ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
54834-2011
|
Средства
защитные банковские
ПУНКТЫ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ
МОБИЛЬНЫЕ
Общие
технические требования
|
Москва
Стандартинформ
2013
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о
стандарте
1
РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр сертификации и
исследований «АРМОР ТЕСТ», Московским областным общественным учреждением
«Региональный сертификационный центр «Опытное», Закрытым акционерным обществом
«ПК АТЛАНТ», Закрытым акционерным обществом «Корпорация «Защита», Обществом с
ограниченной ответственностью «ДИСА», Обществом с ограниченной ответственностью
«ГАС»
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 391 «Средства физической
защиты и материалы для их изготовления»
3
УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1229-ст
4
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в
ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 2
2
Нормативные ссылки. 2
3 Термины
и определения. 4
4
Классификация. 5
5 Общие
технические требования. 5
5.1
Основные положения. 5
5.2
Характеристики. 5
5.3
Требования к конструкции. 6
5.4
Требования к защите. 6
5.5
Требования к монтажу. 7
5.6
Требования к материалам и покрытиям.. 7
5.7
Комплектность. 8
5.8 Маркировка. 8
5.9
Упаковка. 9
6
Требования безопасности. 10
7
Транспортирование и хранение. 10
8 Указания
по эксплуатации для автономных ПКОМ... 11
9
Санитарно-гигиенические требования. 12
Библиография. 12
|
ГОСТ Р 54834-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Средства
защитные банковские
ПУНКТЫ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ МОБИЛЬНЫЕ
Общие технические
требования
Equipment
for bank protection. Mobile cash operation terminals.
General technical requirements
Дата
введения - 2012-09-01
1 Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые пункты кассовых
операций мобильные (далее - ПКОМ).
Настоящий
стандарт не распространяется на ранее установленные сборно-разборные защитные
кабины, а также на ПКОМ, устанавливаемые стационарно.
2 Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 50669-94 Электроснабжение и электробезопасность мобильных (инвентарных)
зданий из металла или с металлическим каркасом для уличной торговли и бытового
обслуживания населения. Технические требования
ГОСТ
Р 50862-2005 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища. Требования и методы
испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость
ГОСТ Р
50941-96 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р
50963-96 Защита броневая автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р
51110-97 Средства защитные банковские. Общие технические требования
ГОСТ
Р 51112-97 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и
методы испытаний
ГОСТ
Р 51113-97 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к
взлому и методы испытаний
ГОСТ Р
51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия
ГОСТ Р 51221-98
Средства защитные банковские. Термины и определения
ГОСТ
Р 51224-98 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические
условия
ГОСТ
Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний.
Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 52502-2005
Жалюзи-роллеты. Общие технические условия
ГОСТ
Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические
требования и методы испытаний
ГОСТ
Р 52582-2006 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний
на устойчивость к криминальному открыванию и взлому
ГОСТ
Р 53814-2010 Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов.
Технические требования и методы испытаний
ГОСТ
Р МЭК 60065-2002 Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура.
Требования безопасности
ГОСТ
2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах
о маркировании и клеймении изделий
ГОСТ
2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения
эксплуатационных документов
ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ
9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические
и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ
9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ
12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.
Общие требования
ГОСТ
12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические.
Общие требования безопасности
ГОСТ
12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы
погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 475-78 Двери
деревянные. Общие технические условия
ГОСТ 5089-2003 Замки
и защелки для дверей. Технические условия
ГОСТ
14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения,
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах.
Общие требования
ГОСТ
22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие
требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных
и маневровых работ
ГОСТ
23118-99 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
ГОСТ
23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным
свойствам
ГОСТ
25726-83 Клейма ручные буквенные и цифровые. Типы и основные размеры
ГОСТ
27570.0-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие
требования и методы испытаний
ГОСТ 28653-90 Оружие
стрелковое. Термины и определения
Примечание -
При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В
настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ Р 51221, а
также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
пункт кассовых операций мобильный; ПКОМ: Средство защитное банковское,
предназначенное для обеспечения безопасности персонала банка при проведении
кассовых операций с участием физических лиц, функционирующее в населенных
пунктах и других местах, где установка стационарных операционных касс
невозможна или нецелесообразна.
3.2
пункт кассовый автономный: Специальное транспортное банковское средство,
обладающее регламентированными защитными свойствами, имеющее в своем составе
кабину кассира, кабину водителя, кабину клиента, позволяющее осуществлять
оперативное передвижение к месту функционирования с персоналом банка.
3.3
пункт кассовый транспортируемый: Кабина кассира и кабина клиента,
объединенные в единую конструкцию, доставляемую к месту функционирования
автомобильным или железнодорожным транспортным средством.
3.4
пункт кассовый модульный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ,
изготовленный в заводских условиях, оснащенный стандартными или специальными
конструкционными элементами, обеспечивающими многократную погрузку на
транспортное средство или разгрузку с него.
3.5
пункт кассовый блочный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ,
монтируемый (демонтируемый) на месте функционирования из элементов конструкции
с помощью конструкционных узлов, позволяющих осуществлять многократную сборку
(разборку) без снижения защитных свойств.
3.6
кабина кассира: Средство защитное банковское (СЗБ), обладающее
регламентированными защитными свойствами, являющееся неотъемлемой составной
частью ПКОМ.
3.7
кабина клиента индивидуальная: Помещение, выполненное в виде
конструкционного дополнения к кабине кассира.
3.8
элемент конструкции пункта кассового: Составная часть конструкции ПКОМ
(панель, стекло, передаточное устройство, дверь и т.п.) в совокупности с
соединительными элементами, обеспечивающая требования по защитным свойствам
ПКОМ.
3.9
люк аварийный: Люкс размерами в свету не менее 600´600 мм,
обладающий регламентированными защитными свойствами не ниже свойств кабины
кассира, обеспечивающий эвакуацию персонала автономного ПКОМ в экстремальных
ситуациях.
3.10
узел конструкционный: Технологический прием, конструкционное исполнение,
специальные крепежные элементы, стандартизованные крепежные элементы,
обеспечивающие не только соединения элементов конструкций в единое СЗБ, но и
обладающие установленными в нормативной документации на конкретное СЗБ
свойствами.
3.11
унифицированные элементы конструкции: Элементы, подобные или
отличающиеся габаритными размерами, исполнениями покрытий, внешней или
внутренней отделки и т.п.
3.12
источник автономного электропитания: Преобразователь электрический с
питанием от бортовой сети автомобиля или специальных аккумуляторов бензо- или
дизель-генераторов, обеспечивающий электропитание встроенного оборудования ПКОМ
при отсутствии возможности подключения к стационарной (местной) электросети.
3.13
вентиляционные каналы: Специальные устройства или конструкционные
элементы кабины кассира и клиента, обеспечивающие круглосуточный воздухообмен в
ПКОМ.
3.14
средства поражения: По ГОСТ Р 50963.
3.15
стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.
4 Классификация
4.1
ПКОМ классифицируют по:
-
конструкционному исполнению;
-
степени эксплуатационной готовности;
-
защитным свойствам;
-
условиям эксплуатации.
4.1.1
По конструкционному исполнению ПКОМ могут быть:
-
автономные;
-
транспортируемые.
4.1.2
По степени эксплуатационной готовности ПКОМ могут быть:
-
модульные;
-
блочные.
4.1.3
По защитным свойствам ПКОМ могут быть:
-
пулестойкие;
-
комбинированные (обеспечивающие пулестойкость и защиту от взлома).
4.1.4
По условиям эксплуатации ПКОМ могут иметь несколько исполнений, соответствующих
техническим требованиям, указанным заказчиком в договоре на изготовление
конкретного изделия.
5 Общие технические требования
5.1 Основные положения
5.1.1
ПКОМ должен быть изготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51110,
настоящего стандарта, технических условий (далее - ТУ) на конкретный ПКОМ по
рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.1.2
Требования к автомобилям, применяемым в качестве базовых для автономных
кассовых пунктов, в части, касающейся требований к транспортным средствам, - по
ГОСТ
Р 53814.
5.1.3
Требования к кабине клиента индивидуальной устанавливаются в ТУ на конкретный
ПКОМ.
5.2 Характеристики
5.2.1
Площадь кабины кассира должна составлять:
-
не менее 4 м2 для автономных ПКОМ;
-
не менее 6 м2 для транспортируемых ПКОМ.
5.2.2
Высота от пола до потолка кабины кассира должна быть:
- в
соответствии с ГОСТ
Р 52389 для автономного ПКОМ;
-
не менее 2,3 м для транспортируемых ПКОМ.
5.2.3
Стальные конструкции ПКОМ должны быть изготовлены с учетом требований ГОСТ 23118.
5.2.4
ПКОМ должен быть изготовлен в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ
15150, категория размещения 1.
5.2.5
ПКОМ должен быть стойким к внешним климатическим и механическим воздействиям.
Конкретные требования должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.
5.2.6
В рабочей документации составных элементов ПКОМ должны быть указаны виды и
характеристики утеплителей, удовлетворяющие требованиям по теплозащите [1].
5.2.7
ПКОМ должен нормально функционировать при использовании автономного источника
электропитания. Работоспособность от автономного источника электропитания должна
обеспечиваться в течение времени, выбираемого из ряда 12, 24, 48, 72 и более 72
ч.
5.3 Требования к конструкции
5.3.1
Общие требования к конструкции - по ГОСТ Р 51110.
5.3.2
Дверь кабины кассира автономных ПКОМ должна быть конструкционно выполнена рядом
с кабиной водителя и соответствовать требованиям ГОСТ
Р 51224.
5.3.3
Дверь кабины кассира транспортируемых ПКОМ должна соответствовать ГОСТ
Р 51224; замки - по ГОСТ 5089
не ниже 4-го класса.
5.3.4
Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать возможность наблюдения
за его содержимым и иметь механизм приведения его в действие и фиксации,
находящийся со стороны кассира.
5.3.5
Для автономных ПКОМ допускается защитное остекление кабины кассира по ГОСТ Р 51136,
не снижающее общий класс защиты по пулестойкости.
5.3.6
Кабина кассира должна иметь тамбур и быть укомплектована биотуалетом, раковиной
с умывальником, баком для питьевой воды, емкостью для использованной воды,
вешалкой для одежды. В конструкции кабины кассира должна быть предусмотрена
зона приема пищи с соответствующим оборудованием (автомобильным или иным
малогабаритным холодильником, микроволновой печью, столом и т.д.).
5.3.7
Кабина кассира должна быть оборудована аварийным люком, установленным, как
правило, в крыше, который должен открываться изнутри.
5.3.8
Конструкцией транспортируемых ПКОМ может быть предусмотрена возможность
подключения оборудования и оргтехники к стационарной (местной) сети переменного
тока.
5.4 Требования к защите
5.4.1
Автономные ПКОМ
5.4.1.1
Общие требования по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51112.
Класс
защиты кабины кассира устанавливают в технической или конструкторской
документации на конкретный автономный ПКОМ, но не ниже 2-го класса защиты по
пулестойкости.
5.4.1.2
Общие требования по устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ
Р 51113.
Класс
устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ устанавливают в ТУ на
конкретный автономный ПКОМ.
5.4.1.3
В кабине кассира должен быть установлен сейф не ниже класса устойчивости к
взлому III и не ниже 60Б
по огнестойкости в соответствии с ГОСТ
Р 50862.
5.4.1.4
В случае отсутствия требований по устойчивости к взлому к кабине кассира
автономного ПКОМ требования по устойчивости к взлому предъявляются к двери
кабины кассира автономного ПКОМ по ГОСТ
Р 51224.
5.4.1.5
Остекление кабины кассира автономного ПКОМ должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136
в части пулестойкости, но не ниже класса защиты составляющих элементов всей
кабины.
5.4.1.6
Аварийный люк кабины кассира автономного ПКОМ в части пулестойкости должен
удовлетворять общим требованиям по пулестойкости для кабины кассира автономного
ПКОМ по 5.4.1.1.
5.4.2
Транспортируемые ПКОМ
5.4.2.1
В кабине кассира должен быть установлен сейф класса устойчивости к взлому не
ниже II и не ниже 60Б
по огнестойкости в соответствии с ГОСТ
Р 50862.
5.4.2.2
Транспортируемые ПКОМ должны обеспечивать комплексную защиту, требования к
которой должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. При этом классы
защиты по устойчивости к взлому и пулестойкости могут быть различными, но не ниже
класса устойчивости к взлому I по ГОСТ
Р 51113, 2-го класса защиты по пулестойкости по ГОСТ
Р 51112.
5.4.2.3
Общие требования по пулестойкости транспортируемых ПКОМ - по ГОСТ
Р 51112.
Класс
защиты устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.
5.4.2.4
Общие требования по устойчивости к взлому - по ГОСТ
Р 51113.
Класс
устойчивости к взлому устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного
типа.
5.4.2.5
Остекление транспортируемого ПКОМ - по ГОСТ Р 51136.
5.4.2.6
Оконные проемы и проем передаточного узла транспортируемого ПКОМ должны
комплектоваться защитными ставнями по ГОСТ
Р 51113 либо жалюзи по ГОСТ Р 52502.
5.4.3
Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать защиту кассира от
прямого воздействия отравляющих веществ.
5.4.4
Составные части кабины кассира ПКОМ - стены, пол, потолок, дверь, передаточный
узел, ставни (жалюзи), стекла и их конструкционные узлы должны обеспечивать
равнопрочную защиту, установленную в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного
типа.
5.4.5
Входная дверь в кабину клиента ПКОМ - по ГОСТ 475. Входная дверь
в кабину клиента ПКОМ оборудуется самозащелкивающимся замком класса
устойчивости к криминальному открыванию не ниже U3 по ГОСТ
Р 52582, управляемым из кабины кассира.
5.4.6
ПКОМ должен быть оборудован средствами радиосвязи или иными видами связи,
пожарной и тревожной сигнализации. Для автономных ПКОМ средствами радиосвязи
или иными видами связи и тревожной сигнализации оборудуется и кабина водителя.
5.4.7
Средства радиосвязи или иные виды связи, пожарная и тревожная сигнализация
должны обеспечивать стабильную работу от сети переменного тока напряжением 220
В, частотой 50 Гц и/или от источника автономного электропитания.
5.5 Требования к монтажу
5.5.1
При монтаже транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена горизонтальность их
установки на месте функционирования и устойчивость.
5.5.2
Конструкцией сборно-разборных транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена
возможность сборки (разборки) и монтажа (демонтажа) оборудования и оргтехники в
течение не более 24 ч.
5.5.3
Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с конструкциями
ПКОМ - по ГОСТ
12.3.009.
5.5.4
Погрузку и выгрузку конструкций, транспортных пакетов и ящичных поддонов
следует выполнять способами, исключающими повреждение конструкций и
транспортных средств.
5.6 Требования к материалам и покрытиям
5.6.1
Общие требования к материалам - по ГОСТ Р 51110.
5.6.2
ПКОМ должен быть защищен от коррозии в соответствии с требованиями [2].
5.6.3
В ТУ на ПКОМ конкретного типа должны быть установлены сроки обновления защитных
покрытий.
5.6.4
Защитные покрытия на ПКОМ и составные элементы следует наносить в заводских
условиях.
5.6.5
Нанесение покрытий непосредственно при монтаже сборно-разборных ПКОМ
допускается:
-
при восстановлении заводской маркировки;
-
по требованию заказчика - по ГОСТ
9.032;
-
при нанесении цветомаркировки.
5.6.6
Подготовка поверхностей под покрытия - по ГОСТ
9.301 и ГОСТ
9.402.
5.6.7
Выбор покрытий – по ГОСТ
23852. Общие требования к покрытиям - по ГОСТ
9.301.
5.6.8
Окрашенные поверхности должны быть ровными, без подтеков, пятен, пузырей,
посторонних включений, отслаиваний и шелушений.
5.7 Комплектность
5.7.1
В комплект автономных ПКОМ должны входить:
-
комплект документов на базовое транспортное средство;
-
паспорт на автономный ПКОМ по ГОСТ
2.610;
-
эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия.
5.7.2
В комплект транспортируемых ПКОМ должны входить:
-
паспорт на транспортируемый ПКОМ по ГОСТ
2.610;
-
эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия;
-
инструкция по монтажу по ГОСТ
2.610 (для сборно-разборных транспортируемых ПКОМ).
5.8 Маркировка
5.8.1
В зависимости от назначения маркировка ПКОМ и составных элементов может быть
общей, индивидуальной и ориентирующей:
5.8.2
Требования к маркировке - по ГОСТ Р 51110.
5.8.3
Место и способ нанесения маркировки ПКОМ и ее элементов должны быть указаны в
конструкторской документации на ПКОМ. Маркировка должна быть нанесена на
внутренней поверхности ПКОМ и/или ее элементов. Маркировка кабины водителя
автономного ПКОМ должна быть нанесена на внутренней стороне кабины водителя
автономного ПКОМ.
5.8.4
Маркировка должна содержать:
-
товарный знак и/или реквизиты предприятия-изготовителя;
-
тип (модель) и заводской номер ПКОМ;
-
год выпуска;
-
сведения о классах защиты.
5.8.5
Маркировка должна быть четкой и разборчивой, устойчивой к воздействию
механических и климатических факторов и оставаться стойкой и прочной в течение
всего срока эксплуатации ПКОМ.
5.8.6
Расположение маркировки на конструкции должно быть указано в соответствии с ГОСТ
2.314 в ТУ или конструкторской документации на конструкции конкретного
вида.
5.8.7
Способ нанесения маркировки следует устанавливать в ТУ на конструкции
конкретного вида или проектной документации. Нанесение маркировки может быть
выполнено одним из следующих способов:
-
окраской по трафарету;
-
буквенно-цифровыми клеймами по ГОСТ 25726;
-
кернением;
-
креплением на изделии металлического ярлыка с маркировкой, выбитой
буквенно-цифровыми клеймами.
5.8.8
Допускается разборчиво краской наносить маркировку от руки. Маркировка должна
быть разборчивой. Маркировку буквенно-цифровыми клеймами следует обводить
краской в виде рамки.
5.8.9
Маркировку окраской по трафарету следует проводить краской, контрастной по
отношению к цветовому фону поверхности конструкции.
5.8.10
Маркировку следует выполнять шрифтом высотой 10, 15, 30, 50 и 100 мм по ГОСТ
14192.
5.8.11
При соблюдении условий и сроков хранения, установленных в нормативной
документации на ПКОМ конкретного типа, маркировка должна обеспечивать
визуальное прочтение при хранении и монтаже.
5.8.12
Крепление на конструкции накладных металлических ярлыков должно исключать
возможность создания активных гальванических пар. Размеры ярлыка - по ГОСТ
14192.
5.8.13
Транспортная маркировка изделий - по ГОСТ
14192.
5.9 Упаковка
5.9.1
При упаковывании элементов конструкций сборно-разборных ПКОМ следует соблюдать
меры, исключающие изменения геометрической формы, деформации, а также
обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций при их погрузке,
разгрузке и хранении.
5.9.2
В качестве основного вида упаковки конструкций для транспортирования и хранения
следует применять пакетирование.
5.9.3.
Пакетированию подлежат конструкции, детали и сборочные единицы (изделия) малой
жесткости и устойчивости:
-
элементы конструкций, панели стен, панели потолков и другие, позволяющие
производить их пакетирование;
-
балки перекрытий;
-
плоскостные решетчатые конструкции.
Отдельные
пакеты конструкций выполняют как транспортные или объединяют в них.
5.9.4
Формирование транспортных пакетов следует производить из одноименных изделий
или пакетов одного заказа и чертежа или из разноименных отправочных элементов
или пакетов в пределах заказа.
5.9.5
Транспортные пакеты изделий должны обеспечивать:
-
возможность механизированной погрузки на транспортные средства и выгрузки;
-
неизменность формы и размеров, сохранность конструкций при транспортировании,
погрузке, выгрузке и хранении;
-
устойчивость каждого пакета в отдельности и возможность складирования в два
яруса и более, кроме пакетов решетчатых элементов и криволинейных листовых
конструкций;
-
доступность проверки количества изделий и их маркировки в пакете;
-
безопасность формирования, погрузки, выгрузки, возможность поэлементного
расформирования пакета;
-
надежность и удобство на транспортных средствах согласно правилам, действующим
на данном виде транспорта.
5.9.6
Максимальные размеры пакетов и ящичных поддонов при перевозке железнодорожным,
автомобильным, авиационным и водным транспортом должны соответствовать
требованиям, установленным действующими на этих видах транспорта правилами,
утвержденными в установленном порядке.
5.9.7
В случае перегрузки пакетов массой более 10 т на пути следования необходимо
согласование со станцией (пунктом) перегрузки.
5.9.8
При смешанных перевозках габаритные размеры и масса пакетов и ящичных поддонов
не должны превышать меньших значений, указанных в правилах, действующих на
соответствующих видах транспорта.
5.9.9
Масса средств пакетирования и ящичных поддонов должна быть минимально
необходимой. Несущие и ненесущие элементы средств пакетирования следует
рассчитывать по строительным нормам и правилам на проектирование стальных
конструкций с учетом массы с пакетированных конструкций, а также нагрузок,
возникающих при погрузке, разгрузке и перевозке груза на транспортных
средствах.
5.9.10
Несущие элементы средств пакетирования должны иметь устройства для строповки
пакета и закрепления его на транспортных средствах. Отверстия в деталях средств
пакетирования должны быть не менее, мм:
-
70 - для строповки;
-
30 - для закрепления.
5.9.11
Для средств пакетирования следует применять:
-
фасонный (горячекатаный, холодногнутый) и листовой стальной прокат;
-
болтовые и сварные соединения;
-
стальную низкоуглеродистую проволоку общего назначения, термически
обработанную, диаметром не менее 6 мм.
5.9.12
Для сохранности защитного покрытия конструкций в местах контакта их между собой
и со средствами пакетирования необходимо устанавливать и закреплять от
выпадания прокладки из дерева, картона, пластмассы и других материалов.
5.9.13
Средства скрепления грузов в транспортных пакетах - по ГОСТ
21650.
5.9.14
Пакеты изделий, а также ящичные поддоны должны иметь маркировку по ГОСТ
14192.
6 Требования безопасности
6.1
Кабина кассира должна быть оборудована переговорным устройством «кассир -
клиент» и видеокамерой с внешней стороны у двери кассира, с видеодомофоном - с
внутренней.
6.2
Требования пожарной безопасности - по ГОСТ
12.1.004.
6.3
Кабина кассира ПКОМ и кабина водителя автономного ПКОМ должны быть оборудованы
средствами пожаротушения.
6.4
Передаточный узел должен обеспечивать безопасность персонала и визуальное
наблюдение за обстановкой вне кабины кассира.
6.5
ПКОМ должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ
12.1.004, ГОСТ
Р МЭК 60065, ГОСТ
12.2.007.0, ГОСТ
27570.0, [3], [4].
6.6
Кабина кассира ПКОМ должна быть оборудована вентиляционными каналами и
кондиционером, защищающими персонал от прямого воздействия отравляющих веществ,
горючих или иных жидкостей.
6.7
Требования к электрооборудованию и электробезопасности - по ГОСТ
Р 50669.
6.8
При использовании автономного источника электропитания должна быть обеспечена
возможность визуального и/или акустического контроля состояния источника
электропитания.
6.9
В случае, когда при перевозке блочного транспортируемого ПКОМ его габариты
подпадают под понятие крупногабаритного или тяжеловесного груза, при его
транспортировании следует руководствоваться [5].
6.10
Кабина кассира автономного ПКОМ должна быть оборудована стационарно
закрепленным пассажирским креслом и ремнем безопасности для этого кресла.
6.11.
Конструкция блочного транспортируемого ПКОМ должна предусматривать возможность
его погрузки и разгрузки, в связи, с чем должны быть предусмотрены крепежные
элементы (рым-болты, специальные проушины).
7 Транспортирование и хранение
7.1
Требования к транспортированию и хранению должны быть приведены в ТУ на серийно
изготовляемые конструкции ПКОМ и в проектной документации на конструкции
индивидуального изготовления.
7.2
Погрузку, транспортирование, выгрузку и хранение конструкций ПКОМ следует
проводить, соблюдая меры, исключающие возможность их повреждения, а также
обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций. Не допускается
выгружать конструкции ПКОМ сбрасыванием, а также перемещать их волоком.
7.3
Условия транспортирования и хранения конструкций ПКОМ следует устанавливать в
зависимости от климатических факторов внешней среды по ГОСТ
15150.
7.4
Транспортирование конструкций ПКОМ допускается транспортом любого вида.
Погрузку и крепление при транспортировании конструкций железнодорожным
транспортом следует осуществлять на открытом подвижном составе в соответствии с
ГОСТ
22235 с учетом максимального использования его грузоподъемности
(вместимости) и в соответствии с требованиями [6].
7.5
Размещение и крепление отдельных конструкций ПКОМ, пакетов, поддонов на транспортных
средствах следует производить по схемам, разработанным в соответствии с ТУ и
правилами, действующими на транспорте данного вида.
7.6
Конструкции ПКОМ следует хранить на специально оборудованных складах
рассортированными партиями по заказам, сборочным единицам и маркам.
7.7
При хранении должно быть обеспечено устойчивое положение конструкций ПКОМ,
пакетов и ящичных поддонов, исключено соприкосновение их с грунтом, а также
предусмотрены меры против скапливания атмосферной влаги на конструкциях или
внутри них.
7.8
При многоярусном складировании конструкции ПКОМ, пакеты и ящичные поддоны
вышележащего яруса необходимо отделять от нижележащего деревянными прокладками,
располагаемыми по одной вертикали с подкладками.
7.9
Схемы складирования должны исключать деформации конструкций ПКОМ и обеспечивать
безопасность расстроповки и строповки конструкций, пакета или ящичного поддона.
7.10
При складировании должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки
конструкций ПКОМ.
7.11
Размеры проходов и проездов на складе между штабелями или отдельными
конструкциями ПКОМ должны соответствовать требованиям строительных норм и
правил, а также правил по технике безопасности.
8 Указания по эксплуатации для автономных ПКОМ
8.1
Эксплуатация автономного ПКОМ не допускается при возникновении дефектов,
снижающих класс защиты элементов конструкции ПКОМ, таких как:
-
сквозные трещины любой длины на защищающих элементах;
-
очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее
предельное отклонение по толщине деталей;
-
выпучины на тыльной поверхности защищающих элементов, образовавшиеся в
результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при
испытаниях обстрелом по ТУ на ПКОМ конкретного типа;
-
отсутствие (снятие) защищающих элементов, предусмотренных нормативными
документами предприятия-изготовителя;
-
нарушение целостности композиционных защищающих элементов;
-
трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также снижение пропускания
света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136
(5.3.1, 5.3.5), если они не установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.
8.2
Допускается без снижения класса защиты ремонт защищающих элементов по
утвержденной документации, указанной в ТУ на ПКОМ конкретного типа, при наличии
в деталях не более трех сквозных трещин общей длиной не более 100 мм на площади
1 м2 и не более пяти царапин глубиной до 0,5 мм общей длиной не
более 100 мм на площади 1 м2.
8.3
В процессе эксплуатации ПКОМ:
-
должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного
оборудования, предусмотренного конструкторской документацией
предприятия-изготовителя;
-
не допускается дребезжание защищающих элементов, отсутствие (потеря) крепежных
деталей и ослабление их затяжки.
9 Санитарно-гигиенические требования
9.1
Санитарно-гигиенические требования к ПКОМ - по ГОСТ Р
50941 и настоящему стандарту.
9.2
Материалы, используемые для изготовления и отделки ПКОМ, должны иметь
токсико-гигиенические паспорта и гигиенические сертификаты.
Температура
воздуха в кабине кассира ПКОМ должна быть не ниже 18 °C - 20 °C по ГОСТ Р
50941.
Система
приточной и принудительной вентиляции кабины кассира должна обеспечивать
двукратный обмен воздуха в час.
9.3
Уровень шума в кабине кассира во время функционирования ПКОМ не должен
превышать 55 дБ по шкале А по ГОСТ Р
50941.
9.4
Уровень шума в кабине кассира автономного ПКОМ во время движения не должен
превышать 80 дБ по ГОСТ
Р 51616.
9.5
Освещенность рабочей поверхности стола в кабине кассира ПКОМ - не менее 400 лк,
на полу кабины кассира - не менее 200 лк.
9.6
Освещенность рабочей поверхности стола в кабине клиента ПКОМ - не менее 400 лк,
на полу кабины клиента - не менее 200 лк.
Библиография
[1]
|
СНиП II-3-79
|
Строительная
теплотехника
|
[2]
|
СНиП 2.03.11-85
|
Защита
строительных конструкций от коррозии
|
[3]
|
Правила
устройства электроустановок (ПУЭ). Утверждены Главным
техническим управлением по эксплуатации энергосистем и Государственной
инспекцией по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации СССР
|
[4]
|
Правила технической
эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго
России от 13 января 2003 г. № 6, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 января
2003 г., регистрационный № 4145
|
[5]
|
Инструкция по
перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по
дорогам Российской Федерации (с изменениями от 21.07.2011), утверждена
Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996
|
[6]
|
Правила
перевозок грузов и технические условия погрузки и крепления грузов
|
Ключевые
слова:
средства защиты, банковское оборудование, мобильные пункты, кассовые
операции, требования, метод, испытание, замки, конструкции
|