МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ОСМ-2
В ДОРОЖНЫХ БЕТОНАХ
Одобрены Минтрансстроем
Москва 1976
Изложены
сведения о технологии и области применения, технических требованиях,
характеристике новой добавки и очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2)
и комплексной добавки на ее основе.
Применение
новых, разработанных Союздорнии (авторские
свидетельства № 423766 и № 500197), добавок по сравнению с известными добавками
позволит снизить трудовые и денежные затраты на приготовление дорожных бетонных
смесей.
Предисловие
В
современной практике строительства бетонных покрытий дорог и аэродромов особое
значение придается гидрофобизующим воздухововлекающим
(микропенообразующим) добавкам поверхностно-активных
веществ (ПАВ), введение которых в бетонную смесь существенно повышает
долговечность бетона.
Вместе
с тем их номенклатура в нашей стране ограничена практически одной добавкой СНВ,
представляющей собой нейтрализованную абиетиновую смолу.
В
связи с этим Союздорнии предложил и исследовал в
лабораторных и производственных условиях как одиночную добавку ОСМ-2, так и комплексную, представляющую собой сочетание ОСМ-2 с известной пластифицирующей добавкой СДБ (авторские свидетельства № 423766 и № 500197).
Применение
новых добавок в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению
воздухововлекающей добавки ОСМ-2 в дорожных бетонах»,
разработанными канд. техн. наук Э.Р. Пинусом и инж. В.И. Коршуновым,
позволит снизить стоимость приготовления бетонных смесей и расширит
номенклатуру ПАВ, используемых в технологии дорожного и других видов бетона.
Общие положения
1. «Методическими
рекомендациями» следует руководствоваться при строительстве бетонных покрытий
автомобильных дорог и аэродромов, а также гидротехнических и других сооружений.
2. «Методические
рекомендации» предназначены для внедрения новых ПАВ в технологию приготовления
дорожных бетонов: добавки очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2)
и комплексной добавки, представляющей сочетание ОСМ-2
с сульфитно-дрожжевой бражкой (СДБ).
3. Добавка ОСМ-2 и комплексная добавка на ее основе вводятся в
бетонную смесь главным образом для повышения долговечности и морозостойкости
дорожного бетона в присутствии хлористых солей, применяемых для борьбы с
гололедом.
Применение
комплексной добавки СДБ + ОСМ-2
обеспечивает оптимальный эффект в получении экономичных по расходу цемента составов дорожного бетона высокой прочности и
долговечности.
4. Настоящие «Методические
рекомендации» являются дополнением к ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный» и «Инструкции по устройству
цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН
139-68.
Характеристика ОСМ-2
5. Добавка ОСМ-2 является поверхностно-активным веществом гидрофобизующего типа и по основному действию на бетонные
смеси и бетоны классифицируется как воздухововлекающая (микропенообразующая).
Вместе с тем она оказывает пластифицирующее действие на бетонные смеси,
повышает их устойчивость против расслоения.
6. Добавка ОСМ-2 по воздухововлекающему и пластифицирующему действию на бетонные смеси
и физико-механические свойства бетона является аналогом известной добавки абиетата натрия (СНВ).
7. Преимуществами ОСМ-2 перед СНВ являются широкая сырьевая база для ее
производства, значительно более низкая стоимость и меньшая трудоемкость
применения.
8. Добавка ОСМ-2 представляет собой пастообразный продукт от светло-коричневого до желтого цвета, легко растворимый в
воде и нетоксичный. По своим свойствам ОСМ-2 должна
удовлетворять требованиям ТУ-81-28-1-75 объединения «Эстонбумпром»
Минбумпрома СССР «Мыло сульфатное очищенное».
9. По составу ОСМ-2 представляет собой смесь натриевых солей смоляных и
жирных кислот с включением небольшого количества нейтральных и других веществ.
10. Добавку ОСМ-2 получают путем очистки сырого сульфатного мыла,
являющегося побочным продуктом производства целлюлозы по сульфатному способу.
Технические требования
к добавке ОСМ-2
(по ТУ-81-28-1-75)
11. Содержание влаги в добавке ОСМ-2 не должно превышать 40 % массы.
12. Сумма жирных и смоляных
кислот и неомыляемых веществ должна составлять не
менее 75 % массы абсолютно сухого вещества.
13. Содержание общей щелочи
не должно превышать 11 % массы абсолютно сухого вещества.
14. Добавка ОСМ-2 не должна иметь резкого запаха.
Перевозка и хранение
15. Добавку ОСМ-2 перевозят в металлических или деревянных бочках
емкостью 100 - 250 л железнодорожным или автомобильным транспортом. Сбрасывание
бочек с добавкой
на складах и при перевозке не допускается.
16. На днище каждой бочки
несмываемой краской указывают название продукта, номер партии, дату
изготовления, массу брутто и нетто.
17. Каждая партия продукции
должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие ее качества
требованиям технических условий.
18. Бочки с добавкой ОСМ-2 хранят на складах или под навесом. Допускается
хранение их на открытой площадке.
19. Готовый продукт должен
быть принят отделом технического контроля предприятия - поставщика. Срок
гарантии качества - 12 месяцев.
Применение добавки ОСМ-2
20. ОСМ-2
может применяться в виде одиночной добавки или, согласно рекомендациям ВСН 139-68, в сочетании с пластифицирующей добавкой СДБ.
21. Дозировки
добавки ОСМ-2 (обычно в пределах 0,01 - 0,03 % массы
цемента), а также методика подбора состава дорожного бетона с применением
рекомендуемых воздухововлекающих добавок ОСМ-2 и СДБ + ОСМ-2 , являются такими же,
как и для добавок СНВ и СДБ + СНВ, и должны соответствовать
ВСН 139-68 и «Методическим рекомендациям по подбору
состава дорожного бетона» (Союздорнии. М., 1973).
22. Добавка ОСМ-2 вводится в бетонную смесь в виде полного раствора 10
или 20 %-ной концентрации.
23. Для приготовления 10
%-ного раствора берут 100 г ОСМ-2 (в расчете на сухое
вещество добавки) на 900 г теплой воды. Содержание сухого вещества в добавке
определяется высушиванием ее до постоянной массы в термостате при температуре
105 - 110 °С.
24. При применении добавки ОСМ-2 вместо добавки СНВ технология приготовления бетонной
смеси и устройства
бетонного покрытия, контроль качества бетона и бетонной смеси, включая
определение объема воздухововлечения, не изменяются и
должны соответствовать требованиям ВСН 139-68.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1
Общие
положения. 1
Характеристика
ОСМ-2. 2
Технические
требования к добавке ОСМ-2. 2
Перевозка
и хранение. 2
Применение добавки ОСМ-2. 2
|