Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

Купить Методические указания — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Конструирование системы "Дорожная одежда - земляное полотно"

3. Определение общей толщины дорожной одежды, обеспечивающей ее морозоустойчивость

4. Определение толщины дренирующего слоя

5. Расчет дорожной одежды

Приложение 1 Общая толщина дорожной одежды и непучинистых грунтов Z1, обеспечивающая морозоустойчивость конструкции

Приложение 2 Расчетные характеристики грунтов

Приложение 3 Расчетные характеристики материалов дорожной одежды

Приложение 4 Пример расчета № 1

Приложение 5 Пример расчета № 2

Приложение 6 Пример расчета № 3

Приложение 7 Пример расчета № 4

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Московский Государственный автомобнльно-дорожный институт (технический университет)

Иркутский региональный дорожный учебный Центр

А.П.Васнльев, Ю.М.Яковлев, М.С.Коганзон, В.К.Пашкин

Методические указания по расчету нежестких дорожных одежд

Учебное пособие

Рекомендуется Учебно-методическом объединением высших учебных заведений Российской Федерации по автотракторному и дорожному образованию для межвузовского использования

Москва - Иркутск 1998

А.П Васильев, Ю.М. Яковлев, М.С. Коганзон, В.К. Пашкин. Методические указания по расчету нежестких дорожных одежд. Учебное пособие / МАДИ (ТУ) - ИРДУЦ, Москва-Иркутск: 1998. - 55с.

Учебное пособие посвящено вновь разработанной методике расчета нежестких дорожных одежд с учетом накопления остаточных деформаций, которая позвочяет в большей степени, чем применяемая в настоящее время методика (Инстиукция ВСЯ 46-83), согласовывать требования к прочности дорожных одежд с современными требованиями к их транспортно-экаыуатационному состоянию, особенно с их ровностью и обеспеченной скоростью движения автомобилей

При разработке методики расчета авторы использовали работы д т н , проф ИА Зочотаря дтн проф ВД Казарновского, дтн проф А В С uiipnoea <) т н проф А Я Тулаева ктн , доц В К Апестина к т н проф В А Давыдова ктн ЗА Мевчидинова, инж СЮ Каныгиной, инж МЛ Попова инж А А Фролова а также материапы инструкции ВСЯ 46-83

Учебное пособие предназначено для слушателей образовательных v чреждений повышения квачификации и студентов автомобильно-дорожных институтов и факультетов, а также может быть испочьзовано инженерно-техническими работниками проектных организаций

Рецензенты: Шабуров С.С. - начальник Иркутского областного

управления автомобильных дорог, академик РАТ;

Каганович В.Е. - профессор Сибирского автомобильнодорожного института (СибАДИ)

Рис 3 2 Карта изолиний климатического коэффициента ouv, см2/сут Поз 1 и 2 - см на рис 3 1 По юиояяао на 1992i

Таблица 3 2

Характеристики грунтов для расчета толщины морозозащитиого слоя

Г рунты

Показатель В, сь&сут

Степень пучинистости в ] условиях 3-го типа местности по характеру увлажнения

Песок (непылеватый) с содержанием частиц мельче 0,05 мм в пределах 2-15%, супесь легкая крупная

1,5-2,0

Слабопучинистые

Глины, сугпинки легкие и тяжелые (непылеватые) супеси легкие

3,0-3,5

Пучинистые

Супеси пылеватые, су!линки тяжелые пылеватые пески пылеватые

4,0 - 4,5

Спльнопучинии ые

Супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие пылеватые

50

Чрезмерно пучинистые

3.7. Требования к морозозащитным (стабильным) и теплоизоляционным материалам.

3.7.1.    Для устройства морозозащитных слоев нужно применять зернистые материалы, такие, как щебень, песчано-гравийные смеси, шлаки и непучинистые грунты I группы (см. табл.3.1), характеризующиеся Кпуч < 1%.

Материалы и грунты II группы (см.табл.3.1) К„уч=1“2 % и коэффициентом фильтрации не менее I м/с, также могут быть использованы для устройства морозозащитных слоев. При этом толщина слоев из непучинистых грунтов и материалов должна быть увеличена на 20%,

3.7.2.    В районах, не обеспеченных кондиционными зернистыми материалами, следует шире применять для устройства морозозащитных слоев грунты, укрепленные вяжущими, и гидрофобизированные.

Грунты, укрепленные цементом, должны отвечать следующим требованиям: а) коэффициент морозного пучения не должен превышать 2 %: б) коэффициент морозостойкости не должен быть ниже 0,65 при температуре замораживания -5РС.

Пределы прочности при сжатии Исж и изгибе Rvm стандартных лабораторных образцов из укрепленных цементом грунтов должны находиться в диапазоне, указанном в табл.3.3.

3.7.3.    Теплоизоляционные слои нужно устраивать из материалов с более эффективными теплозащитными свойствами, чем у грунтов и обычных дорожностроительных материалов.

Для теплоизоляции дорожной конструкции могут быть применены: а) полимерные материалы (пенопласты); б) легкие бетоны, в которых содержатся пористые заполнители (керамзит, аглопорит, гранулы полистирола, измельченный пенопласт): в) металлургические шлаки; г) золошлаковые смеси как обработанные цементом, битумом или битумной эмульсией, так и не обработанные; д) композиции из местных материалов или грунтов, легких заполнителей и вяжущих, приготовленные способом смешения в установке; е) битумоминеральные смеси -обычные и с легкими заполнителями. Перечисленные смеси и исходные материалы должны удовлетворять требованиям к дорожно-строительным материалам по соотвегствующим ГОСТам, СНиПам и инструкциям.

12

Таблица 3.3

Требования к грунтам, укрепленным цементом для морозозащитного слоя

Группа исходного грунта по степени пучинистости (см. табл. 3.1)

Пределы прочности укрепленного цементом грунта, МПа

Кизг

II

1

О

О

0,1 -0,2

III

1,0- 1,5

0,2-0,3

IV

1,6- 2,0

0,4-0,5

V, VI

> 2,0

>0,5

3.7.4. В числе указанных в п.3.7.3 материалов важное месю занимают грунты, укрепленные вяжущим веществом, с добавкой легких (пористых) заполнителей. Коэффициент теплопроводности их не должен превышать 1,5 Вт/(мК); предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов в возрасте 28 и 7 суток - соответственно 1,0 - 2,0 и 0,6 - 1,5 МПа; предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов-балочек в возрасте 28 суток - 0,1 - 0,2 МПа; коэффициент морозного пучения - не более 1 %.

3.8.    С учетом теплотехнических свойств эквивалентную толщину (по отношению к щебню из гранитных пород) слоев из стабильных материалов определяют по формуле

Zi, = hi £i + Il2 82 + Ьз £з + • • •    (3.1)

где hi, hi, t>3 - толщина слоев дорожной одежды из стаблиьных материалов; е», 62, ез - эквиваленты теплотехнических свойств материалов по отношению к уплотненному щебню (см.табл.ЗА)

Расчет эквивалентной толщины Zi3 производят только в случае Пдо < Zi (Идо - общая толщина всех слоев дорожной одежды).

3.9.    Морозозащитный слой из фильтрующих материалов обычно также служит элементом дренажной конструкции. Этот слой должен соответствовать требованиям к дренирующим слоям (см.раздел 4).

3.10.    При наличии более подробных исходных данных о грунтовогидрологических и климатических условиях эксплуатации дорожной одежды и земляного полотна, водных свойствах грунта ( в том числе, о его коэффициенте влагопроводности для связных грунтов) и теплофизических характеристиках слоев дорожной одежды расчет дорожной конструкции на морозоустойчивость следует производить на основе вероятностного прогноза возможной величины морозного пучения.

13

Теплотехнические характеристики материалов

Таблица 3.4

п/п

Материал, грунт

Плот

ность,

кг/м3

Коэффициент теплопроводности X, Вт мК

Удельная теплоемкость СУд !0-3,

Дж кг К

Эквивалент по гранитному щебню £,= Ашгк

1

2

3

4

5

6

1

Асфальтобетон горячий плотный

2400

1,40

1,65

1,15

То же, пористый

2300

1,25

1,65

1,22

То же, высокопористый, в том числе бптумопесчаная смесь (ТУ 218 РСФСР

395-79)

2200

1900

1,10-

1,00

1,50-

1,25

1,30-

1,36

2

Аглопоритовый щебень, обработанный вязким битумом

800

0,23

1,25

2,83

3

Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом

1100

0,64

1,15

1,71

4

Гравий (щебень) с легкими заполнителями, обработанные вязким битумом

2000

0,52

1,65

1,89

с

Супесь, укрепленная 10 %-ной битумной эмульсией

1700 -1900

U45

0,90

1,13

6

Цементобетон

2400

1,74

0,85

1,03

7

Песок разномерный, укрепленный 6-10 % цемента

2100

1,86

0,90

1,00

8

Песок мелкий, одномерный, укрепленный 10% цемента

2100

1,62

0,95

1,07

9

Цементогрунт с керамзитом: песок -75 0»(массы), керамзит - 25 %, цемент -6%

1500-

1600

0,58-

0,70

0,90-

0,95

1,79-

1,63

10

Цементогрунт с гранулами полистирола: песок 97 - 98 %, гранулы полистирола 3-2 % и цемент 7-6 %

1300-

1500

0,41 -0.58

1.25

2,14-

1,79

11

Битумоцементогрунт с перлитом (перлитовый щебень - 25-20 %, песок 75-80 %, цемент - 6-4 %, битум - 12-10 % от массы песка, перлита и цемента)

1400

0,52-

058

1,35

1,89

12

Цементогрунт с аглопоритом (супесь или песок70-80 %, аглопорит - 30-20 %, цемент - 6 %)

1700 -1800

0,64-

0,75

1,00-

1,10

1,71 -1,57

13

Шлакобетон

1600

0,58

1,15

1,79

14

Керамзитобетон

1400

0,75

1,45

1,57

15

Стиропорбетон

1100

0,23

1,45

2,83

16

Слабопрочные известняки, укрепленные известью

2000

1,16

1,10

1,27

17

Суглинок, укрепленный 6-12% цемента

1750-

1900

1,45

0,85

из

18

Суглинок, укрепленный 2-5 % цемента и 6-2 % извести

1800 -1900

1,33

0,85

1,18

14

Продолжение табл.3.4

1

2

3

4

5

6

19

Супесь, укрепленная 8-10 % цемента

то

1,5!

0,90

1,П

20

Пенопласт марки ПС-4

40-60

0,052

0,45

5.95

21

Каменноугольная золошлаковая смесь, укрепленная 6-8 % цемента

-

0,70

-

-

22

Шлак топочный

800

0,46

1,10

2,00

23

Щебень из гранита

1800

1,86

0,85

Г,00

24

Щебень из известняка

1600

1,39

0,90

U5

25

Гравии

1800

1,86

0,90

1,00

26

Песок крупный талый

2000

1,74

1,10

1,03

То же, мерзлый

2000

2,32

0,90

0,88

27

Песок средней крупности талый

1950

1,91

1,10

0,98

То же, мерзлый

1950

2,44

0,90

0,87

28

Песок мелкий талый

1850

1,91

1,10

0,98

То же, мерзлый

1850

2,32

0,90

0,89

29

Песок пылеватый талый

1750

1,80

1,10

1,02

То же, мерзлый

1750

2,20

0,90

0,92

30

Супесь талая

2100

1,80

1,35

1,02

То же, мерзлая

2100

2,03

1,00

0,96

31

Суглинок и глина талые

2000

1,62

1,45

1,07

То же, мерзлые

2000

1,97

1,25

0,97

32

Лессы талые

1500

1,51

1,45

1,11

То же, мерзлые

1500

2,09

1,05

0,94

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ ДРЕНИРУЮЩЕГО СЛОЯ

4.1.    Дренирующие слои и водоотводящие устройства необходимы на участках дорог с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов (пылеватых песков, пылеватых и тяжелых супесей, суглинков и глин) при традиционной дорожной одежде из зернистых материалов, в I и II дорожно-климатических зонах при всех типах местности по характеру и степени увлажнения, в III зоне - только при 2-м и 3-м типах местности, в IV и V зонах - только в 3-м типе местности.

4.2.    Для строительства дренирующих слоев следует использовать зернистые материалы (щебень, гравий, песок, шлак и др.), отвечающие требованиям ГОСТа. При содержании частиц мельче 0,15 мм не более 5% (по массе), а пылевидных, глинистых и илистых частиц, определяемых отмучиванием, в количестве, указанном в ГОСТе "Песок для строительных работ", материал пригоден для строительства дренирующего слоя.

4.3.    При коэффициенте фильтрации материала, равном 1-2 м/сут, его целесообразно применять на участках, где наряду с дренированием требуется

15

1 .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К нежестким относят все дорожные одежды, не содержащие в конструктивных слоях цементобетон. Они могут включать слои из разнш о вида асфальтобетонов, материалов, укрепленных вяжущими (битумом, цементом, известью и др.), слабосвязанных зернистых материалов (щебня, шлака, гравия и др.).

В многослойных конструкциях различают следующие элементы дорожной одежды.

Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредст венном> воздействию атмосферных факторов.

Основание - несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полоша.

Дополнительные слои основания - слои между основанием и подстилающим груш ом на участках с неблаг оприятными погодноклиматическими и грунтово-гидрологическими условиями.

Активная зона земляного полотна соответствует глубине практического затухания нормальных и касательных напряжений от автомобильной нагрузки. В пределах этой зоны в основном происходит накопление остаточных деформаций, которое приводит к постепенному ухудшению ровности проезжей части.

Классификация по типам нежестких дорожных одежд приведена в табл. 1.1.

1.2. Расчетным периодом считают часть года, в течение которой наблюдается наибольшее снижение прочности дорожной одежды в данном году.

з

Таблица 1.1

Классификация по типам нежестких дорожных одежд

Типы дорожных одежд

Основные виды покрытий

Категория дорог

Капитальные

Асфальтобетонные I и II марок

I-IV

Облегченные

Асфальтобетонные III марки

III, IV

и на первой стадии двухстадийного строительства дорог II категории

Из щебня, гравия, песка, обработанных вяжущими

IV и V

Переходные

Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими

IV, V

и на первой стадии двух-ста^ийного строительства дорог III категории

Низшие

Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками

V

и на первой стадии двухстадийного строительства дорог IV категории

Расчетным годом считают такой год в течение срока службы дорожной одежды, расчетный период которого соответствует наибольшему снижению прочности дорожной одежды по сравнению с другими годами.

Проектирование дорожной одежды ведут для совокупности годовых расчетных периодов за срок службы дорожной одежды.

1.3 Расчетное состояние дорожной одежды непосредственно связано с требуемыми транспортно-эксплуатационными условиями, обеспечиваемыми этой одеждой

Важнейшим показателем транспортно-эксплуатационных условий (состояния) является ровность дорожной одежды, которая существенно влияет на скорость движения, его безопасность и комфортность.

Ровность дорожной одежды в процессе ее эксплуатации постоянно меняется в сторону ее ухудшения в связи с накоплением остаточных деформаций. Основными факторами,влияющими на изменение ровности, являются прочность дорожной одежды и суммарный за срок службы размер движения.

Под воздействием движения и погодно-климатических факторов общая прочность дорожной одежды снижается в процессе эксплуатации, а также >худшается ее ровность. От каждого приложения транспортной нагрузки прогиб

4

дорожной одежды является практически упругим, но возникают очень малые по величине, часто не поддающиеся измерениям, остаточные деформации. В процессе многократного нагружения проездами автомобилей, особенно в расчетный период года, происходит накопление необратимых (остаточных) деформаций. Предельное состояние соответствует уровню ровности, ниже которого нормальная по скорости движения автомобилей эксплуатация дорох и не обеспечивается.

Начальная прочность (начальное расчетное состояние) дорожной одежды должна быть такой, чтобы за нормативный срок службы дорожная одежда могла пропустить заданное движение и ее состояние в конце срока службы было не ниже предельного.

Таким образом, начальная прочность зависит от количества транспортных единиц, проходящих за срок службы, их нагрузочных характеристик и уровня предельного состояния.

Эксплуатационная прочность (эксплуатационное расчетное состояние) занимает промежуточное положение между начальной и предельной прочностью. Уровень эксплуатационного состояния можно поддерживать и регулировать за счет ремонтных мероприятий.

1.4.    Расчетные состояния дорожной одежды (начальное, эксплуатационное, предельное) f тесно связанные с требуемым транспортно-эксплуатационным их состоянием, исходя из технико-экономических соображений, зависят от категории дороги и у слов XI й ее эксплуатации (особенно состава движения).

1.5.    Расчет дорожной одежды целесообразно осуществлять в следующем порядке:

1.5.1.    Конструирование системы "дорожная одежда - земляное полотно" (см.раздел 2);

1.5.2.    Определение общей толщины дорожной одежды, обеспечивающей ее морозоустойчивость;

1.5.3.    Определение толщины дренирующего слоя;

1.5.4.    Расчет толщины слоев дорожной одежды.

1.6.    Для снижения вероятности появления "копирующих" трещин на покрытиях, построенных с применением вязкого битума (марка БНД), имеющих в основании слои из материалов, укрепленных цементом, в процессе конструирования и расчета толщину верхних слоев, содержащих органическое вяжущее, необходимо назначать не менее:

5

Категория дороги


I


II


III - IV


Наименьшая толщина слоев из материалов,

содержащих органическое вяжущее, см    16    12    10

1.7. Для обеспечения прочности на растяжение при изгибе толщина слоев из

материалов, содержащих органическое вяжущее, должно быть не менее:


Общий расчетный модуль упругости Еобщр, МПа

(см.п.5.4.) Толщина слоя с

>300

250

220

180

125

<125

органическим вяжущим, см

16

13

10

8

6

4-6


1.0. Растет дорожной одежды производят на нагрузку с расчетным диаметром следа колеса D =37 см и средним расчетным удельным давлением на покрытие р =0,6 МПа.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ "ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО"

2.1.    Дорожная одежда и активная зона земляного полотна непосредственно связаны между собой в единой системе. Проектирование дорожной одежды ведут на основе конкретных грунтово-гидрологических условий, осуществляя в комплексе конструирование и расчет на прочность и на воздействие климатических условий, включая обеспечение необходимой морозоустойчивости и мероприятий по осушению.

В процессе конструирования осуществляют:

а)    назначение типа покрытия, исходя из требований СНиП 2.05.02-85 и технико-экономических соображений;

б)    установление числа слоев, их ориентировочной толщины и материалов, включая возможные варианты грунта земляного полотна;

в)    рассмотрение возможности и целесообразности мероприятий, обеспечивающих повышение надежности дорожной одежды и снижение ее толщины за счет применения теплоизолирующих прослоек и дополнительного уплотнения земляного полотна.

2.2.    Важным условием обеспечения экономичности дорожной одежды является применение в ее слоях местных материалов, которые в большинстве случаев являются малопрочными. В связи с этим в процессе конструирования дорожной одежды целесообразно рассматривать варианты укрепления местных


6


материалов теми или иными вяжущими, а также варианты применения привозных более прочных материалов.

2.3.    Прочность грунта земляного полотна имеет большое значение для общей прочности дорожной одежды. Одним из наиболее эффективных способов повышения прочности является дополнительное уплотнение грунта и снижение его влажности за счет повышения бровки земляного полотна и осушения или специальных мероприятий.

2.4.    Конструирование дорожной одежды при проектировании реконструкции дорог включает:

а)    анализ результатов диагностики существующей дорожной одежды;

б)    выбор материалов для слоев усиления, которые по своим качественным показателям не должны быть ниже материала существующего покрытия;

в)    выбор материала для уширения дорожной одежды с учетом обеспечения равнопрочности существующей дорожной одежды после ее усиления и полосы уширения, а также с учетом обеспечения водоотвода.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТОЛЩИНЫ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕЕ МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТЬ

3.1.    В районах сезонного промерзания грунтов на участках дорог, находящихся в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожных одежд и земляного полотна.

3.2.    Не требуется специальных мер по морозозащите конструкций:

а)    в районах с глубиной промерзания менее 0,6 м;

б)    при земляном полотне, сложенном на всю глубину промерзания из непучинистых или слабопучинистых грунтов (табл.3.1);

в)    в случаях, когда общая толщина дорожной одежды превышает 2/з глубины промерзания.

3.3.    Основные мероприятия, способствующие обеспечению требуемой морозоустойчивости дорожной одежды и земляного полотна:

7

Таблица 3.1

Характеристики грунтов по вспучиванию при промерзании_

Пучинис-

тость

грунта

Характеристика грунта

Тип

местности

по

характеру

увлаж

нения

Среднее

относи

тельное

морозное

пучение

Кпуч

при глубине промерзания 1,5 м,

%

Группа грунта по степени пучи-нистости

Непучинис-

тый

Песок гравелистый, крупный и средней крупности, с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 2 %

2-3

Менее 1 *

I

Песок гравелистый, крупный и средней крупности, с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 15 %, песок мелкий с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 2%

1

Менее 1 *

I

Слабо-

пучинистый

Песок гравелистый, крупный и средней крупности, с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 15 %, песок мелкий с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 2 %

2-3

1-2*

II

Песок мелкий с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 15 %, супесь легкая и легкая крупная

1

1-2*

II

Песок мелкий с содержанием частиц менее 0,05 мм меньше 15 %, супесь легкая крупная

2-3

2-4

III

Песок пылеватый, супесь пылеватая, суглинок легкий, тяжелый, тяжелый пылеватый, глины

1

2-4

III

Пучинистый

Супесь легкая, суглинки легкие и тяжелые, глины

2-3

4-7

IV

Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый

1

4-7

IV

Очень

пучинистый

Песок пылеватый, супеси пылеватые, суглинок тяжелый пылеватый

2-3

7-10

V

Чрезмерно

пучинистый

Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый

2-3

10- 15

VI

* Относительное пучение щебенистых, гравелистых, дресвяных песков при содержании более 15 % частиц размером мельче 0,05 мм ориентировочно может быть принято как для пылеватого _песка, но с проверкой данных в лаборатории_

8

3.3.1.    Использование непучинистых или слабопучинистых грунтов (см.табл.3.1) для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания.

3.3.2.    Обеспечение достаточного возвышения покрытия над уровнем грунтовых или поверхностных вод.

3.3.3.    Устройство морозозащитных слоев из стабильных, не изменяющих своего объема при промерзании в увлажненном состоянии материалов, или теплоизоляционных слоев, задерживающих ход и снижающих глубину промерзания земляного полотна.

3.3.4 Применение специальных устройств предохраняющих земляное полотно от неблагоприятного воздействия отрицательных температур воздуха.

3.3.5.    Понижение уровня грунтовых вод.

3.3.6.    Устройство капилляропрерывающих и водоизоляционных прослоек.

Оптимальное решение нужно принимать на основании технико-экономическою сравнения вариантов отдельных или сочетания нескольких мероприятий.

3.4.    Общая толщина дорожной одежды и непучинистых грунтов Z], обеспечивающая морозоустойчивость конструкции (зимнее вспучивание в допустимых пределах), зависит от расчетной глубины промерзания грунта Z, климатического коэффициента ао, комплексной характеристики грунта В и расстояния Н до предзимнего уровня грунтовых вод.

3.5.    Расчетные значения Z и Н следует определять в соответствии с ГОСТом и инструктивными указаниями с использованием многодетных данных наблюдения за изменением этих параметров в натурных условиях, сходных с условиями района строительства.

При отсутствии достоверных фактических данных о глубине промерзания Z за ее расчетную величину может быть принята глубина по карте на рис.3.1, с введением поправки, которая дана в подрисуночной надписи. Климатический коэффициент ао, характеризающий скорость промерзания грунта,определяют по карте на рис.3.2.

Комплексная характеристика грунта В, зависящая от влагопроводности грунта, полной его влагоемкости при требуемой плотности (за вычетом защемленного воздуха), а также от капиллярной влагоемкости может быть определена по табл. 3.2.

9

Рис 3 1 Карта изолиний глубины промерзания Zcp грунтов, см

1    I раница сплошного распространения вечномерзлых i рунтов,

2    - то же островного (^лубинои до 25 м) По состоянию на 1992i Поправка, добавляемая к Zcp при определении глубины промерзания

дороги

/ср.см    80    100    120    140    160    180    200    220    240

Поправка, см    30    40    50    57    63    68    72    75    77

3    6 Численные значения общей толщины дорожной одежды и непучи-нистых грунтов Zi для различных случаев даны в Приложении 1 Величину Ъ\ определяют для характерных участков или групп участков дороги, сходных по грунтово-гидрологическим условиям имеющих одинаковое покрытие одну и ту же конструкцию земляною полотна, а также в равной мере обеспеченных местными строительными материалами