ОДМ 218.5.002-2009
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Утверждены
распоряжением Росавтодора
от 28.07.2009 г. № 271-р
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
|
Москва 2009
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО «НИИ
ТСК».
2 ВНЕСЕН
Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и
ценообразования Федерального дорожного агентства.
3 ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от
28.07.2009 г. № 271-р.
4 ИМЕЕТ
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Раздел
1. Область применения
Настоящий
отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на
работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей
асфальтобетонной смеси (на примере машин «Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy») при строительстве, реконструкции и всех видах
ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии
с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси
с аналогичными техническими возможностями.
Раздел
2. Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Технические условия.
ГОСТ
12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и
аэродромного строительства. Методы испытаний.
Раздел
3. Термины и определения
В настоящем ОДМ
применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная
сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в
различных точках ее объема.
Температурная
неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных
точках ее объема.
Раздел
4. Основные технологические операции с применением машин - перегружателей
асфальтобетонной смеси
а) Устранение
фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в
технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины -
перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся
промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б)
Технологические особенности перегружателя:
- непрерывная перегрузка
асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее
выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
-
дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления
асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии
бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 т в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение
скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение
скорости укладки смеси;
- возможность
подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим,
использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность
забора материала с поверхности;
- использование
асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью и там, где
невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность
отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в)
Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А.
г)
Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.
Раздел
5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев на основе применения
перегружателей асфальтобетонной смеси
Укладка асфальтобетонной
смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем
порядке:
а) Оператор
перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной
смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру
перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе
одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер
перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в
неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен,
либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит
выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе
двумя перегружателями один из перегружателей разгружается в приемный бункер
асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и
автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы
двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение
скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке
асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более.
г) Смесь из
отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на
сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь,
перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем
смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части
промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым
устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д)
Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный
бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для
массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при
устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей
приведен в Приложении В.
Раздел
6. Контроль качества
а) Устройство
асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в
соответствии с [1].
б) Основные
геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя
должны соответствовать требованиям [1],
в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный
уклон;
высотные
отметки по оси;
коэффициент
уплотнения;
коэффициент
сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть
не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ
или активированных минеральных порошков.
2 Коэффициент уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не
ниже:
- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д,
пористого и высокопористого асфальтобетона.
3 Верхний слой
асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую
поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не
допускаются.
в) Операционный
контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб
осуществляют согласно ГОСТ
12801.
д)
Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя
должны соответствовать требованиям ГОСТ
9128.
Таблица 1
№ п/п
|
Основные операции, подлежащие контролю
|
Проверка основания перед укладкой
асфальтобетонной смеси.
Разбивочные работы
|
Устройство слоя покрытия
|
Уплотнение асфальтобетонной смеси
|
1
|
Состав
контроля
|
1. Чистота снования
2. Ширина основания
3. Высотные отметки основания
|
1. Температура смеси при укладке
2. Ровность слоя
3. Толщина уложенного слоя покрытия
4. Соблюдение поперечного уклона и ширины
|
1. Степень уплотнения смеси
2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия
3. Ровность верхнего слоя покрытия
4. Высотные отметки
|
2
|
Метод и
средства контроля
|
Визуальный,
инструментальный
1. Визуально
2. Мерная лента, стальная рулетка
3. Нивелир, копирная струна
|
Инструментальный
визуальный
1. Термометр
2. 3-метровая рейка, клин
3. Мерник толщины
4. Визуально
|
Инструментальный
лабораторный
1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка
образцов
2, 3. 3-метровая рейка
4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка
|
3
|
Режим и
объем контроля
|
1. Вся захватка
В начале смены
2. Не реже чем через 100 м
3. Не реже чем через 100 м
|
1. В каждом автомобиле-самосвале
2. Не реже чем через 100 м
3. Не реже чем через 100 м
4. Не реже чем через 100 м
|
1. Пробы (не менее трех на 7000 м2)
2, 3. После двух-трех проходов катка
4. По окончании уплотнения
|
4
|
Лицо,
контролирующее операцию
|
Мастер
|
Мастер
|
Мастер,
лаборант, геодезист
|
5
|
Лицо,
ответственное за организацию и осуществление контроля
|
Прораб
|
Прораб
|
Прораб
|
6
|
Привлекаемые
для контроля подразделения
|
-
|
-
|
Лаборатория
Геодезическая
служба
|
7
|
Где
регистрируются результаты контроля
|
Общий
журнал работ
|
Общий
журнал работ
|
Общий
журнал работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки
|
Библиография
Ключевые слова: устройство асфальтобетонных слоев,
перегружатель асфальтобетонной смеси, основные технологические операции,
контроль качества
|
Приложение А
(справочное)
Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной
смеси
1 - отвальный бункер перегружателя; 2 - конвейер; 3
- бункер, оснащенный трехшаговым шнеком; 4 - задний конвейер
Приложение Б
(справочное)
Принципиальная схема трехшагового шнека
1 - трехшаговый шнек; 2 - ленточный скребковый конвейер;
3 - асфальтобетонная смесь; 4 - стенка бункера перегружателя