства и разработана уточненная первая редакция документа, которые письмом исх. № 900-03/776 от 05.06.2009 г. рассылались в управления Службы.

По результатам рассмотрения сводки отзывов не имели к ней замечаний и предложений 5У и 6У (информация представлена в рабочем порядке), Дальневосточное МТУ (исх. № 7-3.4/1109ЭП от 11.06.2009 г.); Донское МТУ (исх. № 07-1426 от 09.06.2009 г.), Северо-Европейское МТУ (исх. № 4-04/220 от 29.06.2009 г.).

Замечания и предложения к сводке отзывов на первую редакцию проекта Руководства, полученные от 2У (исх. № 02-19/2114 от 26.06.2009 г.) и Уральского МТУ (исх. № 01-22/06-1540 от 15.06.2009 г.) учтены во второй редакции проекта РБ.

2 июня 2009 г. в НТЦ ЯРБ состоялось согласительное совещание по рассмотрению сводки отзывов на проект первую редакцию Руководства с участием представителей 5У и 6У Ростехнадзора, АНО "Атомсертифика", ВО "Безопасность", ПКФ ОАО "Концерн Энергоатом", НТЦ ЯРБ. На совещании были рассмотрены предложения участников совещания к проекту первой редакции проекта Руководства, которые учтены во второй редакции проекта документа.

Проект второй редакции Руководства рассылался письмом исх. № 900-03/1085 от 19.08.2009 г. в управления Службы, на объекты ОИАЭ, а также заинтересованным предприятиям и организациям.

К проекту второй редакции Руководства не имели замечаний Донское МТУ (исх. № 12-01/8-340 от 14.09.2009 г.), Северо-Европейское управление МТУ (исх. № 4-04/339 от 21.09.2009 г.), Сибирское МТУ (исх. № СУ-01/2478 ЭП от 18.09.2009 г.), Уральское МТУ (исх. № 01-22/06-2287 от 10.09.2009 г.), Центральное МТУ (исх. № 08-2-1538 от 07.09.2009 г.), ОАО "Машиностроительный завод" (исх. № 74-43/624ф от 14.09.2009 г.), ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" (исх. № 30-25-18/3430 от 02.09.2009 г.).

Замечания и предложения к проекту второй редакции Руководства направили 2У (исх. № 02-08/3125 от 09.09.2009 г.), 5У (исх. № 05-08/1558 от 24.09.2009 г.), 6У (исх. № 06-09/1237 от 11.09.2009 г.), ЗАО "Энергомаш (Белгород)" (исх. № СК-1024 от 09.09.2009 г.), ОАО ОКБ "ГИДРОПРЕСС" (электронное письмо от 08.10.2009 г.), ОАО "Ижорские заводы" (исх. № 402/6-46 от 16.09.2009 г.), ОАО "Концерн Энергоатом" (исх. № 27-14/1001 от 23.09.2009 г., электронное письмо от 22.09.2009 г.), ОАО "Корпорация СПЛАВ" (исх. № 1.1856/09 от 28.09.2009 г.), ОАО "Корпорация ТВЭЛ" (исх. № 07-17/10008 от 23.09.2009 г.), ОАО "Тяжмаш" (исх. № 57/4-576 от 25.09.2009 г.), ОАО "Чепецкий механический завод" (исх. № 134-06/1714 от 17.09.2009 г.).

По результатам анализа полученных замечаний и предложений составлена сводка отзывов на вторую редакцию руководства по безопасности и разработана уточненная вторая редакция проекта документа. Указанные материалы письмом исх. № 900-03/1387 от 19.10.2009 г. рассылались в управления Службы, на объекты ОИАЭ, а также заинтересованным предприятиям и организациям.

По рассмотрению сводки отзывов на вторую редакцию проекта Руководства к ней не имели замечаний Донское МТУ (исх. № ДУ-3130 от 02.11.2009 г.), Северо-Европейское МТУ (исх. № 4-04/339 от 21.09.2009 г.), Уральское МТУ (исх. № 01-22/06-2751 от 27.10.2009 г.), Центральное МТУ (исх. № 08-2-1538 от 07.09.2009 г.). Замечания Дальневосточного МТУ (исх. № 7-3.4/2182ЭП от 27.10.2009 г.) учтены в окончательной редакции проекта.

12 ноября 2009 г. в НТЦ ЯРБ состоялось согласительное совещание по рассмотрению сводки отзывов на вторую редакцию проекта Руководства с участием представителей АНО "Атомсертифика", ОАО "НПО Сатурн-Газовые турбины", ОКБ "ГИДРОПРЕСС", ОАО "Тяжмаш" и НТЦ ЯРБ.

По результатам согласительного совещания разработана окончательная редакция документа.

6. Нормативная база для разработки проекта Руководства

- Федеральный закон Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 № 170-ФЗ

- ПНАЭ Г-1-011-97. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97)

- НП-016-05. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)

- НП-022-2000. Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов

- НП-033-01. Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок

- НП-038-02. Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников

- НП-058-04. Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения

- НП-011-99. Требования к программе обеспечения качества для атомных станций

- НП-019-2000. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности.

- НП-020-2000. Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности.

- НП-021-2000. Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасности.

- НП-041-02. Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла

- НП-042-02. Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок

- НП-056-04. Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов

- НП-071-06. Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии

- ПНАЭ Г-7-008-89. Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок

- РД-05-01-2007. Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии

- РБ-003-98. Требования к программе обеспечения качества при обращении с РАО

- РД ЭО 1.1.2.01.0713-2008. Положение о контроле качества изготовления оборудования для атомных станций

- Методические указания. Организация контроля качества изготовления оборудования для атомных станций (ОАО "Концерн Росэнергоатом")

- ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

- ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования

- ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

- ГОСТ Р 15.005-86. Система разработки и постановки продукции на производство. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации

- ГОСТ Р 15.309-98. Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

- ГОСТ Р 15.311-90. Система разработки и постановки продукции на производство. Поставка на производство продукции по технической документации иностранных фирм

- Harmonization of Reactor Safety in WENRA Countries. Report by The Western European Nuclear Regulators' Association (WENRA) Reactor Harmonization Working Group. - January, 2006

- The Management System for Facilities Activities, IAEA safety standards series, No.GS-R-3, Vienna, 2006

- Application of the Management System for Facilities and Activities, IAEA safety standards series No. GS-G-3.1, Vienna, 2006

- Application of the of the Management System for Nucler Facilities, IAEA, Vienna, 2006 (draft safety guide DS349)

- Руководства по безопасности МАГАТЭ N 50-C-Q. Обеспечение качества для безопасности атомных станций и других ядерных установок. Свод положений и Руководства по безопасности Q1-Q14

- Федеральные нормы США 50 (Приложение В).

- Британский стандарт BS 5882 "Требования к общей программе обеспечения качества для ядерных установок"

- Стандарт ASME NQA-1-2004 Quality Assurance Requirements for Nuclear Facility Applications.

Ответственный за разработку                                                                                  В.Ш. Плеханов

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником